Тема : Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Цель : 1.отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость;
3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность, здоровый образ жизни.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня условия материала;
Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование : презентация, презентация- тренажёр.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Начинаю я урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать.
– Итак, какова цель всех наших уроков русского языка? 2. Эмоциональный настрой.
Ребята, что вы ждёте от урока? (Узнать что-то новое, интересное)
А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.
2.Работа по теме.
1)Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадку.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год. (декабрь) Слайд 2
Что характерно для декабря? (Мороз, снег, холод)
Как вы можете объяснить слово «декабрь»?
Назовите первую букву этого слова.
Дд дя ду де – 1 строчка
По узкой дорожк_ по широкой площад_ ехал я на лощад_. А потом у маленькой речк_ ехал я на овечк _. Слайд 3
Списать, вставить пропущенные буквы.
*проверка
В какой части слова будем решать орфографические задачи?
Кто расскажет алгоритм действия правописания падежных окончаний имён существительных?
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
По опорным словам:
1 склонение – игра
2 склонение – Колобок
3 склонение – степь
По таблице окончаний: Слайд 4
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
|
Р.п. | Ы, -и | А, -я | |
Д.п. | У, -ю | ||
П.п. |
Так чему будем учиться сегодня на уроке?
Сформулируйте тему и задачи урока . Слайд 1
2) Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.
*С комментированием у доски.
За речкой, по улице, в домике, в печке, без сладости, на зорьке.
3) Игра « Не ошибись».(Работа в парах)
Нужно исправить ошибки.
Тетрадь без обложки, рисунок на ткан е , выросли в теплиц ы , букет черёмухи, ходит без обуви, раздал по горстке, фильм о лебед и , шов на плать и , забота о брате, подарок для матери, по законам чести и совест е . Слайд 5
*Сверка с доской. Слайд 6
4)Работа по группам.
1) - Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать, как это нередко бывает на уроках закрепления, будете в группах . Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)
Откройте конверт №1, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6 минут.
1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж, склонение. Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.
к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)
2 группа . Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.
Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя.
3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.
На ветк.., сердце дочер, по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., на западе пустын...
(от каждой группы по одному человеку работают на доске)
– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответам и т. д.)
5)Продолжаем работать в группах.
Откройте конверт №2. Задания: из слов каждой строки составить и записать в тетрадь предложения. Определить падеж и склонение существительных. Разобрать по членам предложения.
1 группа
Утреннее, верхушк_ сосен, солнце, косыми, осветило, лучами
Земл_, лежит, на, снег, сверкающий
С, день, радостью, в, начинается, Братск_, новый
2 группа
Искрами, снежинки, полянк_, засветились, на, лесной
В, синевой, залив_, красивой, Братском, голубое, отражается, небо
На, ел., высокой, королёк, вершин., живёт
*Проверка.
6)Тренажёр.
3.Рефлексия.
4.Итог.
5.Домашнее задание.
Записать 10 словосочетаний: существительные с предлогами в Р.п., Д.п., П.п., определить склонение.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
число______________________ Фамилия__________________________________
Скл. | Род и тельный (Кого?Чего?) | Дат е льный (Кому?Чему?) | Пр е дложный (О ком?О чём?) |
|
От бол…. | ||||
По комнат… | ||||
О геро…. | ||||
До полк… . | ||||
В деревн… | ||||
В зелен…. | ||||
О молодёж…. | ||||
На местност… | ||||
В горшочк…. | ||||
Около постельк…. | ||||
В очеред….. | ||||
Об опасност…. | ||||
После ноч….. | ||||
На плет… | ||||
О медал…. | ||||
На грамот…. | ||||
В облак….. | ||||
Около яблон…. | ||||
Ветка сирен…. | ||||
Песня о мыш…. | ||||
Сказка о мышк…. | ||||
без дяд… | ||||
По площад….. |
Правописание окончаний имен существительных
Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.
При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.
Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.
У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).
КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.
2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ, БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.
3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.
4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. - Зульфия, Алия).
Упражнение
Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал_ ? (А. Пушкин)
«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк - от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ_ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)
Опять я на большой дорог_ , стихи_ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог_ я думу думаю один. (П. Вяземский)
Нет жалост_ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).
В памят_ моей уж не было подруг_ прежних дней. (Е. Баратынский)
Он медленно поднялся по лестниц_ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик_ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)
«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали_ », - еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)
Счастлив тот, в ком жизн_ цвет холод жизн_ не погубит. (И.Клюшников)
Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол_ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)
Нельзя, милостивый государь, - помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк_ вышьем, - сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)
Темперамент, любопытство, силищ_ - все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур_ весело играя. (М. Лермонтов).
Софь_ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)
Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи_ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)
Будь же ты в стихи_ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).
В этом волнени_ , в этом сиянь_ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь_ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).
А винищ_ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)
Мне наскучило, девиц_ , одинешенькой в светлиц_ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)
В доме и в соседств_ , все, от дворовой девк_ до дворовой собак_ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)
Замелькали пожарищ_ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)
И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен_ алкал, в пустын_ блуждая три дня и три ноч_ …(А.Пушкин).
За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини_ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)
Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк_ . (Ф. Достоевский, Ползунков)
В задумчивост_ и в каком-то бессмысленном рассуждени_ о странност_ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).
На самом деле это был Скворушк_ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: выведение правила написания безударных падежных окончаний имён существительных, развитие умений писать слова с орфограммой - буквой безударного гласного в окончании существительного, графически её обозначать и объяснять написание с опорой на алгоритм.
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные:
Технологии обучения: проблемно-диалогическое обучение, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология.
Основные понятия: существительное, падежное окончание, орфограмма, безударный гласный.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная,групповая.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! (Слайд 1)
Сегодня на уроке мне хотелось бы показать вам несколько репродукций картин известных русских художников. Внимательно посмотрите и скажите, какая пора года изображена на них? (Зима) (Слайды 2-10)
А вы любите зиму? Какой же человек, родившийся в России, не любит снежные русские зимы. Зима – источник вдохновения не только для художников, но и для поэтов, композиторов. Про это время года собрано множество пословиц, поговорок, примет.
2. Языковая разминка
Прочитайте народные пословицы и поговорки о зимних месяцах. (Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт. Январю большие морозы, ну а февралю – метели.) (Слайд 11)
Объясните смысл.
Найдите и назовите только имена существительные с орфограммой “Правописание безударного гласного в корне слова, не проверяемого ударением”.
Запишите слова в начальной форме, поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить. (Слайд 12)
Проверьте себя. (Слайд 13)
3. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы
Прочитайте пословицу, как вы ее понимаете? (П......грал бы на баян..., да...бморозил пальцы в бан....) (Слайд 14)
Как вы думаете, что можно сделать в этом задании?
Хорошо, спишите, вставив пропущенные буквы, и обозначьте орфограммы. (Две ученицы записывают: “Поиграл бы на баяне , да обморозил пальцы в бани ” и “Поиграл бы на баяни , да обморозил пальцы в бане ”)
Проверим, как выполнено задание на доске и на экране. (Слова “в бане”, “на баяне” написаны по-разному, с буквой е или и в окончании) (Слайд 15)
Задание было одно? (Одно)
А как его выполнили? (По-разному)
Почему так получилось? (Мы еще не все знаем и умеем)
Что мы уже знаем? (Знаем, как проверить безударный гласный в корне слова, в приставке)
Как можно проверить безударный гласный в корне слова или приставке?
Чего еще не знаем? (Не знаем, как проверять безударный гласный в падежном окончании имени существительного) (Слайд 16)
Вы уже умеете писать безударные гласные в корне слова и приставках. Пришло время научиться писать и безударные гласные в окончаниях.
4. Формулирование проблемы (темы и целей урока), планирование деятельности
Какой же возникает вопрос? (Как проверить безударный гласный в падежном окончании имени существительного?) (Слайд 17)
Какова сегодня тема урока? (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных)
Что предстоит выяснить? (Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного)
Какова же будет цель нашего урока? (Вывести общее правило (алгоритм) правописания безударных падежных окончаний имен существительных)
Чему будем учиться? (Будем учиться грамотно писать слова с новой орфограммой)
5. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила
На экране вы видите столбики слов, они помогут нам открыть новое правило. (Слайд 18)
Какие у вас есть гипотезы? (Предлагают свои версии фронтально)
Предлагаю вам провести наблюдение и самостоятельно вывести общее правило правописания безударных падежных окончаний существительных по рядам. У каждого ряда своя карточка с заданием, работаете в парах.
Возьмите карточку со столбиками слов. Прочитайте задание. Просклоняйте имена существительные, поставьте ударение. Сравните окончания в каждом падеже. Сделайте вывод. (Выполняют задание в парах)
Заслушаем первую группу. (Слайд 19)
Какие были существительные? (Существительные первого склонения поговорка, луна, земля)
Что нужно было сделать?
Что вы заметили? (Окончания в ударном и безударном положении одинаковые) (Слайд 20)
Как мы действуем, если безударный гласный находится в корне слова? (Проверяем ударением, подбираем проверочное слово)
Какие у вас появились гипотезы, предположения о том, как можно проверить безударный гласный в окончании? (По ударным падежным окончаниям 1-го склонения можно проверить безударное окончание имен существительных 1-го склонения)
Какие слова могут стать словами-помощниками? (Луна, земля)
Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками? (У них ударные окончания)
Сделайте вывод о правописании окончаний существительных 1-го склонения. (Формулируют вывод) (Слайд 21)
Заслушаем вторую группу.
Какие у вас были слова? (Существительные 2-го склонения поле, конь, окно) (Слайд 22)
Какое было задание? (Просклонять имена существительные, поставить ударение, сравнить окончания) (Слайд 23)
Что вы заметили? Ваш вывод. (Окончания в ударном и безударном положении одинаковые. По ударным падежным окончаниям 2-го склонения можно проверить безударное окончание имен существительных 2-го склонения) (Слайд 24)
(Конь, окно. Ударные окончания.)
Заслушаем третью группу. Какие у вас были слова? (Существительные 3-го склонения радость, печь, степь) (Слайд 25)
Какое задание? (Просклонять имена существительные, поставить ударение, сравнить окончания) (Слайд 26)
Что вы заметили? Ваш вывод. (Окончания в ударном и безударном положении одинаковые. По ударным падежным окончаниям 3-го склонения можно проверить безударное окончание имен существительных 3-го склонения) (Слайд 27)
Какие слова могут стать словами-помощниками? Почему? (Печь, степь, потому что ударные падежные окончания)
Группы работали с разным материалом, но к какому общему выводу пришли? (Ударные и безударные окончания имен существительных в одном и том же склонении и падеже пишутся одинаково)
Сформулируйте общее правило правописания безударных падежных окончаний существительных. (Безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными в том же склонении) (Слайд 28)
Проверим правило по учебнику, страница 20. (Все верно)
Есть ли еще гипотезы, предположения?
Как мы поступаем, если безударная гласная имеется в приставке? (Подбираем слово с ударной приставкой или запоминаем приставки)
Можно ли запомнить падежные окончания имен существительных? (Да, можно)
Рассмотрите таблицу окончаний. (Слайд 29) Большими жирными буквами в таблице выделены окончания, на которые нужно обратить особое внимание. В остальных окончаниях ошибки встречаются гораздо реже. Первые несколько упражнений вы будете выполнять, постоянно заглядывая в табличку, а потом надобность в этом отпадет. Самые коварные падежи – родительный, дательный и предложный.
Как легче запомнить окончания в этих падежах? (Во 2 склонении может быть только окончание Е. В 3 склонении может быть только окончание И. В Р.п. может быть только окончание И) (Слайд 30)
Попробуйте самостоятельно определить, как нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении. Восстановите алгоритм. Если задание для вас трудное, используйте слова для справок. (Обсуждают в парах, выполняют задание на карточке) (Слайд 31)
Расскажите по схеме, как нужно действовать, чтобы правильно написать окончание существительного. (Слайды 32, 33)
Зная новое правило, вернемся к началу урока и исправим ошибки на доске. Но прежде попробуем применить этот алгоритм и вставить нужное окончание. (Слайды 35, 36)
Какую же гласную нужно вписать на месте безударного окончания в словах “на баяне”, “в бане”? Исправьте ошибки на доске. (Слайд 37)
Как графически обозначается орфограмма?
6. Развитие умений - применение нового знания
Физкультминутка (Слайд 38)
Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием – приседаете, если с безударным окончанием – поднять руки вверх.
У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из шерсти, около пристани, в небе, из нефти.
Выполним задания.
Предположите, чему будем учиться, выполняя эти задания?
Предположите, какие знания нужны для решения этой учебной задачи?
Любите ли вы писать диктанты? Я не предлагаю сейчас написать вам диктант. Вы будете учителями, а значит, будете проверять диктант и исправлять ошибки.
Возьмите карточку с диктантом. Работать будете самостоятельно. Выберите карточку, которая соответствует уровню усвоения материала (на зеленой карточке задание необходимого уровня, на желтой карточке задание повышенного уровня). (Слайды 39, 40)
В снежном 2 царстви, в облаке 3 из капельки воды родилась снежинка 2 . Ветер кружил ее в воздухи 4 . За первой снежинкай к земле летели стайки белых звездочек. Одни опустились на ветве березки, сирене, ели 1 , осинке. Другие уселись на крыши избушке, пушистым 2 покрывалам укрыли следы на дорожки 2 во дворе.
Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Как бы вы озаглавили текст?
Проверим, какие окончания выбрали учащиеся на необходимом уровне, и какие ошибки исправили учащиеся на повышенном уровне. (Слайд 41)
Какое умение развивали при выполнении этого упражнения?
Все ли у вас получилось? Почему? Назовите причины успеха или неуспеха.
Как найти выход из ситуации неуспеха?
Выполните разборы. (Слайд 42)
Какое умение развивали при выполнении этого задания?
7. Итог урока
8. Рефлексия
Продолжите высказывания. (Слайд 45)
Сегодня на уроке:
9. Домашнее задание
Домашнее задание на выбор (слайд 46):
Понаблюдайте за зимними картинами, которые мы можем увидеть из окна. Может быть, кто-то из вас заметит в природе то, что не увидел еще ни один художник. Расскажите, что видно из окна комнаты, класса. Может быть найдете или подберете из художественной литературы слова для описания дыма из трубы, сосульки, ледяной горки.
Представь, что ты окончание имени существительного. Расскажи о себе. Свой рассказ запиши.
Спасибо за урок! Вы молодцы! (Слайд 47)
Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -а, -я
жена , земля | ,
-о, -е
конь, село , поле |
ночь, лошадь |
Р. п. | -ы, -и
жены , земли | -а, -я
коня , села , поля | -и
ночи , лошади |
Д. п. | -е
жене , земле | -у, -ю
коню , селу , полю | -и
ночи , лошади |
В. п. | -у, -ю
жену , землю | ,-а, -я, -о, -е
коня , село , поле |
ночь, лошадь |
Т. п. | -ой (-ою), -ей (-ею)
женой , землей | -ом, -ем
конём , селом , полем | -ью
ночью , лошадью |
П. п. | -е
жене , земле | -е, -и
коне , селе , поле | -и
ночи , лошади |
В падежных окончаниях единственного числа пишется:
Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание -и ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание -е ).
В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .
В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .
Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -ы, -и
жены , земли | а, -я, -ы, -и
кони , сёла , поля | -и
ночи , лошади |
Р. п. |
жён, земель | -ов, -ей,
коней , сёл, полей | -ей
ночей , лошадей |
Д. п. | -ам, -ям
жёнам , землям | -ам, -ям
коням , сёлам , полям | -ам, -ям
ночам , лошадям |
В. п. | -ы, -и,
жён, земли | -а, -я, -ы, -и, ей, -ов
коней , сёла , поля | -и, -ей
ночи , лошадей |
Т. п. | -ами, -ями
жёнами , землями | -ами, -ями
конями , сёлами , полями | -ами, -ями
ночами , лошадями |
П. п. | -ах, -ях
жёнах , землях | -ах, -ях
конях , сёлах , полях | -ах, -ях
ночах , лошадях |
Какие падежные окончания имеют существительные? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Также мы расскажем вам о том, чем отличаются падежные окончания разного склонения, и приведем несколько примеров.
Знать, как изменяются слова по падежам, крайне важно. Ведь правописание падежных окончаний приносит массу проблем во время создания грамотного текста. Следует отметить, что выбор той или иной буквы в существительных зависит полностью от того, к какому именно склонению они относятся. Кстати, ошибки в написании окончаний -и или -е возникают лишь в некоторых падежных формах: дательного, родительного и предложного падежей. Именно поэтому их рекомендуется запомнить.
Именные склоняются в соответствии с адъективным типом, а также субстантивным и местоименным. В данной статье нас интересует только субстантивное склонение. Оно подразделяется на три подтипа. Рассмотрим их более подробно:
Чтобы грамотно написать, например, письмо, желательно знать все возможные окончания существительных разных склонений. Для этого следует просклонять по падежам соответствующие слова.
Падежные окончания существительных 1-го склонения одинаковы для всех аналогичных слов. Именно поэтому, если у вас возникают трудности во время их написания, то можно смело заглянуть в данную таблицу и определить правильное окончание.
Чтобы не совершать ошибки во время написания текста, учителя рекомендуют своим ученикам запомнить окончания всех трех склонений. Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Особенно сложно запомнить те слова, которые имеют безударные падежные окончания. Но и на этот случай в русском языке существует отдельное правило. Представим его прямо сейчас.
Если падежные окончания существительных стоят в безударном положении, то их правильное написание определяется путем проверки слов того же типа склонения, которые оканчиваются на аналогичную букву, стоящую под ударением. Приведем пример:
О том, какие падежные окончания имеют существительные единственного числа, мы рассмотрели выше. Но иногда требуется правильно просклонять и слова, стоящие во множественном числе. Следует особо отметить, что их падежные окончания не зависят от того, какое склонение имеет Однако они могут заметно отличаться у неодушевленных и одушевленных предметов (не всегда).
Как говорилось выше, существительные имеют те или иные падежные окончания в зависимости от того, к какому из трех склонений они относятся. Однако в русском нередко встречаются и разносклоняемые слова. К ним относятся такие существительные, которые после изменения по падежам имеют окончания разных склонений.
Итак, к разносклоняемым именам существительным относится десять которые оканчиваются на -мя. Назовем их по порядку:
Помимо всего прочего, к разносклоняемым относится слово мужского рода «путь». Чтобы правильно склонять такие существительные, следует знать, что при изменении у них появляется суффикс -ен- или -ён (например: знамя - знамени, темя - темени, имя - имен и проч.).
Имена существительные, которые оканчиваются на -ия (серия, армия, Мария, линия и проч.) представляют собой особый вариант склонения. Таким образом, в формах предложного, родительного и дательного падежей они имеют окончание -и. Приведем пример:
Следует отметить, что данные слова не рекомендуется путать с именами существительными, оканчивающими на -ья, (например, Наталья, Марья, Софья). Ведь они склоняются по общим правилам, а также имеют в формах предложного и дательного падежей окончание -е (Наталье, Марье, Софье).
Кстати, имена собственные, которыми называют населенные пункты (Кашин, Бородино Калинин), имеют особую форму в творительном падеже (в единственном числе). Таким образом, представленные слова склоняются по образцу существительных 2-го склонения и имеют падежное окончание -ом (Калинином, Кашином, Бородином). Нельзя не сказать и о том, что такие слова не следует путать с русскими фамилиями (Кашин, Бородин, Калинин), которые в творительном падеже имеют окончание -ым (Калининым, Кашиным, Бородиным).