Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Короткая рокировка. Урок: Рокировка

Короткая рокировка. Урок: Рокировка

Обыкновенный ход в рамках шахматной партии подразумевает перемещение одной фигуры в рамках допустимого алгоритма движения на доске. В этом отношении представляет собой исключение из правил, поскольку в ходе нее осуществляется одновременное перемещение сразу двух . При этом фигуры, которые могут участвовать в рокировке, строго определены: это король и ладья, которую иногда называют также турой или башней.

Для того чтобы шахматист принял решение о совершении этого хода, необходимо формирование особых обстоятельств в ходе игры, которые, с одной стороны, делают его возможным в соответствии с правилами совершения, а во-вторых, обусловливают его целесообразность. Дело в том, что в результате рокировки позиции обеих вовлеченных в нее фигур существенно меняются, поэтому нужно, чтобы изменение положения обеих принесло пользу игроку.

Правила рокировки

Одно из ключевых правил рокировки состоит в том, что к моменту ее осуществления все участвующие в ней фигуры, то есть король , должны оставаться на своих первоначальных местах, где они находятся с начала партии. Если эти фигуры уже совершали какие-либо ходы и затем вернулись на эти позиции, совершить рокировку будет невозможно. Кроме того, для осуществления рокировки необходимо, чтобы все клетки поля между ладьей и королем были свободны, то есть на них отсутствовали какие-либо другие фигуры.

Как известно, шахматная доска состоит из 64 полей - по 8 в каждом направлении. Поэтому расстояние от первоначальной позиции короля до первоначальной позиции каждой из ладей его цвета является неодинаковым: так, между ним и правой ладьей имеются две свободных клетки, а между ним и левой ладьей - три клетки. Поэтому правила рокировки определяют перемещения короля, а перемещения ладьи являются привязанными к ним.

Так, и при правой, и при левой рокировке король должен переместиться соответственно в правую или левую сторону на две клетки. После этого осуществляется ход ладьей, которая должна занять позицию справа от короля. Такие рокировки в зависимости от характера каждой из них принято называть соответственно длинной и короткой.

После этого рокировка считается завершенной. При этом в течение одной шахматной партии каждый игрок может совершить только один подобный ход, поэтому следует тщательно обдумать, является ли его использование в сложившейся ситуации действительно целесообразным, или такую возможность следует приберечь для более подходящего случая.

Как уже упоминалось в предыдущих разделах, король в шахматах является самой главной фигурой. Если его атакуют, его нужно немедленно передвинуть в безопасное положение, если же это не получается, то игра проиграна. На начальных этапах шахматной партии основная битва обычно разворачивается вокруг центральных клеток доски, поэтому будет хорошей мыслью передвинуть короля в более безопасное место в углу доски, а ладью, наоборот, вывести ближе к середине доски, чтобы она могла принять участие в битве. Осуществить это поможет рокировка .

Шахматная доска вертикально может быть поделена на две части. Если смотреть на доску с позиции белых, левая сторона называется ферзевым флангом, а правая - королевским флангом. Эти понятия важны для понимания рокировки в шахматах, ведь у короля есть выбор, в какой угол передвинуться - он может сделать рокировку на любой из этих флангов.

Правила рокировки в шахматах

Когда король осуществляет рокировку, он передвигается на две клетки влево или вправо, а ладья передвигается на противоположную от короля клетку. При рокировке по правилам сначала нужно передвинуть короля, иначе ваш противник может заявить, что вы просто передвинули ладью, а не совершили рокировку (правило «взялся - ходи», см. правила шахмат). На диаграмме внизу ни один король еще не совершил рокировку.

На следующей диаграмме король белых совершил рокировку на королевском фланге, или, иначе говоря, он совершил короткую рокировку (также она может называться рокировкой в короткую сторону ). Он передвинулся на две клетки вправо, а ладья передвинулась на следующую к королю клетку с противоположной стороны. Данный вид рокировки обозначается как «O-O» в шахматной нотации .

На следующей диаграмме король белых сделал рокировку на ферзевом фланге, или, иначе говоря, он совершил длинную рокировку (также она может называться рокировкой в длинную сторону ). Как и в предыдущем случае, король передвинулся на две клетки, но на этот раз влево, а ладья также передвинулась на следующую к королю клетку с противоположной стороны. Данная рокировка обозначается как «O-O-O» в шахматной нотации.

Выше перечислены общие правила рокировки в шахматах. Но, помимо этого, есть определенные ситуации, при которых рокировка не может быть совершена:

Как правило, лучше всего делать рокировку на начальных этапах шахматной партии, чтобы обезопасить короля перед началом атаки и открытия клеток на центральных столбцах. Помните, что эти открытые клетки могут предоставить вражеским фигурам доступ для атаки вашего короля.

Так называется в шахматах самый необычный ход. Почему необычный? Потому, что во время этого хода разрешается переместить сразу две фигуры - короля и ладью! Рокировка разрешается каждой стороне лишь один раз в партии.

Как делать рокировку

Делается рокировка таким образом: сначала король переставляется через одно поле по направлению к своей ладье, а затем ладья "перепрыгивает" через короля и становится на соседнее с ним поле. Если король делает рокировку с ладьей, которая находится от него на расстоянии двух пустых клеток, то такая рокировка называется КОРОТКОЙ , и в шахматной нотации она обозначается - "0-0" . Рокировка с ладьей, отстоящей от короля на три пустые клетки, называется ДЛИННОЙ и обозначается - "0-0-0".

Пять правил, при которых можно делать рокировку:

1. Если король и ладья еще не сделали в данной партии ни одного хода. Если одна ладья ходила, а вторая нет, то рокировка возможна только в сторону не ходившей ладьи.
2. Если ни одно поле между королем и ладьей не занято ни своей, ни чужой фигурой.
3. Если король в момент рокировки не находится под шахом.
4. Если король во время рокировки не проходит через битое поле, т.е. поле, которое атаковано неприятельской фигурой.
5. Если король после рокировки не оказывается под боем (под шахом) неприятельской фигуры.

6.Если под ударом находится не король, а ладья, или же если ладья должна пройти через атакованное поле, это рокировке не препятствует.

На картинке выше показан пример, когда рокировать могут только белые, и только в короткую сторону. Длинную рокировку им делать нельзя, так как между королем и ладьей находится черный конь. Черные не могут делать длинную рокировку, поскольку король не может проходить через поле d8, которое бьется белым слоном g5. Недоступна черным и короткая рокировка - после неё король оказался бы под шахом белого коня h6.
Если бы в этой позиции был ход черных, то они могли бы дать шах конем с поля d3 и лишить белого короля права на рокировку, так как последний вынужден был бы покинуть свою первоначальную позицию.

На этой картинке рокировку не могут делать ни белые, ни черные. Белый король находится под шахом, и потому не может рокировать. А черный король лишился рокировки, так как обе его ладьи сошли со своих первоначальных мест.

А для чего нужна рокировка? Смысл ее состоит в том, что она даст возможность увести короля в более безопасное место - под прикрытие своих пешек, а также ввести в игру сильную фигуру - ладью. Поэтому помешать рокировке противника, как правило, очень выгодно.

(голосов: 1 , рейтинг: 5,00 из 5)

Теперь познакомимся с королём. Именно его тебе нужно защищать. Если твоему королю будет некуда сбежать от противника, ты проиграешь.
Его Величество никуда не торопится. Он вообще не стремится сам участвовать в сражении: слишком уж важен, да к тому же чересчур изнежен.
Король может перемещаться в любом направлении — кто же ему запретит! Но зато за ход он успевает передвинуться лишь на одну клетку. Кроме того, король должен ходить так, чтобы в итоге не оказаться под угрозой. Поэтому твои солдаты должны закрывать его от опасностей.

Бьют короли так же, как и ходят, — фигуру на соседней клетке. На доске вверху показан финал одного старого-престарого сражения. Сейчас ход белых. Знаешь ли ты, как должен пойти король?
У белого короля два варианта хода — побить ладью или побить слона. После любого из этих ходов королю ничего не угрожает.
А вот эпизод из другой партии. Может ли здесь король кого-нибудь побить? Что ему нужно делать?
Какую бы фигуру король ни побил, это будет означать конец сражения и проигрыш, потому что король обязательно окажется под ударом. Чтобы продолжить борьбу, королю нужно спастись — пойти направо вниз, на поле е4. Там он хотя бы на ход будет в безопасности.


РОКИРОВКА

— А если на вас нападут? — заволновался мальчик.
Король подбоченился:
— Этого не случится.
— Ну всё-таки? Если нападут?
— О, тогда меня закроет собой любая ладья.
— А она успеет?
— На этот случай существует особое правило. Оно называется рокировка. Почувствовав опасность, я тут же — шмыг! — и спрячусь за спину ладьи. Главное, чтобы нам с ладьёй ничего не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым мы собираемся пойти.

После того как король объявил, что будет делать рокировку, он передвигается на два поля в сторону выбранной ладьи, а потом ладья снимается со своего места и ставится на поле сразу за королём.
Обрати внимание: оба этих действия считаются одним ходом, к тому же ладья перепрыгивает через короля, чего обычно делать не может.
Рокировку можно делать, только если между королём и ладьёй, которая будет через него перепрыгивать, нет других фигур и при этом ни король, ни ладья в этой партии ещё ни разу не двигались. Рокировка невозможна, если королю уже хоть раз был объявлен шах (о том, что это такое, ты прочитаешь позже).
Ни одно из полей, через которые король пройдёт во время рокировки, не должно находиться под боем другой фигуры.

Правило игры в шахматы: рокировка

Рокировка — самый необычный ход в шахматах. Для неё есть множество специальных правил.
В рокировке участвуют одна из ладей и король. Рокировка делается так: сначала король делает ход на две клетки в сторону ладьи, затем ладья переносится через короля и ставится на поле за ним. Рокировка считается одним ходом. Чтобы не запутаться, принято сначала переместить короля, а уж потом передвигать ладью.
Обрати внимание: рокироваться король может с любой из ладей того же цвета, но при этом фигуры переместятся на разное количество полей. Рокировка бывает «в короткую сторону» и «в длинную сторону». В книгах это ещё называют рокировкой в сторону королевского фланга и рокировкой в сторону ферзевого фланга. При короткой рокировке король оказывается на начальной позиции коня, ладья — на позиции королевского слона. При длинной король оказывается на позиции ферзевого слона, ладья — на начальной позиции ферзя.
Рокировка разрешается, только если ни королём, ни соответствующей ладьёй с самого начала партии не делалось никаких ходов. Второе условие — чтобы между королём и ладьёй не находилось никаких других фигур и чтобы ни одно поле, через которое будет двигаться король, не находилось под атакой фигур противника.
Рокировка невозможна, если король находится под шахом, — пока король атакован, убрать его из-под угрозы рокировкой нельзя, но рокировка снова станет возможна, если угроза королю исчезнет.
Рокировку каждый игрок может делать только один раз за партию.

В этом уроке мы познакомимся ещё с двумя правилами в шахматах. Они были специально взяты в отдельную тему, так как их не всегда сразу запоминают начинающие шахматисты.

Мы уже говорили о том, что король самая важная фигура на шахматной доске, и, потому, он нуждается в постоянной защите. Обычно в начале партии борьба завязывается в центре. Именно там, где расположен король. Потому встает вопрос, куда его спрятать от потенциального обстрела фигур соперника. Ответ - сделать рокировку!

Рокировка - это ход в шахматах, при котором король перепрыгивает через одно поле вправо, или влево, а ладья закрывает его, вставая на соседнее поле.

Рокировку могут делать и белые и черные. Рокировка бывает короткая и длинная. Короткая делается в сторону королевского фланга, длинная в сторону ферзевого фланга. Визуально как делают рокировку белые и черные показано на диаграммах ниже.

Таким образом, король будет надежно защищен, и о его безопасности можно заботиться в меньшей степени.

Рокировку можно делать, если соблюдаются следующие правила:

  1. Ни король, ни ладья, с которой делается рокировка, не делали до этого ни одного хода.
  2. Между королем и ладьей нет других фигур.
  3. Королю не объявлен шах. То есть, если вам объявили шах, то рокировку в этот момент делать нельзя.
  4. Поле, через которое перепрыгивает король и поле, на которое он становится не пробивается фигурами противника.

Рокировка считается одним ходом, несмотря на то, что участие в ней принимают две фигуры. Рокировку можно делать только один раз за партию.

Взятие на проходе - это ход, при котором пешка может ударить пешку соперника, если та перепрыгнула через битое поле.
Как вы помните, из 3-го урока , своим первым ходом пешка может пойти на два поля вперед, то есть одно поле перепрыгнуть. Если это поле, пробивается пешкой соперника, то она может совершить взятие.

Наглядно это выглядит так:

Таким образом, черная пешка ударила белую и при этом встала на битое поле, а не на поле где стояла белая пешка, как это бывает при обычных ударах. При этом совершить взятие на проходе можно только на следующий ход, иначе потом это право утрачивается.