Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Икона Покров Пресвятой Богородицы: значение образа, сила Всевышней защиты. Песнопения Покрову Пресвятой Богородицы

Икона Покров Пресвятой Богородицы: значение образа, сила Всевышней защиты. Песнопения Покрову Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы: исключительный русский праздник


14 октября 2013 года

Характерно, что наши предки не пожелали отмечать какой-нибудь ">



"> пишет А.Десницкий : На Руси почитание этого праздника началось в середине XII века, когда св. князь Андрей Боголюбский вдохновился рассказом из жития другого славянина, своего тезки, и воздвиг на реке Нерли великолепный храм в честь праздника Покрова.

Характерно, что наши предки не пожелали отмечать какой-нибудь ">потому что важнее национальной гордости было для них

заступничество Богородицы за всех, кто обращается к Ней с молитвой. В том числе, разумеется, и за наш народ. Вообще, чудесными заступничествами Богоматери, защищающей русскую землю от вражеских нашествий, просто пестрят наши летописи.

Характерно, например чудесное избавление Пскова в 1581 году. Тогда во время осады города войсками польского короля Стефана Батория за несколько дней до решительного штурма старец Дорофей увидел, как Богородица в сопровождении святых спускается с небес в Покровскую церковь, а затем обходит городские стены. Она сурово упрекнула жителей города за их грехи, но обещала Свое заступничество. Когда через несколько дней начался штурм, основной удар был нанесен по Покровской башне возле Покровского монастыря. Полякам удалось пробить брешь в стене, но войти в город они не смогли и сняли осаду.

Это явление Богородицы было изображено на специально написанной Псково-Покровской иконе. Она почиталась как чудотворная, и с 1601 года в память об избавлении города стали совершаться ежегодные крестные ходы с выносом этой иконы. После революции она была передана в местный музей. В 1944 году при отступлении немцев икона исчезла и обнаружилась только в 1970-м на выставке икон в Германии — как экспонат из частной коллекции. Псково-Покровская икона вернулась в Россию только в 2000 году после долгих дипломатических переговоров.

">

От редакции "РН": 14 октября — Покрова Богородицы — один из самых почитаемых и необычных праздников, многое объясняющий в нашем национальном характере и исключительном культе Богородицы на Руси. Во-первых, праздник Покровы сугубо русский, шире Русского мира — даже на Балканы он пришел от нас. Удивительно и то, что в его основу легло событие не из евангельской истории, и даже не из русской, а из внутренней византийской — чудесного избавления Константинополя от сарацин.

Свидетелем этого чуда Защиты города Божией Матерью, кстати был славянин, проданный в рабство в Константинополь — юродивый Андрей. Как пишет А.Десницкий : "На Руси почитание этого праздника началось в середине XII века, когда св. князь Андрей Боголюбский вдохновился рассказом из жития другого славянина, своего тезки, и воздвиг на реке Нерли великолепный храм в честь праздника Покрова.

Характерно, что наши предки не пожелали отмечать какой-нибудь "день воинской славы" — день победы своих дедов над византийцами, ведь такие победы им удавалось одержать. Напротив, они праздновали день избавления Константинополя от врагов, потому что важнее национальной гордости было для них

заступничество Богородицы за всех, кто обращается к Ней с молитвой. В том числе, разумеется, и за наш народ". Вообще, чудесными заступничествами Богоматери, защищающей русскую землю от вражеских нашествий, просто пестрят наши летописи.

Характерно, например чудесное избавление Пскова в 1581 году. Тогда во время осады города войсками польского короля Стефана Батория "за несколько дней до решительного штурма старец Дорофей увидел, как Богородица в сопровождении святых спускается с небес в Покровскую церковь, а затем обходит городские стены. Она сурово упрекнула жителей города за их грехи, но обещала Свое заступничество. Когда через несколько дней начался штурм, основной удар был нанесен по Покровской башне возле Покровского монастыря. Полякам удалось пробить брешь в стене, но войти в город они не смогли и сняли осаду.

Это явление Богородицы было изображено на специально написанной Псково-Покровской иконе. Она почиталась как чудотворная, и с 1601 года в память об избавлении города стали совершаться ежегодные крестные ходы с выносом этой иконы. После революции она была передана в местный музей. В 1944 году при отступлении немцев икона исчезла и обнаружилась только в 1970-м на выставке икон в Германии — как экспонат из частной коллекции. Псково-Покровская икона вернулась в Россию только в 2000 году после долгих дипломатических переговоров".

Псково-Покровская (Явление Богородицы старцу Дорофею) икона Божией Матери ( , )

И таких случаев в истории византийской столицы было множество. Кстати, один из них связан с поражением русских. В 860 г. русские дружины осадили Константинополь, Св. патриарх Фотий после всенощного бдения вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора, тотчас поднялась буря и потопила русские корабли, город был спасен.

Чудо, свидетелем которого стал блаженный Андрей, произошло в 910 г. В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах в этот день совершался особый чин богослужения. Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: "Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы". Это происходило с регулярностью и потому получило название "обычного чуда".

Но блаженный Андрей стал свидетелем чуда вовсе необычного. В это время Царьград переживал очередную осаду: город был в кольце сарацын (по другой версии — его осаждали войска русского князя Олега). Народ вместе с патриархом Евсевием и императором Львом IV Мудрым собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Божьей Матери о заступничестве.

В житии Андрея читаем: "Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей... Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел блаженный Андрей Пресвятую Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными.

И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: "Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?" Он же ответил: "Да, отец мой духовный". И они видели, как Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей.

И когда Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был распростерт над народом и излучал славу Божию".

Князь Андрей Боголюбский, почитавший блаженного Андрея, с особенным вниманием отнесся к этому видению, восприняв его как особый знак для себя и своей земли. Введением праздника Покрова, Андрея, можно сказать, поручал Богородице свой народ, свою землю, русскую Церковь Ее защите и покровительству. И с тех пор Русь осознает себя одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова становится одним из любимейших в народе.

Византийских икон, изображающих чудо явления Богородицы Андрею юродивому, не известно. Только в иконах, иллюстрирующих Акафист, встречаются клейма с изображением явления во Влахернском храме. На Руси же Влахернское чудо получило и литургическое, и иконографическое оформление. Начиная с XII в. на русской земле стали освящать храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первый из них — знаменитый храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г. при Андрее Боголюбском.

Самое древнее из сохранившихся изображений Покрова мы находим на золотых (западных) вратах Суздальского Богородицерождественского собора (1220-1233 гг.). Богоматерь здесь изображена по типу, близкому к образу Боголюбской: в молитве, в полуоборота, повернувшись ко Христу, изображенному в сегменте неба, а над ней в виде паруса — покров.

Следующие по времени изображения Покрова относятся к XIV в., например, икона из Музея украинского искусства в Киеве и фреска Псковского Снетогорского монастыря (1313 г.).

В русской иконографии сформировалось несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы, среди них выделяют среднерусский (суздальский) и северный (новгородский). Среднерусский извод — мы встречаем его на иконе 1360-х гг. из Покровского монастыря в Суздале

(ныне в ГТГ) — отличается тем, что Богоматерь Сама держит покров. Событие происходит на фоне храма, данного как бы в разрезе, и этот храм наполнен народом — священники, император, патриарх, монахи, миряне, что вполне соответствует описанию видения блаженного Андрея. Сам он всегда изобажается в нижней правой части иконы вместе с юношей Епифанием.

В новгородских иконах Покрова Богоматерь изображена в виде Оранты (молящейся), а покров простирают над Нею ангелы. Композиция соответствует не рассказу из жития блаженного Андрея, но скорее напоминает о чуде, происходившем за еженедельным богослужением во Влахернском храме, когда завеса поднималась над образом Богоматери. Одно из самых ранних новгородских изображений находится на стенах церкви Феодора Стратилата (ок. 1380 г.).

Подобное изображение мы находим и в "софийских таблетках" (аналойные иконы из св. Софии Новгородской). Такая же композиция описана в новгородском иконописном подлиннике: "Покров Святыя Богородици. Об одной церкви маковици; по сторонам две полаты; Пречистая на облачку; Петр с инеми апостолы на облачку ж, с правую руку Пречистыя, а Предтеча с Павлом и с святители на левой руке; а под ними облачек; а Роман по обычаю; а около его народ...".

Но есть и другая разновидность новгородского типа Покрова: ангелы простирают покров над Богоматерью Орантой, а выше изображен благословляющий Спаситель. По сторонам от Богоматери — лик святителей и лик ангелов, внизу также святые

— Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и другие апостолы, а справа — блаженный Андрей, Епифаний и мученики. Этот извод встречается в иконах не только новгородского, но и псковского происхождения. Наиболее древнее из новгородских изображений Покрова — икона из Покровской церкви Зверина монастыря (ок. 1399 г.).

Покров Богоматери. Около 1399 г. Храмовая икона церкви Покрова в Зверине монастыре в Новгороде

В XVII веке нередко объединяли в одной иконе несколько иконографических изводов, желая как можно подробней рассказать о Влахернском чуде. Напротив,

в ХIХ веке иконография как бы минимизируется, и на иконах мы видим изображение одной только Богородицы, держащей в руках покров. И если в ранних иконах этот покров красного цвета, то в поздних он превратился в белую ленту.

Покров. 1751 г. Белоруссия

На многих иконах Покрова на амвоне изображается Роман Сладкопевец. Казалось бы: какое отношение к влахернскому чуду, произошедшему в Х веке, имеет Роман, живший в V в.? Но включение известного гимнографа, автора кондаков в честь Богородицы, в сонм молящихся имеется глубокий символический смысл — это усиливает тему общецерковного прославления Богородицы.

К тому же изначально Роман служил диаконом именно во Влахернской церкви. Житие его повествует, что поначалу он не имел ни слуха, ни голоса, но от всего сердца любил Богородицу и желал прославлять Ее в гимнах. Клир храма потешался над ним, но Роман не переставал молиться Пречистой Деве. Как-то, под Рождество Христово, он молился у иконы Богоматери и заснул, во сне ему явилась Матерь Божия и протянула хартию, сказав: "возьми, выпей (!) ее". Роман так и сделал, и почувствовал великое вдохновение и желание прославить Богородицу. Он взошел на амвон и воспел: "Дева днесь Пресущественного рождает…" Все дивились красоте его голоса и тем прекрасным словам, которые изливались из его сердца.

После этого Роман сочинил еще множество гимнов в честь Богородицы, за что его и прозвали Сладкопевцем. Вскоре Романа пригласили быть диаконом в Св. Софии — главном храме Константинополя. Память Романа Сладкопевца Церковь отмечает в тот же день, что и праздник Покрова — 1 (14) октября.

Иконография Покрова в любом из ее вариантов изображает торжество Церкви, радость всего рода христианского, имеющего Заступницу-Богородицу, покрывающую его и сберегающую от всякого зла честным Своим омофором.

Храм, который обычно изображается на иконах Покрова новгородского извода как бы в разрезе, символизирует всю вселенную, которая становится храмом славы Божьей. На суздальском изводе мы видим храмы Константинополя, которые впрочем, на Руси воспринимались как образ Святой Земли.

Покров. М.В.Нестеров, апсида Покровского храма Марфо-Мариинской обители

Исследователь иконы князь Евгений Трубецкой так пишет об образе Покрова:

"мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери.

Именно в таких Богородичных иконах обнаруживается радостный смысл их живописной архитектуры и симметрии... Это — симметрия одухотворенной радуги вокруг Царицы Небесной; словно исходящий от Нее свет, проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений..."

ИКОНОГРАФИЯ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ: ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ ОБРАЗА РУССКОЙ ИКОНЫ

Покров Богоматери. XII-XIII в. Эта пластинка т.н. Златых врат собора Рождества Богородицы в Суздале - древнейшее из точно датированных изображений Покрова

Покров Богоматери. Икона 1360-х гг. из Покровского монастыря в Суздале. В собрании Гос. Третьяковской галереи. Изображение плата в руках Богоматери, а также фигура св. Романа Сладкопевца традиционно считаются признаком "среднерусского" варианта иконографии Покрова

Покров Богоматери с Деисусом и избранными святыми. Конец XIV века. Шитая пелена из собрания Гос. Исторического музея. Возможно, происходит из Покровского монастыря в Суздале

Покров Богоматери. Около 1399 г. Храмовая икона церкви Покрова в Зверине монастыре в Новгороде. Собрание Новгородского музея-заповедника. Изображение плата, несомого ангелами, над Богородицей, считается признаком "новгородского" варианта иконографии праздника. Также для ранних образцов этого извода свойственны изображения службы святителей в средней части композиции и изображение Христа над платом Богородицы

Покров Богоматери. Новгородская икона рубежа XIV-XV вв. из собрания Гос. Третьяковской галереи

Покров Богоматери. Псковская икона XV века из собрания Гос. Эрмитажа

Покров Богоматери, конец XV века. Происходит из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале. Владимирско-Суздальский музей-заповедник

Покров Богоматери. Икона-"таблетка" из серии святцев Софии Новгородской. Рубеж XV-XVI вв. Собрание Новгородского музея-заповедника. Здесь "новгородский" и "среднерусский" изводы композиции до некоторой степени соединяются: от первого остается Покров над Богородицей, но утрачивается подчеркнутая ярусность композиции, от второго появляется изображение св. Романа Сладкопевца

Покров Богоматери. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г.

Покров Богоматери. Первая половина XVI века. Происходит из церкви Рождества Иоанна Предтечи Глушицкого Сосновецкого монастыря. Собрание Вологодского музея-заповедника. Иконография этого памятника в точности повроряет икону из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале

Покров Богоматери. Новгородская икона середины - второй половины XVI века из собрания Гос. Русского музея

Покров Богоматери со сценами Ее земной жизни. Икона середины XVI века из собора Рождества Богородицы в Устюжне. Устюженский краеведческий музей

Покров Богоматери. Фрагмент плохо сохранившейся композиции - фреска притвора собора монастыря Грачаница (Сербия, Косово). 1570-е годы. В XVI веке древнерусские по своему происхождению иконографии Покрова и "О Тебе радуется" переносится на Балканы

Покров Богоматери. Третья четверть XVI века. Происходит из Воскресенского Горицкого монастыря. Собрание Череповецкого музея. Эта икона уникальна изображением Явления Богоматери св. Роману Сладкопевцу в центре композиции. Редкой особенностью также является двойное изображение плата Богоматери - и в Ее руках (причем белого (!) цвета), и над Ней. Святые распределены по чинам святости: пророки, апостолы, святители, преподобные, праведные мужи и преподобные жены собраны в отдельные группы, почти так же, как в иконах "О Тебе радуется"

Покров Богоматери. Конец XVI века. Собрание музея-заповедника "Коломенское". Здесь Явление Богоматери Роману сладкопевцу изображено слева, а справа, видимо для симметрии, повторен его образ уже в дьяконском облачении

Покров Богоматери. Конец XVII - начало XVIII века. Из Покровской церкви села Анхимово Вологодской области. Собрание Гос. Русского музея. Здесь иконография Покрова претерпевает изменения, видимо, подвергшись влиянию иконографии "Богоматери Боголюбской"

Покров Богоматери. Последняя четверть XVII века. Мастера Оружейной палаты

В XVIII - XIX веках в целом, скорее, наличествуют повторения и лишь незначительные вариации сложившихся ранее иконографических схем

Покров Богоматери. Середина XIX века. Частное собрание, Германия

Покров Богоматери. М.В.Нестеров. Для Марфо-Мариинской обители в Москве

Покров Пресвятой Богородицы над Русскою землей. Современная икона. Хр. св. Николая в Клениках

Более 9 веков Русская Православная Церковь чтит праздник Покрова Божией Матери . Причиной его установления считается видение, посетившее византийского святого Андрея Юродивого. Событие произошло около 9 века в церкви г. Влахерны (ныне пригород Стамбула). По сюжету картины, открывшейся перед Св. Андреем и его учеником Епифанием, русскими иконописцами была создана икона «Покров Пресвятой Богородицы».

Видение блаженного Андрея

В глубине веков трудно рассмотреть точное время появления этого образа. По описанию в житии Андрея Юродивого, видение представляло собой обширную сцену, заполнившую весь храм.

Во время всенощного бдения, совершавшегося по случаю окружения Константинополя врагами, своды церкви будто растворились. С неба к молящимся сошла Божия Матерь в сопровождении Апостола Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи . Со слезами помолившись Господу, Она сняла с головы покрывало и распростёрла над народом.

Не доверяя своим впечатлениям, Андрей спросил Епифания, стоящего рядом, видит ли он Госпожу, молящуюся о мире? «Вижу и ужасаюсь» - прошептал верный друг и ученик святого.

Андрей Юродивый

Видение не случайно произошло именно во Влахернском храме. Исторические источники 11 в. свидетельствуют о чуде, совершавшемся еженедельно. Над неизвестной иконой Богоматери, находившейся в храме, каждую пятницу во время молебна невидимой силой поднимался закрывавший ее плат.

Наутро атака врага была успешно отбита. Некоторые историки считают, что под стенами города в ту ночь стояли славяне. В этом случае заступничество Богородицы за греков было промыслительно: через некоторое время Русь приняла Крещение , сделав свои земли уделом Пресвятой Девы.

Влахернская церковь существует и сейчас. Практически это новое здание на месте старого, расположенное на окраине Стамбула. Стены украшены сценами андреева видения. Однако праздник Покрова не чествуется здесь так пышно, как в России.

О других Богородичных праздниках:

Почитание чудесного события на Руси

Прочитав житие Андрея Юродивого, русский князь Андрей Боголюбский верно заметил, что «негоже такому событию оставаться без памяти». Это послужило началом празднования Покрова на русской земле.

На берегу р. Нерли, по распоряжению князя, был освящен первый Покровский храм. С тех пор стали появляться и изображения этого события на фресках. Древнейшее из них находится на Золотых Суздальских вратах и датируется началом 13 в.: Божия Матерь стоит в профиль и молится благословляющему Ее Христу, окружающие Ангелы держат парящее покрывало.

Свято-Покровский храм на Нерли

Местонахождение первых икон Покрова

Самые древние из сохранившихся икон относятся к 14 в. и хранятся:

  • в Третьяковской галерее - из Суздальского Покровского монастыря, 14 в.
  • в Национальном художественном музее Украины - из Восточной Галиции
  • в Новгородском музее - из Зверина монастыря

В начале 16 века на стене храма Ферапонтова монастыря появилась монументальная картина Покрова, написанная Дионисием. По сравнению с лаконичным изображением на Суздальских вратах, в дионисиевской фреске были изображены все подробности андреева видения и связанные с ним предания.

Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в.

Изображения и символы на иконе

Важно. Иконы Покрова Пресвятой Богородицы разнообразны по сюжету. На «новгородских» покрывало над народом держат Ангелы, на «суздальских» - Сама Богородица. На древней галицкой иконе Божия Матерь изображена с Младенцем Христом.

С двух сторон от Богородицы стоят Ангелы, иногда святые Богослов и Предтеча. На поздних иконах внизу изображается сонм святых во главе с Андреем Юродивым, указывающим на видение. В центре появляется архидьякон влахернской церкви Роман Сладкопевец. В руках у него развернутый свиток с написанной им песнью Рождеству Христову.

Икона «Покров Божией Матери»

В один день с Покровом вспоминают преподобного Романа Сладкопевца, получившего от Божией Матери дар красивого певческого голоса и сочинительства песнопений.

На иконе конца 16 века из Горицкого монастыря (Череповец) изображены сонмы святых, расположенных группами: апостолы, святители, преподобные, мученики, благоверные цари. В центре - явление Богородицы спящему Роману Сладкопевцу. Над всем святым собранием восседает Господь на небесном троне. Ангелы держат ярко-красный плат, «подобный молнии», по свидетельству св. Андрея. Сама Пресвятая Дева также держит «покров», но в виде принадлежности архиерейского облачения - белого с крестами мафория.

Интересно. Иконы, написанные в 19 в. и позже могут изображать одну Богородицу с покровом, без святых и ангелов. В любом случае значение иконы одно: заступничество Божией Матери за человеческий род, защита от грозящих ему несчастий.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Из Зверина монастыря в Новгороде. 1399 г.

Молитвы перед иконой

Народные обычаи

Праздник Покрова, назначенный в России на день языческого праздника , долгое время воспринимался как «встреча осени с зимой», связывался с циклом сезонных работ по хозяйству. К началу октября завершались полевые работы, загонялся в стойла скот. Свободного времени становилось больше, приходило время свадеб и гуляний. Как отзвуки «народного» восприятия церковного праздника, остались обычаи молиться перед иконой Покрова о удачном замужестве, здоровье детей, о делах, связанных с семьёй и хозяйством.

Христианские традиции

Церковь не запрещает такие молитвы, однако призывает помнить, что христианство наполняет древние обычаи новым содержанием. Господь показал Св. Андрею славное видение не ради здоровья скота или исправности домашнего хозяйства. Оно напоминает верующим о верном оружии, о единственном средстве защиты от духовного врага - молитве Богородицы. Оградившись от греха, приобретя мир в душе, человек получает и остальное, необходимое для житейских потребностей.

Малороссийская икона «Покрова Пресвятой богородицы» начала XVII века с изображением казаков

Значение молитв, посвященных иконе Покрова

Для исполнения правильных, христианских традиций следует вдуматься в смысл произносимых молитв.

  • Тропарь праздника объясняет, для чего христиане собираются в церкви в этот день, испрашивает у Богородицы избавления от любого зла и указывает на единственный Источник благодеяний - Христа Бога.
  • Кондак описывает видение Св. Андрея, указывает на торжественность события и причину всеобщей радости - моление Божией Матери Богу за людей.
  • Акафист в подробностях возвещает историю влахернского чуда и восхваляет Божию Матерь, призывая Её защиту для всех молящихся.
  • В молитве, читаемой после Акафиста, содержатся все прошения, какие могут быть адресованы Господу христианином. Начинается она с прославления Божией Матери, продолжается просьбами о помиловании и прощении грехов, которое подает Господь по молитвам Богородицы. После этого следует перечисление насущных потребностей, начиная с помощи в трудах духовенству и «градоправителям» и заканчивая «послушанием для чад». В конце молитвы собравшиеся испрашивают упокоение усопшим и предаются воле Божией.

Икона «Покрова Богородицы» — конец 17 – начало 18 века. Черниговщина

О чем молятся перед образом

  • Перед иконой Покрова молятся о даровании красивого голоса, вспоминая чудесное явление Богородицы св. Роману Сладкопевцу.
  • Моряки не раз получали помощь от молитвы перед иконой, избегая гибели в шторме.
  • Считается, что «Покров» оберегает детей, защищает от пожара или нападения на поля вредителей.
Полезно. Хорошо приобрести икону «Покрова» для домашней молитвы. Образ часто помещают в детской или над входной дверью, в знак почитания Божией Матери живущими в доме. Следует следить за сохранностью и благоговейным отношением к святыне.

Почитание иконы в настоящее время

В честь Покрова освящено множество церквей и источников. Ежегодные крестные ходы проходят на праздник в Нижнекамске, Покровске (Энгельсе), Кунгуре. В 2015 г. был организован крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск (2500км), главной святыней которого была икона Покрова Божией Матери.

Читайте о храмах в честь Покрова:

Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск в 2015 г.

Крестный ход о сохранении мира с этой же святыней 18 февраля проходит по железнодорожным вокзалам Москвы. Каждый год, собираясь в церкви на праздник Покрова, верующие молитвенно переживают события, отдаленные от них множеством веков. Искренняя молитва в этот день обязательно будет услышана Святой Заступницей человеческого рода.

Посмотрите видео об Акафисте Покрову Пресвятой Богородице

В православной вере почитается много икон Пресвятой Богородицы. Чаще можно встретить святыни, где Богоматерь держит на руках младенца.

Но есть светлый образ Девы Марии, изображённый ещё накануне рождения Иисуса Христа, но уже после Благовещения.

Скоро пойдёт она к Елизавете, двоюродной сестре, которая скажет слова, ставшие гимном Богоматери: «Богородица дева, радуйся!». Эту песнь Ей мы поём до сего дня.

Как же выглядит образ Пресвятой Богородицы «Умиление», в чем он помогает, поговорим в данной статье.

Образ Богоматери Умиление

Существует целый иконографический ряд святых образов Богоматери, объединённых под одним названием - «Умиление». Но самая известная из них - это икона «Радость всех Радостей», где дева Мария запечатлена в самый счастливый момент, когда архангел Гавриил принёс благую весть о том, что Ей предстоит родить сына Божьего. Руки Богородицы скрещены в молитвенном жесте, голова чуть наклонена, а глаза полуопущены. Такой лик олицетворяет умиление.

История иконы «Радость всех Радостей»

История иконы Умиление Пресвятой Богородицы насчитывает несколько веков. Первоначальный образ Богородицы «Умиление» был нарисован на холсте, прикреплённом к тонкой доске из кипариса. Эта икона принадлежала Преподобному старцу и чудотворцу Серафиму Саровскому (1759-1833), покровителю и создателю Дивеевской обители. Святой Серафим был прославлен церковью в 1903 году благодаря императору Николаю II и до сих пор является наиболее почитаемым в истории Русской Церкви подвижником православия.

В своей отшельнической жизни Серафим Саровский никогда не разлучался с ликом Богоматери «Умиление», который называл «Радостью всех Радостей» и носил везде с собой в заплечной котомке. Немало чудес принесла та старинная святыня. Даже лампадное масло, находящееся возле лика, обладало целебными свойствами. Преподобный чудотворец смазывал им хворых паломников, что текли к нему рекой за помощью, произносил молитвы к иконе «Умиление», и это помогало выздоровлению.

После своей кончины старец завещал передать любимую святыню Дивеевским сёстрам, где она и находилась более 150 лет. Серафимо-Дивеевская икона считается одним из главных образов, запечатлевших лик Божьей Матери, ведь он свидетельствует о скором рождении сына Бога, Иисуса Христа. Светлый образ пронизан радостью и кротостью, именно такими чувствами, которые испытывала Богоматерь в тот счастливый момент.

История написания и автор оригинала Серафимо-Дивеевского образа неизвестны, а происхождение иконы датируется годами жизни Серафима Саровского, то есть концом XVIII века. После кончины старца, образ хранился в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря. Там построили специальный придел, а под саму икону была вырезана нарядная божница со стеклом (киот). В обители существовала традиция, когда все насельницы во время богослужения вставали за этим киотом с ликом Богородицы. В 1902 году для этой иконы Николай II сделал бесценный дар в виде золочёной ризы и серебряной лампадки.

А в 1991 году подлинная святыня «Умиление» была передана в ведение Московской патриархии и находится в патриаршей резиденции до сих пор. В Дивееском же монастыре вместо оригинала была оставлена точная копия чудотворного образа. Но каждый год в день Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой недели Великого поста) из Патриаршей церкви подлинник переносится на всеобщее поклонение в Богоявленский (Елоховский) собор. Последние 70 лет именно Богоявленский кафедральный собор является сердцем православной России, центром её духовной жизни.

Увидеть чудесный образ «Умиление», приложиться к любимой иконе Серафима Саровского раз в году могут все желающие.

Другие известные образы Умиление

Со временем с подлинника было сделано большое количество копий, на которых дева Мария изображена по пояс, со сложенными крестообразно руками, чаще всего в голубом покрове. Над головой Девы записаны слова из акафиста - «радуйся невеста неневестная». Изображения говорят о всепрощении и вечной жизни, о смерти во имя любви и спасении всего человечества. Господь уже идёт на землю, чтобы искупить мирские грехи. Известно, что некоторые из этих копий также обладают чудодейственными свойствами, как и оригинал.

Но помимо самой известной «Радости всех Радостей», существует множество образов с изображением Богоматери, под общим названием «Умиление». Есть иконы, где дева Мария изображена не одна, а с младенцем на руках, а её голова с любовью наклонена в его сторону. Маленький Христос тянет к Богородице ручки и приникает щекой к её щеке. Эти святыни пронизаны такой теплотой, какая может быть только между матерью и дитя. Поэтому такие лики тоже относятся к иконографическому образу «Умиление».

В Православной церкви почитаемы несколько видов икон Богородицы. Умиление, от греческого слова «Елеус», означает милосердная, умилившаяся. Иконы из разряда «Елеуса» изображают Богоматерь именно с младенцем на руках. Вот некоторые из них:

Появилась локотская икона совершенно случайно, когда была замечена на календарях, продающихся в обычном магазине, жительницей посёлка Натальей Шишковой. Она сказала продавщице, что негоже так обращаться с фотографиями, на которых есть Богоматерь. На это продавщица ответила, что календари устарели и их всё равно придётся выбросить.

Наталья, истинная верующая христианка, купила два оставшихся календаря с ликом Богородицы, обрезала ненужные даты и развесила эти иконы «Умиление» (фото) в своём доме. Однажды, читая в тишине церковную книгу, женщина почувствовала приятный аромат, но не придала этому значение. А несколько минут спустя, увидела на образе масляное пятно, от него и шло благоухание.

Она посоветовалась со священником местной церкви, который подтвердил частые случаи мироточения образов, находящихся не в храме. Тем временем ароматное мироточение всё увеличивалось, и вскоре мирра потекла с фотографии на стену.

А в праздник великой Пасхи в доме Натальи замироточили все иконы, которых у неё было довольно-таки много. После этого было решено перенести образ в оклад. Сняв его со стены, хозяева с удивлением обнаружили, что мирра покрыла не весь лист, а только лик Божьей Матери. Благоухающее масло пропитало бумагу и с обратной стороны, где проступил образ Всецарицы, а остальная поверхность календаря была сухой. Так появился двойной лик, а икона стала называться двухсторонней.

А ещё по прошествии некоторого времени заметили, что от этого образа происходят исцеления. В дом стали приезжать люди, читать молебны и акафисты. За минувшие годы локотская икона участвовала не раз в крестных ходах. С нею было пройдено по разным городам Руси более 13 тысяч километров и на всём пути шествия мироносный лик Богоматери помогал страждущим справляться с жизненными невзгодами, давал верующим исцеление, а взоры неверующих обращал к Богу.

  • Псково-Печёрский образ «Умиления» , являющийся копией иконы Владимирской Божьей Матери, был написан монахом Арсением Хитрошем в 1521 году. В Псково-Печёрскую обитель икону взял в 1529 году игумен монастыря, преподобный Корнилий. Образ прославился тем, что защищал Псков в 1581 году, когда польский король Стефан обстреливал город огненными ядрами. Один снаряд угодил прямо в икону «Умиление», которую жители крепости вывесили на вершину стены, как единственную Защитницу. Но святыня чудесным образом не пострадала.

Этому же образу присваивается заслуга, когда в 1812 году был отбит у войска Наполеона Бонапарта город Полоцк. Победу русские солдаты и командиры относят именно к помощи чудесной иконы «Умиление».

Известны и другие истории этого образа, связанные с чудодейственными исцелениями от разных недугов, в том числе от слепоты.

На Псково-Печёрском образе Богородица держит маленького Иисуса, прижимающегося к материнской щеке.

Это символизирует бесконечную связь детей и родителей, великую силу сыновней любви.

К такому же типу (Елеус) относятся лики Богородицы:

  • Донской;
  • Владимирской;
  • Ярославской;
  • Гребневской;
  • Почаевской.

Существуют и менее известные разновидности ликов Божьей Матери «Умиление», например «Взыграние Младенца», которая тоже относится к типу «Елеус». Много веков радуют православных своей помощью все эти святыни, неся в образе Богородичной иконы умиление и значение.

Образ Божьей матери Умиление




Помощь святыни

Значение иконы «Умиление» важно для всех. Но в основном образы Божьей Матери принято считать женскими заступницами. Обращаются к святому лику женщины, матери и незамужние девушки . Просят поддержки у Богородицы и мужчины, призывая Её о помощи, вспоминая о своей матери. Икона всем обязательно поможет, надо только верить, и чем сильнее будет вера, тем скорее придёт желаемое .

О чём молятся иконе

Умиление - воплощение самой чистоты, целомудрия и сдержанной радости . Возвышенный образ Богородицы почитается в народе, особенно девицами . Дева Мария может выступать в их искренних молитвах:

  • помощницей в выборе жениха;
  • нравоучительницей целомудрия;
  • наставницей чистых помыслов для неокрепшего девичьего сердца;
  • руководительницей в выборе жизненного пути.

Молятся перед Ней женщины:

  • о крепком браке;
  • желанном зачатии дитя;
  • благополучном родоразрешении.

Чудотворный образ помогает страждущим:

Сегодня многие рукодельницы вышивают своими руками образ «Умиление». Во время этой работы рекомендуется искренне молиться. Известны случаи, когда женщины, которые не могли зачать, после завершения образа узнавали о том, что беременны. А вышитая картина играет ту же роль, что и церковная икона, на которую теперь можно молиться дома.

Основным образом «Умиление» считается Серафимо-Дивеевская икона. Её почитают и устраивают празднование каждый год, 28 июля и 9 декабря . Другие лики Богоматери также почитаются в каждом городе, во всех церквях и храмах:

Кроме этих дней, каждое воскресенье, перед началом службы, все храмы проводят Параклис Божьей Матери (церковные песнопения в Её честь).

Молитвы пред образом Богоматери

Лик Богородицы «Умиление» показывает всем, что любые новости или испытания необходимо встречать со смирением, проявляя кротость и покорность. Отцы и матери обращаются всем сердцем к Богородице с просьбой, чтобы их дети были здоровы и счастливы.

Молитва 1

О, Пресвятая Госпожа, Богородица! Прими мои недостойные молитвы, сохрани от наветов злых и от напрасной смерти, подай радость и в печали место даруй. Избави нас, о Владычица, от всяческого зла, помоги нам, грешным рабам Твоим, защити и встань в своём пришествии за нас пред Сыном Твоим и Христом Богом, и наследниками Их быть нас сподоби, чтоб достичь Царствия Небесного и извечной жизни, со всеми святыми в бесконечные века. Аминь.

Молитва 2

Прими, Пречистая Госпожа, Владычица, сии честные дары, Тебе единственной принесённые от нас, недостойных рабов Твоих. От всех родов избранная, всех тварей земных и небесных высшее явление, будь с нами, Сына Божьего узнавшая и сподобившаяся видеть святое Тело Его и пречистую Кровь Его; тем же свята Ты в родах родов, Богоблаженная, херувимов светлейшая и серафимов честнейшая, сущая Матерь Божья.

И ныне воспетая Пресвятая Богородица, не перестань молиться о нас, недостойных рабах Твоих, избавь нас от всякого совета лукавого и всякого злого обстоятельства, и сохрани нас невреждёнными от ядовитого намерения дьявольского; до конца молитвами своими нас соблюди, яко Твоим заступлением и помощью спасаемся. Слава Тебе, хвала, поклонение и благодарение за всё. Просим у Троицы Единой, Бога и всех Святых, и к Создателю взываем, ныне, присно, и во веки веков. Аминь.

Древний праздник, посвященный явлению Пречистой Девы Марии известен с первого века, хотя описан намного позже. По мнению историков, незабвенное событие произошло в 910 г., в г. Влахерны (пригород Константинополя). Теперь каждую осень православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы, икона праздника в этот день выносится на середину храма.

В народе Покров связан с началом заключения брачных союзов. Множество храмов и населенных пунктов именуются в честь памятной даты. Не является двунадесятым (одним из 12 основных) праздником, но одним из Великих.


Что празднуется

Всем знакомое название скрывает за собой глубокий смысл. Чтобы его понять, нужно знать о событиях, произошедших во Влахернском храме. Жители византийского государства в тот вечер собрались для совместной молитвы - они просили отвести от них угрозу, исходящую от многочисленных варваров, окруживших Константинополь. Был среди других юродивый Андрей, который и увидел Богородицу в лучах света.

Окруженная святыми и ангелами, она слезно молилась. Затем сняла с головы омофор (так называется часть богослужебного облачения) и раскинула его над людьми. Именно это событие изображено на иконе «Покров Пресвятой Богородицы», означает оно защиту, покровительство Божией Матери над христианами. Осаждающие вскоре ушли, в память чего был установлен праздник.

События того дня описаны в разных летописях, например, подробно рассказывает о нем патриарх Фотий. Только вот почему такое значение Покров Пресвятой Богородицы имеет именно для жителей России? Иконы, храмы, города и села - глубоко в народной душе засел осенний праздник. По версии некоторых историков, тогда на Константинополь решили напасть русские князья - Дир и Аскольд. Безжалостных захватчиков настолько впечатлило чудо, случившееся по молитвам христиан, что они решили принять эту веру.

Официально Россия приняла новую религию несколько позже, но с тех пор, с самого первого века христианства, установилась особенная связь между русским народом и Божией Матерью. Ведь как ни странно, Покров день празднуется лишь в России, что удивительно, учитывая его происхождение. Невозможно заставить людей любить кого-то - а Богородицу русские любят также крепко, как родную мать и свою Отчизну.


Традиции Покрова в иконописи

На Руси веками помнят и любят Покров - это день первого крещения русичей. Храмы в память этого праздника строятся в нашей стране уже 900 лет, иконография сложилась на пару столетий позже. Росписи 14 в. обнаружены в монастыре г. Пскова, также в суздальском соборе.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы имеет два основных типа извода (изображения):

  • Новгородский - здесь омофор держат ангелы, Богородица стоит, воздев молитвенно руки. Она находится над Царскими вратами, которые закрыты. В музее г. Новгорода хранится одна из таких икон, написанная в самом конце 14 в. Здесь позади фигур виднеется церковь с пятью куполами.
  • Суздальский - Царица Небесная стоит перед храмом, она держит свое головное покрывало над молящимися людьми. Под ней на амвоне стоит святой Роман со свитком. Храмовая икона, которая была обнаружена в суздальском монастыре, сейчас находится в Третьяковском музее. На заднем плане видны базилики, круглые купола церквей - пейзаж, характерный для Византии.

Со временем эти два варианта могли объединяться. Среди людей, молящихся в церкви, можно увидеть и других святых - Льва Мудрого, патриарха Тарасия. Сам омофор обычно окрашен красным, хотя на некоторых иконах 16 в. он белого цвета.

В современном варианте Божия Матерь может изображаться одна в полный рост, над ней парит омофор, сама же она стоит, молитвенно воздев руки. Либо святая Мария сама держит покров обеими руками, обратив свой взор на молящегося.


В чем помогает икона Покров Пресвятой Богородицы

Как и любая другая, икона «Покрова Пресвятой Богородицы» помогает в различных нуждах. Если человек заболел, он может просить о выздоровлении. Вступится пресвятая Дева за обиженных вдов, несправедливо обвиненных, поможет найти работу, сохранить мир в семье. Поскольку на Покров игралось много свадеб, незамужней девушке можно попросить достойного спутника жизни.

Традиционно в России иконы принято вешать на восточную стену, образ «Покров Пресвятой Богородицы» можно расположить напротив входа, либо над дверью в знак защиты. Домашний иконостас не должен быть слишком обширным, там необходимы лишь те иконы, которые для семьи имеют особенно важное значение. Молитвы в церкви и дома можно читать:

  • если необходимо найти жилье;
  • при нашествии на душу уныния;
  • когда душу обуревают искушения, нечистые мысли;
  • во времена тяжелых испытаний для страны.

Также поочередно с другими прихожанами хорошо читать акафисты перед иконой «Покрова Пресвятой Богородицы» в храме, либо находясь в любом месте, но в одно и то же время. Совместная молитва обладает особой силой, о чем написано в Новом Завете. Христиане должны помогать друг другу не только в мирских делах, но и поддерживать в делах веры. Особенно в такой помощи нуждаются духовно немощные люди, которые быстро поддаются соблазнам. Богородица постоянно являет пример молитвенного подвига.

Значение иконы Покров Пресвятой Богородицы

На иконах Богородица очень редко изображается в одиночестве. Как правило, у нее на руках сидит Христос. Либо она в окружении святых, ангелов, беседует с подвижниками благочестия. Даже находясь одна, Дева Мария сосредоточена отнюдь не на собственных нуждах. Всю жизнь она провела в молитвах и хлопотах - ради других. Такой и видит ее народное сознание.

Значение иконы «Покров Пресвятой Богородицы» - прежде всего в признании важности небесного заступничества. А еще в том, чтобы выразить благодарность. За то конкретное чудо, когда корабли врагов отбросили огромные морские волны. И за множество ежедневных чудес, которые совершаются по молитвам праведных (и не очень) людей.

Будучи ребенком, каждый надеялся на маму, звал ее, жалуясь на свои беды. Даже если она не могла помочь - то утешала, отчего становилось легче, тогда проблема казалась не такой уж неразрешимой. Также каждый верующий надеется на помощь Царицы Небесной.

Покровские традиции

Этот день называют в народе Свадебник, Первое зазимье, в него устраивали долгие посиделки, пели песни. Христианский смысл Покрова-батюшки объединился с обыденными традициями, связанными с хозяйственными делами, пережитками языческих времен. К той поре заканчивались работы в поле, молодежь могла найти время для встреч, начинали договариваться о свадьбах.

Поэтому девушки молились перед иконой «Покрова Пресвятой Богородицы» об удачном замужестве. Для этого на Украине была даже специальная коротенькая молитва. Особо счастливой приметой считался первый снег, выпавший в этот день.

  • Всем привычный атрибут невесты - белая фата - в былые времена был намного длинней. Девушка не просто прикрывала им лицо, а была полностью обернута в белоснежную ткань. Это символизировало покров Божией Матери, которая считалась заступницей новой семьи. Недаром после венчания молодым дарят икону Богородицы.
  • На Покров начинали топить печи. Для этого использовали засохшие ветви яблони, чтобы всю зиму в избе было тепло.
  • Выпекали блины, чтобы «запечь углы» в хате. В щели между бревнами заталкивали мох, прося покрыть избу теплом.
  • С этого дня коров уже не выгоняли на поля, переводили на зимний рацион (зерно, бурак). На Покров животным скармливали специальный стог овса.
  • Мужское население уходило на заработки в город - в этот период начинались традиционные ярмарки.
  • Праздник отмечали шумными многодневными посиделками, работать в эти дни было не принято - отмечался приход зимы, завершение летних хлопот по хозяйству.

Самый известный Покровский храм

Церковь Покрова на Нерли входит в культурное наследие нашей страны, находится во Владимирской области, в селе с говорящим названием Боголюбово. Историки называют разные даты построения - либо 1165, либо 1158 г. Всемирно известная каменная поэма была спроектирована заграничными мастерами - предположительно, римлянами. Многих удивляет очень быстрый темп строительства. Церковь была готова за год, хотя обычно это занимало втрое больше времени.

Андрей Боголюбский, владыка тех земель, возвел храм в честь погибшего сына. Возможно, были и до этого Покровские храмы, но истории про них ничего не известно. Святой князь очень почитал иконы Пресвятой Богородицы, Покров же тогда был не особо известным праздником. Сначала на Нерли располагался также монастырь, но он просуществовал лишь до конца 18 в. Спустя два десятилетия и церковь хотели уничтожить, разобрав на строительный материал (так поступали строители древности).

Место расположения церкви уникально - это искусственно возведенный холм высотой в несколько метров. Раньше здесь были и другие монастырские помещения. Мимо храма проходили речные водные пути. Чтобы подтопление не разрушило строение, для него был сделан подземный фундамент, уходящий вглубь земли на несколько метров.

Церковь Покрова сохранилась почти без изменений, в том числе уникальные рельефы на фасаде. Кто же там изображен? Это царь Давид, символизирует мудрость и справедливость. Окружающие львы говорят о силе правителя. Это также символ владимирских князей, который и сегодня украшает герб г. Владимира. Есть на фасаде и голуби - знак Святого Духа, кроткого нрава. Женские головы, вероятно, символизируют Царицу Небесную.

Преданность вере - преданность Родине

Для русского человека икона «Покров Пресвятой Богородицы» имеет особое значение. Она не просто напоминает про древний церковный праздник. Это символ реальной помощи, которую Господь оказывает по молитвам Божией Матери. Она является не просто Девой, родившей Спасителя. Жители России приняли ее как свою духовную мать, которой можно доверить любые горести.

Через любовь к Богородице усваивается и должное отношение к материнству, воспитывается преданность Родине. Поэтому, несмотря на византийское происхождение Покров давно уже стал сугубо российским праздником.

Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:
покрый нас честным Твоим Покровом, и избави нас от всякаго зла,
молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.

Кондак Покрову Пресвятой Богородицы

Дева днесь предстоит в Церкви,
и с лики святых невидимо за ны молится Богу:
ангели со архиереи покланяются,
апостоли же со пророки ликовствуют:
нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благода рственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В период земной жизни Богородица много страдала. Самым тяжким испытанием была казнь Иисуса Христа. После смерти все ее страдания были возмещены славой и небесной радостью. Как мать она понимает все человеческие страдания и помогает каждому, кто к ней обращается. Она не осуждает человеческий род, а жалеет его и просит у Бога прощения для каждого человека. Все это отображает икона «Покров Пресвятой Богородицы». В честь этого есть один из великих праздников с одноименным названием. Его празднуют 1(14 по старому стилю) октября.

Чудесное событие, предшествующее празднику

В 10 веке в Константинополе, столице греческой империи, во время нападения большого войска сарацин жители города собрались во Влахернском храме. На то время здесь хранилась риза и головной убор Богоматери. Все вместе они молились Богу, прося его о помощи и спасении от врагов. Во время молитвы Святой Андрей поднял свой взгляд и увидел Богородицу, идущую по воздуху над сводами храма в окружении ангелов и святых. Вместе с жителями Она долго молилась со слезами на глазах, взывая о спасении города. Затем Она подошла к престолу, сняла покрывало с головы и накрыла им всех, кто в этот момент молился, защищая их от врагов. Именно это событие и отражает икона «Покров Пресвятой Богородицы». На рассвете вражеское войско было разбито, а город спасен.

В чем помогает икона

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» защищает от бед и неприятностей. Перед ней просят о том, чтобы все плохое миновало дом. Богородицу просят о защите от всевозможных болезней, а также об их излечении, если они уже присутствуют. Помимо этого, перед этим образом просят о защите от врагов видимых и невидимых.

Рекомендуется, чтобы в каждом доме имелась икона «Покров Пресвятой Богородицы». Молитва перед ее образом защитит не только ваш дом, но и всех близких от зла и бед. В первых ее строках идет восхваление Богородицы и Ее Сына, затем подтверждение того, что вы верите в ее силу и поклоняетесь чудотворному образу. А лишь потом излагаются просьбы, после которых опять идет восхваление.

Описание иконы

Икона «Покрова Пресвятой Богородицы» (фото ниже) объединила два мира - небесный и земной. На ней можно увидеть алтарь и нефы Влахернского храма. Здесь же видно завесу, закрывающую образ Богоматери. Она пишется в большинстве случаев в темно-красных тонах. В самом центре на амвоне изображен В руках у него находится свиток. В ветхом рубище стоит Андрей, показывая ученику Епифанию дивное явление. Возле Романа стоит византийский император, иноки и народ. Над всеми изображена Церковь Небесная с пророками, святителями, мучениками, среди которых Иоанн Предтеча, В самом центре иконы - Пресвятая Богородица. Она держит в руках благодатный покров, который может укрыть весь православный мир.

Чтимые списки иконы

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» имеет достаточное количество чтимых списков, многие из которых можно увидеть в храмах России. Так, списки с этой иконы находятся в Москве в церкви Воскресения. В столице чтимый список находится в Покровском соборе а также список есть в Красном селе в церкви Покрова. Чтимая копия иконы хранится в Христорождественской церкви в Харькове. Подобные чтимые копии есть в городе Новгороде, где возвышается Николаевский собор.