Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Становление лирического героя в творчестве раннего маяковского. Лирический герой поэзии маяковского

Становление лирического героя в творчестве раннего маяковского. Лирический герой поэзии маяковского

Сочинение

Лирический герой ранней лирики В. В. Маяковского — это революционер-романтик, ищущий в творчестве не просто самовыражения, а оружие борьбы с ненавистными ему буржуазным обществом, являющимся врагом революции, которую он предрекает и в которую верит. Раннее творчество поэта уже содержит мотивы социального звучания, сформированные в его ещё юном сознании, и это выделяет Маяковского из числа многих художников слова того времени.

Прежде чем перейти к характеристике образа лирического героя, следует сказать, как Маяковский видит мир и что является объектом его наблюдений на раннем этапе творчества. В таких, например, стихотворениях, как «Порт», «Ночь», «Утро», ощущаются поиски необычного, глубоко индивидуального отображения действительности, а также определяется и главная тема дооктябрьского периода его поэзии — человек и капиталистический город.

Город уподобляется аду, его «шумики, шумы и шумищи» несут людям страдания. Человек в этом мире «одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека». Здесь «жуток шуток квакающий смех», стихи поэта уподобляются «окровавленному песнями рогу»:

Кричу кирпичу,

Слов исступлённых вонзаю кинжал

В неба распухшую мякоть… —

Эти строки одного из стихотворений Маяковского 1913 года передают настроение большинства ранних произведений поэта, в том числе, его трагедии «Владимир Маяковский», созданной в том же 1913 году. Действующие лица этого первого драматического произведения Маяковского — люди, искалеченные современным буржуазным городом. Они воплощают в себе человеческие несчастья. «Легло на город громадное горе и сотни махоньких горь», — говорит один из персонажей трагедии. Задача поэзии для Маяковского заключается в том, чтобы выразить страдания этих людей-калек, вобрать в себя слёзы и боль миллионов униженных и оскорблённых.

Таким образом, можно сделать вывод о художественном пространстве и времени, в которые Маяковский помещает своего лирического героя. Это предреволюционный период, в котором торжествующей силой выступает буржуазный город со своими калечащими людей порядками, заставляющими их страдать. Страдает в условиях капиталистического общества и лирический герой.

В «Облаке в штанах» с большой силой проявился образ героя, характер которого был сформирован под влиянием антибуржуазной деятельности, высокой гуманистичности, романтико-революционных стремлений к лучшему будущему. Четыре главы поэмы объединены общим лозунгом, провозглашённым страдающим человеком-бунтарём, желающим избавить себя и других от четырёх основных буржуазных зол: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».

Лирический герой Маяковского страдает от неразделённой любви к Марии, женщине, которая ушла к другому, человеку из мира, управляемому капиталом. Своеобразие раскрытия любовной темы в этой поэме, однако, заключается не в простой констатации душевных переживаний, а в объяснении трагедии неразделённой любви в буржуазном обществе. Лирический герой выступает здесь защитником нормальных человеческих отношений, которыми не управляют деньги, страсть, пошло воспеваемая «чирикающим» искусством и прикрываемая мнимой религиозностью. Мы видим уже в этом раннем произведении, как герой от личных бед и переживаний переходит к переживаниям за судьбу «голеньких, потненьких, покорненьких, закисших в блохастом грязненьке», то есть тех, кого согнуло под пудом «сала» «зажиревшего» правящего класса.

Герой — не эгоист, он — гуманный член социума, ощущающий себя тринадцатым апостолом, в руках у которого «сапожный ножик», способный раскроить «пропахшего ладаном отсюда до Аляски!»

Он также поэт-провидец, предрекающий приближение революции, которое обязательно приведёт, верит он, в «коммунистическое далёко» всех страдальцев.

Мотив борьбы героя за личное счастье, которое невозможно, если не затянуть узел на шее зажравшегося строя, искусства и религии, проходит через все раннее творчество Маяковского. После «Облака в штанах» он найдёт отражение и в ряде произведений 1915−1917 годов, таких, как поэмы «Флейта — позвоночник», «Война и мир», «Человек». В этих произведениях гуманистический идеал Маяковского, воплощённый в лирическом герое, претерпевает эволюцию. В «Облаке в штанах» тринадцатый апостол призывал угнетённых к ниспровержению угнетателей, спустившись с неба, то есть как бы стоя над людьми. Когда же в первой и третьей частях поэмы герой лишился апостольского ореола, то превратился в такого же угнетённого, выкинутого в «грязную руку Пресни».

В произведениях же, написанных после «Облака…», Маяковский переходит к прославлению уже не апостола, а как раз обыкновенного человека, который весь — «необыкновенное чудо двадцатого века». Именно в простом человеке содержится великая сила, способная устранить любую причину людских страданий.

Таков лирический герой ранней лирики Маяковского.

Лирический герой раннего Маяковского молод, задирист и смел, как тореадор, дразнящий вялую мысль современных ему буржуа. Он весь - вызов, эпатаж. Так он выражает протест против мира, где главное - деньги. «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» - восклицает поэт. «Нахальный и едкий», он видит насквозь «чистую публику», которая, прячась за спиной солдат, гибнущих на фронте за чужие деньги, спокойно живет, называя себя патриотами. И в антивоенных стихах - «Нате!», «Вам!» - Маяковский прежде всего гражданин. Но его гражданская позиция несколько расходится с государственными установками.

Лирический герой Маяковского предстает в разных обличьях, но он всегда узнаваем по пронзительному желанию научиться любить человечество и научить людей любить друг друга. Образ влюбленного лирического героя состоит из прекрасных противопо­ложностей - он может быть и «бешеным», и «нежным». Но когда его любовь остается без ответа, он становится внешне спокойным и ироничным - «как пульс покойника». Это убивало Маяковского. Он понимает, что не он один такой: красота в этом мире, к сожалению, может продаваться, чем бы ни прикрывали эту куплю-продажу. Лириче­ский герой раннего Маяковского - дерзкий и протестующий ниспровергатель устоев. Но и в более поздних стихах можно узнать ту же молодость души и ту же непокорность обстоятельствам жизни. Это касается прежде всего его сатирических стихов.

В лирическом герое Маяковского сочетаются зрелость гражданской позиции и тонкий лиризм человека с обнаженной душой. Таков его герой в стихотворениях «О дряни», «Лю­бимой Молчанова, брошенной им» и других. Таков его герой и в поэме «Люблю». В образе лирического героя в разные периоды выразилась творческая эволюция поэта. Лирический герой Маяковского всегда бунтарь, но бунтарь не столько «против», сколько «за». Он за человеческие отношения, за живые чувства и красоту, за высокие помыслы и смелое рефор­маторство. Он - за будущее. Меняется лишь взгляд на пути достижения этого будущего.

Характер раннего творчества В.В. Маяковского проявился достаточно ярко в первых его произведениях, напечатанных в 1912 году в альманахе «Пощечина общественному вкусу» совместно с поэтами-футуристами Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, А. Крученых. Целью молодых поэтов было создание нового искусства, разрывающего все связи с традициями классической русской литературы. Поэтому уже в первых стихотворениях Владимира Маяковского преобладает социальный критицизм, сочетающийся с исповедальностью и эмоциональной энергией стиха, живописной образностью - яркой, экспрессивной, необычной. Его образы, как полотна импрессионистов, можно представить себе зрительно, например картину ночного города:

Багровый и белый отброшен и скомкан

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Поэт сразу заявляет о своем принципиально новом подходе к искусству:

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

(«А вы могли бы?»)

Но в этом новаторстве поэтического творчества прослеживается и другая особенность мира лирического героя Маяковского - его одиночество. «Я», «Нате!», «Ничего не понимают», «Скрипка и немножко нервно» - все эти стихотворения объединяет общее для них противопоставление лирического героя толпе, его непонятности в мещанском, ограниченном обществе. Герой сознательно «эпатирует» буржуа, подчеркивает дерзость своего отношения к миру:

«Я люблю смотреть, как умирают дети».

Но это только маска, циничное высказывание с целью привлечь всеобщее внимание, вызвать негодование обывателя. Такой же нарочитый характер носит попытка игнорирования толпы: «А мне - наплевать! Я - хороший». («Скрипка и немножко нервно»). За всем этим звучит пронзительно-отчаянное одиночество непонятого человека и поэта, который идет «один рыдать», чувствуя, что он «одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека». («Я»). Поэт - «бесценных слов мот и транжир» - чувствует враждебность, агрессивность по отношению к себе толпы, которая представляется ему страшной своей бездуховностью. На этой антитезе построено все стихотворение «Нате!», где обывательская публика поэтического кафе рисуется натуралистически, антиэстетично: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир». Ни «мужчина», озабоченный пищей отнюдь не духовной, ни женщина, что «смотрит устрицей из раковин вещей», не смогут ощутить боль, ранимость, открытость миру «бабочки поэтического сердца», напротив, «толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь». «Нате!» - это открытый вызов поэта пошлости и мещанству окружающего мира, которому лирический герой готов «плюнуть в лицо». Впрочем, завсегдатаями поэтических кафе это стихотворение и было воспринято как вызов, вследствие чего за Маяковским утвердилась слава скандального поэта. Но нельзя видеть в его стихах вызов и эпатаж, не замечая при этом его душевной смуты, трагичности видения мира, попытки найти в нем гуманистическое начало. Об этом - его лирическое стихотворение «Послушайте!». Лирический герой обращается к читателям как к единомышленникам, с трогательно-доверительной интонацией, в попытке обрести бога и мир в своей душе. Да, буржуазное общество несет человеку страдание, но нельзя переносить эту «беззвездную муку», не имея в душе ничего светлого, никакой надежды. Лирический герой поэта выражает уверенность во взаимосвязи бога и человека, в гармонии мироздания.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

Значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

Несмотря на декларативность заявления футуристов об отказе от всех традиций русской классической поэзии, это стихотворение В.В. Маяковского по своей сути философской проблематики очень близко к такому лирическому шедевру М.Ю. Лермонтова, как «Выхожу один я на дорогу…», и, несмотря на новаторство по форме, традиционно по гуманистической проблематике содержания.

Особенно негативную реакцию лирического героя В. Маяковского вызывает Первая мировая война. В стихотворениях «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Вам!» четко прослеживается отвращение к войне, насилию, осуждение тех кругов, для которых война представляет политический и материальный интерес. Натурализм, антиэстетизм используются поэтом как средство, выражающее его антимилитаристскую позицию, его метафоры страшны и надолго запечатлеваются в глазах читателей: …с запада падает красный снег

сочными клочьями человеческого мяса.

(«Война объявлена»)

Необычные метафоры («…слезя золотые глаза костелов, пальцы улиц ломала Ковна». - «Мама и убитый немцами вечер»), аллитерации («Бронзовые генералы на граненом цоколе…» - «Война объявлена»), разговорные интонации, передающие то общее патриотическо-агрессивное настроение, то истерически-нервные вскрики матерей, - все это рисует восприятие войны лирическим героем как огромного несчастья, грядущих масштабов которого еще пока нельзя предугадать. Но та буржуазная публика, чью бездуховность и обывательское отношение к жизни не мог принять лирический герой, - она не изменилась. Эти люди не поступились своим комфортом, своими привычками, используя войну в своих личных интересах, они предпочитают «о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет». Безымянный поручик Петров - жертва, «приведенная на убой» ради чуждых ему политических интересов. Но заслуживают ли этой жертвы «бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как»? Протест лирического героя резок и не вызывает сомнения: «жизнь отдавать в угоду» этим людям, этому обществу - нельзя, лирический герой готов на иное «служение» обществу, что воспринимается опять-таки как вызов.

Такая же резкая, но несколько иная по характеру - более ироническая, что связано с жанром произведения - критика общества звучит в цикле сатирических гимнов поэта. «Гимн обеду», «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн ученому» - в этих произведениях лирический герой высмеивает убожество и бездуховность того же мещанского мира, чьи интересы либо ограничены чревоугодием, либо беззастенчивой заботой о своем материальном благополучии, либо носят бюрократический, формалистический характер, оторванный от реальной, живой жизни.

Итак, говоря о лирическом герое ранних стихотворений В. Маяковского, необходимо отметить его протестное отношение к окружающему миру, его ранимость и душевную незащищенность, его антимилитаристскую позицию и ощущение им человеческих страданий в мировом масштабе, что было характерно и для самого поэта.

Лирический герой ранней лирики В. В. Маяковского – это революционер–романтик, ищущий в творчестве не просто самовыражения, а оружие борьбы с ненавистными ему буржуазным обществом, являющимся врагом революции, которую он предрекает и в которую верит. Раннее творчество поэта уже содержит мотивы социального звучания, сформированные в его ещё юном сознании, и это выделяет Маяковского из числа многих художников слова того времени.

Прежде чем перейти к характеристике образа лирического героя, следует сказать, как Маяковский видит мир и что является объектом его наблюдений на раннем этапе творчества. В таких, например, стихотворениях, как «Порт», «Ночь», «Утро», ощущаются поиски необычного, глубоко индивидуального отображения действительности, а также определяется и главная тема дооктябрьского периода его поэзии – человек и капиталистический город.

Город уподобляется аду, его «шумики, шумы и шумищи» несут людям страдания. Человек в этом мире «одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека». Здесь «жуток шуток квакающий смех", стихи поэта уподобляются «окровавленному песнями рогу»:

Кричу кирпичу,

слов исступлённых вонзаю кинжал

в неба распухшую мякоть… -

Эти строки одного из стихотворений Маяковского 1913 года передают настроение большинства ранних произведений поэта, в том числе, его трагедии «Владимир Маяковский», созданной в том же 1913 году. Действующие лица этого первого драматического произведения Маяковского – люди, искалеченные современным буржуазным городом. Они воплощают в себе человеческие несчастья. «Легло на город громадное горе и сотни махоньких горь», - говорит один из персонажей трагедии. Задача поэзии для Маяковского заключается в том, чтобы выразить страдания этих людей-калек, вобрать в себя слёзы и боль миллионов униженных и оскорблённых.

Таким образом, можно сделать вывод о художественном пространстве и времени, в которые Маяковский помещает своего лирического героя. Это предреволюционный период, в котором торжествующей силой выступает буржуазный город со своими калечащими людей порядками, заставляющими их страдать. Страдает в условиях капиталистического общества и лирический герой.

В «Облаке в штанах» с большой силой проявился образ героя, характер которого был сформирован под влиянием антибуржуазной деятельности, высокой гуманистичности, романтико–революционных стремлений к лучшему будущему. Четыре главы поэмы объединены общим лозунгом, провозглашённым страдающим человеком–бунтарём, желающим избавить себя и других от четырёх основных буржуазных зол: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».

Лирический герой Маяковского страдает от неразделённой любви к Марии, женщине, которая ушла к другому, человеку из мира, управляемому капиталом. Своеобразие раскрытия любовной темы в этой поэме, однако, заключается не в простой констатации душевных переживаний, а в объяснении трагедии неразделённой любви в буржуазном обществе. Лирический герой выступает здесь защитником нормальных человеческих отношений, которыми не управляют деньги, страсть, пошло воспеваемая «чирикающим» искусством и прикрываемая мнимой религиозностью. Мы видим уже в этом раннем произведении, как герой от личных бед и переживаний переходит к переживаниям за судьбу «голеньких, потненьких, покорненьких, закисших в блохастом грязненьке», то есть тех, кого согнуло под пудом «сала» «зажиревшего» правящего класса.

Герой – не эгоист, он – гуманный член социума, ощущающий себя тринадцатым апостолом, в руках у которого «сапожный ножик», способный раскроить «пропахшего ладаном отсюда до Аляски!»

Он также поэт–провидец, предрекающий приближение революции, которое обязательно приведёт, верит он, в «коммунистическое далёко» всех страдальцев.

Мотив борьбы героя за личное счастье, которое невозможно, если не затянуть узел на шее зажравшегося строя, искусства и религии, проходит через все раннее творчество Маяковского. После «Облака в штанах» он найдёт отражение и в ряде произведений 1915-1917 годов, таких, как поэмы «Флейта – позвоночник», «Война и мир», «Человек». В этих произведениях гуманистический идеал Маяковского, воплощённый в лирическом герое, претерпевает эволюцию. В «Облаке в штанах» тринадцатый апостол призывал угнетённых к ниспровержению угнетателей, спустившись с неба, то есть как бы стоя над людьми. Когда же в первой и третьей частях поэмы герой лишился апостольского ореола, то превратился в такого же угнетённого, выкинутого в «грязную руку Пресни».

В произведениях же, написанных после «Облака…», Маяковский переходит к прославлению уже не апостола, а как раз обыкновенного человека, который весь – «необыкновенное чудо двадцатого века». Именно в простом человеке содержится великая сила, способная устранить любую причину людских страданий.

Таков лирический герой ранней лирики Маяковского.

Озадачившись вопросом, связанным с тем, каков же он лирический герой Владимира Маяковского, однозначного ответа получить мы не сможем. Читателю нравится поэзия автора по той причине, что агитационная и "плакатная" направленность революционных стихотворений поэта не мешает представать ему перед читателем в роли глубоко ранимого и чуткого человека.

Во время прочтения стихов из ранней лирики, а также после ознакомления со всей поэзией автора мы начинаем понимать, что внутренний мир лирического героя особенный.

Дореволюционное его творчество пронизано чувством печального пафоса: у поэта присутствует ощущение пребывания в абсолютном одиночестве: "Я одинок… ". Такому настроению вскоре было суждено принять иные оттенки: отчаянья и тоски. Лирический герой уверен, что он воспринимается всеми в роли неудачника, чудака, над поступками которого смеются. Он стремится свою любовь подарить людям, но в итоге оказывается невостребованным.

Любовь Маяковский расценивал в качестве величайшего блага, обладающего способностью к настоящему вдохновению. "Любовь - …сердце всего" – так напишет поэт. Им данному чувство придавалось вселенское значение, просто космических масштабов.

Ему было свойственно отдаваться любовным переживаниям всецело, по причине чего он и страдал всегда. Любил поэт не только конкретную женщину, но каждого человека: "Я бы всех в любви своей выкупал!". Его душевные порывы при этом остаются как обычно незамеченными миром. Объясняется всем этим трагичность любовной лирики Маяковского.

Драматические события личного характера Маяковским изложены во многих стихотворениях, но они не стали причиной для его пессимистического настроя по жизни. Наоборот им удавалось натолкнуть поэта на мысль о том, что необходимо вести борьбу, точнее – принимать участие в революции. Это и становится его спасением. Революция Маяковским принимается восторженно, так как, по его мнению, именно она способна осчастливить людей.

Лирический герой Маяковского является личностью неоднозначной и глубоко мыслящей, которая не может рассматриваться только лишь с одной стороны.