Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Крымская Готия. Ост Готы в Крыму

Крымская Готия. Ост Готы в Крыму

  Крымские готы бесследно пропали в XVII веке — после завоевания полуострова турками-османами. Куда ушёл целый народ? Каким был его язык? Историкам крымские готы оставили много работы.

  ГОТЫ И ГОТИЧЕСКОЕ. Некоторые учёные считают, что Великое переселение народов спровоцировали именно готы , вытеснившие вандалов и ругов с их земель. Готы разговаривали на германском языке — готском, а в IV веке легендарный епископ Вульфила создал для них готский алфавит, а вскоре и перевёл Библию, так как именно готы стали первыми германскими племенами, принявшими христианство.

Готы прославились тем, что сокрушили римские легионы, захватили Рим и покорили множество земель, за что впоследствии эпоха Ренессанса, преклоняющаяся перед античной классикой, отомстила им, сделав слово «готический» синонимом варварского и заклеймив последующие достижения всех германских народов.

  КРЫМ. НАЧАЛА. Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племён Римская империя быстро пала, и готы распространили своё влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов , одно из сарматских ираноязычных кочевых племён, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов — этноним «гото-аланы». Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове.

Затем Европа была потрясена наступлением гуннов , или хунну, — кочевников из Азии. Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами. Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времён называемая Мангуп-кале — огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма.

Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников и потому являлось уникальной — наполовину искусственной, а наполовину природной — фортификацией.

У крымских готов был надёжный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев: образованные монахи, а однажды даже сосланный император Юстиниан II. Иноземцы называли их государство «страной сорока замков».

С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам : даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом. Несмотря на тяжёлые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век). Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем при помощи договора с ханом Мамаем основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое ещё «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам.

Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты — древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев. Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе и продолжали строить крепости — исары — и возвращать назад свои земли.

Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочери с императором Трапезунда. Однако после немногочисленных побед Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов.

Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных — готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Готы-крестьяне тем временем продолжали изолированно жить в горах и ассимилировались лишь спустя века.

  ТАЙНА КРЫМСКИХ ГОТОВ. Несмотря на то, что после IX века слово «гот» стало личным именем и археологам не удавалось найти каких-либо более новых, непосредственно готских источников, о крымских готах было известно благодаря историческим документам стран-соседей.

Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке. Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своём письме упоминает, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он крымский гот. Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времён Вульфилы.

Готы в Крыму: история проникновения. Страна Дори

Готы пришли в Крым с низовьев Вислы. Если верить древнему историку Иордану, они были выходцами со Скандинавии. Грек Поседоний называл готов «германцами», а Корнелий Тацит писал, что они имеют «жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела».

На Крымский полуостров готы начали вторгаться в III веке. Исторические источники утверждают, что проникновение происходило в районах современной Керчи и Перекопа, возле столицы Боспорского царства и на северо-западном побережье (со стороны Днепра). Разгромив Неаполь Скифский , частично уничтожив и ассимилировав жителей Малой Скифии , германцы стали одной из главных сил Крыма.

Вначале они истребили часть аланов, но очень скоро начали мирно сосуществовать с остальными представителями этого сарматского племени . Готы, проживающие в Крыму, не относились ни к вестготам, ни вероятно, к остготам. Однако с последними они имели гораздо больше общего. Германцы постепенно заселили Керченский полуостров, южный берег и юго-западный Крым .

Ближе к концу III века крымские готы покорили Боспорское царство и остальные территории полуострова. Часть варваров сумела занять важные государственные посты Боспора и влияла на политику царства. Воинственные по своей натуре, крымские готы принимали участие в походах против римской армии . Первое столкновение с Римом произошло в 238 г. н. э. Позже войны носили регулярный характер. Боспорское государство вынуждено было предоставлять крымским готам свой флот, а после упадка греческого царства, в середине IV в., германцы сосредоточили в своих руках всю полноту власти на полуострове. Известно, что во время ожесточенных боев с Римской империей часть готов поселилась в Юго-Западном Крыму. Единственным городом, который не признал пришлых германцев, был Херсонес .

Рядом с Крымом во второй половине IV в. возникло готское государство, которое возглавил Германарих, столицей этой державы был город Данпрштадирно. Вскоре политическое образование перестало существовать, после того, как в 70-х гг. того же века в Северное Причерноморье пришли гунны . Выдержав вражеский навал, крымские готы продолжали жить на территории полуострова.

Византия стремилась контролировать территорию Таврики и как могла, делала это. Готы были воинственным народом и император нанимал их в качестве военной силы. После того как в VI в. усилились позиции Византийского государства в Крыму , германские племена активно сотрудничали с ее властями и даже стали военно-административной единицей их государства.

История Крыма того периода - рассказ о дружественных отношениях. Для защиты Херсонеса в Крыму строились такие крепости, как Мангуп и Эски-Кермен.

При поддержке византийцев появились Алустон и Горзувиты. В этих укреплениях несли службу готы-федераты.

Византиец Прокопий Кесарийский писал о том, что где-то на северо-западе Крыма «на возвышенности» существует страна Дори, в которой издавна живут готы. Древний историк утверждал, что там не было каких-либо крепостей и люди эти предпочитали жить в открытых местностях. В этом же источнике говорится о том, что жители страны Дори охранялись стеной, построенной Юстинианом I, принимали участие в римских походах и воинов в одном из поселений насчитывалось около 3 000. Историки не знают, о каких стенах шла речь, и только лишь предполагают, что это могла быть череда крепостей, расположенных на подступах к территориям, подконтрольным империи.

Страна Дори пережила нашествия аваров, хазарскую агрессию, была под протекторатом Хазарского каганата . Зависимость продолжалась до IX в., пока Готия не стала частью фемы Херсона. С XI в. по XIII в. готы платили подать Византии. Боспор в то время уже входил в состав Тмутараканского княжества .

Готы в Крыму серьезно пострадали в результате турецкой экспансии . Османы вначале вырезали жителей Мангупа, а потом на месте готского княжества создали свой кадылык. С постепенным упадком Мангуп-Кале с крымских земель исчезали потомки представителей германских племен, которые много столетий тому назад пришли на полуостров. Однако в окрестностях оставались небольшие поселения готов, которые еще несколько сотен лет хранили традиции предков. О необычном для Крыма фенотипе, который встречается у жителей отдельных сел, писали исследователи XVIII в. В конце того же столетия гото-греков Алушты и Гурзуфа переселили в Новороссию. Однако светловолосые крымские татары с глазами цвета неба встречаются в Крыму и сегодня. Они живут в Бахчисарайском районе и на Южном берегу полуострова. Ученые считают их потомками готов.

Получается, что готы обитали в Крыму дольше всех остальных этносов. Во времена Второй мировой войны этим фактом пользовалась фашистская Германия, доказывая, что на полуострове живет немало представителей арийской расы и Крым должен стать частью немецкого государства. Полуострову вместе с другими территориями Северного Причерноморья даже придумали название — «Готенгау». Планировалось, что до 1960 г. в Крыму будет жить 5 миллионов немцев.

Готы в Крыму: сельское хозяйство, ремесла, торговля

Нам практически ничего не известно о видах растений, выращиванием которых занимались готы в Крыму. Однако Прокопий Кесарийский утверждал, что обитатели страны Дори успешно занимаются земледелием. Можно предположить, что, как и их предшественники, ранее проживающие на территории полуострова, германцы сеяли зерновые культуры.

Оказавшись в Крыму, готы тесно контактировали с сарматами. Именно у них представители германских племен переняли опыт коневодства. Позже крымские готы активно использовали собственноручно выращенных лошадей во время боевых действий и в мирной жизни.

Кроме всего прочего, германцы Крыма были искусными ремесленниками. Они занимались ткачеством, кожевенным делом, делали керамические изделия, стекло. В их среде обитали хорошие плотники и камнерезы. У римлян крымские готы заимствовали технологию металлообработки, с помощью которой появлялись отличное вооружение и красивые ювелирные изделия. Во время раскопок на готском могильнике Суук-Су были найдены двупластинчатые фибулы, бусы, сделанные из стекла и камня, серебряные сережки, гривны. В поделках крымских готов ученые обнаружили черты, характерные для изделий из Римской империи и вещей, сделанных представителями других народностей Причерноморья.

Крымские готы также занимались торговлей. Еще Тацит писал о том, что они знают цену золотым и серебряным монетам, но в отдаленных районах преобладает товарообмен. Украшения и предметы гардероба, изготовленные римскими умельцами, в готской среде считались более изысканными. Со временем высокопоставленные крымские готы и их жены все чаще стали покупать предметы роскоши у более цивилизованных соседей. Среди товаров, которые поставлялись из Рима, были шелка, пурпурная краска и ювелирные изделия.

Быт, религия и культура готов в Крыму

Крымские готы были неизбалованным народам. Они носили прямые одежды из льняных или шерстяных тканей. Однако с IV в. у них появляется понятие престижа. Знать должна была одеваться согласно статусу, иначе могла подвергаться насмешкам. Подобный случай описан Прокопием Кесарийским. Когда появилась необходимость выделяться, женщины-готы начали украшать себя массивными подвесками, серьгами, бусами. Фибулы использовались не только, как украшение, они скрепляли части одежды. Мужчины предпочитали небольшие украшения, носили узкие пояса и портупейные пряжки для оружия.

Мальчиков с детства учили воевать и эти умения часто применялись ими во взрослой жизни. Во время походов на Кавказ и на Трапезунд, что происходили в 256-257 гг., крымские готы заполучали рабов. Такие невольники нередко исповедовали христианство, что спровоцировало проникновение новой веры на полуостров. Несмотря на постепенную христианизацию, готы в Крыму не забывали традиции предков. Не исключено, что они все еще веровали в силы природы, в троллей, эльфов, гномов и водяных никс, поклонялись племенным богам-покровителям.

Христианство не могло нравиться племенной знати, ведь его распространение свидетельствовало о зарождении связи с Римом. Однако после недолгих гонений оно утвердилось на полуострове в форме арианства. В VIII в. в Крыму действовала Готская епархия, которая в XIV в. была преобразована в митрополию, просуществовавшую до момента выселения крымских христиан в XVIII в.

Уровень культурного развития крымских готов отставал от римской цивилизации. Впрочем, ученые говорят, что готскую культуру не стоит недооценивать. Она была многогранной и яркой. Воинственный народ не представлял жизни без соревнований, джигитовки, солдатских игр. Подготовка к боям была частью их менталитета. Художественные ремесла германцев также являются отличительной чертой их культуры, хоть они и не всегда отвечали потребностям верхушки общества. Устное народное творчество крымских готов существовало не только для развлечений. С помощью песен-эпосов они запоминали историю своего народа, передавали ее из поколения в поколение.

Религиозные взгляды и особенности культуры воинственного народа прослеживаются в захоронениях готов. В Крыму встречаются готские могилы с прахом. Готов сжигали, а потом помещали в специальные сосуды. Вместе с трупом человека иногда кремировали принадлежащего ему коня. Бывали случаи, когда сжигали и оружие усопшего воина. Рядом с останками тела готов клали вещи, которыми они пользовались при жизни. Иногда их хоронили в сарматских подкурганных могильниках. С приходом христианства мертвых перестали сжигать.

Итак, готы обитали в Крыму дольше всех остальных народностей - с III по XVIII век. Возможно, и сейчас их наследники проживают на полуострове. Готы разрушили многие селения скифов и начали разгром Неаполя Скифского, который перестал существовать уже при гуннах. Германцы покорили Керченский полуостров, Южный и Юго-Западный Крым.

В конце III века они контролировали политику Боспорского царства и воевали с Римом. В середине IV века из всех поселений на полуострове им не принадлежал только лишь Херсонес Таврический. В VI веке усилились позиции Византии в Крыму. С тех пор готы сотрудничали с представителями империи, служили в качестве федератов в нововозведенных византийских крепостях.

Взаимоотношения с представителями сарматского племени аланов у готов были скорее дружественными. Об этом свидетельствует факт появления этнонима готаланы. Не исключено, что готам удалось создать свое государство Дори. С VII по IX век оно находилось в хазарской зависимости, а потом стало частью византийской фемы.

В XIII веке готские земли вошли в состав княжества Феодоро. А после прихода османов крымские германцы почти исчезли с полуострова.

Крымские готы бесследно пропали в XVII веке - после завоевания полуострова турками-османами. Куда ушел целый народ? Каким был его язык? Историкам крымские готы оставили много работы.

Готы и «готическое»

Некоторые ученые считают, что Великое переселение народов спровоцировали именно готы, вытеснившие вандалов и ругов с их земель. Готы разговаривали на германском языке – готском, а в IV веке легендарный епископ Вульфила создал для них готский алфавит, а вскоре и перевел Библию, так как именно готы стали первыми германскими племенами, принявшими христианство.

Готы прославились тем, что сокрушили римские легионы, захватили Рим и покорили множество земель, за что впоследствии эпоха Ренессанса, преклоняющаяся перед античной классикой, отомстила им, сделав слово «готический» синонимом варварского, и заклеймив последующие достижения всех германских народов

Крым. Начало

Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племен, Римская империя быстро пала, и готы распространили свое влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов, одно из сарматских ираноязычных кочевых племен, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов – этноним гото-аланы.

Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове. Затем Европа была потрясена наступлением гуннов, или хунну – кочевников из Азии.

Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности, крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами.

Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.

У крымских готов был надежный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев – образованные монахи, а однажды – даже сосланный император Юстиниан II, а иноземцы называли их государство «страной сорока замков».

С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам: даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом. Несмотря на тяжелые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век). Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем, земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем, при помощи договора с ханом Мамаем, основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое еще «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам. Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты – древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев.

Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе, и продолжали строить крепости – исары, и возвращать назад свои земли. Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочерей с императором Трапезунда.
Однако после немногочисленных побед, Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов. Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Готы-крестьяне, тем временем, продолжали изолированно жить в горах, и ассимилировались лишь спустя века

Тайна крымских готов

Несмотря на то, что после IX века слово «гот» стало личным именем, и археологам не удавалось найти каких-либо более новых непосредственно готских источников, о крымских готах было известно благодаря историческим документам стран-соседей.

Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке. Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своем письме упоминает, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи, он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он – крымский гот. Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времен Вульфилы.

В XVIII-XIX веках среди крымских татар этнографы обнаруживают нетипично выглядящих людей, отдаленно напоминающих по антропологическим признакам крымских готов, вследствие чего рождается теория о том, что готы продолжают существовать на территории Крыма. За эту теорию цепляются нацистские ученые, планирующие присоединить Крым к Рейху и создать там «Готенланд», то есть, землю готов.

Таким образом, «готский вопрос» давал немцам повод предъявить свои исторические права на владения исконной территорией, землей предков. В 1942 году была снаряжена экспедиция на полуостров, в ходе которой обследовались Бахчисарай и Мангуп. Гитлер отдал приказ заселить в будущем территорию Крыма немцами-эмигрантами из Южной Америки и Палестины, или южнотирольцами.

Население Крыма, наводненного немецкими эмигрантами, по плану фюрера, должно было поддержать этот план. Однако грандиозная схема провалилась: последовали депортации немцев Крыма и Вторая мировая, разрушившая национал-социалистическую Германию. Симферополь так и не стал «Готенбургом» – городом готов, Севастополь – «Готенсхафеном», готской гаванью, а сам Крым - «Готенлендом»

Знакомьтесь. Девушку на фото зовут Семаде Мустафаева . Она - крымская татарка, живёт и работает в Бахчисарае.
Её страничка вконтакте:
http://vk.com/nariman_qizi

Согласитесь, внешность на первый взгляд, нетипичная для татар (ну какими мы их обычно себе представляем - или с монголоидными чертами или "турецкого" типа).

Но надо вспомнить, что крымские татары (равно как и их дальние родичи -казанские) вовсе не пришли из Монголии. Крымские татары - это микс всех народов, испокон веков проживавших в Крыму - начиная с полумифических тавров. Скифы, сарматы, греки, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. И в том числе, в их жилах течёт кровь и представителей славного германского племени готов (готы-тетраксиды), осевших на крымском полуострове со времён Великого переселения народов.

И стоявших у истоков создания средневекового княжества Феодоро-Мангуп , которое в Европе всегда ассоциировалось с готами (хотя там сильно было греческое влияние). Между прочим, это было последнее православное государство в Европе, павшее под ударами Османской империи в 1475 году.

Когда Ф.А. Браун в конце XIX в. занялся поисками остатков готского языка в Мариуполе (куда по приказу императрицы Екатерины Великой было переселено христианское население Крыма - прим. Тирополка ) и окрестностях, он не обнаружил здесь ни одного слова — впрочем, он работал там всего 10 дней. Зато ученому бросилось в глаза резкое различие между двумя этнотипами населения. Представители одной из групп были типичными греками: "среднего роста, не слишком крепкого телосложения, цвет лица смуглый, волосы черные, нос большой, с горбом, губы широкие" и т. п. И почти в каждой деревне жили говорившие также по-татарски, резко отличавшиеся от них люди, которые были "ростом повыше греков, стройнее, но вместе с тем более крепкого телосложения, глаза темно-голубые, красивого разреза, но не такие широкие, как у греков, волосы золотистого цвета, с рыжеватым оттенком в кудрях (т. е. на изгибе. — В.В.), цвет лица, как у всех блондинов, нежный, щеки и губы алые, нос короткий, прямой. Одним словом, это чисто готский тип" (Браун Ф.А., 1890, 84)

Именно влиянием готов часто объясняют крымско-татарский фенотип, представленный на фото (правда, не сильно распространённый, в основном среди этнографической группы озенбашлы ).

Глядя на фотографию Семаде мне сразу на память приходят строчки из "Слова о полку Игореве" о красных готских девах, играющих русским золотом, поющих время Бусово и месть лелеющих Шаруканью:

"Се бо готскія красныя дѣвы.. поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю"

Ещё фото Семаде:

2.

Τετραξϊται , Τραπεζϊται ) - этническая группа готов , одного из германских племён , откочевавших во время Великого Переселения народов в III веке в районы Северного Причерноморья , а затем - в Крым . Последние эпиграфические данные о существовании готов в Крыму относятся к IX веку, однако по ряду источников ясно, что история готов в Крыму длилась гораздо дольше , ранее слово «гот» из этнонима перешло в личное имя (найдено на одном из надгробий). Вероятно, они постепенно были ассимилированы греками, достаточно долго сохраняя готский язык (подробнее см. крымско-готский язык ). Ареал расселения готов в Крыму также не до конца ясен. В разное время они обитали на Керченском полуострове и в южной части Крыма, которая впоследствии именовалась Готия (средневековое христианское княжество Феодоро).

Появление и жизнь готов в Крыму [ | ]

Готы оказались в Крыму в ходе миграций поздней античности , в III веке нашей эры. Вероятнее всего, по языку и культуре крымские готы были ближе к своим соседям остготам , жившим в северном Причерноморье, нежели к вестготам . В Крыму готы быстро захватили и ассимилировали остававшихся там аланов , почему и по названию занятой ими прежней крымской Алании их называли также готаланами , и заняли весь полуостров, кроме Херсонеса . В конце III века готы взяли под контроль Боспорское царство и встроились в его элиту, сохраняя традиции военной демократии . Отряды готов нанимались на службу к Римской империи, участвовали в различных военных походах. Среди готов быстро распространилось христианство (арианство). К середине IV века после упадка Боспорского царства готы стали главной политической силой на полуострове.

Се бо готские красные девы въспеша на брезе Синему морю (т. е. Азовскому). Звоня рускым златом, поют время Бусово, лелеют месть Шаруканю.

Писал Бусбек. На основании беседы-опроса Бусбек создал краткий словарь крымско-готского языка (около 80 слов). При этом, непосредственно Крымский полуостров Бусбек не посещал, а беседа происходила в Стамбуле . Собеседники сообщили Бусбеку, что крымские ханы набирают для своего войска из числа готов отряд пехоты численностью 800 человек.

В 1606 году энциклопедист-гугенот Жозеф Жюст Скалигер писал, что крымские готы читают Ветхий и Новый Завет «по буквам алфавита Вульфилы ».

В греческой эпиграфике Крыма представлены немногочисленные реликтовые имена германской этимологии.

Последнее упоминание о потомках готов относится к концу XVIII века. Когда католический архиепископ Станислав Богуш-Сестренцевич , посещавший Крым и Мангуп в 1780-1790 годах, встретив там несколько семейств, язык, обычаи и внешний вид которых отличался от окрестных племён, - пришёл к выводу, что это готы.

В конце XIX - первой трети XX веков появляется ряд работ, в которых описывается «готская историография» позднего средневековья. Считая сообщения Бусбека и встречи с голубоглазыми крымцами достаточными основаниями для утверждения о существовании в Крыму готской общины, эти авторы (А. А. Васильев и другие) полагали, что христианское население Крыма в средние века было представлено в основном готами или, по крайней мере, готы были элитой в этих сообществах. Эти публикации были использованы германскими нацистами для обоснования исторической принадлежности Крыма и Причерноморья к «арийской территории», нацистское руководство предполагало создать в Крыму немецкую колонию под названием «Готенланд» (земля готов).

Дискуссионным является вопрос о роли готов в этногенезе караимов , крымских татар и карачаевцев . Крымские готы как народ влился в крымскогреческий этнос.

Ни до, ни после Бусбека крупных письменных памятников готского языка в Крыму не было обнаружено.