Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Структурные расстановки Таро. Способы моделирования

Структурные расстановки Таро. Способы моделирования

Текст Матиаса Варга фон Кибед.
(к сожалению, не сохранилась ссылка на источник и фамилия переводчика, нашла сие у себя в папке).

В порядке подготовки к сегодняшней группы повышения квалификации, "и вообще".
Берегите мозг. (У меня подход к структурным расстановкам "немного" другой, мозг оставлю в целости).

Отличия структурных расстановок от семейных и организационных

Современные дискуссии вокруг метода Берта Хеллингера, а еще больше вокруг его манеры работать, вокруг обобщения отдельных, зависимых от контекста интервенций в рецепты интервенций для общего употребления делают вопросы об общих источниках и разграничении структурных расстановок и Хеллингера все актуальнее.
Хотя многое в критике идеологии Хеллингера также уже само идеологизировано и недифференцировано, все же, формулировки Хеллингера, как и метод его работы и его позиция приглашают к такой критике.
На конгрессе в мае 2003 в Вюрцбурге Маттиас Варга фон Кибед обосновал различия подхода Хеллингера и структурного системного подхода - в частности, в области установок, методики и стиля работы.
Ниже приведены несколько аргументов в пользу разработки различий - более детальные и дифференцированные тексты должны появиться в ближайшем будущем.
Структурные расстановки имеют 4 основных корня:
(a) Реконструкционная и скульптурная работа Вирджинии Сатир, чья позиция и мнение является решающей для структурной расстановочной работы, и чья работа по изменению правил оказала сильное влияние на метод работы в структурных расстановках
(b) Эриксоновский гипноз, который является основой речевых формул в структурных расстановках и, в частности, во варианте Эрнеста Росси, который рассматривает возможности закрытой работы в структурной расстановке, причем мы, с другой стороны, подчеркиваем прозрачность метода скорее в смысле Гунтера Шмидта (системный гипноз) и Стивена Джиллигана (self relations work)
(c) Семейные расстановки, вклад в которые внесли кроме всех прочих Тея Шенфелдер, Рут Мкклендон и Лес Кадис, а также и первоначальные идеи Ивана Бозормени-Надя о трансгенерационной общности, балансе «брать-давать» и экономической интерпретации понятия вины (восходит к Мартину Буберу), которые нашли реализацию в семейных расстановках Берта Хеллингера и классических организационных расстановках, которые мы приписываем, прежде всего, Гунтхарду Веберу. Эти классические формы расстановок вели к значительному сокращению изобразительных средств и к сосредоточению на феномене «перенятых чувств», которые мы в структурной расстановочной работе рассматриваем скорее как восприятие действительности, чем как особенность всей системы в целом
(d) Ориентированная на решение терапия школы Милуоки (Milwaukee), которая основывается на идеях Стива де Шейзера и Инсу Ким Берг, и которая как системный метод является существенной для включения структурной расстановки в более длительные процессы консультирования и терапии, для разъяснения запросов клиента, а также для отношения к структурной расстановочной работе.
Мы не включаем в список первоисточников-корней структурной расстановки работы Якоба Леви Морено (социометрия, психологическая драма) только потому, что мы познакомились с ними только значительно позже; в действительности, психодраматические процедуры во многом даже ближе к структурным расстановкам, чем классические формы расстановки. Мы признаем их поэтому как важную родственную и более старую форму.
Ошибочным было бы так же рассматривать структурные расстановки как особую форму или просто вариант семейных или организационных расстановок. Если бы мы классифицировали их как некую форму чего-то, то в первую очередь мы рассмотрели бы их скорее всего в качестве особого случая Сатирианской работы, которая получила решающие дополнительные импульсы, в частности, через идею замещающего восприятия.
(1) Структурные расстановки являются системно-конструктивистским методом. Результаты работы возникают во взаимодействии с клиентом, у которого есть возможность в каждый момент процесса привносить собственные интерпретации и альтернативы, идеи, изменения формулировки и вопросы, и на эту возможность указывается снова и снова. При структурных расстановках связь с так называемым феноменологическим подходом существует не в смысле Хеллингера, а скорее в смысле Гуссерля - более подробно по этому поводу см. Insa Sparrer, "Wunder, Lösung und System" (Инза Шпаррер, "Чудо, решение и система"). Совсем в смысле этического императива Хайнца фон Фёрстерса в структурных расстановках идет речь о расширении возможности действий, а не об обнаружении правильной интерпретации, лежащей в основе динамики или правильной интервенции.
(2) Структурная расстановка базируется на принципе различения и акцентирует как можно более категоричный отказ от интерпретаций со стороны расстановщика, в том числе путем акцентирования вопросов о различиях между телесными ощущениями и восприятием, предполагает осторожное включение эмоций и мягкий отход от образов и мнений.
(3) Структурная расстановка помещает запрос клиента в центр расстановочного процесса и придает наибольшую значимость ясной и четкой работе по запросу, который при необходимости может проверяться и изменяться в процессе расстановки. Структурные расстановки никогда не используют общую "системную диагностику" (динамику системы), а работают с предварительными формальными гипотезами, выдвинутыми в специфическом конкретном случае, как с основой-образцом деструктивных интервенций.
(4) Сруктурные расстановки допускают закрытую внутригрупповую работу, в то время как классические семейные и организационные расстановки требуют обычно присутствия внешних заместителей и позволяют работать только с тем, что декларируется эксплицитно.
(5) Структурные расстановки подчеркивают прозрачность методов и придают особое значение тому, чтобы дать клиенту возможность увидеть применяемые процедуры - в этом отношении они следуют скорее за воззрениями гипнотерапевта Гюнтера Шмидта (основоположника системной гипнотерапии) и Стивена Джиллигана (автора метода self relations work). Это не противоречит возможности закрытой работы, так как "закрыто " относится здесь к содержанию, а "прозрачно " - к методам. (т.е. семантически полупрозрачно, а методически прозрачно!)
(6) Структурные расстановки ориентированы в первую очередь на восприятие группы заместителей, не на расстановщика. Расстановщик рассматривается скорее в качестве гипносистемной «рамки»для содействия открытию возможных путей решения. Поэтому мы предпочитаем наименование "хозяев (расстановки)".
(7) Вирджиния Сатир показала на собственном примере, что жесткие провокации и конфронтация излишни. Структурные расстановки не используют ни провокаций, ни резкости. ("Излишни" не значит, что они вообще не могут быть полезны. Это только значит, что это вопрос личного стиля и таланта, работать ли такими методами - и, конечно, вопрос ответственности за применение провокационных методов, как и за отказ от них. В структурной расстановочной работе мы встали на сатирианскую точку зрения - против применения провокаций и резкости).
(8) Структурные расстановки с нашей точки зрения надо рассматривать по аналогии с речью, которой мы все сначала пользуемся довольно-таки рудиментарно, но навыки которой, однако, исключительно легко поддаются расширению и безграничному совершенствованию. И в отношении расстановок, таким образом, с нашей точки зрения, имеются определенные учебные условия, например, кроме всего прочего, многолетний учебный процесс, а также применяемость и возможность упражняться в образе действий. Отход от рассмотрения в качестве центральной фигуры при структурных расстановках личности расстановщика в пользу замещающего восприятия заместителей делает несущественными предвзятые взгляды самого расстановщика - но, однако, не самОй большой работы по руководству процессом (которая пропадает с нашей точки зрения, в частности тогда, когда много работают с одновременным ненаправленным движением заместителей при так называемых "движениях души").
(9) Структурные расстановки не являются изолированной самостоятельной мерой, а проводятся в комплексе с предварительными беседами и посттерапевтическими консультациями (причем мы руководствуемся, как правило, ориентированной на решение терапией). Структурные расстановки могут разделяться на сегменты и проводится следующими друг за другом сессиями.
(10) Структурные расстановки придают особую значимость изменения восприятия заместителей и клиентов, и видят миссию «хозяев» расстановки, прежде всего в том, чтобы создавать для этого благоприятные общие условия. В то же время структурные расстановки представляют собой эффективную форму социального тренинга восприятия, если они используются, например, при долговременном сопровождении групповых процессов. (Классические формы расстановок если и работают в таком случае, то, по высказываниям многих расстановщиков, гораздо менее эффективно).
(11) Структурные расстановки облегчают задачу говорить с клиентом на одном языке, и в то же время в рамках этого метода доступно применение множество разных форматов расстановки с собственными специальными методиками, но на основании общей грамматики. Классические формы расстановки требуют, как правило, более жесткого переформулирования запроса клиента. Акцент на физическом восприятии языковых действий с гипнотерапевтической точки зрения, согласно Коржибски (Korzybski), представляет возможность тренировки для «хозяев» расстановки понимать этот язык клиента точнее.
(12) Структурные расстановки основываются на постепенно становящейся все более всеобъемлющей, но даже уже сейчас максимально практичной системной грамматике образов расстановки и форм интервенции с логично и символьно-теоретически обоснованным базисом и системно-теоретически обоснованными эвристическими принципами. На этой основе существуют несколько десятков специфических форматов для отдельных прикладных целей и областей.
(13) Структурные расстановки работают в большинстве случаев со сложным изменением структурных уровней, т.е. рамок, в которых символизирование понимается клиентом. Прогрессивная форма этого процесса представляет собой ее (сильно ориентированную на гипнотерапию) системную разнонаправленную работу, т.е. намеренно работающий одновременно с несколькими уровнями интерпретации процесс. И то, и другое либо совсем не используется, либо используется лишь в небольшой степени в классических семейных и организационных расстановках, так как там в основу интервенции положена идея обнаружения базисной динамики, и более существенным оказывается когнитивное содержательное понимание символизирования.

Психологический метод немецкого доктора Берта Хеллингера заслужил признание специалистов разных направлений: педагогики, психотерапии, социологии, маркетинга. Уникальность заключается в простоте метода, способности находить корень проблем в различных сферах жизни человека, а также определять пути решения выявленных негативных состояний и ситуаций. Расстановки по Хеллингеру успешно используются в течение нескольких десятилетий. Однако данный метод имеет не только почитателей, но и противников, считающих, что система причиняет вред участникам программы.

Что такое системные расстановки

Учение представляет собой эффективную практику, которая введена в 1925 году немецким философом и психотерапевтом Бертом Хеллингером. Системные расстановки – это умение чувствовать, «сканировать» энергетическое и информационное поле проблемной ситуации. Метод Хеллингера основывается на врожденной способности людей ощущать. Ее доказательством являются наши чувства после случайных встреч с людьми. Некоторые пробуждают в нас исключительно положительные эмоции, после общения с другими хочется принять душ и смыть с себя негатив и раздражение.

Расстановки по Хеллингеру предполагают работу с группой людей. Каждый участник должен использовать природную способность «чувствовать» людей и проблемную ситуацию, которая была задана руководителем. Как правило, люди с легкостью считывают информацию о сложностях в разных сферах жизни у главного участника (человека, проблема которого прорабатывается).

Каждый из нас является взаимодополняющей частью единой системы. Люди связаны родовыми программами, семейными отношениями, религией, национальными традициями, дружескими связями, бизнес партнерством. Мы оказываем влияние и зависим друг от друга, ищем взаимопонимания и любви, однако среди огромного количества людей нередко чувствуем себя одинокими. Это самоощущение продиктовано состоянием оторванности: человек превозносит страдания и боль, собственную исключительность.

Установка Хеллингера служит простым методом, помогающим людям осознавать общность их проблем. С помощью расстановок участники программы могут избавиться от множества надуманных проблем, ментальных убеждений, раскрыв их первопричины. Как правило, ими являются разрушающие семейные программы и незаконченные проблемные ситуации в семье, оказывающие отрицательное влияние на судьбу человека. С помощью расстановок Хеллингера возможно раскрыть первопричины:

  • заболеваний (наркомании, алкоголизма, генетических болезней);
  • сложностей в семейных отношениях, во взаимоотношениях с противоположным полом;
  • разных фобий, депрессии, приступов паники;
  • бездетности (если нет бесплодия);
  • проблем в бизнесе;
  • нереализованности в жизни.

Какие бывают расстановки по методу Берта Хеллингера

Психологическая консультация, основывающаяся на любом подходе (классическом или системном), начинается с выявления проблемы клиента. На этом этапе специалист определяет, какой метод расстановки лучше применить. Система Хеллингера подразумевает несколько основных видов: семейные, структурные, организационные, клиентские и духовные расстановки. В чем их особенности и отличия?

Семейные

Вид расстановки подразумевает работу с семейными проблемами. Семейные расстановки по Б.Хеллингеру включают проработку внутриличностных конфликтов, родовых посланий, отрицательно влияющих на жизнь человека. Специалисты убеждены, что трудности многих клиентов объясняются травмами, которые были перенесены в границах семейной системы в прошлом. Проблемы нередко связаны со сбоем порядка иерархии или принципа «брать-давать» (желание родителей брать у детей, осознание детей своего превосходства над родителями и подобных).

Берт Хеллингер считал, что семейные травмы – главная причина любых проблем со здоровьем, в личной жизни или материальной сфере. Психотерапевт убежден, что корнем любой проблемы служит желание вычеркнуть (забыть) участников семейной травмы – как виновников, так и жертв. Это стремление исключить из памяти случившееся становится «возбудителем» разных проблемных ситуаций и неправильных ментальных программ у последующих поколений рода. Метод расстановок по Хеллингеру помогает отыскать скрытые причины нездорового состояния клиента и освободиться от них.

Структурные

Данный вид расстановок Хеллингера помогает наладить такие сферы жизни, как работа, финансы, болезни, избавиться от страхов. Метод чрезвычайно эффективен, если нельзя логически обосновать причину повторения одной и той же проблемы. Структурные расстановки помогают добывать глубинные причины проблемных ситуаций на уровень сознания. Программа подразумевает трансформацию человека – это позволяет ему самостоятельно меняться на глубинном уровне.

Организационные

Предназначены для решения проблем среди участников трудовых коллективов. Специальные области применения программы – это работа с бизнес-консультантами, авторами сценариев, научными работниками. Организационные расстановки методом Хеллингера подразумевают «проигрывание» ролей, главных черт характера, конкретных историй. Целью метода является сплочение коллектива для увеличения продуктивности работы команды или урегулирование внутренних конфликтов. Приоритетом организационных расстановок становятся сами работники, их общность.

Клиентские

Расстановки по методу Хеллингера направлены на людей, профессии которых подразумевают оказание помощи другим (врачи, социальные работники, психологи, учителя). Данный вид программы помогает рассмотреть взаимоотношения между помощниками и принимающими помощь. Посредством клиентских расстановок возможно увидеть, насколько эффективна эта поддержка, какие мотивы движут помогающим и, по желанию, скорректировать их.

Духовные

Учение позиционирует дух как то, что стимулирует развитие. Данная расстановка по методу Хеллингера определяет терапевта и участников инструментами для проявления духа. Методика несколько противоречит терапевтическим расстановкам, где основная роль отведена терапевту, ищущему решение проблемы клиента. Система не использует понятия «проблема» и «решение». Духовные расстановки рассматривают ситуацию посредством свободного движения сознания.

Законы порядка любви

Семейный метод расстановок основан на двух главных понятиях – совести и порядка. Психотерапевт в личной философии опирается на аспект совести, которая выступает анализатором и «органом равновесия» человека. Система будет работать хорошо только если совесть спокойна – тогда присутствует внутренняя уверенность, что семейная жизнь сложилась. Встревоженность означает, что человек не может больше принадлежать системе. Это понятие является детектором степени внутреннего равновесия.

Хеллингер делит совесть на бессознательную и осознаваемую. Если индивидуум поступает в согласии с последней, он нарушает правила бессознательной. Так, осознаваемая совесть дает нам оправдания, а бессознательная заставляет ощущать вину. Психотерапевт говорит, что конфликт между ними часто служит причиной проблем в семье. Отношения мужа и жены при таком конфликте будут разрушаться даже при наличии сильной любви.

Многие люди уверены, что установленные семейные порядки могут меняться под их влиянием или что над ними легко одержать верх, прилагая определенные усилия. Однако любовь не способна дать порядок, поскольку последний служит основополагающим принципом, а любовь – это лишь составляющая порядка. Так, любовь формируется исключительно внутри какого-либо порядка, а изменить его посредством собственных усилий невозможно.

Как проводится системная расстановка

Групповая терапия предполагает работу с каждым участником, которая может длиться от 30 до 90 минут. Продолжительность системной расстановки определяется в зависимости от количества запросов. Человек, проблема которого прорабатывается, сам определяет, кто из группы будет играть роли членов его семьи. К примеру, женщина, которая имеет проблемную ситуацию с мужем, выбирает участников на роль себя и супруга. Клиентка, под руководством собственных представлений и чувств, согласно инструкциям психотерапевта, расставляет участников по комнате.

В ходе программы происходят удивительные вещи: «заместители» (они же участники) на собственном опыте проживают чувства и эмоции членов семьи, роли которых выполняют. Так, незнакомые люди погружаются в ситуацию настолько глубоко, что могут ясно выразить происходящие с кем-то ситуации. Благодаря этому эффекту нет необходимости много рассказывать о событиях, которые происходили в семье клиента.

В чем опасность метода

Каждая профессия в определенной мере связана с опасностями. К примеру, непрофессиональный водитель может сбить пешехода, неопытный адвокат лишит человека свободы, неквалифицированный врач даст болезни убить пациента. По причине отсутствия опыта или низкой квалификации психолога клиент может потерять личностную целостность или психическое здоровье. В руках непрофессионала будет опасна даже психологическая работа.

Польза метода расстановок непосредственно связана с профессионализмом ведущего. Только опытный специалист определит, какой вариант системы лучше подходит к применению для конкретной личности, а какой может причинить вред или окажется бесполезным. С помощью расстановок по методу Хеллингера участники соприкасаются с личностями других людей, вживаясь в роли. Руководство психотерапевта делает процесс безопаснее для «актера», который без негативных последствий выйдет из заданной роли.

Особенности обучения методике

Школа расстановок заинтересует начинающих или практикующих психологов, семейных врачей, психотерапевтов, соцработников, педагогов и всех, кто работает с людьми. Основные методы обучения, которые используются в программе, включают теоретическую и практическую часть. Первая подразумевает изучение основ расстановки, чтение философских заметок, рассмотрение методических и морфогенетических предпосылок системы. Практическая часть содержит анализ конкретных ситуаций и работу посредством метода семейной расстановки.

В ходе курса обучения слушатели знакомятся с психологическими и философскими учениями метода расстановок. Учащиеся узнают о базовых предпосылках системы, к примеру, положительных условиях для развития здоровых семейных или рабочих отношений. Во время обучения рассматривается, как складываются или разрушаются любовные взаимоотношения. Участники курса могут изучать собственные проблемные ситуации сквозь призму расстановок Хеллингера и увидеть методы их решения.

Видео про системные расстановки по Хеллингеру

Современные психотерапевты убеждены, что метод максимально ценен в практике, а не теории. Однако чтобы достичь наилучших результатов групповой работы по расстановкам, нужно понять, в чем заключаются основные понятия и принципы системы. С помощью видео, размещенного ниже, вы получите базовые знания и представления о психологическом методе Хеллингера.

Структурные расстановки Таро. Способы моделирования

Как вы знаете, карты Таро имеют четкую структуру, которая иллюстрирует нашу психику. Так, Старшие арканы описывают трансперсональные процессы, фигурные карты – семейные и социальные, а номерные – внутренние конфликты. Кроме того, Младшие арканы подразделяются на четыре стихии – четыре базовых аспекта нашего бытия. Такое описание подобно другим существующим в психологической теории моделям, например, популярному разделению внутреннего мира на «внутреннего родителя», «внутреннего ребенка» и «внутреннего взрослого» (это разделение пришло из транзактного анализа). Как любые модели, описывающие живое, они грешат искусственностью и ограниченностью, хотя в определенный момент помогают понять, что с нами происходит, и оказываются полезны.

Такие ментальные модели можно использовать в структурных расстановках в качестве рамок для определенного рода вопросов, например, вопросов, связанных с принятием решения, вопросов об актуальных ресурсах в конкретной ситуации и многом другом.

Структурные расстановки стихий

Для начала стоит задаться вопросом, что мы делаем, работая при расстановках, например, с огнем? Реальный ли это огонь, на котором мы разогреваем сегодня пищу? Или это огонь, которым по рассказам родных обогревала дом наша бабушка? Или огонь недр Земли и Солнца, с которым у нас нет повседневного контакта, но мы представляем себе его силу? Мы имеем в виду воспоминание, фантазию, личный опыт, наше представление о стихии? Это архетип, глубоко живущий в нашей психике, или энергетическое состояние, не свойственное человеку? Следует отличать реальную энергию от метафоры. Если мы работаем с духом Огня, то заместительский опыт может быть весьма любопытен. Он редко попадает в резонанс с собственной историей заместителя в силу своей нечеловеческой природы. Конечно, мы можем опираться в своей работе на знания о свойствах четырех стихий, отражающих четыре основных проявления человеческого бытия, – как внутренние качества личности, так и сферы жизни. Но иногда эти знания только мешают.

Теперь обратимся к ходу расстановки. На запрос клиента расставляется квадрат из четырех заместителей. Заместители могут быть назначены в роли или вытянуть вслепую одного из четырех тузов. Они вводятся в роли открыто (называя роль) или скрыто (в этом случае заместители не знают, что они представляют). Можно поставить квадрат стихий по схеме: Огонь, и затем по часовой стрелке – Вода, Земля и Воздух; а можно по схеме: Огонь, далее против часовой стрелки – Земля, Воздух и Вода. Это зависит от того, какой традиции Таро вы придерживаетесь. Заместители погружаются в свое состояние; можно спросить их, что с ними происходит. На всем протяжении расстановки они остаются на месте.

Затем вводятся подвижные элементы – заместитель проблемы клиента и заместитель решения (метапозиция, нечто, находящееся вне дилеммы). Они свободно перемещаются по расстановке, входят в контакт друг с другом и с фигурами стихий. Можно вводить в расстановку заместителя клиента или самого клиента (он тоже передвигается и тоже контактирует с фигурами стихий), проблемы и решения.

По ходу расстановки можно вводить и другие фигуры. Часто фигуры стихий, проблемы и решения находятся в переплетении с кем-то или с чем-то. В этом случае мы ставим связь с этим как отдельную фигуру. Иногда это оказывается кто-то из семейной системы.

Расстановка завершается нахождением хорошего для всех решения или в момент ухода из нее энергии.

Я заметила, что при запросе клиента о выборе, стихия Огня часто показывает решение «за» или развитие нового, стихия Земли – «против» или удержание прежнего, Воды – принятие обоих вариантов, Воздуха – «ни то, ни другое» (иногда именно из этой стихии проявляется системное переплетение, тут находится исключенный опыт). И здесь действует каббалистический принцип тетраграмматона: второе существует только потому, что есть первое; третье – только потому, что есть двое первых, а четвертое – только потому, что есть эти трое.

Структурные расстановки Старших арканов

Так же как и в случае со стихиями, мы ставим не карту и не изображение; мы ставим архетип со всей широтой его смыслового наполнения, со всеми качествами, как в избытке, так и в недостатке. Какая именно точка семантического поля архетипа будет проявлена в расстановке, какая именно грань его будет активна, мы не знаем. Мы можем только наблюдать за этим в процессе движения расстановки.

На запрос клиента я приглашаю 22 заместителей. Нулевой аркан достается заместителю клиента. Остальные карты вслепую разбираются заместителями.

Я прошу всех заместителей найти себе место. Далее этот процесс напоминает многоуровневые расстановки, где одновременно «заместительствуется» несколько динамик. Вот что пишет о многоуровневых расстановках Елена Веселаго:

В многоуровневых расстановках большая группа заместителей (10–20 и более человек) вводятся в поле расстановки без назначения ролей и отдаются свободному движению. Они не расставляются клиентом или ведущим в начальную позицию (могут быть выстроены по прямой или полукругом, в зависимости от свободного места в зале), ведущий не применяет разрешающих интервенций. В таких расстановках заместители представляют собой несколько ролей одновременно, а также эти роли могут меняться последовательно, перетекая из одной в другую спонтанно. Некоторые роли могут оставаться «одноуровневыми» и узнаются клиентом как конкретные фигуры. В многоуровневой расстановке одновременно развиваются несколько системных динамик нескольких систем. Часто многоуровневая расстановка выходит на большие системы (страны, духовные движения, национальные конфликты), представляя их участников из нескольких конфликтующих сторон. Многоуровневые расстановки представляют собой не методологическое нововведение (расстановка большого количества заместителей без назначения ролей), а принципиальное изменение уровня рассмотрения темы – в нескольких системах одновременно… В многоуровневых расстановках не стоят задачи понять «кто это был» и «с чем связана проблема клиента». Воздействие такой расстановки основано на глубоком переживании происходящего, которое тем глубже проникает в душу (здесь уже кажется слишком сухим слово «бессознательное») клиента, чем меньше он понимает, «что здесь происходит». Клиенты в таких расстановках обычно говорят: «Я совершенно ничего не понимал, но моя душа узнавала это». Как правило, многоуровневая расстановка развивается длительно (до полутора часов), в молчаливом свободном движении большого количества заместителей без физического вмешательства расстановщика, но в его осознанном присутствии «везде и одновременно» и в уважительном присутствии наблюдающей группы.

http://www.constellations.ru

Нечто подобное я наблюдаю в структурных расстановках Старших арканов Таро. Я думаю, такая расстановка часто складывается многоуровневой из-за насыщенности семантического поля Старших арканов трансперсональным материалом, много большем, чем способен вместить один человек. В картах метафорически зафиксирован не только универсальный жизненный Путь человека, но и архетипы стихий природы, животных и растений, космических объектов и сил, потусторонних существ.

Я заметила, что часть заместителей в такой расстановке, прожив какой-то небольшой кусочек энергии и дав ей завершение, довольно быстро выходят из роли. А часть фигур продолжают быть в интенсивном движении с проявлением сильных чувств. Видимо, остаются те фигуры, которые имеют отношение к данной истории. Могут возникать несколько фрагментов таких движений в разных частях расстановки.

Расстановка завершается с уходом из нее энергии.

Структурные расстановки фигурных карт

Фигурные карты Таро представляют собой архетипы субличностей, элементы социальной жизни нашей души, роли, которые мы играем, общаясь с людьми, и которые они играют с нами. Их значения также описаны в моей первой книге. Расстановки с ними подобны широко используемым сегодня в психологической практике расстановкам богов и богинь (обычно древнегреческих).

На запрос клиента я приглашаю 16 заместителей – по одному для каждой фигурной карты. Так же как и в структурных расстановках Старших арканов, они разбирают фигурные карты вслепую, сами находят себе место и отправляются в свободное движение. Любопытно, что многоуровневой расстановки при этом почти никогда не случается. Фигуры достаточно быстро становятся узнаваемыми для клиента персонажами его системы (не обязательно семейной). При этом возрастные и гендерные значения карт далеко не всегда соблюдаются. Т. е. Паж – не всегда ребенок, Королева – не всегда женщина. Значения карт скорее показывают феминность или маскулинность, инфантильность или зрелость персонажей клиентской истории.

Далее я ввожу в расстановку клиента или его заместителя, и расстановка продолжается в привычном ключе. Такая работа может быть полезна в выявлении ресурсных качеств для достижения какой-либо цели, гармонизации отношений и решения профессиональных вопросов.

Структурные расстановки символов, персон и предметов, изображенных на карте

Этот способ расстановок был описан мною в первой книге. Я приведу здесь основные выводы, описывающие технологию работы.

Это групповая расстановка. Вначале я прошу всех участников вытянуть по карте Таро, отследить свое эмоциональное отношение к карте, отнестись к ней с уважением, но не пытаться интерпретировать.

Выбрав клиента и приняв запрос, я прошу его рассказать, что он видит на доставшейся ему карте, на чем концентрируется. Избегая интерпретаций изображенных символов и образов, он отвечает на вопросы: «Что ты видишь?», «Какие фигуры и символы обращают на себя твое внимание?», «Что ты выделяешь в рисунке карты?»

На каждый выделенный клиентом символ выбирается заместитель. Я прошу клиента поставить его в расстановку. Далее расстановка протекает в привычном ключе, раскрывая историю клиента. Заместители символов, персон, предметов часто превращаются в членов системы, иллюстрируют узнаваемую клиентом ситуацию.

В определенный момент я предлагаю клиенту войти в расстановку. Иногда я прошу его выбрать ту фигуру, которая сильнее задевает его, в которой он чувствует больше энергии, и встать на ее место. Но чаще я сама ставлю клиента на ту роль, которую я чувствую как «его место». Из этой роли он совершает разрешающие действия, говорит принимающие фразы.

После расстановки я работаю с заместителями в шеринге (разумеется, соблюдая тактичность по отношению к клиенту). Я обращаю их внимание на резонансы, неслучайность выбора их на роль и активизацию собственного опыта, часто исключенного. Важно, чтобы заместитель присвоил его себе, вернул какую-то собственную часть души.

Я заметила, что в групповой работе происходит формирование поля группы. При этом отдельный человек, «заместительствуя» из расстановки в расстановку в течение 3–4 часов работы, проживает этап за этапом свою историю, раскрывая и расставляя свой (осознанный или неосознанный) запрос. Этот запрос удивительным образом отражен вытянутой в начале работы картой Таро.

Мандала Таро. Исследование внутреннего пространства

Это упражнение-самоисследование в стиле свободных расстановок я взяла из практики Елены Веселаго, интегрировав его, разумеется, в работу с картами Таро. Идея упражнения в том, что каждый человек носит с собой (в поле вокруг себя) фигуры своей системы. Эзотерики, возможно, говорили бы здесь о состоянии тонких тел. Я не эзотерик, мне близка эта метафора.

Перемещаясь вокруг человека в состоянии заместительского восприятия, можно распознать такие фигуры в его поле. Это переживается как ощущение присутствия кого-то или чего-то, сильное чувство, что «здесь кто-то/что-то есть» или «здесь кого-то/чего-то не хватает».

В упражнении участвуют два человека – клиент и расстановщик. Клиент стоит неподвижно и держит в руках колоду Таро (он может перетасовать ее перед началом упражнения или в процессе). Расстановщик медленно двигается вокруг него и распознает фигуры, находит такие области энергии, указывает на них клиенту и якорит их картой, которую сам клиент вслепую достает из колоды. Карту расстановщик кладет рубашкой вверх. Так спустя какое-то время клиент оказывается окруженным несколькими картами, словно он является центром мандалы.

Карты переворачиваются одна за другой. На протяжении всего упражнения клиент может переживать гамму чувств, состояний, узнавать персонажей своей истории, испытывать разнообразные телесные ощущения. Расстановщик присутствует при этом процессе с принимающим вниманием.

Когда все карты раскрыты, можно завершить расстановку или оставить на месте клиента заместителем предмет или карту, а ему самому выйти в метапозицию и посмотреть на расстановку со стороны наблюдателя. Такой опыт также бывает полезен.

Инсталляция Таро

«Инсталляция» дословно переводится как «установка», «размещение», «монтаж». Она представляет собой форму современного искусства, в которой из различных элементов создается пространственная композиция, являющая собой художественное целое. Нечто подобное происходит и в описанной групповой работе, которая сочетает в себе метод системных расстановок с методикой «семейной скульптуры» Вирджинии Сатир.

Так же как в классических расстановках, у нас есть заказчик инсталляции, делающий запрос. Запрос может быть любым или не озвучиваться вовсе. Для нас важна не форма запроса, а доступ к системному полю, который предоставляет заказчик (клиент).

Затем следует выбор заместителей из участников группы. Каждый заместитель, введенный в роль, тянет карту из полной колоды. Ему не нужно ее демонстрировать группе, клиенту или ведущему. Он входит в контакт с персонажами этой карты, с ее настроением и энергией. Затем откладывает карту, находит себе место и продолжает проживать эти энергии, пропуская их через свое тело, чувства, мысли и образы. Переходит к более глубокому и спонтанному проживанию, становится ведомым энергией карты в свободном движении, позволяя ей управлять собою.

Так в пространство инсталляции входят один или несколько заместителей. Как части одной композиции, они взаимодействуют друг с другом, обмениваются посланиями, составляя единый сюжет. Далее следует обычный расстановочный процесс, который завершается естественным спадом энергии. Индикатором правильности происходящего является изменение состояний клиента, ведущего, заместителей и участников группы.

Благодаря такой инсталляции через метафору карты клиент узнает свою ситуацию, движущие силы своей жизненной истории, воспринимает ее как некое единство в разнообразии, где важны и целое, и каждый элемент. Он видит паттерн, лежащий в ее основе. Взаимодействуя с ним в согласии, он находит решение.

После завершения работы с заместителями клиент делает расстановку из карт, которые выбирали и проживали заместители. Он использует эти карты как предметные якоря, выкладывает из них оптимальное решение для своего запроса, фиксирует его в пространстве и в своем сознании. Я заметила, что, в отличие от обычной расстановки с использованием Таро как предметных якорей, расстановка-инсталляция занимает меньше времени и быстро приводит к решению, т. к. энергия уже достигла пика на предыдущем этапе, основная работа уже состоялась. Когда расстановка завершена, мы какое-то время всей группой с принятием смотрим на разложенные карты.

Метод инсталляции я часто использую для общей групповой расстановки, где нет одного заказчика и каждый участник работает со своим запросом. В этом случае все участники группы вытягивают карту из общей колоды на свой запрос. Затем они входят в контакт с персонажами карты, с ее настроением, становятся ведомыми ее энергией в свободном движении. Такой общий процесс удивительно красиво отражает поле группы, те резонансы, в которые мы вступаем, встречая друг друга.

После завершения расстановки каждый участник получает доступ ко всему ресурсу группы, ко всем вытянутым и прожитым картам. Он делает из них расстановку, используя эти карты как предметные якоря. И мы какое-то время всей группой смотрим с принятием на разложенные карты.

Практика резонанса. Калейдоскоп случайных встреч и карты Таро

Говорят, случайная встреча – самая неслучайная. Каждый человек, появившийся в нашей жизни, несет нам какое-то послание: пробуждает нашу спящую боль, подсказывает решение, открывает новые возможности. Это происходит оттого, что встречаются не только отдельные люди, но и душа с душой, род с родом, одно большое Целое с Другим.

Представьте себе, как ежедневно мы переплетаемся с тысячей людей, отражаемся в их судьбах, а они отражаются в наших. Эти резонансы – одна из самых красивых и удивительных вещей на свете. Наблюдая и осознавая их, мы учимся и исцеляемся. «Исцеляемся» – от слова «целостность», т. е. становимся целыми через контакт с Другим, обогащая таким образом друг друга. Именно эта встреча с Другим (с большой буквы «Д») меняет нас.

Я придумала комплекс упражнений, который назвала «Практика резонанса». Мы работаем в маленькой группе из 3–6 человек, где каждый служит как бы лекарством для другого и самого себя. Запрос может быть любым, например: «у меня вот такая проблема…», или «я хочу…» – т. е. быть описанием состояния или вовсе не иметь формулировки. Это не имеет значения, важна только наша встреча и те резонансы, которые мы создаем, соприкасаясь с миром другого человека.

Этапы работы

Для знакомства я прошу сделать небольшую разминку. Объединиться в пары и рассказать друг другу о себе все, что хочется, в течение пяти минут каждый.

Затем один из партнеров встает за спиной у другого и знакомит с ним группу, рассказывает нам о нем, стараясь точнее повторить услышанное. Он делает это от имени партнера, словно становится им. Так по кругу каждый представляет другого. Вопросы на общий шеринг: «Что во время представления вас вашим партнером эмоционально зацепило, вызвало позитивные или негативные чувства?», «Что не прозвучало, но осталось значимым для вас?», «Что из сказанного в круге резонировало с вами?», «Каким образом истории людей в группе связаны с вашей собственной историей?», «Что и кого они вам напоминают?»

Следует развести запрос сознания и бессознательного. Я собираю сознательные запросы: спрашиваю всех, кто и зачем пришел, почему именно сейчас, что хочется получить в результате работы. Затем я говорю о том, что этот запрос несомненно актуален, но когда мы будем тянуть из колоды карту, то нам важно открыться всему, что происходит, довериться бессознательному, задать вопрос максимально свободно, обращаясь к чему-то большему и мудрому в себе: «С чем я (моя душа, моя психика в целом) готов работать сейчас?»

Все одновременно вытягивают карты из общей колоды. Объединяются в пары и делятся с партнером впечатлениями о том, что чувствуют, глядя на карту, что видят на ней, что это говорит о их жизни. Такой анализ дает возможность выявить и осознать личностный материал, спроецированный на рисунок карты. Только после этого я рассказываю об общем значении карты, о ее архетипическом содержании.

Я прошу всех положить карты на стол. Мы смотрим на них все вместе. Это небольшая медитация. Я предлагаю каждому увидеть в разложенных картах свою историю. Карты складываются в узор уникальный для каждого. Не нужно ничего делать, только молча смотреть.

Затем каждый делает на свой запрос индивидуальную расстановку из карт, лежащих на столе, используя доступ к ресурсу группы. На каждую такую расстановку мы всей группой смотрим с принятием.

Сеанс группы, как обычно, завершается обратной связью участников. Я спрашиваю их, с чем они уходят, какой опыт принимают в свою жизнь.

Практика резонанса длится всего 2–3 часа, а глубина работы и прожитых состояний, ее результаты поначалу удивляли меня и участников групп. Я много раз наблюдала, как умение почувствовать другого, принять его судьбу меняют жизнь человека. В этом заключается целительный эффект не только заместительского восприятия, но и любого контакта. Возможно, об этом писал Юнг: «Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента».

- это особая форма психологической работы, направленная на разрешение ваших проблем и повышение качества вашей жизни. Эта форма психологической работы создана для здоровых людей. В процессе психологического консультирования Вы сможете выявить и осознать причины Ваших жизненных неурядиц, нейтрализовать их, увидеть выход из сложной жизненной ситуации и получить ресурс для дальнейшей жизни. Визиты к психологу уже стали неотъемлемой нормой жизни благополучных людей.

Записаться на консультацию можно по телефону: 8-916-099-54-93 (мтс), e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , скайп: nataalisa777

Я провожу

индивидуальные и семейные психологические консультации

на темы:

Отдельно хочу выделить тему, с которой я работаю:

Любовная зависимость

По этой теме проводится индивидуальная и групповая работа.

В особо сложных случаях мы прибегаем к помощи врача-психотерапевта

Психологическое консультирование рассчитано на 5 - 10 встреч. Оно характеризуется индивидуальным подходом к клиенту и конфиденциальностью. Глубинная проработка проблемы требует более длительной работы.

В своей работе я интегрирую различные психологические подходы. Я использую методы гештальтподхода, краткосрочной психотерапии, техники восточной версии НЛП (Ковалев С.В.), методы трансмодальной субъектной психотерапии, метод системных семейных расстановок.

Отдельно хочу выделить метод символдрамы (метод направленного воображения), который я очень люблю. Этот метод приятен для клиента, позволяет проработать бессознательные комплексы и получить ресурс. Также он развивает воображение и активизирует творческие способности. Жизнь начинает незаметно меняться. Этот метод хорошо работает как с детьми, так и со взрослыми.

Для того, чтобы работать методом символдрамы, не обязательно иметь четко сформулированный запрос. Возможно, в вашей жизни что-то не ладится, Вы чувствуете себя некомфортно, но не понимаете, что происходит. С помощью этого метода Вы можете за 15-20 встреч проработать безсознательные причины вашего дискомфорта, улучшить ваше эмоциональное состояние и получить доступ к ресурсам вашего безсознательного.

Метод системных семейных расстановок по Б.Хеллингеру я использую в индивидуальном консультировании и в групповой терапии. Этот метод позволяет найти родовые корни ваших личных проблем и проработать их.

помогает проработке проблем, связанных с общением, построением межличностных отношений, разрешению конфликтов, проблем одиночества, страхов, повышенной тревожности. Хорошие результаты дает групповая работа при работе с эмоциональной (любовной) зависимостью от партнера и созависимостью.
В группе создается атмосфера принятия. Проводится групповая работа с индивидуальными запросами участников группы. Участники группы получают эмоциональную поддержку и обратную связь, а также новые возможности в разрешении своей жизненной ситуации. Это помогает обрести уверенность в себе, избавиться от одиночества, найти себя.
В групповой работе используются все психологические подходы, перечисленные выше .