Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Женщины, без которых не было бы октябрьской революции.

Женщины, без которых не было бы октябрьской революции.

Думаю, имена Клары Цеткин и Розы Люксембург нынешней молодежи известны лишь по названиям улиц в районе столичных "хрущевок". Те, кто успел поучиться в советской школе и институте, знают их как пламенных революционерок. Именно Кларе Цеткин приписывают авторство одного из любимейших праздников — Международного женского дня 8 Марта. Правда, тогда у него был несколько другой посыл: бороться против несправедливости и за равные права угнетенных женщин. Я была уверена, что эти женщины, яростно боровшиеся за равноправие полов, были оголтелыми феминистками и мужененавистницами. Однако личная жизнь этих и других женщин-революционерок начала прошлого века была не менее бурной, чем их политическая деятельность.

Obozrevatel.com

Дикая Клара

Клара Цеткин (урождённая Эйсснер)- немецкий политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин - родилась 5 июля 1857 года в саксонском городе Видерау в семье немца-учителя приходской сельской школы. Образование получала в частном педагогическом учебном заведении в Лейпциге, где сблизилась с социал-демократами, в числе которых был и её будущий муж Осип Цеткин, политический эмигрант из Одессы. Родители были в шоке от революционных увлечений дочери и даже хотели посадить ее под домашний арест, но Клару было не удержать.

Девушка безумно влюбилась в некрасивого, но харизматичного революционера. Всего-то на четыре года старше, но уже столько успел повидать, восхищалась она и слушала, открыв рот, красочные разглагольствования о всеобщем равенстве и братстве. Однако Осип не хотел принимать любовь молодой девушки, объясняя это верностью идеалам революции. Но "дикая" Клара (именно так окрестили ее друзья за горячность) с присущим юности пылом упорно добивалась своего.

Они стали жить вместе во Франции, куда Осипа выслали из Германии, а Клара, вынужденная также покинуть родину после введения Отто фон Бисмарком "Исключительного закона против социалистов", выполняла партийные задания в Австрии и Швейцарии. Осип перебивался случайными заработками, но трудности Клару не пугали. С разницей в два года она родила двоих сыновей — Максима и Костю. В это же время она сменила девичью фамилию на Цеткин. Жили бедно, Осип публиковался за гроши в левых газетах, а Клара давала уроки и стирала бельё у богатых. Ей было всего 32, когда Осип умер от туберкулеза.

В мужьях Клары - Осипе ЦЕТКИНЕ (на фото в круге) и Георге Фридрихе ЦУНДЕЛЕ - улавливается внешнее сходство (obozrevatel.com)

После смерти мужа Клара с детьми вернулась в Германию. Поселилась в Штутгарте, где получила должность ответственного секретаря газеты немецких работниц "Равенство". Там она познакомилась с 18-летним художником Георгом Фридрихом Цунделем, вдвое моложе нее. Изголодавшаяся по любви 36-летняя женщина воспылала страстью к юноше.

Возможно, Георг рассчитывал лишь на необременительные отношения, но Клара смогла удержать его. Они поженились, и их брак был вполне счастливым, но после 20 лет совместной жизни Георг попросил развод: он влюбился в юную Паулу Бош — дочь основателя известной теперь на весь мир компании по производству бытовой техники. Художник мечтал жениться на возлюбленной, но жена не отпускала его. Хотя и понимала, что в свои 58 уже не представляет интереса для 40-летнего мужчины.

Клара Цеткин с лучшей подругой и соратницей Розой Люксембург (bundesarchiv.de)

Накануне, в 1907 году, она получила удар от лучшей подруги: 22-летний сын Константин стал любовником 36-летней Розы Люксембург. Клара не могла простить это подруге, некоторое время они были в ссоре. Но когда Георг бросил Клару, а сын Константин в это же время бросил Розу, общее горе их опять сблизило. Имя подруги было последнее, что она произнесла перед смертью в 1933 году в Архангельском близ Москвы.

Цеткин была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Бедная Роза

Пятый, младший ребенок в семье зажиточных польских евреев, Розалия Люксембург была самой невзрачной. Непропорциональная фигура, маленький рост, да еще и хромота из-за врожденного вывиха бедра. Она была любимицей всей семьи, но все равно выросла с кучей комплексов. Возможно, это и заставило ее уйти в политику. Там в ней видели не женщину, а умного и надежного товарища.

В 1890 году 19-летняя Роза знакомится с эмигрантом из Литвы Лео Йогихесом (подпольная кличка Ян Тышка). Он был очень красив и пользовался успехом у женщин. Не удивительно, что юная девушка без памяти в него влюбилась, она готова была забыть о социал-демократии и революции, стать верной и покладистой женой. Но Лео, благосклонно принявший ухаживания очередной поклонницы, сразу осадил Розу: он сторонник свободных отношений, а брак — это пережиток буржуазного прошлого. Только через 16 лет она нашла в себе силы порвать с Йогихесом.

Потерпев фиаско на любовном фронте, Роза с головой ушла в работу. Активная деятельность не раз приводила к тому, что она оказывалась за решеткой. Известно, что на одном из процессов ее защищал юрист Пауль Леви, которого Люксембург соблазнила, адвокат был моложе ее на 12 лет.

Последней любовью Розы стал сын лучшей подруги и соратницы Клары Цеткин Костя. 14-летняя разница в возрасте поначалу их не смущала. 22-летнего Костю вдохновили пламенные речи Розы, а ей казалось, что в свои 36 она, наконец, обрела женское счастье. После пяти лет бурного романа Костя решил порвать отношения. Роза, со свойственным ей напором, пыталась удержать возлюбленного. Давила на него, подключила и Клару, которая встала на сторону подруги, однако Костя все равно ушел к другой. А Роза, окончательно разочаровавшись в мужчинах, полностью посвятила остаток жизни политике.

Жертвенная Надя

Рядом с человеком, который разделил в начале 20 века мир на две части, было два женских имени: Надежда и Инесса. Первая была женой, вторая - возлюбленной.

bashvest.ru; leftinmsu.narod.ru

Надежде Крупской было 25 лет, когда она познакомилась с Владимиром Ульяновым. По меркам того времени - уже старая дева. Оба красотой не блистали. Ильича за раннюю лысину товарищи прозвали Стариком, а грузную, с тяжелыми чертами лица и выпуклыми рыбьими глазами Надю (вследствие базедовой болезни) — Рыбой. Сам Ленин обращался к будущей супруге более ласково — Минога.

Будучи сосланной за революционную деятельность на три года в Уфу, Надежда написала прошение об отправке ее в Шушенское, где находился Владимир. Мотивируя просьбу, она назвалась невестой ссыльного Ульянова. На письменную просьбу Ульянова выйти за нее замуж (иначе им бы не разрешили видеться), Надежда ответила: "Ну что ж, замуж - так замуж". В Шушенское она привезла свою мать и... зеленую керосиновую лампу, свадебный подарок будущему мужу. К моменту брака ей исполнилось 29 лет.

Родня Ульянова приняла новоявленную невестку в штыки. Не о такой жене для любимого сына мечтала деспотичная Мария Александровна. Надя в ее представлении была скучной старой девой. Старшая сестра Владимира Анна в своих язвительных письмах особо подчеркивала "выразительность селедочных глаз" невестки. Все это огорчало и обижало молодую жену. Но постепенно ее преданность и любовь к мужу сгладили шероховатости в отношениях с родными.

Трудно сказать, любили ли они друг друга. Скорее, это был брак по расчету, они великолепно подходили друг другу: она была счастлива служить делу революции, которую олицетворял ее муж, а он приобрел надежного и преданного революционной идее товарища.

Однако в 1909 году их размеренный брак "дал трещину" - в Париже, куда супруги эмигрировали, Ленин влюбился в Инессу Арманд, дочь французского певца Теодора Стеффена и актрисы Натали Вильд. Инесса сразу понравилась Владимиру Ильичу и Надежде Константиновне. Как писала Крупская, "в доме светлело, когда Инесса приходила". Постепенно Инесса становится тенью четы Ульяновых - секретарем, переводчиком, домоправительницей, другом.

Инесса была неординарной женщиной. Может быть, и не красавица в строгом смысле слова: у нее были правильные черты лица, густые пепельные волосы, стройная фигура и лучистые зеленые глаза, но лицо немного портил длинный нос, похожий на птичий клюв. Однако непреодолимое обаяние, исходивший от нее свет, энергичность, доброжелательность и жизнерадостность покоряли всех.

Бездетному браку Ленина и Крупской было уже 11 лет. Инессе был 31 год, она пережила двоих мужей и имела пятерых детей. Крупская и Арманд были абсолютной противоположностью друг другу. Трудно было найти более разных по характеру, внешности и темпераменту женщин. Надежда Константиновна — уравновешенная и покладистая, Инесса, наоборот, — очень эмоциональна и порывиста. Крупская была согласна с мужем во всем, Инесса же вступала в дискуссии с Лениным по многим вопросам, в которых демонстрировала свои более радикальные взгляды, проповедуя принципы свободной любви.

Крупская ненавидела готовить и вести домашнее хозяйство, и вместо шумных компаний предпочитала уединение. Из-за болезни она не могла иметь детей и очень страдала по этому поводу, а темпераментная Инесса имела пятерых детей от двух скоротечных браков, пару любовников, прекрасно вела домашнее хозяйство и при этом оставалась душой любого общества. Остается догадываться, что с Крупской Ленину было уютно, но стало безнадежно скучно. С Инессой же он неожиданно для себя открыл новый мир, полный страсти и наслаждения.

Для Надежды эмиграция в Париже стала самым тяжелым периодом, она была умной женщиной и все прекрасно видела и все понимала. В частности, то, что Владимир Ильич уделяет Инессе гораздо больше времени, чем ей в первые годы брака. Он часами мог беседовать с Инессой, слушать, как она музицирует или читает вслух, или просто, сбежав ото всех, бродить по польским лугам, взявшись за руки.

Крупская терпела, даже удалялась куда-то на момент их свиданий. И это в эмигрантской среде было общеизвестно, как и то, что она даже помогала найти квартиру любовникам, когда они поженятся. Одному Богу известно, что было внутри у этой жертвенной и терпеливой женщины. Сама она говорила, что главное для нее - "чтобы Ильичу лучше было". И все же в какой-то момент Крупская не выдержала, предложила мужу развестись. После долгих терзаний Владимир Ильич сделал выбор: он остается с женой, а смыслом жизни для него отныне становится работа. Надо полагать, что Ленин не смог не оценить то, что Надя полностью посвятила себя его жизни, его делу.

Встречи с Арманд стали редкими. Правда, Владимир Ильич писал довольно часто записки Арманд, справлялся о здоровье ее и ее детей, посылал продукты, покупал ей калоши, отправлял на Арбат своего личного врача для лечения заболевшей Инессы (у Арманд был туберкулез). В феврале 1920 по рекомендации Ленина она отправилась вместе с заболевшим туберкулезом сыном в санаторий на юг, чтобы поправить здоровье. Там Инесса заразилась холерой и умерла.

Ленин был глубоко потрясен смертью любимой женщины. По воспоминаниям современников, его невозможно было узнать на похоронах: он шел с закрытыми глазами и казалось вот-вот упадет. Многие считают, что смерть Инессы Арманд ускорила смерть и самого Ленина. Урна с прахом Арманд была захоронена в Москве в Кремлевской стене в ноябре 1920. Заботу о ее детях взяла на себя Надежда Крупская.

Когда умер Ленин, Крупская попросила захоронить останки ее супруга совместно с прахом Инессы Арманд. Это было посмертным признанием их любви, но Сталин предложение отверг, превратив тело Ленина в мумию…

Исполнительница покушения на Ленина.

Родилась на Украине в религиозной еврейской семье, которую оставила, увлекшись идеями анархизма. Работала белошвейкой, влюбилась в налетчика Виктора Гарского, вместе с ним готовила покушение на киевского генерал-губернатора. Бомба взорвалась раньше времени, повредив ей зрение. После ареста на допросах молчала. Ей было 16 лет, поэтому казнь заменили Акатуйской каторгой. Там эсерка Мария Спиридонова подарила ей свою шаль. Фанни освободилась только через 9 лет, почти ослепнув. Ей сделали операцию в харьковской глазной клинике. На вокзале она столкнулась с Виктором, договорилась о свидании и продала шаль, чтоб купить душистое мыло. Но после страстной ночи Виктор сказал, что не любит ее. Год спустя она (по своей инициативе или по поручению эсеров) ранила выступавшего на заводе Ленина. 28-летнюю террористку расстреляли, тело облили бензином и сожгли в бочке.

Ее черты: верность, непреклонность, фатализм, терпение, упорство.

Инесса Арманд (1874–1920)

Революционерка, феминистка, мать пятерых детей.

Родилась во Франции в семье оперного тенора, после его смерти переехала в Москву к тете: та учила музыке детей фабриканта Арманда, за сына которого Инесса позже и вышла замуж. Но, родив четверых детей, заинтересовалась социализмом, влюбилась в младшего брата мужа, Владимира (разделявшего ее интересы), и пятого ребенка родила от него. С мужем не развелась, он продолжал поддерживать ее, в том числе вызволяя из ссылок, куда ее не раз отправляли. Владимир умер от туберкулеза. Знакомство Инессы с Лениным в 1910 году в Париже переросло в роман. Расставшись, они остались друзьями и в Россию вернулись втроем с Крупской в 1917 году в «пломбированном вагоне». У Арманд был диплом экономиста, она боролась за равную оплату труда женщин и свободу от быта. Очень уставала, поехала лечиться в Кисловодск, на обратном пути заразилась холерой и умерла в 46 лет.

Ее черты: нежность, любопытство, бескорыстие, ум, преданность.

Александра Коллонтай (1872–1952)

Первая в мире женщина-министр, посол, пропагандистка свободной любви.

Дочь полковника генштаба, владела семью языками. Вышла замуж против воли родителей, родила ребенка, развелась, уехала за границу, где познакомилась с Лениным. До 1917 года налаживала связи с социал-демократами, была любовницей двух видных революционеров, бросила обоих: один был женат, другой слишком хотел жениться на ней. Продвигала теорию «стакана воды»: секс прост, как утоление жажды; осуждала «буржуазную» ревность, но бросила второго мужа (моложе нее на 17 лет), узнав об измене. В 1917–1918 годах занимала пост наркома. С 1922 года представляла СССР в странах Скандинавии. Там завела роман с французским коммунистом младше нее на 21 год, но порвала с ним по требованию правительства. После инсульта в 1945 году завершила карьеру. Умерла в 79 лет.

Ее черты: решительность, влюбчивость, наблюдательность, свободолюбие, дерзость.

Надежда Крупская (1869–1939)

Верная жена «вождя мирового пролетариата».

Дочь поручика и гувернантки, не имела высшего образования. Преподавала в вечерней школе для рабочих. Подруга представила ей молодого марксиста Владимира Ульянова, которому сама отказала. Оба были отправлены в ссылку в Шушенское, где и поженились. Крупская не умела готовить, хозяйство вела ее мать. В эмиграции Надежда редактировала статьи мужа, вела переписку, преподавала в партшколе. Не отличаясь красотой, не обиделась, получив от мужа конспиративные прозвища «Рыба», «Минога». Сама предложила Ленину и Арманд свободу, но муж остался с ней. Перенесла операцию по поводу Базедовой болезни. Крупская, одна из авторов советской системы образования, выступала против гонений на детей «врагов народа». Заново научила говорить перенесшего инсульт Ильича. Умерла в 70 лет от перитонита.

Ее черты: самоотверженность, преданность, скромность, высокая работоспособность, заботливость.

Определите, какие чувства вызывают у вас эти женщины:

Преимущественно восхищение, желание быть в чем-то похожей на них или общий душевный подъем.

Преимущественно тревогу, страх, раздражение, возмущение, жалость или плохо поддающийся описанию эмоциональный дискомфорт.

Фанни Каплан

+ Вас привлекают непреклонность, готовность отстаивать идеалы и противостоять мощным внешним силам. Вы чувствуете, что не способны на подобное, или считаете, что именно так нужно проявлять себя, если потребуют обстоятельства. Возможно, однажды вы не смогли двигаться в желаемом направлении, не получив поддержки извне, и выбрали подстроиться под ожидания окружения, а не cделать по-своему. Отступили из страха остаться в одиночестве. Или же вы считаете себя опытным борцом по призванию.

Героиня – ваша противоположность: вы не проявите непреклонность, если высок риск неудачи, не совершите радикальных поступков даже ради желанных целей. Или вы считаете, что за ее действиями стоят внушаемость, максимализм, инфантилизм. Возможно, для вас важны те ценности, которыми Фанни пренебрегала (семья, религиозная традиция...), и вы недоумеваете: как можно принести их в жертву, ввязываясь в опасные авантюры.
Или вы гордитесь гибкостью своих взглядов, умением «выжать лучшее» из обстоятельств и смиренно принять результат.

Инесса Арманд

+ Имея все возможности прожить счастливую и спокойную семейную жизнь, она занялась «большой политикой». Ее тесное сближение с Лениным может вызывать различные реакции, несмотря на теплые слова жены вождя в статье памяти Арманд («В доме светлело, когда Инесса приходила»). Вас восхищает ее готовность включиться в жизнь и быть неравнодушной даже на исходе собственных сил. Вы склонны видеть в ее истории проявление силы духа, независимо от того, какие именно добродетели героини вас трогают больше всего.

Приоритеты или личные качества героини не находят у вас положительного отклика. Возможно, вы относитесь к событиям своей жизни с меньшей горячностью или даже цените в себе железное самообладание, позволяющее трезво анализировать обстоятельства и регулировать свой пыл. Быть может, в мотивах решений и поступков героини, какими они вам представляются, вы находите те, которые не соответствуют вашей личной этике или непонятны вам. Но помните, что внимание к «непонятным» порывам чужой души – это возможность открыть нечто еще не освоенное в себе.

Александра Коллонтай

+ Вам кажется, что эта историческая личность совсем на вас не похожа или, наоборот, обладает теми чертами, которые вам в себе нравятся, но у нее выражены более ярко. Может быть, ваш талант, который ждет подпитки, – быстрая адаптация к новым условиям, готовность действовать, выражать и воплощать намерения и взгляды. Вам свойственно экспрессивное и честное проявление себя в общении, принятие и тонкое знание своих эмоционально-чувственных состояний. Хотя возможно, вы считаете, что обладаете не свойственными героине качествами, интенсивность которых вам хотелось бы в своем характере уменьшить. Например, испытываете досаду, когда застенчивость не позволяет отстоять замыслы перед лицом повседневных обстоятельств или под чьим-то напором. Или сдержанность чувств заставила отступить при попытке познакомиться с интересным вам человеком.

Прославленная революционерка является носительницей тех качеств, которые вы в себе не поддерживаете. Вы сознательно и планомерно воспитываете свою личность, следуя тем ценностям, которые исключают проявление ее черт характера. Возможно,
вы стараетесь не доводить чувства до накала, выбираете более привычные и спокойные условия, предпочтя их ситуациям, которые обрекут вас на «лишние» приключения и непривычный для вас опыт. Может быть, вы знакомы с содержанием взглядов героини (например, на вопросы любви и сексуальности), и тогда не только суждения о ее личности, но и идеи Коллонтай могут подогревать ваши реакции, указывая на то, что эти темы в настоящее время очень значимы для вас.

Надежда Крупская

+ Продуктивность, преданность, приверженность делу, насыщенная событиями и свершениями жизнь, страсть к тому, чем занимаешься, полная самоотдача, а также (или) стремление вкладываться в семейные ценности могут вызывать восторг. Современники не считали Надежду Крупскую красавицей, но ценили ее ум, педагогический талант и трудоспособность. Можно уважать и ее «женскую мудрость», позволившую ей распознать мужчину с большим потенциалом, которому она смогла стать верной незаменимой спутницей. Что бы ни пленило вас в ее образе, используйте свое восхищение как подсказку – какие ваши сокрытые таланты ищут воплощения.

Что-то в характере Крупской действует на вас как на быка красная тряпка. Возможно, выбор покорного служения партнеру или делу вызывает у вас большой внутренний протест. Самоотверженность идет вразрез с сегодняшними трендами, диктующими умение балансировать между общественным и личным, обязательствами и удовольствиями. Реализация навыков «здорового эгоизма» вряд ли занимала великую жену, посвятившую себя чему-то вне себя – супругу, интересам страны. Ее жизненный стиль может легко ассоциироваться с потерей свободы во имя взятых на себя обязательств и выбранных приоритетов. Особо острые эмоции возникают, если ваша семейная история склоняла вас к тем или иным формам жертвенности и почитания, терпению, притом что вы так и не смогли эти взгляды искренне присвоить, перенять.

Революционный держите шаг!

Определив, в чем ваше сходство и различие с выбранной героиней, вы можете продвинуться в саморазвитии еще дальше. Психолог Мария Долгополова предлагает для этого два шага.

Шаг 1. Назовите качества, которыми вы восхищаетесь. Вспомните даже незначительные случаи, когда вы их проявили. Развивайте свой потенциал: создавайте условия, в которых вам потребуется проявить эти качества, постепенно увеличивая уровень сложности. Не ругайте себя, если не получилось сразу, может, ваши навыки еще недостаточно сильны.

Шаг 2. Придумайте совет, который помог бы героине достичь важных целей или прожить более благополучную и счастливую жизнь. А теперь сделайте из него противоположную рекомендацию и обратите ее к себе. Например, совет «проводить больше времени с близкими» означает, что вам полезно осваивать уединение
и самостоятельность.

В 2017 году исполняется 100 лет двум великим русским революциям - Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической. «Апрель» рассказывает о женщинах, которые самым непосредственным образом повлияли на ход российской истории.

1. Надежда Крупская

«Первая леди» русской революции Надежда Крупская начинала, как и многие её единомышленники: занималась обучением рабочих в вечерней школе, вела пропаганду, участвовала в марксистских сходках. На одной из подобных встреч в 1894 году она и познакомилась с будущим вождем русских якобинцев.

В 1895 году, Ульянова, Крупскую и других членов новообразовавшегося «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» арестовали и после многомесячного тюремного заключения выслали подальше из столицы. Ленина командировали в село Шушенское, в Сибири.

Надежде, которая по предписанию суда должна была отправиться в Уфу, разрешили поехать вслед за возлюбленным. Правда, уже в 1898 году власти поставили условие: либо молодые венчаются, как положено по закону - в церкви, либо Крупская едет в Уфу. Ленин не хотел расставаться со своей Наденькой. Так и поженились.

С тех пор Крупская сопровождала Ильича во всех его ссылках и эмиграции, работала секретарем ЦК партии и личным секретарем вождя международного пролетариата, занималась переводами, преподаванием, участвовала в работе партийной прессы.

После Октябрьской революции Крупская взяла на себя вопросы коммунистического воспитания детей, была главой Главполитпросвета и разрабатывала методики работы пионерской организации, комсомола и союза рабочей молодежи. После кончины вождя Надежда Константиновна занималась культурно-просветительской работой: инициировала открытие музеев, писала книги об истории партии и Ленине, а также труды по педагогике.

В 30-е годы, оставаясь членом Центрального исполнительного комитета СССР, Крупская критиковала руководство партии, пыталась противостоять сталинским методам коллективизации, ходатайствовала за репрессированных и детей «врагов народа», однако всё безрезультатно - реальной власти вдова Ленина не имела. В 1939 году Надежды Константиновны не стало.

«Владимир Ильич мог найти красивее женщину <…>, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…», - писал о Крупской революционер и близкий друг Ильича Глеб Кржижановский.

2. Клара Цеткин

Политическая борьба была у Цеткин в крови. Её дед по материнской линии Жан Доминик входил в число активных участников Французской революции 1789 года, а мать Жозефина Виталь общалась с предводительницами немецкого женского движения Луизой Отто-Петерс и Августой Шмидт.

К моменту знакомства с Лениным в 1907 году Цеткин являлась одним из наиболее ярких представителей радикального крыла Социал-демократической партии Германии. Она активно боролась с ревизионизмом в среде немецких марксистов и выступала в роли главреда партийной газеты для женщин «Равенство».

Мнение Цеткин по ряду принципиальных вопросов расходилось с позицией Ильича. Те же «вопросы пола и брака» Ленин считал недостаточно существенными для того, чтобы делать их предметом главного внимания политического преподавания и просветительской работы в пролетарской среде. Однако, несмотря на это, немецкая революционерка на долгие годы стала одним из самых близких товарищей Ленина по революционной борьбе.

«Владимир Ильич очень любил и ценил Цеткину (написано, как в оригинале - прим. ред.) как страстную революционерку, как марксистку, хорошо глубоко понимающую учение Маркса, как борца с оппортунизмом II Интернационала, и он очень любил говорить с ней «по душам» на те темы, которые его очень занимали, поговорить в тех разрезах, в каких он официально не выступал», - писала в своих воспоминаниях Надежда Крупская.

Посетив Советскую Россию первый раз в 1920-м году, Цеткин с каждым годом все реже и реже бывала у себя на родине. А после поджога Рейхстага в феврале 1933 года, она навсегда покинула Германию, перебравшись в Союз. Скончалась революционерка летом того же года в подмосковном Архангельском.

3. Роза Люксембург

Свою революционную деятельность Люксембург начала еще в 1880-е годы. Спасаясь от преследования официальных властей, в 1889 году Розе пришлось покинуть родную Польшу. Дальше были годы скитаний по Европе, множество арестов и тюремных заключений, и, наконец, Германия, где ей удалось найти поддержку единомышленников и примкнуть к мощному рабочему движению.

В 1906 году увидела свет брошюра Люксембург под названием «Массовая забастовка, партия и профсоюзы», посвященная опыту Первой русской революции. Этот текст получил высокую оценку Ленина. Уже год спустя на съезде Второго интернационала Люксембург вместе с Ильичем внесла ряд поправок в резолюцию Бебеля об отношении к милитаризму. Немецкая социалистка и будущий вождь мирового пролетариата сошлись во мнении, что в случае начала войны необходимо использовать порождаемый ею кризис для свержения господства буржуазии.

Война, как известно, началась. В годы Первой мировой Люксембург возглавляла леворадикальную оппозицию немецкой социал-демократии и вела активную агитационную работу, направленную против милитаризма, чем спровоцировала еще ряд арестов.

После заключения мира в 1918 году силами леворадикальных социалистов (Люксембург в том числе) была создана Коммунистическая партия Германии, которая в январе 1919 года поддержала Восстание спартакистов, ставшее одним из ключевых событий немецкой Ноябрьской революции.

Это стало последней каплей в отношениях Розы с правящей верхушкой. Центральный орган СДПГ назначил награду за головы лидеров Компартии. Через три дня после окончания восстания Люксембург убил один из конвоиров, сопровождавших её в тюрьму.

4. Инесса Арманд

Инесса Арманд присоединилась к рабочему движению в начале 1900-х годов. В 1904 году, впечатлившись работой Ленина «Развитие капитализма в России», она вступила в РСДРП и наравне с товарищами по партии участвовала в революционных событиях 1905 - 1907 годов.

С будущим вождем революции Инесса познакомилась не то в Париже, не то в Брюсселе. Между однопартийцами сразу установились близкие, доверительные отношения. Говорят, Ленин даже обращался к ней на «ты» - такой чести прежде удостаивалась лишь супруга Ильича.

Еще при жизни вождя ходили слухи, что подобная перемена в его поведении не случайна. Шептались, что у Ленина с Арманд был роман, что якобы Крупская, видя происходящее, даже предлагала мужу развод. Историки прозвали Инессу «любовницей революции». Так или иначе, ясно одно - соратники по революционной борьбе явно испытывали друг другу теплые чувства.

В эмиграции Арманд вела агитацию среди местного пролетариата и переводила работы Ленина. Кроме того, Инессу интересовал женский вопрос: она написала статью с синонимичным названием, в которой призывала отказаться от традиционных брачно-семейных отношений в пользу большей личной свободы супругов.

В Союзе Арманд возглавляла женский отдел ЦК партии, в 1920 году организовала первую Международную женскую коммунистическую конференцию. Однако активной работе на благо трудящихся мешало слабое здоровье Инессы - сказались издержки революционной борьбы. Поэтому в том же году Ленин решил отправить Арманд в санаторий на Кавказ. Это путешествие стало роковым для Инессы: на обратном пути она подхватила холеру и за два неполных дня угасла.

«Он не мог пережить Инессу Арманд. Смерть Инессы ускорила его болезнь, ставшую роковой…», - писала революционерка Александра Коллонтай.

5. Александра Коллонтай

Александра Коллонтай с юности отличалась независимыми взглядами. Всё началось в 1893 году, когда красавица и генеральская дочка в пику родителям вышла замуж за бедного офицера Владимира Коллонтая, изрядно расстроив всех «перспективных женихов» и воздыхателей (один из них даже застрелился от горя).

Впрочем, этот роман длился недолго. Тогда же в 1890-е годы Шурочка, благодаря знакомству с марксисткой Еленой Стасовой, не на шутку увлеклась социалистическими идеями. Любовь к революционной борьбе оказалась сильнее любви к супругу. В 1898 году, бросив мужа и сына, Коллонтай отправилась на учебу в Швейцарию.

Дальше была череда заграничных поездок, в которых Александра все больше проникалась марксисткой идеологией: как и все партийные, она занималась активной пропагандой среди трудящихся, читала публичные лекции, общалась с представителями рабочего движения Европы.

Во время революции 1905 года Коллонтай познакомилась с Лениным и продолжила заниматься политической борьбой, но уже на более высоком уровне. За годы, проведенные за границей, она успела побывать на нескольких международных социалистических конгрессах, а также совершила две агитационные поездки в Штаты.

Параллельно с этой работой Александра писала публицистику и беллетристические тексты, посвященные образу «новой женщины» - интеллектуально и материально независимой, разносторонней личности, состоящей в равноправных отношениях с мужчинами:

«Буржуазная мораль требовала: все для любимого человека. Мораль пролетарская предписывает: все для коллектива! Эрос займет достойное место среди членов трудового единения. Пора научить женщину брать любовь не как основу жизни, а лишь как способ выявить свое истинное я».

После февральской революции Коллонтай вернулась на родину, где стала членом Центрального комитета партии большевиков. В октябре того же года она заняла пост Народного комиссара общественного призрения. При своем наркомате Александра создала Отдел по охране материнства и младенчества, кроме того, по её инициативе был создан женотдел при ЦК РКП (б).

В 1922 году Коллонтай снова уехала из России - уже в качестве полномочного представителя молодого государства. Говорят, причиной перевода Коллонтай на посольскую должность была её собственная инициатива: она только что рассталась со своим супругом Павлом Дыбенко и нуждалась в перемене обстановки.

Следующие пару десятилетий Коллонтай исполняла обязанности полпреда СССР в Швеции, Норвегии и даже успела поработать в Мексике. В 1945 году за несколько лет до смерти здоровье Александры серьезно пошатнулось, и ей пришлось оставить службу.

6. Мария Спиридонова

Мария Спиридонова примкнула к рабочему движению в начале 1900-х годов, сразу после окончания учебы в гимназии. Девушка была настроена очень радикально: она не просто решила заняться агитпропагандой, а сразу вступила в боевую организацию партии эсеров.

В 1906 году Спиридонова вызвалась осуществить убийство советника тамбовского губернатора Луженовского, создавшего в губернии отделение национально-монархической организации «Союз русских людей» и прославившегося особой жестокостью в усмирении крестьянских волнений.

Убийство произошло на вокзале Борисоглебска. Выпустив в чиновника 5 пуль, Мария, что называется, потеряла голову. Что именно случилось - доподлинно неизвестно. По одной из версий, у неё случилась истерика: девушка бегала по платформе, выкрикивая: «Я убила его!». По другим данным, Спиридонова пыталась застрелиться. «Представление» закончилось в тот момент, когда девушку оглушил прикладом подбежавший казак.

Полицейские, задержавшие революционерку, на допросах жестко избивали её и пытали, а в вагоне, транспортировавшей преступницу в Тамбов, девушку изнасиловали. Суд приговорил террористку к смертной казни через повешение, 16 дней она провела в ожидании экзекуции. Однако в последний момент Спиридонову помиловали: казнь была заменена бессрочной каторгой.

После Февральской революции Мария, как и другие политзаключенные, попала под амнистию. Благодаря своей насыщенной биографии и ореолу «великомученицы», по приезду в Москву она быстро завоевала авторитет среди однопартийцев. Спиридонова стала членом оргбюро левой фракции ПСР, вела пропаганду среди военных и рабочих, призывая к прекращению войны, передачи власти Советам, а земли - крестьянам.

Долгое время её взгляды во многом совпадали с программой большевиков. Однако весной-летом 1918 года Спиридонова резко изменила свою позицию. Она подвергла жесткой критике внешнюю политику Совета народных комиссаров (заключение Брестского мира), а также большевистские методы социализации земли.

«Сначала мы работали рука об руку с большевиками, часто делая уступки в партийных вопросах, чтобы не было разногласий. Но по вопросу о Брестском договоре произошло разногласие… и с этого времени начинаются совершенно другие условия работы», - говорила Спиридонова на пятом Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов.

Впрочем, работать ей не дали. Начиная с осени 1918 года, большую часть времени революционерка провела в тюрьмах. А в 1941 году, когда немцы наступали на Москву, Спиридонову расстреляли.

7. Лариса Рейснер

Ларисе Рейснер с детства было известно, что такое политическая борьба: её отец, профессор права, водил знакомства с лидерами европейского и российского рабочего движения: Карлом Либкнехтом, Августом Бебелем и Владимиром Лениным.

После окончания учебы в гимназии, девушка поступила в Психоневрологический институт и параллельно занялась литературным творчеством. Рейснер писала беллетристику модернистского толка и выпускала журнал «Рудин», призванный «клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни».

После Октябрьской революции Лариса была личным секретарем первого наркома просвещения РСФСР Луначарского, а также трудилась в Специальной комиссии по учету и охране Эрмитажа и музеев Петрограда.

В 1918 году в карьере Рейснер случился крутой поворот: она подалась в разведчики. Отслужив комиссаром разведывательного отряда штаба 5-й армии, девушка получила повышение: её назначили комиссаром Генштаба Военно-Морского флота РСФСР. В 1918 - 1919 годах Лариса активно участвовала в боевых действиях, и в 1920-м году стала сотрудником Политуправления Балтийского флота.

Там же, на флоте, первая женщина-военный политик в истории устроила свою личную жизнь: она вышла замуж за командующего флотилией Федора Раскольникова, с которым позже отправилась налаживать дипломатические отношения с Афганистаном. Все это время Лариса не забывала и о писательском труде: под впечатлением от заграничной поездки родилась книга «Афганистан».

Позже, уже будучи в отношениях с Карлом Радеком, Рейснер побывала в Германии, откуда привезла книгу «Гамбург на баррикадах» и два сборника очерков: «Берлин в 1923 году», «В стране Гинденбурга». Дальше был Донбасс и произведение «Уголь, железо и живые люди».

Бывая в Петербурге все больше наездами, Рейснер тем не менее принимала активное участие в культурной жизни Северной столицы: крутила роман с Гумилевым, дружила с Блоком. Коллеги-литераторы, правда, не особенно жаловали писательницу. Считали, что талант Ларисы несколько уступает её выдающимся внешним данным.

Зимой 1926 года отважная революционерка решила отдохнуть от путешествий и ратных подвигов. К несчастью, московский «отпуск» оказался для неё опаснее всех морских сражений вместе взятых. Рейснер выпила стакан молока и скончалась от брюшного тифа.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Трудности, вызванные войной и падением царского режима, не могли оставить женщин в стороне от революции", - считает профессор Сара Бэдкок

Одним из основных событий 1917 года, приведшим к Великой октябрьской социалистической революции, стала демонстрация петроградских работниц.

23 февраля (8 марта) женщины выступили против голода, войны и царского режима. 100 лет спустя западные историки считают роль женщин в революции недооцененной.

О роли женщин в революции, особенностях русского феминизма и почему важно отмечать Международный женский день в интервью Би-би-си рассказали доцент истории Ноттингемского университета Сара Бэдкок и преподаватель Университета Квинс в Белфасте Кэти Тертон.

Существует мнение, что женщинам в Русской революции 1917 года уделяется недостаточно внимания. Так ли это? Как проявили cебя женщины в революционном процессе?

"В некоторых регионах женщины были более политически активны, чем мужчины"

Сара Бэдкок: В классическом понимании Русской революции центральное место в ней занимают мужчины - Ленин, Керенский, Николай II. Политика, революция и война считались мужским занятием.

Однако это не означает, что женщины не участвовали в революционном движении. Достаточно обратить внимание на избирательное право, которого русские женщины смогли добиться одними из первых в мире.

Следует отметить вклад русских феминисток в революционное движение. В России феминизм приобрел направление "марксистского феминизма", который рассматривал женское неравенство в контексте частной собственности.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По мнению Кэти Тертон, к участию в русской революции женщин подтолкнули своими призывами большевики

Участницы социалистического движения XIX - начала XX веков видели достижение свободы для женщин через пролетарскую революцию. Несмотря на ультрасоциалистические взгляды, женское движение в России послужило примером для феминисток в Европе и Великобритании.

В некоторых регионах революционной России женщины были более политически активны, чем мужчины.

Примером политической и общественной активности женщин служат жены военных или солдатки, которые остались без поддержки из-за массовой мобилизации во время войны.

Солдатки формировали региональные организации, обращались с петициями в органы местного самоуправления и к временному правительству, принимали участие в маршах, направляли запросы по увеличению денежного пособия (пособие выплачивалось женам и матерям солдат), требовали возвратить военнопленных для помощи в деревнях. Это способствовало установлению диалога между правительством и женщинами.

В деле революции разные группы женщин выполняли разные функции: феминистки боролись за эмансипацию, солдатки - требовали поддержки от государства, прачки - бастовали. Кэти Тертон, научный сотрудник, писатель

Кэти Т е ртон: Проблема изложения революции 1917 года заключается в том, что участие женщин в ключевых событиях революции едва затрагивается.

Недооцененным остается тот факт, что женщины быстро политизировались и принимали активное участие в объединениях разного политического толка. Например, женщины-либералки, борющиеся за равные избирательные права, или большевички, работающие над проведением октябрьской революции вместе с мужчинами.

В деле революции разные группы женщин выполняли разные функции: феминистки боролись за эмансипацию, солдатки - требовали поддержки от государства, прачки - бастовали.

Что можно сказать о роли в революции Надежды Крупской?

"В западной истории Надежда Крупская - прежде всего жена Ленина"

С.Б.: Надежда Крупская была важным государственным и общественным деятелем. Она принимала активное участие в разработке политического курса большевиков, выступала на митингах и собраниях.

Для Надежды было особенно важно живое общение с женщинами. Я видела некоторые из писем Крупской, где она жаловалась на недостаток живых выступлений и общения с народом.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По мнению Кэти Тертон, в западной истории Надежда Крупская - прежде всего жена Ленина

К.Т.: В западной истории Надежда Крупская прежде всего жена Ленина. Это не совсем справедливо. Крупская начала революционную деятельность задолго до того, как познакомилась с вождем революции.

Она занимала пост секретаря РСДРП в 1905 году, что указывает на независимую политическую карьеру.

Надежда Крупская находилась в центре революции: она занималась просветительской деятельностью, поддерживала сообщение между революционерами.

Крупская была членом редакции журнала "Работница", где она старалась переключить внимание женщин с либерально-феминистических взглядов на социалистическое движение.

При новом социальном устое главным делом Крупской стала образовательно-просветительская деятельность, которой она посвятила себя после революции.

Каких еще женщин, оказавших влияние на ход революции, стоит выделить?

"Если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы"

С.Б.: Мария Бочкарева - ярый борец за преобразования и женщина, изменившая представление о том, на что способны женщины. Она воевала в рядах армии (куда была принята с разрешения Николая II). Внешне и по манере поведения она скорее походила на мужчину.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Женский батальон смерти во время защиты Зимнего дворца в Петрограде 1917 года

Бочкарева была инициатором создания первого в истории русской армии женского батальона смерти с целью пристыдить мужчин, отказывающихся воевать.

"Если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы!" - таким лозунгом можно выразить позицию Бочкаревой. Тысячи женщин-добровольцев вступили в ряды батальона.

При всех своих заслугах Мария Бочкарева была необразованной крестьянкой. Именно поэтому о ней мало что известно. Простолюдины не пишут биографии, отдавая эту привилегию политическим элитам.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Если ты нравишься Брешковской, ты настоящий революционер", - говорили о ней современники

Мария Спиридонова - еще один пример яркой участницы революционного движения с активной политический позицией. Она заняла ведущее место в партии эсеров после февральской революции.

Спиридонова была сильным оратором. Она выступала среди крестьян, рабочих и cолдат и пользовалась большим авторитетом.

Масштаб женского движения можно осознать, если отвлечься от ключевых фигур революции, таких как Коллонтай и Крупская, на женщин "без имени", которые действовали вдали от политических центров и пользовались не меньшим авторитетом. Сара Бэдкок, доцент исотории

Екатерина Брешковская, или, как ее называют "бабушка революции", была одним из лидеров партии эсеров, активно поддерживала Керенского. Брешковская посвятила себя революции, она провела большую часть жизни в ссылке. "Если ты нравишься Брешковской, ты настоящий революционер", - говорили о ней современники.

Масштаб женского движения можно осознать, если отвлечься от ключевых фигур революции, таких как Коллонтай и Крупская, на женщин "без имени", которые действовали вдали от политических центров и пользовались не меньшим авторитетом.

К.Т.: Александра Коллонтай - центральная фигура революции. Невозможно обозначить границы ее деятельности.

С ее личностью связаны стереотипы. Надежде Крупской отведена роль жены Ленина, Александру Коллонтай считают женщиной, вдохновлявшейся романтическими приключениями (современники упоминают о ее многочисленных романах).

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Русская революционерка Александра Коллонтай cтала первой в истории женщиной-министром

Революционерка боролась против угнетения женщин патриархальным укладом и капиталистической системой. Коллонтай привлекала женщин в политику через свою деятельность в журнале "Работница". После революции она работала в различных женотделах и, по сути, возглавила борьбу за права женщин.

При этом она занималась решением и масштабных политических вопросов. Коллонтай была членом Центрального комитета партии большевиков, одна из немногих поддержала позицию Ленина, изложенную в "апрельских тезисах", участвовала в обсуждении будущего страны после революции и положения рабочих в новом государстве.

Александра Коллонтай cтала первой в истории женщиной-министром.

"Женщин объединяет не половая принадлежность, а стремление к выживанию"

С.Б.: Женщин во всем мире объединяет не половая пренадлежность, а стремление к выживанию.

Это очевидно в революционной России, где трудности, вызванные войной и падением царского режима, не могли оставить женщин в стороне. В такую пору тезис "Революция - мужское дело" становится неактуальным.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Вслед за СССР 8 марта начали отмечать феминистки по всему миру. На фотографии: марш за равноправие женщин в Лондоне в 1971 году

К.Т.: Революция - это наиболее подходящий момент для женщин заявить о себе и принять участие в политике наравне с мужчинами.

К участию в русской революции женщин подтолкнули своими призывами сами большевики. Они считали, что социалистическое движение - самый верный путь к достижению равноправия.

" Праздник 8 марта необходим "

Существует мнение, что празднование Международного женского дня 8-го марта дискредитирует женщин, о правах и желаниях которых вспоминают только раз в году. Что вы думаете об этом празднике?

С.Б.: Историю женщин начали писать с 60-х годов ХХ века. Это не значит, что до этого у женщин не было голоса - просто его игнорировали.

Поэтому праздник Международного женского дня должен существовать, чтобы подчеркивать силу и значимость женщин в мировом сообществе. К сожалению, в Британии этого не достаточно.

Точкой отсчета Международного женского дня принято считать выступление Клары Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции в 1910 году, в ход которого активистка предложила учредить женский день. В СССР 8 марта праздновали в память о выступлениях работниц 23 февраля (8 марта) 1917 года. С 1975 года праздник отмечается ООН в рамках поддержки гендерного равенства и расширения прав женщин по всему миру. Каждый год приурочен актуальной женской проблематике. "Женщины и перемены на рынке труда" - тема 2017 года.

К.Т.: Для многих проблема с празднованием 8 марта заключается в том, что о правах и равенстве женщин якобы вспоминают один день в году.

На мой взгляд, наличие дня, пускай и одного, когда у женщин появляется возможность собраться вместе, вдохновить друг друга и обратить на себя внимание, как это произошло в 1917 году, - очень важно.

Сара Бэдкок - доцент, специалист по истории позднего имперского и революционного периодов России Ноттингемского университета, автор книги "Политика и л юди р еволюционной России". Сара уделяет особое внимание изучению роли обычных людей и локальных движений в Русской революции.

Кэти Т е ртон - преподаватель Университета Квинс в Белфасте, автор публикаций об истории Русской революции и женском движении. В книге "Забытые женщины" Кэти исследует роль сестер Ленина во время и после Революции.

Международный женский день отмечается во всех республиках бывшего СССР. Почти везде это выходной. В этом году где-то даже не один, а целых четыре. 8 марта – день солидарности за равную оплату труда по сравнению с мужчинами. Так это было. А как стало – в репортаже телеканала «МИР 24».

23 февраля 1917-го Петроград. Почти 130 тысяч человек вышли на улицы столицы. Толпа собралась и возле Казанского собора. Первыми это сделали простые домохозяйки и работницы ткацких фабрик. Они испугались голода – требовали «Хлеба!» и «Накормить детей защитников Родины». Так начинался «бабий бунт».

«Они шли на кордон смелее, чем мужчины, хватались за винтовки, просили, почти приказывали: «Бросайте ружья и присоединяйтесь к нам», – писал в своих мемуарах Лев Троцкий.

Прошло всего несколько дней. Женщины Петрограда по-прежнему бастовали. Но лозунги были уже и политическими: «Долой царя!», «Да здравствует равноправие!», «Место женщины в Учредительном собрании».

Очень смело. Ведь во всем мире еще долго выборы считались мужским делом. Например, в Швейцарии до 1971-го, во Франции до 1944-го, в Испании до 1931-го, в Британии до 1928-го. В США дискриминацию по половому признаку во всех штатах отменили только в 1920-м. В России уже в 1917-м, спустя всего 8 месяцев после Февральской революции, как писали тогда газеты, «женщинам выпало великое счастье, какого не знали женщины других стран, принимать участие в Учредительном собрании». Они могли и голосовать, и даже быть избранными.

«Они боролись не за привилегии, по сравнению с мужчинами. А именно за равенство. Их воспринимали в партиях – и в эсеровской, и в большевистской – как боевых товарищей. Отсюда и пошло обращение «товарищ», которое не имеет половой разницы. Товарищ – это и мужчина, и женщина. Это было прорывно, новаторски для того времени», – поясняет заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов.

Товарищ Александра Коллонтай – лицо большевистской России. Первая женщина-министр в мировой истории. Еще в 1913 году Коллонтай обнародовала принципы «новой женщины». Несколько пунктов: победа над эмоциями, интересы не сводятся к дому, семье и любви, отказ от ревности, при этом «женщина не должна скрывать своей сексуальности».

Сохранилось ее пальто прекрасного качества, заказанное за границей (есть бирка шведского дома моды), и шляпка с вуалью. Революционерка знала оружие, перед которым не могли устоять мужчины. Отношения для нее – это так же просто, как выпить стакан воды. Один муж, второй, любовники. Из-за нее стрелялись, ее боготворили и ненавидели. В 1922-м Коллонтай написала рассказ о недалеком будущем: семья уничтожена, новая ячейка общества – коммуна.

«Расселяются по возрастам. Дети – в «Дворцах ребенка», юноши и девочки-подростки – в веселых домиках, окруженных садами, взрослые – в общежитиях, устроенных на разные вкусы, старики – в «Доме отдыхновения», – писала в Коллонтай своем рассказе «Скоро (через 48 лет)».

На фоне революции и гражданской войны у Коллонтай случился очередной бурный роман – с Павлом Дыбенко. «Лидер матросов» – жуть с ружьем. Тот самый Дыбенко, который прославился организацией расправы над офицерами и адмиралами Балтфлота. Яростный буревестник революции был младше генеральской дочки Коллонтай на 17 лет. Но кому это тогда мешало? Они поженились, но брак не был церковным. Такое в советской России впервые, так легко и быстро. Так же легко и быстро можно развестись.

«В какой-то момент ее теория и взгляды на свободную любовь столкнулись с практикой, с реальной жизнью. Дыбенко ее разлюбил, увлекся другой женщиной. Тогда Коллонтай не смогла почувствовать себя новой женщиной, свободной от ревности и уз с мужчиной, которого она любит. Она ревновала, плакала, не могла найти себе места», – рассказывает кандидат исторических наук Александр Смирнов.

Ида Рубинштейн актриса и танцовщица на сцене раздевалась донага. Разве что бусы оставались. Так . Тогда это была настоящая революция, прорыв, шок. За право ошеломлять публику Иде пришлось побороться. Родственники, которые таких увлечений совсем не одобряли, отправили ее в лечебницу. Но через год она вышла «на свободу», чтобы снова танцевать. Танцевать без одежды.

Излишнюю свободу, ту же теорию стакана воды, по свидетельствам современников, не одобрил Владимир Ильич. Мол, «жажда требует удовлетворения, но разве нормальный человек будет пить из лужи»? Впрочем, сам он все-таки попал в любовный треугольник. Еще до Октября 2017-ого, в эмиграции, в Париже.

«По-видимому, был кратковременный роман, уж не наше дело платонический или нет, с обаятельной, влюбленной в него революционеркой Инессой Арманд. Роман этот завершился тройственной договоренностью, что Владимир Ильич остается с Надеждой Константиновной, а Инесса Арманд остается другом и для него, и для нее», – отмечает заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов.

Крупская о сопернице знала, предлагала даже развестись, но Ленин уговорил ее оставить все как есть. Так и вышла жизнь на троих: вместе вернулись в Россию. В Москве квартиры располагались рядом в Кремле. Одна Ленина и законной жены, другая – Арманд. Но расставаться с Надеждой Константиновной вождь народов и не думал. Многое в ней его подкупало.

Первый раз «Капитал» Крупская прочитала еще в женской гимназии. Потом вступила в студенческий марксистский кружок в Петербурге. В то же время начала вести агитацию среди рабочих – ходила на заводы, преподавала в школе для взрослых и на уроках географии рассказывала текстильщикам о классовой борьбе. В результате усердной подпольной работы в 1896 году ее арестовали. Тогда она еще даже не была замужем за Лениным.

Цементировали марксистские идеи. Она была его секретарем. Вместе создавали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Вместе были в эмиграции, вместе вернулись в российскую столицу в апреле 1917-го.

Улица Широкая, дом 48, квартира 24. Это первый адрес в Петрограде, где остановились Ленин и Крупская. Помогла старшая сестра Владимира Ильича, приютила. Там они редактировали газету «Правда», собирали часто товарищей по партии. Быт ушел на второй план. Готовить Крупская не любила. Так что на столе была самая простая еда – каша и чай.

Крупская из дворянской семьи, как и многие феминистки 19 века, в котором и нужно искать причины Великого переворота. Женщины устали от заведенного порядка: гимназия, муж, дети, вот и все. Хотелось другой жизни. Пособием стал роман Чернышевского «Что делать?», а идеологом – «бабушка русской революции» Екатерина Брешко-Брешковская.

«Она вышла замуж, родила сына Николая, а потом она поняла, что ей нужно большее. Она ушла из семьи, оставила мужа, оставила ребенка на попечении родственников. И стала странствующей пропагандисткой», – говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Алла Морозова.

Треть жизни Брешко-Брешковская провела на каторге. Но после освобождения «хождения в народ» не прекратила. Арест ей был совсем не страшен.

Через карцер пришлось пройти не одной революционерке. Тюрьма Трубецкого бастиона специально была построена для политических заключенных в начале 1870-х годов. Условия там были порой невыносимыми. Полная изоляция, вместо матраса – войлок, подушка набита соломой. Нельзя курить, никаких свиданий и переписки, даже читать нельзя, разрешали только Библию. Некоторые сходили там с ума.

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством... Но мы (…) требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые», – писал Владимир Ленин в статье «Удержат ли большевики государственную власть?»

Революция сделала женщин в России свободными. Они одними из первых в мире получили право голоса, бесплатные ясли и детские сады. Первыми освоили мужские профессии – стали трактористами и комиссарами. Но можно ли поставить знак равенства между свободой и счастьем? А кто его знает...