Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Монолитные лестницы из бетона снип. Монтаж сборных железобетонных и бетонных конструкций

Монолитные лестницы из бетона снип. Монтаж сборных железобетонных и бетонных конструкций

  • В зданиях с числом этажей более двух основные лестницы , связывающие этажи, должны иметь один общий пролет.
  • Использование трансформируемых лестничных сооружений в качестве основных, соединяющих жилые этажи, не допускается. Они используются только для доступа в чердачные или подвальные помещения.
  • Полезная ширина марша основной междуэтажной лестницы для прохода одного человека по нормам проектирования должна быть не менее 0,8 м, для одновременного прохода двух человек - не менее 1,0 м и в любом случае не меньше ширины эвакуационного выхода (т.е. дверей, через которые предусматривается вход на лестницу). Полезная ширина марша поворотной лестницы и лестницы, соединяющей более двух этажей (при проектировании по СНиП) должна быть рассчитана на одновременный проход не менее двух человек, т. е. составлять не менее 1,0 м. Меньшая ширина марша не рекомендуется из-за того, что люди, которые собираются вступить на поворотную лестницу, могут сделать это одновременно в противоположных ее концах. При этом, если они не видят друг друга, им будет трудно разминуться при встрече. Перенос крупногабаритных вещей на поворотных лестницах шириной марша менее 1,0 м весьма проблематичен. Полезная ширина марша лестниц , на которых предусматриваются специальные подъемники для инвалидов , должна быть не менее 1,5 м. Эта величина также регламентируется нормами проектирования .
  • Ширина маршей двухмаршевых и многомаршевых лестниц должна быть при проектировании по СНиП одинакова по всей длине.
  • Между маршами , расположенными во встречном друг к другу направлении, по нормам проектирования должен быть зазор не меньше 50 мм.
  • Марш должен иметь не меньше 3 и не больше 18 ступеней; число ступеней этой величины согласно нормам проектирования по СНиП желательно предусматривать нечетное, т. к. человеку удобнее начинать и заканчивать передвижение по лестнице одной и той же ногой - правой или левой.
  • Уклон должен быть не более 1:1 (угол подъема 45°) и не менее 1:2 (угол подъема 26° 40"). Предельные уклоны , предназначенных для ходьбы, составляют по верхней границе крутизны 1:0,85 (50°), а по нижней 1:2,75 (20°). Для подъема по уклону свыше 1:0,85 применяются приставные лестницы , а для подъема по уклону менее 5 - пандусы, т.е. дорожки с ровной поверхностью 12. Рекомендуемый уклон находится в пределах 1:2 1:1,75 (26°7"30°).
  • Высота ступеней в пределах одного марша не должна различаться более чем на 5 мм, что обеспечивает равномерный уклон по всему маршу, и должна быть не более 200 и не менее 120 мм. Ширина ступени основных лестничных сооружений по требованиям должна быть не менее 250 мм. Для ведущих в нежилые помещения, высота и ширина должна быть 200 мм.
  • При ширине ступени до 260 мм величина ее выступа (рис. 9, величина С) не должна превышать 30 мм.
  • Забежные (клиновидные) ступени на внутренней границе полезной ширины по нормам проектирования должны иметь проступь шириной не меньше 100 мм, а на средней линии марша - не меньше 260 мм.
  • Радиус кривизны средней линии марша с забежными ступенями при проектировании маршевых лестни ц должен быть не меньше 30 см.
  • Полезная ширина лестничных площадок должна быть не менее полезной ширины примыкающих к ней маршей. Длина, находящихся между маршами, должна быть не менее 2 величин длины среднего шага взрослого человека, т.с не менее 1,3-1,4 м. Длина лестничных площадок у входных дверей должна быть не менее 1,0 м в том случае, если дверь раздвижная или открывается и противоположную от лестницы сторону. Длина и ширина площадок перед дверями, открывающимися в сторону лестниц , при проектировании маршевых лестниц , рассчитывается с учетом ширины дверного полотна и безопасного положения человека у двери в момент ее открытия.
  • Высота ограждения (перил) междуэтажных лестниц должна быть не меньше 0,9 м, расстояние в свету между их стойками - не больше 0,15 м. Для конструкций , используемых детьми, эти величины должны составлять соответственно 1,5 и 0,1м. Высота ограждения наружных входных лестниц при подъеме на 3 и более ступени должна быть не меньше 0,8 м.
  • Требования по освещенности также регламентированы. Должны быть хорошо освещены, особенно первые и последние ступени маршей. Оконные проемы, находящиеся на уровне лестничного марша, в прилегающей к нему стене, должны быть ограждены.
  • Не предусматриваются пожарные лестницы на перепаде высот кровель более 10 м, если каждый участок кровли площадью более 100 м2 имеет собственный выход на кровлю, отвечающий требованиям 8.3, или высота нижнего участка кровли, определяемая по 8.3, не превышает 10 м.
  • Для подъема на высоту от 10 до 20 м и в местах перепада высот кровель от 1 до 20 м следует применять пожарные лестницы типа П1. Для подъема на высоту более 20 м ив местах перепада высот более 20 м. пожарные лестницы типа П2.
  • Должны выполняться из негорючих материалов, располагаться не ближе 1 м от окон и должны быть рассчитаны на их использование пожарными подразделениями.
  • Между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей следует предусматривать зазор шириной в плане в свету не меньше 75 мм.
  • Лестничные ограждения должны выдерживать боковую нагрузку порядка 100 кг, чтобы взрослый человек мог спокойно на них опереться.
  • Особое внимание надо уделить освещению, необходимо заранее продумать, чтобы выключатели были доступны.
  • При расчете необходимо учитывать высоту между ступенями и потолком (краем перекрытия, балками, и т.п.).

Документы, регламентирующие стандарты при изготовлении и монтаже металлических лестниц:

    • ГОСТ 23120-78 - Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные . Технические условия
    • ГОСТ 9818-85 - Марши и площадки лестниц железобетонные . Технические условия
    • ГОСТ 8717.0-84 - Ступени железобетонные и бетонные. Технические условия
    • ГОСТ 25772-83 - Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные . Общие технические условия
    • ГОСТ 8556-72 - Лестницы пожарные ручные деревянные . Технические условия
    • ГОСТ 23466-79 - Автолестницы пожарные . Общие технические условия
    • ГОСТ 26887-86 - Площадки и лестницы для строительно-монтажных работ . Общие технические условия
    • ГОСТ Р 53254-2009 - Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные . Ограждения кровли
    • ГОСТ Р 53275-2009 - Техника пожарная . Лестницы ручные пожарные . Общие технические требования. Методы испытаний
    • ГОСТ Р 53276-2009 - Техника пожарная . Лестницы навесные спасательные пожарные . Общие технические требования. Методы испытаний
    • СНиП IV-14-84 - Сборник 1-14 Лестницы
    • СНиП IV-14-84 - Сборник 2-10 Лестницы
    • СНиП 2.080.01-89 - Жилые здания - определяет, что число подъемов в одном лестничном марше или на перепаде уровней должно быть не менее 3 и не более 18. Наименьшую ширину и наибольший уклон лестничных маршей следует принимать согласно таблице.

Лестница является достаточно сложной конструкцией, но помимо того, что она должна привнести в интерьер респектабельный, роскошный стиль, лестница должна отвечать прочностным характеристикам и быть надежной.

Армирование монолитной лестницы из бетона. Фото

На сегодняшний день быстро и стремительно растет популярность лестничных конструкций, но и, тем не менее, им пока не удалось вытеснить монолитные лестницы. Благодаря их надежности, монолитные лестницы всегда будут актуальны. За счет грамотного армирования лестниц обеспечивается их прочность, процесс армирования считается самым важным этапом, который гарантирует максимальный уровень износостойкости.

Преимущества монолитных лестниц

Применение монолитных конструкций, происходит за счет явных преимуществ, которыми они обладают.

Достоинства лестниц из монолитного бетона:

  • Прочность и долговечность;
  • Безопасность использования;
  • Пожаробезопасность;
  • Доступна стоимость;
  • Экологичность.

К несомненным преимуществам можно отнести тот факт, что монолитные лестницы не требуют постоянного ухода и обслуживания, на протяжении долгого периода времени.

Благодаря простоте установки и явным преимуществом, в сравнении с аналоговыми лестничными конструкциями, монолитные лестницы применяются для обустройства помещений жилых зданий и ландшафтных территорий.

Исходя из назначения лестницы, места установки (последующего использования) и уровня нагрузки, проходимости, необходимо правильно подобрать используемую марку бетона:


Несмотря на стереотипное мнение, монолитные конструкции позволяют воплотить в реальность самые смелые и реальные идеи: от самых простых, до сложных конфигураций.

Схема армирования

Выбирая схему и вид армирования лестничных конструкций, стоит обратить внимание на стрежневую арматуру, которая идеально подходит для армирования монолитных лестниц. Но стержневая арматура применяется только для выполнения несложных по форме конструкций.

Для того, чтобы выполнить армирование самостоятельно, стоит прислушаться к советам специалистов, при условии отсутствия знаний и опыта.

Схема армирования простой одномаршевой лестницы достаточно проста, так как выполняется без монолитной площадки или забежных ступеней.

Армирование производится только в нижней части плиты, в местах скопления усилий растяжения.

Для увеличения жесткости и прочности используется специальная армирующая сетка 100х100 мм, которая также будет защищать ступени от сколов и поломок.

В сравнении с одномаршевой лестнице, армирование двухмаршевой конструкции значительно сложнее. Это связано с тем, что возникают большие растягивающие усилия в верхних частях монолитной лестницы, обусловленные собственным и полезным весом конструкции.

За счет этого двухмаршевые монолитные конструкции рекомендуется армировать, как сверху, так и снизу.

Для лестниц с большой проходимостью, арматура верхней части лестницы должна быть продолжена в самой лестнице.

Верхняя схема армирования выбирается в точности по аналогии с нижней часть монолитной конструкции.

Двухмаршевые лестницы должны быть надежно установлены к толстой и прочной стене, выполненной из бетона, блоков или кирпича.

Если монолитная лестница планируется с забежными ступенями, схема армирования достаточно усложняется, для расчета которых можно воспользоваться специальными компьютерными программами.

Для большей прочности и надежности арматурного каркаса, непосредственно сами пруты необходимо скрепить, для этого используют:


При отсутствии возможности воспользоваться сварочным аппаратом арматуру можно попросту связать отожженной проволокой. В последнее время стало легко и просто для связки армирующих элементов использовать стандартные пластиковые хомуты.

Инструкция

Непосредственно перед началом процесс армирования, необходимо подготовить материалы, которые предусмотрены обязательной технологией:


Исходя из чертежей и проведенных расчетов, рекомендуется составить схематичный план работ, который в последствие значительно облегчит процесс, в котором указать расстояние между арматурой, и учесть индивидуальные нюансы задуманной конструкции.

В точности повторяя схему уложить стержни арматуры, таким образом, чтобы была одинаковая сетка с ячейками.

Закрепить хомутами и фиксаторами стержни арматуры, для того чтобы избежать смещения.

Чертежи

Все работы по армированию монолитных лестничных конструкций, необходимо проводить в соответствии с чертежами и строительной документаций, обеспечивающей качество и надежность.

Чертеж армирования лестничных маршей включает в себя:


Разработанный чертеж должен включать в себя габариты ограждений и специальных дополнительных деталей.

В случае, если вес лестницы превышает 2 тонны, необходимо выполнить заливку основания, используя железобетонные блоки и фундамент.

При расчете чертежа, необходимо продумать и учесть вид отделки, так как, к примеру, мрамор может в значительной степени увеличить итоговый вес конструкции.

Армирование лестничных маршей требует внимательности и кропотливости и некоторых знаний, отсутствие которых можно заменить изучением пошаговых инструкции и рекомендаций специалистов.

Для новичков-строителей оптимальным вариантом считается использование армированной сетки, со стандартным размером ячейки 100х100х5 мм.

Для того чтобы выполнить прочную и надежную лестничную конструкцию самостоятельно, необходимо уделить особое внимание выбору диаметра арматуры.

Для стандартных, небольших монолитных лестниц подходят:

  • Ø14 мм А 400 С;
  • Ø8 мм А 400 С.

Для площадок и лестничных маршей применяют двойную сетку и арматуру Ø14 мм, уложенную на расстоянии 150 мм.

Для выполнения соединения между соткой необходимо использовать специальные крючки – 120 мм, которые расположить «шахматкой» вдоль арматуры, через один стержень.

Технология армирования элементов маршей dwg, ступеней

Проводя начальный этап подготовительных работ по обустройству и возведению монолитной лестничной конструкции, переходя к армированию, можно сделать чертеж dwg, который характеризуется, как файл с расширением drаwing. Чертеж можно выполнить в специализированной конструкторской программе AutoCad, которая позволяет создавать и хранить картинки в форматах 2d и 3d, что значительно упростит процесс подготовки и непосредственно строительства монолитной лестницы.

Специалисты и строители представители компаний застройщиков, уже более 3х десятилетий используют такую программу, которая полотно вошла в «строительную» жизнь.

Преимущество использования такой программы в том, что ее простота позволяет самостоятельно выполнить армирование на чертеже dwg, по технологии AutoCad. Исключения составляют только винтовые конструкции, для которых понадобится опыт и профильные знания. Программа позволяет не только просчитать армировочную сетку, но и выполнить автоматический расчет веса лестницы и просчет размеров основных конструкционных узлов.

Предварительно в программе AutoCad, можно применить любой желаемые вид отделки, к примеру, натуральный камень, дерево или облицовочную плитку.

Современные технологии, позволяют на 30% сократить время подготовки к возведению монолитной конструкции и точно провести все вычисления.

Бетонирование на лестничной площадке

Все этажи соединяются между собой монолитными железобетонными лестничными конструкциями, которые можно выполнить самостоятельно. Относительно несложная технология потребует только четкого следования инструкции и наличия элементарных знаний в строительстве.

К преимуществам именно такого вида лестничных конструкций можно отнести:

  • Возможность покраски.
  • Отсутствие скрипа, как в случае с древесиной.
  • Возможность выдерживать громадные нагрузки.

Среди недостатков можно выделить:

  • Большую массивность.
  • Значительный расход материалов и средств на возведение.

Армирование лестничной площадки должно проходить с усиленной арматурой, которую необходимо предварительно грамотно рассчитать и разметить.

Для выполнения работ на лестничной площадке, необходимо выполнить в стене штробу, для опирания, рекомендуется выбрать трехсторонний вариант.

Среди необходимых инструментов, стоит заранее подготовить:


Для начала необходимо подготовить арматуру:


Опалубку можно будет ликвидировать только спустя 3 недели, для того чтобы конструкция набрала нужную прочность.

  1. Далее можно приступать к связке каркаса, специальными фиксаторами или пластиковыми хомутами.
  2. Опалубку изготавливают исключительно после того, как будет доделан весь каркас полностью.
  3. Выполнить работы по заливке бетона.

Заливку бетона нужно проводить мгновенно «без перекуров».

Для того чтобы кромки армированных конструкций прослужили долгое время необходимо перед процессом бетонирования закрыть ступени металлическим уголком.

Схема армирования монолитной лестницы из бетона, как армировать бетонные лестничные марши – чертежи, технология армирования ступеней, вес, узел, элементы маршей dwg, длина серии, бетонирование на лестничной площадке – фото


Сообщение
отправлено.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО ОПАЛУБКИ ЛЕСТНИЧНЫХ МАРШЕЙ ПРИ МОНОЛИТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
139-06 ТК

В технологической карте представлены схема устройства опалубки лестничных маршей, контроль качества и приемки опалубочных работ, требования безопасности и охраны труда, приведена потребность в машинах, механизмах и приспособлениях, технико-экономические показатели.

Карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, занимающихся устройством опалубки лестничных маршей, а также работников технического надзора заказчика и инженерно-технических работников строительных организаций, связанных с производством и контролем качества опалубочных работ.

В разработке технологической карты участвовали сотрудники ОАО ПКТИпромстрой:

Новикова Е.И. - разработка технологической карты, компьютерная обработка и графика;

Савина О.А. - компьютерная обработка и графика;

Черных В.В. - общее технологическое сопровождение;

Бычковский Б.И. - разработка технологической карты, техническое руководство, корректура и нормоконтроль;

Колобов А.В. - общее техническое руководство;

К.т.н. Едличка С.Ю. - общее руководство разработкой технологической документации.

1 ОБЩИЕ ДАННЫЕ

1.1 Настоящая технологическая карта разработана на устройство разборно-переставной мелкощитовой опалубки, предназначенной для возведения монолитных лестничных маршей при строительстве жилых, административных и промышленных зданий и сооружений.

1.2 Лестницы подразделяются на одномаршевые прямые и многомаршевые прямые и винтовые (полностью или частично) из монолитного или сборного железобетона.

В настоящей технологической карте в качестве примера принят лестничный марш размером в плане 5,80 ´ 3,00 м из монолитного железобетона при высоте типового этажа Н = 3,2 м, конструкция которого представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Конструкция лестничного марша

1.3 При привязке карты к конкретным объектам и условиям производства работ подлежат уточнению объемы работ по разногабаритным щитам, потребность в материально-технических ресурсах, калькуляция затрат труда и машинного времени и календарный план производства работ.

1.4 Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 До начала производства работ по устройству опалубки лестничных маршей необходимо:

Выполнить бетонирование монолитного перекрытия нижележащего этажа с набором бетоном 80% прочности от проектной, выше которого будут выполняться работы по бетонированию лестничных маршей;

Забетонировать стены лестничных клеток с формированием специальных ниш для опирания промежуточных лестничных площадок посредством закладки специальных шпонок, которые при демонтаже опалубки стен удаляются;

Выставить временное инвентарное ограждение по периметру перекрытия, проемов лестничных клеток и лифтовых шахт, при этом монтажник, производящий установку временного ограждения, должен быть закреплен предохранительным поясом за страховочный канат, который закрепляется к перекрытиям в местах, указанных мастером или прорабом;

Организовать площадки складирования основных элементов опалубки перекрытия (стойки, главные и второстепенные балки, щиты фанеры);

Выполнить противопожарные мероприятия;

Выполнить мероприятия, обеспечивающие безопасность производства работ.

2.2 Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия крана. Все элементы опалубки должны храниться под навесом в условиях, исключающих их повреждения, рассортированные по маркам и типам размеров. Балки и щиты опалубки укладывают в штабели на деревянные прокладки.

Стойки и крепежные элементы складируются в металлических ящиках.

2.3 Основными составляющими опалубки лестничного марша являются аналогичные опалубкам перекрытий элементы, представленные на рисунке 2:

Опалубка ступеней;

Стойки опалубки (инвентарные телескопические стойки);

Опорные стойки из бруса 100 ´ 100 мм;

Прогоны из бруса 150 ´ 100 мм;

Листы фанеры толщиной 18 ¸ 21 мм (либо деревянные щиты).

Рисунок 2 - Вариант установки основных элементов опалубки лестничного марша

Поддерживающая конструкция опалубки лестничного марша состоит из одного или двух рядов прогонов из брусьев сечением 150 ´ 100 мм, опирающихся на деревянные опоры (опорные стойки из бруса 100 ´ 100 мм) или стальные опоры (инвентарные телескопические стойки).

Однако наклонное положение плит лестничного марша затрудняет размещение опор на наклонной части лестницы, располагающихся вертикально в соответствии с вертикальным давлением бетона, а это, в свою очередь, затрудняет установку брусьев на оголовки опор. В связи с этим иногда предпочитают наклонное положение опор, при этом под нижней поверхностью плит лестничного марша они стоят вертикально.

Опалубка нижней стороны плит лестничного марша и площадок, а также боковин лестницы устраивается из досок или щитов. Кроме этого, может быть использована бакелизированная фанера толщиной 18-21 мм. На верхней стороне лестницы необходима опалубка для. передних сторон ступенек. Она состоит из досок, крепящихся к опалубке боковин короткими прижимными брусками.

Особое внимание следует уделять тщательному креплению стоек с прогонами и наклонных брусьев в целях обеспечения восприятия сдвигающих усилий. Опалубка ступеней показана на рисунке 3.

Рисунок 3 - Опалубка ступеней лестничного марша

Если при широких лестницах возникает опасность прогиба щитов ступенек из-за большого расстояния между конечными точками крепления, то необходимо установить посередине дополнительный брус с планками на каждой ступеньке. Схема опалубки ступеней с дополнительным бруском показана на рисунке 4.

Рисунок 4 - Опалубка ступеней лестничного марша с дополнительным бруском

Этот дополнительный элемент жесткости соединяется проволочной стяжкой с брусьями поддерживающей конструкцию. Его необходимо закрепить на нижнем конце для предотвращения сдвига вдоль лестницы. Для этого его крепят подпорками к существующим стенам. Можно также крепить к закладным, заделанным в бетон площадкам, если бетон к моменту бетонирования ступенек набрал достаточную прочность.

2.4 Фанера, применяемая в качестве палубы опалубки, должна иметь водостойкое покрытие, пропитку или другую обработку рабочих поверхностей. Торцы фанеры и древесные материалы формирующих элементов опалубки должны быть защищены от механических повреждений и проникновения влаги герметиком.

2.5 Установку элементов опалубки лестничных маршей выполнять в следующей технологической последовательности:

Выставить временное инвентарное ограждение по всему периметру перекрытия с ограждением всех монтажных проемов, а также проемов лифтовых шахт и лестничных клеток;

Установить на нижележащий лестничный марш инвентарные телескопические стойки опалубки или, там где это невозможно, стойки из бруса 100 ´ 100 мм, а по ним укладывать прогоны из бруса сечением 150 ´ 100 мм (поперек лестничного марша);

При помощи винтовых устройств инвентарных стоек выставить прогоны по высоте, прогоны укладывать с инвентарных площадок монтажника Н = 1,5м;

На прогоны внахлестку уложить брусья сечением 100 ´ 150(h ) мм (вдоль лестничного марша). Схема расстановки опорных стоек и раскладки опорных брусьев в продольном и поперечном направлениях показана на рисунке 5;

Рисунок 5 - Схема расстановки опорных стоек и раскладки опорных брусьев в продольном и поперечном направлениях

Уложить на брусья листы фанеры (палубу) с закреплением их к поперечным балкам шурупами или гвоздями;

Выставить, где необходимо, торцевую опалубку;

Установить опалубку ступеней, закрепив ее с палубой из фанеры;

Произвести смазку палубы и торцевых поверхностей опалубки;

Сдать опалубку по акту приемки-сдачи.

Схема установки опалубки лестничного марша смотри на рисунке .

2.6 Плоскости опалубки до начала работ по ее установке должны быть очищены от остатков старого бетона, грязи, ржавчины, наледи и снега и смазаны антиадгезионной смазкой. Все резьбовые соединения должны быть проверены и смазаны. Установка опалубки производится по чертежам проекта производства работ. Смонтированная опалубка должна быть принята по акту.

Опалубку, установленную в проектное положение, удобнее смазывать распылительными удочками типа 6943/9Б и УС-2. Вязкие смазки наносят с помощью валиков или пистолетов.

2.7 Все элементы опалубки перекрытия (опорные стойки, балки и листы фанеры) подавать в контейнерных ящиках, имеющих монтажные петли. Все элементы укладывать в ящики по высоте менее 100-150 мм его верхнего бортового ограждения.

Схемы строповки элементов опалубки дана на рисунке 6.

Рисунок 6- Схемы строповки грузов

2.8 Демонтаж опалубки лестничного марша согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» при пролете до 6 м разрешается производить только после достижения бетоном не менее 70% проектной прочности. Снятие опалубки следует производить после предварительного отрыва от бетона при отсутствии нагрузок на марш, превышающих допустимые.

При распалубке лестничных маршей палубу вместе с продольными и поперечными балками при помощи винтовых устройств опор отрывают от бетона и опускают. Затем извлекают опалубку ступеней, опалубку боковых поверхностей и устанавливают стойки переопирания. Стойки переопирания устанавливают в наклонном положении, при этом под нижней поверхностью лестничного марша они стоят вертикально. На опорной поверхности их снабжают подкладками и заклинивают.

Схема переопирания стоек показана на рисунке 7.

Рисунок 7 - Схема переопирания стоек

2.9 Демонтаж всех элементов опалубки выполняется вручную со складированием их на перекрытии, последующей укладкой их в металлические ящики, строповкой их краном и переносом на новый участок работ.

2.10 Все листы фанеры каждый раз после демонтажа надо очищать от налипшего цементного раствора, при необходимости смазать. Смазку следует наносить не более чем за 2 часа перед следующим бетонированием.

2.11 В качестве дополнительных средств подмащивания при демонтаже элементов опалубки необходимо использовать площадку монтажника Н р.н. = 1,50 м (проект 4624 ГП Мосоргстрой)

2.12 При разборке опалубки необходимо принимать меры против случайного падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих лесов и конструкций.

2.13 Монтаж опалубки лестничного марша следующего участка начинать после установки стоек переопирания на предыдущем участке.

2.14 Монтаж и демонтаж основных элементов опалубки следует производить, соблюдая правила производства и приемки работ согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.15 Все поверхности опалубки, не соприкасающиеся с бетоном, должны быть окрашены красками, стойкими к окружающей среде в условиях эксплуатации. Лицевые и торцевые поверхности палубы должны быть защищены от механических повреждений и увлажнения водостойкими покрытиями.

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 Контроль качества работ по устройству опалубки лестничных маршей при монолитном строительстве должен осуществляться специалистами (мастером и (или) прорабом) или специальными службами, входящими в состав строительных организаций или привлекаемыми со стороны, и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля.

3.2 Контроль качества работ осуществляют на всех стадиях технологической цепи, начиная от разработки проекта и кончая его реализацией на объекте на основе ППР и технологических карт. Производственный контроль качества должен включать входной контроль рабочей документации, поступающих материалов и изделий, качества поверхности основания, операционный контроль производства работ по установке опалубки лестничных маршей и оценку соответствия выполненных работ по установке опалубки лестничного марша нормативным требованиям.

3.3 При входном контроле рабочей документации проводится проверка ее комплектности и достаточности в ней технической информации. При входном контроле поступающих на объект материалов и изделий для устройства опалубки лестничных маршей проверяется соответствие их стандартам, требованиям рабочих чертежей, наличия сертификатов соответствия, гигиенических и пожарных документов, паспортов и других сопроводительных документов.

Результаты входного контроля должны регистрироваться в «Журнале входящего учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования».

3.4 При приемке установленной опалубки проверяется вертикальность опорных стоек и горизонтальность продольных, поперечных балок и листов фанеры, смещение осей опалубки от проектного положения, правильность установки закладных деталей и проемообразователей. Результаты проверки установленной опалубки регистрируются в «Журнале производства работ».

3.5 Точность изготовления и установки опалубки, а также допустимая прочность бетона при распалубливании должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1 - Требования, предъявляемые к опалубке (СНиП 3.03.01-87 )

№ п/п

Технические требования

Предельные отклонения

Контроль (метод, объем, вид регистрации)

Точность изготовления опалубки:

инвентарной

По рабочим чертежам и техническим условиям не ниже H 14; h 14;

по ГОСТ 25346-89 и ГОСТ 25347-82* ; для формообразующих элементов - h 14

Технический осмотр, регистрационный

Уровень дефектности

Не более 1,5% при нормальном уровне контроля

Точность установки инвентарной опалубки

по ГОСТ 25346-89 и ГОСТ 25347-82*

Измерительный, всех элементов, журнал работ

в том числе:

Уникальных и специальных сооружений

Определяется проектом

Малооборачиваемой и (или) неинвентарной при возведении конструкций, к поверхности которых не предъявляются требования точности

По согласованию с заказчиком

может быть ниже

Для конструкций, готовых под окраску без шпатлевки

Перепады поверхностей, в том числе стыковых, не более 2 мм

Для конструкций, готовых под оклейку обоями

То же, не более 1 мм

Оборачиваемость опалубки

Регистрационный, журнал работ

Прогиб собранной опалубки:

Контролируется при заводских испытаниях и на строительной площадке

Перекрытий

1/500 пролета

Вертикальных поверхностей

1/400 пролета

Минимальная прочность бетона монолитных незагруженных конструкций при распалубке поверхностей:

Щетка ручная из проволоки

Зубило слесарное

ГОСТ 7211-86*

Молоток плотничий с круглым бойком

МПЛ ГОСТ 2310-77*

Временное инвентарное ограждение

Проект 2652 ПКТИпромстрой

Н=1,10м

Ограждение опасных зон на перекрытии

150 м

Строп кольцевой

L =6,0 м

Q =3,2 т

Перенос пакета щитов опалубки в горизонтальном положении с помощью фиксатора БР-417.02.68-146

Строп 4-х ветвевой

L =5,0 м

Q =10,0 т

Подъем и перемещение грузов

Лестница приставная

Р.ч. 3257.04

L =3,0 м

Установка и крепление щитов опалубки в проектное положение

Площадка монтажника

4624 Мосоргстрой

Н р.н =1,5 м

Р=28 кг

Стремянка

Пр. 0472.00

Н р.н =2,0 м

Ящик инструментальный 3-х секционный

Р.ч. 1.111.00

Ведро

ГОСТ 20558-82*

V =8-10л

Рулетка измерительная металлическая

Для линейных измерений

Отвес стальной строительный

Уровень строительный

Уровень гибкий водяной

ТУ 25-11-760-72

Шнур разметочный в корпусе

ТУ 22-4633-80

Шнур капроновый

Карандаш

Р-7

Рейсмус реечный

ТУ 22-3951-77

Метр складной деревянный

Рейка с отвесом

Р.ч. №175

Угольник металлический

ТУ 22-4400-79

500 ´ 240

Каска строительная

6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

6.1 Работы по установке и демонтажу элементов опалубки лестничного марша выполняются бригадой в следующем составе из 6 человек:

машинист крана

5 разряда

1 человек

такелажник

2 разряда

1 человек

плотники (монтажники)

4 разряда

1 человек

3 разряда

1 человек

2 разряда

1 человек

слесарь строительный

4 разряда

1 человек

6.2 Затраты труда и машинного времени подсчитаны из расчета установки элементов опалубки лестничного марша на один этаж здания.

Подсчет выполнен по «Единым нормам и расценкам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», введенным в действие в 1987 г. и приведен в таблице 4.

Таблица 4 - Калькуляция затрат труда и машинного времени на устройство опалубки лестничного марша

№ п/п

Обоснование (ЕНиР и др. нормы)

Наименование работ

Ед. изм.

Объем работ

Нормы времени

Затраты труда

рабочих, чел.-ч.

рабочих, чел.-ч.

машинистов, чел.-ч., (работа машин, маш.-ч.)

Е4-1-40 №2

Разборка листов палубы и других элементов опалубки. Очистка листов палубы от бетона

1 м 2

0,12

2,52

Е1-7 №28

Подача элементов опалубки башенным краном к месту их установки

100 т

0,012

0,16 (0,16)

4,55

0,05 (0,05)

Е4-1-33 Табл.1 №3

Установка опорных стоек с раскреплением их к плите перекрытия

100 м стоек

0,65

5,07

Е4-1-34 Табл.8 №а

Устройство опалубки из досок и листов фанеры

1 м 2

Е4-1-34 Табл.8 №б

Демонтаж элементов опалубки лестничного марша

1 м 2

0,91

19,11

6.3 Календарный план производства работ приведен в таблице 5.

Таблица 5 - Календарный план производства работ

Измеритель конечной продукции - лестничный марш

6.4 Технико -экономические показатели при устройстве опалубки лестничного марша на один этаж составят:

затраты труда, чел.-час. - 33,16

затраты машинного времени, маш.-час. - 0,05

продолжительность работ, часов - 10,7

7 ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 СНиП 12-01-2004 Организация строительства. ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности. ССБТ. Строительство. Каски строительные. Технические условия. Монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций. Выпуск 1. Здания и промышленные сооружения.

24 СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда».

25 Шмит О.Т. «Опалубки для монолитного бетона», М., Стройиздат, 1987.

26 Рекомендации по установке и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, строительных подъемников, грузоподъемных кранов-манипуляторов и подъемников (вышек) при разработке проектов организации строительства и проектов производства работ. ОАО ПКТИпромстрой, М., 2004 г.

Вопросы проектирования лестниц

Тип лестницы и место ее расположения определяется исходя из назначения здания или помещения, в котором она должна быть установлена.

При проектировании лестниц, как правило, принимают во внимание следующие основные условия и требования: какого типа движение должна обеспечивать лестница, будучи при этом безопасной и удобной; какова разность уровней; какого размера и какой формы имеется пространство для размещения лестницы; какая строительная технология применима в данных условиях; где и в какой степени лестничные конструкции могут иметь опоры; должны также учитываться нагрузки, которые будет воспринимать лестница в процессе эксплуатации; а также то, каким эстетическим требованиям должна отвечать лестница в зависимости от своих функций и окружающего интерьера.

Выбрав тип лестницы, определяют ее параметры, а именно: количество маршей, полезная ширина, длина горизонтального заложения каждого марша, количество и длина лестничных площадок.

Требования к лестницам содержатся в ряде нормативных документов, приведем выдержки из некоторых.

Определяет, что число подъемов в одном лестничном марше или на перепаде уровней должно быть не менее 3 и не более 18. Наименьшую ширину и наибольший уклон лестничных маршей следует принимать согласно таблице.

Согласно число подъемов в одном марше между площадками (за исключением криволинейных лестниц) должно быть не менее 3 и не более 16. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух- и трехмаршевых лестниц в пределах первого этажа, допускается не более 18 подъемов. Ширина лестничного марша в общественных зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа. Предусматривать на путях эвакуации винтовые лестницы и забежные ступени, а также разрезные лестничные площадки, как правило, не следует.

Для архитекторов само собой разумеющимся считается, что проектирование лестниц должно осуществляться на стадии проектирования всего здания в целом. Но практике часто оказывается иначе.

Дизайнеры и строители, работающие в двухэтажных квартирах, частных домах или разноуровневых офисах, достаточно часто сталкиваются с одной и той же проблемой. Заказчики вспоминают о том, что необходимы лестницы, лишь в период отделочных работ, когда общестроительные работы уже закончены. А ведь лестницы являются конструктивной частью здания . И только на стадии проектирования всех частей здания в целом можно грамотно решить планировочные задачи, а также определить способы крепления лестниц к несущим конструкциям, определить размеры и местоположение проемов в междуэтажных перекрытиях. При этом соблюсти требования нормативных документов по уклону, ширине маршей и площадок, количеству ступней в марше, нагрузкам, и т.д., а также обеспечить удобство пользования лестницей.

И только определив для себя диапазон творческой свободы, проектировщик может приступить к решению и эстетических задач. Выполнить пожелания заказчика по выбору стиля, материала, цветового решения, и т.п.

Только увязывая лестницы с общим конструктивным, планировочным и эстетическим решением всего сооружения, можно создать действительно удобные, безопасные, красивые, долговечные и экономически целесообразные конструкции. Отступление от этого правила обернется для заказчика в лучшем случае дополнительными материальными затратами (придется использовать неэффективные дорогостоящие конструктивные решения), или придется расплачиваться неудобством эксплуатации лестницы, которая получится слишком узкой, с чересчур большим уклоном или с неудобными ступенями.

Безопасность

Лестница - это зона повышенного риска. Поэтому при проектировании особое внимание необходимо уделить крутизне или уклону лестницы, ограждениям, освещению, расположению площадок, размерам лестничных проемов.

Допустимый уклон лестничного марша определяется исходя из нормативных документов (см. выше). При этом уклон должен быть постоянной величиной и не должен изменяться на протяжении средней линии лестничного марша. Высота каждой ступени должна быть строго одинаковой; неодинаковая высота ступеней является причиной многих травм, полученных на лестницах.

Ограждения должны выдерживать боковую нагрузку порядка 100 кг, чтобы взрослый человек мог спокойно на них опереться. Расстояние между вертикальными стойками перил не должно превышать 150 мм, а если в доме есть дети - 120 мм.

Если в доме есть дети, то лучше также сделать лестницы с подступенком ("глухие"), т.к. высота ступеней обычно не меньше 15-17 см, и ребенок может получить травму, попав между ними.

Особое внимание надо уделить освещению лестницы, необходимо заранее продумать, чтобы выключатели были доступны. Особенно хорошо должна быть освещена первая и последняя ступенька. Хорошо, если свет и тень будет резко контрастировать на проступи и подступенке. В результате граница станет четко видимой, ведь большинство травм происходит из-за соскальзывания ноги именно с края ступени. Удобной является система, автоматически включающая свет на несколько минут, достаточных для того, чтобы подняться или спуститься.

При расчете лестницы необходимо учитывать высоту между ступенями и потолком (краем перекрытия, балками, и т.п.). Для удобства передвижения оно не должно быть меньше 2 м. Это требование определяет и размеры лестничного проема.

Безопасность лестницы зависит также и от материала, из которого сделаны ступени. Если лестница облицована полированным камнем, то необходимо дополнительное противоскользящее ковровое покрытие, закрепляющееся на ступеньках. Специальные коврики для ступенек используются не только для каменных ступеней, они могут быть закреплены на ступеньках из любых материалов. Они не только препятствуют скольжению, но и защищают лестницу, продлевая срок ее службы. Коврики бывают из разных материалов: сизаля, натуральной шерсти, полипропилена, полиамида или резины. Каждый коврик прочно фиксируется на любой поверхности, основа из латексной резины не дает "просачиваться" песку, грязи, воде.


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

МОНТАЖ СБОРНЫХ ЛЕСТНИЦ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СТУПЕНЕЙ ПО СТАЛЬНЫМ КОСОУРАМ

I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1. Работы по устройству лестниц из сборных железобетонных ступеней, укладываемых по стальным косоурам (рис.1), выполняются в соответствии с настоящей технологической картой.

2. До начала работ по устройству лестниц должны быть выполнены:

а) разборка всех старых конструкций на участке монтажа лестницы;

б) ремонт и усиление фундаментов кирпичных стен лестничной клетки (если предусмотрено проектом);

в) закладка фундаментов под внутренние стены лестничной клетки и возведение этих стен вновь до отметки укладки площадочных балок (если предусмотрено проектом).

II. ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

1. При комплексном капитальном ремонте монтаж лестниц производить параллельно с монтажом сборных перекрытий.

2. Кладку новых кирпичных стен вести с внутренних подмостей, устанавливаемых вне лестничной клетки.

3. Перед началом работ по монтажу элементов лестничных маршей и площадок выполнить в пределах этажа все работы по ремонту и перекладке кирпичных стен.

4. Стальные косоуры и площадочные балки заготовлять по шаблонам и доставлять на объект готовыми к сборке:

косоуры - с приваренными накладками, площадочные балки - с высверленными отверстиями.

5. Устройство одного яруса лестницы (промежуточной и этажной площадок с маршами) осуществлять в следующем порядке:

а) установить монтажные подмости из инвентарных элементов;

б) произвести с помощью рулетки и уровня разметку гнезд для площадочных балок;

в) пробить отбойными молотками гнезда для площадочных балок, очистить их опорную поверхность от пыли и щебня и промыть водой (при устройстве внутренних стен лестничной клетки вновь площадочные балки укладывать по ходу возведения кирпичной кладки на проектных отметках);

г) уложить площадочные балки на бетонные или металлические подкладки размером 130х250 мм на опорах;

д) установить косоуры на болтах или электросварке;

е) после установки и закрепления косоуров окончательно выверить площадочные балки и заделать их гнезда кирпичом на цементном растворе;

ж) послеустановки стальных балок и косоуров (в случаях, предусмотренных проектом) произвести обмотку последних металлической тканой сеткой для последующего оштукатуривания;

з) сборные железобетонные ступениукладывать вручную, регулируя их положение путем подкладки металлических клиньев;

и) уложить сборные железобетонные плиты заполнения по площадочным балкам с заливкой швов между плитами цементным раствором; по балкам уложить ходовые доски (для хождения по площадкам до устройства подготовки под чистые полы).

6. Последующие ярусы лестницы монтировать в порядке, изложенном в п.5. При опирании подмостей на вновь смонтированные лестничные площадки подкладывать дощатые прокладки под опорами подмостей для передачи нагрузок на площадочные балки.

7. Для производства работ по монтажу площадок и косоуров применять подмости из инвентарных элементов. По мере монтажа маршей и площадок устанавливать временное ограждение маршей. Лестничные решетки монтировать после выполнения в лестничной клетке внутренних штукатурных работ, а поручни - после внутренней штукатурки.

9. По окончании монтажа лестницы произвести затирку всех швов между ступенями цементным раствором.

10. Общая схема организации работ по монтажу лестниц приведена на рис.2.

11. Работы по монтажу лестничных площадок и маршей выполнять звеном в составе двух каменщиков и одного слесаря-монтажника. Слесарь-монтажник в порядке совмещения профессий выполняет все электросварочные работы.

Установку лестничных перил выполнять звеном в составе двух слесарей-монтажников.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

1. Для обеспечения высокого качества монтажных работ необходимо соблюдать все проектные решения и требования технических условий на производство строительно-монтажных процессов.

2. Все железобетонные, металлические и деревянные детали, конструкции и прочие изделия заводского изготовления должны быть снабжены паспортами, в которых излагаются основные качественные и размерные характеристики, в том числе отступления от проектных размеров (величины допусков). На конструкциях, деталях и изделиях должны быть написаны их марки.

3. Все доставляемые на строительную площадку изделия подвергаются контролю, заключающемуся в проверке паспорта и штампов ОТК, а также внешнем осмотре с целью установлениякачества этих изделий.

Проверка геометрических размеров и формы изделий производится с точностью до 1 мм стальной рулеткой, метром или специальным шаблоном.

4. Изделия с дефектами, не соответствующие требованиям технических условий, не могут быть допущены к монтажу, подлежат браковке и возврату поставщику.

5. Железобетонные и бетонные конструкции и детали доставляются на строительную площадку при соблюдении технических условий транспортировки строительных изделий.

Доставляемые на объекты железобетонные и бетонные изделия должны иметь не менее 70% проектной прочности, что должно быть указано в паспортах.

6. Обязательным условием осуществления монтажных работявляется постоянный геодезический контроль за соблюдением вертикальных и горизонтальных отметок и расположением деталей в плане.

7. Установку монтируемых элементов надлежит производить непосредственно на заранее подготовленные опорные места в соответствии с рабочими чертежами, установленными допусками, проявляя при этом особую осторожность и не допуская толчков и ударов транспортируемых элементов по другим конструкциям дома.

8. Пока устанавливаемый элемент не будет постоянно закреплен (сварен), его нельзя освобождать от крюка монтажного крана.

До окончательного закрепления конструкции ее следует тщательно выверить и привести в проектное положение.

Установленным сборным железобетонным деталям должна быть обеспечена устойчивость при помощи постоянных или временных креплений.

9. Электросварочные работы должны следовать непосредственно за установкой и временным закреплением конструкций.

Схема операционного контроля качества приведена в таблице4

Технические требования

Альбом 24-НТ-4 Ленжилпроекта

Допускаемые отклонения:

Высоты подступенка от проекта 3 мм;

Ширины проступи от проекта 5 мм;

В просветах при наложении рейки длиной 2 м вдоль марша на свесы проступей 4 мм;

Отклонения от горизонтали проступей 2 мм;

От горизонтали площадок лестниц 5 мм;

От вертикали подступенка 3 мм;

От вертикали металлических решеток 3 мм;

В расстояниях между элементами ограждений (стойками) от проектных - 5 мм;

В зазорах между элементами поручня - 0,5 мм.

Опирание балок на стены под лестничные площадки должно быть не менее 250 мм с опорной пластиной размером 200x250 мм.

Требования к качеству применяемых материалов

ГОСТ 8717.0-84 Ступени железобетонные и бетонные. Технические условия.

ГОСТ 23120-78 Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные. Технические условия.

Значения действительных отклонений геометрических параметров ступеней не должны превышать предельных:

По длине 5 мм;

По высоте2мм;

По ширине 3 мм.

Верхняя лицевая поверхность ступеней одной партии должна иметь одинаковый цвет и тон окраски.

Маркировочные надписи и знаки должны быть нанесены на нелицевых поверхностях ступеней.

Каждая партия ступеней должна сопровождаться документом о качестве. Ступени транспортируются и хранятся в контейнерах или пакетах.

Каркасы ограждений лестниц должны изготовляться сварными. Отклонения от проектных размеров элементов каркаса ограждений не должны превышать:

По высоте 3 мм;

По длине 5 мм;

По величине стрелки кривизны 3 мм.

Предприятие-изготовитель должно поставлять металлические ограждения окрашенными масляной краской за один раз (за исключением участков, подлежащих заделке в бетон). Ограждения должны поставляться в виде укрупненных элементов (на марш, площадку) комплектно с крепежными деталями.

Для выборочной проверки качества ограждений отбирают образцы в количестве 5% от партии, но не менее 5 штук. Отборные образцы подвергают осмотру и обмеру.

Ограждения должны хранится в штабелях высотой не более 1,5 м, рассортированными по маркам. Между элементами (пачками) ограждения должны быть проложены деревянные прокладки толщиной не менее 30 мм на расстоянии не более 1 м.

...