В школе регулярно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Ученикам необходимо не только знать основные требования к разбору, но и отлично ориентироваться в грамматических категориях, уметь правильно определять их и сразу верно относить слово к соответствующей части речи. Только так можно сделать морфологический разбор местоимения правильно. Не стоит считать местоимение слишком лёгкой для разбора частью речи, уделяя ему меньше внимания. Его не следует путать с прилагательными, числительными, существительными и наречиями. Знание основных особенностей грамматических категорий местоимений, нюансов разбора и алгоритма поможет сделать морфологический анализ без ошибок.
Делаем морфологический разбор местоимения: правильно, последовательно, точноНе забывайте о последовательности разбора: сначала нужно выписывать словоформу, начальную форму, неизменяемые признаки, затем изменяемые грамматические категории, а заключительным пунктом станет анализ синтаксической функции местоимения в предложении.
Последовательность морфологического разбора местоимения
Следуйте алгоритму, чтобы верно сделать морфологический разбор местоимения.
При морфологическом разборе местоимений дается полная характеристика его постоянных и непостоянных грамматических признаков, а также синтаксической роли в предложении. В статье приведен подробный план разбора различных видов местоимений с наглядными примерами.
Морфологический разбор местоимения – это разбор местоимения как части речи, включающий его грамматическую и синтаксическую характеристики. В ходе морфологического разбора определяются постоянные и непостоянные грамматические признаки местоимения, а также его роль в предложении.
В школе тема «Морфологический разбор местоимения» изучается в 6 классе.
Так как в русском языке местоимения могут иметь грамматические признаки существительных, прилагательных и числительных, выделяют три типа разборов для разных групп слов.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
1. Постоянные:
– разряд по значению;
– лицо (только у личных местоимений);
– число (если есть);
– род (если есть);
2. Непостоянные:
I. Местоимение. Начальная форма
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные:
– разряд по значению;
2. Непостоянные:
III. Синтаксическая роль в предложении.
Обратите внимание: притяжательные местоимения-прилагательные его, ее, их являются неизменяемыми и не имеют непостоянных признаков.
I. Местоимение. Начальная форма
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные:
– разряд по значению;
2. Непостоянные:
III. Синтаксическая роль в предложении.
Она попросила меня купить любой арбуз и несколько персиков.
она ;
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – личное местоимение, 3-го лица, единственного числа, женского рода;
2. Непостоянные – именительный падеж.
III. Подлежащее.
Меня
I. Местоимение, начальная форма – я ;
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – личное местоимение, 1-го лица, единственного числа;
III. Дополнение.
Любой
I. Местоимение, начальная форма – любой ;
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – определительное;
2. Непостоянные – единственное число, мужской род, винительный падеж.
III. Определение.
Несколько
I. Местоимение, начальная форма – несколько .
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – неопределенное;
2. Непостоянные – винительный падеж.
III. Дополнение.
План морфемного разбора местоимений:
1. Выделить основу слова и окончание;
2. Выделить корень слова;
3. Выделить формообразующие аффиксы (приставки, суффиксы).
Кто-то пришел.
1. Основа – кто-то , окончание нулевое;
2. Корень слова – кто ;
На вопрос Морфологический разбор местоимения. заданный автором Европейский
лучший ответ это Что-то подсказывает мне, что ты ошибаешься в своих рассуждениях.
Что-то – местоимение.
I Указывает на предмет, но не называет его: что? что-то.
Н. ф. – что-то.
II Морфологические признаки: постоянные – неопределённое; непостоянные – в именительном падеже.
III (Что?) что-то (подчеркните одной чертой, так как это подлежащее).
Мне – местоимение.
I Указывает на предмет, но не называет его: кому? мне.
Н. ф. – я.
II Морфологические признаки: постоянные – личное, 1 лица, единственного числа; непостоянные – в дательном падеже.
III (Кому?) мне (подчеркните пунктирной линией, так как это дополнение)
Ты – местоимение.
I Указывает на предмет, но не называет его: кто? ты.
Н. ф. – ты.
II Морфологические признаки: постоянные – личное, 2 лица, единственного числа; непостоянные – в именительном падеже.
III (Кто?) ты (подчеркните одной чертой, так как это подлежащее).
(В) своих (рассуждениях) – местоимение.
I Указывает на признак предмета по принадлежности, но не называет его: в чьих рассуждениях? своих.
Н. ф. – свой.
II Морфологические признаки: постоянные – притяжательное; непостоянные – во множественном числе предложном падеже (род во множественном числе у местоимений-прилагательных не определяется).
III (В рассуждениях чьих?) своих (подчеркните волнистой линией, так как это определение).
Ответ от супоросная
[новичек]
Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, Вы.
Неопределенные: некто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто и все местоимения, образованные от основы вопросительных путем присоединения частиц - то, -либо, -нибудь, кое -, не -.
Возвратное: себя (в косвенных падежах).
Притяжательные: мой, твой, свой, его, её, их, наш, ваш.
Указательные: тот, этот, такой, таков, столько, там, здесь, тут, туда, сюда, оттуда, отсюда, так, тогда, затем, потому, оттого, настолько.
Вопросительные: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему, отчего, насколько.
Относительные: кто, что, какой, каков, который, сколько, где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему, отчего, насколько.
Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, нигде, никуда, ниоткуда, никогда, низачем, ниотчего, нечего, некого, негде, некуда, неоткуда, некогда, незачем, неотчего.
Определительные: весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, иной, иногда, всегда, везде, всюду, отовсюду.
Часть указанных в перечне местоимений в некоторых учебниках относятся к наречиям (местоименным наречиям)
1. Указательные: так, там, здесь, отсюда, тут, туда, тогда, оттуда.
2. Неопределённые: где-то, куда-то, когда-то, как-нибудь, где-либо, кое-где, кое-как.
3. Вопросительные: как, где, когда, почему, зачем, куда, отчего, откуда.
4. Относительные - это те же вопросительные, но в функции союзных слов: как, где, когда, почему, отчего.
5. Отрицательные: нигде, никуда, никогда, никак, негде, некуда.
6. Определительные: везде, всюду, всегда, по-всякому, всячески, по-иному, по-другому, много.
Разряды местоимений по грамматическим признакам
К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).
К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).
К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.). Слово нисколько относится к наречиям.
Разбор местоимений-существительных
Разбор личных местоимений:
(с) ними - местоимение-существительное, начальная форма они;
постоянные признаки: личное, 3 лицо, мн. ч.
непостоянные: Т. п.
(видел) тебя - местоимение-существительное, начальная форма ты;
постоянные признаки: личное, 2 лицо, ед. ч.
непостоянные признаки: общ. Род., Р. п.
синтаксическая роль: дополнение.
он - местоимение-существительное, начальная форма он;
постоянные признаки: личное, 3-е лицо.
признаки: ед. ч, муж. р., И. п.
Разбор местоимения себя:
(о) себе местоимение-существительное, начальная форма - себя;
постоянные признаки: возвратное;
непостоянные признаки: П. п;
синтаксическая роль: дополнение.
Разбор местоимений кто, что и производных от них:
никто (не пришел) – местоимение-существительное, начальная форма никто;
постоянные признаки: отрицательное, муж. р., ед. ч.;
непостоянные признаки: Им. п.;
синтаксическая роль: подлежащее.
что (читаешь?) – местоимение-существительное, начальная форма что;
постоянные признаки: вопросительное, ср. р., ед. ч.;
непостоянные признаки: В. п.;
синтаксическая роль: дополнение.
План разбора
Образец разбора
К кому-то 3 принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)
448 . Разберите два любых местоимения (устно и письменно). Текст какого стиля получился у вас при разборе?
1. Будет и на нашей улице праздник. 4 2. Кто сам собой не управит, тот и другого не наставит. 3. Всякий кулик своё болото хвалит. 4. Какова земля, таков и хлеб.
449 . Прочитайте. Озаглавьте текст. Выпишите местоимения и разберите их письменно. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая части слов, в которых находятся вставленные орфограммы.
До станц.. оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жу(ж, жж)анию к..мара можно было сл..дить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье, за ним и впереди нас тёмно(?)синие в..ршины гор, изрытые м..рщинами, покрытые сл..ями снега, р..совались на бледн..м небосклон.., ещё сохранявшем последний о..блеск з..ри. На тёмн..м небе начинали м..лькать звёзды, и странно, мне пок..залось, что они гораздо выше, чем у нас на север.. . По обеим сторонам дорог.. т..рчали голые, ч..рные камни; кое-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не ш..велился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой поч(?)товой тройки и неровное побрякиванье русского к..локольчика.
(М. Лермонтов.)
450 . Сочинение . Рассмотрите репродукцию картины Е. В. Сыро-мятниковой «Первые зрители». Адресат вашего сочинения - одноклассник. Вы можете описать изображённое на картине; можете написать рассуждение , чем именно вам понравилась картина. А можете сочинить рассказ «Как я случайно оказался в гостях у художника».
Рассмотрите внимательно мальчиков, комнату, в которой живёт художник; вид, который открывает вам распахнутое окно. Можно ли предположить, что изображено художником на картине?