Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Компрессор кт 7 принцип работы. Маневровые локомотивы

Компрессор кт 7 принцип работы. Маневровые локомотивы

Компрессор КТб двухступенчатый, трехцилиндровый с W-образным расположением цилиндров и воздушным охлаждением оборудован устройством для перехода на холостую работу при вращающемся коленчатом вале. Выпускаются модификации компрессоров КТ6, КТбЭл и КТ7. Компрессоры КТ6 и КТ7 в основном применяются на тепловозах, снабжены разгрузочными устройствами, маслоотделителями и имеют привод через редуктор от главного вала дизеля.

Устанавливаемый на некоторых сериях электровозов компрессор КТбЭл не оборудован разгрузочными устройствами и маслоотделителями и имеет привод от электродвигателя.

Состоит компрессор КТ6 из корпуса 1 (рисунок на с. 52), двух цилиндров 11 низкого давления (LjH/J) диаметром 198 мм, одного цилиндра 9 высокого давления (ЦВД) диаметром 155 мм, холодильника 12 радиаторного типа с предохранительным клапаном 17 и шатунного узла 4.

Корпус имеет три привалочных фланца для цилиндров и люки на боковых поверхностях, закрытые крышками 2. Каждый цилиндр крепится к корпусу шестью шпильками 8 с постановкой уплотнительной прокладки и двух фиксирующих контрольных штифтов. К верхним фланцам цилиндров прикреплены клапанные коробки 10 и 14.

В клапанной коробке ЦВД смонтированы нагнетательный 13 и всасывающий 15 клапаны с разгрузочным устройством 16. Аналогичное устройство имеется и в крышках ЦНД. В боковых крышках 2 помещены шарикоподшипники 7 коленчатого вала 5, шейка которого уплотнена сальником б.

Литые чугунные поршни 18 и 20 присоединены к верхним головкам шатунов с помощью поршневых пальцев 19 плавающего типа. На каждом поршне установлены четыре кольца - два верхних компрессионных и два нижних маслосъемных, расположенных острыми кромками к низу поршня.

Коленчатый вал 5 стальной штампованный, имеет две коренные шейки, опирающие ся на шарикоподшипники 7, и одну шат)м-ную. Противовесы 3 приварены к выступам вала и укреплены стопорными пальцами.

Шатунный узел состоит из трех шатунов - главного жесткого 3 (рисунок на с. 53) и прицепных 5. Жесткий шатун соединен с головкой 7 двумя пальцами / и 2, застопо ренными штифтами 4. Два прицепных шатуна прикреплены к головке шарнирно с помощью пальцев 8. В головки шатунов запрессованы бронзовые втулки 6.

Съемная крышка 11 прикреплена к головке четырьмя шпильками, два стальных вкладыша 9 и 10 залиты баббитом.

Клапанная коробка имеет оребренный снаружи корпус 3. Внутренняя полость корпуса разделена перегородкой на две камеры: нагнетания Н, в которой расположен нагнетательный клапан 2, и всасывания? со всасывающим клапаном 15. Со стороны камеры В к коробке прикреплен воздушный фильтр без маслоотделителя, а со стороны камеры Н - холодильник радиаторного типа. Нагнетательный клапан прижат к корпусу коробки винтом 4 через упор 1.

Механизм разгрузочного устройства состоит из упора 11 с тремя пальцами 16, крышки 5, диафрагмы 6 и стержня 9. Пружина 12 отжимает вверх упор 11, а пружина 8 - поршень 7. Направлением для упора служит втулка, запрессованная в крышку 10.

Во всасывающем и нагнетательном клапанах установлены пластины 13 диаметром 108x81 мм (наружный диаметр х диаметр отверстия) и пластины 14 диаметром 68 х х40 мм. Конические ленточные пружины 17 (по три на каждую пластину) обладают большей жесткостью на нагнетательных клапанах и меньшей на всасывающих.

Масляный насос состоит из крышки /, корпуса 2 и фланца 3, соединенных четырьмя шпильками 14 и сцентрированных двумя штифтами 13. Вал 4 вращается в двух втулках. В пазы его вставлены две лопасти 6, которые при вращении разжимаются пружиной 5. Квадратный хвостовик вала 4 вставляется во втулку, запрессованную в торец коленчатого вала. Через штуцер 8 масло всасывается из картера компрессора и по каналу внутри вала 4 нагнетается к подшипникам шатунов и шейке коленчатого вала.

Редукционный клапан представляет собой корпус 11, в котором размещены шарик 9, пружина 10 и регулировочный винт 12. Давление масла при частоте вращения вала 850 об/мин должно быть не ниже 2 кгс/см 2 , а при 270 об/мин - не ниже 1 кгс/см 2 . От штуцера 7, в который ввернут ниппель с отверстием 0,5 мм, отходит трубка к резервуару объемом 0,25 л с Манометром.



Индикаторные диаграммы работы компрессора показаны для ЦНД вверху и для ЦВД внизу. На участке 1-2 (верхняя диаграмма) происходит всасывание воздуха в ЦНД, а на участке 2-3 - сжатие. Искривление в точке 1 объясняется сопротивлением всасывающего клапана при открывании. При движении поршня вверх на участке 2-3 воздух сжимается в цилиндре при закрытых клапанах. В точке 3 открывается нагнетательный клапан и на участке 3-4 воздух из ЦНД нагнетается в холодильник.

Вид диаграммы для ЦВД такой же, только Давление будет более высоким.

Схема работы компрессора делится на три цикла: всасывание, первая ступень, сжатия и вторая ступень сжатия. В правом

ЦНД происходит всасывание (желтый цвет) через фильтр и клапан 13 (нагнетательный клапан 12 закрыт), а в левом ЦНД - первая ступень сжатия (зеленый цвет) и нагнетание через клапан 2 (всасывающий клапан 1 закрыт) в холодильник.

Воздух по трубе 3 поступает в верхний коллектор 4, оттуда по ребристым трубам 5 в нижний коллектор, затем по второму ряду ребристых труб б в камеру 7, сообщенную с полостью крышки 8 ЦВД. Такой же процесс происходит и во втором ЦНД.

При движении вниз поршень ЦВД через клапаны 9 засасывает сжатый воздух из холодильника, при обратном ходе сжимает его и нагнетает через клапан 10 (синий цвет) в главные резервуары.

Если давление в главных резервуарах повышается сверх установленного регулятором давления, то по трубопроводу 11 воздух из этого регулятора поступает к разгрузочным устройствам ЦНД и ЦВД (красный цвет), отжимает пластины всасывающих клапанов и компрессор работает вхолостую.

Режим работы компрессора состоит из двух периодов: рабочего (подача воздуха, или ПВ) и холостого (работа на холостом ходу или остановка). При оптимальном режиме работы значение ПВ составляет 15- 2!>Х>, при максимальном - 5С%.

Номинальная производительность комп-, рессоров КТ6 и КТ7 равна 5,7 м 3 /мин при частоте вращения вала 850 об/мин, компрессора КТбЭл - 2,75 м 3 /мин при 440 об/мин.

Чтобы узнать о наличии и точной стоимости компрессоров КТ-7 позвоните нам или напишите в "Онлайн-консультанте".
Так же пишите свои вопросы по технической информации.
Наши менеджеры ответят на вопросы в течении дня.
Гарантируем индивидуальный подход к каждому у клиенту и быструю доставку.

Компрессор КТ-6 предназначен для обеспечения локомотивов необходимым объёмом сжатого воздуха. Он важен для питания тормозной, пневматической и иных систем подвижного состава. Аппарат приходит в действие при помощи дизельного двигателя. Модель, работающая от электродвигателя, имеет название КТ-6Эл.

Различие между моделями КТ-6 и КТ-7 компрессорных станций заключается лишь в противоположных направлениях вращения коленчатого вала и масляного насоса. За счет этого отличия каждая модель используется для определенных типов локомотивов.

Каждый компрессор имеет свои показатели работоспособности. Это производительность и КПД. Производительность аппарата показывает какое именно количество сжатого воздуха при помощи силы нагнетания проходит за определенную единицу времени. Производительность определяют по показателям времени повышения давления.

КПД для компрессорной установки делится на три категории. Это изотермический, механический и объёмный КПД. Изотермический коэффициент полезного действия оценивает совершенство компрессора, механический - учитывает трение деталей и работу дополнительных механизмов, а именно вентилятора и насоса для масла. Объёмный КПД характеризует соотношение между давлениями нагнетания и всасывания в корпусе прибора. Соотношение необходимых характеристик поможет подобрать идеальный компрессор для любого типа локомотивов.

Устройство компрессора

Корпус компрессора КТ 6 изготовлен из литого чугуна, что значительно повышает его степень надежности и защиты. В корпусе расположены 2 цилиндра низкого давления и 1 - высокого давления, холодильник, вентилятор и насос для масла. Также имеется воздухосборник, теплообменник, регулятор холостого хода и предохранительные клапаны в КТ-6. Сам корпус крепится непосредственно к раме тепловоза при помощи 4 специальных лап.

Рабочие цилиндры расположены под определенным углом, образуя при этом W-образную позицию. Именно она и обеспечивает высокие показатели давления аппарата.

Конструкция компрессора КТ 6 обеспечивает работоспособность, когда выполняются следующие условия:

  • температура окружающего воздуха от -55 до +65 С
  • высота установки компрессора не превышает 1200 м над уровнем моря

Компрессоры КТ 6 - трехцилиндровые двухступенчатые поршневые агрегаты, оборудованы воздушных охлаждением. Корпус компрессора КТ 6 изготовлен из литого чугуна с четырьмя монтажными лапами для крепления компрессора.
Обслуживание компрессоров КТ-6 - одно из направлений деятельности компании "Мелком-Трейдинг"

Суть работы компрессора

Схема работы компрессорной станции следующая: двигатель, работающий на дизельном топливе, способствует всасыванию воздуха через воздушный фильтр, затем происходит его сжатие при помощи цилиндров низкого и высокого давления поочередно с охлаждением через теплообменник. Сжатый воздух поступает в воздухосборник и отправляется далее для своего прямого назначения.

Ступеней сжатия воздуха в компрессоре предусмотрено две. Всасывание воздуха происходит непосредственно в правом цилиндре низкого давления. После этого идёт 1 ступень сжатия в левом ЦНД. Затем воздух с нагнетанием отправляется в холодильник через специальный клапан. Поршень цилиндра высокого давления при движении вниз способствует всасыванию воздуха из холодильника. Нагнетание и сжатие происходит за счет клапанов обратного хода в КТ-6.

При повышении давления свыше установленной нормы воздух сразу же поступает в разгрузочные устройства цилиндров. При этом автоматически происходит отжимание пластин клапана, работа переходит на холостой ход. Он необходим для понижения рабочего давления. При нормализации параметров оборудования сжатый воздух опять начинает поступать в воздухозаборный клапан в КТ-6. Для предотвращения каких-либо аварий или поломок предусмотрены предохранительные клапаны.

Техническое обслуживание компрессора

Компрессоры КТ6 и КТ7 нуждается в регулярном техническом осмотре. Техническое обслуживание компрессора КТ-6 заключается в постоянном и чётком наблюдении за работой всех механизмов аппарата. Также нужно не забывать следить за наличием масла и креплением всех резьбовых соединений. Необходимо регулярно обращать внимание на работу компрессора, чтобы не возникало никаких посторонних шумов и прочих неисправностей. Внимательная и правильная эксплуатация позволит избежать преждевременной поломки компрессорной установки. Изучить основные правила использования можно при помощи инструкции по применению. Она включена в стандартную комплектацию каждой модели оборудования.

Техническое обслуживание подразделяется на ежесменное и плановое. Ежесменное ТО включает в себя процесс смазки для полноценной работы компрессора и проверка исправности всех рабочих узлов. Она должна осуществляться после каждого использования. Чёткое соблюдение этого правила поможет избежать возникновения различных проблем аппарата. Плановое обслуживание подразумевает под собой чистку, мойку оборудования, регулировку всех деталей, пополнение масла и выполнение всех необходимых мелких ремонтных работ.

Ремонт компрессора КТ-6

Ремонт компрессора КТ-6 подразделяется на 2 типа: текущий и капитальный. Но в любом случае ремонт компрессорной установки должен осуществляться при помощи опытных специалистов. Оборудование требует правильного использования, обслуживания и ремонта. В противном случае преждевременная поломка или быстрый износ узлов и деталей будет гарантирован за довольно короткий срок.

Специалисты компании «Мелком Трейдинг» быстро и качественно осуществят диагностику и ремонт КТ-6 любой сложности. Высокий опыт профессионалов позволит за малое количество времени получить ремонт, соответствующий всем требованиям технических условий.

Фирма также занимается продажей всех необходимых деталей и запчастей для компрессорных установок. Клапан кт6, коленвалы, балансиры, вентиляторы, кронштейны, крышки, корпуса - всё имеется в наличии. Менеджеры компании всегда помогут с выбором и предоставят полную консультацию по любому возникшему вопросу.

Для компрессора КТ-6 запчасти представлены в ассортименте компании наивысшего качества и соответствуют всем установленным техническим нормам и требованиям. Со временем любая компрессорная установка требует замены некоторых запчастей. Износ деталей - это естественный процесс. А своевременная их замена позволит не нарушать правильной эксплуатации оборудования и исключит вероятность появления сложных поломок. Имеется возможность подбора запчастей для любого года выпуска компрессорной установки.

Помимо ремонта компрессора КТ-6, можно при помощи определенных запчастей осуществить модернизацию используемого оборудования. Это позволит существенно повысить технические возможности компрессора. Но осуществить усовершенствование аппарата, можно лишь воспользовавшись услугами специалистов компании «Мелком Трейдинг». Только профессионалы своего дела смогут подобрать необходимые запчасти для повышения различных характеристик установки.

Стоимость компрессорной установки

Цена компрессора КТ-6 напрямую зависит от комплектации устройства. Основной состав комплектации включает в себя теплообменник, вентилятор, клапаны предохранения, фильтры. Имеется комплект запасных частей для КТ-6 в нашем каталоге. Купить компрессор КТ-6 по указанной цене вы можете, обратившись к нашим менеджерам по телефону вашего региона, либо заполнив форму обратной связи.

Можно с легкостью усовершенствовать стандартный набор компрессора. Есть возможность установки дополнительных устройств для повышения уровня надежности аппарата. Можно подключить манометры, ТЭНы, датчики аварийного давления и много всего прочего. С помощью этих приборов можно существенно продлить эксплуатационный срок оборудования и с лёгкостью осуществлять контроль за компрессорной установкой во время всего цикла использования.

Компрессоры КТ-6 широко применяется на тепловозах и электровозах. Компрессор приводят­ся в действие от коленчатого вала дизеля. Компрессоры КТ-6Эл приводятся в действие от электродвигателя.
Компрессор КТ-6 - двухступенчатый, трехцилиндровый, поршневой с W-образным расположением цилиндров.
Компрессор КТ-6 состоит из:

Корпуса (картера)

2 цилиндра низкого давления (ЦНД), имеющих угол развала 120°

Одного цилиндра высокого давления (ЦВД)

Холодильника радиаторного типа с предохранительным клапаном

Узел шатунов и поршней

Работа компрессора КТ-6:

При вращении коленчатого вала через узел шатунов происходит возвратно-поступательное движение 2-х поршней низкого и одного высокого давления в цилиндрах. При обратном ходе поршней через всасывающие фильтры, сборник и клапанные коробки воздух из атмосферы поступает в надпоршневое пространство, а при прямом ходе сжимается до давления 0,4 МПа и подается в холодильник для остывания. Последний состоит из ряда трубок с навитой на них латунной спиралью для увеличения охлаждающей поверхности. Этому же способствует вентилятор. На холодильнике установлен манометр масляного насоса и предохранительный клапан для защиты от избыточного давления при нарушении регулировки клапанных коробок.

Аналогично описанному происходит процесс сжатия воздуха из холодильника второй ступенью компрессора до давления ГР. В нижней части корпуса компрессора расположен картер с маслом и масляным фильтром. Смазка трущихся деталей комбинированная: разбрызгиванием и от масляного насоса

давление воздуха после первой ступени сжатия обычно составляет 0,2-0,4 МПа, и он направляется в холодильник для промежуточного охлаждения. Вторая ступень сжатия компрессоров обеспечивает повышение давления до конечного 0,75-0,9 МПа, необходимого для ГР локомотивов по условиям работы автотормозов.

Производительность компрессоров поверяется по времени наполнения главных резервуаров на электровозах - включать при 7,5 + 0,2, отключать при 9 + 0,2 кгс/см2;
на тепловозах - включать при 7,5 + 0,2, отключать при 8,5 + 0,2 кгс/см2

Смазочные материалы. Понятие о трении, коэффициент трения.

Правильный выбор и своевременное применение смазок оказывают значительное влияние на надежную эксплуатацию локомотивов и тяговых агрегатов, предотвращая интенсивный износ и нагрев трущихся поверхностей, а также защищая поверхности от воздействия коррозии. Для обслуживания локомотивов применяют жидкие консистентные и твердые смазки.

В качестве жидких смазок используют масла минерального происхождения: дизельные, авиационное, индустриальные, компрессорные, осевое и др.

Консистентные смазки являются пластичными смазочными материалами, которые изготовляют путем загущения минеральных масел мылами и другими загущающими веществами. Применяются следующие универсальные смазки: низкоплавкая УН (вазелин технический), среднеплавкая УС (солидолы), тугоплавкая ЖРО.

Твердые смазки. Сухую графитовую смазку СГС-0 наносят на полоз токоприемника в горячем состоянии при температуре 180°С.

ТРЕНИЕ (фрикционное взаимодействие) – процесс взаимодействия тел при их относительном движении (смещении) либо при движении тела в газообразной или жидкой среде.

КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ- количественная характеристика силы, необходимой для скольжения илидвижения одного материала по поверхности другого

Устройство кабины электровоза. Система вентиляция электровоза.

7.1 Устройство кабины электровоза

В кабине машиниста обычно располагается следующее оборудование:

Пульт управления машиниста, контроллер машиниста.

Пульт управления помощника машиниста.

Приборы управления тормозами: кран машиниста, кран вспомогательного тормоза, блокировочное устройство.

Клапаны управления тифоном, свистком, песочницей.

Привод ручного тормоза.

Регулятор давления.

Прожектор.

Приборы безопасности: АЛСН, скоростемер, электропневматический клапан автостопа, дополнительные устройства безопасности.

Пульт управления радиостанцией.

Сиденье машиниста, сиденье помощника машиниста.

Печи отопления, калорифер обдува лобовых окон, вентиляционные устройства, кондиционер.

Потолочные светильники, лампы подсветки документов и подсветки измерительных приборов.

Стеклоочистители, теневые щитки или шторки.

На панели пульта машиниста находятся кнопочные выключатели, сигнальные лампы и измерительные приборы:

Вольтметр напряжения в контактной сети (на электровозах), вольтметр напряжения на тяговых электродвигателях, амперметры тока тяговых электродвигателей (отдельно на каждую секцию), амперметр тока возбуждения тяговых электродвигателей.

Манометры: главного резервуара, уравнительного резервуара, тормозной магистрали, тормозных цилиндров.

На пульте помощника машиниста находятся кнопочные выключатели, вольтметр напряжения на аккумуляторной батарее и в цепях управления, манометр давления сжатого воздуха в цепях электрических аппаратов.

7.2 Система вентиляция электровоза

На электровозах применяют принудительную вентиляцию для обеспечения нормальных условий работы тяговых двигателей, двигателей компрессоров, пусковых резисторов, резисторов ослабления возбуждения, индуктивных шунтов, выпрямителей, теплообменников трансформаторов, реакторов сглаживающих, блоков тормозных резисторов и другого оборудования, для обеспечения требуемого избыточного давления в кузове с

целью предотвращения проникновения в него пыли и снега во время движения электровоза, а также для охлаждения помещения кузова в летнее время. Воздух вентиляторами, приводимыми во вращение электродвигателями, засасывается через воздухозаборные устройства, состоящие из специальных камер с жалюзями и фильтрами Потоки воздуха, пройдя через воздухозаборные устройства, очищаются от влаги, снега и пыли и направляются в воздуховоды для охлаждения электрического оборудования.

Для обеспечения пневматических узлов сжатым воздухом для тепловоза ТЭМ2 используется компрессор КТ6. Компрессор КТ6 схож по конструкции с компрессорами КТ7 и КТ6.Эл, но имеют некоторые конструкционные особенности. Об отличиях между компрессорами и их подробное тех. описание, неисправности, а также устройство, Вы можете прочитать в паспорте к компрессору КТ6 .
Компрессора КТ6 и КТ7 также устанавливаются на тепловозах: 2ТЭ136, ТЭ10М, М62, 2ТЭ116, 2М62У.

Краткие технические характеристики КТ6 и КТ7

  • Тип: трехцилиндровый с охлаждением воздуха, компаундный;
  • Производительность при 750 об/мин дизеля нагнетает воздуха: 4,6-5 м 3 /мин;
  • Количество ступеней сжатия: 2;
  • Количество цилиндров:
    • 1-й ступени: 2;
    • 2-й ступени: 1.
  • Противодавление 2-й ступени: 7,5-8,5 атм.;
  • Мощность, потребляемая КТ6, при работе дизеля на оборотах 750 об/мин: 42,6 кВт;
  • Давление нагнетания избыточное, номинальное: 0,88 МПа;
  • Частота оборотов коленчатого вала: 14,17 с -1 ;
  • Диаметр цилиндров:
    • 1-й ступени: 198 мм;
    • 2-й ступени: 155 мм.
  • Ход поршней:
    • 1-й ступени: левого 144 мм, правого 153 мм;
    • 2-й ступени: 146 мм.
    Габариты компрессора:
    • длина: 760 мм;
    • ширина: 1320 мм;
    • высота: 1050 мм.
  • Привод КТ6: от вала тягового генератора.

Корпус

Корпус отлит из серого чугуна (марка СЧ18-36, по ГОСТу 1412-70). Корпус является основной частью, к которой крепятся:

  • цилиндры высокого и низкого давления;
  • холодильник;
  • вентилятор;
  • масляный насос КТ6.

Сам же корпус опирается на раму тепловоза, к ней же и крепится. На боковых стенках корпуса есть окна, которые закрываются крышками. Они снимаются при ремонтных работах или оценки состояния шатунов. Также на одной из крышек присутствует горловина для залива масла (закрывается пробкой) и масломерный щуп. С переднего торца за пределы корпуса выходит хвостовик коленвала, а на противоположном торце установлен масляный насос компрессора.

Коленвал

Коленвал компрессора изготовлен из стали 40Х (по ГОСТу 4543-61). Вал вращается на двух шарикоподшипниках №318. Конструкцией вала предусмотрено: одна шатунная и две коренных. В шатунной шейке есть наклонной масляный канал, по которому подается масло к шатунным подшипникам и шатунам.
Схематическое изображение коленвала:

Всего шатунов три, они крепятся к одной общей головке. При этом 2 из 3 шатунов обладают подвижными шарнирами в районе крепления к головке. Шатуны изготавливают из стали 40Х (по ГОСТу 4543-61). К нижней головке крепится "шапка". "Шапку" и головку изготавливают из стали 45 (по ГОСТу 1050-60). В качестве шатунных подшипников применяют стальные вкладыши, внутренняя поверхность, которых покрыта слоем баббита Б83 (по ГОСТу 1320-55), толщиной 0,8-1 мм.
Схематическое изображение шатунов:


  1. "жесткий" шатун;
  2. палец "жесткого" шатуна;
  3. головка шатунов;
  4. прицепные шатуны;
  5. "шапка";
  6. регулировочные прокладки;
  7. нижний вкладыш;
  8. верхний вкладыш;
  9. шатунный палец, изготовлен из стали 45 (по ГОСТу 1050-60);
  10. шатунная втулка.

Два цилиндра низкого давления и один цилиндр высокого давления отлиты из серого чугуна СЧ21-40 (по ГОСТу 1412-70). Снаружи цилиндры КТ6 оребрены для отвода тепла.
Поршень высокого давления и поршня низкого давления отливаются из серого чугуна СЧ18-36 (по ГОСТу 1412-70). На цилиндрической части поршней есть четыре канавки для колец из них (считая от днища к юбке):

  • первые два - компрессионные;
  • 3-е маслосъемное;
  • 4-е маслосбрасывающие.

Все кольца изготавливают из чугуна. Поршень соединяется с шатуном с помощью пальца (сталь 20Х по ГОСТу 4543-61), для пресечения продольного перемещения в бобышках поршня предусмотрены два ручья (с каждой стороны по одному ручью), в которые вставляются стопорные кольца.

Клапана и клапанная коробка

Всего клапанных коробок 3 (соответствует количеству цилиндров), они устанавливаются на цилиндры. Клапанные коробки являются своеобразными корпусами, в которые устанавливаются по два клапана (нагнетательного и всасывающего).
Схематическое изображение клапанной коробки:

Схематическое изображение нагнетательного клапана:

Общее описание обоих клапанов:

  1. упор;
  2. клапанная малая пластина;
  3. шпилька;
  4. седло;
  5. пружина;
  6. клапанная большая пластина.

Отличие нагнетательного клапана от всасывающего:

  • разное положение шпильки;
  • пружины нагнетательного клапана более жестче, чем всасывающего.

Вентилятор, холодильник, фильтра


Компрессор КТ6 оснащен вентилятором для принудительного охлаждения цилиндров высокого и низкого давления, а также охлаждения промежуточного холодильника. Вентилятор имеет 4-ре лопасти и приводится во вращение через ремень А1250 от шкива, насаженного на коленвал компрессора.
Промежуточный холодильник состоит из двух секций, которые в свою очередь состоят из 2 фланцев и 23 оребренных трубочек. Верхний коллектор является объеденным и соединяется с клапанной коробкой цилиндра высокого давления. В месте соединения между холодильником и цилиндром высокого давления установлен пред клапан 216/А-Б, он открывается при превышении давления в 4,5 атм.
Воздушный фильтр имеет следующий вид:

а - всасывающая полость;
б - нагнетательная полость;

  1. Лопасть;
  2. Приводной валик;
  3. Фланец;
  4. Корпус, изготовлен из чугуна АЧС-1 (по ГОСТу 1585-70);
  5. Крышка;
  6. Пружина распорная;
  7. Клапан редукционный, открывается при давлении более 3 атм.

Для КТ6 применяется масло:

  • змиой К-12;
  • летом К-19.

Масло заливается в компрессор в объеме около 11 литров.

Привод КТ6

Компрессор КТ6 приводится во вращения от вала тягового генератора через пластинчатую муфту (а иногда через эластичную). Пластинчатая муфта состоит из двух пакетов дисков и двух траверс (длинной и короткой). Диски изготавливают из стальных листов Щ30ХГСА (по ГОСТу 1542-54).
Муфта имеет следующий вид:


Неисправности КТ6

Неисправность:

  • Из предохранительного клапана (находящегося перед всасывающими клапанами цилиндра высокого давления) дует воздух.
  • Всасывающие клапана ц. в. д. не открываются или открываются не полностью - нужно разобрать всасывающие клапана, осмотреть и устранить заедание;
  • При включенном положении 3РД пластиночки всасывающих клапанов ц. в. д. не отжимаются от своих седел - удлинить шпильки обоймы всасывающих клапанов. Положить медную прокладку толщиной 2 мм или поставить утоньшенную шайбу;
  • Неплотность нагнетательного клапана ц. в. д. (воздух из главной магистрали оказывается в холодильнике) - снять нагнетательный клапан и устранить неисправность.

Неисправность:

  • Плохая производительность КТ6.

Вероятная причина неисправности и ее решение:

  • Неплотность всасывающих и нагнетательных клапанов цилиндров компрессора - осмотреть все клапана и устранить возможные неисправности;
  • Воздух "просачивается" через поршневые кольца (при этом происходит выброс воздуха через сапун) - нужно осмотреть все кольца поршней, негодные заменить.

Неисправность:

  • Низкое давление масла.

Вероятная причина неисправности и ее решение:

  • Пропускает разгрузочный клапан - нужно снять, осмотреть и устранить неисправность;
  • Образовались большие зазоры между шатунной шейкой коленвала и вкладышами нижней головки шатунов - подбором прокладок изменить зазор (если это еще возможно).

Неисправность:

  • В нагнетательной трубе присутствует масло.

Вероятная причина неисправности и ее решение:

  • Изношены маслосъемные кольца - необходимо негодные заменить новыми.

Неисправность:

  • Сильно греется компрессор.

Вероятная причина неисправности и ее решение:

  • Компрессор долго работает из-за возможной утечки воздуха - найти и устранить возможные утечки воздуха;
  • Продолжительная работа КТ6 из-за того, что 3РД не срабатывает при 8,5 атм - отрегулировать 3РД.

Неисправность:

  • Посторонний стук при работе компрессора.

Вероятная причина неисправности и ее решение:

  • если стук от компрессора доносится постоянно, то скорее всего это вызвано износом подшипников скольжения шатунного механизма;
  • если стук присутствует только при нагнетании воздуха (а на холостом ходу его нет) - вероятнее всего произошел износ отверстий для болтов в одном или двух пакетах пластин.

Сайт /engine/api/go.php?go=https://tgm4.org принадлежит порталу Инженеры Инфо



  • Причина: малый подъем пластин нагнетательных клапанов
    Действия машиниста: заменить клапан и с помощью прокладки, устанавливаемой между обоймой и седлом клапана, добиться подъема его пластин на 2,5–2,7 мм;
  • Причина: Загрязнение холодильника компрессора, слабое натяжение ремня вентилятора, повышенные утечки воздуха из ТМ, низкая подача компрессора;
    Действия машиниста: Избегать дополнительного расхода воздуха. Учитывать, что расчетное отношение времени работы компрессора под нагрузкой к времени работы на холостом ходу у компрессора тепловоза составляет 1:3, непрерывная работа компрессора в рабочем режиме не должна превышать 15 минут.
  • Причина: Неисправность масляного насоса, засорение сетки его фильтра, низкий уровень масла в картере компрессора, загрязнение масла;
    Действия машиниста: при низком давлении масла в компрессоре, но достаточном уровне масла в картере компрессор остановить, так как из-за заклинивания узлов он может быть разрушен.
  • Причина: Включены оба регулятора давления 3РД;
    Действия машиниста: включить только один из регуляторов давления.

Выброс масла в нагнетательный трубопровод и через воздушные фильтры или через сапун в атмосферу

  • Причина: износ поршневых колец, высокий уровень масла в картере компрессора, повреждение нагнетательного клапана ЦВД;
    Действия машиниста: чаще продувать маслоотделители и влагосборники, излишки масла слить через спускное отверстие, при сильном выбросе масла отключить компрессор.

Выброс воздуха при работе компрессора под нагрузкой через фильтры ЦНД

  • Причина: повреждение или не закрепление клапанов ЦНД, излом медной прокладки клапанной коробки ЦНД;
    Действия машиниста: следовать с поездом дальше, учитывая, что подача компрессора понижена. При наличии запасных частей неисправность на стоянке устранить.

Снижение подачи компрессора

  • Причина: пропуск воздуха поршневыми кольцами; загрязнение воздушных фильтров; утечки воздуха в соединениях труб или через разгрузочный клапан компрессора КТ–6эл; излом пружин или пластин клапанов, нагар на пластинах клапанов, малый их подъем;
    Действия машиниста: следовать, ограничивая расход воздуха, до основного или оборотного депо. Устранить утечки воздуха через разгрузочный клапан (нажать на грибок электрического вентиля или завернуть регулировочный винт до упора).

Компрессоры не включаются или не отключаются

  • Причина: выход из строя регулятора 3РД (излом пружины, загар клапанов, обрыв штуцера);
    Действия машиниста: слегка постучать по корпусу регулятора, если это не даст результата, на двухсекционном локомотиве переключиться на исправный регулятордавления. На односекционном тепловозе регулятор отключить разобщительным краном и следовать далее, несмотря на периодическое срабатывание предохранительных клапанов, снизив регулировку одного из них до давления 8,0–8,5 кгс/см2 (при меньшем давлении компрессор перегревается). Для включения компрессора в работу под нагрузкой ослабить одну из накидных гаек трубки разгрузочного устройства.

Регулятор давления не обеспечивает включение и отключение компрессора при заданных давлениях

  • Причина: неправильная регулировка регулятора 3РД;
    Действия машиниста: для увеличения давлений включения и выключения затянуть пружины включающей и выключающей головки, вращая регулировочные винты по часовой стрелке. Для уменьшения давлений включения и выключения отпустить пружины включающей и выключающей головки, вращая винты против часовой стрелки.

Регулятор давления 3РД не срабатывает на включение, компрессор работает в режиме холостого хода

  • Причина: пропуск воздуха через выключающий клапан (клапан не садится на седло); Признаком этого является выход воздуха через атмосферное отверстие в корпусе регулятора.
    Действия машиниста: перейти на работу от исправного регулятора давления или очистить выключающий клапан.

Компрессоры КТ–6 эл не отключаются

  • Причина: выход из строя диафрагмы регулятора АК–11Б;
    Действия машиниста: сменить диафрагму или перейти на ручное управление компрессорами.

Срабатывание предохранительного клапана на холодильнике компрессора

  • Причина: неисправны клапаны ЦВД компрессора (малый подъем пластин, заедание пластин, не плотность пластин, излом пластин и пружин). Компрессор работает под нагрузкой.
    Действия машиниста: на двухсекционном тепловозе при сильном нагреве компрессора заглушить дизель и следовать до основного или оборотного депо на одном компрессоре. Если масса поезда не позволяет этого сделать, перевести неисправный компрессор на холостой ход, для чего под крышку диафрагмы разгрузочного устройства подложить прокладку толщиной 6–8 мм. При наличии крана на холодильнике компрессора приоткрыть его.
  • Причина: неисправность разгрузочного устройства ЦВД компрессора, работающего на холостом ходу; излом или обрыв трубки к разгрузочному устройству всасывающего клапана одного из ЦНД.
    Действия машиниста: при разрыве диафрагмы разгрузочного устройства сменить ее на остановке, заглушив дизель и перекрыв кранами воздухопровод от регулятора давления 3РД. Если запасной диафрагмы нет или произошел излом трубки, перевести соответствующий цилиндр на холостой ход.

Срабатывание предохранительного клапана на нагнетательном трубопроводе

  • Причина: неисправно разгрузочное устройство ЦВД;
    Действия машиниста: устранить неисправность. Можно использовать детали одного из ЦНД, но подача компрессора при этом снизится.
  • Причина: неисправен или неправильно отрегулирован регулятор давления 3РД;
    Действия машиниста: перейти на работу от другого регулятора или отрегулировать его.
  • Причина: замерзла напорная магистраль между секциями при включении регулятора давления на ведущей секции (давление повышается только на ведомой секции);
    Действия машиниста: устранить замерзание. Если поезд небольшой длины, следовать с питанием тормозной магистрали от компрессора одной секции, 3РД включить на каждой секции.
  • Причина: обрыв блокировочного рукавчика между секциями (будет срыв клапанов на обеих секциях), его замерзание, перекрыт один из кранов на магистрали блокировки компрессоров (произойдет срыв предохранительного клапана в той секции, где 3РД отключен).
    Действия машиниста: устранить причину срабатывания. При включении регулятора 3РД каждой секции, учитывать, что в рабочем режиме будет в основном работать только компрессор ведущей секции.
  • Причина: неисправность предохранительного клапана (ослабление пружины или его разрегулировка);
    Действия машиниста: отрегулировать клапан, заглушить штуцер крепления клапана. Не допускается закрытие сразу двух штуцеров предохранительных клапанов одного компрессора.