Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Абажур в технике тиффани из бутылочного стекла. Светильник из цветного стекла в стиле «Тиффани» своими руками

Абажур в технике тиффани из бутылочного стекла. Светильник из цветного стекла в стиле «Тиффани» своими руками

Инструменты и материалы для пайки

МЕДНАЯ ЛЕНТА

Используется для обрамления различных сегментов, витража, профилируя край U-образной формы. Бывает разной ширины, с одной самоклеящейся стороной. Медную ленту можно приклеивать как вручную, так и с помощью специального устройства. Электрический шлифовальный круг позволяет лучше обработать стекло и сделать край более гладким.

ПАЯЛЬНИКИ

  • 5 листов цветного стекла для витражей разных оттенков, каждое размером около 25 х 25 см
  • ножницы
  • припой (пруток) с 50%-ным содержанием олова

Таким образом, переходите от одной детали из стекла к другой, вырезая шаб­лоны из картона, а по ним - из стекла, и раскладывая их на бумаге. Из бирюзового стекла вырежьте цен­тральный ромб и маленькие треугольники.

Отламывайте кусочки стекла руками или используйте щипцы. Постоянно держите в чистоте рабочий стол, осколки убирайте щеткой. Витраж начнет играть разными оттенками.

Вырежьте детали из розового и желтого стекла.

Вырежьте дета­ли из зеленого стекла. Чтобы витраж не отли­чался по размерам от первоначально­го проекта, размер каждой детали надо тщательно проверять.

Когда стекла закреплены, можно при­ступать к окончательной пайке. Обработайте паяльной жидкостью медную окантовку, начиная с центрального ромба, отломите от оловянного прутка кусочек длиной 1 см. Подождите, пока олово не начнет плавиться, и растяните его, следуя по линии медной ленты. Отломите еще кусочек олова, нагрейте его и растяните, продолжая покрывать медь. Для того чтобы первая и вторая линии сварки соединились, проведите наконечником по неровностям, нагрейте и подождите, чтобы поверхность олова сама выпрямилась.

Последовательно обработайте центральную часть витража. Соедините все готовые блоки. Перед каждой пайкой не забывайте наносить паяльную жидкость. Спаяв центральную часть, переходите к боковым стеклам. Каждый раз, когда одна линия будет встречаться с другой, приостановитесь, чтобы их объединить.

Шов пайки должен быть немного выпуклым, чтобы из-под него не проглядывала медная лента, а чтобы он не выходил за края витража, оставляйте несколько миллиметров от края.

Протрите витраж тряпочкой, смоченной в мыльной воде.

ОВАЛЬНЫЙ ВИТРАЖ С ИЗОГНУТЫМИ ЛИНИЯМИ

НАРЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ СТЕКЛА

Начните работу со стеклами для фона, вырежьте шаблоны из кар­тона, не забывая убирать двойную линию. Эти стекла нарезаются с гладкой стороны. Сделайте надрезы по стеклу.

В работе с изогнутыми линиями следует использо­вать только щипцы. Не забывайте, что можно приблизиться к желаемой форме детали, только сделав в том же направлении множество надре­зов.

Для листьев и стеблей цветов используйте раз­ные типы зеленых стекол, чтобы получить рисунок светотени. Цветы вырезаны из белого опало­вого стекла, а некоторые дру­гие сегменты - из розового.

Вырежьте шаблон из картона, сде­лайте надрезы по стеклу и проведите царапины, чтобы максимально при­близиться к жела­емой форме.

Пестики выполнены из опалового стекла желтого цвета.

ОКАНТОВКА МЕДНОЙ ЛЕНТОЙ

Перед тем как начать окантовку, прот­рите стекла.Расположите стекло посередине мед­ной ленты, следите чтобы лента плотно прилегала к вогнутой поверхности. Сильно прижмите пальцами.

Подправьте резаком линии пайки там, где получились ступенчатые неровности. Разложите детали согласно рисунку и подготовьтесь к пайке.

ПАЙКА

После того как вы нанесли на медь паяльную жидкость, закрепите разные фрагменты стекла так, чтобы они не могли сдвинуться. Кисточкой нанесите паяльную жид­кость, отломите кусок оловянного прутка длиной 1 см, нагрейте его и растяните по медной ленте. Начните с центра витража.

Чтобы спаять внешний край, возьмите кусочек стекла, положите его на витраж и обведите флома­стером наружный контур. Проведите царапину стекло­резом, следуя рисунку.

Переверните витраж и спаяйте стекла с обратной стороны. Нанесите паяльную жидкость и спаяйте. Закончив пайку на тыльной стороне, переверните витраж.

Проверьте, чтобы пайка была выпол­нена хорошо, исправьте паяльником все неровности и протрите витраж тряпоч­кой, смоченной в мыльной воде. Неровности по краю витража можно подровнять напильником для мягких металлов. Расположите витраж так, чтобы он немного выступал за край стола, и, слегка нажимая, подшлифуйте.

ШКАТУЛКА

1. Увеличьте рисунок на копировальном аппарате и перенесите его в натуральную величину на бумагу и картон.

2. Для стекла других оттенков сделайте подборки цвета на эскизе.

ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:

  1. зеркало размером 15 х 15 см для дна шкатулки
  2. листы глухого стекла желтого цвета размером 15 х 15 см для боковин
  3. выдувное прозрачное стекло разме­ром 20 х 20 см для крышки и боковин
  4. желтые глухие стекла четырех оттен­ков размером 15 х 15 см для крыльев бабочки
  5. серое стекло для корпуса
  6. стеклорез
  7. щипцы, ножницы
  8. припой с 50%-ным содержанием олова
  9. медная лента
  10. паяльная жидкость
  11. паяльник

Техника изготовления витражей из кусочков цветного стекла позволяет создавать сложные по форме предметы.

А не попытаться ли самостоятельно смастерить абажур для настольной лампы?

Главное - проявить желание и усердие в работе.

Американский художник Луис Комфорт Тиффани (1848-1933 гг.), изучая европейскую живопись, однажды оказался во Франции. Там его поразило великолепие стеклянных окон собора Шартрез, построенного в XII веке. Заворожённый выразительностью форм цветного стекла, Тиффани разработал технику изготовления витражей разной формы, которая впоследствии получила его имя.

В старину витражи собирали из кусочков цветного стекла, объединяя их в целостную картину, например окно, с помощью свинцовых профилей.

В современных условиях витражи делают, спаивая полоски медной фольги, которыми обрамлены стеклянные детали, соединяя таким образом их воедино.

Для изготовления абажура своими руками нужна формообразующая основа (болван), на которой будет собираться объёмный витраж. В качестве основы можно применить склеенную из толстого картона, пенопласта или фанеры усечённую пирамиду.

Начинают работу с подготовки шаблонов элементов рисунка витража в масштабе 1:1. Шаблон каждого элемента нумеруют, отмечая цвет, направление рисунка стекла и другое.

На стёклах-заготовках по выкройке размечают все элементы рисунка, а затем вырезают их. Каждый вырезанный кусочек тщательно подгоняют по выкройке, края шлифуют.

Обернув полосками фольги края деталей, проверяют их подгонку друг к другу. Переносят детали на основу, фиксируя их двусторонней клейкой лентой, а затем точечной пайкой.

Так последовательно формируют все четыре стороны абажура. Швы между деталями и гранями пирамидального абажура тщательно пропаивают.

Конструктивно абажур усиливается проволочным каркасом с центральной план-шайбой, предназначенной для крепления абажура к основанию лампы.

Каркас впаивают изнутри абажура. Основные этапы изготовления абажура в технике Тиффани своими руками показаны на фото 1-10.

Витраж-абажур в технике Тиффани своими руками: фото

  1. Вырезанные детали выкройки фиксируют на боковой грани пирамидальной основы, проверяют их расположение и подгонку.
  2. помощью маркера на стекло переносят контуры деталей витража. Красные стрелки – направление вспомогательных линий реза.
  3. Криволинейный край детали можно вырезать по дуге и выломать пассатижами целым сегментом.
  4. Подогнанные детали с отшлифованными краями обрамляют полосками медной фольги.
  5. Подготовленные элементы витража фиксируют на боковой грани пирамидальной основы, например, с помощью двусторонней клейкой лентой.
  6. Проверив подгонку деталей на одной грани абажура, их фиксируют точенной пайкой.
  7. После крепления на основе деталей всех четырёх граней тщательно пропаивают швы, в том числе и изнутри абажура.
  8. Пустотелая шпилька каркаса абажура помогает сцентрировать отверстие крепления.
  9. Каркас абажура, не скупясь на припой, впаивают изнутри.
  10. Чтобы придать латунному колпачку абажура старинный вид, его облуживают.

Упоминание бренда «Тиффани» неизменно вызывает ассоциации роскоши, изящества и атмосферы аристократизма. Отличительные черты стиля - это присутствие в интерьере бирюзового цвета и плавных линий, люстры «Тиффани» станут органичным дополнением изысканного дизайна помещения. История зарождения и современные решения стиля «Тиффани», варианты использования в интерьере различных помещений люстр с одноименным названием и обзор популярных моделей помогут лучше узнать характерные особенности популярного направления дизайна.

Истоки зарождения стиля

Необычайной красоты люстры по оригинальной технологии «Тиффани» появились на рубеже 19 и 20 века и стали яркими представителямистиля модерн. Тиффани Льюис вырос в аристократической семье, атмосфера окружающей роскоши послужила благодатной почвой для развития таланта дизайнера и художника. Он преуспел на ниве создания уникальных интерьеров и осветительных приборов из витражного стекла. Люстры и абажуры, изготовленные по собственной технологии, получили широкое распространение на родном континенте и международное признание.

До сегодняшнего дня творения Тиффани восхищают своей утонченностью. Стиль модерн, в котором он творил при оформлении аристократических интерьеров, получил его имя. Также именуют люстры и другие осветительные приборы, созданные из витражного стекла. Каждая модель люстры уникальна и по-своему красива. Традиционная витражная техника предполагает нанесение цветных кусочков на базовую поверхность, люстры «Тиффани» изготавливаются путем спайки кусочков тонким металлическим каркасом.

Помимо осветительных приборов, визитной карточкой стиля можно считать бирюзовый цвет. Истоками послужила традиция компании упаковывать элитные ювелирные украшения в коробочки изысканного бирюзового цвета с голубым отливом. Дополнительно они перевязывались белыми лентами. Запоминающийся декор был запатентован и закреплен за брендом «Тиффани».

Творчество Тиффани Л.К. и поныне представляет интерес для искусствоведов, а коллекционерами высоко ценятся оригиналы торшеров и люстр, созданные великим мастером. И хотя интерьеры, оформленные художником, не дошли до наших дней, идеи стиля активно используются современными дизайнерами.

Характеристика современных изделий

Столетняя история «Тиффани» превратила оригиналы его изделий в раритеты, но люстры по аналогичной технологии изготовления актуальны и поныне. Они органично вписываются в интерьеры модерн и классицизм, романтик и кантри. Абажуры сохранили оформление, навеянное природными мотивами: их по-прежнему украшают стрекозы и бабочки, листья и экзотические цветы. Геометрические фигуры на люстрах встречаются гораздо реже.

Историческую модель люстры в стиле «Тиффани» можно найти на элитных аукционах и в коллекциях антикваров. Современному взгляду экземпляр, ранее считавшийся верхом утонченности, может показаться грубоватым и попахивающим мещанством. Но идея создания люстры на основе витражных стекол жива и актуальна, поэтому присутствует среди ассортиментов многих производителей осветительных приборов.

Элитные светильники в стиле «Тиффани», изготовленные с применением усовершенствованных технологий, обзавелись новыми штрихами:

  • Традиционные цветные витражные стекла могут обладать различными эффектами и светопропускной способностью. Классическая прозрачность дополнена пятнистыми, матовыми и полосатыми деталями.
  • Помимо витражной техники, при оформлении люстр «Тиффани» применяют роспись и фьюзинг. Нестандартная методика заключается в соединении разноцветных элементов путем спекания, за счет чего оригинальный узор получается без металлического каркаса.
  • Незамысловатые формы плафонов украшаются изящной ковкой, патинированными или позолоченными декоративными элементами.
  • Подвесная люстра не всегда подходит для современного интерьера с каркасным потолком. Поэтому дизайнеры разработали встраиваемые модели в стиле «Тиффани», с возможностью замены лампочек за счет демонтажа плафона.

Популярные изделия в стиле «Тиффани» успешно сочетают аристократизм прошлых веков и высокое качество современных технологий. Характерные черты осветительных приборов:

  • продолжительный период эксплуатации;
  • неординарность стиля;
  • насыщенность красок;
  • возможность использовать в интерьерах помещений с различным функциональным предназначением.

Яркие примеры изысканных светильников на фото далее:

Стиль «Тиффани» в интерьере

Элегантные люстры - не единственное наследие «Тиффани», дошедшее до наших дней и пользующееся заслуженной популярностью у потомков. Интерьер в стиле «Тиффани» неординарен и изыскан, он по-прежнему интересен для дизайнеров.

Особенности стиля заключаются в следующем:

  • Комбинирование инновационных материалов в мебели и отделки поверхностей с винтажными элементами декора (вазами, часами, картинами).
  • Присутствие витражей в стиле «Тиффани» с демонстрацией пейзажей. Природные мотивы обычно насыщены яркими красками.
  • Органично впишутся в интерьер кованые изделия и дизайнерские вещицы.
  • Стиль «Тиффани» можно считать ответвлением направления модерн, поэтому в обстановке избегают мебели с острыми углами и прямыми линиями.

    Внимание! Олицетворением роскоши и неотъемлемым атрибутом являются светильники «Тиффани». Люстры потолочные дополняются торшерами и настольными лампами.

  • Дверные и оконные проемы выполнены в форме арок.
  • В отделке поверхностей и декоративном текстиле присутствуют флористические орнаменты и витиеватые узоры.
  • Органично дополняют стиль «Тиффани» панно, мозаики и большие зеркала.
  • В интерьере господствует цветовая гамма пастельных тонов. Морская бирюза сочетается с белым, песочным и кремовым оттенком.

Помимо стиля «Тиффани», витражные светильники органично смотрятся и в других интерьерах. Для них подойдет этническая атмосфера кантри и прованс, всеобъемлющая эклектика и замысловатый арт-деко. Подход при выборе люстры «Тиффани», торшера или бра для жилого помещения зависит от его функционального предназначения.

Гостиная. Актуально будут смотреться парные бра, выполненные в витражной технике, которые обладают сходным композиционным решением с подвесной люстрой. Этот прием актуален и для других комнат, включая кухню. Внимание акцентируется на компактном размере светильников и их подчеркнутой декоративности.

Спальня. Основная цель при оформлении комнаты отдыха - достичь атмосферы умиротворенности, которая максимально способствует расслаблению. Классическая потолочная люстра дополняется напольным торшером из витражного стекла, который с легкостью перемещается в другую комнату. Настольная лампа «Тиффани» удобна при чтении книг. Приглушенный и мягкий свет от витражных элементов позволяет достичь нужного эффекта спокойствия в интерьере.

Детская. Наполнить детскую комнату сказочными красками поможет ночник в стиле «Тиффани». Классическая имитация цветка или неординарный экземпляр мини светильника в виде черепахи, мягко рассеивающий свет, отвлечет ребенка от грустных мыслей и быстро уведет в мир снов.

В зависимости от техники обработки стекла, люстры и другие осветительные приборы в стиле «Тиффани» находятся в разных ценовых категориях. Помимо эксклюзивных дорогостоящих экземпляров можно подобрать бюджетные модели, которые способны эффектно украсить интерьер жилого помещения.

Варианты использования витражных светильников в интерьере кухни

Наиболее органично витражные люстры потолочные смотрятся в интерьерах кухонь. Полноценно насладиться очарованием светильников в стиле «Тиффани» позволят модели, выполненные по индивидуальному заказу. Процесс оформления состоит из следующих этапов:

  • Готовится эскиз с учетом конкретного интерьера кухни.
  • Формируется болванка на основании очертаний будущей люстры.
  • Из цветного стекла вырезаются детали нужных размеров.
  • Каждый элемент обрабатывается по краю металлической фольгой.
  • Детали между собой спаиваются вручную.
  • С внутренней стороны абажур дополнительно проклеивается.

На этом трудоемкий процесс создания эксклюзивной люстры завершен.

Замечание! Люстра «Тиффани» для кухни не дает яркого освещения, поэтому интерьер комнаты нуждается в дополнительных источниках света.

Оформление отдельных зон идентичными осветительными приборами наполнит помещение уютом и создаст неимоверно спокойную домашнюю атмосферу.

Столовая зона. Витражная люстра может располагаться в центральной части кухни или переместиться в обеденную зону. Это решение обладает актуальностью при необходимости разграничения рабочего пространства и зоны приема пищи. При наличии в меблировке кухни барной стойки, успешно ее обозначит модель люстры, где несколько плафонов расположены в ряд.

Рабочий уголок. Потребность в качественном освещении требует тщательного подхода при выборе цветового оформления и формы светильников в стиле «Тиффани». Предпочтение отдают абажурам светлых тонов, приветствуются любые пастельные оттенки, включая молочно-белый. Основная задача - достичь полноценного освещения люстрой каждого уголка зоны приготовления пищи.

Пространство для отдыха. Дизайн с элементами стиля «Тиффани» подразумевает роскошь и комфорт. Для уютного уголка подойдет люстра, в которой отдельные вставки сочетаются с деталями интерьера. Здесь уместно применение стекол насыщенных и темных тонов. Абажур люстры может набираться из мелких деталей или мутноватых стекол.

Замечание! Увеличение количества элементов плафона за счет сокращения их размера влечет рост стоимости изысканной люстры.

Люстры в стиле «Тиффани» относятся к элитной категории предметов декора, поэтому нуждаются в подходящем фоне. Эффектно подчеркнет красоту витражного изделия светлый однотонный потолок и такая же отделка поверхностей. Элегантности стилю добавит темная мебель.

Рисунки на плафоне люстры выбираются с учетом господствующего стиля в интерьере кухни:

  • Для классики приемлемы геометрические фигуры, которые позволяют создать абажур правильной формы. Украшение люстры орнаментом или цветочными мотивами сопровождается соблюдением строгой симметрии.
  • Отличительной чертой стиля модерн всегда были люстры с изображением стрекоз и бабочек, а также наличием растительных мотивов.
  • Деревенская тематика кантри и прованс тяготеет к простоте. Поэтому абажуры люстр органично украсят изображения фруктов.

Люстра «Тиффани» для кухни не станет обременительным предметом декора с точки зрения ухода и поддержания чистоты. Основная задача - регулярно удалять пыль, во время генеральной уборки можно воспользоваться стеклоочистительными составами. Металлические элементы на люстре выполнены из медной фольги или олова, поэтому они не боятся влаги и не подвержены процессам коррозии.

Обзор популярных моделей

Оригинальный витраж от «Тиффани» всегда неповторим. Но по эскизам наиболее удачных моделей люстр все же создают идентичные экземпляры светильников. Так можно стать обладателем роскошного предмета декора, стоимость которого в оригинале превышает сотню тысяч долларов.

«Маки». Широкий плафон люстры»Тиффани» обладает конической формой, его края обрамляют аккуратные кирпичики. Ярчайшие маки дополнены листьями, сложенными из мельчайших фрагментов стекла.

Не менее эффектно смотрится модель «Нарциссы» , изготовленная в стиле «Тиффани». Купол люстры густо усеян весенними цветами. Объем и выразительность витражного светильника достигается уникальными цветовыми переходами. Зеленый, желтый, белый - основная цветовая гамма абажура в стиле «Тиффани».

Удачно дополнит интерьер кухни в восточном стиле люстра «Тиффани» «Salamander» . Ярко оранжевые очертания животного на мерцающем желто-фиолетовом фоне, узор, вызывающий ассоциации с арабской вязью, все мельчайшие элементы люстры органично вписываются в стилистику восточного дизайна. Мельчайшие фрагменты стекла обладают сходством с полудрагоценными камнями.

Очередным продолжением природных мотивов стиля «Тиффани» является модель «Ракитник» . Первоначально эскиз предназначался для настольного светильника, в котором ножка имитировала ствол дерева. Впоследствии роскошная фигурная крона стала использоваться для подвесных люстр.

Оригинал знаменитой лампы «Тиффани» «Глициния» в свое время был продан на аукционе за 1,5 млн. у.е. Этот шедевр витражного искусства входит в пятерку самых дорогих люстр мира. Достичь невероятного сходства с тропическим растением помогают мельчайшие элементы стеклянных фрагментов, которые образуют плавные цветовые переливы от насыщенного синего до бледно сиреневого.

Цветочные мотивы стиля «Тиффани» не менее ярко отражены в модели «Розовый лотос» .

Все экземпляры светильников «Тиффани» достойны внимания и станут акцентным участком в интерьере помещения.

Если у вас есть минимальные навыки работы со стеклом и паяльником, попробуйте сделать лампу Тиффани своими руками. Возможно, абажур не будет настолько идеальным, как брендовый, но однозначно обойдется дешевле и засияет особенной аурой. Ниже расскажем, что из инструментов понадобится и как осуществить задуманное поэтапно почти на профессиональном уровне.

Инструменты

Абажуры Тиффани создаются в витражной технике. Предстоит вырезать элементы из цветного стекла по эскизу, обернуть каждый в ленту медной фольги и аккуратно спаять фрагменты.

С качественным инструментом работать проще и надежнее. Приготовьте:

Шаблоны рисунка (2 штуки);
- прочную форму для абажура;
- маркер, лучше тонкий;
- листы цветного стекла, количество зависит от сложности эскиза и числа оттенков;
- стеклорез и кусачки, чтобы отламывать осколки, желательно несколько штук;
- шлифовальную машинку, чтобы обрабатывать стекло, делать края гладкими и подгонять фрагменты;
- полоски медной фольги с самоклеящейся стороной;
- паяльник и олово;
- флюс паяльный;
- патину;
- кисточку для нанесения растворов;
- основание лампы (базу).

Эскиз

В подлинных лампах Тиффани тысячи фрагментов стекла. Если ваш экземпляр попроще, составляющих будет несколько десятков или даже сотен. Идеально их совместить и не запутаться - задача непростая. Поэтому сначала поработайте над эскизом.

В продаже есть готовые шаблоны для абажуров, включая копии оригинальных моделей Тиффани в мельчайших деталях. Они подойдут для репродукций. Если хотите проявить фантазию, создайте свой, эксклюзивный рисунок. Затем распечатайте его в двух экземплярах. Один наклеивается на форму, по второму будете резать стекло.


Все фрагменты на эскизе должны быть пронумерованы, а направление листочков, лепестков, прожилок и других частей рисунка указано стрелками. На готовых шаблонах обычно так и бывает, если рисуете свой, не забудьте об этом важном нюансе.

Форма

В коллекции Tiffany Studious встречаются абажуры различной конструкции: круглые, конусообразные, трапециевидные и другие. Какой будет лампа - решать вам. Проще всего сделать прямоугольный экземпляр с ровными поверхностями, этот вариант подойдет новичкам.


Формы из пенополистирола продаются в готовом виде. Нередко магазины предлагают несколько шаблонов, которые идеально подойдут по размеру к одной форме. Это удобно. Разумеется, в итоге лампа обойдется дороже.

Можно соорудить форму из подручных средств: гипс, дерево, папье-маше и т.д. Поверхность должна быть прочной, чтобы выдержать вес стекла и давление при пайке.

Стекло

Если хотите создать свой шедевр в стиле Тиффани, который будет максимально приближен к оригиналу, выбирайте стекло ручной работы. Например, Uroboros. Качественные абажуры получаются также из опалового стекла. Подойдет Spectrum и другие проверенные марки.

Пошаговая инструкция

1. Если планируете изготовить лампу по собственному эскизу, начните с карандашного наброска. После этого подберите оттенки рисунка. Шаблон делайте в натуральную величину. Детали пронумеруйте.

2. Независимо от того, какой шаблон используете, свой или купленный, укажите на каждом фрагменте еще и цвет. Если рисунок сложный и тонов много, проще всего присвоить каждому оттенку стекла кодовую цифру или букву и уже ее нанести на эскиз.

3. Вырежьте пронумерованные фрагменты с первого шаблона. Каждый элемент по очереди наложите на стекло нужного цвета и обведите маркером.


4. Проведите по линиям стеклорезом. Если есть необходимость, отколите лишнее с помощью зажимов. Неровные края отшлифуйте. Аналогичные манипуляции проделайте с каждым фрагментом, пока не получите все элементы мозаики. Чтобы не запутаться, разложите их на шаблоне согласно нумерации.

5. Следующий шаг - работа с медной фольгой. Не забывайте, чем она тоньше, тем изящнее будет выглядеть мозаика. Оберните края каждого фрагмента и плотно прижмите. Зафиксируйте пальцами, затем разровняйте удобным плоским предметом. Фольга уже с клейкой акриловой стороной, черной или прозрачной, что упрощает процесс. Хотя во времена Тиффани поверхность смазывали пчелиным воском.

6. Покройте фольгу флюсом с помощью кисти, это закрепит припой.

7. Нанесите паяльником на фольгу свинцово-оловянный припой. Выкладывайте фрагменты абажура вплотную друг к другу на форму и скрепляйте между собой точечной пайкой. После этого аккуратно соедините все части паяльником, включая внутреннюю сторону. Фольга довольно тонкая, избегайте перегрева, чтобы она не лопнула. Паяльник должен соприкасаться только с оловом. Чтобы оно не стекало внутрь абажура, можно с другой стороны заклеить стыки бумажным скотчем.


8. На верх абажура поместите латунный или другой наконечник, они также продаются отдельно. Припаяйте его.

9. Повторная обработка паяльником линий на лицевой стороне сделает их гладкими. Иногда мастера усиливают нижний диаметр плафона, подойдет проволока или цепочка из латунных шариков, этот материал также поддается пайке.

10. Нанесите на абажур раствор патины согласно инструкции. Она бывает коричневой, медной, зеленого и других оттенков, это дела вкуса. Обработка «состарит» лампу, приглушит блеск припоя и верха.

Витражный абажур готов. Осталось установить стойку со шнуром и патроном для лампы. Базы, как их еще называют, есть в продаже, можно подобрать подходящую. Плафон крепится блокировочными винтами. Стойки настоящих ламп Тиффани делали из бронзы, но сегодня чаще используют цинк. Внешне отличить трудно, зато разница в цене ощутимая.

Светильники, несть числа их. С одной стороны, сугубо утилитарный предмет, – «электрический свет продолжает наш день» и все в таком роде, с другой – эффектная деталь интерьера, невольно обращающая на себя внимание. Не случайно, любые светильники – достойное приложение сил, с позволения сказать, дизайнеров и благодарная почва для реализации творческих идей. Голая лампочка на проводе, не слишком вдохновляет, разве только сторонников отделки помещений в духе «ублюдоремонт», этакий панк, ну знаете – стены из не штукатуреного кирпича, перегородки из сетки-рабицы. В остальных, более распространенных случаях, лампочки как источник света несколько окультуривают. Принято снабжать их абажурами – некоей конструкцией, нужным образом распределяющей и направляющей свет, например, направляющей на рабочую поверхность, препятствующей попаданию в глаза. Держать около себя такие светильники значительно приятнее – нет ощущения операционной или допросной. Да в больших светильниках «общего освещения», часто используется некий рассеиватель света – как правило, это много стеклянных элементов – индеец из племени «Мумба-Юмба» цепенеет. Вообще говоря, для абажуров в частности и для оформления светильников вообще, какие только материалы не используются, но, пожалуй, именно стекло, просто таки напрашивается, из-за некоторых своих свойств. Прозрачность – в первую очередь. Умело им (ей) пользуясь, можно создавать весьма достойные штуковины.

Коль скоро было помянуто стекло для оформления светильников, нельзя не вспомнить о такой области бытия как витраж. Существует несколько техник изготовления витражей, речь, конечно идет о стеклянных, а не о поделках из цветной липкой пленки, кои, являются просто таки профанацией самой идеи витража. Да, так вот, существует, в том числе и техника изготовления витража, вполне подходящая для относительно небольших изделий с вполне сложными криволинейными краями у сопрягающихся стекол. Работу можно сделать довольно сложной формы. Все это дает возможность делать красивые абажуры – витражи. Сама же техника исполнения называется «Тиффани», по имени придумавшего ее и пользуется ныне изрядной популярностью.

Обобщенно говоря, процесс заключается в создании рисунка витража – «картона». Контуры отдельных элементов переносятся на соответствующих цветов стекла и относительно грубо вырезаются стеклорезом. После, края стекол шлифуются и подгоняются друг к другу на специальной шлифовальной машинке с алмазным инструментом. Затем, края стекол оклеиваются тонкой медной фольгой с липким слоем, стекла складываются в рисунок и спаиваются. В сущности все.

Вообще говоря, любой витраж выгоднее всего выглядит именно в проходящем свете – когда источник света за ним и в этом смысле, применить его (витраж) в качестве абажура, превосходная идея. При задействовании витражной техники Тиффани, форма готового изделия может быть довольно причудливой, получить же полусферу или форму близкую к ней более-менее обычных размеров, и вовсе не составляет особых затруднений. Придется только, заранее озаботится удобной для работы формой. Существует еще несколько распространенных форм абажуров (конструкций светильников) витражного типа, причем несколько упрощенной формы, позволяющие, тем не менее, оценить достоинства идеи. Более того, такие упрощенные светильники могут обладать несомненными достоинствами, например, светильник-картина располагается просто на стене, занимая минимум пространства, он весьма оригинален, наконец.

Не брезгуют такими лампами и маститые мастера, например, на выставке японского мастера Ichiro Tashiro такого рода светильники занимают изрядную часть экспозиции.

Первые опыты в витражном деле, стоит начинать именно с плоской конструкции из-за ее крайней простоты.

Что было использовано в работе.

Инструменты, оборудование.
При изготовлении витража не обойтись без некоторых специальных инструментов – главным и самым дорогостоящим из которых, является с принадлежностями. Также понадобятся специальные инструменты – , . Удобно вырезать элементы витража специальным стеклорезом для криволинейных резов – головка у него значительно более узкая, в работе он удобнее. Сюда же, можно отнести хороший тонкий фломастер, рисующий на стекле с тонким стержнем, важно, чтобы его след не смывался водой (на шлифовальной машинке). Из обычных инструментов, понадобятся ножницы, для сметания стеклянных крошек образующихся при резке и откусывании стекла, пригодилась широкая малярная кисть с жестяной коробкой. Понадобился доступ к компьютеру с цветным принтером. Для фиксирования готовых стеклянных элементов, пригодились мелкие гвоздики или портновские булавки. Витражная техника Тиффани предполагает много пайки – понадобится довольно мощный паяльник 60…100Вт с принадлежностями, желательно оснащенный хотя бы простейшим регулятором температуры из последовательно включенного диммера. Кисточка для нанесения флюса. Следует позаботиться о хорошем освещении рабочего места – пригодятся пара настольных ламп.

Материалы.
Кроме самих цветных стекол, понадобились кусок толстой фанеры или ДСП – размером чуть более габаритов будущего витража, такого же размера куски линолеума – мягкая основа, в которую удобно втыкать булавки. Пригодился тонкий «колбасный» полиэтилен. Скотч, специальная медная фольга с клеящим слоем. Припой, флюс кислотный, химикаты для наведения патины нужного цвета, а также, некоторые специальные для витража. Возможно пригодится растворитель, вроде ацетона или спирта, «стальная вата». Ветошь хлопчатобумажная. Четыре рейки с мелкими гвоздиками, для «границы» будущего витража.

Собственно говоря, все начинается с эскиза рисунка витража и вырисовывается в «картон». Это готовый эскиз, в натуральную величину, с которого рисуют, лепят или вот, вырезают стекла. Для применения в качестве витража, рисунок должен отвечать некоторым специфическим требованиям – части его не должны быть слишком сложными, слишком тонкими. Иначе их будет трудно вырезать и подогнать. Лучше разбивать большие и сложные фрагменты на несколько простых, но без фанатизма. Рисунок витража, трудно сделать с очень мелкими проработанными деталями, здесь нужно либо применять смешанную технику, например комбинировать с росписью по стеклу или «фьюзингом» - сплавлением цветных стекляшек в печке. В общем случае, с довольно грубой стилизацией, приходится смириться. Впрочем, такого рода эскизы, также могут быть вполне выразительны.

Цветное витражное стекло вкупе с некоторыми специфическими витражными материалами (химикаты, медная фольга) заказывал у специальных товарищей торгующих такого рода вещами. Как правило, у них продается бой, обломки витражного стекла, для небольшой работы, удобнее заказывать именно их.

Рисунок сфотографировал для оцифровки. Теперь, при необходимости его можно распечатать в любых количествах и любых разумных размеров – мой принтер печатает формат А4, так что приходилось задействовать режим «плакатной» печати – рисунок разбивается на несколько листов.

Из одного из распечатанных рисунков вырезал шаблончики – контуры будущих элементов. К слову сказать, линии границы между элементами должны быть четкими, но возможно более тонкими, это даст минимальную погрешность при разметке элементов на стекле и при обработке уже стекла, края элементов придется меньше обтачивать.

В качестве ровной основы, использовал кусок фанеры с двумя слоями линолеума поверх нее. При размере витража сколь ни будь более существенном, основу лучше взять поровнее и потверже – ДСП например. Подстилка из линолеума – чудо как хороша для втыкания булавок, держатся они довольно прочно, втыкать достаточно легко. Втыкать их придется много, так что момент важный.

Поверх линолеума, уложил распечатанный рисунок – «картон» и для защиты его от капель воды, замотал «колбасным» полиэтиленом – при подгонке стеклянных элементов их обтачивают на станке с алмазным, омываемым водой инструментом и влажные стекла приходится прикладывать к рисунку – чернила струйного принтера расплываются. К слову, именно поэтому фломастер для рисования на стекле также должен быть водостойкий.

В целом, основной процесс выглядел так - из распечатки «картона» вырезал несколько фрагментов, чтобы не путаться, фрагменты были логически связаны – лепестки, части листика и т.п. Перед вырезанием, каждый фрагмент был пронумерован и номер этот перенесен на общий, целый рисунок. Будущий витраж собирается с изнаночной стороны, то есть на цветной стекляшке расположенной лицом к «оператору» шаблончики переворачиваем обратной стороной. Обрисовываем шаблончик спиртовым несмываемым фломастером, нумеруем, вырезаем. На фото обычный роликовый стеклорез с подачей масла. Из хозяйственного магазина. Вырезать им кривые не слишком удобно, но можно. Потом ко мне добрался специальный стеклорез с узкой головкой и стало повеселее.

Вырезанные стеклышки обтачиваются на шлифовальной машинке и примеряются к рисунку и друг другу, после приданию краешкам стекол ровности и подгонки, элементы укладываются на рисунок и закрепляются булавками.