Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Всегда ли тема и главная мысль совпадают. Как определить основную мысль текста

Всегда ли тема и главная мысль совпадают. Как определить основную мысль текста

К классике литературы причислено множество произведений. Высокая оценка и популярность, как видно, совершенно не зависит ни от жанра, ни от объёма, ни от популярности писателя.

Первое впечатление от анализа литературы даёт понять, что успех того или иного романа (повести, саги или сказки) определяется случаем – и только. Но это не совсем так.

Высокая оценка произведения, в первую очередь – это вопрос социально-культурных предпосылок.

В чём же должен заключаться идея, смысл любого произведения или главная мысль произведения?

Для того, чтобы привлечь читателя и заставить задуматься?

Быть может, в поведение каждого из героев предполагается вложить некие мотивы, которые будут понятны обществу на данном этапе развития? Но тогда не совсем понятна судьба произведений, возведённых в ранг «бессмертных».

С другой стороны, никакие мотивы и тезисы не будут понятны абсолютно любому читателю – в силу этнических, культурных или социальных различий. Более того, через несколько столетий или даже десятков лет поступки героев произведения, возможно, покажутся читателю лишёнными логики и смысла.

А если попробовать рассмотреть искусство (и литературу в том числе) под другим углом, определив её функцию как чисто развлекательную?

С таким подходом не возникает вышеописанных противоречий. Прочтение книги или просмотр спектакля становится удовольствием, принципиально не будучи повинностью, а популярность у одного или двух поколений логично укладывается в теорию.

В то же время градация «сложности» и «глубины» произведений тоже вполне обоснованна: кто-то любит дамские романы и мелодрамы, а кто-то – философские трактаты и перфоманс. Причём совершенно необязательно, что философия будет полезнее – это всего лишь вид литературы, предназначенный для того, чтобы доставлять удовольствие самолюбования поиском смысла и последовательности.

Возможно, последнее прозвучало слишком категорично, но ведь, на самом деле, как замечал Александр Гордон, чувство понимания происходящего сродни сексуальному удовлетворению.

Но ведь и это не всё. Определять функцию произведений искусства как чисто развлекательную кажется чуть ли не кощунством, не так ли?

Почему бы не попытаться пойти немного дальше?

Наверное, у каждого человека есть книга, которая заставила его надолго задуматься. Это могли быть произведения Джека Лондона, Стругацких, Булгакова, Пелевина, Митчелл, Макиавелли… Это могло быть абсолютно что угодно.

Чувствовали ли вы прикосновения к невидимым струнам своей души? Наверное, нет. Ни одна метафора не в состоянии выразить необыкновенное чувство согласия или, наоборот, жгучего отрицания и сильное волнение, связанное с ним.

Исходя из этого, можно предположить, что основной смысл каждого произведения связан с рефлексией. Это качественно иное состояние, нежели размышления над логикой и обликами персонажей. Произведение, фактически, становится психотерапевтом, который не может и не должен подсказывать решение проблемы. Психотерапевт выслушивает пациента – и это помогает систематизировать информацию и найти решение проблемы или по-новому взглянуть на окружающих. Произведения запускают несколько иной механизм: они как бы затягивают читателя в персонажа, рассказывающего свою историю.

Поэтому одно и то же произведение может не понравится даже очень близким людям – в таком процессе действует либо принцип комплементарности (взаимодополнения) – что вызывает отрицание, либо принцип неполного совпадения – что ведёт к размышлениям над вероятностью совершения аналогичных поступков. И отрицание, и согласие заставляет задуматься о собственных мотивах.

Произведение, главную мысль которого можно облечь в слова единожды, а не в количестве по числу читателей, не найдёт такого отклика среди людей, как произведение, в котором история рассказана без чётко и ясно обозначенных тезисов.

Сделать успех произведения маловероятным и быстротечным хороший автор может только одним способом: выразить в произведении своё отношение к тем или иным поступкам персонажей.

Можно закрыть глаза на технические детали, упущенные тем же Беляевым, но уж слишком сильно бросается в глаза оценка героев автором, естественно, не слишком актуальная сейчас. Такие произведения могут быть причислены лишь к памятникам ушедшей эпохе.

При этом совершенно не имеется в виду, что роман (повесть, пьеса) должна описывать современное общество. Произведение должно быть таким, чтобы читатель смог составить собственное мнение и дать оценку происходящему. Тогда станет возможным поиск точки зрения, с которой будет согласен читатель (зритель). В этом и главная мысль любого произведения – в поиске и изменении, которое претерпевает мировоззрение читателя.

Смысл в том, чтобы заставить человека двигаться дальше.

Работа с текстом - это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

и критерии

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия "текст". Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов.

Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст - это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной - единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея - то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова "Мартышка и очки". Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста - связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак - смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев - столько микротем.

с текстом?

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы - например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема - любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь - всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, "Нищий"), любовь - самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Есть и более «сложная» формулировка данного определения. Текст – это последовательное объединение предложений, которое представляет собой смысловую, содержательную и структурную целостность.

Текст обла дает определенным набором признаков . Так, к основным признакам текста относятся:

1) тема и основная мысль.

Тему и основную мысль часто путают, а иногда и вовсе считают, что это одно и то же понятие. Тема более абстрактное явление , попросту говоря, тема текста – это то, о чем говорится в тексте . Основная мысль – это авторское видение темы, т.е. то, как именно автор интерпретирует тему . Основная мысль – это более индивидуализированная категория.

Вспомните тургеневское стихотворение в прозе «Воробей» . Уже в самом заглавии мы «читаем» тему – рассказ пойдет о воробье . Но как видит своего маленького героя И. Тургенев? В каких словах заключается основная мысль текста? «Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Посмотрите, как героический поступок воробья трансформировался в рассуждение о вечном, о глобальном, о сути человеческой жизни.

Тема текста раскрывается через подтемы . Чтобы безошибочно определить подтемы одной темы, можно представить структуру нашего теста . Например, текст с темой «Осень» может содержать подтемы «Осенний лес», «Осеннее озеро», «Осенние хлопоты человека», «Перелет птиц» и др. Условно говоря, подтемы – это маленькие кирпичики, из которых строится большой дом «Тема».

Отбор подтем обеспечивает полноту раскрытия темы.

Тему текста чаще всего мы можем найти в заглавии , основную же мысль текста лучше искать в самом тексте – определить те слова, где автор раскрывает собственную – уникальную – точку зрения на вопрос.

2) тематическое единство (все предложения, раскрывающие тему и основную мысль);

3) смысловая цельность (все предложения от начала до конца подчинены одной теме);

4) связность (все предложения в тексте связаны друг с другом последовательной или параллельной связью).

Средствами связи предложений и частей предложений в тексте являются однокоренные слова, синонимы, антонимы, повторяющиеся слова, местоимения, союзы и др.

Важный признак текста – его последовательность . Последовательность предложений в тексте обусловлена авторским видением вопроса: как автор представляет себе раскрытие придуманного им сюжета?

Но это не значит, что все действия во всех текстах мира происходят последовательно, т.е. следую друг за другом. Например, в текстах-повествованиях чаще всего события излагаются именно так – последовательно ; в текстах-описаниях свойства описываемого предмета или живого существа могут подаваться как последовательно , так и одновременно ; в текстах-рассуждениях мысль излагается последовательно . А современные модернистические и постмодернистические тексты и вовсе ломают все правила – как в области смысла, так и в области формы.

Последовательность как признак текста реализуется в композиции . Традиционно в тексте выделяется вступление, основная часть и заключение. Основную часть мы можем разделить на начало действия, кульминацию и конец действия. Эта схема – стандарт, но это не значит, что каждый текст будет иметь именно такую структуру – ведь нам известны произведения с двумя кульминациями и даже вовсе без них.

Важно, чтобы текст был завершенным . Завершенность текста обеспечивается наличием в тексте зачина, средней части и концовки .

Еще один значимый признак текста – это его развернутость . Развернутость текста обеспечивает наиболее объемную, наиболее полную передачу задуманного. Снова-таки отметим, что развернутость – это характерный признак текста. В некоторых современных произведениях текст состоит из одного предложения или даже одного слова: развернутость мысли в ее традиционном понимании здесь сомнительна, но это вовсе не значит, что этот текст заведомо ущербен.

Остались вопросы? Не знаете, какими признаками обладает текст?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Орфография - совокупность правил, которые определяют единообразную передачу на письме звучащей речи.

Описание это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Повествование это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.

План самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок.

Пунктуация - собрание правил, регулирующих постановку знаков препинания.

Предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них. Может быть простым или сложным.

Период – сильно распространённое предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение.

и коммуникативной сторон речевой деятельности.

Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Речевая коммуникация – единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности.

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Реплика – высказывание говорящего в диалоге.

Речь – конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.

Разговорная лексика - слова, свойственные повседневной, обиходной речи, имеющие признаки непринужденности и поэтому не всегда уместные в речи книжной.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Рецензия – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Сообщение - процесс и результат порождения речи, т.е. текст

Сложное синтаксическое целое – группа тесно взаимосвязанных самостоятельных предложений, образующих особую синтаксическую единицу более высокого порядка, чем отдельное предложение.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении, предложений в сложное предложение, а также и самые словосочетания, предложения – их типы, значения, функции.

Слово - важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающих на них. Основное назначение слова - называть предметы окружающего нас мира.

Словосочетание – два или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматически. Оно состоит из главного и зависимого слова.

Служебные слова – слова, служащие для связи знаменательных слов между собой, простых предложений в составе сложного.

Слог - один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Стили речи – совокупность языковых средств выражения, реализующаяся в речи для обслуживания определенного содержания. Выделяют пять стилей: разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный, научный.

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.Основные признаки – стилевое единство, цельность, связность.

Тема – это то, о чем идет речь; основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое.

Термин – слово или словосочетание, которое выражает и формирует профессиональное понятие и служит для однозначного взаимопонимания между специалистами определенной области науки: право, закон, судья, постановление (юридические термины).

Как определить основную мысль текста?

Как выделить основную мысль текста?

    Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.

    При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.

    Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.

Алгоритм определения основной мысли текста

    Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.

    Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку?

Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.

Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.

То, о чём или о ком говорится в тексте, - это его тема .

Главная мысль текста - это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.

Озаглавь текст. Определи основную мысль текста.

……………………………………………………………….

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(По. В. Бианки.)

…………………………………………………………………..

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов - это еловые шишки. Они созревают только к концу года.

(Сказка)………………………………………………….

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

………………………………………………………………………………..

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.

Подровнял мужик землю- и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал.

………………………………………………………………….

В ночь под Новый год дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.

Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.

Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.

Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.

…………………………………………………………………………………

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.

Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим - наперсток. Здесь - пряник, там - яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

……………………………………………………………………………………

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.

……………………………………………………………………………….

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.

………………………………………………………………………………

Серая звездочка- это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, как звездочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.

Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось.

…………………………………………………………………………….

Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.

Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.