Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Природа является частью материального мира. Общество как материальная система

Природа является частью материального мира. Общество как материальная система

1. Общество.

Общественные науки : экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном).

Общество:

В узком смысле: Совокупность людей связанная общими интересами и целями.

В широком смысле : Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения .

Общество и природа взаимодействуют, влияют друг на друга. Экономическое взаимодействие – потребление природных богатств, экологическое – охрана природных богатств.

Ноосфера (В. Вернадский ) – среда обитания (биосфера), управляемая человеческим разумом.

Общество – динамическая система.

Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность .

В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.

2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.

3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.

4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство.

Сферы взаимодействуют и взаимосвязаны.

Общественные отношения – отношения и формы, возникающие в процессе жизнедеятельности между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них.

Общественные отношения

Духовные Материальные

Важнейший компонент общества – социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
Социальные институты : собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.
Типы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)

Доиндустриальное (традиционное, аграрное)

Индустриальное

Постиндустриальное, информационное

С/хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности

Массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность

Информация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства

Типы обществ (по О. Тоффлеру)

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, организаций из одного состояния в другое (природные, демографические, социальные, духовные изменения и т.д.).

Направленное развитие

прогресс стагнация регресс

Критерий прогресса степень свободы, которую дает человеку общество для ее оптимального развития. Прогресс противоречив (и положительные, и отрицательные процессы)

Формы прогресса: революция и реформа . Эволюция – постепенное развитие.

Научно-технический прогресс (НТП) - качественное изменение производительных сил общества под воздействием научно-технической революции.

Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Исторический процесс – хронологическая последовательность событий, оказывающих влияние на развитие общества. Субъекты исторического процесса : личности, социальные группы, массы. Исторический факт – событие общественной жизни.

Цивилизация – совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период.

Термин выдвинул Н. Данилевский, называл цивилизации культурно-историческими типами. Цивилизации различал по 4 признакам: экономическим, культурным, политическим, религиозным. Для характеристики цивилизаций выделяют также понятие менталитет.

Менталитет - образ мышления, мировосприятия, присущий определенной группе, индивиду

Две теории: теория стадиального развития (изучают развитие как единый процесс) и теория локальных цивилизаций (изучают большие исторически сложившиеся общности).

Подходы к изучению исторического процесса:

Формационный подход

(К. Маркс)

Цивилизационный подход

(А. Тойнби)

Культурологический подход (О. Шпенглер)

В основе переход от одной формации к другой. Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения (способ производства материальных благ).

Надстройка - государство, политические, общественные институты.

К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Большую роль играет классовая борьба.

Цивилизации – устойчивые общности людей, объединенные духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. В основе – смена цивилизаций. Развитие всей истории строится по схеме "вызов - ответ". Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Центральное понятие данного подхода - культура. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Я вляются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.

Главные проблемы:

1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.

Термин «Экология» ввел Э. Геккель.

2. Демографическая;

3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;

4. Проблема ресурсов;

5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.

Глобализация – усиление интеграционных связей в различных сферах между государствами, организациями, общностями.

Международные организации: ООН (Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности); ВТО (Всемирная торговая организация); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе); Европейский Союз; ОПЕК (Организация стран-производителей и экспортеров нефти); СНГ (Содружество независимых государств); ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и другие.

Общество представляет собой группу людей, вовлечённых в постоянное социальное взаимодействие или большую социальную группу, разделяющую одну и ту же географическую или социальную территорию, обычно подчинённую одному и тому же политическому авторитету и доминирующим культурным ожиданиям.

Характеризуются закономерностями взаимоотношений (социальных отношений) между людьми, которые имеют разную культуру и институты и может быть описано как совокупность таких отношений между его членами. В социальных науках более широкое общество часто демонстрирует стратификацию или модели доминирования в подгруппах.

Вконтакте

Одноклассники

Признаки и типы общества

Термин «общество» происходит от латинского слова societas, которое, в свою очередь, был получено из существительного socius («товарищ, друг, союзник»), используемого для описания связи или взаимодействия между дружественными сторонами. Этот термин может относиться ко всему человечеству.

Используемое в смысле ассоциации оно представляет собой совокупность лиц, очерченных границами функциональной взаимозависимости, включающих такие характеристики , как:

Под обществом в широком смысле слова понимают (особенно в структуралистской мысли), экономическую, социальную, промышленную или культурную инфраструктуру, состоящую из разнообразных людей и обособившуюся от природы.

Это может означать объективные отношения людей с материальным миром и с другими людьми.

Характеристики и признаки общества

Это определение можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В более узком смысле этот термин относится к группе людей, но в более широком смысле это относится ко всему человечеству которое имеет следующие характеристики и признаки:

У общества должно быть население. Без группы людей оно не может быть сформировано и скорее относиться не к группе людей, а к системе социальных отношений. Но для установления социальных отношений необходима группа людей.

Популяция должна самовоспроизводиться человеком, который воспроизводит себя через какие-то родственные отношения. Следовательно, это первый признак.

Сходство между собой

Сходство также является одной из характеристик. Без чувства подобия не могло быть никакого взаимного признания «принадлежности» к группе. Это чувство сходства между собой было обнаружено в ранних группах людей, а в современном мире условия социального подобия расширились до принципов национальности.

Различия

Наряду со сходством различия являются ещё одной характеристикой, потому что все люди связаны различиями и зависят от них так же, как и от сходства. Первичное подобие и вторичные различия создают величайший из всех институтов - разделение труда. Различия дополняют социальные отношения.

Семья первое общество, основанное на биологических различиях, различиях в способностях и интересах. Хотя различия необходимы, но различия сами по себе они ничего создают. Следовательно, различия подчиняются сходству.

Взаимозависимость

Факт взаимозависимости проявляется во всех аспектах современного мира. Известный греческий философ Аристотель заметил, что «Человек - это социальное животное». Как социальное животное он зависит от других. Выживание и благополучие каждого члена очень зависят от этой взаимозависимости. Ни один человек не является самодостаточным. Он должен зависеть от других для пищи, жилья и безопасности и для удовлетворения многих своих потребностей.

С развитием, эта степень взаимозависимости возрастает многократно. Семья, являющаяся первым обществом, основана на биологической взаимозависимости полов. Не только отдельные люди взаимозависимы, но также и группы.

Сотрудничество и конфликт

И сотрудничество, и конфликт - ещё два признака. Известный социолог Маклвер однажды заметил, что «Общество - это сотрудничество, скреплённое конфликтом». Люди не могут поддерживать счастливую жизнь без сотрудничества. Семья, являющаяся первым обществом, опирается на сотрудничество. Сотрудничество приводит к экономии расходов.

Конфликт также необходим. Конфликт выступает в качестве цементирующего фактора для укрепления общественных отношений. В здоровом и хорошо развитом коллективе сотрудничество и конфликт сосуществуют. Конфликт делает сотрудничество значимым.

Социальные отношения - основа общества. Но эти социальные отношения основаны на взаимном осознании или признании.

Поскольку социальные отношения абстрактны по своей природе, так и общество абстрактно по своему характеру. В нём постоянно происходят различные виды социальных процессов, таких как сотрудничество, конфликт.

Постоянство

Это не временная организация людей. Сообщество продолжает существовать даже после смерти отдельных членов.

Общество - абстрактное понятие. Мы не можем видеть эти отношения, но мы это чувствуем. Следовательно, это абстрактное понятие. Кроме того, оно состоит из обычаев, традиций, нравов и культуры, которые также являются абстрактными.

Сама природа общества динамична и изменчива и имеет свойство постоянно меняется. Старинные обычаи, традиции, народные традиции, нравы, ценности и институты изменились, появились новые обычаи и ценности. Все меняется от своей традиционной природы к современности. Следовательно, это одна из важнейших характеристик.

Всесторонняя культура

Культура - ещё один важный признак. У каждого общества есть своя культура, которая отличает её от других. Культура - это образ жизни, убеждения, искусство, мораль и т. д. Следовательно, культура является всеобъемлющей, потому что она отвечает потребностям социальной жизни и культурно самодостаточна. Кроме того, каждое сообщество передаёт свою культурную модель последующим поколениям.

Несомненно, общество состоит из людей, но это нечто большее и нечто вне личности, это больше, чем сумма его частей, т. е. индивидов.

Проживание и ассимиляция

Этот два ассоциативных социальных процесса также важны для бесперебойного функционирования и непрерывности. Следовательно, это ещё одна характеристика.

В политической науке

Общества также могут быть структурированы политически. В порядке возрастания размеров и сложности существуют группы, племена, вожди и государства. Эти структуры могут иметь разную степень политической власти, в зависимости:

  • от культурной;
  • географической;
  • исторической среды.

В социологии

Социальная группа позволяет её членам извлекать выгоду таким образом, что, в противном случае это было бы невозможно на индивидуальной основе. Таким образом, можно выделить и рассмотреть как индивидуальные, так и социальные (общие) цели.

Учёный социолог Питер Л. Бергер определяет общество как «…человеческий продукт и ничего, кроме человеческого продукта, который все же постоянно действует на своих производителей». По его словам, оно было создано людьми, но это творение поворачивается и создаёт или формирует людей каждый день.

Социологи выделяют общества на основе их этапов развития:

  • техники;
  • коммуникации;
  • экономики.

Создана система классификации во всех культурах людей, основанную на эволюции социального неравенства и роли государства. Эта система классификации содержит четыре категории:

  1. Группы охотников и собирателей (категоризация обязанностей).
  2. Племена, в которых есть некоторые ограниченные случаи социального ранга и престижа.
  3. Стратифицированные структуры во главе с вождями.
  4. Цивилизации, со сложными социальными иерархиями и организованными, институциональными правительствами.

В дополнение к этому есть:

  • Человечество, на котором покоятся все элементы социальной сети.
  • Виртуальное общество, основанное на онлайн-идентичности, которое развивается в век информации.

Со временем некоторые культуры продвигались к более сложным формам организации и контроля. Эта культурная эволюция оказывает глубокое влияние на модели сообщества. Племена охотников-собирателей поселились вокруг сезонных запасов продовольствия, чтобы стать аграрными деревнями. Деревни превратились в города. Города превратились в города-государства и национальные государства.

Некоторые общества дают статус индивидууму или группе людей, когда этот человек или группа совершает желаемое действие. Этот тип признания предоставляется в виде имени, названия, способа платья или денежного вознаграждения. Часто статус взрослого мужчины или женщины подчиняется ритуалу или процессу этого типа. Альтруистические действия в интересах большей группы наблюдаются практически везде.

Типы

Общества - это социальные группы, различаемые в зависимости от стратегий жизнеобеспечения, способов, которые используются для обеспечения потребностей.

Хотя люди создали множество типов обществ на протяжении всей истории, антропологи склонны классифицировать их в зависимости от того, насколько разные группы в этом образовании имеют неравный доступ к таким преимуществам, как ресурсы, престиж или власть. Практически все они развили некоторую степень неравенства среди своих людей через процесс социальной стратификации, разделение членов на уровни с неравным богатством, престижем или властью. Социологи размещают общества в трёх широких категориях:

  • доиндустриальные;
  • промышленные;
  • постиндустриальные.

Современное использование

Термин «общество» в настоящее время используется для покрытия как ряда политических и научных коннотаций, так и различных ассоциаций.

Хотя значение информационного общества обсуждалось с 1930 годов, в современном мире оно почти всегда применяется к тому, как информационные технологии влияют на людей. Поэтому оно охватывает последствия компьютеров и телекоммуникаций дома, на рабочем месте, в школах, правительстве и различных общинах и организациях, а также на появление новых социальных форм в киберпространстве.

По мере расширения доступа к электронным информационным ресурсам в начале XXI века особое внимание было уделено информационному обществу. Доступность интернета наиболее способствует новому пониманию в применение знаний к экономической деятельности в той мере, в какой оно стало преобладающим фактором в создании богатства. В настоящее время говорят, что 70−80 процентов экономического роста обусловлено новыми и лучшими знаниями.

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. Человек – биологическое существо. В его организме протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т. д.


Влияние природы на общества Роль природы в жизни общества всегда была значительной, т. к. она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества.




Природа, в том числе географическая среда, оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Повышается и степень воздействия общества на природу, особенно в последнее столетие в связи с бурным развитием науки и техники.


ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА ПРИРОДУ Общество оказывает огромное влияние на окружающую среду. Оно изменяет ее, подстраивает под себя, создает новые природные комплексы и разрушает уже сложившиеся: вырубает леса, осушает реки, прокладывает дороги, строит здания, орошает поля и т. д.



Общество - в широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

В узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов ит.п.)

Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «первобытное общество»,«средневековое общество»,«российское общество», означающие определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

Определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т.д.);
- людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);
- население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);
- все человечество (человеческое общество).

Функции общества:

Производство жизненных благ;
- систематизация производства;
- воспроизводство и социализация человека;
- распределение результатов труда;
- обеспечение законности управленческой деятельности государства;
- структурирование политической системы;
- формирование идеологии;
- историческая передача культуры и духовных ценностей

Типы обществ:

1) доиндустриальный (традиционный) - состязание человека с природой.

Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около2/3работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2)индустриальный - состязание человека с преобразованной природой
Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

3)постиндустриальный - состязание между людьми
Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4)Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества -информационного.

Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.

Природа - (в широком смысле) - весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).
- (в узком смысле) - совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество.

Обычно именно это понятие подразумевается при рассмотрении системы «Общество - природа».

Природа -I - это естественные экосистемы Земли. (микроэкосистемы - напр., ствол гниющего дерева; мезоэкосистемы - лес, пруд; макроэкосистемы - океан, континент; глобальная экосистема одна - биосфера).

Природа - II - преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени.

Природа - III - искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.

Природа - IV - (дикая природа) участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо. Понятие субъективное - с точки зрения горожанина, т.к. дикая природа не будет казаться таковой охотнику-промысловику.

Природные ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

Во-первых, воздействие природы на общество,
- во-вторых, воздействие общества на природу.

В первом случае, природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт - все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.

Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

- природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;
- охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;
- обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Человеческое общество включает в себя ряд областей-сфер общественной жизни:
- экономическую -отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ, услуг и информации;
- социальную -взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографических групп;
-политическую -деятельность государственных организаций, партий и движений, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением власти;
-духовную -мораль, религия, наука, образование, искусство, их влияние на жизнь людей.
Под общественными отношениями понимаются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Различают отношения в сфере материального производства, в духовной жизни.
Проявление сфер общества:
а) Политико-правовая сфера:
- ратификация международного договора
- введение поправок к закону
- проведение выборов в парламент
б) Экономическая сфера:
- рост числа акционерных предприятий
- увеличение денежной массы в стране
- уменьшение производства товаров
- введение нового налога
- отношения собственности
в) Социальная сфера:
- демографические изменения в государстве
Каждой сфере жизни общества присуща определенная са­мостоятельность, они функционируют и развиваются по зако­нам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловлива­ют друг друга. Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государ­ство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.
Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не те­ряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основ­ных сфер общественной жизни и выделении одной приоритет­ной является дискуссионным. Существуют сторонники опре­деляющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро эко­номических отношений, удовлетворяет самые насущные, пер­вичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве при­оритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники это­го подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют из­менения в сознании людей, переход к иным духовным ценнос­тям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов яв­ляется подход, приверженцы которого утверждают, что каж­дая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о про­исхождении человека.













































































































Естественно-научные

(материалистические) теории

Ч. Дарвин

Ф. Энгельс

Религиоз-

Теория

(1809-1882) -

(1820-1895) -

ная теория

палеовизита

английский ес-

социальный

тествоиспытатель,

мыслитель, поли-

создатель эволю-

тический деятель

ционной теории

Божествен-

Человек -

Человек как

Главная причина

ное проис-

создание не-

биологический

появления чело-

хождение

земное, при-

вид имеет

века - труд. Под

человека.

шельцы из

естественное,

влиянием труда

Душа -

космоса, по-

природное про-

сформировались

источник

сетив Землю,

исхождение и

специфические

человече-

оставили на

генетически свя-

качества челове-

ского в

ней челове-

зан с высшими

ка: сознание,

человеке

ческие суще-

млекопитаю-

язык, творче-

ства

щими

ские способности

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предполо­жения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии кос­моса, электромагнитных волн, радиации и других воздейст­вий огромно.
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущ­ность человека.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами. Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству.
Биологизаторский подход - Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпо­сылки человеческой природы
Социологизаторский подход - Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек - «чистая доска», на которой общество пи­шет нужные слова
Основные отличия человека от животного
1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы.
Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
- обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
- выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его
действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.
Человек - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности); существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Личность (от лат. persona - особа) - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Структура личности

Социальный статус - место человека в системе общест­венных отношений.
Социальная роль - образ поведения, одобренный норма­тивно и соответствующий социальному статусу.
Направленность - потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рожда­ются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей. Этапы социализации


Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.
Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.
Расширение и углубление социализации происходит:
- в сфере деятельности - расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.
- в сфере общения - обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.
- в сфере самосознания - формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Деятельность - способ отношения человека к внешне­му миру, состоящий в преобразовании и подчинении его це­лям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с ак­тивностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.



















Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения)

Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы











Воздействие на среду специ­ально изготовленными средст­вами труда, создание искусст­венных объектов, которые усиливают физические воз­можности человека

Воздействие на среду осуществ ляется, как правило, органами тела, данными природой. От сутствие способности изготав­ливать орудия труда с помо­щью раннее созданных средств

Продуктивный, творческий, созидательный характер

Потребительский характер: не создает ничего нового по срав­нению с тем, что дано природой

Основные компоненты деятельности
Субъект деятельно­сти - это тот, кто осуществляет дея­тельность (человек, коллектив, общество)
Объект деятельности - это то, на что направлена де­ятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека)
Мотив - совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Виды действий










Вид

Его сущность

Целенаправленное действие

Характеризуется рационально поставлен­ной и продуманной целью. Целенаправлен­но действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побоч­ные результаты его действий















Ценностно-рациональное действие

Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.

Аффективное (лат. affectus - душев­ное волнение) действие

Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д.

Традиционное действие

Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение, труд.
Игра - это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; наце­лена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Учение - это вид деятельности, целью которого явля ется приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
- труд - это любая сознательная деятельность человека Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;
- труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд - это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацелен ность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи ческая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций р методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.

Типы межличностных взаимодействий:

Между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

Между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

Между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели);

Между многими и многими людьми (между членами неорганизованной толпы).

Формальные межличностные отношения:

Переговоры о приеме на работу;

Беседа директора с родителями ученика;

Отношения между должностными лицами в служебное время;

Назначение деловой встречи по телефону;

Неформальные межличностные отношения:

Вечеринка друзей;

Поездка с приятелями на пикник;

Туристический поход;

Знакомство с соседом;

Беседа с приятелем по телефону.

Межличностные отношения можно охарактеризовать как взаимодействие, взаимопонимание и взаимовосприятие людей.

Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (семья, коллектив, группа).

Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, дружба, любовь).

В межличностных отношениях иногда возникают конфликты.

Конфликт - столкновение противоположных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение - консенсус.

Консенсус - согласие, взаимное соглашение по какому-либо вопросу.

Причины межличностных конфликтов:

Неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.;
- негативные чувства: зависть, корысть и т.п.;
- возрастные;
- из-за различных представлений по принципиальным вопросам;
- из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни;
- из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения;
- по «эффекту заражения» (от одного к другому).

Общение - это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [матери­альную или духовную (информационную)].

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Подведение итогов

Поздравляем, вы прошли тест до конца!

Теперь нажмите на кнопку Сдать тест для того, чтобы окончательно сохранить ваши ответы и получить оценку.
Внимание! После нажатия на кнопку вы не сможете внести изменения.

Сдать тест

Подведение итогов

%
ваша оценка


Результаты теста были сохранены.
На панели навигации красным отмечены слайды, на которых допущена хотя бы одна ошибка.



  1. Общество - это обособившаяся от природы часть материаль­ного мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей

  2. В современной на­учной литературе существует множество трактовок понятия «об­щество». Оно понимается как определенная группа людей, объе­динившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодей­ствия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в истори­ческом развитии человечества (первобытное общество, феодаль­ное общество) и как социальная организация какой-либо стра­ны, имеющая определенную структуру (российское общество, германское общество).

  3. Американский социолог Э. Шилз считал, что общество - это объединение людей, которое обладает определенными призна­ками:

    • не является частью крупной системы;

    • браки заключаются между представителями данного объе­динения;

    • пополняется за счет детей представителей этого объедине­ния;

    • имеет свою территорию;

    • имеет свое название и даже свою историю;

    • обладает собственной системой управления;

    • существует дольше средней продолжительности жизни ин­дивида;

    • его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и проч.),

  1. Именно наличие культуры отличает общество от любого объединения животных особей, но оно не объясняет того, как возникает и живет общество. Другими словами культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они воспроизводятся

  2. Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

  3. Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот­ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво­дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при­чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп­пах людей. Появилась экзогамия - брачные связи вне данного че­ловеческого стада

  4. Язык - это процесс передачи информации с по­мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей.

  5. неолитическая революция - переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

  6. Наличие в человеке двух начал, биологического и социально­го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник­ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти­воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, ут­верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

  7. Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи­мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко­торых случаях и уничтожения.

  8. Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви­нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социалдарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

  9. Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин­тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол­нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже­ния определенного социального идеала.

  10. Термин “этика” этимологически восходит к древнегреческому слову ethos, которое первоначально обозначало местопребывание, со­вместное жилище. Отталкиваясь от зна­чения этоса как характера, Аристотель образовал прилагательное ethicos (этический).

  11. Приблизительным латинским аналогом слова ethos является слово mos, которое переводится как нрав, обычай, характер, поведение; свойство, внутренняя природа; закон, предписание, мода, покрой одежды. Ри­мляне, ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристо­теля, образовали от слова mos прилагательное moralis (относящееся к характеру, обычаям), а от него позднее, в IV в нашей эры, возникает термин moralitas (мораль).

  12. МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.

  13. Мораль регулирует отношения и поведение людей через это одоб­рение и порицание, поступающее как извне, от общественного мне­ния, так и изнутри самой морально развитой личности. Таким об­разом, главная функция морали - регулятивная. Регу­лятивная функция «высокой морали» выступает как тенденция, в то время как реальную регуляцию составляет сложный сплав общечело­веческих и социально-конкретных нормативно-ценностных представ­лений.

  14. Вторая важнейшая функция морали - воспитательная. Мораль всегда участвует в подготовке нового поколения к будущей соци­альной деятельности, является существенным моментом в форми­ровании сознания. В каком-то смысле моральное воспитание че­ловека продолжается всю его жизнь, но в период взрослости оно переходит в самовоспитание, в свободный выбор ценностных ори­ентиров, типа поведения и нравственно-психологических устано­вок. В детстве и юности ребенок получает первичные моральные представления: взрослые учат его, каким следует быть, показывают и объясняют, какого рода поступки и мысли находятся под мораль­ным запретом, практически демонстрируют наказания, следующие за нарушением моральных обязанностей. Правила нравственности преподаются в неразрывной связи с правилами этикета, ребенок узнает, как следует оценивать себя и других, как себя вести с род­ными, в общественных местах, по отношению к выше- и нижесто­ящим на социальной лестнице. В детстве возникают нравственные привычки, которые переходят в автоматизм действия: броситься на помощь слабому, помочь старику, уступить место малышу и т.д. Впрочем, эти привычки и автоматизмы не всегда носят черты «вы­сокой морали», они конкретно-историчны и полностью выражают характер господствующих нравов. Так, нравственной привычкой и нормой поведения может быть раболепие по отношению к началь­ству и хамство по отношению к людям зависимым.

  15. Третья функция морали, тесно связанная с предыдущими, - коммуникативная. Ее следует назвать отдельно, не сводя к понятию регуляции. Мораль создает нормативную канву для человеческого общения даже в самых поверхностных его формах (хотя можно ли что-нибудь в нашей жизни считать «поверхностным» и неглавным? Нередко мнимые «мелочи» оказывают, решающее влияние на чело­веческие судьбы). Мораль не сводится к этикету, но часто она сли­вается с ним в нерасторжимое единство, поистине создавая спосо­бы коммуницирования в повседневной жизни. Собственно, этикет - это ритуальная форма существования определенной морали, хотя мораль - гораздо более широкое и глубокое явление, это система мотивации поведения, внутренние основания для поступков.

  16. Очередная функция морали - познавательная. По вопросу о том, познает ли мораль мир, могут вестись споры, если считать познанием только выяснение того, ка­ким является мир вне и помимо человека. Разумеется, мораль не может постигать свойства объектов самих по себе, ибо она - не физика, не химия и не биология. Зато мораль может постигать и постигает человеческий мир. Моральное знание - это знание о дол­жном, о том, что следует делать, а что находится иод абсолютным запретом. Если человек этого не знает, то он будет вести себя как животное, руководствоваться лишь своими инстинктами и импуль­сивными желаниями.

  17. Еще одна функция морали - жизненно-ориентационная. Разумеется, можно было бы найти и дру­гие роли, которые мораль играет в жизни общества, но перечисле­ние не должно быть бесконечным, поэтому мы ограничиваемся лишь самыми главными функциями. Итак, мораль обнаруживает себя,не только как повседневный сиюминутный регулятор отношений меж­ду людьми, но и как сила, выполняющая важную стратегическую задачу в становлении и развитии личности. Комплекс моральных представлений, «поселившийся» в душе и сердце человека, опреде­ляет, будет ли человек в целом стремиться идти по пути добра или по пути зла. Любая личностная история может быть рассмотрена с этой точки зрения, что даст множество вариантов. Кроме тех, кто в основном ориентирован «на добро» и «на зло», могут быть и бывают глубоко противоречивые, внутренне разорванные натуры, не спо­собные самим себе «дать ладу», мечущиеся между стремлением к совершенству и демонизмом. Такими героями полны произведения Ф.М. Достоевского. Возможны и попытки принципиального избе­гания как активного добра, так и активного зла, интуитивное стрем­ление не то чтобы «стать по ту сторону», но оказаться на «нейтраль­ной полосе». Некоторым удается всю жизнь прожить, оставаясь в моральном отношении «ни тем ни сем», однако обстоятельства не­редко не предоставляют человеку такой возможности морально за­таиться и заставляют принимать решения, обнаруживая, кто же он есть в скрытой глубине своего «я». Главные моральные ориентации всегда так или иначе проявляют себя в практическом поведении.

  18. Искусство - понятие широкое и многозначное. Так, в древней Греции к собственно искусству относили лишь так называемые мусические его виды - музыку, танец, поэзию, в средние века в искусство наряду с живописью включали врачевание и аптекарское дело. И сегодня слово «искусство» употребляют в разном значении. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова под искусством подразумевается: «1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художествен­ных образах... 2. Умение, мастерство, знание дела... 3. Самое дело, требующее такого мастерства...»

  19. Зародышевым формам художественной деятельности были уже присущи многие черты искусства. Но для то­го, чтобы они превратились в искусство, не хватало весь­ма существенного--более или менее развитого личност­ного начала. Первобытное сознание, по выражению Маркса, носило «стадный характер».

  20. Эстетическая мысль уделяла значительное внимание вопросу об источнике видовых образований. Здесь ясно обозначились две основные линии. Одна из них источник возникновения отдельных видов искусства усматривала в сложности, многообразии, многосторонности действи­тельности. Лессинг, например, возникновение тех или иных видов искусства связывал с тем, на какую сторону действительности обращено искусство. Сравнивая в этом отношении поэзию и изобразительное искусство* он в своем знаменитом «Лаокооне» основное внимание уделял различию их предмета, а из особенностей пред­мета уже выводил средства изображения. Вторая линия связывала многообразие видов искусства с факторами субъективного порядка - богатством человеческой чув­ственности, особенностями восприятия, разнообразием духовных способностей человека. Подобная позиция по­лучила наиболее рельефное выражение у Канта, который многообразие видов искусства выводил из многообразия духовных способностей человека.

  21. Наиболее распространенным является деление искус­ства на пространственные, временные и пространственно-временные. К пространственным относятся живопись, скульптура, графика, прикладное искусство и архитек­тура; к временным-литература и музыка; к простран­ственно-временным-театр, кино, телевидение.

  22. Деление искусств на пространственные и временные не является единственно возможным и всеобъемлющим. В зависимости от того, воспроизводят ли искусства конк­ретно-чувственный облик явлений или нет, они делятся на изобразительные и неизобразительные

  23. Искусство, будучи относительно самостоятельной сферой общественной жизни, вместе с тем тесно связано с внехудожественными областями культуры и челове­ческой деятельности. В любом виде искусства наряду с собственно художественными функциями, присущими ис­кусству и только искусству, имеют место функции вне-художественные, утилитарно-практические. По степени связи с внехудожественной сферой, по той роли, которую в том или ином виде искусства играет утилитарно-прак­тическая функция, их можно разделить на бифункцио­нальные и монофункциональные, прикладные и «чис­тые». К «прикладным» в первую очередь могут быть от­несены архитектура, декоративное искусство, народное ремесло. Их отличает то, что художественное здесь мо­жет быть реализовано только в органическом единстве с утилитарно-практическим, хотя такое разграничение крайне условно. Достаточно вспомнить маршевую музы­ку или же информационно-документальное начало в ли­тературе и живописи.

  24. Слово религия употребляется в двух основных смыслах. «Ког­да мы говорим об иудаизме, о христианстве или об индуизме, мы имеем в виду совокупность учений, передаваемых благодаря уст­ной традиции или каноническим книгам и содержащих в себе то, что определяет веру иудея, христианина или индуиста... Но по­нятие религии используется и в другом смысле... Говоря о том, что религия отличает человека от животного, мы не имеем в виду... какую-нибудь отдельную религию; но мы имеем в виду способ­ность ума или предрасположенность, которая, независимо от чув­ства или разума, а иногда даже вопреки им, дает возможность человеку постигать Бесконечное под различными именами и в разнообразных формах» (Классики мирового религиоведения. М., 1996. С. 41, 42). В этом втором значении понятие религии вбира­ет в себя частично мистику и мифологию. Но религия как отрасль культуры будет пониматься в своем первом значении.

  25. ^ СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

  26. В каждой религии можно выделить более или менее самостоя­тельные составные части.

  • Во-первых, выделим мистическую часть, объединяющую все, относящееся к ощущению и понимаю связи человека с бесконечным.

  • Мифологическая часть, включает в себя совокупность мифов, входящих в состав религии.

  • Совокупность обрядов, входящих в состав религии, - церковная служба молитвы, посты, паломничества и тп.

  • Предметная часть – совокупность материальных предметов, используемых в религиозных целях: иконы, фрески, реликвии и т.д.

  • Догматическая часть – совокупность основных представлений о происхождении и устройстве мира и человека, изложенных в священных книгах символах веры, устных преданиях и тп.

  • Совокупность моральных представлений, существующих в данной религии.

  • Социальная часть – совокупность верующих, церковная иерархия, религиозные учреждения и т.д.

  1. религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

  • Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

  • Во-вторых, и это следствие первого, религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору.

  • Здесь необходимо остановиться на таком явлении современности как широкое распространение сектантского движения. Его роль в жизни современного общества, откуда возникают условия для формирования таких движений, и как обычно действуют представители сект для вовлечения в нее новых членов.

  • В-третьих, человек, имея религиозный идеал, способен нести добро, справедливость, идеи своей религии, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ве­дущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

  • В-четвертых, религия управляет поведением челове­ка через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может управлять деятельностью боль­ших сообществ и государств, живущих по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиоз­но-нравственной системе не удерживает человека и об­щество от совершения неблаговидных действий и даже преступлений. Это следствие слабости и несовершенст­ва человеческой натуры.

  • В-пятых, религии способствуют как объединению людей, складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, объединяла наших далеких предков не столько национальная, сколько религиозная идея - «все мы - христиане»), так и приводить к их разделению, когда общества и государства начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Противостояние воз­никает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделя­ется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами).

  • В-шестых, религии являются вдохновляющим и со­храняющим фактором для художественного творчества. Религия бережет культурное наследие, подчас букваль­но преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя цер­ковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал, приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Само слово «культура» восходит к по­нятию культ. (Культ религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. В широком смысле - исторически сложившийся тип религиозных отношений.)
Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наобо­рот, религия частью культуры (среди философов бытует и та и другая точки зрения). Но совершенно очевидно, что религиозные идеи лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей со времен глубокой древности. Конечно, возразите вы, существует и светс­кая (внецерковная, мирская) культура. В искусстве, на­пример, могут быть выражены земные, плотские эмо­ции человека, проблемы его быта. Это реальность жизни, с которой нельзя не считаться, но надо старать­ся научиться отличать высокое духовное в искусстве от мирского, земного и физиологического, определив все­му подобающее место. Религия и подлинная глубокая религиозная культура, основанная на высоких идеалах, - один из факторов, который предохраняет человека и человечество в целом от распада, деградации и даже, можно сказать, от нравственной гибели. Культурную функцию религии можно ярко проиллюстрировать на примере России после принятия христианства, когда культура с вековыми традициями утвердилась и расцве­ла в нашем Отечестве, преобразив его.

Опять же не будем идеализировать картину, ведь люди есть люди. Когда христианство было принято в качестве государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было пору­шено немало величайших памятников античной эпохи.


  • В-седьмых, религия способствует упрочению и за­креплению определенных общественных порядков, тра­диций и законов жизни. Религия консервативна более, чем любой другой общественный институт. В большин­стве случаев (хотя, безусловно, есть и исключения) она стремится к сохранению устоев, к стабильности, к по­кою. Не случайно, если вы помните, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в первой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным пре­образованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность нужны сейчас и нашему Оте­честву...

  1. Вопрос о том, как и когда возникла религия, - сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа.
1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Религия возникла потому, что существуют Бог и человек, который способен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога
не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникнове­
нии религии снимается: она существует исконно.

2. Религия - продукт развития человеческого созна­ния. Она возникла не сразу, а в процессе эволюции человека, вместе с искусством, зачатками науки, язы ком и т.п. Эта теория достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1) линия эволюции человека от обезь­яноподобных предков никак не может считаться окон­чательно определенной: слишком отрывочны археоло­гические находки останков древнего обезьяночеловека; 2) находки древнейших стоянок человека современного типа подтверждают, что он уже имел религию, а убеди­тельных аргументов в пользу существования некоего «дорёлигиозного периода» в истории человечества так и не найдено археологами.


  1. Любое исследование или изучение начинается с классификации изучаемых объектов. Она помогает по­нять внутренние связи, определяет логику изложения материала. Самая простая классификация религий сво­дится к делению их на три группы.
Родоплеменные примитивные древние верования, как известно, сохраняющиеся и бытующие среди людей по сей день. От них происходят многочисленные суеве­рия (суе - напрасно, без пользы, попусту; ср. с этимо­логией слова «религия») - примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения в сознании человека, но не мо­гут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или богам и они не составляют миро­воззрения человека.

Национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных наро­дов и наций (например, индуизм в Индии).

Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христианство, буддизм и ислам.


  1. Все религии можно также разделить на две большие группы: монотеистические (от гр. monos один, един­ственный и theos бог), т.е. признающие существование единого Бога, и политеистические (ро1у много и theosбог), поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «политеизм» иногда используется его русский аналог - многобожие

  2. Анимизм – вера в одушевленность предметов природы

  3. Тотемизм – вера представителей племени в сверхъестественную связь между их предками и животными или растениями

  4. Фетишизм – вера в мистическую силу предметов природы

  5. Аниматизм – вера в то, что мир заселен духами

  1. Все формы общности людей можно разделить на:

  • естествен­но-исторические;

  • этноисторические;

  • социально-исторические.
Есте­ственно-исторические формы общности людей - это раса, поколе­ние, пол и т. д.

К этноисторическим общностям людей относятся род, племя, народность, нация.

Социально-историческими формами общ­ности людей являются классы, сословия, касты и т. д.


  1. Раса -это категория (группа, совокупность) людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически по цепи поко­лений Авп

  2. В происхождении рас многое пока неясно. Выдвинуты и активно обсуждаются две гипотезы: моногенетическая и полигенетическая. Согласно моногенетической гипотезе (ее признает большинство уче­ных), все расы имеют единый генетический корень, происходят от од­ного общего предка. Группа американских ученых во главе с А. Уилсоном на основе ДНК-анализа пришла к выводу, что все человечество имеет общую прародительницу - женщину, названную ими «Афри­канской Евой». В соответствии с полигенетической гипотезой, человеческие расы произошли от определенно разных обезьяноподобных предков, жив­ших в различных частях мира

  3. Нация - это исторически устойчивая общность людей, возни­кающая в процессе формирования общности их территории (родной земли), экономической жизни, языка, культуры и менталитета.

  4. Под общностью территории следует понимать географическую компактность проживания. Люди, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного времени, не могут принадлежать к од­ной нации. Достаточно вспомнить здесь факт образования двух на­ций - английской и американской, имеющих общий язык и общее (судя по доминирующей этнической группе) происхождение, но жи­вущих на разных континентах.

  5. Национальная государственность действительно играет важную роль в консолидации нации, в ее развитии. Через государство нация полнее и быстрее раскрывает свой потенциал. Но рассматривать госу­дарство как непременное условие существования нации все-таки нель­зя.
Во-первых, национальная государственность не обязательно долж­на принимать форму самостоятельного государства. Иногда достаточ­но бывает и простой политической автономии, т. е. права самостоя­тельно решать внутренние вопросы, оставаясь при этом частью более широкого государственного образования.

Во-вторых, нормальным яв­ляется не только мононациональное, но и многонациональное госу­дарство с единым руководством и управлением.

В-третьих, потеря го­сударственной самостоятельности не ведет автоматически к гибели нации. В справедливости сказанного убеждает нас хотя бы то обстоя­тельство, что в современном мире насчитывается более 320 крупных (свыше 1 млн) наций или народов, а число государств, судя по членст­ву в ООН, едва перевалило за 200.


  1. Национальный язык - это общенародный разго­ворный язык, понятный для всех членов нации. Он возвышается над диалектами, сленгами и жаргонами, получает свое закрепление и раз­витие в литературе. Язык - важнейшее средство социального обще­ния, обмена мыслями, взаимного понимания и согласия между людь­ми. Он обеспечивает совместную жизнь людей, единство их устремле­ний и действий. Язык необходим для организации единой экономиче­ской, политической и духовной жизни нации.

  2. Менталитет - это склад ума, особые стереотипы и установки мышления, придающие неповторимое своеобразие всему образу жиз­ни людей. Мы имеем в виду именно менталитет, когда говорим, что американцы прагматичны, англичане деловиты, французы остроумны и галантны, немцы педантичны. Стереотипы и установки, составляю­щие менталитет человека, являются для него чем-то естественным, са­мо собой разумеющимся. Они, как правило, невербализуемы, мало поддаются воздействию сознания, срабатывают автоматически, непроизвольно.

  3. Общность экономической жизни нации заключается вовсе не в том, что все ее представители занимаются производством какого-то одного продукта или что все социальные группы, входящие в нацию, имеют общие эко­номические интересы. Экономическая основа существования нации не исключает, а, наоборот, предполагает развитое разделение труда, хозяйственную специализацию, а также борьбу интересов различных социальных групп. Суть экономической общности нации - в проч­ной хозяйственной зависимости ее отдельных «частей», в образова­нии единого общенационального рынка, самостоятельного нацио­нально-экономического комплекса. Преодолевая раздробленность, узость и замкнутость местных рынков, открывая простор для роста то­варного обращения и обмена, общенациональный рынок своей неви­димой, но очень твердой рукой собирает разрозненные части населе­ния в единую нацию.

  4. Познание делится на чувственное (сенсуализм) и рациональное

  5. Сенсуализм включает в себя ощущение, восприятие, представление (знать определение)

  6. Рациональное познание включает в себя понятие, суждение, умозаключение (знать определние)

  7. Умозаключение бывает дидуктивным, индуктивным, по аналогии (знать определение)

  8. Истина бывает абсолютной, относительной, объективной

  9. Цивилизации делятся на развивающиеся, неразвивающиеся (статичные) и реликтовые

  10. Цивилизации делятся по Тойнби на самостоятельные и их варианты

  11. Цивилизации деляться на природные, западную и восточную

  12. цивилиза­ция - это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в их противостоянии внешнему миру.Вав