Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Топ самых больших подводных лодок мира. Рейтинг подводных лодок мира

Топ самых больших подводных лодок мира. Рейтинг подводных лодок мира

Подводные лодки всегда отличались от иных кораблей, как класс. Они притягивают внимание исследователей, режиссеров, писателей. Связано это с их особым назначением, главная задача – скрытое наблюдение, или же нападение на противника. Леонардо Да Винчи вынашивал проект и создании определённого судна под водой, но из-за опасений перед новой войной он решил уничтожить свои чертежи.

Первопроходцами в создании и использовании подлодки были граждане США. Хорас Л. Ханли автор данного проекта, впоследствии его же имя субмарина и получила. Данное вооружение было применено в гражданскую войну на стороне Конфедерации. Погружалась в воду она, благодаря двум большим цистернам с водой, а при экстренном подъеме сбрасывали балласт. Коленчатым валом семь матросов вращали винты. Наблюдение производилось через две маленькие башни, а в вооружении была лишь одна мина. Именно «Ханли» и применили в настоящем бою, первым потопленным кораблем стал шлюп USS Housatonic. К сожалению, субмарина также не уцелела и после сражения также вскоре утонула, но благодаря этому весь мир увидел, что данный подводные лодки также можно использовать бою.

Первая в мире подводная лодка «Ханли»

Сколько подводных лодок в мире?

Именно от этого периода и начинается строение подводных лодок, уже насчитывается около 1271 подводной лодки.

На данный момент эта ветка вооруженных сил довольно хорошо развита во многих странах, но особняком стоят следующие государства:

  1. Россия : Эта страна имеет в своём резерве около 30 подводных лодок, а всего флот насчитывает около 65 субмарин, страна имеет одну из самых длинных морских границ и после распада Советского Союза была проведена реформа, которая дала новую ветвь развития .
  2. Китай : Восточная страна очень развита и имеет одну из самых многочисленных армий, а за 30 лет их армия претерпела большие изменения и модернизацию, на данный момент начитывается 69 субмарин. С целью сдерживания ядерного вооружения конкурентных стран они имеют несколько баллистических ракет, на которые устанавливаются ядерные боеголовки.
  3. США : Все подлодки – атомные, а значит срок работы экипажа под водой ограничен лишь количеством пресной воды и пищи. Всего подобных кораблей у США – 71.
  4. Северная Корея (КНДР) : У них 78 субмарин. Они дизель-электрические и считаются устаревшими ещё с советской эпохи, но тем не менее Северная Корея показала мощь своей армии под водой в 2010 году, когда подводное судно потопило южнокорейский надводный корабль.

Применение подводных лодок

Большинство подводных лодок имеют военное назначение, но помимо данной сферы, их применяют еще и в мирное время, таким образом подводные лодки по своему применению разделяют на:

Военное применение

Одно из самых основных направлений, которое используют с самого первого опыта их использования. При помощи субмарин выполняют разнообразные задачи:

  • Уничтожение важные торгово-промышленные и административные центры, военно-морские базы;
  • Атака кораблей противника разного класса;
  • Выставление минного участка в скрытном режиме;
  • Добытие разведданных;
  • Поддержание связи, ретрансляция;
  • Высадка диверсионно-разведывательных групп.

Мирное применение

Используются многими учеными для проведения своих исследований, не путать с военными задачами, в данном случае зачастую происходит изучение физических, биологических и прочих данных необходимых для научной деятельности.

Транспорт

В некоторых случаях легче доставить груз, группу людей, именно так замышляли в России создать круглогодичное транспортное сообщение с Норильском.

Доставки

В некоторых условиях легче доставить груз под водой, Германия и США имели подводное сообщение в первой мировой. Данный вид почты шел дольше и дороже, но именно благодаря субмаринам была прорвана британская блокада. 7 июня 1995 года судно К-44 «Рязань» запустила ракету-носитель с аппаратурой для ученых. Доставлялась она из на Камчатку из Баренцева моря, процесс передачи продлился 20 минут и был признан самым быстрым за всю историю зафиксированных доставленных грузов.

Туристические и частные субмарины

В настоящее стало популярным направление туризма под водой, где каждый желающий способен изучить дно водного водоема собственными глазами. Как правило, подобные объекты не держатся близко к берегу и опускаются лишь на глубину ста метров. В России подобные экскурсионные аппараты, также создавались. «Нептун» в 1992 году он эксплуатировался в Карибском заливе, в центральной Америке, но из-за слишком дороговизны использования через 4 года был возвращен в Россию, в город Северодвинск, где стоит без действий. Следующим подобным туристическим судном был «Садко», его создали в 1997 году в северной столице России, он представлял собой работу над ошибками после «Нептуна» и 4 года служил на острове Санта-Люсия, а затем его отправили на Кипр.

Криминальное направление

Последним пунктом в списке выступает преступная деятельность. Все подводные суда скрыты от посторонних глаз, а также довольно тихи, поэтому не удивительно, что Пабло Эскобар, как самый известный наркобарон использовал этот тип кораблей, чтобы доставлять свои нелегальные грузы. ВМС многих стран регулярно проводит задержание подводных кораблей с наркотиками.

Атомные подлодки по странам

С развитием прогресса совершенствовался флот, а после наполнения арсенала стран ядерным оружием, были созданы атомные подводные лодки (АПЛ). Для работы они используют ядерный реактор, а также на них может быть размещено ядерное оружие, и обычные торпеды. Лишь 6 стран обладают атомными подлодками.

  1. США – 71
  2. Россия – 33
  3. Китай – 14
  4. Великобритания – 11
  5. Франция – 10
  6. Индия – 2

Самая большая АТП Акула — 172,8 метра

В числе этих лодок существует самая большая атомная подлодка в мире, создана она была в СССР в городе Северодвинск и в народе была прозвана «Акулой», так как на её носу был нарисован этот морской хищник, который 23 сентября 1980 года скрылся из виду под пеленой воды. У руля страны был Л. И. Брежнев и в даже по этому поводу он делал заявление, что США обладает подлодкой «Огайо», но на данный момент подобное вооружение есть и России с названием «Тайфун». С. Н. Ковалев руководил постройкой и проектированием. Водоизмещение этого гиганта составляло 23 200 наводное, подводное 48 000 тонн, он разгоняется до 25 узлов под водой. На глубине 400 метров подлодка способна работать, а предельно допустимое расстояние погружения – 500 метров. АПЛ может плавать без суши 180 суток, что равняется полгода, за это время на корабле могут находиться до 160 человек, 52 из которых – офицеры. Его габариты потрясали многих, войска НАТО даже кодировали эту лодку именем SSBN «Typhoon». Длинна – 172,8 метров, для сравнения можно привести пример футбольного поля, расстояние которого от 100 до 110 метров, а ширина «Акулы» была 23,3 метра. Арсенал подлодки был следующим торпедо-минное вооружение 22 , ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал». Противовоздушная оборона — 8 ПЗРК «Игла».

Самые опасные подводные лодки в мире

Также среди АПЛ встречаются самые опасные обитатели морей. Среди самых жутких хищников можно выделить 4.

  1. Пожалуй, самая не приятная встреча в открытом море может быть с подлодкой «Ясень», равных в сражении в открытом море ей нет. Глубина её погружения 600 метров, а в её вооружении присутствуют: 10 отсеков для торпед и 8 ракетных отделений в которых ждут своего часа 32 крылатые ракеты. Их мощность воочию можно было наблюдать, когда в 2014 году, находясь на расстоянии 3000 километров «Ясень» нанес удар по террористическим группировкам в Сирии. Среди недостатков не значится даже высокий шум при передвижении, если необходимо бесшумное нападение, то у подлодки есть электродвигатели малого хода.
  2. Подводная лодка «Борей» не только является одной из самых мощных, но также это самая бесшумная подлодка в мире. Вооружена она ракетами огромной дальности, цель может быть взята за 8000 километров, а сбить их практически невозможно, так как свой курс они могут менять до 10 раз. Погружение подлодки составляет 480 метров, а при помощи реактора на автономном ходу подлодка может продержаться 3 месяца.
  3. США также не остается в стороне и свои подлодки «Вирджиния» Америка считает одними из самых мощных, по крайней мере внутри своего подводного флота этого звания у неё не отнять. Их запас хода и автономность плавания не ограничены, препятствием может встать лишь голод команды, которая насчитывает на подлодке 120 человек. «Вирджиния» пришла на смену «Сивулф», который мог погружаться на глубину 600 метров. Очень часто многие люди сравнивают эту АПЛ и «Ясень», но если российский аппарат предназначен больше для открытого боя, то «Вирджиния» принесёт больше пользы при собирании разведданных. На место стандартного перископа установлены выдвижные мачты с камерами, которые поддерживают отличное разрешение. Также подлодка набирает скорость до 46 километров в час, а под водой и вовсе 65. Данных атомных подлодок немного, семь, но на данный момент вооруженные силы штатов активно внедряют данные корабли.
  4. Другие страны помимо России и США несколько отстают в развитии подводного флота, но также имеют свои убедительные аргументы под водой. Так у Великобритании был построен «Астьют», что в переводе означает «Проницательный», такой экземпляр лишь один и он уступает своим собратьям из России и Америки, но тем не менее на островном государстве он считается лучшим и вооружен он 38 ракетами «Томагавк», а его атомные и водометные двигатели обеспечивают автономность плавания до 90 дней (трех месяцев). Его скорость под водой составляет 54 км/час, а экипаж численностью 98 человек может погружаться под воду на глубину 300 метров.

Самая быстрая подводная лодка в мире

Подводные лодки должны обладать незаметностью и минимальным шумовым порогом, но изредка можно пренебречь данными факторами и сделать больший акцент на скорости судна. Так в 1971 году наводный корабль «Саратога» шел из Средиземного моря, его настигала одна из подлодок и было дано командование уйти от подлодки, когда американский авианосец уже отошел на большое расстояние, то команда обнаружила не только то, что корабль не увеличил расстояние, а подлодка «Анчар» и вовсе их догнала.

В то время весь мир был поражен, как судно под водой может развивать такую скорость, которая составляла 44 узла (82 километра в час), а на воде был разгон всего до 19 узлов, «Анчар» (К-222) был прозван «золотой рыбкой» за свою дороговизну постройки, по некоторым данным на судно ушел 1% всего военного бюджета СССР, 2 миллиарда рублей по курсу на 1968 год. Н. Н. Исанин создал данную подводную лодку, которая 21 декабря 1968 года была спущена на воду. НАТО даже кодифицировало подлодку «Papa» от русского языка «Папа». После того, как мир был поражен скоростью подлодки, не мало раз предпринимались попытки побить рекорд «Анчара», но никому это не удалось сделать. На «Папе» умещалось 80 человек, а плавать без суши он мог 70 суток. Длина – 106,9, а ширина – 11,5 метров. Погружался он максимум на 400 метров. На данный момент подлодка утилизирована и больше подобных аппаратов никто из стран не производил из-за дороговизны постройки.

Максимальная глубина погружения подлодки

Если долго изучать подводные лодки, то можно заметить то, что максимальная глубина погружения подводной лодки в мире – 1027 метров. Данный рекорд поставило судно К-278 «Комсомолец». Заложили подлодку в 1966 году по проекту главного конструктора Н.А. Климов, а в 1977 году его дело продолжил Ю.Н. Кормилицин. А.Я. Томчин был главным наблюдающим, капитаном второго ранга военно-морского флота, затем Н.В. Шалонов заменил его на этом посту. Проект был завершен в день Победы 9 мая 1983 года, именно тогда «Комсомольца» спустили на воду.

Его отличии от многих других похожих суден было в том, что его корпус был сделан из титана, что позволило облегчить корабль на 35%. Его рабочая глубина значилась, как 1000 метров, а автономное плавание 180 суток. Размер экипажа был относительно небольшим, 60 человек, 31 из которых офицер. На воде водоизмещение составило – 5880, а под ней – 8500 тонн. Длина и ширина – 110 и 12,3 метра. На данный момент К-278 находится в Норвежском море, а точнее на его дне, 7 апреля 1989 года она трагично затонула из-за случившего пожара на борту, спасти удалось только 30 моряков, а остальные 16 погибли до приезда спасателей.

Так как подлодка была атомной, то существовал риск заражения окружающей среды. Поначалу хотели поднять судно целиком, но затем ограничились лишь ящиков с радиоактивными веществами. В первой экспедиции группа моряков подняла все отходы на 200 метров, но затем трос оборвался и пришлось вернуться на сушу, следующая экспедиция была предпринята в 1998 году, но прибывшие на место трагедии лишь ограничились исследование радиационного фона, не став поднимать ящики, заверив, что окружающей среде ничего не угрожает.

Максимальная глубина погружения человека

Если мы говорим о максимальном погружении подлодки, то следует разобраться, почему же подводная лодка не может спуститься на самую глубокую точку нашей планеты, в Марианскую впадину, как известно толща воды давит на объекты давление, поэтому, когда обозначается предельная глубина судна, то имеется виду на какое расстояние подводка может уйти в воду без негативных последствий для команды и себя самой. Максимальная глубина одна из главнейших тактических качеств субмарин, чем она ниже, тем больше шансов быть незамеченным для противников, а также тем ниже могут создаваться звуковые колебания в воде, которые засекаются сонаром. Сонар работает по принципу поиска объектов на глубине, в том числе его применяют и для поиска подводных лодок, но чем меньше подлодка создает колебаний, тем труднее её обнаружить, по этой причине, сонары улучшаются и совершенствуются, увеличивая свою чувствительность.

Самые маленькие подлодки

Поэтому помимо больших гигантов популярностью пользуются и маленькие подводные лодки, их чаще всего используют при высадке диверсионных групп, или же для сбора разведданных. Во Вторую Мировую Германия использовала очень маленькие подводки, тип которых обозначался, как «Бибер», вооружались они не внушительно, две торпеды, или же мины. Вмещала она в себя только одного человека, который ей и управлял. Скорость под одой она развивала до 5,3 узлов, погружалась только до 20 метров. С длинной 9,04 метра и 1,57 метров она плавала в прибрежных водах, планировалось данной лодкой уничтожать противников, но на деле это удалось лишь одной подлодке.

Подлодка Бибер

На данный сегмент подлодок обратили внимание и американцы, но в отличии от немцев они выделяли лишь небольшое количество бюджета на создание этого сегмента флота. Так образец Х-1 был лишь в единственном экземпляре, на нём даже не было установлено вооружения, не считая личное оружие солдат. Вмещала она 5 человек вместе с одним командиром и была около 15 метров в длину и 2 в ширину. Впоследствии Х-1 списали и поместили в музей.

Также небольшой просчет ждал подводку «Велман». Она, как и немецкая помещала в себя одного человека. В 1943 году при проведении испытаний конструкторы заметили свой самый главный просчет, они не добавили перископ на судно, что стало большой проблемой.

На данный момент набирает обороты развитие подводного флота, если раньше имело больший вес, какая удельная мощь твоей армии, то сейчас больше шансов на победу у более хитрого и тихого оппонента, который выиграет битву ещё до её начала. Подводные лодки и являются подобным инструментом шпионажа и подрыва стратегически важных объектов противника. На данный момент поставлены многие рекорды в этой ветке вооруженных сил мира. Но каждая страна стремится сделать арсенал своей техники лучше, чем у конкурирующих государств, поэтому стоит ожидать всё новых и новых видов техники в подводных войсках. После холодной войны многие считали, что гонка вооружений полностью установлена, но пока в газетах и телевизионных сводках новостей мы видим представление нового вида оружия от одной из стран, то можно быть уверенными, что гонка идёт, пускай и не так стремительно, как раньше. Очень стремительно развиваются Россия и США, но не стоит пренебрегать такими странами, как Китай, Северная Корея, Индия. Так Пакистан, Иран и Бразилия собрались строить атомные подводные лодки в своих странах, поэтому новые свершения и вершины в подводных плаваниях не заставят себя долго ждать.

«Ты лжец, Нам-Бок, ибо все знают, что железо не может плавать»
/Джек Лондон/


Уважаемые товарищи, наверняка, многие из вас посещали военно-морские салоны, поднимались по неудобным трясущимся сходням на палубы огромных кораблей. Бродили по верхней палубе, рассматривая пусковые ракетные контейнеры, раскидистые ветви радаров и прочие фантастические системы.
Даже такие простые вещи, как толщина якорной цепи (каждое звено с пудовую гирю) или радиус обметания стволов корабельной артиллерии (размером поболее дачных «шести соток») могут вызывать у неподготовленного обывателя искренний шок и недоуменее.

Размеры корабельных механизмов просто Огромны. Подобные штуки не встречаются в обычной жизни – о существовании этих циклопических предметов мы узнаем только во время визита на корабль в очередной День ВМФ (День Победы, в дни проведения Санкт-Петербургского международного военно-морского салона и т.п.).
Действительно, с точки зрения отдельно взятого человека, маленьких или больших кораблей не существует. Морская техника поражает своими габаритами – стоя на пирсе рядом с пришвартованным корветом человек выглядит как песчинка на фоне огромной скалы. «Крошечный» 2500-тонный корвет выглядит как крейсер, а «настоящий» крейсер имеет вообще паранормальные размеры и выглядит как плавающий город.

Причина данного парадокса очевидна:

Обычный четырехосный ж/д вагон (полувагон), нагруженный до краев железной рудой, имеет массу порядка 90 тонн. Очень громоздкая и тяжелая штука.

В случае с 11 000-тонным ракетным крейсером «Москва» мы имеем всего лишь 11 000 тонн металлических конструкций, кабелей и топлива. Эквивалент - 120 железнодорожных вагонов с рудой, плотно сконцентрированных в едином массиве.


Якорь подводного ракетоносца пр. 941 "Акула"


Как вода удерживает ЭТО?! Боевая рубка линкора "Нью-Джерси"


А ведь крейсер «Москва» еще не предел – американский авианосец «Нимиц» имеет полное водоизмещение 100 с лишним тысяч тонн.

Воистину, велик Архимед, чей бессмертный закон позволяет держаться этим громадинам на плаву!

Большая разница

В отличие от надводных кораблей и судов, которые можно увидеть в любом порту, подводная компонента флота обладает повышенной долей скрытности. Субмарины сложно увидеть даже во время захода в базу – во многом благодаря особому статусу современного подводного флота.

Ядерные технологии, опасная зона, государственная тайна, объекты стратегической важности; закрытые города с особым паспортным режимом. Все это не прибавляет популярности «стальным гробам» и их славным экипажам. Атомные лодки тихо гнездятся в укромных бухточках Заполярья или скрываются от посторонних глаз на побережье далекой Камчатки. О существовании лодок в мирное время ничего не слышно. Они не годятся для военно-морских парадов и пресловутой «демонстрации флага». Единственное, что умеет делать эти гладкие черные корабли – убивать.


Малышка С-189 на фоне "Мистраля"


Как же выглядят «Батон» или «Щука»? Насколько велика легендарная «Акула»? Правда ли это, что она не помещается в океане?

Выяснить данный вопрос довольно трудно – никаких наглядных пособий на этот счет нет. Музейные субмарины К-21 (Североморск), С-189 (Санкт-Петербург) или С-56 (Владивосток) являются полувековыми «дизелюхами» времен ВОВ* и не дают никаких представлений о реальных размерах современных подлодок.

*даже сравнительно «свежая» С-189 постройки 1950-х годов создана на базе трофейного немецкого «Электробота»

Читатель наверняка почерпнет много интересного из следующей иллюстрации:


Сравнительные размеры силуэтов современных подлодок в едином масштабе


Самая толстая «рыбина» – тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 (шифр «Акула»).

Ниже – американская ПЛАРБ типа «Огайо».

Еще ниже – подводный «убийца авианосцев» проекта 949А, т.н. «Батон» (именно к этому проекту принадлежал погибший «Курск»).

В левом нижнем углу притаилась многоцелевая российская АПЛ проекта 971 (шифр «Щука-Б»)

А самая маленькая из представленных на иллюстрации лодок – современная немецкая ДЭПЛ «Тип 212».

Конечно, наибольший интерес публики связан с «Акулой» (она же - «Тайфун» по классификации НАТО). Лодка действительно поражает воображение: длина корпуса 173 метра, высота от днища до крыши рубки равняется 9-этажному дому!

Надводное водоизмещение – 23 000 тонн; подводное – 48 000 тонн. Цифры ясно указывают на колоссальный запас плавучести – для погружения «Акулы» в балластные цистерны лодки закачиваются более 20 тыс. тонн воды. В результате, «Акула» получила на флоте забавное прозвище «водовоз».

При всей кажущейся иррациональности данного решения (для чего ПЛ такой большой запас плавучести??) «водовоз» имеет свои особенности и даже достоинства: в надводном положении осадка чудовищного монстра немногим больше, чем у «обычных» подводных лодок - около 11 метров. Это позволяет заходить в любые места базирования, без риска наскочить на мель, и пользоваться всей имеющейся инфраструктурой для обслуживания АПЛ. Кроме того, огромный запас плавучести превращает «Акулу» в мощный ледокол. При продувании цистерн, лодка, по закону Архимеда, с такой силой «прет» наверх, что её не остановит даже 2-метровый слой прочного, как камень, арктического льда. Благодаря данному обстоятельству, «Акулы» могли нести боевое дежурство в самых высоких широтах, вплоть до районов Северного полюса.

Но даже в надводном положении «Акула» удивляет своими габаритами. А как иначе? – самая крупная лодка в мировой !

Можно долго восхищаться акульим видом:


"Акула" и один из РПКСН семейства 677



Современный РПКСН проекта 955 "Борей" на фоне исполинской рыбины


Причина проста: под легким обтекаемым корпусом скрываются две подлодки: «Акула» выполнена по схеме «катамаран» с двумя прочными корпусами из титановых сплавов. 19 изолированных отсеков, дублированная ГЭУ (каждый из прочных корпусов имеет независимую ядерную паропроизводящую установку ОК-650 тепловой мощностью 190 МВт), а также две всплывающие спасательные капсулы, рассчитанные на весь экипаж…
Что и говорить – в плане живучести, безопасности и удобства размещения личного состава этот плавучий «Хилтон» был вне конкуренции.


Погрузка 90-тонной "кузькиной матери"
Всего в боекомплект лодки входило 20 твердотопливных БРПЛ Р-39

Огайо

Не меньше удивления вызывает сравнение американского подводного ракетоносца «Огайо» и отечественного ТРПКСН проекта «Акула» - неожиданно выясняется, что их габариты идентичны (длина 171 метр, осадка 11 метров)… при этом водоизмещение отличается в разы! Как же так?

Никакого секрета здесь нет – «Огайо» почти вдвое уступает по ширине советскому монстру – 23 против 13 метров. Тем не менее, назвать «Огайо» маленькой лодкой было бы несправедливо – 16 700 тонн стальных конструкций и материалов внушают уважение. Подводное водоизмещение «Огайо» еще больше – 18 700 тонн.

Убийца авианосцев

Еще один подводный монстр, чье водоизмещение превзошло достижения «Огайо» (в/и наводное – 14 700, подводное – 24 000 тонн).

Одна из самых мощных и совершенных лодок Холодной войны. 24 сверхзвуковые крылатые ракеты со стартовой массой 7 тонн; восемь торпедных аппаратов; девять изолированных отсеков. Рабочий диапазон глубин – более 500 метров. Скорость подводного хода свыше 30 узлов.

Для того, чтобы разогнать «батон» до таких скоростей на лодке применена двухреакторная ГЭУ – днем и ночью страшным черным огнем горят урановые сборки в двух реакторах ОК-650. Суммарное энерговыделение 380 Мегаватт – достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией город на 100 000 жителей.


"Батон" и Акула


Два "батона"


Но насколько оправданно было строительстве подобных монстров для решения тактических задач? Согласно распространенной легенде, стоимость каждой из 11 построенных лодок достигала половины от стоимости авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»! При этом «батон» был ориентирован на решение чисто тактических задач – истребления АУГ, конвоев, нарушения вражеских коммуникаций…
Время показало, что для подобных операций наиболее эффективны многоцелевые АПЛ, например –

Щука-Б

Серия советских атомных многоцелевых лодок третьего поколения. Самое грозное подводное до появления американских АПЛ типа «Сивулф».

Но, вы не подумайте, что Щука-Б так уж мала и тщедушна. Размер – значение относительное. Достаточно сказать, что крошка не помещается на футбольном поле. Лодка огромна. Надводное водоизмещение – 8100, подводное – 12 800 тонн (на последних модификациях оно увеличилось еще на 1000 тонн).

В этот раз конструкторы-проектировщики обошлись одним реактором ОК-650, одной турбиной, одним валом и одним гребным винтом. Превосходная динамика сохранилась на уровне 949-го «батона». Появился современный гидроакустический комплекс и роскошный комплект вооружения: глубоководные и самонаводящиеся торпеды, крылатые ракеты «Гранат» (в перспективе – «Калибр»), ракето-торпеды «Шквал», ПЛУР «Водопад», толстые торпеды 65-76, мины… при этом, огромным кораблем управляет экипаж всего из 73 человек.

Почему я говорю «всего»? Просто пример: для управления современной американской лодкой-аналогом «Щуки» - непревзойденным подводным киллером типа «Лос-Анджелес» требуется экипаж в составе 130 человек! При этом, американка, как водится, до предела насыщена радиоэлектроникой и системами автоматизации, а её размеры меньше на 25% (водоизмещение – 6000/7000 тонн).

Кстати, интересный вопрос: почему американские лодки всегда имеют меньшие размеры? Неужели всему виной «советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире»?!
Ответ покажется банальным – американские лодки имеют однокорпусную конструкцию и, как следствие, меньший запас плавучести. Именно поэтому у «Лос-Анджелесов» и «Вирджиний» так мала разница в значениях надводного и подводного водоизмещения.

В чем заключается разница между однокорпусной и двухкорпусной лодками? В первом случае, балластные цистерны располагаются внутри единого прочного корпуса. Такая компоновка забирает часть внутреннего объема и, в определенном смысле, негативно влияет на живучесть подводного корабля. И, разумеется, у однокорпусных АПЛ гораздо меньший запас плавучести. В то же время, это делает лодку маленькой (насколько может быть мала современная АПЛ) и более тихой.

Отечественные лодки, традиционно, строятся по двухкорпусной схеме. Все балластные цистерны и вспомогательное глубоководное оборудование (кабеля, антенны, буксируемые ГАС) вынесены за пределы прочного корпуса. Ребра жесткости прочного корпуса также располагаются с наружной стороны, экономя драгоценный объем внутренних помещений. Сверху все это прикрыто легкой «оболочкой».

Достоинства: резерв свободного пространства внутри прочного корпуса, позволяющий реализовать особые компоновочные решения. Большее количество систем и оружия на борту лодки, повышенная непотопляемость и живучесть (дополнительная амортизация при близких взрывах и т.д.).


Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов)
Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок. Безобразные "кольца" - не что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят)


Недостатки у данной схемы тоже имеются и никуда от них не спастись: бОльшие габариты и площадь смачиваемых поверхностей. Прямое следствие - лодка громче шумит. А уж если возникнет резонанс между прочным и легким корпусом…

Не стоит обольщаться, услышав про обозначенный выше «резерв свободного пространства». Внутри отсеков российских «Щук» по-прежнему нельзя гонять на мопедах и играть в гольф – весь резерв был потрачен на установку многочисленных герметичных переборок. Количество обитаемых отсеков на российских лодках обычно колеблется в пределах 7…9 единиц. Максимум достигнут на легендарных «Акулах» - целых 19 отсеков, без учета герметичных технологических модулей в пространстве легкого корпуса.

Для сравнения – прочный корпус американских «Лос-Анджелесов» делится герметичными переборками всего на три отсека: центральный, реакторный и турбинный (естественно, не считая системы изолированных палуб). Американцы, традиционно, ставят на высокое качество изготовления корпусных конструкций, надежность оборудования и квалифицированные кадры в составе экипажей подлодок.

Вот такие ключевые различия школ подводного кораблестроения по разным сторонам океана. А лодки по-прежнему огромны.


Здоровенная рыбина. Американская многоцелевая АПЛ типа "Сивулф"


Еще одно сравнение в одинаковом масштабе. Оказывается, "Акула" не так велика по сравнению с атомным авианосцем типа "Нимиц" или ТАВКР "Адмирал Кузнецов" - размеры авианесущих кораблей совершенно паранормальны. Победа техники над здравым смыслом
Маленькая рыбка слева - ДЭПЛ "Варшавянка"


Транспортировка вырезанных реакторных отсеков АПЛ


Новейшая российская многоцелевая АПЛ К-329 "Северодвинск" (принятие в состав ВМФ запланировано на 2013 год).
На заднем плане видны две проходящие утилизацию "Акулы"

Со времени своего появления в составе флотов всего мира подлодки играли в развитии всей тактики морского боя едва ли не решающее значение. Чего стоит хотя бы легендарная немецкая U-35, которая отправила на дно Атлантического океана 226 кораблей и транспортов, причем сделано это было всего за 19 боевых выходов.

Но те суда были весьма небольшими, а экипаж их жил в действительно спартанских условиях: максимальное удобство, на которое они могли рассчитывать — душ из морской воды, который им был положен регулярно, по собственному желанию. Времена шли, корабли становились все более впечатляющими. Не отошли от этой тенденции и их подводные сородичи. Не так давно появилась и самая большая в мире подводная лодка, которая способна затмить своими габаритами даже некоторые надводные суда.

Как это было

В конце сентября 1980 года на просторы Белого моря вышла «Акула». Неизвестен художник, который покрыл носовой отдел судна красивой росписью, изображавшей акулу и трезубец. Разумеется, после спуска на воду картину уже не было видно, но в народе название «Акула» уже прочно вошло в обиход.

Все суда этого класса официально стали называть этим именем, а для их экипажей даже был введен шеврон с изображением оскалившейся пасти акулы. На Западе эти подлодки стали именоваться Typhoon. Вскоре самая большая подводная лодка «Тайфун» стала официальным соперником американской "Огайо".

Да, в те годы наши бывшие союзники интенсивно пополняли свой подводный флот новыми судами... Но «Акула» должна была стать не просто очередной лодкой, а частью огромной и очень важной программы «Тайфун». Техническое задание на ее проектировку отечественная наука и промышленность получили еще в 1972 году, а куратором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Но самая большая в мире подводная лодка все же известна во всем мире именно своими размерами. Отчего же все специалисты бывают шокированы ими? Быть может, корабль не так уж и велик?

Легендарные габариты

Официальное название одного из оставшихся в нашем флоте кораблей, - «Дмитрий Донской». Так каковы размеры самой большой подводной лодки? Ее полное водоизмещение составляет 27 000 тонн, в длину этот гигант равен 170 метрам, а ширина составляет 25 метров. Его палуба настолько велика, что там легко может развернуться груженый КАМАЗ. От киля и до верхней части рубки высота также равна 25 метрам. Для справки: это высота восьмиэтажного дома, улучшенной планировки и с высокими потолками. Остальные две субмарины ни в чем не уступают «Донскому».

Если же самая большая в мире подводная лодка поднимает все выдвижные устройства, то высота уже аналогична девятиэтажному дому. Нет, в проектировке судна не участвовал знаменитый Церетелли: просто такие габариты были обусловлены размерами новых межконтинентальных ракет повышенной мощности.

Ракетное вооружение

Новое оружие получило советское наименование «Гром», на Западе же они назывались Rif. Эти ракеты значительно превосходили американский «Трайдент-I», которыми оснащались лодки «Огайо», обладая много лучшими характеристиками по дальности полета и количеству разделяющихся боевых блоков, которые могли преодолевать практически любую систему противоракетной обороны.

Вот только платить за столь впечатляющие характеристики пришлось не менее впечатляющими габаритами. Каждая ракета не только весит 84 тонны, но и имеет диаметр в 2,5 метра! Американский же аналог весит 59 тонн. При сопоставимых характеристиках. Так что справедливости ради заметим, что наша самая большая в мире подводная лодка все же не смогла стать «самой-самой» по всем показателям.

Хотя нет, смогла. Дело в том, что «Акула» - единственный ракетоносец, который может обстреливать половину Земного шара, находясь при этом подо льдами Северного Ледовитого океана. Это что-то невероятное даже по сегодняшним меркам. Дело в том, что каждая ракета Р-39 могла поражать цели, расположенные на расстоянии 9000 км: проще говоря, выпущенная на самом Северном Полюсе ракета легко долетала до экватора. Разумеется, до США столь грозное оружие доставало и подавно. Так как наибольшая глубина погружения подводной лодки этого типа достигала пятисот метров, что на 200 метров превосходило показатели «Огайо».

Из-за этого лодкам не было нужды выходить в далекие морские походы: отойдя на пару тысяч километров, они могли буквально «раствориться» на просторах северных морей.

Зарубежные аналоги

Глупо было бы думать, что идея о создании гигантских субмарин посещала умы исключительно советских конструкторов. Какие известны самые большие подводные лодки мира? Во-первых, это упоминавшаяся нами «Огайо»: ее длина также составляет 170 метров, но вот ширина - «только» 12 метров. Собственно, на этом список заканчивается. Больше ни одна страна в мире не смогла создать ничего похожего.

Работа по проектированию и подготовка экипажей новых кораблей

Таким образом, конструкторам пришлось полностью перерабатывать компоновку судов. В конце 1973 года постановление о начале работ по проекту было окончательно одобрено. Первая лодка была заложена в начале 1976 года, а на воду ее спустили уже 23 сентября 1980 года. Помимо циклопических размеров, программа предусматривала совершенно невероятный распорядок эксплуатации этих объектов.

Секретность была невероятная, утечек не было вообще. Так, фото самой большой подводной лодки американцы вообще получили случайно, просто просматривая спутниковые снимки СССР. По слухам, в военном ведомстве полетели головы: просмотреть под носом такого «кита» - непростительная оплошность!

В Обнинске пришлось строить гигантский учебный центр с военным городком и полной социальной инфраструктурой. Там должны были готовить сразу несколько экипажей подводников. Для каждой (!) из семи лодок полагалось иметь три комплекта: два экипажа были боевыми, которые должны были работать посменно, и третий — технический, отвечающий за состояние механизмов. Режим их работы весьма своеобразен.

Первый комплект моряков бороздит просторы океанов в течение трех месяцев. Постепенно на корабле начинают копиться неисправности. Судно идет на базу, экипаж грузят в комфортабельные автобусы (где их уже ждут семьи), а затем отправляют на отдых. Место «курортников» занимают технари. Работники «паяльника и напильника» проводят полную диагностику всех систем, проводят профилактику и устраняют все найденные неисправности.

Таким образом, «Акула» - самая большая подводная лодка - похожа на автомобиль «Формула-1» на пит-стопе. Тут вам и «колеса» поменяют, да и пилота могут заменить, если в том будет необходимость.

Распорядок для второго экипажа

В это время второй боевой экипаж, слегка уставший от отдыха, прилетает в Обнинск. Здесь их немилосердно прогоняют по всем тренажерам, а затем моряки, доказав свою профессиональную пригодность, отправляются в Мурманск. После этого их отправляют на корабль, который к тому времени приведен в полную боеготовность и может выходить в море. Процесс повторяется снова и снова.

Вообще, условия для работы на этих субмаринах действительно сказочные. Матросы срочной службы вспоминают, что на борту имеется сауна, тренажерный зал и комфортабельные каюты. Служить так можно хоть целый год: психофизическая усталость минимальная. И это крайне важно для ракетоносца, который может месяцами «лежать» под льдами Северного океана, маскируясь от средств обнаружения противника.

Вот чем уникальны самые большие подводные лодки России (сегодня их осталось три).

Основные технические характеристики

В движение уникальные ракетоносцы приводились сразу двумя реакторами ОК-650ВВ, причем мощность каждого из них составляла 360 МВт. Топливом служила особо чистая двуокись урана. Чтобы понять мощь этих силовых установок, достаточно знать, что они бы легко обеспечили электрификацию всего Мурманска и его пригородов. Их энергия крутит гигантские гребные винты и обеспечивает функционирование сложнейших бортовых систем.

На флоте лодки получили также прозвище «батон», так как форма корпуса сильно напоминала это хлебобулочное изделие. Но это только лишь внешняя оболочка грозного корабля. Он нужен, чтобы максимально снизить сопротивление водной среды. Внутри «скорлупы» располагается второй, особо прочный корпус уникальной конструкции. Такого не делал никто в мире.

Более всего он напоминает две положенные рядом друг с другом гигантские сигары, которые соединяются друг с другом посредством сразу трех сквозных переходов, которые расположены на носу, в центре и на корме. После этого не вызывает удивления тот факт, что самая большая атомная подводная лодка в свое время проектировалась самыми лучшими инженерами Союза.

Проще говоря, в одном внешнем корпусе расположены фактически две подлодки. Для удобства их именуют «левый борт» и «правый борт», подразумевая этим термином всю «сигару» целиком. Уникальность конструкции еще и в том, что «борта» полностью дублируют друг друга: турбины, двигатели, реакторы и даже каюты. Если на одной половине все откажет, пройдет утечка радиации или что-то подобное, экипаж переберется на вторую половину и сможет привести гигантскую субмарину в порт приписки. Да, самые большие подводные лодки России не имеют аналогов в мире.

Характеристики корпусов

Все, что находится на правой субмарине, обозначается нечетными цифрами. На левой — четными. Так делается для того, чтобы экипаж попросту не запутался. К слову говоря, всех моряков на борту также называют «специалистами левого» или «специалистами правого» бортов, то есть даже экипаж на лодке полностью продублирован.

Между двумя корпусами остается довольно значительное пространство, в котором располагается все важное оборудование, которое крайне необходимо защитить от воздействия высокого давления прочих негативных факторов среды. Да-да, эта подводная лодка (самая большая, кстати) даже ракеты имеет там: располагаются они между бортами «сигар» и в передней части рубки (точнее, перед ней). Это также уникальная отличительная черта, так как подобной компоновки ракетного вооружения вы не найдете больше ни на одной субмарине мира.

При этом «Акула» как бы «толкает» свое массивное вооружение перед собой. Важно! При погружении вода заполняет (!) пространство между бортами, а потому при движении оказывает огромное влияние на маневренность судна. Это позволяет не только сэкономить ресурс двигателей, но и... невероятно понизить показатели шумности.

О том, как кит «Акулу» полюбил

Чем еще характерна эта подводная лодка? Самая большая — это хорошо, но американцы этих судов боятся совсем по другой причине.

Со времен появления субмарин более всего их экипажи боятся шума, который возникает при работе систем и механизмов. Шумы демаскируют корабль, выдают его вражеским ВМФ. «Акула» же со своим двойным корпусом стала чемпионом не только по размерам, но и по предельно низкому уровню издаваемого при работе шума. В одном случае результат и вовсе получился неожиданным... Где-то неподалеку от Шпицбергена самка кита долго кружила вокруг подлодки, принимая ее за своего кавалера.

Акустики, смеясь и шутя, записали на пленку ее любовные серенады. Кроме того, о корпуса «Акул» порой трутся косатки, издавая заинтересованные трели. Даже ихтиологи с мировым именем заинтересовались этим феноменом. Они пришли к выводу, что совокупность шумов двигателя и резонансных звуков масс воды, плещущихся внутри внешнего корпуса, как-то привлекает морских обитателей.

Конечно же, самая большая российская подводная лодка явно проектировалась не с целью обольщения китовых самок и игр с косатками, но эффект все равно получился крайне любопытным.

Еще раз об условиях проживания матросов

Даже по сравнению с надводными кораблями условия проживания на «Акулах» были просто немыслимо хороши. Пожалуй, разве что вымышленный «Наутилус» Жюля Верна мог потягаться с отечественной субмариной. Шутливо ее прозвали «плавучим отелем».

К экономии веса и габаритов при проектировании лодки не стремились, а потому экипаж проживал в роскошных каютах на два, четыре и шесть мест, которые были обставлены и вправду не хуже гостиничного номера. Спортивный комплекс также поражал воображение: огромный спортивный зал, множество тренажеров и беговых дорожек.

Четыре душевые и девять гальюнов также имеет далеко не каждый надводный боевой корабль. В сауне, стены которой были обшиты дубовыми досками, могли мыться до десяти человек. И даже бассейн в четыре метра длиной на борту также был. Что характерно: пользоваться всем этим богатством могли даже срочники, что для нашей армии вообще является чем-то немыслимым.

Удар в спину, или Современное положение дел

Западные страны просто панически боялись этих ракетоносцев. Разумеется, после развала Союза появилась куча «партнеров», которые сразу убедили правительство порезать на металл три уникальных корабля. Заложенный на верфях седьмой борт ТК-210 так и вовсе варварски растащили, решив не достраивать. Огромные суммы денег и титанический труд, которые народ СССР затратил на создание этих невероятных машин, были фактически выплеснуты в холодную воду Северного океана.

И утилизация прошла даже при том, что военные и конструкторы едва ли не умоляли создать на основе субмарин плавучие базы снабжения для северных городов. Увы, но сегодня службу продолжает нести только «Дмитрий Донской», который переделали под ракеты «Булава». Никакой опасности для США они не представляют. Крейсеры же ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» ожидают или утилизации, или столь же бессмысленной модернизации.

Как же американцы поступили со своими «Огайо»? Разумеется, их пилить никто не стал. Лодки проходят плановую модернизацию, их оснащают новыми крылатыми ракетами. Правительство США вовсе не намерено разбрасываться технологиями, на создание которых было потрачено столько времени и сил.

Советский Союз и США до начала 70-х годов сохраняли по отношению друг к другу ядерный паритет. Ни та, ни другая сторона не обладали подавляющим превосходством друг над другом в количестве ядерных боеголовок и средств доставки. В СССР ставку делали на шахтные установки ядерных межконтинентальных ракет и атомный подводный флот. Стратегическая авиация была малочисленна и не обладала теми качествами, которые бы обеспечили ей превосходство в воздухе над противником. В Соединенных Штатах, наоборот, на тот момент уже существовала ядерная триада, в которой основной акцент делался на стратегическую авиацию и шахтные пусковые установки МБР.

Однако даже такое большое количество ядерных боезарядов и средств доставки, способное многократно уничтожить все живое на планете, не могло удовлетворить ни советскую, ни американскую сторону. В обеих странах шел поиск пути для создания преимущества первого удара. Стремительно развивавшаяся гонка вооружений в этом направлении привела к появлению самых крупных в истории человечества подводных кораблей, советских атомных подводных лодок проекта 941 типа «Акула».

Причины, объясняющие появление стального монстра

Огромный стальной монстр с размером в 9-ти этажный дом стал ответом на появление в США в составе ВМС АПЛ типа «Огайо». Эта подводная лодка могла нести на борту 24 межконтинентальные ракеты. Ни один подводный корабль в СССР не обладал подобной огневой мощью. Наличие у противника подобных субмарин сводило на нет существующее равновесие в средствах доставки, с таким трудом достигнутое к этому времени. Разработанный в Советском Союзе проект 941 мог не только лишить американцев превосходства в морской компоненте ядерной триады, но и дать определенное преимущество.

Этим и вызван очередной виток морской гонки вооружения. В советских конструкторских бюро и за океаном закипела работа. Каждая из стран старалась первой создать стратегический подводный ракетоносец.

Причины же появления корабля таких размеров объясняются технической стороной вопроса. Все дело в том, что советская атомная субмарина создавалась с расчетом опередить американцев по мощности ракетного залпа. АПЛ проекта 941 должна была нести на борту новые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39, которые превосходили американские межконтинентальные ракеты «Трайдент-1», размещенные на подводных ракетоносцах типа «Огайо». Советская ядерная дубинка могла нести 10 ядерных боеголовок, вместо 8 на американской ракете, и летела ракета Р-39 гораздо дальше, чем ее американская коллега. Новая советская ракета имела три ступени и по проекту должна была весить до 70 тонн. Имея такие технические характеристики основного средства вооружения, советским конструкторам предстояло решить сложную задачу — создать соответствующую пусковую платформу.

К тому же на новом атомном подводном ракетоносце планировалось сразу установить 20 таких ракет. Ввод в строй новых советских атомоходов должен был охладить воинствующий пыл заокеанских стратегов. Как отмечали иностранные источники, советская подводная лодка «Акула класса «Тайфун» по классификации НАТО одним своим залпом могла стереть с лица земли все Западное побережье США. Наличие у Советов 3-4 ракетоносцев этого типа поставило бы под угрозу всю территорию США, не говоря уже об уязвимости территорий стран-союзников по блоку НАТО.

Огромная разрушительная мощь сродни удару тайфуна, которой обладала советская субмарина, стала поводом для того, чтобы ей на Западе присвоили соответствующее название «Тайфун». По классификации лодки проекта 941 имели шифр «Typhoon».

Для справки: По классификации НАТО подводными лодками «Акула» назывались советские многоцелевые подводные корабли типа «Щука-Б» проекта 971, построенные уже в середине 80-х годов. Шифр НАТО «Akula»присвоен этим кораблям по названию головного корабля проекта АПЛ К-284 «Акула», вошедшей в строй Тихоокеанского флота в 1984 году.

Рождение рекордсмена

В Советском Союзе уже были случаи создания образцов техники – рекордсменов. Это и самый большой в мире транспортный самолет АН-22 «Антей» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». В военном плане СССР также доставлял американским военным немало хлопот, создавая превосходную военную технику. Советские межконтинентальные баллистические ракеты последнего поколения наводили ужас за океаном. Не отставал в этом плане и военно-морской флот, поэтому самая большая в мире атомная подводная лодка «Акула» не стала для советской страны неожиданностью.

Советский корабль, построенный в начале 80-х годов XX века, остается и в наши дни непревзойденным достижением конструкторской мысли. По многим техническим параметрам новая атомная субмарина по праву считается самым грандиозным советским военным проектом. Уже только технические измерения корабля потрясают воображение, не говоря о стоимости постройки судна таких масштабов. Длина корабля составляет 173 метра, а ширина корпуса составляет 23 метра. Корпус лодки — это стальная сигара величиной с 9-ти этажное здание. Только осадка лодки составляла 12 метров. Такие размеры соответствовали и огромному водоизмещению. Советский подводный ракетоносец имел водоизмещение линкора времен Второй Мировой войны – 50 тыс. тонн.

По водоизмещению АПЛ «Акула» втрое превосходила своего оппонента- подводную лодку типа «Огайо». Если говорить о названии корабля, то советский вариант имеет народное происхождение. Еще на стапелях лодку стали называть акулой. Это сравнение было настолько удачным, что в последствие прижилось в военных и в политических кругах. Впервые на широкой публике новый атомный ракетный крейсер назвал «Акулой» Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Для справки: В отечественном флоте первая подводная лодка, носившая название «Акула», была создана еще в 1909 году. Конструктором субмарины стал Иван Бубнов. Лодка погибла в Первую Мировую войну во время боевого похода.

С задачей разработать проект советского подводного супер-крейсера прекрасно справились конструкторы ЦКБ морской техники «Рубин» — флагмана советской кораблестроительной отрасли. В 1972 году ленинградцами было получено техническое задание на разработку проекта подводной атомной лодки стратегического назначения III поколения. Проектные работы возглавил талантливый советский конструктор С.Н. Ковалев, за плечами которого были уже готовые и успешные проекты. Его детища бороздили моря и океаны, оставаясь надежным щитом Советского государства. С 1973 года, после Решения советского правительства в стенах ЦКБ «Рубин» закипела работа над созданием проекта.

Местом постройки новых судов такого размера стало предприятие «Севмаш». Для постройки новых кораблей на территории верфи были специально возведен новый эллинг громадных размеров. В акватории судостроительного завода для прохода кораблей такого большого водоизмещения были проведены дноуглубительные работы.

Уже через три года на стапелях «Севмаша» была заложена первая головная субмарина проекта 941. Корабль получил заводской индекс ТК-208 (тяжелый крейсер – 208). Всего планировалось построить по данному проекту 7 судов на протяжении последующих 10-15 лет. Следует отметить, что советские конструкторы сумели обогнать своих американских коллег, раньше создав готовый проект нового подводного ракетоносца. Спуск на воду в сентябре 1980 году новой советской субмарины колоссальных размеров стал для американцев настоящим шоком. Первая лодка типа «Огайо» сошла на воду в декабре 1981 года, когда советский ракетоносец вошел в состав действующего флота.

За 8 лет, начиная с 1981 по 1989 гг., в Советском Союзе было построено 6 однотипных судов. Запланированный к постройке седьмой корабль так и остался на стапелях, даже с учетом того, что для субмарины были готовы основные корпусные конструкции. Постройку советских атомных ракетоносцев проекта 941 обеспечивало более 1000 предприятий-смежников. На одной только верфи «Севмаш» над строительством корабля трудилось 1200 человек.

Интересная деталь: из 6 кораблей, построенных по проекту, самый первый оказался долгожителем. Субмарина КТ-208, спущенная на воду в далеком 1981 году продолжает оставаться в строю и сегодня. Теперь это ТПРКСН (тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения) «Дмитрий Донской», лодка КТ-208 проекта 941.

Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941

Для непосвященных, лодка представляет собой огромную стальную сигару китообразной формы. Однако для специалистов особое внимание вызывают не столько размеры корабля, сколько его компоновка. Субмарина имеет двухкорпусную схему. За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус. Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы.

Пространство между двумя прочными корпусами заполнено шахтными пусковыми установками в количестве 20 штук. Боевая рубка смещена к хвостовой части лодки. Вся передняя палуба представляет собой одну большую стартовую площадку. Такое расположение пусковых установок предполагает возможность одновременного пуска всего боезапаса. При этом пуск ракет должен осуществляться с минимальным временным интервалом. Советский ракетоносец способен осуществлять пуски ракет из надводного и из подводного положения. Рабочая глубина погружения для осуществления пуска составляет 55 метров.

Корабль имеет 19 отсеков, каждый из которых имеет сообщение с другими. В легком корпусе носовой части лодки установлены горизонтальные рули. Боевая рубка имеет усиленную конструкцию, специально рассчитанную на экстренное всплытие корабля в условиях наличия сплошного ледового щита на поверхности. Повышенная прочность является основной отличительной особенностью советских ракетоносцев III поколения. Если американские АПЛ типа «Огайо» строились для патрулирования в чистых водах Атлантики и Тихого океана, то советские подводные лодки главным образом действовали в акватории Северного Ледовитого океана, поэтому и конструкция корабля создавалась с запасом прочности, способным преодолевать сопротивление ледового панциря 2-х метровой толщины.

Снаружи лодка имеет специальное противорадиолокационное и звукоизолирующее покрытие, общий вес которого составляет 800 тонн. Другой особенностью конструкции корабля является наличие систем жизнеобеспечения в каждом отдельном отсеке. Внутренняя планировка лодки спланирована и оборудована таким образом, чтобы обеспечить выживаемость экипажа корабля в самых непредвиденных ситуациях.

Сердцем атомохода является два ядерных реактора ОК-650ВВ суммарной мощностью 380 МВт. В движение субмарина приводится уже посредством работы двух турбин мощностью 45-50 тыс. л/с каждая. Такой огромный корабль имел и соответствующего размера гребные винты – 5,5 м в диаметре. В качестве резервных двигателей на лодке были установлены два дизель-генератора мощностью 800Вт.

Атомный ракетоносец в надводном положении мог развивать скорость хода 12 узлов. Под водой субмарина водоизмещением уже в 50 тыс. тонн могла двигаться со скоростью 25 узлов. Рабочая глубина погружения составляла 400 м. При этом лодка имела некоторый запас критической глубины погружения, составляющие еще дополнительные 100 м.

Кораблем таких больших размеров и с такими ТТХ управлял экипаж численностью 160 человек. Их этого числа треть приходилась на офицерский состав. Внутренние жилые помещения на подводной лодке были оборудованы всем необходимым для длительного и комфортного проживания. Офицеры и мичманы обитали в 2-х и 4-х местных комфортабельных каютах. Матросский и старшинский состав проживали в специально оборудованных кубриках. Все жилые помещения на лодке обслуживались системой кондиционирования воздуха. Во время длительных походов экипаж корабля, свободный от боевой смены, мог проводить время в спортивном зале, посещать кинотеатр и библиотеку. Следует отметить, автономность корабля превышала все существующие до этого времени нормативы — 180 суток.

Основные сравнительные характеристики корабля проекта 941

Советский атомоход, вступивший в строй в 1981 году, в сравнении с другими однотипными кораблями зарубежной постройки обладал значительным превосходством. Вероятными противниками советского ракетоносца III поколения являлись:

  • американская АПЛ типа «Огайо» с 24 МБР Trident на борту, построено 18 единиц;
  • английская АПЛ «Вэнгард» с 16 МБР Trident, построено 4 единицы;
  • французская АПЛ «Триумфан» с 16 МБР М45, построено так же 4 корабля.

Советская атомная подводная лодка превосходила все перечисленные суда по водоизмещению в три раза. Имела общий вес залпа из 20 МБР Р-39 — 51 тонну. Британские и французские субмарины в этом параметре значительно проигрывали советскому ракетоносцу. Английские и французские АПЛ могли выпустить по противнику боевые заряды общим весом 44 тонны. Только американские субмарины типа «Огайо», которых было спущено неполные два десятка, могли составить конкуренцию советским подводным гигантам.

Ни один другой корабль, отечественные ракетоносцы проектов 667БДРМ и 955, не могли сравниться по водоизмещению и боевой мощи с подводными лодками типа «Акула». Советские атомные субмарины, спущенные на воду в 80-е годы прошлого века, составили основу ракетно-ядерной мощи СССР и стали заделом для ядерной морской компоненты современной России.

Атомоход КТ-208 «Дмитрий Донской» остается единственным действующим кораблем этого класса в составе российского Военно-Морского флота. Два судна, КТ-17 «Архангельск» и КТ-20 «Северсталь» выведены в резерв, в 2006 и в 2004 гг. соответственно. Окончательное решение о судьбе этих двух легендарных кораблей пока не принято. АПЛ КТ-208 получила в 2002 году новое название – КТ-208 «Дмитрий Донской». Лодка единственная из всех кораблей этого типа, которая сохранила свой технологический ресурс. Это в свою очередь позволило провести на корабле в 1999-2002 гг. модернизацию по проекту 941М. Целью модернизации стало переоборудование корабля под новую БРПЛ «Булава».

Оснащение корабля новыми баллистическими ракетами не планируется. Субмарина используется в качестве самоходного плавучего испытательного комплекса новых образцов ракетной техники. Решением высокой правительственной комиссии стало продление срока эксплуатации судна до 2020 года. Атомный ракетоносец базируется на военно-морскую базу Западная Лица и входит в состав Северного флота РФ.

Подводные лодки входят в состав военно-морских сил многих государств. В их числе имеются такие небольшие, что в составе экипажа всего два человека, а есть просто огромные. Перечень последних и содержится в данной статье. Самые большие субмарины – подводные крейсеры водоизмещением до сорока восьми тысяч тонн и длиной в 172 метра.

10 место. Навага длиной 128 метров

Открывает рейтинг самых больших в мире подводных лодок советские субмарины под названием «Навага» проекта 667А. На них устанавливаются баллистические ракеты. В длину подлодка достигает 128 метров, при ширине – 11,7 м. Оснащается данный проект установками, несущими ракеты Р-27, которые способны поражать цели на расстоянии до 2400 км. В общем боевом комплекте субмарины также имеются двадцать две торпеды, в их числе две, несущие ядерный заряд. Начались работы по разработке подводных лодок этой серии начались в 1958 году.

9 место. Триумфан (Triomphant)– 138 метров

В числе самых больших подводных лодок мира субмарины французского производства типа Триумфан. Первую подводную лодку этого проекта начали строить в 1986 году. В связи с распадом Советского Союза, была произведена корректива и вместо запланированных шести единиц, было построено только четыре. Величина подводного водоизмещения равна 14 335 тоннам. Протяжённость корпуса составляет 138 метров, а ширина его равна 12,5 метра. На вооружении ракеты класса М45 в количестве шестнадцати штук.

8 место. Цзинь – 140 метров

Ошеломляющее впечатление остаётся и от размеров подводной лодки проекта 094 Цзинь из Китая. Эти субмарины сменили, бывшие на вооружении лодки класса 092 Ся. К строительству подводных гигантов приступили в 1999 году. Поскольку Китаем проводится политика, не позволяющая говорить об их разработках, то информации об этих лодках очень немного. Длина лодки равняется 140 метрам, при ширине, не превышающей тринадцати метров. Объём подводного водоизмещения оценивается в 11500 тонн. Вооружена субмарина двенадцатью баллистическими ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 12 000 км. Первую лодку серии Цзинь. Спустили на воду в 2004 году. Как следует из информации, озвучиваемой китайскими военными, сейчас в составе военно-морского флота этой страны шесть подводных кораблей. В 2014 году они должны были начать боевое патрулирование.

7 место. Вэнгард (Vanguard)– 150 метров

Британские подводные лодки типа Авангард также входят в число самых крупных субмарин в мире. Эти субмарины сменили на боевом посту лодки типа Resolution. К созданию новой лодки Англию подтолкнуло производство новых типов субмарин военной промышленностью Советского союза и Америки, с целью придания ей идентичных боевых характеристик. В стратегических планах было производство не менее семи подлодок, однако распад Советского Союза сделал такое решение вопроса неактуальным, и количество ракетоносцев снизили до четырёх, которые и поступили в военно-морские силы Англии. Первую лодку начали строить в 1986 году. Её подводное водоизмещение равнялось 15 900 тонам, длина корпуса равнялась 150 метрам, а ширина – 12,8 метра. Вэнгард несла на своём борту шестнадцать баллистических ракет системы Trident-2 D5.

6 место. Кальмар – 155 метров

Производимые на верфях России подводные лодки Кальмар, занимают шестую строчку рейтинга самых больших субмарин мира. Разработка проекта подводной лодки началась в 1972 году, в связи с возникшей необходимостью размещения баллистических ракет Р-29Р. При подводном водоизмещении равном 13 050 тоннам, её длина достигает 155 метров, при ширине равной 11,7 метрам. Вооружена она шестнадцатью межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29Р, радиус действия которых превышает шесть тысяч километров. Основная масса лодок этого типа была подвергнута утилизации, а оставшиеся продолжают нести службу в составе российского Тихоокеанского флота.

5 место. Мурена-М – 155 метров

Подлодкам проекта Мурена-М принадлежит пятая строчка рейтинга. Она является модернизированной версией лодки проекта Мурена. Главным отличием является увеличение количества ракет до шестнадцати, вместо двенадцати на предыдущем проекте. Чтобы это стало возможным, осуществили увеличение корпуса на шестнадцать метров, длина которого стала равна 155 метрам. Её подводное водоизмещение достигло 15 750 тонн. В ширину лодка достигла 11,7 метра. Шестнадцать ракет Р-29Д, размещённые на борту, способны поражать цели на расстоянии в 9 000 км.

4 место. Дельфин – 167 метров

Продолжением развития проекта Кальмар, стала подводная лодка Дельфин. Первую субмарину заложили в 1981 году. В конечном итоге было построено семь подводных лодок. В настоящее время они все несут службу в составе российского подводного флота. По своим физическим показателям Дельфин в числе самых больших в мире подводных лодок. При величине подводного водоизмещения равной 18 200 тоннам, её длина достигает 167 метров, при ширине 11,7 метра. Вооружена субмарина шестнадцатью баллистическими ракетами класса Р-29РМ.

3 место. Огайо (Ohio class SSBN/SSGN) – 170 метров

Эти американские подводные лодки относятся к третьему поколению. На борту они несут двадцать четыре баллистические ракеты класса Трайдент (Trident). Их особенностью является возможность разделения головки на несколько частей, способных наносить поражение по индивидуальной схеме. В настоящее время субмаринам типа Огайо принадлежит роль ядра ядерных сил Америки. Местом проведения их боевых дежурств являются воды Атлантического и Тихого океанов. Имея ширину 12,8 метра, в длину субмарина достигает 17,7 метра. В подводном положение водоизмещение лодки равно 18 750 тоннам. Она способна погрузиться на глубину равную 550 метрам. Ввод в строй первой представительницы этого класса был осуществлён в 1981 году. Известен такой интересный факт: в 2009 году экипажем субмарины USS Rhode Island, находившейся на боевом дежурстве, были спасены четыре мужчины и один мальчик, попавших в кораблекрушение и потерявших всякую надежду на своё спасение.

2 место. Борей – 170 метров

На втором месте рейтинга самых больших субмарин мира расположилась российская подводная лодка проекта Борей. На сегодняшний день закончены постройка и введение в строй трёх подводных крейсеров, а ещё три находятся на стапелях в процессе строительства. Закладка последней была осуществлена в 2015 году. В планах военных строительство до 2018 года восьми подлодок Борей. Начало разработки было обусловлено необходимостью замены субмарин, относящихся к классам Дельфин и Акула. Подводное водоизмещение лодок класса Борей равно 24 000 тоннам. Длина их корпуса составляет 170 метров, а ширина – 13,5 метра. В качестве вооружения используются шестнадцать ракет класса Булава.

1 место. Акула – 173 метра

Лидером ТОП 10 по праву является субмарина Акула. Человек ещё не строил больше подводного корабля чем этот. Сложно представить себе несущийся под водой девятиэтажный дом, растянувшийся в длину на два футбольных поля. Такие размеры конечно вызывают некоторые сомнения в боеспособности, но не восхищаться ею просто нельзя. Начали строительство подводной лодки 1976 году. Предполагалось, что она послужит ответным шагом на строительство американцами лодки класса Огайо. Флоту первый подводный ракетоносец был сдан в 1980 году. Его подводное водоизмещение составляет 48 000 тонн. В длину корпус вытянулся на 172,8 метра, а в ширину расположился на 23,3 метрах. На вооружении ракетного крейсера стоят двадцать трёхступенчатых баллистических ракет Р-39 Вариант. Для экипажа субмарины созданы отличные условия. Они могут воспользоваться небольшим бассейном, солярием, сауной, спортзалом и даже отдохнуть в живом уголке. А это значит, что Акула вполне в состоянии осуществлять боевое патрулирование в водах арктических широт. Всего сегодня службу в военно-морских силах России несут шесть подводных крейсеров класса Акула.