Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Замок Шамбор — как добраться из Парижа, Франция. Замок Шамбор во Франции, Париж: история, описание и фото

Замок Шамбор — как добраться из Парижа, Франция. Замок Шамбор во Франции, Париж: история, описание и фото

Замок Шамбор – крупнейший в долине Луары и один из самых известных во Франции. Возникновением своим он обязан королевской страсти, к тому же считается, что к его архитектуре приложил руку сам Леонардо да Винчи.

Строительство замка началось в 1519 году по приказу красавца и жуира Франциска I, пожелавшего быть поближе к своей любовнице графине Клод де Тури из рода Роганов, жившей неподалёку. Место для замка выбрали у воды, на изгибе реки Коссон. История не сохранила имени архитектора, исполнявшего прихоть короля, но предание приписывает участие в проектировании Леонардо да Винчи.

Трудно сказать, в какой степени этот великий художник, учёный, инженер был вовлечён в проект: во Франции под королевским покровительством Леонардо оказался в 1516 году, а умер уже 2 мая 1519 года. Но лестница замка из двух переплетённых спиралей носит отпечаток гения: её ветви вложены друг в друга так, что поднимающиеся и спускающиеся по ней не могут встретиться.

Строительство замка стало одним из выдающихся инженерных предприятий французского Возрождения. Для него завезли 220 тысяч тонн камня, реку отвели в специальный ров, в болотистую почву забили двенадцатиметровые дубовые сваи, на которые лёг фундамент. Прямоугольный в плане замок возведён вокруг центрального укреплённого объекта, который по традиции Средневековья назвали донжоном. Внутри донжона – 5 жилых этажей. Длина фасада замка – 156 метров, в нём 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина.

Франциск I успел поохотиться в окрестностях Шамбора всего несколько раз (преимущественно в компании придворных красавиц). В дальнейшем монархи не слишком интересовались замком, Людовик XIII подарил его брату Гастону Орлеанскому. Людовик XIV предпринял реконструкцию Шамбора, и именно здесь 14 октября 1670 года великий Мольер впервые с успехом представил королю своего «Мещанина во дворянстве». Позже в замке жил свергнутый польский король Станислав Лещинский. В революцию Шамбор был разграблен, Наполеон отдал его маршалу Бертье, во время франко-прусской войны тут стоял госпиталь.

В 1930 году замок выкупило французское государство, и в 1939 году, за пять дней до объявлений войны с Германией, музейщики Лувра развернули операцию по переправке художественных сокровищ в сельскую местность. В Шамбор в числе других произведений отправились бесценные «Мона Лиза» и Венера Милосская. Нацисты не обнаружили их, после войны они невредимыми вернулись в Лувр.

Замок не раз подвергался опасностям: 22 июня 1944 года прямо на его газоне разбился американский бомбардировщик В-24, в 1945 году пожар частично уничтожил кровлю донжона. В 1947 году началась работа по превращению замка в туристический объект.

Сейчас Шамбор ежегодно посещают более 700 тысяч туристов. Помимо великолепной архитектуры и вида с верхней террасы, посетитель имеет возможность оценить изумительные гобелены «Охота короля Франциска», относящиеся к первой четверти XVII века. Эти произведения созданы ещё до появления знаменитой парижской королевской мануфактуры Гобелен.

На заметку

  • Месторасположение: Château, Chambord
  • Официальный сайт: http://www.chambord.org/
  • Часы работы: работает ежедневно, кроме 1 и 31 января и 25 декабря. Со 2 января по 31 марта - с 10.00 до 17.00, с 1 апреля по 30 сентября - с 9.00 до 18.00, с 1 октября по 31 декабря - с 10.00 до 17.:00. Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия.
  • Билеты: стоимость билета - 11 евро.


Где находится : Долина Луары, 16 км на восток от Блуа.
Сайт замка (есть вариант на русском языке)

Как работает : с октября по март 9.00-17.15, с апреля по 10 июля и с 17 августа до сентября 9.00-18.15; с 11 июля по 16 августа 9.00-19.30. Кассы прекращают работу за 45 минут до закрытия.
Цена вопроса : с октября по март 8,50 (7) евро; с апреля по сентябрь 9,50 (8) евро. (Парковка автомобилей – 2 евро за день).

На что посмотреть : замок Шамбор построен на берегу речушки Коссон по инициативе Франциска I. Перед началом строительства в 1519 году король выкупил участок леса площадью примерно равно ½ современного Парижа (54 км2). Позже (в 1542-1645 гг.) территорию окружили каменной стеной длиной в 32 км. Ныне в пределах стен находится один из самых больших в Европе лесопарков – Национальный парк Шамбор (Domain National de Chambord) с охотничьими угодьями президента Франции. Шамбор представляет в истории архитектуры яркий пример перехода от средневекового строительства к искусству Возрождения, от феодального замка к увеселительной резиденции. Сохранив в своей концепции внешний вид средневековой крепость (центральный донжон с четырьмя большими башнями по бокам и два крыла, окруженные внушительной крепостной стеной), Шамбор представляет собой удивительный синтез форм, унаследованных от прошедших веков, и новаторской архитектуры итальянского Ренессанса (лоджии, террасы, пилястры и горизонтальный лепной орнамент, который подчеркивает величественность фасадов). Величием своих форм замок становится в ряд с Фонтенбло и Версалем. Размеры его впечатляют: 156 м в длину, 56 м в высоту, 77 лестниц, 282 камина и 426 комнат.

Ночное костюмированное представление "Le metamorphoses de Chambord" и экскурсия по замку: в июне и июле ежедневно 22.40-00.00, в августе 22.00-23.30, в сентябре 21.30-23.00.

Пункт проката велосипедов находится рядом с замком у моста Сен-Мишель. Можно взять напрокат и лодку.

Интересны также представления школы конной выездки (Ecuries du Marechal de Saxe)
Сайт .
В мае, июне и сентябре в будни в 11.45, в сб. и вс. 11.45 и 16.00; в июле и августе ежедневно в 11.45 и 17.00. Продолжительность 45 минут. Цена билета 8,50 (7) евро.

Как добраться :
- на авто: по дороге D33;
- на автобусе: из Блуа с июня по сентябрь автобус №2 – трижды в день. Время в пути – 45 минут, цена билета 4 евро. Также с июня по август два раза в день ходит туристический автобус TLC по маршруту Блуа – Шамбор – Шеверни – Блуа.

История

Шамбор – один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда он взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Сразу же после своего вступления на престол Франциск отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник.

После возвращения во Францию молодой и честолюбивый король, одержавший победу в сражении у города Мариньян, страстно увлеченный итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой, начинает строительство замка Шамбор.

Франциска очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и щедрого флорентийского мецената. После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии. Тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично реконструкцией замка Блуа. Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен, так как в 1519 году художник умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор.

Начиная стройку, архитекторы Франциска приняли за основу типичный для замков позднего средневековья план: центральная укрепленная башня (донжон), расположенная внутри крепостных стен. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Во время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к итальянской архитектуре классического направления. План в форме креста не использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества. Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание.

Работы продолжались в течение многих лет. При Франциске I построили донжон, но король за все 32 года своего правления провел в замке в общей сложности 42 дня. В 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".

Хотя замок не был тогда полностью готов, в нем в 1539 году с пышностью и размахом прошли торжества по случаю визита императора Священной Римской империи германской нации Карла V. С особым размахом и пышностью прошло это парадное торжество, организованное церемониймейстером – бароном Монморанси. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали.

В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

Генрих III и Генрих IV охоту не любили, а потому посещали замок крайне редко – замок оставался незанятым в течение 50 лет.

В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года, резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти "Великой Мадемуазель" к Лозену; Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника кончиком пальца на зеркале.

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. Охотничьи угодья постепенно преобразовывались в парк. В 1725 году Людовик XV передал Шамбор своему тестю – потерявшему свой польский трон королю Станиславу Лещинскому, продолжившему совершенствовать резиденцию вплоть до того момента, как он занял трон герцогства Лотарингского.

Двадцать лет спустя, в 1745 году, замок перешел к маршалу Морису Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено. Жители близлежащего городка постановили разобрать эту "ненормальную громаду на камень и построить дома для патриотов", что и попытались сделать. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье.

В 1821 году легитимисты выкупили замок и преподнесли его в подарок внуку Карла Х герцог Бордо, принявший титул графа Шамбор. Последний представитель династии Бурбонов был своеобразным живым символом партии роялистов, стремившейся к реставрации монархии. Он мог бы стать королем под именем Георга V, но ответил на все предложения отказом, хотя и сохранил до самой смерти, наступившей в изгнании в 1883 году, верность белому флагу с золотыми лилиями.

С 1932 года Шамбор принадлежит государству. В 1948 году леса вокруг замка получили статус национального парка. Около пяти тысяч деревьев, тенистые аллеи составляют роскошное зеленое обрамление белокаменного дворца. В пейзаже дворец встает как видение, "сказочные чертоги Багдада и Кашмира" (А. де Виньи). Он не мыслим без своего окружения. Если средневековые замки, суровые и угрюмые, казались чуждыми пейзажной среде, то тут мы видим иное. И цвет земли, и зелень леса, наползающие с Луары, создают свое настроение, свою особую атмосферу.

Говорят, будто бы в ненастную погоду, когда молнии разрезают ночное небо, а в лесу протяжно завывает ветер, на тихих аллеях парка можно встретить загадочного всадника, несущегося на черном коне. Это призрак графа Тибальда, обитающий в замке и выезжающий поохотиться в Шамборском лесу в ненастные ночи. История призрака загадочна и противоречива. Кто-то рассказывает, что граф погиб в лесу во время страшной, внезапно разразившейся грозы. Кто-то утверждает, что он пал жертвой дворцовых интриг и был предательски убит во время охоты… Сам призрак не опасен, однако его внезапно появляющийся из темноты и несущийся напролом силуэт может здорово напугать.

По замку

От турникетов касс к королевскому крылу замка ведет посыпанная гравием дорога. При входе есть информационный офис, где можно взять напрокат аудиогид или бесплатную брошюру на русском языке.

Архитекторы планировали строить крепость, поэтому стены здесь толстые, потолки высокие, залы сырые и холодные. Их должны были обогревать 365 каминов, расположенные в опочивальнях (их количество совпадает с числом дней в году). В замке три этажа, более 440 помещений. И хотя в ходе работ Шамбор попытались превратить в комфортное жилье, внутреннее устройство все-таки больше подходит для обороны от врагов, чем для отдыха.

Сердце замка – донжон – квадратное в плане помещение с круглыми башнями по углам. Конечно, это сооружение уже не было рассчитано на оборону. Своими монументальными формами он должен символизироваться величие власти владельца. Впрочем, согласно традиции, перед замком был вырыт глубокий ров с водой (засыпан в XVIII веке) и установлен подъемный мост.

Ограждение замка имеет прямоугольную форму. Две круглые башни ограждения, фланкирующие центральный въезд, позже названы "Королевским", были невысокими, с плоской крышей, так что там могла находиться стража с приданными ей легкими пушками. Две другие башни, завершенные высокими коническими кровлями, уже связывались с композицией противоположного, северо-западного фасада, который стал основным. Во внутренних углах их разместились винтовые лестницы, напоминавшие лестницу в замке Блуа.

Этот фасад, включающий и фасад донжона с двумя угловыми башнями, выходил на сторону зеленого партера, ограниченного речкой Коссон, что имело и некоторое фортификационное значение.

Северо-западный фасад предстает и самым величественным во всей композиции дворца. Три этажа донжона, сложенного из крупных блоков луарского известняка, декорированы плоскими пилястрами, украшенными в свою очередь арабесковыми орнаментами в итальянском вкусе. Многоярусная ордерная декорация, как бы наложенная на массив стен, дает новый эффект – структурную упорядоченность форм. Большие окна разрушают массив стен, придавая всему облику здания праздничный вид, существенно меняя представление о донжоне как крепости. При этом строители все же еще не чувствовали органической связи декора и конструкции: расстановка пилястр и оконных проемов осуществлялась без взаимного соответствия, довольно произвольно, случайно. Антаблементы, поэтажные тяги, большие окна создавали свой ритм, ориентированный уже не столько в высоту, сколько в ширину.

Донжон соединялся с угловыми башнями ограждения двора двумя галереями на мощных аркадах. Такие аркады – опять-таки новый мотив для французской архитектуры, но он лучше согласовывается с основными формами, корреспондируя им своей масштабностью и пластикой. Надстройка двух этажей над аркадами относится к последнему периоду строительства. Благодаря этому появился единый монументальный фронт фасада, который и стал восприниматься как основной. Длина такого фасада составила 156 метро. Несомненно, зодчим удалось добиться впечатления торжественного величия, и такой архитектурный образ символически утверждал триумф короля, его власти.

Знаменитая двойная спиральная лестница в центре замка поднимается с первого этажа до светового фонаря, возвышающегося над крышей. Двойные спирали ее маршей заключены в восьмигранник, образующий мощный ствол. Это словно самостоятельный павильон, стоящий в центре греческого равноконечного креста пересекающихся сводчатых залов – "Залов Стражи".

Такая необычная архитектурная фантазия создавала своеобразный игровой лабиринт в духе новых светских затей, что существенно отличало эту лестницу от ее прототипа – лестницы с двумя самостоятельными маршами в парижской церкви св. Бернардена. В отличие от примеров готического зодчества, придававших лестнице служебное назначение и заключавших ее в каменный футляр, здесь лестница занимает центральное положение в композиции интерьерного пространства, являясь его лучшим украшением. Белый камень с берегов Шера и Эндра, который заставлял фасады дворца светиться на солнце, подобно кристаллу, в интерьере с приглушенным освещением, открывается иными своими качествами – почти скульптурной пластичностью всех элементов, мягко прорисовывая каждую деталь.

Поднимаясь по одному ряду ступеней и спускаясь по другому, каждый раз можно по-новому воспринимать одно и то же пространство интерьера. Крестообразные переходы, наподобие мостиков, ведут от ступеней лестницы на второй этаж. Сама же она поднимается в башнеобразный фонарь, возвышающийся на террасе донжона. Кессонированные своды лестницы содержат, чередуясь в шахматном порядке инициал F и изображение саламандры (символы Франциска I).

Раньше своды были, видимо, полихромными, даже с использованием позолоты, что еще больше усиливало чувство нарядной декоративности, присущей всему облику здания. Стоит вспомнить в этой связи и о восьмистах капителях замка, расположенных как в интерьере, так и на фасадах. Изображения сирень, львов, сатиров, драконов, всевозможные зоологические и флоральные гротески составляют необычный мифологических словарь, отдельные понятия которого, если верно их расшифровать, помогут объяснить весь характер Шамбора, с его фантазией, зрелищностью, светскими забавами, охотами и турнирами.

На каждый спиральный марш есть свой вход. Человек, поднимающийся по "своей" спирали, может увидеть идущего по другой только сквозь небольшие окна, но встретиться друг с другом они не смогут. Эта лестница, несомненно, имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.

На каждом этаже вокруг лестницы в форме креста расположены четыре вестибюля. Эти залы ведут к четырем совершенно одинаковым апартаментам, что стало чрезвычайно необычной планировкой для Франции.

План замка, строго симметричный, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной – преходящей, и властью небесной – вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Все апартаменты, расположенные на разных этажах донжона, выходят окнами во внутренние помещения, образующие крест с лестницей в центре. Для удобства посетителей в замке развешаны информационные указатели.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.

Первый этаж

Здесь находится вход в часовню (западное крыло), вход в королевское (восточное) крыло, выставка карет и выставка скульптуры.

В помещении для карет собраны конные экипажи. Они никогда не использовались, так как были заказаны графом Шамбор у каретного мастера Биндера в 1871 году специально для торжественного въезда нового короля в Париж, который так и не состоялся. Седла и прочие шорные изделия были выполнены знаменитой парижской фирмой Гермес.

Для желающих ознакомиться с историей замка на первом этаже расположен кинозал , где демонстрируется 15-минутный фильм. На французском, английском или итальянском языках он поведает об основных этапах истории с строительства замка. Этот документальный фильм станет нелишним вступлением в экскурсию по Шамбору.

Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.

Второй этаж

На втором этаже посетители могут ознакомиться с различными вариантами обстановки жилых помещений замка с XVI по XIX века, благодаря воссозданию элементов интерьера тех времен.

Покои Франциска I расположены в восточном крыле. Это легко заметить по многочисленным изображениям лилий и саламандры (королевского геральдического символа), используемых во внешней и внутренней отделке, например, на двери:

Поначалу Франциск размещался в донжоне, но вскоре решил перебраться в восточное крыло здания, в которое ведут галерея и наружная винтовая лестница. В это крыло входят одна комната, два кабинета, небольшая молельня и зал заседаний.

Королевская кровать.

Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины построек. Королевский зал, во времена Франциска занимавший всё крыло площадью в 270 кв.м, но в XVII веке Гастон Орлеанский (брат Людовика XIII) разделил его на несколько помещений.

Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом , был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву F – эмблему короля Франциска I. Саламандры символизируют девиз короля "Nutrsco et extinguo", что можно перевести как "я питаюсь (хорошим огнем) и гашу (плохой огонь)".

Парадные апартаменты были созданы в 1680 году, когда две отдельные квартиры, расположенные вдоль северного фасада здания, были объединены в одну для приведения замка в соответствие правилам этикета, которые были введены при царствовании Людовика XIV. Поэтому северный вестибюль был устранен. Зал охраны, первая и вторая прихожая, парадный зал и частные апартаменты переходят одна в другую, как в Версале. Оформление парадных апартаментов, которое вы видите сегодня, было выполнено по заказу маршала Саксонского в XVIII веке. Меблировка была восстановлена по этому последнему известному состоянию помещений.

Есть гобелены и портреты известных исторических личностей и мраморный бюст самого Людовика.

Королевскую часовню (вход с первого этажа), занимающую западную башню Шамбор, начали строить при Франциске I, а заканчивал при Людовике XIV архитектор Версаля Ж.А Мансар. Ее архитектурное решение также навеяно итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. Зал часовни необыкновенных размеров представляет собой самое большое помещение замка.

Апартаменты королевы , в которых по очереди жили две супруги Людовика XIV, Мария-Тереза Австрийская и маркиза де Ментенон, расположены в башне по соседству с апартаментами короля. Оки так же состояли из зала охраны, двух прихожих, зала и частных апартаментов. В XIX веке одна из прихожих была переделана в столовую по заказу герцогини де Берри.

Апартаменты XVIII века видели самое оживленное время в жизни замка – в течение целых 12 лет их занимали приближенные персоны Станислава Лещинского и маршала Саксонского. Критерии комфорта значительно изменились со времен Франциска I: чтобы обеспечить достаточное отопление замка, объем залов был уменьшен путем их разделения на несколько помещений, создания ниш и опускания потолков. В больших каминах XVI века были устроены камины более скромных размеров. Здесь воссоздана обстановка эпохи Просвещения.

Польская кровать из "комнаты олеандров".

Печь маршала Саксонского.

Жилые помещения были переоборудованы и под Музей графа Шамбор – последнего владельца замка и последнего из прямых потомков Людовика XVI – в память об одном из важных периодов истории Франции. Граф Шамбор оставался владельцем замка с 1821 года до самой смерти в 1883 году, но он провел в нем всего лишь три дня. Он должен был вступить на престол Франции в 1871 году после поражения Франции в войне с Пруссией. Отказавшись от трона, граф отправился в изгнание, и во Франции была провозглашена Третья Республика. Среди экспонатов музея – коллекция военных игрушек графа, его посуда и столовое серебро, его парадная кровать, а также серия гравюр и портретов, которые принадлежали его матери, герцогине де Берри.

Галерея миниатюрных пушек.

Кровать графа де Шамбор, выполненная в Нанте в 1873 году Эмилем Пуансоном.

Третий этаж

Весь третий этаж донжона занимает Музей охоты и природы с коллекцией оружия и работами художников-анималистов. Ведь Шамбор существует только благодаря увлечению Франциска I охотой. Основная идея экспозиции показать, как охота из занятия необходимого превратилась в жестокое развлечение. Северное крыло воскрешает в памяти различные виды охоты, которые существовали в XVI веке. В остальных помещениях представлены коллекции ковров со сценами из древних мифов об охоте, которые свидетельствуют о неисчерпаемом источнике вдохновения, которым является для художников охота.

Однако интереснее всего здесь выглядят кессонные потолки вестибюлей. Они украшены изображениями саламандры и буквы F - первой буквы в имени Франциска.

Терраса

Особую нарядность и необычность замку придавала терраса – игрушечный городок на крыше со своими улицами площадями, образованными шпилями, каминными трубами и башнями.

Центр городка – световой фонарь высотой 32 м, венчающий винтовую лестницу. На его вершине – геральдическая лилия.

Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения.

Башенки крыты черным сланцем, отливающим на солнце цветом вороненой стали, что усиливало – по сравнению с белизной камня – выразительность декора. Общая пирамидальность композиции отдельных форм, сгруппированных на крыше, подчеркивалась и шпилями угловых башен. Архитекторы смело отказались от традиционных элементов завершения донжона (таких, как дозорная галерея, машикули, навесные бойницы), создав прообраз последующих бельведеров.

Небольшой городок на крыше замка имел свои улицы, маленькие площади. Общество, собиравшееся на террасе, могло следить за охотой, за проводимыми внизу военными парадами, праздникам, турнирами. Это было место светского общения хозяина и гостей. Весь донжон мог, таким образом, восприниматься лишь как монументальный цоколь для всей этой террасы. Контраст мощных форм самого донжона и затейливых архитектурных гротесков, завершающих композиции, – важный момент художественной выразительности дворца в Шамборе.

Необычное, сложное по силуэту завершение замка Шатобриан сравнивал с женскими волосами, развевающимися по ветру. Поэт Альфред де Виньи писал о "покорном" камне, который воплотил "капризы воображения". Есть и версия сходства силуэта замка с императорской короной, о которой так мечтал Франциск I, но которую так и не получил.

Поместье, окруженное оградой протяженностью в 32 км и шестью воротами, простирается на 5440 гектаров – это площадь Парижа в черте города. На сегодняшний день оно представляет собой самый большой огороженный лесопарк в Европе. В государственном охотничьем заповеднике Шамбор на полной свободе живут многочисленные дикие животные. В информационном бюро замка можно взять карту поместья и совершить прогулку по обозначенным тропам в доступной для общественности части парка площадью 800 га. Если повезет, во время прогулки вы можете встретить кабанов и оленей.

Ему очень захотелось построить что-то подобное тем дворцам, которые он там видел, и подарить замок даме своего сердца. Так, согласно одной легенде, в появился величественный замок Шамбор . Считается, что он построен по чертежам Леонардо да Винчи. Строился замок Шамбор на болотистой местности больше четверти века — с 1519-го по 1551-й год. Около двух тысяч рабочих было задействовано в строительстве замка. Весь архитектурный ансамбль оформлен под его центральный объект — «донжон». А состоит комплекс из двух частей — собственно замка и парковой зоны.

Замок Шамбор — видео

Франция, замок Шамбор — фото

Замок Шамбор , один из самых узнаваемых символов Франции, построен в стиле ренессанс. Его убранство невероятно красиво — он насчитывает больше 400-т комнат, среди которых даже есть потайные, а так же множество лестниц, каминов и скульптур. Среди лестниц до сих пор поражают внимание две витые спиральные (лестница Леонардо да Винчи ) — они нигде не пересекаются, хотя поднимаются до пятого этажа. Поднявшись по ним, Вы сможете выйти на большую террасу и обойти весь замок по периметру.

Замок Шамбор был построен похожим на укрепленную крепость, хотя таким никогда не являлся. С самого начала это был "загородный охотничий домик" короля. Но Франциск мало интересовался замком и практически никогда туда не приезжал. Не оценили достоинство Шамбора и потомки Франциска. Только лишь Людовику XIV по настоящему понравились красоты этого места и он охотно сюда приезжал. Самые пышные мероприятия в нем проводились именно во времена Людовика XIV, известного любителя роскоши. При нем здесь происходили балы, королевская охота, театральные представления, а так же рыцарские турниры.

Вскоре после его смерти замок стал переходить из рук в руки и постепенно пришел в полное запустение. Только спустя несколько десятилетий он окончательно перешел под французскую корону. Во время Французской революции он очень пострадал, был разграблен, оттуда продали практически всю мебель. В 1930-м году замок национализируют, а после войны — преобразовывают в туристический объект. Замок Шамбор становится одним из первых объектов, находящихся под опекой ЮНЕСКО.

Сейчас замок Шамбор — самый большой замок не только долины Луары, но и всей Франции. В нем расположена часть парижского Музея охоты и природы, в его картинной галерее выставлены портреты всех французских королей, а вокруг замка тянется огромная (больше 30-ти километров по кругу) парковая зона.

Замок Шамбор — режим работы, стоимость билетов

Посетить замок Шамбор можно в любой день — он открыт для посещения круглый год (кроме 1-го и 31-го января и 25-го декабря). Режим работы замка: в период с января по март замок открыт с 10:00 до 17:00, с апреля по сентябрь — с 9:00 до 17:00, а с октября по декабрь — с 10:00 до 17:00.

Стоимость билетов для посещения замка составляет примерно 11 евро.


Замок Шамбор — как добраться

Доехать до замка Шамбор из можно на поезде, который ходит с вокзала Аустерлиц. Выходить нужно на остановке Блуа, время в пути составляет примерно 1,5 часа.

Замок Шамбор на карте, панорама

Посещая достопримечательности Франции, можно ли обойти стороной замок Шамбор?! Этот величественный дворец, по которому ходили знатные особы, сегодня можно посетить в ходе экскурсий. Опытный гид расскажет об истории строения, особенностях архитектуры, а также поделится переходящими из уст в уста легендами.

Основные данные о замке Шамбор

Шамборский замок принадлежит к числу архитектурных сооружений Луары. Многих заинтересует, где находится резиденция королей, так как ее нередко посещают во время пребывания во Франции. Быстрее всего сюда добраться из Блуа, преодолев расстояние в 14 километров. Замок расположен у реки Беврон. Точный адрес не сообщается, так как строение стоит особняком в парковой зоне, вдали от городской местности. Впрочем, упустить его из вида невозможно, поскольку он довольно массивный.

В эпоху Ренессанса дворцы строились с размахом, поэтому сооружение может удивить своими характеристиками:

  • длина – 156 метров;
  • ширина – 117 метров;
  • капители со скульптурами – 800;
  • помещения – 426;
  • камины – 282;
  • лестницы – 77.


Посетить все комнаты замка невозможно, но основные архитектурные красоты будут показаны сполна. Кроме того, огромной популярностью пользуется главная лестница с удивительной винтовой конструкцией.


Отдельное внимание следует уделить прогулкам по долине лесного типа. Это крупнейший в Европе огороженный парк. Для посетителей доступно около 1000 га, на которых можно не только отдохнуть под открытым небом, но и познакомиться с флорой и фауной здешних мест.

Возведение замка Шамбор началось в 1519 году по инициативе короля Франции Франциска I, пожелавшего поселиться вблизи со своей возлюбленной графиней Тури. Потребовалось 28 лет, чтобы этот дворец заиграл своим очарованием в полной мере, хотя его владелец и до завершения строительства уже посещал залы и встречал в нем гостей.

Работа над замком была непростой, так как его начали строить в болотистой местности. В связи с этим необходимо было больше внимания уделить основанию. Сваи из дуба погружались глубоко в почву, на расстояние 12 метров. Более двух сотен тысяч тонн камня привезли к реке Беврон, где 1800 рабочих день за днем трудились над изысканными формами одного из крупнейших дворцов эпохи Возрождения.

Несмотря на то, что Шамборский замок чарует своим величием, Франциск I посещал его редко. После его смерти резиденция потеряла свою популярность. Позднее Людовик XIII подарил дворец брату – герцогу Орлеанскому. С этого периода сюда стала съезжаться французская элита. Даже Мольер не раз ставил свои премьеры в замке Шамбор.

С начала 18 века дворец нередко становился пристанищем для армейских сил во время различных войн. Многие архитектурные красоты были испорчены, предметы интерьера распроданы, но в середине 20 века замок стал туристическим объектом, за которым стали следить с большей тщательностью. Частью Всемирного наследия Шамборский дворец стал в 1981 году.

Архитектурное величие эпохи Возрождения

Ни одно описание не передаст истинных красот, которые можно увидеть, прогуливаясь внутри замка или по его окрестностям. Симметричное исполнение с множеством капителей и скульптур делает его сказочно величественным. Никто не может с точностью сказать, кому принадлежит идея общего вида замка Шамбор, но по слухам над его конструкцией работал сам Леонардо да Винчи. Подтверждением этому является главная лестница.

Многие туристы мечтают сделать фото на изящной винтовой лестнице, которая раскручивается по спирали и переплетается таким образом, что подымающиеся и спускающиеся по ней люди не встречаются между собой. Сложная конструкция выполнена по всем законам, описанным да Винчи в своих работах. К тому же всем известно, насколько часто он использовал спирали в своих творениях.

И хотя внешне строение замка Шамбор не кажется удивительным, на картинках с планами можно увидеть, что основная зона состоит из четырех квадратных и четырех круглых залов, представляющих собой центр конструкции, вокруг которой формируется симметрия. В ходе экскурсий этот нюанс обязательно упоминается, ведь он является архитектурной особенностью дворца.

Необычный замок Шамбор во Франции - это один из знаменитых дворцов Луары, считающийся выдающимся памятником архитектуры времен Ренессанса. Он был возведен по личному указанию короля Франциска I, намеревавшегося отдыхать в нем вместе со своей прекрасной фавориткой графиней Тури, которая обитала неподалеку. Дворец расположен на излучине реки Коссон - ответвления реки Беврон, являющейся левым притоком Луары. От левого берега этой крупнейшей водной артерии Франции Шамбор отделяет всего 6 км.

История замка

Интересно проследить историю Шамбор в его современном виде появился здесь только в середине XVI века. Имение, большую часть которого занимали леса, было приобретено семейством герцогов Орлеанских у графа Блуа. В конце XV века представители этой династии взошли на трон, что автоматически сделало Шамбор королевской резиденцией.

Полуразрушенный средневековый замок в поместье совсем не соответствовал достоинству гордых французских монархов, поэтому Франциск I принял решение о возведении нового дворца.

Хотя имя архитектора точно до сих пор неизвестно, определенные исторические источники утверждают, что в разработке проекта участвовал сам великий Леонардо да Винчи. Трудно сказать, действительно ли это правда: знаменитый живописец скончался в 1519 году, когда строительство только начиналось. Однако искусствоведы утверждают, что лестница замка, которая состоит из двух переплетенных спиралей, создана именно гениальным Леонардо. Лестничные марши ее двух веток расположены таким образом, что поднимающиеся и спускающиеся по ней люди никогда не столкнутся.

О постройке замка Шамбор отзывы современников были не слишком лестными. Сам процесс возведения стен и укреплений выглядел достаточно грандиозно для той эпохи, но можно смело сказать, что новое поместье создавалось на крови и костях. Для строительных работ потребовалось более 200 тысяч тонн камня, а участие в них принимало около 2 тысяч человек. Многие из них не дожили до завершения строительства из-за непомерных физических нагрузок и болотной лихорадки, часто встречающейся в этой заболоченной местности.

Строение было завершено в 1547 году, уже после кончины монарха, который посещал Шамбор всего лишь несколько раз с целью поохотиться. На протяжении ста лет замок оставался практически заброшенным, пока в конце XVII века Людовик XIV не распорядился немного перестроить его. В частности, на часовне была установлена новая кровля, а часть комнат была объединена в королевские апартаменты. В 1670 году именно здесь с успехом прошло первое представление знаменитой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

В первой половине XVIII века временным владельцем дворца Шамбор стал Станислав Лещинский - польский монарх в изгнании, являвшийся отцом супруги Людовика XV. Затем до начала Французской революции в здании сначала размещалась армейская казарма, потом превратившаяся в лабораторию таинственного алхимика графа Сен-Жермена. После революционного переворота и до 1930 года замок переходил от одного французского аристократа к другому, пока не стал собственностью государства.

Во время Второй мировой войны в Шамборе прятали бесценные произведения искусства из Лувра, в частоности «Мону Лизу» и Венеру Милосскую. Несмотря на то, что часть строения в этот период была уничтожена пожаром, дворец сохранился относительно неплохо и сейчас открыт для посещений туристами.

Что посмотреть в замке

На фото видно, что замок Шамбор построен из больших глыб белого песчаника. Это придает ему особый колорит, делая здание более легким и воздушным, чем мрачные средневековые цитадели. Длина фасада превышает 150 м, а ширина строения составляет чуть более 110 м. Дворец состоит из более чем 400 комнат, соединенных между собой 77 лестницами. Здесь установлено около 300 каминов, считающихся настоящими произведениями искусства, а многочисленные капители украшают 800 скульптурных композиций.

Согласно отзывам туристов, в поместье Шамбор заслуживают внимания следующие объекты:

  • Донжон - центральная башня дворца, придающая ему сходство со средневековыми цитаделями. В нем пять этажей, на каждом из которых обустроено по 4 комнаты округлой и квадратной формы. Помещения связаны 4 узкими галереями, соответствующими сторонам света, которые сходятся у центральной двойной лестницы.
  • Часовня в западной части замка, спроектированная знаменитым архитектором той эпохи Жаном ле Гумбль, и апартаменты правителя Франции в восточном крыле. Такое расположение являлось достаточно нестандартным для королевской резиденции. Оно означало, что монарх проживает в комнатах, направленных по отношению к Иерусалиму и считает себя главой не только светской, но и духовной власти в стране.
  • Двойная лестница винтового типа в центре дворца. Она привлекает внимание не только тем, что подъем и спуск по ней разделены в пространстве, но и красивым резным узором. Лестница огибает донжон по всей его протяженности и ведет к гигантской террасе, с которой открывается красивый вид на дымоходы и капители кровли. Над пролетами установлена небольшая башня-маяк, прекрасно заметная не только снаружи, но и изнутри строения, когда человек стоит на нижнем этаже. Высота башни превышает 30 м, а ее вершину украшает лилия - символ французских королей.
  • Второй этаж дворца. На его своды нанесены символы-эмблемы Франциска I (саламандра и буква F, заканчивающаяся королевским венцом) и его матери Луизы Савойской (шнурок с завязанными узелками). На лестничных клетках некоторые монограммы, расположенные рядом с террасами, размещены в перевернутом виде, чтобы Господь видел их и мог оценить могущество короля.
  • Гобелены-полотна «Охота короля Франциска», созданные в первой половин XVII века. Они изготавливались вручную, еще до открытия знаменитой королевской мануфактуры по производству гобеленов.

Как гласят предания, французский монарх и Жан ле Гумбль разрабатывали грандиозный для XVI века проект отвода Луары из ее русла таким образом, чтобы воды реки струились прямо перед замком. Однако по здравом размышлении правитель отбросил эту идею, воплощение которой обошлось бы слишком дорого.

Экскурсии и цены

Если верить описанию из путеводителей, замок Шамбор практически не имеет аналогов не только во Франции, но и по всей Европе. Более 30 лет назад он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому заслуживает тщательного внимания. Попав сюда, обязательно посетите:

  • Лестничный лабиринт , соединяющий небольшие винтовые лестницы, живописные террасы и открытые галереи. Предполагают, что такая планировка позволяла избежать встречи многочисленных любовниц короля друг с другом.
  • Музей охоты и природы , расположенный на втором этаже. Здесь экспонируются картины, посвященные теме охоты, авторства Рубенса, Снейдерса, Кранаха и других великих живописцев.
  • Парк. Он занимает более 5 га и окружен самой длинной во Франции стеной общей протяженностью свыше 30 км. Туристам открыт доступ лишь на небольшой огороженный участок площадью 1000 га. В парке водятся олени и кабаны, а также множество видов пернатых.

С января по март и с октября по декабрь экскурсии по замку проводятся с 10:00 до 17:00, с апреля по сентябрь - с 9:00 до 18:00. Входной билет обойдется в 11 EUR. Купить его можно не позже, чем за 30 минут до закрытия.

Как добраться из Парижа

Из Парижа в Шамбор можно попасть на поезде компании TGV, который отходит от вокзала Аустерлиц. Путешествие в купе класса люкс обойдется примерно в 35 EUR, стоимость билета во второй класс составляет 23 EUR. Продолжительность поездки не превышает 1,5 часов, а выйти следует на остановке Блуа.

Также вы можете добраться до замка от вокзала Монпарнас с одной пересадкой. Для этого необходимо доехать до Сен-Пьер-де-Корп - городка неподалеку от Тура (билет обойдется примерно в 40 EUR - 50 EUR). Здесь вам придется пересесть на местную электричку TER, которая довезет вас до Блуа всего за 25 минут.

Шамбор - настоящая энциклопедия эпохи расцвета королевской монархии. Посетив замок, вы узнаете немало увлекательных фактов о жизни выдающихся представителей династии Бурбонов.