Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Начальная форма глагола онлайн. Морфологический разбор глагола примеры, онлайн словарь на словонлайн

Начальная форма глагола онлайн. Морфологический разбор глагола примеры, онлайн словарь на словонлайн

– это анализ части речи с точки зрения ее категорий и употребления в письме и разговоре. Слова, обозначающие действия, – одна из самых трудных частей речи, которая имеет целый ряд характеристик. Их необходимо изучить подробно, перед тем как разбирать глаголы.

Не запутаться в критериях и грамматических признаках этой части речи поможет схема морфологического разбора глагола.

Анализ делается в следующем порядке:

  1. Указать часть речи и информацию о том, что она обозначает.
  2. Записать начальную форму (инфинитив).
  3. Определить морфологические характеристики. Их делят на две группы.

Постоянные:

  • вид – определения типа по критериям завершенности действия. Есть две группы: совершенный вид (слова отвечают на вопрос «что делать?») и несовершенный («что сделать?» и все формы этого вопроса). Выделяют также двувидовые, к которым подходят оба вопроса;
  • переходность – тип сочетаемость с зависимым существительным или местоимением;
  • возвратность определяется по наличию в слове постфикса -ся или -сь, который указывает на направление действия на того, кто говорит. Если есть такие суффиксы, то определяется наличие возвратности, если суффикс отсутствует, то этот тип – невозвратный;
  • слова, которые обозначают действие, имеют спрягаемые и неспрягаемые формы.

Важно! Неспрягаемые – это инфинитив, причастие и деепричастие. Спрягаемые – это личные и безличные.

Непостоянные характеристики (изменяются в контексте):

  • наклонение. Существует 3 варианта по этому критерию. Изъявительное – обыкновенное действие. Сослагательное – слова, которые высказывают допущение, сомнение, условие (употребляются с частицей б (бы)). Повелительное содержит призыв к действию, просьбу, приказ;
  • время: прошедшее (что делал? что сделал?), настоящее (что делаю?) или будущее (что делаю? что сделаю?). В будущем времени можно определить форму: простую или составную;
  • число – единственное или множественное;
  • : первое – я и мы; второе – ты и вы; третье – он, она, оно и они;
  • род определяется во всех временах, кроме настоящего;
  • роль, которую выполняет разбираемое слово в предложении.


Эта схема учитывает все грамматические категории глагола и характеризует его с учетом всех характеристик.
Правильное соблюдение порядка описания категорий помогает не упустить ни одного важного аспекта.

Существует несколько исключительных признаков, которые нужно учитывать при анализе глагола:

  • у безличных форм нет лица, числа;
  • все возвратные глаголы принадлежат к непереходным;
  • спряжение помогает определить суффикс перед – ть;
  • стоит учитывать контекст: иногда слово употребляется в непрямом значении. Например, в предложении «Я пошел!» действие относится к прошедшему времени, которое используется в значении будущего.

Важно! Эти особенности нужно учитывать, чтобы не ошибиться, разбирая глагол как часть речи.

Образец морфологического разбора глагола

Приведем образец морфологического разбора глагола «написала». Контекст – предложение: «Марина вчера написала грустное и длинное письмо своему другу, которого не видела уже очень давно из-за внезапной разлуки»

Написала – часть речи: глагол. Грамматическое значение – слово обозначает действие, отвечает на вопрос «что сделала?».

Начальная – написать (вопрос – что сделать?).

Постоянные морфологические признаки:

  1. вид – несовершенный, действие законченное (что сделала?);
  2. тип – невозвратный (отсутствует суффикс);
  3. переходный. Написала (что?) письмо;
  4. принадлежит к 1-му спряжению.

Непостоянные морфологические признаки:

  • изъявительная форма (обычное действие);
  • прошедшее время (событие произошло в прошлом);
  • единственное число (Марина – одна);
  • третье лицо (она);
  • женский род.

В предложение глагол является сказуемым. Его нужно подчеркнуть соответственно – двумя прямыми линиями.

Как разбирать глагол, мы уже знаем. Аналогичный разбор проводят специализированные онлайн-сервисы. Они работают по принципу автоматизированного анализа. Пользователь вводит необходимое слово, а система автоматически определяет его грамматические характеристики.

Такой анализ проводится быстро и в 90 % случаев предоставляет правильную информацию. Преимущество такого анализа в том, что он распознает словоформы и предлагает несколько вариантов морфологического разбора.

Полезное видео

Подведем итоги

Минус такого способа анализа грамматических признаков – оторванность от контекста. Система не определяет роль в предложении, не учитывает возможности переносного значения. Оптимальный способ применения такого метода – использовать онлайн-анализ для того, чтобы проверить анализ, выполненный самостоятельно.

Все слова нашего языка распределяются по частям речи. Основанием для такого деления служат морфологические признаки.

Некоторые из них постоянны, есть и переменные, зависящие от употребленной словоформы. Представление о постоянных признаках слов дает морфологический разбор слова онлайн.

Охарактеризуем с точки зрения морфологии глагол. Глагол выражает действие, он отвечает на вопрос «что (с)делать?» - во всех грамматических вариантах.

1. Бывает совершенного/несовершенного вида. Видовое распределение зависит от приставки С в вопросе, заданном к глаголу. Ее наличие указывает на совершенный вид, а отсутствие – на несовершенный. К примеру, «вздохнуть» (что сделать?) совершенный, а «дышать» несовершенный. Есть глаголы, принадлежащие двум видам, конкретизировать их видовую соотнесенность можно только в предложении: женить, обещать, казнить…

2. Переходность/непереходность – тоже постоянная глагольная категория. Переходные отличает возможность иметь при себе существительное в винительном падеже (и обязательно без предлога). Например, слушать (кого? что?) песню, смотреть, уколоть и т. д. Непереходные - командовать, приготовиться, воевать, летать, маршировать…

3. Возвратность/невозвратность – еще один постоянный глагольный признак. Возвратные – это все глаголы на СЯ или СЬ: умываться, подготовиться, исполниться, садись. Невозвратные – все остальные: думать, дремать, любить, знать, творить...

4. У глаголов постоянно и спряжение. Их у него два: 1-е и 2-е. Есть разноспрягаемые глаголы (бежать и хотеть). От принадлежности глагола к одному из двух спряжений зависит написание его личных окончаний.

Перечисленные признаки есть у всех глаголов. Они неизменны и присутствуют даже в инфинитиве - начальной форме.

У глагола есть и непостоянные, переменные признаки, к которым относятся наклонение (их три) и время - в трех формах. У глаголов настоящего и будущего времени определяются лицо и число, у глаголов прошедшего времени - род и число. Еще один непостоянный признак – синтаксическая функция. Обычно глагол в предложении выступает в роли сказуемого или его составной части, может быть и подлежащим - в форме инфинитива.

Как правило, чтобы полностью проанализировать глагол, определив все отмеченные пункты, дается предложение. Рассмотрим морфологический разбор глагола примеры в предложении: «В просторном зале царила тишина, озаренная тусклым сиянием светильников».

Царила – глагол, тишина (что делала?) царила, н. ф. – царить, несов. вид, неперех., невозвр., 2-е спр. (это постоянные признаки), изъявит. наклонение, прош. вр., ед. число, женск. род, в предложении – сказуемое непостоянные).

Помочь с выяснением постоянных глагольных признаков может опция «морфологический разбор глагола онлайн словарь». Все глаголы в словаре стоят в инфинитивной форме, т. е. начальной, поэтому в словаре определены вид, спряжение, переходность и возвратность. Непостоянные признаки определяются исходя из контекста – как в примере.

Глаголы одна из самых сложных частей речи. Начиная их изучать, невозможно избежать ошибок. Хотя всегда имеется четкая опорная схема, но русский язык изобилует исключениями и противоречиями. И в этом его неповторимость и богатство. Очень часто приходится проверять урок русского сына, пользуясь опцией морфологический разбор глагола онлайн. Чтобы не напутать все с самого начала, нужно четко определить вид глагола. Потренировавшись это не тяжело. Однако определить переходность - по-настоящему сложно. Потому что сначала надо понять над каким существительным идет управление. А двувидовые глаголы! Их вид понятен только в контексте предложения. А полностью ли понятен контекст? Вот когда начинаешь понимать, почему наш родной язык такой уникальный. Ему подвластно выразить простыми словами то, что многим другим языкам не под силу. Русские глаголы, имея такие многообразные формы, придают особую яркость и обилие чувств. Галина Фролова

слова:выставка, соблюдать... какое правило переноса используется в настоящее время? учитель вводит в недоумение... ответьте на почту! заранее спасибо) [email protected]

Я бы хотела, чтобы к разделу морфологический разбор имени существительного, прилагательного, и глагола было больше слов, так как тех слов которые Я требовала разобрать морфологический не было (такие слова как слышится, облаках, сорок(сорок от слова: сорока)) Екатерина

Заранее Спасибо за понимание! А так сайт ну ооооочень хороший.Все ест, ну только один минус который Я обозначила в первом письме.:-) -) :-D:-P B-) :-)) -:-) =D Екатерина

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о

Учебник: « Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина Издательство: ООО «БАЛАСС».

Цель: научить разбирать глагол как часть речи.

Задачи:

  • Образовательные :
    • ознакомиться с алгоритмом разбора глагола как части речи и образцом записи разбора
    • повторить знания о глаголе
    • учить планировать учебную деятельность
  • Развивающие :
    • развивать устную и письменную речь
    • развивать умение работать в парах
    • развивать умение работать по алгоритму
    • развивать орфографическую зоркость
  • Воспитательные :
    • воспитывать учебную активность
    • воспитывать навыки самоконтроля и самооценки

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с символами настроения. Выберите подходящую для вас и покажите.(показывают). Я рада, что у большинства ребят весёлое настроение.

2. Языковая разминка с элементами актуализации изученного

– Прочитайте слова: Р.КЕТА ПЛ.НЕТА КОСМ.С

– Какое задание вы можете выполнить? (Вставить пропущенные буквы, списать,подчеркнуть опасные места, поставить ударение)

Хоровое проговаривание, проверка у доски.

– Какие слова записали? (С непроверяемыми написаниями)
– Что означает слово Р.КЕТА? (Летательный аппарат, снаряд для фейерверков и сигнализации, боевой снаряд)
– Составьте предложения с данными словами. (Составляют устно)
– Запишите предложение под диктовку.

Яркая ракета осветила небо.

– Подчеркните опасные места. Проверим устно.
– Назовите имена существительные из предложения. (Ракета, небо)
– Разберём их как часть речи. (Комментируют с места)
– Найдите имена прилагательные. (Яркая) Разберём как часть речи. (Ученик работает у доски)

3. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока

– Какую часть речи ещё надо разобрать? (Глагол)
– Разберите. (Не умеем)
– Какая тема нашего урока? (Разбор глагола как части речи)

4. Совместное планирование учебной деятельности с записью плана на доске

– С чего начнём работу? (Вспомним, что такое глагол и на какие вопросы отвечает)
– Что ещё добавим? (Как определить время глагола)
– Что будем делать с глаголами? (Изменять по числам, определять род)
– А ещё познакомимся с алгоритмом разбора и образцом записи разбора глагола как части речи.

На доске план:

глагол
вопросы
время
число
род

– Тема есть. Задачи поставлены.

5. Поиск решения

Задание 1

– Прочитайте слова. Выпишите только глаголы.

Полёт лётчик летать самолёт улетает вылет летательный лётный вылетел полетит

– Докажите.
(Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?)
– Среди этих глаголов есть особенный. Какой? (Летать)
– Почему? (Нельзя определить время и число)
– На какой вопрос отвечает? (Что делать?)

Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

– Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма, инфинитив)

Задание 2

Работа с карточкой.

Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. Проверка в парах. Проверка на компьютере. Оцените себя.

Дружил –
Нёс –
Пёк –
Рисовал –

– Сделайте вывод. (Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы ть , ти , о , а , и , я , е , у и оканчиваются на чь )

Задание 3

– Если у глагола летать нельзя определить время, то у оставшихся глаголов улетает. вылетел, полетит можно.
– Назовите глагол настоящего, прошедшего, будущего времени. Докажите.
– От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Пускать (устно)
Сигналить (письменно)

Вывод: глаголы изменяются по временам.

– На какой вопрос отвечает начальная форма глагола, когда образуются все три времени глагола? (Что делать?)

Задание 4

Определите число глаголовулетает. вылетел, полетит . (Единственное число)

– В каком числе ещё можно поставить глаголы? Поставьте устно.

Вывод: глаголы изменяются по числам.

– Что ещё можно определить у глагола? (Род)
– У всех глаголов? (Только в прошедшем времени)
– Какой вывод можно сделать? (Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам)

Физминутка

Задание 5

Знакомство с алгоритмом разбора глагола по учебнику с 111.
– Прочитайте порядок разбора (Вслух) . Посмотрите на доску и сравните, что мы знаем о глаголе.
– Запись одинаковая?
– Сможем ли мы указать все признаки глагола как части речи? (Да)

Вывод: значит мы можем работать по алгоритму разбора глагола как части речи.

– Какую ещё осталось задачу решить? (Как правильно оформить на письме)
– Смотрим образец записи в учебнике.

6. Развитие умения – применения нового знания

На доске запись.

Н.ступила ранн.. в.сна.
Ласково светит ярк.. со.нце.
Скор. з.пахнет душ.стыми поч.ками.

– Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Объясните. (по 1 ученику у доски)
– Найдите глаголы. Разберите как часть речи.(один глагол с комментированием – записывает учитель, другой – работает ученик у доски, третий – самостоятельно)
– Что поможет разобрать глагол как часть речи?

Вывод: знание алгоритма помогает разобрать глагол как часть речи.

Работа с учебником. Упр.381

– Что будем выполнять в упражнении?
– Подчеркните глаголы. Выберите два любых глагола и разберите как часть речи.

Проверка на компьютере.

7. Итог урока

– Выполнили ли мы задачи, которые поставили? (Да)

Вывод: мы научились разбирать глагол как часть речи.

9. Домашнее задание: стр.115 упр.1 (устно) упр. 6.

Изучая русский язык и, в частности, глаголы, мы часто сталкиваемся с необходимостью морфологически разобрать глагол - определить его характеристики и особенности. По какой схеме проводится морфологический разбор, и как это выглядит на примерах?

План действия для любого глагола

Разбор состоит из нескольких этапов:

  • Для начала нужно обозначить, что мы имеем дело именно с глаголом, определить его значение и вопрос, на который он отвечает.
  • Затем нужно употребить слово в его начальной форме и рассмотреть постоянные и изменяемые признаки. Для глаголов постоянными являются такие признаки, как вид и спряжение, переходность и возвратность, а непостоянными - лицо, время, род и число, а также наклонение.
  • И наконец, в заключение принято обозначать, какую роль играет рассматриваемое слово во всем предложении.

Образцы морфологического разбора

Морфологический разбор глагола «стоял»

Чтобы было понятнее, разберем для примера слово «стоял».

  • Слово относится к категории глаголов, обозначает некое действие, проверочным вопросом является «что делал».
  • Начальной формой здесь будет слово «стоять». Глагол имеет как постоянные, так и изменяемые признаки. К первым относятся - несовершенный вид, 2-е спряжение, невозвратность и непереходность. Среди изменяемых признаков - прошедшее время, мужской род и единственное число. Наклонение будет изъявительным, а вот лицо здесь определить нельзя.
  • В произвольном предложении слово окажется на месте сказуемого.

Морфологический разбор глагола «писал»

Приведем другой пример - слово «писал».

  • Глагол сообщает о некоем действии, вопросом к нему является «что делал».
  • Инфинитив для слова - «писать». Среди неизменяемых признаков глагола - невозвратность и несовершенный вид, слово является переходным и относится к 1-му спряжению. Среди изменяемых признаков - прошедшее время, мужской род и единственное число. Лицо определить невозможно, а наклонение будет изъявительным.
  • В предложении займет роль сказуемого.

Морфологический разбор глагола «разглядываю»

В качестве третьего примера возьмем слово «разглядываю».

  • Слово отвечает на вопрос «что делаю» и поэтому является глаголом, говорящим о совершаемом действии.
  • Инфинитивом для слова станет «разглядывать». В постоянные признаки попадут 1-е спряжение, несовершенный вид и невозвратность, а также переходность. К изменяемым признакам будут относиться 1-е лицо глагола, единственное число, настоящее время и изъявительное наклонение. Род не определяется.
  • Скорее всего, в предложении слово окажется сказуемым, однако это зависит от конкретной фразы.