Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Интересные вопросы о растениях для детей. Викторина: « В мире растений

Интересные вопросы о растениях для детей. Викторина: « В мире растений

1. Как с греческого языка переводится название растения астра? (Звезда.)

2. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде. (Огурец.)

3. Эта дикая ягода получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)

4. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - «поземка», у немцев - «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)

5. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.)

6. Слово капут в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)

7. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха.)

8. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? Почему? (Нет. Цветка папоротника не существует.)

9. В России, как, впрочем, и во многих других странах, «цветком солнца», «солнечным сыном» называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник.)

10. Почему у ели нижние ветви находятся у самой земли, а у сосны - гораздо выше? (Сосна - светолюбивое растение.)

11. Это симпатичное с виду болотное растение - настоящий хищник. Оно «питается» комарами и другими насекомыми. А как оно называется? (Росянка.)

12. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)

13. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох).

14. Это вовсе не качели, а растение такое - Обезьянам развлечение, покачаться можно вволю. (Лиана.)

15. Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но, в отличие от елки, опадают те иголки. (Лиственница.)

16. На ветке - конфетки с начинкой медовой,

А кожа на ветке - породы ежовой. (Крыжовник.)

17. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

18. Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)

19. Если высушить виноград, то что получится? (Изюм.)

20. Экзотический, мохнатый, зеленый, но сладко-кислый фрукт. (Киви.)

21. Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет! (Колокольчик.)

22. Цветок синего цвета, который часто можно отыскать во ржи. (Василек.)

23. Колючка на розе. (Шип.)

1. Это дерево — ближайший родственник тополя, его иногда называют «тополь дрожащий». Дрожащий — потому что его листья дрожат на ветру: черешки у них не цилиндрические, а плоские и сгибаться могут только в одной плоскости. (Осина)

2. Дерево или крупный кустарник, главная особенность которого — очень красивые белые, розовые и желтоватые цветки с великолепным запахом. А его листья содержат алкалоиды и эфирное масло, снижающие кровяное давление. Настоящим царством этих тропических растений, получивших название в честь известного французского ботаника, является Черноморское побережье Кавказа, в частности курортный город Сочи (Краснодарский край). Назовите это растение. (Магнолия)

3. Наши предки использовали этот колючий сорняк из семейства сложноцветных, чтобы отваживать чертей и другую нечисть, что и отразилось в его русском названии. Растение является национальным символом Шотландии; в этой стране даже существует орден, носящий имя его цветка, девиз на котором гласит: «Никто не уйдет безнаказанным». В просторечии некоторые виды этого растения часто называют репейником. Вспомните его второе название. (Чертополох)

4. Назовите самые распространенные в мире фрукты: ежегодно их производится в мире свыше шестидесяти миллионов тонн. (Апельсины)

5. Латинское название этого дерева Abies alba происходит от индо-германского слова «изобиловать». Скорее всего люди, давшие ей имя, имели в виду необычное для семейства сосновых сильное ветвление почти от земли. Самый известный лечебный продукт, который делают из этого дерева, — эфирное масло. {Пихта)

6. Этот плод дал основание для создания такой регалии, как держава, или, по старой русской терминологии, «яблоко державное». А кроме того, для создания короны в виде зазубренной шапочки без верха. Что это за плод? (Гранат. Остатки цветка [шипок] на верхней стороне плода граната дали повод так изображать короны со времен Средневековья)

7. Как называются маленькие зародыши растений, из которых вырастают новые растения? (Семена)

8. Как называется часть растения, из которой образуются плоды и семена? (Цветок)

9. О чем эта загадка: «В полосатом домике сто братьев живут, все друг на друга похожи»? (Арбуз)

10. Как называются деревья, на которых растут бобы для приготовления шоколада? (Какао)

11. О чем эта загадка: «Пока было в коже, не было гоже; вылезло из кожи — всем стало гоже»? (Об орехах)

12. Какие деревья должны преобладать в лесу, где строятся санатории для больных с легочными заболеваниями? (Сосны)

13. О каком растении наших огородов говорили, что оно помогает от семи недугов? (Лук — от семи недуг)

14. Какое растение имеет самые крупные семена? (Сейшельская пальма)

15. Какое дерево называют царем тайги? (Кедр. Если собрать весь урожай, который дают кедры за год, и переработать его, то можно удовлетворить мировую потребность в масле)

16. Какое дерево России — чемпион по морозостойкости (переносит морозы ниже —60 °С), чемпион по скорости роста — за 10 лет вырастает на 10 метров, и по площади хвойных лесов оно тоже занимает первое место? (Лиственница)

17. В российском «Лесном словаре» XIX века записано: «Дерево это поставлено на той же ступени, на какой лев находится между четвероногими, а также орел между птиц». О каком дереве идет речь? (О дубе)

18. В сказке говорится: «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная». Из какого же дерева была сделана заячья избушка? (Из липы. Твердый верхний слой липовой коры назывался «луб»)

19. Из какого злака мексиканцы пекут свои национальные лепешки, а румыны и молдаване готовят свою любимую мамалыгу? (Из кукурузы)

20. Изображение какого растения и его цветка, часто стилизованное, служит в ряде стран Азии и Северной Африки с древнейших времен символом жизни и счастья? (Лотос)

21. Символом какой страны является цветущая ветка сакуры? (Японии)

22. В Пекине этот напиток называют «соком от всех болезней» (язва, заболевания печени, почек, сердца, от гипертонии и так далее). Пьют его за 30—60 минут до еды утром и вечером. Он не очень вкусный, поэтому в него можно добавить немного фруктового сока. Из какого овоща китайцы делают «сок от всех болезней»? (Из картофеля)

23. Это дерево называли в старину деревом четырех дел. Первое дело — мир освещать. Второе дело — чистоту соблюдать. Третье дело — крик утешать. Четвертое дело — больных исцелять. Что это за дерево? (Береза)

24. Дерево это на Руси особо ценили. Без него не мыслил жизни ни один крестьянин. И чай из его цветков заваривали, и лыко на лапти драли, и мочало из него делали для веревок, кулей, циновок, из коры изготовляли лубки для покрытия домов, обивки саней, для изготовления коробов. (Липа)

25. Это хвойное дерево непременно сохраняет свою замечательную особенность. Спелая шишка на нем всегда сидит вертикально. (Пихта)

26. Почему у сосны нижние веточки высыхают? (Сосна очень светолюбива. Оттого, что верхние ветки закрывают солнце, нижние засыхают)

27. В старину, когда искали место, где рыть колодец, втыкали в землю прутик одного дерева. Если прутик не упадет, распрямится, надо рыть, вода будет. (Ива)

28. Это дерево по скорости роста может сравниться с бамбуком. Из него делают спички, так как его древесина очень пористая. Высушенная, она быстро загорается. А вот в лесу это дерево загорится последним, так как все поры его ствола заполнены влагой. (Осина)

29. Какое дерево в России одевается листвой позже всех? (Дуб)

30. Какие наши деревья «плачут» весной? (Клен, береза)

31. Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью? (Сирень и акация)

32. Какое дерево тонет в воде, почти не поддается гниению, из него строят опоры мостов, плотины и вся Венеция стоит на нем? (Лиственница)

33. Если у этого дерева обрезать вершину, оно уже никогда не вырастет, зато боковые ветви очень разрастаются. Такие деревья превращаются в живой щит и хорошо задерживают снег, поэтому их высаживают вдоль железной дороги как защитную полосу. (Ель)

34. На земном шаре есть дерево, которое гибнет, если его польешь. Что это за дерево? (Один из символов пустыни — саксаул)

35. Какое растение может расти со скоростью до одного метра в сутки? (Бамбук)

36. Стойкой сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. А чего, кроме пожара, боится сосна? (Темноты)

37. Как отличить черную и красную смородину, если ягоды еще не поспели? (Растереть листочек, у черной смородины запах своеобразный, а у красной нет запаха)

38. Подмечено, что в одни деревья молнии ударяют чаще, в другие реже, а третьи почти не трогают. Особенно значительны «шрамы» у дуба и у сосны. Почему молния часто повреждает дубы и сосны и почти не повреждает березу, тополь, вяз, орешник? (Основные корни дуба и сосны залегают очень глубоко, тем самым притягивают электрический разряд и проводят его в землю)

39. Какое из живых существ на земле в настоящее время самое старое? (Деревья живут гораздо дольше, чем любые другие растения или животные. Старейшее из живущих сейчас деревьев и, соответственно, старейшее из всех известных нам живых существ на земле — это одна из сосен, растущих в Калифорнии. Ее возраст более 4 600 лет)

40. Какое растение ядовито для человека и животных и совершенно безвредно для птиц? (Вороний глаз)

41. Соком какого растения выводятся бородавки? (Чистотел)

42. Какое растение применяли во время войны при перевязках вместо ваты и антисептика? (Мох)

43. Из корней какого растения вы добудете муку для хлеба? Если корни отварите — у вас будет второе блюдо, молодые побеги заменят капусту, свежие листья пойдут на салат, а высушенные листья дадут ароматную заварку. (Иван-чай)

44. Это удивительное растение называют медвежьим луком, растет оно в южной части России. Оно появляется, едва сойдет снег. Едят его в салатах, в супах и пельменях. Но лучше всего оно с хлебом и солью. В ста граммах его листьев витамина С больше, чем в одном килограмме лимона. Если съедать по 15 граммов этого растения в течение 15 дней, то восстанавливаются все витамины, потерянные организмом за зиму. (Черемша)

46. Жители Камчатки из волокон этого растения сотни лет делали одежду, паруса, вязали сети. По крепости и способности противостоять гниению, такие сети могли бы соперничать с капроновыми. Не случайно героиня сказки Андерсена Элиза плела рубашки своим братьям из волокон этого растения. (Крапива)

47. Доктор Любих из швейцарского исследовательского института транспортной медицины утверждает, что тот, кто ест эту ягоду, ночью видит лучше. Известно, что во время войны ее специально давали английским летчикам ночной авиации. (Черника. Голубика тоже улучшает зрение)

48. Как растет виноград без косточек? (У винограда, в котором нет косточек, нет, соответственно, и семян, из которых могли бы вырастать новые лозы. Поэтому размножаться он может только с помощью человека. Лоза отрезается от такого винограда и прививается к стеблю винограда другой разновидности)

49. Какое дерево является символом силы, мощи, долголетия, мужества и доблести? (Дуб)

50. Какое вечнозеленое дерево символизирует вечность жизни? (Ель)

51. Какое растение стало символом навязчивости и прилипчивости? (Лопух)

52. Какой колючий кустарник, дающий вкусные и полезные ягоды, со времен Париса, присудившего яблоко Афродите, стал символом и эмблемой одиозного, пикантного места? (Малина. Именно в зарослях малины Афродита, Гера и Афина стояли обнаженными перед Парисом, чтобы он мог решить, кто из них прекрасней)

53. Из всех вечнозеленых деревьев Древней Эллады ветви одного дерева стали символом мира, во-первых, потому, что после войн и пожарищ этому дереву требуется для роста больше всего времени, а во-вторых, потому, что венком из ветвей этого дерева греки награждали победителей Олимпиад, на время проведения которых прекращались все войны. Так что это за дерево? (Олива)

54. Согласно мифу, бог солнца, зари и поэзии — Аполлон, преследовал нимфу Дафну, которая, убегая от него, превратилась в куст. Ветвями этого куста Аполлон украсил свою голову и лиру. С тех пор ветви этого кустарника стали наградой тому, кто достиг славы. Назовите этот символ славы. (Лавр по-гречески — «дафн»)

55. Дерево это получило свое название за клейкий сок, а за мягкую древесину оно стало символом женственности, мягкости, податливости и нежности. Назовите это дерево. (Липа)

56. В дореволюционной России ветка этого дерева с плодом использовалась для знаков, отмечающих «мирные заслуги чиновничества, добропорядочную службу». А сейчас этот символ в геральдике не употребляется. Что это за дерево? (Груша)

57. Назовите один из древнейших символов плодородия и изобилия, а также жизненной силы и жизнерадостности. (Виноград)

Екатерина Ищенко
Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема : «Какие цветы нас лечат .

Форма работы : викторина .

Воспитатель :

Ищенко Е. Е,

вторая реабилитационная группа

Целевая аудитория : несовершеннолетние 7 – 13 лет.

Форма и методы работы : упражнение, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, беседа, викторина , презентация слайдов, блиц-опрос.

Цель

Задачи :

лекарственных растениях .

лекарственных растений

Ожидаемый результат : знание детей лекарственных растений , умение применять их с целью оздоровления организма, бережное отношение к природе родного края.

Оборудование : фишки красного и зелёного цвета , жетоны-цветочки , презентация слайдов, грамоты.

1. Начало занятия – упражнение «Давайте улыбнемся!» .

2. Вводная часть – деление на команды, рассказ воспитателя, чтение стихотворения.

3. Основная часть – беседа, викторина , презентация слайдов.

4. Заключительная часть – чтение стихотворения, подведение итогов, награждение победителей, блиц-опрос, рефлексия.

Викторина «Какие цветы нас лечат .

Цель : развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Задачи :

1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях .

2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,

обогащение природоведческого словаря.

Оборудование : красные и зеленые фишки, презентация «Какие цветы нас лечат » , вопросы для викторины , тексты стихотворений.

Ход занятия.

1. Начало занятия. Упражнение «Давайте улыбнемся!» .

2. Вводная часть.

Дети делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета .

Подготовка к восприятию материала.

Рассказ воспитателя :

Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.

Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.

И растения , и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?

Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.

Чтение стихотворения :

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать ,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства .

Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства . В нашей местности тоже растут лекарственные растения . Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство . Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен . Растения , которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений , человек научился выращивать.

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений . Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов .

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали , наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

3. Основная часть.

Воспитатель :

Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать ?

Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?

Давайте вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.

(Проведение викторины «Какие цветы нас лечат среди двух команд :

Чтобы начать викторину , необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.

(Совещание команд, выбор названия, капитанов) .

Воспитатель : ответы на вопросы викторины поочередно , получение жетонов – цветочков за правильные ответы.

Задания для викторины :

1. Это лекарственное растение растет у дорог , его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

(Слайд 2) Ответ : Подорожник

2. Какое растение получило название «мяун-трава» ?

Какое лекарство из него изготавливают?

(Слайд 3) Ответ : Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

(Слайд 4) Ответ : Клюква, в ней есть лимонная кислота.

4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Слайд 5) Ответ : Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи - хорошее средство от кашля.

5. Это растение , с шипами и красивыми цветами , придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

(Слайд 6) Ответ : Шиповник.

6. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.

(Слайд 7) Ответ : Чистотел большой.

7. Какое растение поможет укрепить волосы?

(Слайд 8) Ответ : Лопух большой, крапива двудомная

8. О каком растении в народе говорят : «Оно одно семерых врачей заменит» . Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

(Слайд 9) Ответ : Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ : В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

9. Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудиться :

Привяжется кашель, поднимется жар -

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Слайд 10) Ответ : Нивяник обыкновенный.

10. Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

(Слайд 11) Ответ : Сфагнум.

11. Целебное растение из Южной Африки . Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.

Другое его название столетник.

(Слайд 12) Ответ : Алоэ.

12. Быстро убивают вредные бактерии.

(Слайд 13) Ответ : Лук и чеснок.

13. Эти резные листочки лечат сердечко и почки .

Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.

(Слайд 14) Ответ : Петрушка.

14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа , кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение . Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.

(Слайд 15) Ответ : Герань.

15. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах) . Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

(Слайд 16) Ответ : Каланхоэ перистое.

16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Слайд 17) Ответ : Мята.

17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

(Слайд 18) Ответ : Лиственница.

18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Слайд 19) Ответ : Плоды чёрной смородины.

4. Заключительная часть.

Воспитатель :

Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений . Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.

В зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

(Подведение итогов викторины , вручение грамот игрокам победившей команды).

Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям , которые нас лечат , но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…

…Давай пройдёмся

медленно по лугу

И «здравствуй!»

скажем каждому цветку .

Я должен над цветами

наклониться

Не для того, чтоб рвать

или срезать,

А чтоб увидеть

добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Самед Вургун

Блиц - опрос

Для чего необходимы человеку лекарственные растения ?

(Для поддержания здоровья.)

Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё ?

(Корни, листья, цветы , побеги, плоды, кора, почки.)

Что можно приготовить из лекарственных растений ?

(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)

В какое время суток собирают лекарственные растения ?

(Утром, когда обсохнет роса.)

Как нужно сушить лекарственное сырьё ?

(В тени, в проветриваемом помещении.)

Все ли растения являются лекарственными ?

(Нет.)

Где можно хранить лекарственное сырьё ?

(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)

Где можно собирать лекарственные растения ?

(Вдали от дорог)

Сколько листьев можно обрывать на растении ?

Левашова Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО " Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра-викторина " Эти удивительные растения"
Дата публикации: 02.11.2017
Раздел: дополнительное образование

Игра-викторина «Эти удивительные растения»

Введение

Большое значение в развитии познавательных интересов учащихся имеют биологические

игры и викторины. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность

полнее и тоньше воспринимать окружающую природу.

познавательные

сообразительности,

ориентировки

определенных условиях и большой наблюдательности.

Цель: формирование познавательного интереса к природе, расширение кругозора учащихся,

организация досуга.

Задачи:

Обучающие: обогащение знаний по растениеводству.

Развивающие: развитие мышления, познавательного интереса.

Воспитательные: формирование бережного отношения к растениям, эстетического восприятия

живой природы; воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе.

Данная игра-викторина может проводиться как среди учащихся одного кружка, так и

учащихся

Методическая

разработка

закреплении

пройденного

занятиях

материала

«Декоративные

растения»,

«Лекарственные

растения»,

«Ядовитые

растения»,

«Растения-хищники»,

«Луковичные

растения», «Растения-барометры» и др.; будет способствовать расширению кругозора; поможет

организовать досуг учащихся, например, в дни весенних каникул.

В игре могут принять участие 10 – 12 ребят 3 – 5 классов. Все участники игры делятся

на две команды, выбирают капитанов и определяют названия команд. Руководитель и два

помощника ведут подсчет очков (Приложение 2).

Игра – викторина состоит из семи этапов (соревнований). Сочетание викторин, загадок,

конкурса капитанов с двумя подвижными играми делает эти соревнования увлекательными.

Выигравшая команда награждается сувенирами – самоделками, специально изготовленными к

этим соревнованиям.

Оборудование для проведения игры – викторины:

Мультимедийный проектор, ноутбук

Листочки, два карандаша

Карточки с изображением декоративных растений

Два мяча или два воздушных шарика

Карточки с изображением цветов двух расцветок (синей и бордовой) для проведения

3 этапа соревнования «Собери букет».

Проведение игры-викторины

1 этап «Разминка»

Участникам первого этапа игры предлагается вспомнить литературные произведения, в

которых среди персонажей есть растения и указать названия этих растений, например: «Репка»

«Золушка»

«Принцесса

горошине»

«Двенадцать

месяцев»

(подснежники), «Дикие лебеди» (крапива) и т. д.

Капитаны команд записывают на листочках ответы членов своей команды, а затем

передают их педагогу для оценки.

За правильно названное произведение и указанное растение команда получает

2 этап «Биологическая викторина «Из жизни растений»

При проведении викторины педагог задает по очереди каждой команде вопрос (вопросы

должны быть представлены на слайде), на который отвечает член команды, первым поднявший

руку. Если на этот вопрос не смогли ответить ребята из одной команды, то этот же вопрос

задается

правильный

поставленный вопрос, команды очков не получают, а педагог сам дает ответ.

Правильные ответы

оцениваются в два балла.

Цветы, каких растений издают аромат только ночью и почему?

(Цветы душистого табака привлекают ароматом насекомых для опыления).

Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют светлую окраску?

(Белые цветы лучше заметны ночью насекомым-опылителям).

Назовите медоносные растения.

(Липа, гречиха, клевер, донник и др.).

Приведите примеры насекомоядных растений.

(Росянка, пузырчатка, венерина мухоловка).

Какие луковичные растения растут в наших садах и цветниках?

(Лилии, тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и др.).

Какие растения используются в медицине для приготовления лекарств?

(Ландыш, бессмертник, пустырник, наперстянка и др.)

Из каких цветов варят варенье?

(Из розы, одуванчика).

Какие цветы преподносятся при вручении Нобелевской премии и носят название «мысль»?

(Анютины глазки. Родина их Англия).

Перечислите растения, в названии которых заключены женские и мужские имена.

(Иван-да-Марья, василек, маргаритка, анютины глазки, роза, иван-чай).

10. В названии какого цветка заключено название государства?

(Настурция).

11. Какое произведение А.М. Горького названо по имени цветка?

11. Какая ягода заменяет лимон?

12. Какое растение называют северной мимозой?

(Кислица)

13. Назовите 3-5 ядовитых растений, встречающихся в нашей местности.

(Вороний глаз, купена, ландыш, волчье лыко, борщевик Сосновского).

14. Из каких растений можно приготовить напиток, заменяющий кофе?

(Из корней одуванчика, из корней цикория, желудей дуба).

15. Можно ли без часов определить время?

распусканию

некоторых

распускаются

закрываются

определенное время суток).

16. По каким цветам можно узнать о приближении дождя?

(Одуванчик, вьюнок - к ненастью закрываются).

17. Плоды какого кустарника называются «кладовой витаминов»?

(Шиповника).

Какая особенность кувшинки послужила причиной для легенды о колдовских чарах цветка?

(Кувшинка на ночь закрывается и погружается в воду, утром всплывает и раскрывается).

19. У какого растения плод похож на якорь?

(Водяной орех – чилим).

20. Какое растение может заменить йод и вату?

(Мох – сфагнум).

3 этап «Игра «Собери букет»

Для участия в данном конкурсе приглашаются по одному представителю от команды.

раскладывает

игроками

например,

участникам завязывают глаза и раскладывают среди цветов синей окраски цветы бордовой

окраски. Игроки собирают букет. Побеждает та команда, у представителя которой в букете

окажется больше синих цветов.

За каждый синий цветок присуждается два балла.

4 этап «Назови растение»

При проведении данного соревнования используются карточки с изображением растений

(Приложение 1). Капитаны по очереди берут по одной карточке, совещаются с членами команды

и называют растение. Если команда определяет растение, то оставляет карточку у себя. В случае

неправильного ответа капитан возвращает карточку педагогу.

Правильные ответы оцениваются в два балла.

5 этап «Загадки»

зачитывает

представлены на слайде). Если правильный ответ не дали ребята из одной команды, то ребятам

из другой команды предоставляется возможность дать правильный ответ. Если ни одна из

команд не смогла дать правильный ответ на загадку, команды очков не получают, а педагог

демонстрирует слайд с правильным ответом. Правильные ответы оцениваются в два балла.

1. Весной я красный, как кумач,

Летом похож на мяч,

А осенью в домишке живут мои детишки. (Мак)

2. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)

3. Я и в поле, и в саду

У прохожих на виду.

Голова моя бела,

Лепестками поросла. (Ромашка)

4. На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

5. Царицей цветов я зовусь,

На вид я прекрасна, нежна,

Но тронешь меня невзначай,

Почувствуешь, как я сильна. (Роза)

6. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек)

7. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки. (Земляника)

8. Ягоды зеленые,

А всеми хваленые,

Растут с костями

Висят кистями. (Виноград)

9. Низок, да колюч,

Сладок, да не пахуч.

Ягоды сорвешь -

Всю руку обдерешь. (Крыжовник)

10. В сенокос – горька,

А в мороз сладка,

Что за ягодка? (Калина)

11. Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит. (Крапива)

12. Выросла травка -

К пище приправка;

Ее пожитки -

Душистые нитки. (Укроп)

13. Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки – дробинки. (Горох)

14. Лоскуток на лоскутке -

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке. (Капуста)

15. Круглый, а не кочка;

Есть дно, а не бочка;

Есть перья, а не птица;

Есть горечь, а не горчица. (Лук)

16. Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис)

17. Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягод черна. (Черемуха)

18. Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

19. Стоит он задумчивый,

В желтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице. (Подсолнечник)

20. Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки. (Кукуруза)

6 этап «Игра с мячом»

Играющие становятся в две шеренги (по командам) на расстоянии полшага друг от друга.

Капитанам, стоящим впереди команды, дают по мячу или воздушному шарику.

По сигналу педагога капитаны начинают передавать мячи через голову по цепочке. Мяч может

быть передан следующему игроку только после того, как он назовет растение на последнюю

заканчивалось

Например,

«тюльпан»,

команды – «нарцисс», третий – «сирень» и т. д.

Побеждает команда, которая раньше закончит передачу мяча. Мяч должен вернуться к

капитану, т. е. к первому игроку.

Выигравшая команда получает 10-12 баллов (в зависимости от количества игроков).

Капитаны

внимательно

противоположной

повторении названия растений или падении мяча с команды снимается 2 балла.

7 этап «Конкурс капитанов»

Капитаны команд задают друг другу по три вопроса по теме игры, стараясь проявить

смекалку, находчивость, изобретательность. Вопросы могут быть в форме занимательных задач,

шуток. Чтобы данное соревнование было более интересным, можно подготовить вопросы

заранее (домашнее задание). Ответы оцениваются в 5 баллов.

Литература

1000 загадок. Ярославль: «Академия развития», 1997.-224 с.

Журналы «Педсовет», подборка.

Приложение 1

Приложение 2

Оценочная таблица

Название

Разминка

Биологическая

викторина

«Из жизни

растений»

Определи

растение

Умственно отсталые школьники плохо понимают природу и явления окружающего мира. Поэтому для учащихся классов со сложным дефектом в школьную программу включены такие предметы как мир животных и мир растений. Цель данных предметов научить школьников классифицировать по видам животных и растений, закрепить и расширить знания о животных и растениях, привитие интереса к животному и растительному миру.

Ознакомление с жизнью животных и растений учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе. Необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. А также способствуют коррекции личности школьника.

Предлагаемая игра-викторина позволяет увидеть любопытное и удивительное в самых простых и знакомых вещах и предметах, развить познавательный интерес к биологии, расширить знания о практическом значении растений в жизни людей, позволяет проявить себя в командном первенстве.

Цель: проведение турнира по предмету “Мир растений”.

Задачи мероприятия:

– проверить и углубить знания детей о растениях;
– помочь детям вспомнить уже известных растения разных ярусов.
– развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
– помочь детям учиться работать в команде.

Оборудование:

  • Компьютерная техника.
  • Презентация.
  • Листовые пластины деревьев и шишки.
  • Муляжи грибов.
  • Картинки с цветами, кустарниками.
  • Настоящие ягоды для угощения.
  • Макет телевизора.

Ход мероприятия

Ведущий: Как называется наука, изучающая растения (ботаника). Сегодня мы проведём викторину и узнаем, как хорошо вы знаете растения нашего края.

Какие самые высокие растения? (Деревья.)

1-й тур – деревья.

а) Цель: Определить дерево по листовой пластине, шишкам.

Деревья – самые высокие и крупные растения.

б) Цель: Назвать плодовые деревья.

Яблоня, груша, слива, вишня, черешня, облепиха

Ведущий: Многие растения исчезают с нашей планеты. И они занесены в “Красную книгу”. “ Красная книга” пришла сегодня в гости, что бы ещё раз напомнить о том, что нужно беречь природу.

Красная книга:

Я– Красная книга.
Красный цвет – сигнал запрета,
Понятный людям всего света.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ведущий: А теперь вспомним кустарники.

2-й тур – кустарники .

Цель: чтение детьми стихотворений наизусть, угощение гостей плодами с куста.

Ведущий: В чём отличие от деревьев? В отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много. Многие кустарники – ценные ягодные (крыжовник, смородина), орехоплодные (лещина) и декоративные (шиповник, сирень, чубушник) растения.

Что за куст растет, друзья?
Подойти к нему нельзя:
Весь в иголках и шипах-
Укололись дети “Ах!”
Вот лекарственный полковник –
А зовут его – шиповник!
И плоды его, ребята,
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт –
Очень долго проживёт!

Сирень. (Маршак Самуил.)

Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый – день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти……….

Малина. (А. Тесленко.)

Ягодка зернистая
Смотрит прямо в рот.
Очень замечательный
Из неё компот.
Нежная и сладкая
Вовсе не калина.
На кустах колючих
Выросла малина.

Калина. (Антон Рысаков .)

Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная калина.

Смородина. (Л. Зубаненко.)

Красная, чёрная, белая
Манит смородина спелая.
Ягоды соком наполнились,
Солнечной краской окрасились
Птички слетаются шустрые,
Ягодки ранят упругие.
Чёрная, красная, белая
Вздыхает смородина спелая:
– Если меня не сорвёте,
Осыплюсь, потом не найдёте.

Очень густо орешник растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда приходит лето
мы едим его конфеты
Не в бумажке, а в скорлупке,
Берегите, детки, зубки.

Ведущий: А теперь вспомним растения, которые растут низко над землёй.

3-й тур – злаки, цветы, грибы.

а) Цветы.

Цель: отгадать загадки и цветок прикрепить к ватману (засади поле цветами).

Самые красивы растения нашей планеты – цветы . Ни один праздник, ни одно торжественное событие не обходится без цветов. Даже самый скромный цветок оживит и украсит комнату. Давайте соберём букет, отгадав загадки.

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик.)

Маленький крошка
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(Мак.)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик.)

Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка.)

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис.)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василёк.)

б) Злаковые.

Цель: определить крупы и назвать растения, из которых их получают.

а) Гречневая.
б) Манная.
в) Рисовая.
г) Пшённая.
д) Геркулесовая.
е) Перловая

Ответ: а) гречиха; б) пшеница; в) рис; г) просо; д) овёс; е) ячмень.

в) Грибы в корзине (кроссворд).

Цель: отгадать загадки и мы узнаем, какие съедобные грибы собраны в корзине.

Груздь.

Опечален очень груздь,
На груздя напала грусть.
Почему он грустный?
Потому, что вкусный!

Сыроежка.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это...
(Сыроежки.)

Подосиновик.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я....
Ответ: Подосиновик

Боровик.

Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый
Боровик

Рыжик.

К ёлке подойдём поближе.
Видим гриб… Да это рыжик!
Рыжий-рыжий, как морковка!
Рыжий, как лиса-плутовка!

Ведущий: А, сейчас, передача “Из жизни растений” (сценка).

Передача “Из жизни растений”.

Здравствуйте, –

В эфире передача “Из жизни растений” .

С Вами Татьяна

И Дмитрий –

Удивительные новости в мире растений.

Берёза – это символ России.

Ржаной хлеб считается питательнее и полезнее белого.

Роза – это королева цветов.

Чесноком можно лечить многие болезни, его добавляют в различные лекарства.

Малиновое варенье помогает при высокой температуре.

Самая крупная ягода – это арбуз.

Это были удивительные новости из жизни растений.

До новых встреч.

Окончание викторины. Учащиеся выстраиваются в ряд и по строчке наизусть называют стихотворение.

Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим!
Значит, жизнь себе продлим!

Ведущий: Спасибо всем учащимся за турнир. Берегите природу!