Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Виды олиф по дереву металлу. Олифа

Виды олиф по дереву металлу. Олифа

Для чего нужна олифа для дерева, если сегодня существует большое количество других средств для покрытия деревянных поверхностей? Олифа является традиционным лакокрасочным материалом, который повсеместно используется в строительных и малярных работах. Еще с советских времен практически всю древесину обрабатывали только данным маслянистым средством благодаря ее высоким качествам и невысокой цене.

Олифы могут применяться как самостоятельная защита деревянных изделий, как декоративное темное покрытие, в качестве обычного грунта перед финишной покраской или шпатлеванием необработанных деревянных поверхностей, в виде добавки для приготовления различных лакокрасочных составов.

Современные составы делятся на несколько групп:


Использование натуральной олифы для дерева

Натуральные вещества из льняного масла обычно используются как грунтовка для дерева. Кроме того, их применяют для приготовления различных видов замазок, шпатлевок, штукатурок, густых паст и для разбавления красок светлых тонов различного вида. Льняная олифа прекрасно защищает древесину от воды. Пропитанная олифой древесина высыхает полностью примерно через 24 часа при минимальной температуре +20°С.

Конопляная разновидность средства имеет темный цвет. Используется в основном для разбавления густых красок преимущественно темных тонов. Для полного высыхания пропитанный конопляной олифой материал оставляют минимум на 2 суток. Имеет высокую степень эластичности.

Натуральные и другие олифы нельзя использовать для финишной обработки различных напольных деревянных поверхностей, так как пленка, которую они создают, не обладает высокой степенью прочности и не защитит от износа.

Использование полунатуральных, комбинированных и синтетических

Полунатуральные средства, которые имеют коричневый светлый цвет, отличаются достаточно высокой степенью твердости, прочности, водостойкости и имеют хороший блеск. Используются как пропитывающее средство или при грунтовании различных деревянных поверхностей (кроме напольных покрытий). Полунатуральные составы применяются совместно с другими лакокрасочными средствами.

Комбинированные средства выпускаются с внедрением различных модификаторов, улучшающих их пропитывающие свойства, которые необходимы для изготовления и разведения различных густотелых красок. Используются для грунтования различных деревянных изделий перед их последующей окраской или оштукатуриванием.

Так как пропитанные олифой натуральные деревянные поверхности сохнут не менее 24 часов, то наносить краску или штукатурку не следует до полного их высыхания.

Олифы синтетического типа используются в современном строительстве для разведения густотертых красок и нанесения их на деревянные поверхности. Также их применяют в промышленности для изготовления различных видов древесных замазок и паст.

Процесс покрытия деревянных поверхностей

Зачем производится олифовка деревянных изделий? Обрабатывая дерево олифой на основе высококачественных натуральных масел, можно не только защитить его от внешних факторов, но и существенно продлить срок службы. Обычно такое средство используется для покрытия различных столярных инструментов, которые регулярно нуждаются в чистке и шлифовке. Кроме того, оно прекрасно зарекомендовало себя в проведении различных внутренних работ. Изделия, которые обработаны натуральной олифой, отлично смотрятся в интерьере любого помещения, продолжают дышать и источать приятный запах. Для наружных работ обычно используют более стойкие к температурным перепадам, атмосферным осадкам и вредителям вещества.

Требуется рассмотреть, как пропитать древесину и изделия из нее олифой, чтобы они прослужили долгие годы. Для этого необходимо выполнить ряд следующих работ:

  1. Сухую деревянную поверхность тщательно обработать, очистить, и обезжирить.
  2. Нанести средство любым удобным инструментом (кистью, валиком, краскопультом или салфеткой из хлопчатобумажной ткани). На обрабатываемую деревянную поверхность должно попасть как можно больше вещества. Затем оставить дерево для того, чтобы олифа хорошо впиталась, затем нанести еще один слой. Обработку дерева олифой можно повторять до тех пор, пока поверхность обладает впитывающей способностью.
  3. Для того чтобы быстро пропитать небольшое деревянное изделие, можно воспользоваться обычным кульком. В целый пакет необходимо влить немного олифы и поместить туда изделие. Хорошо потрясти, чтобы она полностью покрыла дерево, завернуть края пакета и заклеить скотчем. Оставить для полной пропитки на 2-3 часа.
  4. Пропитанную средством поверхность или изделие необходимо поместить в сухое и теплое место, где нет сквозняков. Сохнет тщательно пропитанное дерево около 24 часов. Дополнительные действия производить нет необходимости.

Олифа является пожароопасным средством, поэтому инструменты по дереву, которые остались после нанесения олифы, следует хранить вдали от электрических приборов и других источников огня, так как они склонны даже к самовозгоранию.

Олифа (масло) часто используется при проведении отделочных работ как грунт или разбавитель краски. Если по каким-то причинам под рукой нет олифы фабричного производства, этот продукт можно изготовить своими руками в домашних условиях. Производится этот продукт из растительного жира, как правило, речь идет о льняном или подсолнечном масле.

Для изготовления этого вида олифы понадобятся следующие приспособления:

  • металлическая посуда (таз, ковш, тарелка, кастрюля и т.п.);
  • нагревательное устройство (керосинка, газовая или электроплита);
  • канифоль;
  • марганцевая перекись;
  • респиратор и перчатки.

Заливаем масло в сосуд и греем на медленном огне. По достижении 110 градусов масло начнет выделять воду - это будет заметно на глаз. Далее начинается процесс испарения воды. При этом нужно следить, чтобы температура жидкости не переходила черту в 160 градусов. Масло должно вывариваться в течение 4 часов.

Обратите внимание! Олифа - пожароопасное вещество, поэтому не нужно наливать слишком много масла в емкость. Достаточно заполнить половину сосуда.

После испарения воды и образования пены можно добавлять сиккатив исходя из следующей пропорции: 30-40 граммов вещества на литр масла. При добавлении сиккатива происходит обильное пенообразование, поэтому работу нужно выполнять с особой осторожностью, добавляя вещество постепенно. Когда сиккатив добавлен, увеличиваем температуру до 200 градусов и продолжаем варить смесь в течение 3 часов. Готовность состава проверяется так: капля вещества размещается на стекле, и, если она прозрачна, раствор готов. Далее состав охлаждается при комнатной температуре.

Сиккатив представляет собой вспомогательное вещество, влияющее на скорость высыхания олифы. Данный компонент входит в состав масляных красок, где он отвечает за это же свойство.

Для изготовления сиккатива нужно перемешать канифоль с марганцевой перекисью исходя из соотношения 20 к 1. Вначале 20 частей канифоли доводим до состояния плавления при температуре 150 градусов выше нуля, а затем добавляем 1 часть перекиси марганца.

Олифа из подсолнечного масла

Состав из подсолнечного масла будет так же надежно защищать поверхность, как и произведенный из льняного масла. Единственное отличие - цвет продукта будет более светлым, что можно использовать, например, в интересах дизайнерского оформления помещения.

Приготовить олифу можно двумя способами - горячим и холодным. Горячее приготовление позволяет получить особо прочные покрытия на обрабатываемой поверхности.

Какой бы способ приготовления состава ни был выбран, масло все равно нужно обработать термическим способом. При изготовлении олифы нужно добиться удаления из состава воды, а также окисления всевозможных примесей.

Инструкция по термической обработке подсолнечного масла:

  1. Заливаем масло в металлическую емкость. Масло должно заполнять посуду не более чем на 50-60%. Ставим емкость на слабый огонь.
  2. После достижения маслом температуры 110 градусов начинается обильное пеновыделение и испарение воды.
  3. Увеличиваем температуру до 170 градусов и выдерживаем масло на огне еще 3-5 часов.
  4. После полного испарения воды поднимаем температуру до 250-280 градусов. В этот момент из масла станут выделяться темноватые хлопья.
  5. Даем маслу остыть при комнатной температуре, а затем процеживаем его через марлю. Процесс приготовления основы для олифы завершен.

Совет №1: определить, нагрелось ли масло до температуры 250-280 градусов, можно с помощью гусиного пера. Если края перышка закручиваются или деформируются, значит, нужная температура достигнута.

Рецепт приготовления состава холодным способом:

  1. Разогреваем приготовленную основу до 120-150 градусов. При этом основу нужно постоянно перемешивать.
  2. Как только достигнута нужная температура, добавляем сиккатив - его доля в масляном растворе должна составлять 5-8%. Для большей безопасности работы рекомендуется вначале перемешать сиккатив с таким же количеством масла, и лишь затем добавлять смесь в основу. Если все же пена выделяется очень интенсивно, снижаем темп добавления сиккатива и усиленно перемешиваем массу.
  3. После объединения всех компонентов снимаем емкость с огня и охлаждаем олифу при комнатной температуре.

Рецепт приготовления состава горячим способом:

  1. Разогреваем основу до 170 градусов и добавляем сиккатив из расчета 1,5-2,5% от объема основы.
  2. До того как добавить сиккатив, смешиваем его с обезвоженным подсолнечным маслом в равных количествах.
  3. Как только снизилось пенообразование, начинаем доводить температуру нагрева до 280 градусов. При этом регулярно размешиваем состав на протяжении всего процесса варки (примерно 4 часа).

Способы пропитывания деревянного изделия:

  1. Обработка дерева горячим раствором. Пропитывание осуществляется в водной бане. Это способ хорош для обработки небольших по площади деталей. Кладем деревянное изделие в посуду с горячей олифой на 4-8 часов. Затем в течение 4-6 дней дожидаемся полного высыхания поверхности. Обратите внимание: если смешать с олифой свинцовый сурик (3-4% от общего объема), качество пропитывания значительно повысится, а поверхность высохнет всего за 2-3 дня.
  2. Обработка раствором масла и керосина. Объединяем компоненты в соотношении 1 к 1. Допустимо использование как холодных ингредиентов, так и подогретых. Однако температура раствора скажется на скорости пропитывания: горячей олифой нужно обрабатывать поверхность всего 3 часа, а вот в случае, если состав холодный, понадобится 1-2 дня.
  3. Обработка раствором масла, парафина и скипидара. Для приготовления раствора понадобится 40% олифы, 8% скипидара и 52% парафина. Вначале растворяем парафин с помощью скипидара в водяной бане. Затем добавляем олифу и тщательно размешиваем состав. Наносим горячий раствор на древесину. Период высыхания составит от 2 до 3 суток.
  4. Обработка раствором масла и воска. Раствор готовится исходя из следующих пропорций: 85% олифы, 15% воска. Воск измельчаем и погружаем в горячую смесь. Срок высыхания поверхности составит в пределах 2-3 суток.

Олифование - ответственная работа, которая не заканчивается после обработки поверхности олифой. До того как продолжить манипуляции с древесиной, нужно дождаться полного высыхания покрытия. Показатель скорости высыхания зависит от нескольких обстоятельств, в числе которых: использованные компоненты раствора, количество сиккатива, тип древесины и другие факторы.

Быстрее всего сохнет олифа с сиккативами на основе полиметаллов. А вот монометаллические сиккативы не способствуют быстрому высыханию. Например, поверхность, обработанная олифой со свинцовым сиккативом, высохнет за 20 часов. Если свинец поменять на марганец, время высыхания сократится до 12 часов. Еще лучший показатель высыхаемости достигается при объединении свинца и марганца в полиметаллический сиккатив. В этом случае поверхность высохнет за 7-8 часов.

Немалое влияние на скорость высыхания оказывает влажность и температурные показатели воздуха. Олифа с сиккативом из кобальта высохнет в 1,5 раза быстрее при повышении температуры воздуха до 25 градусов.

В таких же условиях раствор с марганцевым сиккативом высыхает в 4 раза быстрее. Оптимальная влажность воздуха для высушивания поверхности - 65-70%.

Заменитель олифы

Этот вариант для тех случаев, когда нет возможности не только приобрести заводскую олифу, но и сделать ее самостоятельно в домашних условиях.

Рецепт заменителя:

  • казеин - 50%;
  • гашеная известь - 25%;
  • скипидар - 12,5%;
  • мыльный раствор - 7,5%.

Скипидар добавляем после тщательного размешивания других компонентов. Далее разбавляем смесь водой до тех пор, пока раствор не станет похож на густую олифу. Чтобы избежать появления осадка, добавляем в состав немного нашатыря.

Поверхность, обработанная казеиновым раствором, сохнет быстрее, чем в случае с олифой. Состав можно добавлять в масляные краски для улучшения их прочностных и водоотталкивающих характеристик.

В настоящее время применение олифы значительно снизилось, возможно, по причине появления на строительном рынке, большого количества средств с новым составом. Хотя есть еще потребители, которые не отказались от применения олифы в ремонтно-строительных работах.
Сейчас производится три вида олифы: натуральная, комбинированная и оксоль.

Натуральная олифа

Натуральная олифа состоит: 97% растительного (льняного) масла, 3% сиккатив. Это непрозрачная густая жидкость, темно коричневого цвета, имеет слабый запах. Используется, в основном, для разведения красок и пропитки деревянных поверхностей. Для работ, внутри помещений, натуральная олифа подойдет идеально, она практически не имеет запаха, удобна в использовании, не выделяет токсинов. Для наружных работ использование натуральной олифы не выгодно.

Олифа оксоль

Назначение оксоли - для работы внутри помещения, ей можно обрабатывать деревянные и оштукатуренные поверхности, она улучшает сцепление красок и шпатлевок. При наружных работах, не стоит забывать, что оксоль предназначена, для временного сохранения материала, сверху следует наносить лак, краску или эмаль. Хорошей альтернативой покупателю может стать оксоль на основе подсолнечного масла, она так же используется при работе внутри помещения.

Композиционная олифа

Композиционная олифа: ее состав в некоторой степени варьируется, но в основном это синтетические заменители, а если точнее вещества нефтепереработки. Поэтому она отличается меньшей стоимостью. Различие композиционной олифы от натуральной и оксоли во внешнем факторе. Она жидкая и более светлая, иногда имеет красноватый оттенок. Резкий запах и долгое время высыхание, так же отличает композиционную олифу от всех остальных. Она не используется для работы во внутренних помещениях, эта олифа очень токсична и вредна. Кроме того, даже после высыхания, композиционная олифа продолжает пахнуть еще много лет. Она не нашла применения в лакокрасочном производстве, так как получаемое покрытие имеет низкое качество.

Изучаем этикетку

Для обработки и пропитки деревянных поверхностей, используются все виды олифы. Устойчивость олифы к атмосферному воздействию, проигрывает другим лакокрасочным изделиям. В конце необходимо сказать, что при приобретении олифы нужно быть очень внимательным. Следует обратить внимание на упаковку и цвет олифы . Изучить этикетку, где должна содержаться вся информация о производителе данной продукции, номер ГОСТа или ТУ. Прочитать о составе продукта, инструкцию по его применению. Проверить наличие сертификата соответствия и гигиенический сертификат. Первый выдается на натуральную олифу и оксоль, следующий на композиционную олифу. Степень качества олифы можно определить по однородному составу, он должен быть без механических добавок и без осадка. Запах чем слабее, тем лучше.

Олифа - основное связующее вещество и разбавитель масляных красочных составов. Олифы предназначаются для изготовления густотертых и готовых к употреблению масляных и алкидных красок, а также для разбавления этих красок и доведения их перед применением до рабочей вязкости.

Применение олифы

В художественно-оформительских работах олифа применяется довольно широко. Олифа применяется для пропитки и грунтования деревянных поверхностей перед окраской и для последующего разбавления красок. Олифа применяется для грунтования деревянных изделий, которые в последствии приобретают "хохломское золото" - это аллюминиевый порошок (серебрянка), нанесенный на недосохшую олифу. В прошлом за неимением другого материала живопись и иконопись покрывали олифой (в качестве лака), тогда еще не знали, что со временем олифа чернеет и многие иконы, сохранившиеся до наших дней, были повреждены этой чернью и нуждались в реставрации.

Виды олифы

Олифа натуральная - это продукт обработки растительных высыхающих масел, в процессе нагревания его до температуры двести градусов. Олифу называют по виду масла (льняная, конопляная). Наибольшее распространение получила льняная олифа. При варке в олифу добавляют сиккативы, для ускорения сроков высыхания и образования пленки. Пленки натуральной олифы обладают максимальной прочностью, пластичностью, стойкостью к атмосферным воздействиям. Различную олифу применяют в зависимости от цвета красок. При приготовлении белых и светлых красок используют льняную олифу, так как конопляная темнеет.

Олифа полунатуральная . Ее получают путем обработки растительных масел полимеризации и оксидированием. Для придания жидкой консистенции их разбавляют органическими растворителями (скипидар, уайт-спирит и так далее). Содержание полунатуральной олифы не должно превышать более сорока пяти процентов. Пленки отличаются от пленок натуральной олифы меньшей толщиной, большей твердостью и водостойкостью. Они менее эластичны, уступают по долговечности. Наиболее применение получили два вида полунатуральных олиф. Олифа полимеризованная и олифа «оксоль».

Олифа искусственная (синтетическая) . Содержит не более тридцати пяти процентов растительных масел или не содержит их вовсе. Для оформления рекомендуются: олифа алкидная, сланцевая, солевая.

Олифа комбинированная. При высыхании образует довольно прочные пленки. Используется для наружных и внутренних работ.

Показатели качества олифы:

  • Вязкость. При большой вязкости олифы, красочный состав трудно распределить по поверхности тонким слоем. При малой вязкости, краска стекает с наклонных и вертикальных поверхностей.
  • Скорость высыхания - процесс, при котором жидкая олифа, нанесенная на стеклянную поверхность тонким слоем, затвердевает и превращается в пленку. Различаются две стадии высыхания: «Высыхание от пыли» - момент образования тончайшей поверхностной пленки, и «Полное высыхание» - момент образования сплошной пленки по всей толщине нанесенной олифы.

Срок высыхания натуральной олифы «от пыли» - двенадцать часов, полное - двадцать четыре часа, при температуре от восемнадцати до двадцати двух градусов.

Хранение и меры предосторожности

  • Олифа является пожаро и взрывоопасным материалом ввиду наличия масел и растворителей в составе олифы.
  • Помещения, где производятся работы, должны быть обеспечены приточно-вытяжной вентиляцией во взрывобезопасном исполнении или условиями для естественного проветривания.
  • При попадании олифы на кожу вытереть ветошью и смыть теплой водой с мылом.
  • Хранить олифу в плотно закрытой таре, предохраняя от влаги и прямых лучей, вдали от огня, электроприборов.
  • В случае загустевания допускается разбавление олифы уайт-спиритом, нефрасом или другим растворителем для масляных красок в количестве 1:10 по весу.
  • Гарантийный срок хранения 12 месяцев со дня изготовления.

В ходе некоторых строительных и ремонтных работ часто используется такой материал, как древесина. Дерево имеет пористую структуру и поэтому больше других нуждается в дополнительной обработке.

Для того чтобы защитить этот ценный и не совсем дешёвый материал используют олифу «Оксоль».

Что это такое?

Олифа – это густая маслянистая жидкость преимущественно коричневого цвета, состоящая из смеси разных компонентов, предназначается для окраски деревянных и подготовки отштукатуренных поверхностей к окрашиванию, а также используется в качестве растворителя для масляных красок.

Как и любой другой продукт, предназначенный для обработки, олифа состоит из основных и вспомогательных веществ. Основой олифы «Оксоль» является масло растительного происхождения, доля которого находится в пределах 54-55% от общей массы.

Для изготовления продукта могут использоваться разные масла: льняное, конопляное, подсолнечное, виноградное, соевое, кукурузное или рыжиковое. В основе содержится либо один вид, либо смесь из нескольких масел.

На долю дополнительных компонентов в составе «Оксоли» приходится 45% от общей массы, из них 40% занимает растворитель (чаще всего используется уайт-спирит), а оставшиеся 5% приходятся на сиккативы. Каждый из них обладает определёнными свойствами, оказывающими влияние на состав в целом.

Растворитель придаёт олифе нужную консистенцию, а сиккативы способствуют быстрому высыханию состава на поверхности. Сиккативами называют соли разных металлов, а, точнее, соединения железа, кобальта, свинца, лития, стронция и многих других с органическими кислотами.

Плёнка, образуемая на поверхности, не даёт проникать краске или лаку глубоко внутрь древесной структуры, а значит, материала потребуется меньше. Кроме того, использование олифы в качестве подготовительного слоя при окрашивании позволяет улучшить адгезию лака или краски с древесной поверхностью.

Для того чтобы понять, как и за счёт чего происходит образование на поверхности плёнки, необходимо рассмотреть принцип действия олифы, основанный на свойствах компонентов. Многие виды растительных масел, используемых в качестве основы, при определённых условиях (кислород, тепло, свет) способны загустевать, а при нанесении на поверхность тонким слоем – полимеризоваться (высыхать).

Образование полутвёрдой массы происходит за счёт полиненасыщенных жирных кислот, присутствующих в некоторых маслах растительного происхождения. Скорость застывания на поверхности находится в прямой зависимости от величины глицеридов непредельных жирных кислот и такого показателя, как йодное число. Чем больше процент жирных кислот в составе масла и выше показатель йодного числа, тем быстрее происходит процесс полимеризации.

Но естественный процесс окисления происходит медленно, и поэтому масло для олифы подвергается термической обработке вместе с добавленными в его состав сиккативами. Нагревание данного состава приводит к распаду веществ, замедляющих образование плёнки, а за счёт наличия солей металлов, процесс окисления происходит быстрее.

Сиккативы оказывают влияние на состав не только в процессе высыхания, но и после него. Оно длится всё то время, пока слой остаётся на поверхности, их доля не должна превышать отметку в 5%, более высокий процент их содержания в составе приводит к потемнению , а затем и разрушению плёночного покрытия.

Образование на поверхности эластичной плёнки происходит, как правило, в течение 6-36 часов. Такой разбег по времени обусловлен многими факторами: состав, технология приготовления, наличие добавок. Практически все известные на сегодняшний день олифы сохнут около суток .

Виды

На сегодняшний день производители выпускают несколько разновидностей олиф на масляной основе, отличающихся по наличию дополнительных компонентов и процентному соотношению основных веществ.

Натуральная олифа является базовой основой для «Оксоли» , но отличается от неё процентным соотношением компонентов и отсутствием дополнительных веществ в составе. На долю масла, чаще всего это льняное или конопляное, приходится 97%, а оставшиеся 3% составляют сиккативы.

Данный вид олифы подходит для обработки поверхностей, находящихся только внутри помещения , в связи с чем применяют её нечасто, да и стоимость данного вида довольно высока из-за большого процентного соотношения масла в составе и его исходной цены.

Олифа «Оксоль» стоит значительно дешевле натуральной, ведь доля масла в её составе всего лишь 55%. Но сниженная доля масла и входящий в состав растворитель не делают данный вид олифы хуже натуральной. Она ни в чём не уступает по свойствам и внешнему виду натуральному аналогу и даже в чём-то превосходит его.

«Оксоль» можно использовать для покрытия деревянных конструкций и оштукатуренных поверхностей не только внутри помещения, но и снаружи, что является несомненным её преимуществом.

На обработанной олифой поверхности устойчивое покрытие с эффектом глянца образуется не позднее суток . Оно отличается эластичностью, водостойкостью и максимальной по сравнению с другими видами долговечностью. Единственным минусом «Оксоли» является её резковатый по сравнению с натуральным аналогом запах из-за присутствия растворителя, в качестве которого чаще всего используется уайт-спирит.

Подразделение «Оксоли» на марки обусловлено использованием в составе разных масел, составляющих основу. Для марки «В» используется либо конопляное, либо льняное масло. Наилучшей олифой считается изготовленная на основе льняного масла , именно оно образует на поверхности более прочное покрытие.

Состав марки «ПВ» основан на других видах масел (соевом, подсолнечном, рыжиковом, виноградном, кукурузном).

Поверхность, обработанная составом на основе подсолнечного масла, обладает меньшей устойчивостью к различным воздействиям по сравнению с основой из льняного масла.

Комбинированная олифа в отличие от других видов содержит в своём составе несколько видов масел, которые проходят различную обработку. В частности, если в состав добавляют более дешёвое по стоимости и плохо высыхающее рапсовое масло, то его предварительно подвергают оксидированию. Данный процесс необходим для того, чтобы олифа с более дешёвыми по стоимости маслами, используемыми в качестве основы, приблизилась по свойствам к исходному варианту.

В состав комбинированной олифы входят также синтетические вещества и растворитель. Маркируется такая олифа буквой «К» , а число, следующее за буквой, указывает – для каких видов работ можно использовать состав. Чётными числами обозначают олифы, предназначенные для обработки поверхностей внутри помещения, а нечётными – маркируют составы, с которыми можно работать снаружи.

Алкидная олифа имеет некоторое сходство с «Оксолью». В составе алкидных видов растительные масла присутствуют, но их доля незначительна. Производится данный вид олиф на основе алкидных смол, которые разводят растворителями, чаще всего уайт-спиритом. Кроме того, в состав входят сиккативы.

Технические характеристики

Олифа «Оксоль» производится согласно ГОСТу 190-78, в котором прописаны нормы различных показателей для марок «В» и «ПВ». Существует восемь основных нормативов, по которым определяют принадлежность олифы к тому или иному виду.

Они варьируются в зависимости от использованного вида масла и марки самой олифы:

  • Первым в таблице указан показатель цвета . Для обеих марок данная величина идентична, цвет должен быть не темнее 800 мг J/см³ (по йодометрической шкале). Но есть и исключения для олифы, где в качестве основы выступает рыжиковое масло (марка «ПВ»), данный показатель имеет другое числовое выражение. Цвет такой олифы должен быть не темнее 1800, а у олифы, изготовленной на основе соевого масла, этот показатель 1100 J/см³.

  • Показатели условной вязкости , измеряемые с помощью вискозиметра, для двух марок отличаются незначительно. Для марки «В» время истечения олифы через воронку диаметром 4 мм (при t=20°C) находится в пределах 18-22 секунд, а для марки «ПВ» – в пределах 19-25 с.

  • Кислотное число , измеряемое в мг КОН/г, для разных марок отличается. Для марки «В» этот показатель должен быть не более 6, а для марки «ПВ» он чуть выше – 8. Если в качестве основы в олифе использовано подсолнечное масло, у которого кислотное число колеблется в пределах 8-15 мг КОН/г, общий показатель кислотного числа не должен превышать 10.

  • Массовая доля нелетучих веществ , измеряемая в %, для обеих марок должна находиться в пределах 54.5-55.5. При наличии в смеси олифы нефтеполимерной смолы массовая доля нелетучих веществ может колебаться в пределах 55-59%, при условии, что показатель вязкости соответствует определённым ГОСТом нормативам.

  • Такие показатели, как отстой по объёму и прозрачность у обеих марок имеют одинаковые величины. Отстой по объёму – 1%, прозрачность – полная. Температура вспышки в закрытом тигле для обеих марок не должна превышать показатель в 32°С.

  • Существует ещё один важный показатель, характеризующий олифу по времени высыхания . Для марки «В» устойчивое покрытие (до степени 3) образуется не позднее 20 часов с момента нанесения, а для марки «ПВ» – не позднее 24 часов.

Согласно ГОСТу 190-78 существуют строгие требования, предписывающие, в какую тару можно заливать олифу, при какой температуре можно безопасно хранить жидкость и какие меры предосторожности предпринять при открытии банки с составом. Все требования по технике безопасности подробно расписаны в данном документе.

При покупке олифы у продавцов должен обязательно быть сертификат качества.

Расход на 1м²

Существуют нормы расхода олифы на 1 м². Как правило, данные показатели не очень отличаются от величин расхода масляных красок. Для нанесения олифы в один слой на 1 м² потребуется от 80 до 130 г. Данный разбег обусловлен такими факторами, как вид обрабатываемой поверхности (древесина или штукатурка), пористость и твёрдость материала, тип раствора, а также воздействие температуры и влажности.

Для свежей древесины расход может быть увеличен до 200, а в некоторых случаях и до 250 г на 1 м². По некоторым источникам средний расход олифы на однослойное покрытие колеблется в пределах 150-200 г на 1 м².