Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Инструменты для производства малярных работ. Механизмы, оборудование, инструменты для малярных работ

Инструменты для производства малярных работ. Механизмы, оборудование, инструменты для малярных работ

Поверхность, подлежащая окрашиванию, обычно имеет вмятины, раковины, царапины и прочие дефекты, которые устраняют и выравнивают с помощью шпатлевок. Шпатлевание не повышает защитных свойств покрытий: слишком толстый и недостаточно эластичный слой шпатлевки подвержен растрескиванию, в результате чего нарушается прочность всего покрытия.

Шпатлевки наносят на хорошо просушенный грунт деревянным, пластмассовым или металлическим шпателем (рис. 33, а-е) (для ровных поверхностей) или куском листовой резины (для криволинейных поверхностей). Шпатлевки можно наносить также краскораспылителем или специальными удочками с насадкой диаметром 6 мм.

Рис. 33. Ручные инструменты:
а-е - шпатели, ж - колодка для шлифовальной шкурки, з - скребки, и - приспособление для шлифования поверхности; 1 - полотно, 2 - накладка, 3 - колпачок, 4 - ручка, 5 - ванночка, 6 - держатель, 7 - колодки, 8 - мягкое основание, 9 - шлифовальная шкурка, 10 - зажимной винт, 11 - фигурный скребок, 12 - cкребок с удлиненной ручкой, 13 - стальные щетки

Для лучшего сцепления шпатлевки с грунтом поверхность оштукатуривают для придания ей шероховатости, а затем удаляют пыль. Последнее обязательно, так как даже тончайший слой пыли резко ухудшает адгезию.

Для более эффективного выравнивания поверхность сначала шпатлюют в наиболее углубленных местах. После просушивания зашпатлеванные участки обрабатывают шкуркой (рис. 33, ж-и), в случае необходимости снова шпатлюют эти участки или всю поверхность.

Шпатлевать поверхность более чем в 3 слоя неэффективно. Толщина каждого слоя шпатлевки не должна превышать 0,5 мм для масляных, лаковых и перхлорвиниловых, 1 мм -для эпоксидных и других подобных шпатлевок.

Нанесение лакокрасочных материалов кистью - один из старейших методов окрашивания, известный многие века. Сейчас этой операцией пользуются при окрашивании малых и сложной конфигурации площадей и поверхностей при высококачественной и альфрейной отделке, для исправления дефектов при ремонте, и т. п.

Кроме того, метод окрашивания кистью имеет ряд преимуществ - он прост, лакокрасочный материал хорошо прилипает к основанию при растушевывании, экономно расходуются материалы. К недостаткам относят высокую трудоемкость (1м 2 за 4-6 мин).

Окрашивающий состав наносят конусом кисти без сильных нажимов, при этом материал ложится широкими полосами, которые затем растушевывают в горизонтальном и вертикальном направлениях. Кисть держат под углом 45-60° к окрашиваемой поверхности.

Рис. 34. Ручные инструменты и приспособления:
а - ванночка для валиков и кистей, б - нож для очистки стекол, в - ролик с грифелем, г - обойные ножницы, д - роликовый нож, е - щетка, ж - малярный валик, з-к - приспособление для очистки и окрашивания труб; 1 - корпус, 2 - ручка, 3 - сетка под валики, 4 - ячейки под кисти, 5 - накладки, 6 - лезвие, 7 - прижимной винт, 8 - зажимной винт грифеля, 9 - грифель, 10 - рейка, 11 - ролик, 12, 15 - подвижная обойма, 13 - прижим, 14 - щетка, 16 - пишущий валик с покрытием, 17 - рабочая часть, 18 - неподвижная обойма, 19 - выталкиватель

Существует большое разнообразие кистей, отличающихся по размеру, массе, форме, материалу и предназначенных для выполнения многих операций. Лучший материал -свиная щетина, обладающая от природы конусообразной формой и раздвоением окончаний волос, что позволяет добиться высокого качества покрытия. Для обычного окрашивания применяют комбинированные кисти из свиной щетины и волоса других животных или растительных волокон, а также из синтетических материалов (нейлона, капрона и т. д.). Последние более износоустойчивы.

Размер кисти соответствует виду работ. Самые большие называют маховыми, их применяют для окрашивания стен, потолков, полов, крыш и т. д. По массе щетины их изготовляют в 200, 300, 400 и 600 г, для чего пучки перевязывают шпагатом и насаживают на заостренный конец рукоятки длиной от 1 до 1,5 м. Сверху на 1/2-2/3 длины пучка рабочую часть также обматывают шпагатом. Оставшаяся свободная щетина имеет различную длину для разных окрашивающих составов: короче - для масляных, эмалевых (с растиркой по поверхности), длиннее - для водных.

По мере истирания кисти витки постепенно снимают. Выбирают маховыми кистями двумя руками.

Кисти меньших размеров для работы одной рукой называют ручниками - круглыми и плоскими. В круглых ручниках щетину приклеивают в выточке на торце рукоятки, а в плоских - зажимают в жестяной или пластмассовой оправе кисти. Размеры ручников обозначают четными номерами от 6 до 30.

При окрашивании по трафарету используют трафаретные кисти, имеющие более короткую и жесткую щетину.

Для выполнения тонких линий применяют обводочные (цировочные) кисти из длинного беличьего волоса.

Рис. 35. Малярные кисти (а-ж) и торцовки (з, и)

Широкие мягкие кисти из длинного барсучьего волоса - флейцы - применяют для сглаживания свежеокрашенной поверхности и удаления мазков и штрихов от кисти. Флейцы изготовляют круглые и плоские. При работе флейц не окунают в краску, а пользуются сухим и держат перпендикулярно к поверхности без нажима.

Щетки-торцовки используют для придания поверхности шероховатости. Изготовляют их из короткой отбеленной щетины, укрепленной на деревянной оправке размером 100 х 200 мм. При работе сухой торцовкой ударяют по свежеокрашенной поверхности.

Для других целей применяют специальные кисти: макловицы, фигурные, филеночные и т. д.

Для успешной работы следует соблюдать определенные правила работы кистями.

В любой новой кисти содержатся пыль и сломанные волоски, поэтому такую кисть следует вымыть в теплой мыльной воде и просушить.

Лучшие результаты дает кисть конусообразной формы, поэтому рационально поработать новой кистью на неответственных операциях по шероховатой поверхности (огрунтовывание), после чего очистить и применять для покровных слоев.

Перед началом работы кисть «разрабатывают» - окунают в окрашивающий состав, отжимают о стенку, поворачивают и т. д. до тех пор, пока пучок волос не будет равномерно смочен на половину длины. Во время работы кисть окунают неглубоко, постукивая по краю рабочей емкости для равномерного распределения краски.

Лакокрасочный материал наносят толстым слоем и затем растушевывают кистью. Большие поверхности удобнее окрашивать по частям, производя заключительную штриховку на всех участках в одном направлении, чтобы сделать незаметными границы смежных участков. Перекрывать слой лакокрасочного материала необходимо до начала высыхания «сырого края» предыдущего участка поверхности, иначе на границе участков слой утолщается и после сушки может сморщиться или будет отличаться по цвету от остальной поверхности.

Такая технология пригодна для большинства окрашивающих составов, но может частично изменяться в отдельных случаях. Так, лакокрасочные материалы для промежуточных слоев быстро теряют текучесть, особенно при повышенных температурах, поэтому наносить их и перекрывать «сырые» края следует умело и быстро. В заключении штриховать эмали, масляные и другие подобные составы необходимо снизу вверх, чтобы уменьшить отекание краски. При окрашивании дерева последние штрихи делают вдоль волокон, при окраске потолков - по направлению к свету.

Окрашивание кистью применяют преимущественно для медленно высыхающих составов.

Намного труднее наносить кистью быстросохнущие материалы с активными летучими растворителями, так как при нанесении повторных слоев или при растушевывании растворяются нижележащие слои и покрытие получается несплошным и неровным. При необходимости первый слой следует наносить только в одном направлении без растушевки, а после просушивания - второй в другом направлении.

По окончании работы лакокрасочный материал отжимают с кисти шпателем или скребком, кисть обтирают, промывают в растворителе и сушат, вращая на воздухе.

Следует избегать появления на кисти грибков и насекомых, поэтому ее в сухом виде следует хранить завернутой в промасленную бумагу или целлофан.

Кисти из беличьего, барсучьего и хорькового волоса отмывают от краски теплой водой с мылом.

Наиболее эффективным ручным инструментом для нанесения большинства окрашивающих составов, особенно водных и водоразбавляемых, являются малярные валики (рис. 36) различных конструкций. Сущность метода окрашивания ими заключается в том, что лакокрасочный материал предварительно равномерно заполняет поры поролоновой обшивки или пространство между волосом стриженой овчины, а при прокатывании по поверхности изделия переносит на нее окрашивающий состав и частично растушевывает его.

Рис. 36. Накатное устройство с набором валиков:
1 - накатный валик, 2, 6 - зажимные винты, 3 - питающий валик, 4 - ось, 5 - разъемная скоба, 7 - ручка

Этот метод по сравнению с кистевым более производителен, но имеет ограничение, так как может быть применен только для плоских поверхностей, хотя в ряде организаций разработаны специальные фигурные валики для окрашивания труб, радиаторов отопления и т. д.

При окрашивании плоских поверхностей валик передвигают вверх-вниз (стены, двери и т. п.) или вперед-назад (потолки, полы), пока не израсходуется краска на валике. Одновременно маляр перемещается по фронту работ, а затем обратно и сухим валиком растушевывает окрашенную поверхность. Валик заполняют краской, частично погружая его в ванночку с краской, и прокатывают по накладной сетке для равномерного ее распределения и стекания излишней краски обратно в ванночку. Имеются конструкции с принудительной подачей краски непосредственно в корпус валика или через промежуточный валик.

При накатке рисунков или трафарета применяют разновидность малярного валика со сменными резиновыми насадками.

В зависимости от назначения длина валика может быть различной.

Малярный инструмент представляет собой набор различных приспособлений, которые необходимы для нанесения лакокрасочных материалов.

Виды малярного инструмента

  • валики (меховые, велюровые, поролоновые)
  • кисти (ручники, маховые, плоские, макловицы)
  • шпатели (резиновый, гибкий, фасадный, стальной, хромированный)

Валики

Этот инструмент является надежным и простым в эксплуатации помощником для маляра. Валики различают по размеру и конструкции насадки, материалу шубки, длине ворса и применению.

Валики с диаметром керна меньше 40 мм (30 мм, 15 мм) используются для лакировочных работ, а также для окраски поверхности в труднодоступных местах.

Существует широкий выбор валиков из различных материалов - как из натуральных (мерлушка, велюр), так и из искусственных (полиамид, полиакрил, полиэстер, на тканевой или вязаной основе, поролон) материалов:

  • с меховой насадкой для работ с масляной краской, эмалью и лаком
  • с насадкой из мерлушки обеспечивают наиболее равномерное нанесение краски
  • с велюровой помогают достичь очень гладкой поверхности
  • с насадкой из полиамида предназначены для нанесения всех видов красок на водно-дисперсионной основе и основах, содержащих растворители
  • с насадкой из полиакрила используется для нанесения красок на водной основе или красок с ограниченным содержанием растворителей
  • с насадкой из полиэстера применяются для нанесения дисперсионных красок, красок для стен и потолков
  • с поролоновой насадкой окрашивают поверхности только водно-клеевыми составами

Используются и специальные валики. Например, угловые и филенчатые валики из полиамида. Первые применяются для накатки внутренних углов. С помощью вторых очень удобно наносить филенки, поскольку для этого не нужно вырезать трафареты или мастерить специальную линейку.

Валик-ножницы - благодаря своей хитрой конструкции незаменим при окрашивании различных труб, балконных и лестничных ограждений и других объектов. Для окраски труб годятся также валики с тремя подвижными кольцеобразными насадками из полиамида. Если же при покрытии вязких материалов появились воздушные пузырьки, то на помощь придут спецвалики.

Сегодня существует большой выбор инструментов для нанесения различных материалов с декоративным эффектом. Среди них - рельефные валики из резины с 18 видами дизайна для обработки штукатурок и густых красок, валики из мольтопреновой губки с порами различной величины, а также натуральные губки для достижения самых различных эффектов.

Под размером валика-насадки понимается длина и диаметр его ядра. Чем больше окрашиваемая поверхность, тем крупнее должна быть насадка, что позволит снизить количество расходуемого материала.

Кисти

Сегодня существует ряд определенных требований к качеству кисти: она должна набирать и удерживать краску, причем во время ее переноски от емкости до обрабатываемой поверхности желательно, чтобы краска с кисти не капала.

Если кисть хорошая, то она равномерно наносит краску на обрабатываемую поверхность а инструмент распределяет краску по всей поверхности начисто, без дополнительных доводок.

Кисти выпускаются с пластмассовой, металлической обоймой и нитяным бандажом, с деревянными или пластмассовыми ручками. В качестве рабочего материала используются натуральные (щетина свиньи конский, барсучий, беличий волос), синтетические или смешанные волокна.

У всех кистей имеется различное назначение:

  • круглые кисти предназначены для окраски окон, дверей, ровных и профильных поверхностей
  • плоские кисти используются для лакировки, глазурирования больших площадей из дерева (двери, мебель и т.д.)
  • специальные кисти применяются в труднодоступных местах для окраски отопительных радиаторов, труб, металлических проволочных конструкций и пр.

Отличительной особенностью этих кистей является длинная рукоятка и согнутый под углом зажим со щетиной.

  • побелочные кисти (макловица) применяются в работе на больших поверхностях (потолки, стены, полы) для нанесения грунтовок, известковых и дисперсионных красок, пропитывающих средств. Они довольно крупного размера, но зато очень производительны.
  • маховая кисть представляет собой пучок щетины длинной до 180 мм, натянутый на палку длиной до 2-х метров и перевязанный шпагатом. Она предназначается для окрашивания больших поверхностей
  • ручник - это небольшая круглая кисточка с короткой ручкой используется для окрашивания и грунтования небольших площадей и узких мест
  • флейц представляет собой кисть-лопаточку шириной до 100 мм, используется для обработки свежеокрашенной поверхности, точнее - уничтожение следов от маховой кисти или ручника. Кроме того, флейцы удобны как самостоятельные инструменты, окрашивающие любые виды лакокрасочных материалов.
  • филеночные кисти - круглые кисточки маленького диаметра (от 6 до 18 мм). Это скорее инструмент для отделки окрашенных поверхностей: вытягивания филенок, доводки трафаретных рисунков, нанесения краски туда, куда не проходят другие кисти.
  • торцовка- единственный вид кистей, в составе которого допустимо использование синтетической щетины. Предназначена для обработки свежеокрашенных поверхностей клеевыми и масляными красками для создания шероховато-матовой фактуры («шагрень»).

Шпатели

Желательно иметь несколько шпателей - с широким (180-200 мм) и узким (45-100 мм) полотном, изготовленным из металла, дерева и резины.

Шпатель стальной, хромированный с пластмассовой ручкой, с деревянной ручкой. Используется для нанесения раствора на поверхность.

Шпатель фасадный: стальной с пластмассовой ручкой, стальной с пластмассовой ручкой, нержавеющий с пластмассовой ручкой.
Удобен для работы на большой поверхности. Служит для равномерного распределения клеевого раствора.

Шпатель резиновый, гибкий. Незаменим для шпатлевания выпуклых поверхностей. Не оставляет следов на поверхностях.

Распылители

С помощью пневматических распылителей большие поверхности можно окрасить еще быстрее. Таким способом очень удобно красить потолки.

Самым простым устройством, которое применяют в быту, является ручной распылитель, пригодный для нанесения известковой и клеевой красок.

В последнее время выпускают краскораспылители, пригодные почти для всех видов лакокрасочных материалов. Для домашних работ больше всего подходит распылитель, работающий от пылесоса. Используют и специальное приспособление, поставляемое в комплекте к пылесосу. Шланг от него удлиняют с помощью пылесосных труб. Свободно передвигаться можно, если закрепить пылесос на ремне, который надевают на плечо.

Малярные работы с использованием малярного распылителя, краскопульта отличаются высоким качеством и равномерностью получаемого покрытия. Выигрыш в скорости выполнения малярных работ особенно проявляется при покраске больших, однородных, открытых поверхностей. Но и при малярных работах в труднодоступных местах этот способ также имеет преимущества.

Недостаток распылителей в том, что приходится закрывать бумагой или пленкой все прилегающие к окрашиваемой поверхности области и в необходимости постоянного контроля за уровнем малярного состава в емкости распылителя. При недостатке малярного состава в емкости или излишнем наклоне распылителя он начинает «плеваться», захватывая патрубком воздух и выбрасывая неконтролируемое количество малярного состава.

Шпатель для зачистки

Используется для удаления различных загрязнений и ржавчины с металлических поверхностей. Имеет жесткое заточенное полотно.

Шпатель предназначен для заделки щелей и неровностей, а также устранения других дефектов, обнаруженных на предназначенной для окрашивания поверхности. Шпатель представляет собой тонкую металлическую, деревянную или резиновую пластину (подложку) с рукояткой из дерева или пластика. Сглаживание обработанной поверхности производится обратной стороной шпателя. Сам шпатель прикладывается укороченной стороной к стене под углом 10-15°, после чего движением, противоположным тому, которым наносилась шпатлевка, производится сглаживание обработанной поверхности.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МАЛЯРНЫХ РАБОТ

Побелку потолка, оклейку стев обоями и пленками, окраску дверей и окон относят к малярным работам. Разговор о них начнем с инструментов.

Основной инструмент маляра - кисть (рис. 1). В зависимости от размеров, формы, способа изготовления и материала малярные кисти подразделяются на маховые, ручные и разделочные (трафаретные, филенчатые, флейцы).

Для побелочных работ кисть можно сделать и самому, например из тонкого мочала (рис. 2). Соберите волокна длиной прнмерно 30 см в пучок, сложите их вдвое и туго перевяжяте прочным шпагатом. Затем насадите на торец кисти ручку, а другой конец обрубите топором. Кисть готова.

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

То ли из-за ремонта, то ли потому, что захотелось сменить поднадоевший интерьер, вы решили передвинуть мебель. Как это сделать без «надрыва» и при этом не поцарапать пол!

Подложите под ножки шкафа полиэтиленовые крышки от банок - они уменьшают трение и подвинуть тяжелый предмет не составит труда.

Подсуньте под ножки передвигаемого предмета толстый шерстяной коврик. Таким способом удобно преодолевать пороги. «Технология» передвижки проста - один человек тянет коврик, другой толкает шкаф. Подложите под ножки тяжелого предмета пакеты из-под молока. Они ведь покрыты парафином и потому прекрасно скользят по полу. А если под рукой не окажется молочных пакетов или крышек от банок - отчаиваться не нужно. Предполагаемую трассу движения тяжелого предмета натрите влажным хозяйственнмм мыпом или покройте ее слоем воска.

Кроме кистей, в арсенале маляра должны быть шпатели, резиновые валики, различные щетки.

Шпатель - это металлическая или деревянная лопаточка с резиновой или стальной пластиной (рис. 3). Используют его для замазывания (разделки) потолочных и других трещин, снятия старой краски и т. д. Промышленность выпускает шпатели с шириной лезвия 40, 85, 105 и 130 мм. Дли ремонтных работ и квартире больше подходит шпатель с металлическим лезвием шириной 85 см.

Шпатель можно сделать и самому из слегка пружинящей стальной пластины, снабдив ее деревянной ручкой. Вместо стали можно использовать фанеру или толстую резину.

Малярные валики многие делают сими, используя готовый резиновый цилиндр, толстую проволоку и деревянный брусок. Надо сказать, что правильно сделать валик нелегко, поэтому постарайтесь все же купить его в магазине (рис. 4).

Неоценимую услугу при ремонте квартиры может оказать вам… пылесос. Им можно перед покраской удалить пыль с потолка, стен. (Если это не сделать, то краска или клей будут плохо держаться на отделанной поверхности.) Пылесосом с помощью пульверизатора увлажняют отслужившие свой век обои, чтооы они легче снимались со стен. Наконец, пылесос используют и как краскопульт (рис. 5 ). В инструкции к пылесосу сказано, как это делается. Напомним лишь основные моменты.

Рис. 1. Малярные кисти

Рис. 2. Самодельная кисть для побелки

Рис. 3. Шпатель

Рис. 4. Малярный валик

Всасывающий шланг переставляют на напорную сторону, вместо фильтра. Затем на емкость с краской (это должна быть банка со стандартной горловиной) надевают крышку с пульверизатором (он входит к комплект пылесоса). Переоборудуя пылесос в краскопульт, проследите: во-первых, чтобы крышка плотно прилегала к горловине и, во-вторых, чтобы трубка от пульверизатора не упиралась и дно банки.

Рис. 5. Пульверизатор для пылесоса

Конечно, при работе с пылесосом-краскопультом нужен навык, но он, как правило, приобретается быстро. Регулируют струю жидкости при окраске, прикрывая большим пальцем отверстие на верхней части распылителя. Пылесос равномерно окрашивает поверхность, поэтому советуем использовать его при побелке потолка: и время сэкономите, и качество работы будет лучше.

Итак, дли каждого вида малярных работ применяют определенные инструменты:

Теперь поговорим о красках. В каких случаях лучше применять масляную краску, а в каких эмалевую? Когда водоэмульсионную поливинилацетатную, а когда акрилатную или перхлорвиниловую (ПХВ)? Где подойдет нитрокраска, а где цветные лаки? Какими красками можно пользоваться для отделки поверхностей только внутренних помещений, а какими - для наружных работ. Попробуем ответить на эти вопросы.

До недавнего времени в ремонтных работах использовались главным образом масляные материалы. Сейчас же широкое распространение получили синтетические краски. Они не только не уступают масляным, но во многом даже превосходят их: создают более равномерное покрытие, быстрее сохнут, легче в работе, дешевле.

Многим нравятся в о д о - э м у л ь с и о н н ы е к р а с к и, которые бывают самых различных цветов - белыми, под слоновую кость, кремовыми, палеными, темно-желтыми, фисташковыми, оранжевыми, розовыми и др. Они обладают хорошей укрывистостью, малым расходом материала (от 120 до 200 г на 1 м 2 поверхности) и дают прочную несмываемую пленку красивого матового отлива. Различают водоэмульсионные краски на основе поливинилацетата (например, ЭВА-27А), полибутадиенстирола (например, Э-КЧ-26А) и полиакрилата (например. Э-AK-111). Заметим, что буква Э указывает на эмульсионную природу краски.

Если нужно окрасить стены, перегородки, оконные переплеты неотапливаемых веранд или хозблоков, лучше всего купить водоэмульсионную краску марки Э-ВА-17 или Э-ВА-129. Другие водоэмульсионные составы, например Э-ВА-224, подходят для внутренней отделки отапливаемых помещений.

Чем же хороши водоэмульсионные краски? Их можно применять дли работы по старым краскам - масляным, эмалевым, эмульсионным. Металлические части окон и дверей перед покраской водоэмульсионным составом необходимо лишь загрунтовать, (два раза проолифить, покрыть масляной краской).

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Немногие, вероятно, знают, что означают буквы и цифры на банках с красками. Оказывается, все очень просто. Вот, например, как расшифровываются некоторые из них:

МА - краски масляные;

ГФ - краски на глифталевых смолах;

ПФ - эмали на пентафталевых смолах;

НЦ - краски на основе нитроцеллюлозы;

КО - кремнеорганические краски;

МЧ - краски на мочеформальдегидных смолах;

БТ - краски на основе битумов и пеков;

Цифра 1 означает, что краски могут быть использованы для наружных работ, а цифра 2 - только для внутренних. Грунтовки маркируют цифрой 0, а шпаклевки - 00.

Э м а л е в ы е к р а с к и представляют собой пигменты, перетертые с различными лаками. Эмали образуют после высыхание непрозрачную твердую защитную декоративную пленку с различным блеском и фактурой поверхности. Применяют их для окраски поверхностей внутри помещений. Если эти поверхности были ранее окрашены другими красками, то старый слой надо обязательно смыть или счистить. Эмалевые краски выпускают нескольких десятков цветов. Такими красками белого цвета хорошо обрабатывать подоконники, которые приобретают плотную глянцевую поверхность и легко отмываются от грязи.

Эмали подразделяют на масляные, алкидные (глифталевые и пентафталевые), эпоксидные, нитроцеллюлозные и др. Так, эмаль ГФ-230 (глифталевая основа) предназначена для отделки внутренних поверхностей стен, находящихся в помещении изделий из металла и древесины. Для этих же целей служит эмаль ПФ-233 (пентафталевая основа).

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Для малярных и обойных работ можно использовать обычную одежную щетку, если прикрепить к ней кусок толстого резинового шланга, разрезанного с одной стороны на две части. В такой шланг вставляют длинную палку и работают щеткой, как маховой кистью. Благодаря гибкости шланга щеткой можно белить углы и труднодоступные места, а также разравнивать обои на потолке или наносить клей на стены.

Для отделки «внутренних» деревянных и металлических поверхностей часто используются нитроцеллюлозные эмали. Отличительная их особенность - быстрота высыхания (1–3 часа). Однако эти эмали - легковоспламеняемы и токсичны.

Дли окраски деревянных поверхностей широко используют м а с л я н ы е к р а с к и, то есть суспензии пигментов и наполнителей в олифах. В продажу поступают как густотертые масляные краски, так и масляные краски в готовом для употребления виде. Густотертые краски - это фактически еще не краски, а полуфабрикаты. И применять их без разбавления олифой нельзя.

Отметим, что у масляных красок четвертая группа знаков в шифре обозначает вид олифы, на которой приготовлена краска. Так, надпись «Краска масляная МА-15» означает, что в банке находится масляная краска, предназначенная для наружных работ и приготовленная на комбинированной олифе (о последнем свидетельствуеи цифра 5). Соответственно цифра 1 указывает на натуральную олифу, 2 - олифу оксоль, 3 - глифталевую, 4 - пентафталевую.

Особенность обозначения густотертых красок - в их шифре цифра в третьей группе знаков, указывающих на преимущественное назначение, заменена нулем. Таким образом, надпись «Краска МА-025 синяя» означает, что краска - густотертая для внутренних работ на комбинированной олифе. (Не спутайте густотертую масляную краску с грунтовкой!) Если в масляной краске находится пигмент только одного вида, то вместо слова «краска» указывается название этого пигмента, например «Белила титановые МЛ-25».

Инструменты для малярных работ.
Кисти.
Бываю нескольких разновидностей, каждая из которых имеет свое название. Использование той или иной разновидности кисти зависит от вида выполняемых работ.
Маховые кисти – применяются при окрашивании больших поверхностей стен и потолков. Выпускаются маховые кисти в основном больших размеров (диаметром 60-65 мм). Длина волоса маховой кисти около 100мм, сам волос может дополнительно укрепляться металлическим кольцом. Работать кистью с таким длинным волосом не очень удобно, поэтому для удобства в работе прибегают к укорачиванию длины волоса путем его обвязывания (обмотки) прочным шпагатом толщиной 2-3 мм. Ширина обмотки должна быть не менее 50мм.

Ручники – это небольшие по размеру кисти, (диаметром 26-54мм) с короткой ручкой, применяемые при окраске небольших поверхностей клеевой и масляной красками. Ручники предварительно обвязывают шпагатом, который в ходе работы постепенно разматывают, по мере износа волоса, тем самым, увеличивая его длину. Обвязку ручников выполняют таким образом, чтобы длина оставшегося волоса была не более 40 мм для крупных ручников и 25-30 мм для мелких.

Флейцы – широкие плоские кисти, шириной 25-100мм, применяемые для разравнивания неровностей красочных и лаковых покрытий после выполнения работ маховой кистью или ручником. Зачастую флейцы применяют непосредственно для окрашивания.

Побелочные кисти – служат для отделки поверхностей клеевыми и казеиновыми красками. Внешне побелочная кисть напоминает флейц, имеет ширину 200мм, толщину 45-65мм, длину волоса до 100мм. Использование побелочных кистей позволяет добиться более чистого окрашивания поверхности, чем при использовании маховых кистей. Кроме того, побелочные кисти в 2 раза производительнее маховых.

Макловица – состоит из колодки со щетиной и ручки, прикрепленной к середине колодки (на винтах или наглухо). Колодки могут быть круглой и прямоугольной формы. Длина щетины этой кисти до 100мм. Макловицы, как и побелочные кисти, рекомендуется применять на клеевых и казеиновых окрасках. Также как и маховые кисти макловицы применяются при окрашивании больших поверхностей.

Торцовка – прямоугольная кисть из твердой хребтовой щетины. Применяется для обработки свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят равномерные удары, сглаживая неровности краски, нанесенной кистью. Обычно торцеванию подлежат поверхности, окрашенные клеевой и масляной краской. Торцовка должна оставаться сухой и чистой, поэтому в процессе работы ее необходимо как можно чаще вытирать.

Филеночные кисти - предназначены для вытягивания узких полос, называемых филенками, окраски небольших поверхностей, а также труднодоступных мест, куда не проходит ручник. Филеночные кисти могут быть круглыми и плоскими. Изготавливают их из белой жесткой щетины, закрепленной в металлической оправе диаметром 6-18мм. В случае необходимости филеночные кисти, как и ручники можно обвязывать.

Валики – часто используются при проведении малярных работ вместо кисти. С их помощью можно получить фактурную поверхность “ под шагрень”.

Валики бывают меховыми и поролоновыми. Для окрашивания поверхностей масляными и эмалевыми составами используют меховые валики, для окрашивания водоэмульсионными составами – поролоновые валики. Изготавливают валики диаметром от 40 до 70 мм и длиной от 100 до 300мм. Для работы валиком необходим станок, состоящий из рукоятки, стержня и оси. Валик надевается на ось станка и фиксируется на ней при помощи шайбы и гайки.

Шпатели – применяются при производстве малярных работ для нанесения и разравнивания (сглаживания) слоя шпаклевки на подготавливаемых под окраску поверхностях, а также для выполнения работ по очистке этих поверхностей. Шпатели могут быть металлическими и деревянными, могут иметь разнообразную форму и несколько отличаться друг от друга по своей конструкции.

Металлический шпатель состоит из лезвия, вырезанного из упругой тонкой стали (0,5-1 мм), хвостовика прикрепленного к лезвию, и ручки, насаженной на хвостовик.

Для изготовления деревянных шпателей используют сухую древесину твердых пород. Чтобы предотвратить коробление, деревянные шпатели дополнительно пропитывают горячей олифой, а после проведения шпаклевочных работ хранят, вставляя в расщелину между двумя досками, сбитыми под углом.

Шпатели с широкими лезвиями используют при шпаклевании больших поверхностей, с узкими лезвиями при шпаклевании брусков, дверей, переплетов и т.п. Шпатели с зубчиками на конце лезвия используются при нанесении на поверхности мастик и клеев.

Во время работы желательно иметь под рукой несколько разных шпателей. В некоторых случаях вместо металлических шпателей используют полоски жесткой резины с ровно обрезанными краями. Для того чтобы такими полосками было удобно пользоваться, их зажимают в деревянную или металлическую ручку.

Малярные работы составляют 40-60 % от общих трудозатрат на отделочные работы. Производительность труда при производстве малярных работ можно повысить за счет роста уровня их механизации. Строители-отделочники все шире применяют отделочные машины и механизированные инструменты, выпускаемые промышленностью, а также используют механизмы и инструменты, предлагаемые рационализаторами Все машины и механизированные инструменты подразделяются на две группы: для приготовления составов и для производства малярных работ.

Машины и оборудование для приготовления составов

Для приготовления малярных составов применяются машины и механизмы, серийно выпускаемые промышленностью, а также целый ряд нестандартного оборудования и механизмов, изготовляемых силами строительных организаций Машины, выпускаемые промышленностью, предназначены для перемешивания, процеживания, перетирания и других операций по приготовлению составов Для приготовления и перемешивания составов в колерных мастерских применяют малогабаритные смесители СО-8 и СО-11, технические характеристики которых приведены в табл. 53, для измельчения и помола мела мелотерки СО-53 и СО-124, технические характеристики которых приведены в табл. 54



Мелотерка СО-124 разработана Минским филиалом ВНИИСМИ и имеет следующие отличительные особенности по сравнению с мелотеркой СО-53 возможность быстрой разборки для замены или чистки рабочих органов, наличие устройства для предварительного измельчения мела, применение устройства, обеспечивающего защиту электродвигателя от перегрузки, улучшение условий загрузки комового мела.

Для перетирания масляных, водных окрасочных составов, меловых паст и шпатлевок применяют жерновые краскотерки СО-1А, СО-116 и СО-110, технические характеристики которых приведены в табл. 55.



Краскотерки марок СО-116 и СО-110 отличаются от краскотерок СО-1 и СО-9 (ранее выпускаемых) дополнительной ступенью предварительного измельчения состава и соответственным наличием дополнительных и видоизмененных деталей и узлов: ножа, плоских жерновов, дисков с отверстиями и лопастями и др.

Для процеживания малярных составов применяют вибросита.

Вибросито СО-130 разработано Минским филиалом ВНИИСМИ и отличается от ранее применяемого вибросита CO-3А новой формой колебаний рабочего органа - вращательной вибрацией. Техническая характеристика вибросита СО-130 следующая:

  • Производительность, кг/ч - 700
  • Амплитуда колебаний сита, мм - 2
  • Электродвигатель:
  • мощность, кВт - 0,18
  • частота вращения, мин -1 - 3000
  • Масса, кг - 10
Вибросито СО-130 серийно выпускает Выборгский завод «Электронструмент».

Кроме перечисленных выше машин, применяется также оборудование, изготовляемое строительными организациями. Для приготовления клеевых растворов используются электроклееварки, для изготовления эмульсий - эмульсаторы механического и акустического действия (ультразвуковые эмульсаторы). В ультразвуковых эмульгаторах получение устойчивых смесей жидкостей происходит за счет высоких колебаний (8-15 кГц). Основная часть установки, возбуждающей колебания,- гидродинамический излучатель - «свисток». Как правило, в эмульгатор помещают по три таких излучателя. Для приготовления небольших количеств эмульсии используют насосы-эмульсаторы и смесительные устройства, закрепленные на валу электросверлилок.

Машины и механизированные инструменты для нанесения на поверхность малярных составов

Все машины и механизмы работают по принципу механического или воздушного распыления составов.

Аппараты для механического распыления окрасочных составов В механизмах этой группы окрасочный состав под давлением 0,5-0,8 МПа (5-8 кгс/см 2) подается к форсунке со специальным устройством для механического распыления краски. Удочки таких аппаратов имеют один канал, по которому состав подается от баллона к распыляющей форсунке. Как правило, аппараты с механическим распылением составов применяются для нанесения на окрашиваемую поверхность водных составов, являющихся менее вязкими.

Для механического распыления окрасочных составов наиболее часто применяют следующие механизмы.

Краскопульт ручного действия СО-20Б. Ниже приведена техническая характеристика краскопульта СО-20Б, а в табл. 56 - основные неисправности и способы их устранения.

  • Производительность, м 2 /ч, не менее - 210
  • Рабочее давление, МПа - 0,6
  • Расход окрасочного состава через распылитель, л/мин - 1,7
  • Номинальный объем баллона, л - 3
  • Масса краскопульта, кг, не более:
  • без комплектующих изделий - 5
  • с комплектующими изделиями - 9
  • Габаритные размеры, мм - 130x290x700



Электрокраскопульты СО-22 и СО-61. Технические характеристики электрокраскопультов приведены в табл. 57, а основные неисправности и способы их устранения - в табл. 58.





Агрегаты окрасочного высокого давления 2600Н и 7000Н. Агрегаты выпускает Вильнюсское производственное объединение строительно-отделочных машин совместно с Объединением механических заводов (Будапешт, ВНР) по лицензии фирмы «Вагнер» (Швейцария). Метод распыления краски под высоким давлением основан на дроблении жидкости при проходе с большой скоростью через сопло в воздушную среду и осаждении распыленного состава на поверхность.

При этом по сравнению с воздушным (пневматическим) методом окраски экономятся лакокрасочные материалы за счет уменьшения туманообразования и использования более вязких составов, повышается Производительность труда за счет большой скорости нанесения покрытий и возможности сокращения количества слоев, уменьшается загрязненность и загазованность окружающей среды, улучшаются условия работы.

Окраска под высоким давлением предъявляет повышенные требования к культуре производства, качеству, чистоте и тщательному процеживанию окрасочных составов, чистоте и сохранности тары и оборудования, квалификации отделочников, обслуживающих агрегаты.

Технические характеристики агрегатов 2600Н и 7000Н приведены в табл. 59.



Аппараты для воздушного распыления окрасочных составов . Механизмы и механизированные инструменты с воздушным распылением работают по принципу дополнительного распыления окрасочных составов сжатым воздухом, подающимся к форсунке по отдельному (второму) каналу. К этой группе относятся окрасочные агрегаты, пневматические краскораспылители (пистолеты), установки для нанесения шпатлевочных составов и др.

В отличие от аппаратов с механическим распылением для работы аппаратов с воздушным распылением, как правило, нужны механизмы, вырабатывающие и подающие к ним сжатый воздух. Такими механизмами являются передвижная компрессорная установка СО-7А, днафрагменный компрессор СО-45А и др.

Для воздушного распыления лакокрасочных материалов наиболее часто применяются следующие механизмы.

Окрасочные агрегаты СО-4, СО-5, СО-74 состоят из компрессора, красконагнетательного бака, пневматического краскораспылителя (СО-5 без компрессора) и резинотканевых рукавов. Сжатый воздух от компрессора поступает по напорному резинотканевому рукаву в воздушный редуктор красконагнетательного бака, где часть его расходуется на создание давления на красочный состав, а часть воздуха по воздушному шлангу поступает к пистолету-распылителю. Краска под давлением сжатого воздуха из красконагнетательного бака поступает к головке краскораспылителя. При окраске небольших площадей окрасочный агрегат комплектуют без красконагнетательного бака, а краска самотеком поступает из прикрепленного к краскораспылителю стакана н увлекается струей сжатого воздуха, подводимого от компрессора.

Технические характеристики окрасочных агрегатов приведены в табл, 60.



Красконагнетательные баки являются составной частью окрасочных агрегатов и служат для хранения и подачи краски под давлением к краскораспылителям или удочкам. Технические характеристики баков приведены в табл. 61, а основные неисправности и способы их устранения в табл. 62.





Пневматические краскораспылители предназначены для нанесения различных лакокрасочных составов методом воздушного распыления. Некоторые краскораспылители входят в состав окрасочных агрегатов, комплектуемых на заводе, или служат составной частью несерийных агрегатов, собираемых на месте. Производительность краскораспылителей колеблется от 18 до 400 м 2 /ч и зависит от конструкции распылительной форсунки и выходного диаметра сопла.

Технические характеристики краскораспылителей приведены в табл. 63, а возможные неисправности и способы их устранения - в табл. 64.





Установка СО-21А предназначена для нанесения жидкой шпатлевки па различные поверхности при отделочных работах. Она смонтирована на двухколесной тележке и состоит из двух конусных бачков, распределительного устройства, удочки и комплекта шлангов. Техническая характеристика установки СО-21А следующая:
  • Производительность, м 2 /ч - До 200
  • Рабочее давление, МПа - До 0,7
  • Расход воздуха, м 3 /ч - 30
  • Вместимость одного бачка, л - 20
  • Количество бачков, шт - 2
  • Допустимая консистенция шпатлевочного состава (по конусу СтройЦНИЛ), см - 11-13
  • Внутренний диаметр, мм:
  • воздушного шланга - 9
  • материального шланга - 12
  • Длина шлангов (материального и воздушного), м - По 9
  • Габаритные размеры установки, мм - 840x440x700
  • Масса, кг:
  • установки - 35
  • удочки - 1,5
Технические характеристики передвижных компрессорных установок СО-7А и СО-2 приведены в разделе « ».

Для получения сжатого воздуха при пользовании пневматическими краскораспылителями низкого давления применяют легкий переносной диафрагменный компрессор СО-45А , техническая характеристика которого следующая:

  • Производительность, м 3 /ч - 3
  • Давление сжатия, МПа - 0,3
  • Диаметр диафрагмы, мм - 120
  • Частота вращения коленчатого вала, мин -1 - 1440
  • Электродвигатель:
  • мощность, кВт - 0,27
  • напряжение, В - 220
  • Габаритные размеры, мм - 425X245X355
  • Масса, кг, не более - 21
  • Изготовитель - Вильнюсское производственное объединение строительно-отделочных машин

Ручные инструменты, приспособления и инвентарь

Ручные инструменты для производства малярных работ подразделяются на контрольно-измерительные, инструменты для подготовки поверхностей под окраску, инструменты для окраски поверхностей и специальные инструменты для обработки и окончательной отделки окрашенных поверхностей. Ориентировочное количество инструментов и их назначение приведены в табл. 65, приспособлений и инвентаря - в табл. 66.



При выполнении малярных работ используют целый ряд вспомогательных инструментов и приспособлений: устройство для захвата лещади или торца дерева, приспособление для очистки стен и потолков перед окраской, шкуркодержатели различных видов, ножи для расчистки трещин, специальные шпатели, фигурные валики для окраски профилированных поверхностей и др.

Для внутренних малярных работ применяются средства подмащивания, описанные в разделе «Штукатурные работы».

Кроме того, маляры пользуются инвентарными деревянными, металлическими и деревометаллическими стремянками, особенно удобными при оклейке поверхностей обоями.

Для наружных малярных работ при отделке фасадов зданий применяются телескопические вышки-туры, инвентарные трубчатые леса и самоподъемные люльки, сведения о которых приведены в разделе « ».