Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.
Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.
Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще.
А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.
Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?
Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.)))
Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.
Элен, отвечаю здесь
//----------------------
Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?
Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").
Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.
Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений
. А школьники понимают, зачем она нужна
? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что
им говорят - но зачем
это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".
Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой.
Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.
А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)
При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".
Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.
Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?
Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.
Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол
, лошадь
. Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола
, лошади
.
Сравним:
Внимание:
В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .
Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол
, лошадь
окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра
, сверху
, слева
.
Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:
1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик — И. п., стол — И. / В. п.;
2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;
3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.
Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей — статей-. Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей — стать[й’-а] — стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.
Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:
гений, гениj-[я], гениj-[ю] — участков-[ый], участков-[ого], участков-[ому]
армиj-[я], армиj-[ей] — столов-[ая], столов-[ой] и т. д.
4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умен;
5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:
ед. число И. п. син-[ий] лисий-
Р. п. син-[его] лисьj-[его]
Д. п. син-[ему] лисьj-[ему]
В. п. = и. п. / в. п.
Т. п. син-[им] лисьj-[им]
П. п. син-[ем] лисьj-[ем].
Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама — мам-ин-, лиса — лис-ий-. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;
6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) — ср.: дела-л-[а], дела-л-[и];
7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и-, пиш-и-[те];
8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-.
Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс - М., 2000 г.
Окончание — изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Эта формообразующая морфема выражает грамматические значения рода, лица, числа и падежа.
Не все слова имеют окончание. Оно есть только у изменяемых слов. Бывает, что окончание у слова есть, но его не видно и не слышно, т.е. оно не выражено буквами и звуками — это нулевое окончание. Кроме того, окончание не всегда стоит в конце слова. В слове может быть два окончания. Иногда, чтобы выделить окончание приходится использовать фонетическую транскрипцию.
Окончание — это формообразующая морфема, которая выражает грамматические значения слова (род, лицо, число, падеж), а не лексические значения как словообразовательные морфемы.
От формообразующих суффиксов окончание отличается характером выражаемого им грамматического значения.
луг()
— луг(а)
,
трав(а)
— трав(ы)
,
смел()
— смел(ы)
;
бел(ый) — бел(ое) — бел(ая) , думающ(ий) — думающ(ая) , сидел() — сидел(а) ;
Часть слова, которая изменяется при изменении формы слова, является окончанием.
Окончание не входит в основу слова , так как имеет только грамматическое значение.
Концы слов разных частей речи могут быть одинаковыми, но их окончания различны, т.е. слова имеют разное морфемное строение. Примеры:
Внимание! Глаголы второго лица мн.ч. настоящего и будущего числа и формы повелительного наклонения этих глаголов могут совпадать, но имеют разное морфемное строение,т.е. имеют два варианта морфемного разбора:
Выполните
(повелительное наклонение, вы-полн-и-(те), -и- —
повелительного наклонения) вторую задачу после того, как выполните
(настоящее время, вы-полн-(ите)) первую.
вы-лет-и-(те)
(повелит. наклонение) — вы-лет(ите)
;
вы-леч-и-(те)
(второе спряжение, повелит.наклонение) — вы-леч-(ите)
и т.д.
В глаголах первого спряжения безударное окончание -(ете) по звучанию совпадает по звучанию с повелительным наклонением, но пишется по-другому:
выпрыгн-и-(те) (повелит.накл.) — выпрыгн-(ете ) (первое спряжение (прыгнуть), второе лицо, мн.ч.).
Окончание выражает различные грамматические значения частей речи:
Кроме различения форм слова, окончания иногда выполняют смыслоразличительную функцию :
хлеб(а) — хлебные злаки и хлеб(ы) — выпеченные из муки изделия; мужи — мужья, зубы — зубья, листы — листья.
Иногда по окончанию легко определить не только форму, но и часть речи. Например:
В словосочетании неизменяемые слова подчиняются главному слову по смыслу, с помощью порядка слов и интонации: быстро бежать, бежать наверх .
Неизменяемые части речи | Примеры |
---|---|
деепричастия | видя, слыша, собирая, умываясь |
наречия | наголо, весело, лучше, по-немецки, во-первых, невтерпёж, замуж |
несклоняемые существительные (обычно заимствованные): | какао, колье, кашпо |
несклоняемые прилагательные: | хаки, бордо,беж |
прилагательные в сравнительной степени: | сильнее, выше |
притяжательные местоимения, обозначающие принадлежность третьему лицу: | его, её, их |
междометия и звукоподражания: | ура, ах! |
Служебные части речи: | |
союзы | хоть |
около | |
пусть |
Внимание! Отсутствие у слова окончания графически не обозначается. При морфемном и словообразовательном разборе нельзя ставить знак нулевого окончания! Все слово входит в основу.
Деепричастия и наречия — неизменяемые части речи, поэтому окончаний не имеют. Не путайте деепричастий и наречий с окончаниями прилагательных. Окончания прилагательных можно изменять:
Склоняемые или спрягаемые (изменяемые!) части речи в некоторых формах могут иметь нулевое окончание.
Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой на письме. Обнаружить его можно, изменяя формы слова. Если при изменении формы слова появляется окончание, выраженное буквами и звуками, то э
Нулевое окончание передает определенное грамматическое значение:
стол(), конь() — Им. п., муж.род, второе склонение; туч(), луж(), мам() — значение родительного падежа мн.ч.
При изменении формы таких слов после основы появляется выраженное (звуками, буквами) окончание.
Нулевые окончания имеют: | Примеры |
---|---|
существительные мужского рода ед.числа 2 склонения в именительном и винительном падежах: |
лес() — лес(а), лес(у); |
существительные женского рода 3-го склонения в именительном падеже ед.ч.: |
мышь() — мыш(и); |
существительные в родительном падеже мн.ч. разных родов: |
туч() — туч(а) — туч(и), |
краткие прилагательные и причастия мужского рода ед.ч.: |
красив() — красив(а), неуклюж -неуклюж(а), |
притяжательные прилагательные в И.п. м.р ед.ч. |
лис-ий() — лись(я) -лись[й"(а) ], акулий(), волчий() (см. ниже почему так) |
глаголы прошедшего времени мужского рода ед.ч. в изъявительном и сослагательном наклонении: |
пел(), пел() бы — пел(а), |
у глаголов повелительного наклонения ед.ч.: |
учи(), смотри(), пиши(); |
числительные в именительном и винительном падежах: |
десять() — десят(и), десять(ю) |
Внимание! Необходимо различать слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, т.к. в слове с нулевым окончанием оно указывается при морфемном разборе слова, а в неизменяемых словах — нет (нет окончания)!
В сложных словах возможно выделение двух окончаний:
Но, в сложных существительных и прилагательных, которые пишутся слитно, после первого стоит соединительная гласная, а не окончание: сам-о -лет() , красн-о -кож(ий) .
с помощью транскрипции, так как написание не отражает морфемного состава слова:
лис-ий(), волч-ий(), медвеж-ий() , где —ий является суффиксом и есть нулевое окончание. При склонении беглый —и — из суффикса выпадает, остается суффикс, который звучий как [й’] , а на письме передается разделительным мягким знаком: лись(его) [лис’-й-‘(ива)], волчь(его) [волч’-й’-(ива)], медвежь(его)[м’эдв’эж-й’-(ива)] — в транскрипции звучит суффикс [й’] и окончание.