Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Как правильно организовать пространство в детской комнате. Порядок открытия детской игровой комнаты Организация мест хранения в детской

Как правильно организовать пространство в детской комнате. Порядок открытия детской игровой комнаты Организация мест хранения в детской

При обустройстве детской комнаты необходимо позаботиться о создании развивающей среды для ребенка, ведь первое познание окружающего мира происходит именно здесь, когда новорожденный, ещё лежа в люльке, рассматривает игрушки, следит глазами за погремушками, затем, когда начинает ползать, делать первые шаги и так далее. В детской происходит эмоциональное насыщение малыша, и было бы крайне неосмотрительно не использовать это помещение для эффективного развития ребенка.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос и развивался полноценно, а каждый прожитый день приносил ему радость нового познания и интерес к предстоящим открытиям. Поэтому все родители с момента появления малыша в семье должны постараться обустроить для ребенка развивающее пространство в детской комнате.

Правила организации предметно-развивающего пространства

Споры о необходимости развивающих компонентов в окружающей среде ребенка не утихают. Мамочки делятся личным опытом, критикуют разные методики раннего развития, но продолжают записывать ребенка на групповые занятия.

Иногда взрослые забывают о том, что ребенок словно чистый лист, все надписи на котором зависят от желания родителя сделать эту запись. Человек рождается с комплексом задатков, которые можно развить в способности, а в некоторых случаях возможно говорить о таланте.

Маленькие дети одинаково готовы , играть на фортепиано, различать палитру цветов или разбираться с математическими формулами. Эта особенность напрямую связана с особенностями развития и роста головного мозга. Ученые выяснили, что наиболее интенсивный период развития умственных, творческих и личностных задатков ребенка приходится на интенсивный рост головного мозга, который значительно замедляется к трем годам.

Развитие ребенка не обязательно выстраивать на методических постулатах мастеров педагогики. Обустраивая детскую комнату как естественную развивающую среду для малыша, достаточно следовать особенностям возрастного развития ребенка и учитывать его личностные потребности.

При организации предметно развивающего пространства следует помнить естественности и ненавязчивости. Не хватайтесь за все и сразу, выделите для себя несколько образовательных областей, в рамках которых вы бы хотели развивать способности своего ребенка, добавьте к ним физическое воспитание и эмоциональный комфорт пространства. Исходя из этого, планируйте дальнейшее обустройство детской комнаты.

Особенности предметно-развивающей среды для детей различны для каждого возраста, но существует ряд общих правил, ниже перечислены основные из них.

  • При обустройстве детской комнаты помните о физиологических потребностях малыша. Выбирайте нетоксичные материалы, безопасные предметы и лояльные к психике цвета. Например, нельзя, чтобы в детской комнате доминировал черный или красный цвет: в первом случае у ребенка может развиться страх, а во втором вы рискуете столкнуться с перевозбуждением нервной системы.
  • При оформлении развивающей среды а детской комнате учитывайте пожелания вашего ребенка. Реализуйте обучающий компонент через привычные предметы или любимые мотивы в интерьере, знакомом вашему малышу.
  • Особое внимание уделяйте здоровьесберегающему фактору окружающей ребенка развивающей среды. Правильно распределяйте освещение в комнате. Выделяйте рабочую зону и зону для релаксации, подбирайте в спортивный уголок безопасные снаряды.
  • Во избежание аллергических явлений используйте в декоре детской комнаты простые предметы. Чем меньше пыли соберется в коврах, гобеленах и мебели, тем здоровее будет дыхательная система у малыша.
  • Задумав организовать предметно-развивающую среду для ребенка, если вы не уверены в том, что через пару месяцев ваш интерес к развитию малыша сохранится, лучше не начинайте изображать в комнате деятельность. Дети очень тонко чувствуют желания и эмоции взрослых. Так как развивающая компонента в рамках дома проводится в тесном общении родитель - ребенок, то без вашей заинтересованности в занятиях интерес к ним пропадет и у малыша.
  • Даже если вы до рождения ребенка были уверены в том, что будете заниматься с ним по программам раннего обучения, не спешите. Еще до начала первого занятия вы сможете понять потребности вашего ребенка и адаптировать любую теорию под его особенности.
  • Организуя развивающую среду в доме для ребенка от рождения и до двух лет, не забывайте следовать основным этапам взросления ребенка. Делайте упор на потребности возраста, а не на указания «знающих людей».
  • Интерьер детской комнаты для маленького ребенка должен обладать мобильностью, должен меняться настолько быстро, насколько стремительно растет ребенок.
  • Наглядность - первый необходимый компонент в деле развития маленького ребенка. Творчество помогает не просто украсить детскую комнату, но и привлечь к работе ребенка, заинтересовать его конечным результатом.
  • Не спешите выбрасывать поломанные предметы: подумайте, как их можно починить или переделать под запросы развивающего пространства здесь и сейчас.
Как создать развивающую среду с учетом возраста ребенка

Чтобы создавать развивающую среду так, как советуют психологи, нужно учитывать возраст ребенка. Наверное, каждая мама задолго до рождения первенца представляет себе, как будет выглядеть его комната, какие игрушки она поставит на полку у колыбели, в какие игры будет играть с малышом, как радостен и счастлив будет их совместный досуг. Мечтает каждая. Реализуют мечты далеко не все.

Узнав о долгожданной беременности, предстоящих родах и о хлопотах первых дней материнства, женщина может начать заботиться о детской комнате для ребенка. Забудьте о предрассудках, которые навязывают нам бабушки и мамы. От того, что вы все подготовите, ничего плохого случиться не может, а вот если покупку «приданого» и оформление детской вы доверите мужу в те несколько дней, что будете в роддоме с малышом, вы рискуете потратить нервы и средства для восстановления желаемой гармонии в душе и в детской.

Не откладывайте в долгий ящик вопрос с организацией предметно-развивающей среды дома, вы можете разработать дизайн-проект как самостоятельно, так и с дизайнером, но не забывайте о нескольких правилах: никаких ярких цветов на большие поверхности. На стенах должны преобладать спокойные тона; красивые картинки и яркие фигурки можно расположить у изголовья колыбели. Это, с одной стороны, внесет разнообразие в комнату, с другой - станет неплохим тренажером в развитии зрения новорожденного.

В комнате новорожденного должна быть хорошая вентиляция и теплый пол, настольная лампа-ночник и музыкальная подвеска на кроватку. Можно подобрать к кровати комплект мебели: комод, пеленальный стол, а можно позаботиться о регуляции света в помещении.

Когда ребенок идет в сад, детская комната снова претерпевает изменения. Теперь пришла пора обратить внимание на : нужны и спортивные тренажеры, и маты, и мячи.


Надо помнить о прикладных видах искусства и выделять в домашней развивающей среде место для лепки, рисования, конструирования и других увлечений малыша. Дети любят играть. Игра становится основным видом деятельности к трем годам и уступает свои позиции только к середине начальной школы. В обустройстве детской комнаты дошкольника особое внимание следует уделить игровым компонентам: покупке готовых игровых комплектов или созданию собственного игрового пространства.

В третий раз о перестройке домашней предметно-развивающей среды родители задумываются, когда их ребенок поступает в первый класс. Тут на лидирующие позиции выходит образование, обучение, организация рабочего пространства и зоны отдыха.

Следуя правилам организации развивающего пространства для детей с учетом возраста, родителям остается только подогревать свой интерес в развитии ребенка организацией совместных игр, творческих мастерских или читального зала.

При создании развивающей среды дома следует избегать нарочитой праздничности. Не перегружайте пространство картинками с буквами, мозаикой с цифрами или карточками с изображением предметов. Помните, что все в детской комнате должно легко включаться в игру. Ваша задача - превратить познавательную деятельность в часть увлекательного игрового процесса в рамках привычной среды родного дома.

Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Со временем родители сами получают кучу положительных эмоций от успехов детей и от собственной включенности в жизнь чада.

Цветовое оформление развивающей предметно-пространственной среды

Приступая к оформлению предметно-развивающей среды, родители сталкиваются с ремонтом. На этом этапе важно убедиться в том, что выбранные материалы не токсичны, быстро сохнут и не оставляют на мебели несмываемых следов.

Психологи рекомендуют в обустройстве детской комнаты использовать несколько цветовых решений. Например, фиолетовый цвет активизирует работу мозга, способствуя познавательной активности ребенка, - его лучше использовать в рабочей зоне развивающего пространства детской комнаты или в зонах активного отдыха.

Зеленый цвет несет расслабление и успокоение после длительного дня, все оттенки светло-зеленого, салатного цветов рекомендуется использовать в зоне для сна. Белый цвет - нейтральный компонент, который вместе с предметами декора носит роль выделителя. На белых стенах отлично смотрятся цветные буквы и цифры, разноцветные картины и всевозможные обучающие наглядные пособия.

Обязательно при оформлении развивающей среды в домашних условиях наличие желтых оттенков в интерьере. Желтый цвет - цвет радости, внутренней гармонии. Он ассоциируется с утром, солнцем и хорошим настроением. Покрасьте противоположную от окна стену детской в желтый цвет, и вы получите яркое продолжение рассвета в доме.

Правильное создание предметно-развивающей среды в домашних условиях

Но не только цвет играет определяющую роль в правильно подобранном интерьере детской развивающей комнаты. Для маленького ребенка очень важны тактильные ощущения, которые облегчают познание окружающего мира, открывают перед малышом загадочный мир формы, текстуры и плотности игрушек, предметов интерьера, окружающей действительности. Вот почему при выборе в комнату обоев с рисунком необходимо позаботиться об их текстурной компоненте.

Например, выступающая клубника, или фигуры цыплят, или лепестки цветов или деревья. Главное, чтобы этот рисунок был доступен ребенку, т.е. находился внизу стены.

А вот для развития остроты зрения при правильном создании предметно-развивающей среды в домашних условиях рекомендуется использовать обои с множественным рисунком. Такой материал может совмещать в себе две компоненты: с одной стороны, ребенок может раскрашивать понравившиеся элементы рисунка, с другой - тренирует зрение.

На пол в детской комнате обычно советуют стелить ламинат или паркетную доску. В качестве подложки используйте пробку, она поможет повысить шумоизоляцию и спасет ваши отношения с соседями нижнего этажа.

В детской можно и нужно использовать разнообразные коврики. Их ценность - в массажном эффекте и в сохранении тепла в холодное время года. Яркие тематические рисунки на ковриках могут также сыграть свою роль в обустройстве развивающей среды. Единственное, о чем придется позаботиться при выборе ковра в детскую: проверить качество материала, из которого он сделан.

Не гонитесь за ценой. Не всегда ковры из стопроцентной шерсти подойдут в детскую вашего ребенка, так как шерсть легко заполняется пылью и может спровоцировать приступ аллергии у ребенка. Также с осторожностью нужно выбирать ковер из искусственных материалов: иногда производитель может использовать токсичные краски или чрезмерно жесткое полотно.

Хорошо дополнит развивающий интерьер комнаты вашего ребенка коврик, сплетенный из ткани или созданный из пеноблоков. Во втором случае он может заменить мат в спортивном уголке, например.

Важнейшим компонентом правильной организации развивающей среды в детской комнате является ее освещение. Если комната расположена окнами на восток, то естественное освещение будет интенсивно в утренние часы, а если окна смотрят на запад или юг - весь естественный свет придется ждать до вечера. При таких раскладах комната с окном на восток потребует меньших затрат на освещение, чем комната с окнами на другую сторону, но стоит учитывать освещение рабочей зоны, зоны игр.

Например, в рабочей зоне свет должен падать с противоположной стороны от рабочей руки ребенка. Если ваш ребенок - правша, то лампу следует располагать слева. Если ребенок левша, то лампу нужно поставить с правой стороны. При освещении альбома, тетради или книги тень не должна заслонять поле деятельности.

В игровой зоне можно устроить точечное освещение: например, повесить несколько эркерныхламп с поворотным механизмом, позволяющим корректировать поток света в зависимости от нужд игры. Если это театр теней, то направить свет на ширму, если это игра с машинками на ковре, то повернуть лампы так, чтобы максимально осветить игровое пространство.

Запомните, в полумраке ребенок может находиться только перед сном, в своей постели. Неяркий свет ночника дает успокаивающий эффект. Во все остальное время глаза ребенка не должны подвергаться неоправданной нагрузке.

При создании развивающей среды для ребенка дома с осторожностью нужно относиться к наличию в детской комнате техники. В современном обществе невозможно представить дом без компьютера, большого телевизора или игровой приставки, но не обязательно нагружать этими предметами пространство детской комнаты.

Если без компьютера в детской развивающей среде не обойтись - или без телевизора, например, - то постарайтесь выбрать для них правильное место. Располагайте монитор так, чтобы угол обзора для ребенка был ниже уровня его глаз. А вешая телевизор на стену, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не задирал голову для его просмотра.

В идеале, при наличии в детской комнате одного бытового прибора площадь для одного человека должна составлять не меньше 2,5 метров квадратных. А вентиляция в комнате обязана сглаживать чрезмерное нагревание воздуха.

Говоря о физиологическом комфорте предметно-развивающей среды для ребенка дома, нельзя не упомянуть о мебели в ней. Для малышей следует покупать низкие тумбы без острых углов либо позаботиться о специальных насадках на утлы. Цвет мебели не должен выделяться из общей цветовой гаммы, но здесь можно использовать более яркие, насыщенные цвета. Так, дверцы у платяного шкафа могут быть яркого красного цвета, а полки и стенки этой мебели выполняются в спокойных цветах.

Отдельная тема - выбор ортопедического матраца в кровать ребенка. С одной стороны, он должен быть удобен для ребенка, с другой - максимально корректировать недостатки позвоночника и снимать напряжение прошедшего дня. На матраце экономить нельзя, так как это один из ключевых факторов сохранения правильной осанки и здоровой спины у вашего ребенка.

Развивающая среда в комнате для детей раннего возраста

Обнаружив, что ребенок развивается стремительно, родители задаются вопросом, как помочь ему в этом развитии. Первое, о чем следует помнить при организации развивающей среды: в раннем возрасте дети больше узнают, пощупав или попробовав на вкус интересный предмет. Все погремушки, игрушки и развивающие пособия не должны иметь мелких деталей, а также должны быть выполнены из нетоксичных материалов.

Начиная с шести месяцев к активному росту всего организма к наличию познавательного интереса прибавляется этап появления первых зубов. У каждого ребенка этот период проходит индивидуально. Одни родители не заметят изменений в поведении ребенка, разве что интенсивное слюноотделение будет сигнализировать о росте зубов. Для других появление у малыша первого зубика может быть связано с ночными истериками, желанием ребенка все попробовать на зуб, с отказом от приема пищи.

Чтобы облегчить себе и ребенку этот непростой период, попробуйте разнообразить его игровую деятельность. Подберите игрушки таким образом, чтобы их поверхность была текстурного характера, удобна для покусывания и посасывания. С другой стороны, позаботьтесь о специальных водяных эспандерах: их можно сначала положить на несколько минут в холодильник и тем самым охладить воду внутри, а потом уже дать ребенку.

Первый зуб прорежется, но желание тянуть все в роту ребенка останется еще надолго. С развитием умения ползать малыш начинает познавать окружающий мир. Наступает время массажных развивающих ковриков на пол. Можно купить готовые варианты из отдельных разноцветных частей, можно изготовить такой массажный трек самостоятельно.

Для этого вам потребуется большой отрез ткани, синтепон в качестве наполнителя, швейная машинка и желание творчески мыслить. Массажный коврик необходимо дополнить игрушками из натуральных материалов. Из личного опыта могу сказать, что мой ребенок с большей радостью гремел бутылкой с карандашом внутри, чем заводской погремушкой.

Как только ваш ребенок пополз, активизировалось развитие его тактильного восприятия, а это значит - развивается мелкая моторика пальцев рук. Перебирая пальчиками бусинки в массажном коврике или исследуя рельеф новой погремушки, малыш развивает руку, активизируя познавательные процессы в головном мозге. На данном этапе важно, чтобы вокруг ребенка было много предметов к познанию. Не всегда это игрушки.

Вы когда-нибудь замечали, как радуется малыш, если «находит» муку на кухне, мамины украшения в спальне? Все это можно пощупать, почувствовать, а важнейшим стимулом к развитию годовалого малыша является его тактильное познание мира окружающего.

Отсюда и потребность все пощупать, попробовать на вкус, отсюда тяга не рассмотреть, но изучить вручную. В детской комнате годовалого ребенка должно быть много игрушек и предметов, игрушки заменяющих. Не нужно относиться со скепсисом к бытовым предметам, переделанным под игровой инвентарь.

Это не говорит о том, что развивать зрение и слух, например, у годовалого ребенка не нужно.

Наоборот, при оформлении развивающей предметно-пространственной среды для эффективного развития ребенка все яркие картины теперь следует располагать на уровне глаз малыша. Можно и нужно задумываться о занятиях по расширению словарного запаса. Ошибочно мнение о том, что ребенок до трех лет самостоятельно усваивает слова, которые слышит. Усваивать-то он усваивает, но для этого с ним необходимо проговаривать все увиденное. Например, рассматриваете с ним фото на стене - озвучивайте, кто на фото; изучаете книгу с яркими картинками - проговаривайте четко, но не по слогам предметы, которые там нарисованы.

Еще одним универсальным предметом развивающей среды для годовалого ребенка выступают книги. Купите большую многофункциональную книжку в магазине.

С ребенком, недавно научившимся ходить, читать книги надо простые. На первом этапе достаточно яркой картинки, веселого оформления, шершавого материала или поющей игрушки в книге, чтобы пробудить интерес малыша. Тексты в таких книгах не могут быть большими.

Для ребенка от года до трех вся литература должна строиться на смысловых повторах. Помните, как в «Колобке» или в «Теремке»? С каждым новым витком сюжета идет повтор пройденного.

Если вы умеете шить, вязать или хотите этому научиться, то создание первой книги для вашего малыша может стать хорошим стартом к дальнейшему творчеству.

Как сделать кукольный театр при создании развивающей среды

Первое, что приходит в голову при создании кукольного театра в предметно-развивающей среде в домашних условиях – это мягкие игрушки, ширма для представления и освещение в комнате. Но если вы решите обойтись без громоздких реквизитов, то реализация кукольного театра в рамках детской комнаты может стать забавной игрой и развивающим элементом в жизни ребенка и его родителя.

Например, для ширмы, за которой будут прятаться актеры, не обязательно сооружать целую установку из дерева. Достаточно использовать дверной проем, а для пальчикового театра и того проще - картонную коробку на уровне глаз зрителя.

Куклы в театре могут быть тоже разные. Для пальчикового тетра марионеток можно связать, можно выполнить в технике квиллинг, можно сшить из старой перчатки, для ростового театра подойдут маски и плащи.

А как сделать в развивающей среде детской комнаты теневой кукольный театр? Для создания тетра теней придется немного потрудиться. Первое, что важно в этом виде театра, - освещенный экран. Если экран можно сделать из печатной белой бумаги, закрепленной в проеме картонного листа, то для освещения следует использовать лампу с дневным светом, выставляя поток освещения так, чтобы на экране отражались персонажи, но никак не актеры этого театра.

Отдельно необходимо сказать про персонажей для театра теней. Они вырезаются из плотной бумаги. На экране отражаются их силуэты, поэтому точность передачи деталей зависит от умения актера правильно фиксировать свет на своей «сцене».

Вообще, кукольный театр в более широком понимании этого слова вы можете устраивать без всяких сцен, экранов и ширм. Достаточно разыграть перед ребенком сценку двумя-тремя любимыми игрушками - это уже развивающий элемент театрального представления. А если малыш вместе с куклами-актерами включится в игру и станет придумывать продолжение истории, то можно говорить об успехе.

Статья прочитана 4 826 раз(a).

У нас уже было много постов про организацию хранения, в том числе про организацию хранения в детской комнате (их можно найти по тегам "детская" и "организация хранения").

Сегодня предлагаю обсудить организацию хранения и поддержание порядка в детской.

Начало всегда выглядит многообещающим. Мы тщательно продумываем, где у нас будут лежать чепчики и носочки, игрушки, ползунки и памперсы. Делаем систему удобной для себя.


Но ребенок растет, увеличивается число его игрушек и возможности по их распределению в пространстве. На помощь приходят большие ящики для игрушек.

Уже сейчас можно решить, что для вас важнее - личное пространство или свобода передвижения. Мир так устроен, что игрушки часто остаются там, где ребенок играет.
Если он будет играть рядом с вами в гостиной или вашей спальне, игрушки будут не только в детской, но и в этих комнатах. Если игры будут сосредоточены в детской, то и игрушки будут оставаться там.
В первом случае борьба за порядок может превратиться в сбор игрушек по всей квартире (или дому) или размещению ящиков для игрушек во всех комнатах, где бывает ребенок.
Во втором убирать игрушки придется только в детской комнате.
Выбор за вами. Я уверена, что вы догадаетесь предложить своему ребенку вам помочь, чтобы быстрее пойти гулять, смотреть новый мультфильм или просто для того, чтобы у вас было больше времени.

Для себя мы решили эту дилемму, оставив игрушки за дверью и выдав самым любимым транзитные визы. Если любимая игрушка меняется, у старой транзитная виза истекает и путешествовать может только новая игрушка.

Тем временем ребенок растет дальше. В его большой ящик все игрушки уже не помещаются, появляются мелкие игрушки, которые стремятся попасть на самое дно и вот уже наша коробка превращается в домик или гараж, а игрушкам приходится придумывать новые места для хранения.

И всем хочется, чтобы это хранение выглядело минимум так же аккуратно, как в каталогах мебели для детской:

Или необычные дизайнерские решения:

А пока мамы придумывают хитрости для облегчения домашней уборки. Например, здесь ковер для игр является еще и мешком для хранения игрушек. Перед началом игры он разворачивается, а после окончания игр все игрушки возвращаются на ковер и он стягивается в мешок:

Для хранения конструкторов шьются текстильные мешки, потому что оригинальные мешки или коробки начинают рваться или ломаться, а все детали в них уже не помещаются (это очень сложная загадка природы):

Первый кит, который всплывает при организации хранения в детской - СОРТИРОВКА

Мы складываем конструкторы к конструкторам, куклы к куклам, мягкие игрушки к мягким игрушкам, книги к книгам и т.п.

Когда ребенок будет еще старше, конструкторы поделятся по разновидностям, куклы тоже, появятся группы пони, динозавров, котов или медведей:::

Второй кит организации хранения - ЧЕМ МЕНЬШЕ ДОСТАЕШЬ, ТЕМ МЕНЬШЕ УБИРАТЬ

Если ребенок лезет за любимой куклой в большую коробку с куклами, часть кукол могут оказаться не на месте. Решений у этой проблемы несколько.
1-я - все на виду
2-я в зонах доступа ребенка только те игрушки, которые ему интересны в этот момент. Например, две коробки с машинками. В первой те, в который он играет, во второй те, которые можно убрать подальше.

Не обязательно делать все игрушки одновременно доступными.

Пример, как может выглядеть стеллаж, когда в него положили то, что востребовано ребенком.

И, наконец, третий кит организации хранения в детской - УДОБСТВО
Когда малыш только родился, хранение должно удобным для вас. Когда он вырос, оно должно быть удобным для него. Могу предположить, что вы не ставите свой целью уборку в комнате ребенка вплоть до его "вылета из гнезда".

Игрушки там, где играем, книжки там, где читаем, бумага и краски там, где рисуем, игрушки для ванной там, где купаемся, игрушки для улицы там, где собираемся на прогулку:

Еще немного иллюстраций.

Для любителей самостоятельно выбирать книги:

Для любителей машинок:


Для любителей лего:

Для любителей настольных игр:

Для юных коллекционеров:

Эти три фотографии мне просто жалко удалять из черновика поста:

А это решения для тех, кому не нравится вид открытых полок.

Постепенно возможности ребенка по уборке своей комнаты возрастают и для него можно составлять списки того, что нужно сделать:

И где-то между идеальным ребенком и творческим беспорядком в детской комнате проходит грань между естественным и свободным развитием личности и обсессивно-компульсивным расстройством. Уверена, что вы ее найдете. Удачи!

Сегодня в нашей рубрике “Совет эксперта” мы представляем интервью с руководителем студии “Дом для жизни” (Domus Concept Studio) Татьяной Замаховой. Помимо того, что Татьяна дизайнер и руководитель собственной студии, она еще является мамой очаровательной дочки Кристины. Ну а кто как ни опытная мама знает, как правильно организовать пространство в детской комнате, как быстро и грамотно убрать игрушки по местам и как создать гармоничную обстановку дома. Своими секретами Татьяна щедро делится с нашими читателями.

– Татьяна, вначале мы хотим попросить Вас рассказать немного о себе и своей студии Domus Concept, чтобы познакомить с Вами наших читателей. Чем Вы занимаетесь и где можно увидеть Ваши проекты?

– Очень рада познакомиться с Вами и с читателями. Большую часть времени я посвящаю своей дочери Кристине, ей сейчас 2,5 года. Профессионально занимаюсь организацией домашнего пространства. Я начинала с детских комнат, теперь организую любые уголки дома. Это не только дизайн интерьера как таковой, но создание удобного, эффективного пространства из новой или уже имеющейся мебели. Наша компания пока совсем небольшая, но мы изначально выстраивали работу не по принципу свободного найма, а как полноценный коллектив сотрудников, где каждый качественно делает свое дело. Сейчас команду составляют дизайнер, художник, психолог, инженер и бухгалтер. Кроме того, есть компании, с которыми мы тесно сотрудничаем. Это мебельные производства, производители и магазины отделочных материалов, строители, детский развивающий центр.

Наши работы мы публикуем на сайте: do-concept.ru и в группе «ВКонтакте» . По некоторым из них мы делаем мастер-классы и отправляем их читателям нашей рассылки.

– Идея заняться детскими интерье рами пришла к вам после рождения дочки или Вы занимались этим раньше?

– Насколько интересны детские комнаты, я поняла после рождения Кристины. Идея студии пришла, когда я проектировала комнату для нее. Тогда я уже взаимодействовала с детским центром с очень думающими педагогами, читала книги о развитии детей, поэтому изучая портфолио дизайнеров и каталоги детской мебели, я пришла в ужас от того, как мало есть интересных функциональных решений. Дизайнеры делают очень красивые комнаты, но не способствующие развитию, а иногда и мешающие. Это, конечно, не нарочно, просто дизайнер – не психолог и не педагог. Так мы начали проектировать детские комнаты: дизайнер + психолог. Было много открытий и интересных обсуждений. Сначала мы позиционировали это как «развивающее пространство у Вас дома», но самой животрепещущей проблемой для родителей оказался порядок в детской, поэтому сейчас мы больше говорим о нем. Примечательно, что именно порядок очень важен для развития, так что говорим о том же, но другими словами.

Детская комната Кристины

– Как Вам удается совмещать карьеру и материнство? Откуда берете время?

– В работе мне очень помогает супруг, наши родители и режим дня ребенка. Обычно я посвящаю Кристине будние дни, а выходные она проводит с папой, а я занимаюсь своими делами. Кристина любит играть с бабушками и дедушкой, так что у меня бывают и свободные вечера. Ну, и конечно, время после 21:00 мое – для себя, обучения, чтения… Я стараюсь качественно проводить время с дочкой, делать вместе с ней домашние дела, играть, гулять, плавать. Тогда она хорошо отпускает меня по делам.

– Дайте свои фирменные советы, как правильно организовать пространство в детской комнате? Как правильно устроить игровую зону и создать творческую среду?

– Самое главное – думать о том, что в этой комнате должно быть удобно делать. Мы исходим из активностей, спрашиваем о том, чем ребенок любит заниматься, какие задачи стоят перед комнатой. Важно то, как дети делают те или иные действия: в какие-то игры играют вместе, в какие-то по-отдельности, в какие-то вместе со взрослым.… Или, например, в дом часто приходят гости с детьми, тогда нужно, чтобы было удобно играть нескольким детям вместе. За счет грамотной планировки можно сократить число конфликтов между детьми, потому что у них будет просто меньше поводов ссориться.

У родителей есть возможность наблюдать за ребенком, это очень важно. Посмотрите, как он рисует, как играет. Часто можно понять, что сделать с комнатой, просто почувствовав, что ребенку делать удобно, а что нет. Если ребенок не хочет делать уроки или рисовать за своей партой, скорее всего, эту зону нужно переделать или переместить, если игрушки постоянно разбросаны, вероятно, они неудобно хранятся, без системы.

Мы начинаем всегда с зонирования, рисуем вид комнаты сверху и перемещаем зоны, пока не найдем такой вариант, при котором все зоны удобны. Самое главное – удобная зона сна и учебная (творческая). Есть много нюансов, но могу дать простой совет: если Ваш ребенок сидит за партой лицом к стене и спиной к комнате, пожалуйста, поверните его стол так, чтобы за спиной была стена или окно. Скорее всего, от одного этого изменения ребенок станет спокойнее, а может, и лучше учиться.

Простой совет про порядок: попробуйте отказаться от больших контейнеров для игрушек. Если разместить материалы так, чтобы в одной коробке были предметы только для одного занятия, то порядок станет держаться дольше. А если подписать коробочки (картинками, пока ребенок не умеет читать), эффект будет еще сильнее. Например, в одной коробке могут быть краски, кисти, стаканчики и фартуки – это коробка для рисования красками. Достаточно ее достать и поставить на стол, чтобы занятие было готово. Убрать все в одну коробку, когда закончили, тоже не сложно. Примеры удачных коробок: железная дорога, все для лепки, конструктор, песочница с камешками и лопатками и т.п.

Ну, и помним, что в детской для игры предназначено все: и стены, и потолок, и пол. Их тоже хорошо задействовать.

– Как организовать пространство в детской комнате маленьких размеров или в комнате, где родители живут вместе с ребенком? Чем, в этом случае, можно пожертвовать и что должно присутствовать в комнате обязательно? Например, так ли необходим спортивный уголок в детской или можно обойтись без него?

– Обязательно нужна детская зона. То есть, не размазанные по комнате детские предметы, а пусть небольшой, но отдельный угол. Что именно будет в этой зоне, конечно, зависит от возраста ребенка. Для школьника обязателен стол. Для дошкольника тоже хорошо бы столик для творчества. Свой стол помогает ребенку концентрироваться на том, что он делает. Так что, если выбор стоит между удобным столом и каким-то столом и спортивным центром, я посоветую удобный стол. Поактивничать можно на детской площадке. Хотя спортивные элементы очень важны. Если нет места для полноценной спортивной зоны, можно сделать турник и кольца в дверном проеме или в коридоре – это уже очень хорошо.

Если в комнате мало места, стоит сделать все миниатюрным, но существующим. Небольшой столик, небольшой стеллажик для игрушек, можно использовать двухъярусные конструкции. Например, мы сделали полноценную детскую на 6 кв.м, убрав шкафы под кровать. Если места достаточно, лучше так не делать, но в маленьком пространстве это очень помогает.

Полнофункциональная детская комната на 6 кв.м.

Вариант планировки детской комнаты с двухъярусной конструкцией

– Как на Ваш взгляд лучше организовать пространство в комнате, где живут 2 ребенка? Какие наиболее удачные методы зонирования?

– Это опять зависит от того, какую мы ставим цель. Бывает, что мы хотим «подружить» детей, а бывает, что надо защитить одного ребенка от активности другого, если у них разные темпераменты. Для близнецов мы делаем комнату, как для одного ребенка, если они еще маленькие. Можно подталкивать детей к совместной деятельности: общая зона сна с двумя параллельными кроватками, общая игровая, но обязательно с отдельными стеллажиками, чтобы каждый ребенок знал, где именно его игрушки и что там их никто не возьмет. Хорошо помогает и общая творческая зона с большим столом, но тогда нужно внимательно ее оснастить, чтобы было удобно заниматься вдвоем.

Варианты планировок детской комнаты для двоих детей

Если нужно развести активности (полезно при ощутимой разнице в возрасте детей), то хорошо делать так, чтобы занимающийся спокойным делом ребенок был в уютном месте, не на проходе и не на виду. Можно, например, поставить стеллаж поперек стены и защитить тем самым учебную зону.

Мое мнение такое: разделяя детей в среде, мы помогаем их здоровой психике и хорошим отношениям между ними. Чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно, человеку нужно свое пространство, личное. Поэтому если дети в одной комнате, стоит сделать им персональные уголки, чтобы реализовать базовые потребности каждого из детей. Человек со здоровой психикой может быть добрым и заботливым, а тот, чьи базовые потребности ущемлены – не может.

Планировка детской комнаты для двоих детей

– В ситуации, когда в детской не хватает места, многие родители используют мебель-трансформер. Можете ли Вы порекомендовать наиболее удачные модели из тех, что есть на российском рынке?

– Полноценно трансформирующаяся мебель пока что стоит очень дорого, но первые шаги в этом направлении мы уже делаем. Можно сделать вполне приемлемые по бюджету выдвижные и откидные конструкции. Я люблю выдвижные элементы еще и за то, что с ними легко поддерживать порядок: не сложно научить ребенка заправлять постель, если для этого ее нужно задвинуть в подиум, например. Мне нравится идея, когда в дневном варианте комнаты в ней совсем нет кроватей, а в ночном они появляются. Это особенно хорошо для двоих и более детей, ведь 2-3 кровати могут занять почти всю комнату.

В плане реализации, такие конструкции лучше делать на заказ, чтобы они точно вписывались в размеры комнаты. Вообще, чем меньше комната, тем больше индивидуальный проект мебели может вложить в нее в плане функциональности.

– Поделитесь секретами, как правильно хранить игрушки, чтобы избежать беспорядка?

– Главное – система. Дети очень здорово откликаются на системность пространства и это полезно для их спокойствия и развития. Логика в организации комнаты помогает сформировать представление о мире, о себе и закладывает основу полноценного интеллекта. Окружающий беспорядок эту основу рушит, ведь тогда ребенок тратит много сил на защитные реакции. Так что порядок очень важен. Основа порядка – у каждой вещи свое место. Это очень простой и при этом трудновыполнимый принцип. Чтобы облегчить задачу, стоит классифицировать игрушки и выделить каждому типу свои полки или коробки. Но здесь есть нюанс: довольно бесполезно хранить похожие игрушки с похожими. Лучше, если в одной коробке или секции будут игрушки для одной игры или занятия. Самые популярные и универсальные игрушки можно размещать просто на открытых полках, чтобы их было легко взять и положить обратно. Про правильные коробочки мы уже говорили.

В какой-то момент мы поняли, что организация игрушек, материалов и вещей – это даже более ценная часть наших проектов, чем сами интерьеры, поэтому теперь мы делаем не только комнаты с нуля, но и оптимизируем существующие (lp.domusconcept.ru/kids).

Организация хранения игрушек в детской комнате

– Самые главные родительские ошибки в обустройстве детских комнат и советы их избежать?

– Самая популярная сложность – огромное количество игрушек. В действительности, для полноценного развития ребенку нужно не так уж много игрушек. А от их чрезмерного количества все основные проблемы: ребенок их мало ценит, они быстро надоедают, не бывают в порядке, заполоняют пространство не только комнаты, но всей квартиры или дома. Так что первое – это убрать лишние игрушки (подарить, продать, отдать, спрятать).

Ну, и второе важное – это правильное понимание роли родителя. Мы для детей – лидеры, но они самостоятельные люди. Пока ребенок мал, нужно много участия родителя, потому что мы показываем детям, как наводить порядок и пр. Потом все больше в этом участвует сам ребенок и в какой-то момент мы отпускаем. Если ребенок не поддерживает порядок сам, скорее всего, родители нарушили этот механизм. Тогда нужно участие и нужна конкретная работа родителя, чтобы научить (но не заставить!) создавать и адаптировать пространство для себя, ну и поддерживать в нем порядок, конечно.

А если говорить о расстановке мебели, то стол спиной к комнате, кровать на виду от входа, как ни странно, отсутствие стола в детской и присутствие лишних вещей (иногда вообще не детских) – это самые популярные причины неэффективных детских, их я встречаю чаще всего.
Среда очень важна для человека. Есть люди, которые хорошо умеют создавать среду, интуитивно или логично ее обустраивают и счастливо в ней живут. Это очень ценно. Мы создаем обучающие материалы и делимся ими в своем еженедельнике, пользуйтесь, внедряйте! Если Вы чувствуете, что что-то дома неудобно, что-то постоянно раздражает и отнимает силы, то стоит посоветоваться с теми, кто занимается этим профессионально. Приедем, подскажем, поможем. Всем желаем уютного дома, радостных детей, много сил и времени для своей содержательной активности!

Детская комната - это особое пространство в доме. Правильно подобранный интерьер и грамотно размещенный функционал будут способствовать развитию фантазии ребенка, его творческих, логических и физических способностей. Чтобы организовать комфортное пространство для счастливого детства с особой внимательностью следует отнестись к функциональному зонированию, меблировке, выбору цветовой гаммы и интерьерной тематики.

Эргономика пространства

Потребности ребенка, меняющиеся по мере его роста, предъявляют особые требования к функциональному зонированию детской комнаты. Помещение детской обычно не отличается большой площадью, при этом на скромном метраже необходимо разместить, как минимум, систему хранения, место для сна, зону для игр и занятий. Со временем в комнате также могут поселиться музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, мольберт и другие предметы, отражающие увлечения ребенка. Для всего этого тоже потребуется место. На помощь придет эргономика пространства, позволяющая разместить даже в маленькой детской комнате все необходимые зоны.

Проект Mossebo, выполненный в нейтральном скандинавском стиле, может послужить инструкцией грамотной организации пространства детской комнаты.

Светлая цветовая гамма скандинавского стиля визуально расширяет пространство, а свойственная ему эргономичность позволяет успешно реализовать подобные проекты на базе типовых российских квартир. На небольшом метраже детской размещается несколько функциональных зон: спальное место, мягкая зона для игр и отдыха, уголок для занятий и зона для активных игр. Многие элементы интерьера выполняют двойную функцию - фасад кровати, стилизованной под деревянный домик, по совместительству представляет собой стеллаж, а ступени, ведущие к горке - эргономичные шкафчики для хранения игрушек. Часть системы хранения, в целях экономии полезной площади, размещается под окном и в стенных нишах. Подоконник и плоская поверхность низкого горизонтального стеллажа обыграны с помощью нескольких подушек. В результате получается дополнительная зона отдыха, располагающая к тому, чтобы удобно устроиться у окна с книжкой в руках.

Другой проект Mossebo демонстрирует, как эргономично разместить спортивные снаряды на малометражном пространстве. Комната подростка, оформленная в минималистичном стиле hi-tech, включает рабочее место, спальную зону, систему хранения и компактный спортивный комплекс со шведской стенкой. Веревочная лестница помогает «отзонировать» пространство, отделив рабочее место от спальни. Конструкция кровати включает эргономичные шкафчики для хранения постельного белья, а в изголовье располагается небольшой стеллаж.

Функциональное зонирование детской поможет не только грамотно распорядиться квадратными метрами, но и приучить ребенка к порядку.

Детские комнаты для двоих детей диктуют особые условия, особенно, когда рассчитаны на разнополых обитателей. Если в дошкольном возрасте дети могут свободно существовать в одном помещении с общим функционалом, то по мере взросления будет возрастать потребность в личном пространстве для каждого. Если нет возможности сменить жилплощадь на более просторную или переселить одного из детей в свободную комнату, на помощь вновь придет зонирование помещения. В данном случае имеет смысл задействовать в интерьере перегородку, разделяющую метраж на два пространства. Можно использовать ширму, штору, раздвижную перегородку, высокий шкаф или стеллаж, в котором, кроме того, разместится множество полезных вещей.

Детская комната «на вырост»: универсальный интерьер

Представление о традиционной детской комнате для девочки зачастую сводится к розовому цвету и кукольной тематике. Дизайн детской комнаты для мальчика, в свою очередь, наводит на мысли о сине-голубой цветовой гамме, машинках, роботах и супергероях. Такой подход к цветовому решению и интерьерной стилистике несет в себе много отрицательных моментов.

Прежде всего, узконаправленная тематика будет накладывать определенные ограничения на детскую фантазию. Так, комната, оформленная в морской стилистике, не располагает к играм в покорителей космоса или ковбоев. Кровать в форме машины или кареты даже в детских фантазиях не сможет перевоплотиться в корабль пиратов или космический шаттл, тогда как нейтральное спальное место с успехом пройдет через все фантастические метаморфозы - ребенку достаточно взять в руки импровизированный штурвал и он уже пилотирует самолет.

Отдельного разговора заслуживает традиционная цветовая гамма детских комнат, часто представляющая собой взрыв цвета. Когда в интерьере доминируют яркие краски, глазу не на чем отдохнуть. Такое цветовое решение не располагает ни к отдыху, ни к продуктивным занятиям. Когда ребенка окружают разноцветные стены, яркая мебель и текстиль, окрашенный всеми цветами радуги, стоит ли удивляться, что он часто бывает перевозбужден. Детские кровати в форме гоночных машин также не будут способствовать спокойному сну.

Стремясь воссоздать атмосферу сказки в интерьере, можно упустить из виду главное - детская комната прежде всего должна представлять собой комфортное пространство для сна, отдыха и учебы. Это не означает, что все фантазийные элементы необходимо исключить. Главное - не переусердствовать.

Стоит помнить, что по мере взросления интересы ребенка будут меняться. Стилистика комнаты для девочки в духе «фея-принцесса-русалка» в определенном возрасте может пойти вразрез со вкусами и мировоззрением юной особы, которой будет не комфортно существовать среди розовых стен и рюш.

Если вы не хотите ограничивать фантазию своего ребенка или часто прибегать к косметическому ремонту - наиболее верным решением станет универсальное пространство, избегающее стереотипных детских расцветок и определенной тематики.

Интерьер детской комнаты из весенних проектов Mossebo демонстрирует нейтральное интерьерное решение. Простая геометрия, чистые линии и природная цветовая гамма создают универсальное пространство. С течением времени его сможет наполнить функционал и декор, отвечающий вкусам и потребностям ребенка. В таком помещении найдется место для ярких цветовых акцентов, тематических игровых комплексов, спортивных снарядов, организованной рабочей зоны и многого другого.

Нейтральный дизайн детской комнаты не обязательно должен быть скучным. Главное правильно расставить акценты. В данном случае точку притяжения взгляда задают нестандартные осветительные приборы и монохромный рисунок, нанесенный на одну из стен. Обратите внимание на универсальную тематику рисунка, которая будет уместна в комнате, рассчитанной как на мальчика, так и на девочку.

На данном этапе комната предназначена для грудного ребенка, то есть подразумевает постоянное присутствие родителей и задействует соответствующий функционал: кроватку с манежем, пеленальный столик с системой хранения и удобный стол, который можно использовать для кормления и для занятий с ребенком в будущем. Меловая доска предлагает простор для творчества. Раскладывающийся диван на данном этапе используется для отдыха родителей, а впоследствии может стать полноценным спальным местом для подросшего хозяина комнаты.

Мебель для детской комнаты

Меблировка детской комнаты - вещь непостоянная. Поскольку детская мебель не долго погостит в вашем доме, имеет смысл обратить внимание на универсальные модели. Мебель с ярко выраженными стилистическими элементами, будь то цвет, форма или декоративные детали, впишется не в каждую интерьерную стилистику, поэтому продать ее, в случае необходимости, будет сложнее, чем нейтральные модели.

Отличный вариант для детской «на вырост» - эргономичная мебель-трансформер.

Это может быть детская кроватка, трансформируемая в спальное место для подростка, раздвигающийся столик, который впоследствии сможет стать полноценным рабочим местом или парта, «растущая» вместе с ребенком - такие модели позволяют регулировать высоту и наклон рабочей поверхности, кроме того, их можно оснастить множеством функциональных аксессуаров.

Интересное решение для малометражной детской - кровать, трансформируемая в шкаф, и тем самым освобождающая полезную площадь для занятий и игр. Компактные кровати с выдвижным спальным местом придутся кстати для детских ночевок с друзьями.

  • Рабочее место по возможности должно располагаться у окна, таким образом, чтобы свет падал на рабочую поверхность прямо или с левой стороны. В таком случае правая рука не будет отбрасывать тень на страницу книги или тетради, во время выполнения домашних заданий. Разумеется, данное правило применимо только для правшей.
  • Доминирование ярких цветов в детской комнате будет оказывать перманентный возбуждающий эффект на психику ребенка. При выборе цветовой гаммы необходимо соблюдать баланс, дозировано вводя в интерьер яркие расцветки.
  • Яркие цветовые пятна необходимо размещать таким образом, чтобы они не находились в поле зрения постоянно, например, яркую контрастную стену можно разместить в изголовье кровати.
  • Заказывая проект детской комнаты у профессионального дизайнера, вы можете быть уверены, что все вышеперечисленные правила будут соблюдены, а результатом станет комфортное эргономичное пространство, учитывающее вкусы и распорядок дня вашего ребенка.