Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Судебная строительно-техническая экспертиза асфальтобетонного покрытия. Перечень дефектов асфальта причины их возникновения Причины дефектов асфальтобетонного покрытия

Судебная строительно-техническая экспертиза асфальтобетонного покрытия. Перечень дефектов асфальта причины их возникновения Причины дефектов асфальтобетонного покрытия

Под влиянием света, тепла, кислорода воздуха битумные мате­риалы, используемые для покрытий дорог, стареют. В процессе ста­рения одни их составные части улетучиваются или окисляются, другие агрегируют и уплотняются. Пластичность битумов умень­шается, увеличивается хрупкость, появляются трещины. Это осо­бенно опасно в агрессивных химических средах

Благодаря сложности и высокой степени полимеризации соеди­нения, входящие в состав битумных материалов, обладают относи­тельно высокой кислотностью. Однако от продолжительного воз­действия концентрированных растворов минеральных кислот би­тумные материалы разрушаются. Битумы и композиции на их осно­ве, изготовленные с применением кислотостойких заполнителей (природных и искусственных), стойки против длительного воздей­ствия серной кислоты при концентрации ее не более 50%, соляной -30%, азотной - 25%, уксусной - 70%, фосфорной - 80%.

Длительное воздействие концентрированных водных растворов (до 40...50%), едких щелочей и карбонатов щелочных металлов при обычной и повышенной температуре вызывает постепенное разру­шение битумных составов. Даже насыщенные растворы извести, например, в бетоне, омыляют битумы. На них не действуют водные растворы минеральных и органических солей. Битумные материалы хорошо противостоят неокисленным органическим кислотам, но в органических растворителях растворяются.

Коррозия битумов приводит к снижению физико-механических свойств асфальтобетона, возникновению в дорожных покрытиях различного рода дефектов.

Дефекты дорожных покры тий (дорожных одежд) - это отклоне­ния геометрических параметров, текстуры и структуры дорожной одеж­ды от нормативных требований. В зависимости от характера, местопо­ложения и величины дефекты подразделяются на следующие виды:

Трещины - дефекты нарушения сплошности дорожного покрытия, возникающие в результате знакопеременной нагрузки, усталостных явлений, температурного расширения и других факторов (рис. 9.1). Увеличение числа и протяженности трещин свидетельствует о начале процесса разрушения дорожной одежды. Для асфальтобетонных по­крытий характерны отдельные, а также частые трещины.

Отдельные трещины - поперечные и косые трещины, не свя­занные между собой, среднее расстояние между которыми - 4 и бо­лее метров. При определении дефектов дорог записывается общая длина трещин в погонных метрах

Частые трещины – поперечные и косые трещины с ответвле­ниями, иногда связанные между собой, но, как правило, не обра­зующие замкнутых фигур; среднее расстояние между соседними трещинами – 1-4 м. При дорожной диагностике измеряется площадь участка с трещинами в квадратных метрах

Сетка трещин – взаимопересекающиеся поперечные, продоль­ные и криволинейные трещины, делящие поверхность ранее моно­литного покрытия на ячейки. Дефекты измеряются в квадратных метрах.

Выбоины – местные разрушения дорожного покрытия, имеющие вид углублений с резко очерченными краями, образовавшиеся за счет разрушения материала покрытия; при диагностике дорог изме­ряются в квадратных метрах. Причинами образования выбоин мо­гут быть недоуплотнение материала в данном месте, применение неоднородного или загрязненного примесями материала, образование трещин или мест повышенного динамического воздействия ко­лес автомобилей из-за неровности покрытия и т.д. Для предотвращения развития выбоин по площади и глубине необходимо прини­мать экстренные меры по их устранению сразу после обнаружения

Заплаты – участки, на которых исходное дорожное покрытие было удалено и заменено сходным или другим материалом; измеряются в метрах квадратных. Являются результатом применения ямочного ремонта, при некачественном выполнении которого ухудшается ровность за счет разности в уровнях поверхности по­крытия и заплат. Заплаты также оказывают влияние на однород­ность яркости покрытия

Колейность - дефект дорожного покрытия, обусловленный на­личием на проезжей части колей - продольных углублений правильной формы в местах наката, систематического приложения на­грузок от колес подвижного состава (рис. 9.12). Колейность образу­ется при значительных (предельных) осевых нагрузках вследствие реологических свойств материалов и недостаточной прочности кон­струкции дорожной одежды. При диаг­ностике автомобильных дорог келейность различают по глубине: до 15 мм (рис. 9.13), от 15 до 30 мм (рис. 9.14), свыше 30 мм (рис. 9.15); ее измеряют в метрах погонных.

Выкрашивание – разрушение дорожного покрытия в результате потери им отдельных зерен минерального материала – гравийного, щебеночного (на покрытиях переходного типа); за счет потери свя­зи между зернами материала на усовершенствованных покрытиях облегченного типа, а также на капитальных покрытиях нежесткого типа при плохом сцеплении (адгезии) зерен щебня с битумом; при плохом перемешивании смеси, использовании в покрытии некачест­венных материалов; при укладке материала в дождливую или хо­лодную погоду или при недоуплотнении покрытия. При диагности­ке дорог измеряется в квадратных метрах (рис. 9.16).

Шелушение - разрушение поверхности покрытия за счет отде­ления наружных тонких пленок материала, вызванное воздействием воды и отрицательных температур. Особенно интенсивно происхо­дит при частом замерзании и оттаивании покрытия и при использо­вании соляных смесей для борьбы с гололедом. Интенсивность ше­лушения зависит от качества материалов.

Разрушение кромок - разрушение краев покрытия в виде сетки трещин или откалывания его материала (рис. 9.17). Обламывание кромок происходит при переезде колес тяжелых автомобилей через кромку, при ударах колес на стыках цементобетонных плит, а также при недостаточной прочности дорожной одежды в прикромочной зоне. При диагностике автомобильных дорог измеряется в погон­ных метрах. Для предохранения кромок покрытия от повреждения в местах сопряжения их с обочинами устанавливают бордюры, уст­раивают краевые полосы, укрепляют обочины, швы между плитами заделывают мастикой.

Среди приведенных выше дефектов наиболее характерными можно считать трещины. По причинам возникновения они подраз­деляются на температурные и температурно-усталостные.


31. Понятие о колейности, ее виды и способы определения

Колейность - дефект дорожного покрытия, обусловленный на­личием на проезжей части колей - продольных углублений правильной формы в местах наката, систематического приложения на­грузок от колес подвижного состава (рис. 9.12). Колейность образу­ется при значительных (предельных) осевых нагрузках вследствие реологических свойств материалов и недостаточной прочности кон­струкции дорожной одежды. Под влиянием тяжелых автомобилей, при интенсивном движении келейность может прогрессировать и привести к образованию трещин, проломов. Наличие келейности затрудняет выполнение маневров автомобилей, ухудшает водоотвод с покрытия и повышает опасность дорожного движения. При диаг­ностике автомобильных дорог келейность различают по глубине: до 15 мм (рис. 9.13), от 15 до 30 мм (рис. 9.14), свыше 30 мм (рис. 9.15); ее измеряют в метрах погонных.

Ремонтные мероприятия по устранению колеи делятся на две группы:

1. Способы ликвидации колей без устранения или с частичным устранением причин колееобразования:

1) частичное холодное или горячее фрезерование, при котором срезаются гребни вдоль колей, а глубина колей уменьшается до до­пустимых пределов;

2) частичное горячее фрезерование по полосам наката методом Remix и укладки снятого слоя на всю глубину колеи с добавлением нового материала с его перемешиванием и уплотнением;

3) двойная поверхностная обработка или укладка слоя холодных литых асфальтобетонных смесей;

4) укладка тонкого слоя покрытия на всю ширину проезжей час­ти горячим или холодным способом без фрезерования старого покрытия.

2. Способы ликвидации колеи с устранением причин колееобра­зования:

1) ремонт и усиление дорожной одежды с исправлением попе­речного профиля всей проезжей части и укладкой новых, дополни­тельных слоев покрытия, усиление их геосетками и т.д.;

2) перестройка всей старой дорожной одежды, а иногда и укреп­ление или замена грунта верхней части земляного полотна, а также замена дорожной одежды нежесткого типа на одежду с цементобетонным покрытием.


Вероятные недостатки Причины их возникновения Способы их устранения или предотвращения
1. Состояние смеси
Смесь дымится (синий дымок над смесью) Смесь перегрета выше 180 ° С Сообщить на АБЗ о необходимости отрегулировать температурный режим. Смесь для верхнего слоя применять нельзя
Смесь дымится (серый цвет) Избыточная смазка кузова Кузов смазать тонким слоем мазута
Глянцевая пленка на поверхности смеси в кузове автомобиля Недостаточное перемешивание смеси Расслоение смеси при перевозке Сообщить на АБЗ о том, чтобы перемешивание смеси довели до нормы в зависимости от влажности материала
Комья трудно разбиваются, смесь горячая Недостаточное перемешивание или применен влажный минеральный порошок Усилить контроль за подачей минерального порошка. Произвести раздельное перемешивание сухого замеса, а затем с битумом

Окончание табл. 60

2. Укладка смеси
Задирание поверхности слоя Попадание в смесь крупного щебня или посторонних предметов, которые волокутся за плитой укладчика Остановить укладчик, поднять рабочие органы, удалить крупные частицы и другие посторонние предметы
Негладкая рваная поверхность, местами углубленная вдоль полосы Смесь прилипает к выглаживающей плите укладчика Очистить, смазать мазутом (соляровым маслом) и подогреть выглаживающую плиту
Неровная поверхность слоя в продольном направлении Основание неровное, неправильно отрегулирована толщина слоя Проверить отметки основания, выглаживающую плиту установить на толщину проектного слоя
Сдвижка слоя, наплывы в покрытии при укатке Высокая температура смеси или она «жирная» Сообщить на АБЗ о температуре смеси и проверке дозировки битума
Появление трещин при уплотнении слоя покрытия Сухая смесь или недостаточно прочное основание Сообщить на АБЗ о неполной дозировке битума
Разрывы по всей ширине полосы покрытия Трамбующий брус установлен выше выглаживающей плиты Трамбующий брус установить на 3...4 мм ниже поверхности выглаживающей плиты
Разрывы в покрытии, в середине и по краям Неправильно установлена выглаживающая плита. Увеличена подача смеси Отрегулировать шиберные заслонки. Установить плиту в горизонтальное положение

Дополнительные требований к укладке асфальтобетонной смеси

При отрицательной температуре воздуха

1. Очистка основания механической щеткой без применения воды.



2. Непрерывный подвоз смеси в утепленных кузовах автосамосвалов, чтобы не допустить остановку асфальтоукладчика.

3. Температура смеси при укладке должна быть не ниже 160° С, а при уплотнении - 130 °С.

4. Приготовление смеси с добавками ПАВ или активированным минеральным порошком.

5. Уплотнение смеси тяжелыми катками на пневмоходу или виброкатками со скоростью не более 2 км/ч и увеличением числа приходов на 20...30 %.

6. Подогрев основания (нижнего слоя покрытия) разогревателями типа КР-53А, РА-10, ДЭ-2 или другими средствами.

7. Толщина слоя укладки смеси должна быть не менее 4 см.

8. Тщательная заделка продольных и поперечных швов путем дополнительного прогрева горячими утюгами или выносными линейками с горелками разогревателей асфальтобетона.

9. Укладка теплых и горячих смесей при температуре воздуха не ниже 0 ° С и скорости ветра не более 7 м/с.

10. Асфальтобетонная смесь должна иметь минимальный показатель по водонасыщению.

11. Асфальтоукладчик должен иметь выглаживающую плиту с исправным агрегатом нагрева.

12. Техника должна быть подготовлена для работы в зимних условиях.

Коэффициент уплотнения для асфальтобетона должен быть не ниже:

0,99 - для плотного асфальтобетона из горячих смесей типа А, Б;

0,98 - для плотного асфальтобетона из горячих смесей типа В, Г, Д, пористого и высокопористого асфальтобетона;

0,97 - для асфальтобетона из холодных смесей.

Линейный контроль за коэффициентом уплотнения в период укатки смеси следует производить приборами:

динаметрическим плотномером конструкции МГП «Кондор» (прил. 4, рис. 28);

пористомером асфальтобетона КП-209М (прил. 4, рис. 29).

Контроль качества работ

1. При приготовлении асфальтобетонной смеси проверяют:

постоянно - температуру битума и минеральных материалов, температуру готовой смеси в кузове каждого автомобиля;



не реже одного раза в смену - качество смеси по ГОСТ 9128-97 и битума по ГОСТ 11501-78 и ГОСТ 11503-74;

качество щебня, песка, минерального порошка - не реже одного раза в 10 смен.

2. В процессе строительства покрытия проверяют:

поперечные уклоны покрытия;

ровность покрытия в 5 контрольных точках;

температуру асфальтобетонной смеси в кузове каждого прибывающего самосвала;

постоянно - качество продольных и поперечных швов укладываемых полос;

качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок), взятых в 3 местах на площади покрытия 7000 м 2 .

Вырубки следует отбирать в каждом слое из горячего асфальтобетона через 1…3 суток, из холодного асфальтобетона - через 15...30 суток на расстоянии не менее 1,0 м от края покрытия.

Всегда удобно ехать в автомобиле по ровной и гладкой автостраде, развивая большую скорость. Отнюдь не редко качество трассы не позволяет это сделать, так как покрытие имеет отклонение от нормы и малопригодно для качественной езды. Со временем под давлением колес машин, особенно больших грузовых, влиянием неблагоприятных природных условий в виде дождя, града, резкой смены температуры, асфальтобетонный настил теряет свой первозданный вид. Покрывается мелкими трещинами, ямками, выбоинами, что укорачивает время качественной работы автотрассы. Езда по таким изношенным дорогам ведет к порче автомобилей и даже может привести к аварии.

Причины разрушения

В результате использования покрытий из асфальтобетона, они подвергаются различным деформациям. Износ дорог образуется из-за внешних и внутренних воздействий на . Дефекты на покрытии от влияния внешних факторов включают в себя:

  • силовые нагрузки от автомобильных колес;
  • атмосферные осадки (дождь, температурные изменения, оттаивание, снег, замораживание).

Основные причины разрушений — несоблюдение технологии укладки или ремонта дорожного полотна и воздействие автомобилей.

Внутренние факторы, связанные с разрушением асфальтобетонного покрытия, возникают вследствие неправильного составления проекта для дорог, их строительства и ремонта:

  1. К разрушению дорожной поверхности приводит неправильное проектирование асфальтобетонной автомобильной трассы. Неточно проведенные исследования, расчеты и допущенные ошибки при определении интенсивности потока транспортных средств могут способствовать образованию дефектов на дороге из асфальтобетона и привести к разрушению дорожного сооружения, а именно: нарушится целостность асфальтного слоя на дорожных покрытиях; грунт основания просядет; снизится прочность грунтовой подушки; последует износ асфальтобетонного настила.
  2. Применены старые методики и выбраны материалы низкого качества при работе с покрытием из асфальтобетона. Совсем недавно, для монтажа, укладки асфальтного раствора и ремонта трасс использовали горячие , в состав которых входил некачественный битум. Он вызывал повреждения дорожного настила и ухудшал прочностные характеристики готовой смеси для асфальтирования дорожной поверхности. Однако строительство не стоит на месте, и уже сегодня разрабатываются и внедряются новейшие полимерно-битумные материалы, способные значительно повысить свойства материала и будущей трассы. Большую популярность приобрели различные добавки в смесь для: улучшения сцепления, повышения стойкости к воздействию воды и образованию трещин. Благодаря этим добавкам обеспечивается стойкость дорожного полотна к минусовым температурам. Чтобы избежать дефектов и износа дорожного полотна, следует не только применять новые смеси для укладки асфальта, но и выбирать новые технологии, которые позволят стабилизировать и укрепить ослабшие подвижные почвы основания. Чтобы предотвратить разрушения покрытий, используют армирующую сетку, которая усилит дорожную конструкцию и увеличит продолжительность срока эксплуатации асфальтированного полотна.
  3. Дефекты и износ на асфальтобетонном покрытии возникают вследствие неправильного технологического процесса при возведении дорожной конструкции. Разрушения образовываются из-за допущенных ошибок при укладке асфальта и ремонте трассы. Способствуют возникновению дефектов нарушения правил перевозки асфальтобетонного раствора, в результате чего, смесь подается неправильной температуры. При уплотнении уложенной смеси не были удалены пузырьки воздуха или, наоборот, раствор был слишком уплотнен, тогда асфальтированное полотно начнет трескаться и расслаиваться. Разрушения трассы могут возникнуть в результате некачественной подготовки земельного полотна и работ по укладке дорожного сооружения.
  4. Дефекты на дорожном покрытии чаще всего образовываются в результате погодных условий, когда во время дождей влага проникает в асфальтированное полотно, а жаркие лучи солнца портят верхний слой трассы – осуществляется ухудшение прочности асфальтобетона, что приводит к образованию выбоин. В период минусовых температур собравшаяся влага в слоях асфальтобетона способна увеличиваться в объеме и тем самым разрушать структуру и уплотнение асфальта.
  5. В результате больших нагрузок от транспортных средств происходит разрушение дорожного полотна. Высокие нагрузки на поверхность трассы обусловлены интенсивным потоком транспортных средств, в результате чего, норма пропускной способности за 24 часа превышается и как последствие – ресурс полотна трассы снижается. Повышение осевой нагрузки вследствие эксплуатации дорожного покрытия транспортными средствами большой грузоподъемностью, приводит к разрушениям асфальтобетонного полотна, образованию колеи и трещин.

Повреждения дорожного покрытия из асфальтобетона могут происходить вследствие комплексного влияния внешних и внутренних факторов.

Основные виды дефектов


Типичные дефекты автомобильных дорог.

Асфальтобетонные повреждения бывают следующих видов:

  • Пролом. Представляет собой прорези на асфальтированном участке, где проходит поток транспортных средств. Если вовремя не залатать трещины, они способны увеличиться в размерах и превратиться в пролом большого диаметра.
  • Истечение срока службы. Разрушения, связанные с продолжительной эксплуатацией полотна, на котором не осуществлялся ремонт, сказываются на толщине слоя асфальтобетона.
  • Уменьшение прочности асфальтобетона. В результате больших нагрузок от тяжеловесных грузовых автомобилей образуется просадка полотна и разрушение верхнего слоя покрытия в виде неровностей, выбоин и колеи.
  • Выбоины. Разрушения в виде выбоин – это углубления с резким обрывом края, которые происходят из-за неправильной кладки асфальтобетона с использованием материалов низкого качества.
  • Шелушение. Образование шелушений на дорожной поверхности вследствие отделения из верхнего слоя частиц покрытия. Образуется из-за постоянных переменных воздействий на дорожную поверхность мороза и оттепели.
  • Климатические воздействия. В период таянья снежных масс образуется большое количество жидкости, которая способна разрушить полотно трассы, что влечет за собой снижение прочностных характеристик асфальтобетона.
  • Выкрашивание. Возникает этот тип повреждений вследствие нарушения укладки или ремонта дорожного полотна, а именно работы при атмосферных осадках или минусовых температурах.
  • Трещины. Образуются щели на дорожной поверхности в результате резкой перемены температурного режима.
  • Просадка. Возникает просадка из-за выбранных материалов низкого качества для укладки полотна, а также в результате недостаточного уплотнения асфальтной смеси или почвы.

Экспертам, по мнению суда, поставлены следующие вопросы:
1. Соответствуют ли асфальтобетонное покрытие придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области, условиям муниципального контракта №32 от 12.08.2015 требованиям ГОСТ 9128-2013 и СНиП III-10-75 (2000) по водонасыщению, пределу прочности на сжатие, водостойкости, коэффициенту уплотнения?
2. Если имеются отклонения асфальтобетонного покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области по водонасыщению, то от чего это зависит (от каких факторов)?
3. Если такие отклонения имеются, возможно, ли использовать асфальтобетонное покрытие в качестве покрытия дворовой территории?

При проведении экспертизы использовались следующая справочная литература и нормативные документы:

  • "СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 233) (ред. от 30.06.2003)
  • ПНСТ 106-2016 Дороги автомобильные общего пользования, Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения объемной плотности.
  • СП 78.133330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги
  • ВСН 175-82 Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий в г. Москва.
  • ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
  • СП 82.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП III-10-75 Правила производства и приемки работ. Благоустройство территорий.
  • ГОСТ 33220-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию.
  • Котлярский Э.В., Воейко О.А. «Долговечность дорожных асфальтобетонных покрытий и факторы, способствующие разрушению структуры асфальтобетона в процессе эксплуатации». - М.,2007г.
  • Пособие по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов (к СНиП 3.06.03-85) от 01.01.1991 №3.06.03-85.
  • Федеральный закон от 31.05.2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями на 25 ноября 2013 года).
  • Бутырин А.Ю. Судебная строительно-техническая экспертиза (теоретические, методические и правовые основы). - М., 2006;

Процесс экспертных исследований
Этапы исследований:

  • Изучение представленных судом на экспертизу документов дела
  • Осмотр объекта на месте с фото-фиксацией.
  • Измерение параметров покрытия, согласно требованиям СНиП 3.06.03-85
  • Измерение колейности асфальтобетонного покрытия
  • Составление выводов на поставленные судом вопросы.

Строительной экспертизой проведено сопоставление данных из материалов дела Арбитражного суда Калужской области.
Предметом спора является, взыскание задолженности по муниципальному контракту между ООО «КОНСТАНТА» (Подрядчик) и Администрацией городского поселения «Город Сухиничи» (Заказчик). Предмет Муниципального контракта №32 от 12 августа 2015 года - капитальный ремонт придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области.
При изучении материалов дела, экспертами было выявлено, что капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области, выполнены в полном объеме, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 12.09.2015г. (в материалах дела стр. 18) и АКТом приемки выполненных работ по указанному объекту от 12.09.2015г. (в материалах дела стр. 19,20).
Так же в материалах дела присутствует исполнительная документация, содержащая Акты освидетельствования скрытых работ:

  • на розлив вяжущих материалов -2 акта,
  • устройство подстилающих и выравнивающих слоев основания из щебня - 1акт,
  • устройство выравнивающего слоя из А/Б смеси марки II тип В с применением асфальтоукладчика - 2 акта,
  • паспортами и сертификатами применяемых материалов,
  • журналом производства работ (страницы дела не пронумерованы).

Свидетельством выполнения работ ООО «Константа» по муниципальному контракту №32 от 12 августа 2015 года служит присутствующие в материалах дела:

  • АКТ приемочной комиссии о приемке отремонтированных отдельных элементов автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них «Капитальный ремонт придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи, подписанный приемочной комиссией. Комиссия назначена Администрацией ГП «Город Сухиничи», распоряжением № 237 от 11 августа 2015 г. с приложениями;
  • Приложение №1 Ведомость выполненных работ по капитальному ремонту;
  • Приложение №2 Ведомость главнейших дорожно-строительных материалов, уложенных в дело;
  • Приложение №3 Ведомость недоделок и дефектов, установленных при приемке работ, выполненных на объекте, (замечания в ведомости отсутствуют);
  • Приложение №4 Ведомость контрольных измерений и испытаний, произведенных при ремонте объекта, (данные о проведенных испытаниях и измерениях отсутствуют);
  • Гарантийный паспорт на законченный капитальный ремонт: придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области, от 12 сентября 2015 г., сроком на три года.

В соответствии с Муниципальным контрактом №32 на Капитальный ремонт придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области от 12.08.2015г., п. 7.9: «Днем сдачи-приемки результата выполненных работ считается день подписания представителями Сторон акта приемки выполненных работ».
Министерством дорожного хозяйства Калужской области (ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик»), был представлен протокол №400 «Результаты испытания асфальтобетона мелкозернистого тип В марка II верхний слой покрытия - дворовая территория» (в материалах дела 77 страница).
Дата отбора: 08.10.2015г.
Дата испытания: 12-13.10.2015г.
Подрядная организация: ООО «КОНСТАНТА»
Объект: г. Сухиничи проезд к домам № 6, 7, 8 по улице Тяговой и двор дома №8 на улице Тяговой.
На основании Заключения данного протокола:
Данные вырубки тип В марка II не соответствуют требованиям СНиП III-10-75.
Асфальтобетонная смесь в образцах из переформованных вырубок соответствует требованиям ГОСТ 9128-13.
Министром дорожного хозяйства Калужской области О.В.Ивановой было дано определение направленное Главе администрации ГП «Город Сухиничи» А. И. Голикову, о ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательств по контракту и о том, что предоставление субсидий на оплату выполненных работ будет противоречить требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-Ф3….(в материалах дела 79,80 страницы).

Экспертами ООО «Стройэкспертиза» был проведен анализ протокола № 400 «Результаты испытания асфальтобетона мелкозернистого тип В марка II верхний слой покрытия - дворовая территория» представленного ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» (в материалах дела 77 страница), в результате которого были выявлены следующие отклонения от нормативных требований:

  • Отбор кернов асфальтобетонного покрытия на улице Тяговой, города Сухиничи для проведения испытаний физико-механических свойств асфальтобетона производился 8 октября 2015 года, при выполнении работ по асфальтировке 12 августа 2015 года. Согласно требованиям СП 82.13330.2011 актуализированная редакция СНиП III-10-75, забор кернов (проб) покрытия должен осуществляться в течении 10 дней с момента укладки горячей асфальтобетонной смеси, но не ранее трех суток.
  • Представленная форма протокола не соответствует рекомендациям СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88 образцу журнала испытания образцов.

Журнал испытания образцов, взятых из асфальтобетонного покрытия

Дата ис- пыта- ния

Но- мер образ- ца (керна)

Место от- бора обра- зца

Тол- щи- на слоя (верх-
не- го, ниж- него), см

Сцеп- ле- ние с ниж- ним
слоем или ос- нова- нием

Но- мер сос- тава ас-
фаль- тобе- тон- ной сме- си, тип

Характеристика образца из покрытия

ук- лад- ки ас- фаль- тобе- тон- ной сме- си

взя- тия вы- руб- ки (кер- на)

Объем, см

Сред- няя плот- ность, г/см

Водо- насы- ще- ние, % объе- ма

На- буха- ние, % объе- ма

су- хого на воз- духе

на воз- духе пос- ле 30 мин вы- дер- жива- ния в воде

в воде пос- ле 30 мин вы- дер- жи- ва- ния в воде

На воз- духе

водо- насы- щен- ного под ваку- умом в воде

водо- насы- щенного под ваку- умом

Характеристика переформованного образца

Объема, см

Сред- няя плот- ность ас- фаль-

Водо- насы- ще- ние, % объе-

На- буха- ние, % объе- ма

Предел прочности при сжатии, МПа, при температуре, °С

Коэф- фици- ент водо- стойкос- ти

Коэф- фици- ент уплот- нения покры-

Под- пись ответ- ствен- ного лица

су- хо- го на воз- духе

на воз- духе пос- ле 30 мин

в воде пос- ле 30 мин выдер- жива- ния в

водо- насы- щен- ного под ваку- умом

водо- насы- щен- ного в воде

водо- насы- щен- ного под ваку- умом

то- бето- на, г/см

вы- дер- жи- ва- ния в воде

на воз- духе

су- хого об- раз- ца

водо- насы- щен- ного об- раз- ца


В представленном протоколе № 399 отсутствуют параметры измерения характеристик образца из покрытия (массы в различном состоянии, объёма), позволяющие определить водонасыщение %.

  • По результатам испытаний ГКУ Калужской области характеристик переформованных образцов определенная водостойкость асфальтобетона 1,02 !?

Вода, проникая в микродефекты структуры асфальтобетона, приводит к адсорбционному понижению прочности материала за счет снижения поверхностной энергии стенок трещин и ослабления структурных связей у вершины трещины по мере ее развития. Закономерное снижение прочности асфальтобетона с увеличением срока выдерживания его в воде объясняется постепенной диффузией воды внутрь материала и все увеличивающимся расклинивающим действием воды. Значительно разрушает структуру асфальтобетона его частое попеременное увлажнение и высыхание. Большое влияние на водостойкость асфальтобетона оказывает его пористость, которая составляет 3-7%. С уменьшением размера зерен в асфальтобетоне увеличивается количество замкнутых недоступных воде пор. Так, в крупнозернистом бетоне практически все поры открыты, а в мелкозернистом открытые поры составляют 30-40%. Водостойкость определяется величиной водонасыщения, набухания и коэффициентом водостойкости (отношение прочности водонасыщенных образцов к прочности сухих ). Коэффициент водостойкости должен быть не меньше 0,9, а при длительном водонасыщении (14 сут.) не менее 0,8.
Исходя из этого прочность водонасыщенного образца не может быть больше прочности сухого образца и их отношение при определении коэффициента водостойкости не может превышать 1,0.
Эксперты, на основании вышеизложенного, приходят к заключению о недостоверности результатов определения физико-механических свойств асфальтобетона, уложенного на объекте: г. Сухиничи, улица Тяговой и проезд к домам, №6, 7, 8, представленных в протоколе № 400.
При ответе на второй вопрос поставленный судом по настоящему делу касающегося водонасыщения асфальтобетонного покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области, и от каких факторов это зависит, эксперты приводят данные форумов и научных работ КотлярскогоЭ.В. и Воейко О.А. «Долговечность дорожных асфальтобетонных покрытий и факторы, способствующие разрушению структуры асфальтобетона в процессе эксплуатации».
Покрытия автомобильных дорог в процессе эксплуатации находится под воздействием, главным образом, двух групп факторов - погодно-климатических и механических, обусловленных нагрузками от транспортных средств. Под воздействием именно этих двух групп факторов происходят необратимые изменения свойств и структуры асфальтобетона в слое покрытия, снижающее его долговечность.
Асфальтовый бетон в процессе работы в дорожных покрытиях подвер-гается воздействию комплекса атмосферных факторов и во времени изме-няет свои свойства. Одной из причин разрушения асфальтобетонных по-крытий является старение битума, входящего в состав материала, что свя-зано с потерей им вязкопластических свойств. Это обуславливается испарением масел, входящих в состав битумов
Вторым важным фактором старения органических вяжущих в асфальто-бетоне является химическое изменение компонентов битума с образовани-ем новых высокомолекулярных органических соединений. Эти изменения связаны с процессом окисления. Интенсивность этого процесса зависит от величины и совокупности действия многих факторов - теплового воздей-ствия, солнечного света, механических воздействий, действия солей ме-таллов переменной валентности (железа, меди, марганца...) и др.
При старении асфальтобетона в слое дорожного покрытия подвоздей-ствием кислорода воздуха, температурных условий и воды ярко прояв-ляется четыре основных стадии этого процесса: упрочнение структу-ры, ее стабилизация, начало развития деструкционных процессов и разрушение. Длительность каждой стадии, определяется многими факто- рами: технологией приготовления смесей и ее параметрами, проис-хождением, свойствами и зерновым составом минеральных материалов, характером взаимодействия вяжущего с поверхностью минеральных мате-риалов, режимом технологии уплотнения смесей, интенсивностью дви-жения транспортных средств и степенью их удельного давления на покрытие, климатическими условиями региона и др.
Третья и четвертая стадий старения характеризуются резким снижением прочности асфальтобетона, ростом его водонасыщения, уменьшением водо- и морозостойкости, которые могут привести к быстрому, разрушению дорожного покрытия. При этом четкой границы между третьей и четвертой стадиям и не существует.
В связи с отсутствием стандартизованных методов прогнозирова-ния срока службы асфальтобетонных покрытий и их чрезвычайной важ-ностью появилось большое число различных нестандартизованных пока-зателей и методик, позволяющих при проведении оценивать долговечность дорожных асфальтобетонов.
Одна их них:
Оценка и прогнозирование долговечности дорожных покрытий по данным их визуального осмотра. Визуальный осмотр позволяет наиболее быстро дать оценку состояния дорожных покрытий, интенсивности образования на них деформаций и разрушений. Однако этот метод при всей его простоте и удобстве наименее точный и используется, главным образом на стадии выборочной предварительной оценки состояния дорожных покрытий. При этом под деформацией покрытия понимается изменение размеров или формы его поверхности без потери сплошности асфальтобетона и уменьшения его массы. Оценка и прогнозирование долговечности производится путем сопоставления и анализа данных с требованиями предъявляемых к покрытиям автомобильных дорог.
В виду того, что физико-механические свойства асфальтобетона уложенного на улице Долгова с течением времени значительно изменились, к настоящему моменту не в лучшую сторону, производить лабораторные испытания с извлечением образцов из покрытия нет необходимости, поскольку будут получены результаты физико-механических свойств эксплуатируемого асфальтобетона, а это не нормируется.
По мнению экспертов не качественно уложенный асфальтобетон марки II типа В с водонысыщением превышающим 5% имеет так же недостаточную степень уплотнения, поскольку плотность и водонасыщение имеют линейную зависимость.
В этом случае асфальтобетонное покрытие имеющее подобные дефекты, за прошедший период времени с момента эксплуатации, неминуемо приобретет необратимые деформации выраженные в образовании колеи, сдвигах и выбоинах.

Для объективности заключения, на вопросы поставленные Арбитражным судом Калужской области по определению дело № А23-6075/2016, экспертам необходимо было произвести осмотр асфальтобетонного покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области.
В задачу эксперта входило, произвести визуальный осмотр покрытия, сделать замеры возникшей колейности и прочих дефектов асфальтобетонного покрытия с фотофиксацией.
Экспертный осмотр проводился 3 марта 2017г по адресу г. Сухиничи, улица Тяговая, комиссией в составе:
Эксперт ООО «Стройэкспертиза» - Хасанов В.С.
От истца - Зам. Генерального директора ООО «КОНСТАНТА» Чахалян Г.П.
От ответчика - представители администрации г.п. «город Сухиничи» начальник отдела строительства Марченко Т.И. и главный специалист Харитонов В.П.
Измерение колейности эксплуатируемого асфальтобетонного покрытия улицы Тяговой проводились в условном, ориентировочном положении с начала места работ от Ж.Д. переезда.
Результаты измерений занесены в «Ведомость измерения глубины колеи».
Представители ответчика от Администрации г.п. «Город Сухиничи» от подписи отказались.
Согласно ГОСТ 33220-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, п.5.2.4 допустимая глубина колеи 30 мм.

Проведенные измерения на эксплуатируемом асфальтобетонном покрытии улицы Долгова за срок эксплуатации с 12 августа 2015г. по 3 марта 2017г. (дата проведения измерений) указывают на то, что геометрические параметры покрытия практически не имеют отклонений от требований при приемке выполненных работ, т.е. нового покрытия. Обследуемое покрытие эксплуатировалось в неблагоприятных погодно-климатических условиях две осени, две зимы и одна весна. Результаты измерения глубины колеи подтверждают надлежащее качество выполненных работ по капитальному ремонту покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области, и от каких факторов это зависит, эксперты приводят данные форумов и научных работ КотлярскогоЭ.В. и Воейко О.А. «Долговечность дорожных асфальтобетонных покрытий и факторы, способствующие разрушению структуры асфальтобетона в процессе эксплуатации».
В осенний и весенний периоды асфальтобетонные покрытия подвергаются частому перемену температур, что влечет за собой потерю морозостойкости. В зимний период, из-за выпавшего снега, автомобильное движение осуществляется след в след, что приводит к образованию колеи.
Кроме измерений глубины колеи экспертом проводились измерения ровности покрытия, максимальный зазор между рейкой и поверхностью асфальтобетонного покрытия не превышал 4мм, что так же является нормой при приемке выполненных работ.


Фото №1 Внешний вид асфальтобетонного покрытия улицы Тяговой
(вид в сторону Ж.Д. переезда).


Фото №2 Внешний вид асфальтобетонного покрытия улицы тяговой
(в сторону проезда к домам №6, 7, 8).


Фото №3
Образовавшаяся лужа на вираже свидетельствует о качестве асфальтобетонного покрытия и нарушении норм содержания автомобильных дорог эксплуатирующей организацией. Уровень прилегающей обочины должен быть не выше уровня покрытия дороги и иметь уклон, не препятствующий водоотведению с проезжей части. Наличие наледи и снега на обочине препятствует стеканию талых вод в придорожную водоотводную канаву.


Фото №4
Измерение колеи асфальтобетонного покрытия улицы Тяговой при помощи рейки и клиномера (зазор между рейкой и покрытием 4,5 мм).


Фото №5
Способ забора проб. Не регламентируется нормами, но при контрольном заборе керна из покрытия опытные лаборанты отступают от предыдущего керна на расстояние не менее 50см. Это вызвано тем, что при бурении первого образца в слое щебеночного основания происходит перемещение гранул щебня, что приводит к разуплотнению близлежащих слоев покрытия и физико-механические свойства второго образца по своим показаниям будут значительно отличаться от первого, с повышением водонасыщения % , уменьшением плотности и несущей способности.


Фото №6
Произвести дальнейшие измерения по ровности покрытия ул. Тяговой не позволила грязь и снег на асфальтобетонном покрытии, что свидетельствует об отсутствии ухода и содержания данной проезжей части и отсутствии обустроенной обочины..


Фото №7
Дворовая территория домов № 6, 7, 8, в зимнее время не очищается от снега, что так же помешало провести измерения ровности покрытия.
По имеющимся данным обследования и ровности и колеи эксперты сделали вывод, что отремонтированное асфальтобетонное покрытие ул. Тяговой за период эксплуатации не приобрело дефектов выраженных в образовании колеи, сдвигах и выбоинах, что свидетельствует о соответствии выполненных работ требованиям ГОСТ 9128-2013.

ВЫВОДЫ
По первому вопросу: Соответствуют ли асфальтобетонное покрытие придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области условиям муниципального контракта №32 от 12.08.2015 требованиям ГОСТ 9128-2013 и СНиП III-10-75 (2000) по водонасыщению, пределу прочности на сжатие, водостойкости, коэффициенту уплотнения?
Асфальтобетонное покрытие придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области соответствует условиям муниципального контракта 32 от 12.08.2015 требованиям ГОСТ 9128-2013.
В настоящее время проведение испытания асфальтобетона по водонасыщению, пределу прочности на сжатие, водостойкости, коэффициенту уплотнения не целесообразно, из-за отсутствия нормативных данных по этим показателям на эксплуатируемое покрытие.
По второму вопросу: Если имеются отклонения асфальтобетонного покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области по водонасыщению, то от чего это зависит (от каких факторов)?
Водонасыщение асфальтобетонных покрытий зависит главным образом, двух групп факторов - погодно-климатических и механических, обусловленных эксплуатационными нагрузками от транспортных средств.
Установление соответствия отклонения асфальтобетонного покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области по водонасыщению на данном этапе не целесообразно, по причине отсутствия нормативной базы на эксплуатируемые асфальтобетонные покрытия.
По третьему вопросу: Если такие отклонения имеются, возможно, ли использовать асфальтобетонное покрытие в качестве покрытия дворовой территории?
Использование асфальтобетонного покрытия возможно. Дефектов асфальтобетонного покрытия, придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области, влияющих на безопасность движения не выявлено.

Под влиянием света, тепла и кислорода битумные материалы стареют. В процессе старения одни составные части улетучиваются или окисляются, а другие уплотняются. Пластичность битума уменьшается, увеличивается хрупкость, появляются трещины. Это особенно опасно в агрессивных химических средах.

Колейность - дефект дорожного покрытия, обусловленный наличием на проезжей части колей, продольных углублений правильной формы в местах наката систематического приложения нагрузок от колес подвижного состава. Образуется при значительных осевых нагрузках, вследствие недостаточной прочности дорожной одежды, под влиянием тяжелых авто при интенсивном образовании трещин и проломов. Наличие колейности затрудняет выполнение маневров авто, ухудшают водоотвод и повышают опасность дорожного движения. При диагностике АД колейность различают по глубине до 15мм, 15-30мм и свыше 30мм. Измеряют колеи ручным и инструментальным способом. При ручном способе на гребне колей в полосе наката укладывают рейку с рекомендованной длиной 2м. Колею измеряют по каждой полосе движения отдельно в прямом и обратном направлении. Основной инструментальный способ измерения – лазерный профилограф.

Выкрашивание – разрушение дор. покрытия, в результате потери им отдельных зерен гравия и щебня или за счет потери связи между зернами материала на усовершенствованных покрытиях, а также на капитальном покрытии не жесткого типа при плохом сцеплении зерен щебня с битумом, или плохом перемешивании смеси, при использовании в покрытии некачественных материалов или при укладке материалов в дождливую либо холодную погоду. При диагностике измеряется в м 2

Шелушение – разрушение поверхности покрытия за счет отделения наружных тонких пленок материала, вызванного воздействием воды и низкой температуры. Особенно интенсивно происходит при частом замерзании и оттаивании покрытия и при использовании соляных смесей для борьбы с гололедом. Интенсивность шелушения зависит от качества материала. Пористые и слабые материалы более чувствительны к колебаниям температуры и чаще подвержены шелушению. Шелушение АБ покрытия наиболее интенсивно происходят в весенний период. При диагностике измеряется в м 2