Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Бамбуковая свирель. Бамбуковые флейты в фэн-шуй — защита, поддержка и удача в доме

Бамбуковая свирель. Бамбуковые флейты в фэн-шуй — защита, поддержка и удача в доме

Самыми простыми в изготовлении музыкальными духовыми инструментами из бамбука являются флейта и кларнет, а из ударных - ксилофон. Мастера высокого уровня делают из бамбука саксофоны.

Флейта - один из самых древних музыкальных инструментов на Земле. Ветер, попадая в пустые стволы высохших деревьев, издавал звуки. Это было замечено древними людьми, которые стали делать флейты.
Флейта является наиболее распространенным музыкальным инструментом из бамбука. Она встречается у самых разных народов мира. Она занимает важное место в даосской практике фэншуй .

Флейта

В прежние времена смастерить флейту из бамбука проще, чем из дерева так как он по природе полый внутри и его не надо высверливать по всей длине. Оставалось сделать отверстия для пальцев по длине стебля. Кроме того, бамбук имеет хорошую резонансность.
Каждый отрезок ствола бамбука, даже, одного и того же растения уникален, поэтому каждая флейта имеет свое звучание.

Длина флейт варьируется от 5 см до полутора метров, но чаще всего в диапазоне 46-50 см. Диаметр должен быть в пределах 1.9-2.6 см.

Существует несколько основных типов флейт из бамбука.
С боковым вдувным отверстием. Наиболее распространена во многих странах и культурах.
Из восьми видов японских бамбуковых флейт самой известно является сякухати. В ней 5 игровых отверстий. Пишут, что игра на сякухати способствует восстановлению духовных сил человека. Первоначально на таких флейтах играли японские монахи дзен-буддизма при медитации. В 80-е годы 20-го века сякухати стали популярными в западной поп музыке.

Флейта американских индейцев (пимак). Традиционно она изготавливалась из дерева, но, в последнее время ее стали делать также из бамбука. Внутри индейской флейты находится перегородка, препятствующая прямому попаданию воздуха от вдувного отверстия к свистку.

Китайская Ди. Особенностью является наличие дополнительного отверстия, расположенного между рядом игровых отверстий и вдувным (свистком). Оно заклеивается специальной тонкой пленкой чтобы придать флейте особенное (китайское) звучание.

Изготовление флейты самостоятельно

Простую флейту из бамбука можно сделать самостоятельно. Нужно подобрать в какой-нибудь фирме, торгующей хлыстами, подходящий по диаметру и качеству отрезок, а затем приступить к изготовлению. Понадобятся такие же инструменты, как и для обычной древесины.

Вот примерная инструкция изготовления флейты. Результат будет зависеть от качества так называемой бамбуковой древесины и от тщательности выполнения работы.
Отрежьте от ствола кусок длиной 40-50 см и диаметром 18-25 см. При этом один конец должен быть заблокирован перегородкой узла ствола. Кроме нее, на отрезке останется еще одна-две перегородки.
Отступите от заблокированного конца 2,5 см и сделайте отметку. Здесь будет вдувное отверстие. Отступите от нее 15 см и сделайте 6 отметок с расстоянием между каждой в 2,5 см. Здесь будут выдувные отверстия.
Накалите негнущийся железный прут диаметром 15 мм так, чтобы один его конец был красным (второй конец, который будет в руке, нужно обмотать тряпкой, чтобы не обжечься). Проткните прутом перегородки в стволе бамбука, оставив нетронутой только ту, которая находится в конце ствола у одиночной метки.
Проткните раскаленным прутом или, например, сверлом диаметром 6 мм отверстия на местах меток.
Прочистите отверстия и ствол внутри наждачной бумагой. При этом отверстия должны стать круглой формы. Внутренний диаметр флейты не делайте слишком большим.
Протрите флейту снаружи льняным маслом.

Другие музыкальные инструменты

Помимо флейты в разных странах можно увидеть другие музыкальные инструменты из бамбука.

На западе довольно часто встречаются саксофоны. В отличие от флейты и кларнета, диаметр которых по всей длине почти не меняется, саксофон должен иметь коническую форму, которая даст большее богатство звуков.
Так как стебли бамбука имеют цилиндрическую форму их приходится соединять таким образом, чтобы отрезок меньшего диаметра вставлялся в отрезок большего диаметра. Постепенно труба увеличивает диаметр и получается псевдоконической. Верхний изгиб делают прямоугольным, а нижний - криволинейным. На весь саксофон обычно уходит 14-17 секций бамбука. Диаметр таких секций значительно больше чем у отрезков, из которых изготавливают флейты.

Ксилофоны. Вьетнамский бамбуковый ксилофон «чынг» состоит из полых стеблей различного размера, свободно связанных верёвкой. Ксилофон подвешивают к стойке.
При ударе двумя мягкими деревянными палочками по бамбуковым трубкам, подобранным в определённой звуковой последовательности, одновременно могут звучать один и два голоса в оригинальном ладу.

Орган. Единственный в мире орган из бамбука находится на Филиппинах. Европейский священник Диего Сера де ла Вирген дель Кармен, приехавший в 1816 г. в Манилу, был инициатором постройки этого удивительного инструмента, на котором играют по наши дни.
Сооружение органа продолжалось восемь лет из-за того, что многое, если не все, приходилось делать впервые и проводить различные эксперименты с материалом.

С недавнего времени ежегодно в городке Лас-Пинас, входящем в Большую Манилу, проходит международный фестиваль органной музыки. Он так и называется - Бамбуковый.

Последний в этой статье музыкальный инструмент это Шё (Sho). Он мало распространен, в основном, встречается в Японии. Изготовлен из 17-ти тонких бамбуковых и тростниковых трубок, связанных в пучок. Его звучание напоминает звучание органа, но, конечно, оно не такое мощное.

Изготовление панфлейты довольно сложное дело, но пусть это вас не пугает. Мы поможем вам в этом своими советами.

Первая проблема, с которой вы сразу сталкиваетесь - это материал. Эксклюзивные инструменты сделаны из бамбука и стоят очень дорого, потому что бамбук берется высокого качества. Чрезвычайно сложно подобрать бамбуковые трубочки, которые бы равномерно сужались, да еще были бы абсолютно круглые. С деревом в этом отношении проще - его достаточно грамотно обработать. Что касается пластика, то здесь встает нелицеприятная проблема - в продаже предлагаются трубы только строго определенного диаметра. В идеале, каждая трубка панфлейты должна быть индивидуальна по размерам – в этом и заключается неповторимость этого инструмента.

Мы предлагаем вашему вниманию несколько советов по изготовлению деревянных панфлейт:

Глиняная панфлейта

При желании можно изготовить панфлейту из глины. Представим вашему вниманию несколько вариантов изготовления инструмента:
  1. Из куска густой глины лепят флейту. Затем при помощи палочки делают в ней отверстия. Этот способ отличается простотой, но подходит только для очень маленьких и «высоких» инструментов.
  2. Сначала изготавливают набор палочек. Они должны соответствовать по форме внутренним поверхностям каналов в панфлейте. Эти палочки делают чаще всего из воска. Затем палочки скрепляют за непокрытые воском кончики. Дальше эту конструкцию покрывают глиной, то есть, изготавливают саму панфлейту вокруг уже собранных вместе отверстий. При обжиге воск плавится и вытекает из глины.
  3. Крутой глиняный замес оборачиваем вокруг отдельной палочки. Затем обернутые глиной трубки прижимаем друг к другу и обжигаем. Получается флейта.
  4. Готовят очень жидкую глину. Делают отдельные палочки, потом эти трубки макают в глину. Макать надо несколько раз. В результате, слой за слоем, набирается нужная толщина и панфлейта готова.

Вот те основные способы изготовления панфлейты, которые известны среди любителей и, надеемся, пригодятся и вам. Желаем удачи!

Статья написана Робертом Е. Крамером

Материалы:

1 пропановый или бутановый факел или костер для нагрева металлического стержня
1 стальной стержень примерно 1/2" в диаметре
1 перчатка для работы с печью или жесткая ткань
1 хорошо наточенный режущий предмет типа ножовки
1 жирнопишуший карандаш или волшебный маркер
1 тонкая листовая наждачная бумага
1 старое 1/4" сверло
1 плоскогубцы
1 старая бамбуковая удочка
1 линейка
Льняное масло и тряпка

Изготовление

Отрежьте от конца старой удочки отрезок бамбука примерно от 45,7 см до 50,8 см в длину, диаметром где-то между 1,9 см и 2,54 см. Убедитесь, что вы отрезали бамбук так, чтобы один конец оставался заблокированным волокнистым материалом, что заполняет бамбук между секциями (см. рис 1).

Отмерьте и отметьте точку диаметром 2,54 см от закрытого конца бамбуковой трубочки. Далее отметьте расстояние в 15,24 см от вашей первой отметки, затем сделайте еще пять отметок на расстоянии 2,54 см друг от друга. Когда вы закончите у Вас должно всего получиться семь отметок (см. рис. 2).

Следующий ваш шаг заключается в использовании стального стержня (диаметр – 1,27 см), чтобы сжечь ненужный волокнистый материал. Чтобы это сделать, нагрейте один конец стального стержня до красного каления. *ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ* - НЕ ЗАБУДЬТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЧАТКУ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕЧЬЮ ИЛИ ЖЕСТКУЮ ТКАНЬ, КОГДА БУДЕТЕ ДЕРЖАТЬ НЕНАКОЛЯВШИЙСЯ КОНЕЦ СТЕРЖНЯ, ТАК КАК ОН ТОЖЕ ОЧЕНЬ НАГРЕЕТСЯ . Когда стержень нагреется, вставьте его в открытый конец бамбуковой трубки и приложите умеренное усилие, чтобы прожечь слой волокна. Не забудьте оставить последний слой волокнистого материала (на закрытом конце) в целости (см. рис. 3).

Далее вам необходимо нагреть сверло (диаметр - 0,635 см) до красноты. Используйте плоскогубцы, чтобы держать сверло и прожигать отверстия в тех местах, которые вы отметили. Не просверливайте отверстия в бамбуковой трубке при помощи дрели, так как это может привести к трещинам на бамбуке (см. рис. 4).

Возьмите кусок тонкой наждачной бумаги размером около 7,62 x 7,62 см и скрутите его. Используйте скрученную наждачную бумагу, чтобы удалить черный обгоревший бамбук из и около отверстий, что вы прожгли. Также вы можете использовать наждачную бумагу для расширения игрового отверстия. Это поможет легче извлекать звук, не только не сделайте отверстие слишком большим (см. рис. 5).

Протрите законченную флейту тряпочкой, смоченной льняным маслом. Закройте оставшиеся шесть отверстий указательным, средним и безымянным пальцами каждой руки. Подуйте в звуковое отверстие (ближайшее к концу – прим. переводчика ) так, как если бы вы пытались извлечь звук, дуя в стеклянную бутылку от кока-колы. Продолжайте пробовать пока не получите ровной ноты. Теперь вы можете убрать один палец, чтобы получить другой звук. Экспериментируйте и практикуйтесь. Удачно вам поприкалываться!!!

© Copyright 1998 Backwoods Home Magazine
© Перевод 2004 Парфёнов Алексей

Наверняка наши далекие предки часто слышали, как в стволах высохших деревьев гудит ветер. Отсюда им и пришла мысль самим сделать что-то подобное, чтобы радовать слух прекрасными звуками и наслаждаться ими. Так появилась бамбуковая флейта .

Наиболее подходящим материалом для ее изготовления являются бамбук и тростник - они представляют собой готовые трубки, поскольку их стволы внутри полые. Достаточно только обработать материал, чтобы получить законченный инструмент.

Наиболее распространена в Китае и Японии, поскольку именно там это растение встречается чаще всего. А в Центральной Америке флейты издавна изготовлялись из тростника.

Существует несколько основных типов флейт из бамбука.

Китайская традиционная продольная длинная бамбуковая флейта: сяо. В верхней ее половине расположены свисток и шесть игровых отверстий. Сверху корпус флейты закрыт пробкой, и в нем был сделан небольшой срез. Такая конструкция свистка позволяет извлекать плавающий, нежный и мягкий звук, подобный китайской речи. От китайской сяо произошла известная японская флейта сякухати.

Название «сякухати» появилось не случайно. В переводе «сяку» означает фут, а «хати» – восемь. 1,8 японских футов или 54,5 сантиметров - это стандартная длина того варианта флейты, которая появилась в Японии из Китая. Такой инструмент имел 6 игровых отверстий и назывался гагаку сякухати.

В XII веке появился новый вид - тэмпуку сякухати. Он имел иную форму отверстия, был длиннее и тоньше классической сякухати и имел 5 игровых отверстий. Затем, в XVII веке, появилась еще одна форма - хитоегири. Она состояла из одного колена бамбука, тоже имела 5 игровых отверстий, но в отличие от своего предка просуществовала недолго. В XVIII веке она уже практически не встречалась. Еще одна из наиболее распространенных форм - фукэ сякухати. Для нее был характерен утяжеленный расширяющийся конец.

Также имелось множество менее известных видов, отличающихся количеством отверстий, размерами и формой.

Для игры на сякухати применяется особая техника дыхания и движений головы. С ее помошью достигается эффект амплитудного и частотного модулирования звука.

Более того, ее звучание создает неповторимую гармонию сочетания мелодии и едва уловимой вибрации инструмента. Это заметили еще в древние века, и стали использовать бамбуковую флейту для восстановления нормального движения внутренней энергии ци по меридианам тела. Это благотворно действует на организм, восстанавливая и укрепляя здоровье.

Известный средневековый деятель культуры Японии Преподобный Иккю Содзюн (1394-1481), настоятель крупнейшего столичного храма Дайтокудзи, живописец, каллиграф, поэт, философ и религиозный реформатор, сравнивал игру на сякухати со звуковой атмосферой церемонии чаепития. Шум в закипающем котелке, бульканье воды - все это позволяет создать ощущение гармонии и чистоты. То же самое происходит при игре на сякухати. Тогда человеческое дыхание, выйдя через простую бамбуковую трубку из самой глубины души, способствует достижению просветления.

Традиционно сякухати изготавливается вручную из бамбука определённого сорта. Сначала нижняя часть ствола с корешками небольшой длины прогревается на слабом огне, и за счет выделения натуральных масел ствол изменяет свою окраску с зелёной на светло-коричневую. Затем высушенный в течение недели бамбук выдерживают в тёмном месте в течение трёх – шести лет.

После этого отрезают корневую часть, снова прогревают и разрезают на две половины, чтобы убрать перегородки, зачистить внутреннюю поверхность и высверлить игровые отверстия. Кроме того, для более высокого качества звучания ствол покрывается изнутри смесью, состоящую из очень мелкого песка тоноко и лака уруси. Окончательно внутренняя поверхность покрывается несколькими слоями лака. Каждый изготовленный таким способом инструмент обладает присущими только ему особенностями звука.

В центральной Америке распространена тростниковая флейта - кена. Считается, что первоначально она появилась в Андах, на территории нынешних Перу и Боливии. Самый древний экземпляр такой флейты, известный в настоящее время, имеет возраст более 10 тысяч лет.

Согласно легенде, первую кену сделал человек, потерявший свою возлюбленную. В качестве материала он использовал берцовую кость своей любимой, чтобы звучание инструмента всегда напоминало ему голос и плач ушедшей невесты.

Размеры, количество игровых отверстий и формы тростниковых флейт могут сильно различаться, как и у бамбуковых. Самый распространенный вид имеет длину около 30-35 сантиметров. На верхнем конце имеется небольшой вырез, играющий роль мундштука.

Кену чаще всего делают из тростника, но используют и другие материалы: бамбук, дерево, глину, редко - камень. В древности ее также делали из берцовых костей ламы. Кена широко распространена до сих пор, но сейчас практически всегда используют именно классические тростниковые варианты.

Материалы:

  • Газовый факел или костер для разогрева металлического стержня;
  • Стальной стержень диаметром минимум 12 мм;
  • Прихватка или тяжелая ткань;
  • Ножовка по металлу с частыми зубьями;
  • Маркер;
  • Лист наждачной бумаги с мелким зерном;
  • Старое сверло диаметром 6мм;
  • Плоскогубцы;
  • Старая бамбуковая удочка;
  • Рулетка;
  • Льняное масло и тряпка.

Инструкция:

Вырежьте кусок бамбука, длиной как минимум 45-50 см, и диаметром 20-25 мм от нижней части старой бамбуковой удочки. Не забудьте отрезать его так, чтобы оставить один конец закрытый перегородкой между секциями. (см. рис.)


Отмерьте и отметьте место на расстоянии 25мм в конце закрытой части бамбука. Отмерьте расстояние в 150мм от первой отметки и сделайте еще пять отметок с отступами в 25 мм. Когда закончите, у вас должно получится в общей сложности семь отметок. (см. рис.)


На следующем шаге вам надо использовать 12 мм прут, чтобы прожечь ненужные перегородки и вычистить бамбуковую флейту от ненужных волокон. Для этого нагрейте один конец стального стержня, пока он не покраснеет. * ВНИМАНИЕ * - обязательно пользуйтесь прихваткой или тяжелой тканью, когда будете держать другой конец стержня, так как он будет очень горячим. Когда стержень накалится, вставьте его в открытый конец бамбука и слегка надавите, чтобы прожечь перегородки. Обязательно оставьте последнюю перегородку (конец флейты) (см. рис.)

Далее вам нужно нагреть 6мм сверло. Используйте плоскогубцы, чтобы сделать это и прожечь отверстия в местах, которые вы отметили. Не высверливайте отверстия в бамбуке, так как он лопнет (см. рис.)


Возьмите кусок наждачной бумаги мелкой зернистости, размером около 7смХ7см и сверните ее. С помощью свернутой наждачной бумаги удалите угли бамбука со всех прожженных отверстий. Вы также можете использовать наждачную бумагу, чтобы расширить отверстие для дутья. Это позволит проще получать звук, но убедитесь, что не сделали отверстие слишком большим.

Покройте флейту слоем льняного масла. Поместите на 6 отверстий по три пальца каждой руки. Подуйте во входное отверстие (возле закрытого конца флейты) под углом. Попрактикуйтесь пока не получите постоянный тон. Теперь вы можете убрать палец, чтобы получить другой звук. Если будет плохо получаться можете попробовать потренироваться на пустой бутылке. Пробуйте дуть внутрь бутылки коснувшись нижней губой горлышка. Тот же самый принцип используется и при извлечении звука из флейты. Не расстраивайтесь если у вас сразу не будет получаться. Игра на флейте требует определенного навыка.