Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Психолог. Чем занимается данный специалист, какие заболевания диагностирует и как их лечит? Что делает психолог? Чем он отличается от психиатра

Психолог. Чем занимается данный специалист, какие заболевания диагностирует и как их лечит? Что делает психолог? Чем он отличается от психиатра

Здравствуйте, дорогие гости! Эта статья расскажет о том, как работает психолог, о его роли в терапии и формах работы. Вы узнаете также, чего не стоит ждать от психолога.

Терапия у психолога проходит по-разному: это может быть преимущественно беседа, в которую могут включаться элементы постановочный игры, либо сеанс целиком проводится в виде игры, возможны также групповые тренинги. Для семейных пар у психологов существуют свои методы работы, которые также отличаются большим разнообразием. Важно не столько то, как проходит терапия, сколько ее результативность.

Хороший психолог – не тот, который дает советы, указывает, как поступить, что сказать и сделать. Роль психолога заключается в том, чтобы помочь человеку понять себя самого, научить его самостоятельно принимать решения, не бояться, быть в гармонии с самим собой. Не психолог решает Вашу проблему, а Вы сами, при помощи и под руководством специалиста. Психолог помогает Вам взглянуть на Вашу проблему со стороны, с разных точек зрения, выскажет свое мнение. Только Ваши старания и откровенность определяют, насколько эффективной будет Ваша с психологом работа.

Хороший психолог научит Вас быть более независимым, морально подкованным, более сильным. Цель психолога - не просто помочь решить трудность, а научить Вас в будущем самостоятельно справляться с ними. Многие боятся стать зависимыми от психолога и беспомощными без него. Если в жизни клиента ничего не меняется после посещения психолога, то такая терапия и не нужна. Но, конечно, если человеку хочется бессмысленно тратить свои силы, нервы, время и деньги, то это его право. У хорошего психолога при завершении терапии зависимых клиентов нет. Думаю, даже для непросвещенного человека после нескольких сеансов терапии не составит большого труда понять, приносит ли работа психолога хоть какую-то пользу.

Подробно описать формы работы психолога не представляется возможным. Существует очень много видов и способов работы в рамках различных психологических школ, которых существует бессчетное множество. Кроме того, каждый психолог в работе сам выбирает конкретные техники и методы. Одно объединяет почти всех психологов – они с Вами ведут психотерапевтическую беседу. Кроме того психолог может использовать игры, рисунки, музыку, телесные техники, театральные сценки и многое другое. Как видите, все зависит от конкретного психолога, предпочитаемых им методов работы, личностных качеств клиента, конкретного запроса (темы, с которой клиент пришел на терапию). Исходя из всех известных параметров, психолог выбирает метод, с помощью которого он будет с клиентом работать. Разные психологи могут работать с одними и теми же темами, используя разные подходы и способы, но при этом одинаково успешно. Перед приемом психолога не стоит волноваться и задаваться вопросами "что говорить психологу?", "какие вопросы задают психологи". Специалист сам все расскажет и пояснит.

Чего психолог не делает:

1. Психолог никогда не дает советы. Поправка: ХОРОШИЙ психолог никогда не дает советов. Не существует универсальных советов для всех людей. Ни один человек, каким бы мудрым и опытным он ни был, не может дать совета, который точно поможет другому человеку, сделает лучше. Поэтому советы как минимум не имеют никакого смысла. А что касается психотерапии, то советы играют очень злую шутку – клиент в этом случае ходит к психологу бесполезно: он не учится сам принимать решения, обдумывать их и брать на себя ответственность за свои поступки, а слепо следует советам (которые к тому же не помогают).

2. Психолог не работает с людьми заочно. Например, когда человек приходит с запросами типа: "Пригласите моего мужа, объясните ему как надо себя вести!" или "Я к Вам приведу свою дочь, почините ее!". Психолог работает только с тем человеком, который к нему пришел самостоятельно, принял решение на его посещение. Нельзя заставить человека меняться, если его самого все в жизни устраивает. В этом случае психолог может предложить помощь человеку, который к нему пришел с таким запросом.

3. Психолог не прописывает и не рекомендует никакие медикаменты и лекарства, это может делать только врач - выпускник медицинского вуза, в данном случае - психиатр или психотерапевт, но только с медицинским образованием. О том, чем эти специалисты отличаются друг от друга, Вы можете прочитать в этой статье .

Итак, подведем итог: Не столь важно как именно работает психолог, лишь бы Ваша совместная работа приносила плоды, была эффективна.

Круг проблем, с которыми можно обращаться к психологу, подробно описан

Не секрет, что многие люди до сих пор верят в то, что только безумцы идут к психологам или, в лучшем случае, слабаки и нытики. В случае если вы сами взаимодействуете с таким специалистом, вам бывает стыдно сказать об этом другим людям, и вы скрываете. Все эти беспокойства, как правило, появляются от незнания кто такой психолог, как он работает и зачем он нужен людям. Давайте выясним это.

Итак, кто же он, врач или просто человек?

Психолог - это человек, который имеет специальное образование в области психологии и выполняет профессиональную работу в этой области (как науки) и оказывает психологическую помощь.

Как правило, к психологу обращаются люди, которые чувствуют необходимость что-то изменить, решить задачу или найти правильный путь в своей жизни.

Если представить, что наша психика это прямая линия, то точка выше или ниже этой линии может считаться патологией и носить клиническое изменение психики. Лишь психиатры могу работать с данной группой людей.

Психиатр - это врач, который имеет высшее образование в области медицины и прошедший специальную подготовку в психиатрическом учреждении. Вот почему он может выписывать лекарство, направлять больного человека в больницу для дальнейшего лечения или определять степень дееспособности.

Психолог работает только с психически нормальными людьми, то есть с людьми, которые здоровы, но имеют некоторые проблемы, которые могут быть решены быстрее, безопаснее и более комфортно, без использования лекарственных препаратов.

Психолог - это такой специалист, который сможет посмотреть на вашу проблему с точки зрения своего профессионального опыта и может помочь Вам найти решение. Это своеобразный путеводитель, который несет фонарь, пока вы идете к свету.

Методы:

1. Индивидуальные консультации.

На консультации психолог и клиент, как правило, выясняют причину трудности клиента и ищут пути решения.

Иногда психолог может предложить использовать другие инструменты для работы, например рисование или игры. Тем не менее, вы не вынуждены делать вещи, которые Вы не хотите делать или говорить о вещах, которые Вы не хотите обсуждать.

Вы можете также задавать свои вопросы.

2. Обучение.

Это обучение на практике.

На тренинге вам предлагают освоить и применить новые модели поведения и способы решения разных проблем.

Обычно для обучения группы состоят из 10-15 человек.

Участники тренинга делают интересные упражнения и делятся своими впечатлениями с группой.

Результат обучения состоит в получении практических знаний, которые могут быть использованы в жизни.

3. Психологическая диагностика.

Это анализ личности с помощью тестов.

Психодиагностика касается многих аспектов таких, как межличностные отношения, внимания человека, памяти, профессионального самоопределения, личностных качеств, способности, интеллекта, психологического состояния и т.д.

Опираясь на результат этих тестов, можно дать некоторые рекомендации в области исследования.

Когда обратиться к психологу?

Может понадобиться помощь психолога:

  • Если вы пережили огромный стресс (смерть близкого человека, насилие, развод и т.д.).
  • Если у вас есть чувство “движения по кругу”. Когда ситуации повторяются, и вы не знаете что делать, так как вам кажется, что нет выхода.
  • Если вы чувствуете себя подавленным, депрессивным в течение длительного времени, нарушен аппетит, сон.
  • Если отношения с кем-то из близких людей становятся день ото дня хуже, и вы находитесь в растерянности, не зная, что делать.

Не забывайте мы все разные, у нас у каждого свой уникальный набор событий из прошлого, что для одного трагедия, для другого сущий пустяк.

Казалось бы сейчас, все знают кто такой психолог и для чего он нужен. Для многих это даже показатель определенного статуса, это как-бы даже круто иметь личного психолога.

Но тем не менее, в нашем обществе существует целый ряд стереотипов и барьеров, которые не позволяют человеку обратиться за квалифицированной помощь. До сих пор, психологов путают с социальными работниками, знахарями, психиатрами и пр. Так кто же такой психолог и для чего он нужен?

Сейчас, психологи все чаще оказываются востребованными в бизнес – тренингах. На тренинги приходят люди, которых направили их руководители, для того, чтоб повысить их эффективность в работе. И в каждом таком случае, человек – инструмент для достижения какой-то цели. Приходит ли он сам, направляет ли его кто-либо другой… На таких, навыковых (обучение техникам и методам влияния на других) очень часто, вскрываются индивидуальные психологические трудности. Например, мы учимся задавать вопросы, казалось бы, чему там учиться? А кто-то вдруг обнаруживает, что он смущается, когда все на него смотрят и ждут его вопроса, а он его «выжать» из себя не может - входит в ступор. И вот она индивидуальная психологическая трудность – как справляться со смущением, ведь, по сути, я знаю, как надо задавать вопросы, я могу это написать на бумажке, я могу это подсказать коллеге слева и справа, но как только внимание людей на мне – я вырубаюсь.

И чаще всего, истоками таких «трудностей» выступают неразрешенные проблемы человека.

На самом деле, мы постоянно встречаемся с разного рода проблемами, и даже если для кого-то они кажутся смешными и высосанными из пальца, для нас, именно в этот момент это реальная, неразрешимая проблема. При этом, не каждый раз мы бежим за помощью. Мало того, проблемы зачастую оказывают полезное воздействие: они учат нас самостоятельности, стрессоустойчивости, способствуют развитию как умственному, так и духовному. Но когда мы сталкиваемся с какой-то ситуацией впервые или в неподходящем для этого состоянии (мы ни физически, ни морально не способны ее пережить), тогда она становится критической. А это значит, что есть риск застрять в этой ситуации. В этот момент, в это время, мы просто не в силах думать и искать выход из положения. И это состояние неудачи, растерянности и бессилия начинает преследовать нас в похожих ситуациях.

Любому живому человеку, необходимо присутствия кого-то рядом, чтобы он смог помочь пережить то, что происходит, чтоб смог поддержать и если нужно объяснить, что происходит. Когда мы кому-то рассказываем о своих чувствах и переживаниях, мы отдаем ему их часть. В психологии этот процесс называется «контейнирование чувств». Психолог - это тот, который на время выступает в роли такого контейнера. Психолог никогда не дает оценок ни поступкам человека, ни его личности, ни его чувствам. Для него каждый человек – это уникальная, ценная личность, которая просто, в этом промежутке времени растеряна и нуждается в поддержке.

Психолог не выступает в роли учителя, советчика, эксперта или друга, он просто идет рядом с вами, разделяя тяжелую ношу чувств, позволяя быть таким, каким хочется быть в этот момент.

Экология сознания. Психология: В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Принести благодать себе и нести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Зачем люди идут в психологию?

Ответить на экзистенциальные вопросы о смысле жизни и научиться экологии общения. Раньше за этим шли в духовную семинарию - сейчас идут в психологию.

Мотивация выбора этой профессии?

В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Обрести свою благодать и отнести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Но по ходу обучения предмету, большинство из них забывают, зачем пришли. Информация по диагностике психологических явлений и состояний захватывает и очаровывает. И вот уже новоиспеченный психолог вовсю ставит диагнозы другим, демонстрируя свою эрудицию - это у вас «гиперопека», а это «прокрастинация», а здесь «невротическая привязанность».

«Испорченный» терминологией специалист, получивший доступ к дополнительной «игре» может начать самоутверждаться на клиентах , произносить сложные термины без попытки объяснить их простым языком. С ходу ставить мудрёные диагнозы, вызывая у клиента преждевременное и пока еще не обоснованное уважение к себе как «специалисту» и рискует окончательно забыть про свою изначальную цель - помочь самому себе.

Преждевременная деятельность психолога начинает подпитывать его личность и он теряет необходимость разбираться со всем тем багажом внутренних проблем, с которыми он пришел в психологию. Так, новоиспеченный специалист, увлёкшись игрой «я - психолог» прежде, чем разберется сам с внутренними обидами / жаждой признания / собственной неуверенностью, вместо исцеления собственных травм души начинает опираться на институт психологии как на компенсацию собственной ущербности.

Поэтому так важно начинающему психологу помнить о той первичной цели, с которой он зашел в психологию и работать над собственным исцелением. Для этого в пространстве психологии существует территория «экспериментов на кошках», которая называется мудрёным словом «супервизия» - это обязательная терапия, которую должны студенты проходить друг у друга или у более компетентного коллеги, для того, чтобы обсудить друг с другом и с преподавателем - «что же мы делали, когда мы это делали?».

Именно так хороший психолог шлифует своё мастерство. После своего обучения психологу полезно продолжать общение со своим психологом, учителем, супервизором - это не даст ему впасть в заблуждение о собственной непогрешимой компетентности.

Таким образом, он будет освежать в памяти роль «клиент психолога», что даёт навык уметь видеть «косяки» своих коллег, задавать правильные вопросы, делать выводы, совершать открытия и… чувствовать границы ответственности каждой из сторон терапии.

Границы ответственности - очень важная тема. Важность её в том, что психологу необходимо научиться разделять, где заканчивается его ответственность и начинается ответственность клиента. В этом ему поможет только собственное участие в процессе терапии в роли клиента.

Иначе происходит злоупотребление понятием «ответственность» и новоиспеченный психолог, естественно из лучших побуждений, начинает брать на себя лишнее - обещать волшебные результаты , подчеркивая этим свою значимость. Вместо того, чтобы способствовать процессу, в котором обратившийся становится более инициативным и самостоятельным хозяином своих решений и своей жизни.

Эта игра с лишней ответственностью приводит к тому, что обижены остаются оба:

    клиент, потому что ему обещали, что чудо произойдет легко и безусильно, а оно не произошло;

    психолог, «недолеченный» в своё время, тоже остаётся недоволен тем, что его искрений порыв неоценен клиентом;

Клиент, по мнению «великодушного психолога», как бы должен сам догадаться, что пора проявить ответное великодушие и порадовать психолога самостоятельным включением в работу и взятием ответственности за свою жизнь. Но этого почему-то не происходит.

Не происходит, так как в самом начале, еще на старте, некомпетентный психолог, занятый демонстрацией своей информированности, не способен стать «пустой чашкой», чтобы вместить в себя человека, пришедшего к нему и прочувствовать, что способно пробудить внутренний резерв клиента - включить его энтузиазм.

Если психолог прошел собственную терапию, то он имеет свою «я-историю»: историю исцеления/пробуждения/вырастания и он обладает, благодаря собственному опыту исцеления, не столько информацией об этом, сколько знанием как этого достичь . Знания, в отличие от информации, не занимают много места, сколько занимает его научная терминология и эрудиция.

Знания - это то, что существует в пустоте и приводит к обретению тишины. Когда мы решаем какую-то задачу, мы можем проследить весь этот процесс. От суеты поиска, через экспериментирование с идеями и информацией, к обретению знания в момент получения результата и последующей тишины в удовлетворении.

Весь тот шум, который существует внутри личности, порождается её обеспокоенностью отсутствия желаемого или мыслями из тоски по неосуществимости своих чаяний. Шум и суета о том, что есть на "сейчас" это не то, что должно быть - занимает столько места в человеке, что у него не остаётся «свободных гигабайт» для радости. Радости, что он у себя есть, радости от самой жизни. Озабоченный проблемой человек не вмещает в себя жизнь. Он полон размышлениями о жизни, он в ней не находится - это парадокс обеспокоенных людей.

Беспокойство изматывает и обесточивает человека, а истощенный внутренним шумом, он не способен на эффективные действия.

Психолог, сумевший помочь себе, имеет внутри себя ту пустоту, которая готова принять человека пришедшего к нему за помощью. Размещаясь в тишине этой пустоты, в поле психолога, с клиентом происходят осознания о себе и своей жизни. В этой тишине у человека затихает суетливый шум/мозговой штурм - освобождается внимание для восприятия. Восприятие становится такого качества, что человек в процессе рассказа о себе делает открытия и начинает становится понятен самому себе.

Поэтому, если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста - это не ваш специалист.

Или если вы не исцелились с первого раза, но с первой встречи вам стало лучше, яснее, вдохновенней или спокойней - это ваш психолог / ваш доктор.

И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда… однажды… что вы хотите решить проблему за раз, если вы создавали её годами» - не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Нет формул приводящих к счастью, потому что человек идет не к нему. Оно, счастье, существует как лакмусовая бумажка качества жизни. Как явление суммарной сбалансированности жизни человека, но к нему не идут.

Ребенок от рождения имеет способность к счастью. И если он здоров, то будучи сытым, он прибывает в нём - безусильно счастливый и любопытный к жизни. И только влияние значимых взрослых, корректирующих поведение ребёнка, лишает его постоянной и безоглядной способности прибывать в счастливом расположении духа.

Это Вам будет интересно:

Вывод:

Люди по разному теряют способность к счастью, отрекаются от своих желаний в угоду значимым и любимым. Уникален путь каждого, кто решает восстановить собственные опоры - собственную способность к счастью, целостности и эффективности в отношениях и целедостижениях

Психолог - он только проводник, разворачивающий для клиента ландшафт охоты на его собственные самоограничивающие программы.

Когда человек начинает видеть, как он сам создал ограничения на своем пути к свободе и счастью –появляется понимание и энтузиазм к освобождению своей дороги -пути врождённого могущества и благодати. опубликовано

«Пациент не понимает, и моя задача – объяснить ему...» – слышу иногда от коллег. Да и сами пациенты частенько ищут в кабинете психолога объяснений, а иногда и называют работу с психологом уроками. Да и как же иначе? Психолог учился психологии, знает ее законы и может научить пациента, объяснить ему. При этом он оказывается кем-то вроде мамы, папы и учителя в одном флаконе, а пациент – не слишком способным, коли сам не понял, учеником. Психологу, может быть, и приятно выступать в роли большого, умного и сильного, но, освободившись от чувства собственной важности, не так трудно убедиться в том, что такой подход к психотерапии не работает. И лучше всего это выражают сами пациенты: «Головой все понимаю, а душа мучается».

Представляю себе делание своей жизни как вышивание по канве. Хорошая, правильная канва, и рисунок я придумал замечательный, и прекрасно понимаю, что и как делать... Но ничего не получается – хочу как лучше, а получается как всегда… Почему? Вышиваю я нитью, которую пряду из переживаний своего жизненного опыта, в которых при всей понятности самого опыта (здесь я делал правильно, здесь ошибся, там надо было так, а там этак, и т.д. и т.п.) множество узелков, узлов и петель. И вот сейчас мне важный стежок жизни положить надо. Понимаю, что он необходим и для чего он, а нитка то и дело застревает или рвется. Вот с этим и иду к психологу, чтобы он помог развязать, распустить эти невидные, неизвестные мне, но так мешающие душевные петли и узелки.

Домашние и друзья не могут помочь, потому что в силу многих причин они будут обсуждать сам опыт, а не то, как он переживается. Это связано с границами, за которые мы не можем заступить в рамках наших реальных отношений с их историей, характером и интересами участников. Поэтому психологу возбраняется психотерапия членов семьи, друзей и тех, с кем он связан личными или деловыми отношениями.

Внешне психотерапия – разговор двух людей. Что же отличает ее от просто разговора?

– Так же, как адвокат и врач, психолог служит интересам этого одного человека. Так, работая с трудным ребенком, он делает это для ребенка, а не для семьи или школы.

– Зная обстоятельства жизни пациента, психолог концентрируется не на них, а на их переживании. Один и тот же развод может переживаться как счастье освобождения, как крушение жизни, как нечто неважное...

– Из этого вытекает то, что Александр Бадхен называет психотерапевтическим превращением этического: добро конкретного пациента важнее добра мира с его моралью, правилами и т.д. Не будь, например, раскрыто преступление Родиона Раскольникова и приди он к психологу лет этак через 10–15 со словами – мол, укокошил двух теток ни за что ни про что и теперь не могу с этим жить, – психолог примет его слова как выражение душевной муки, с которой и будет помогать разбираться, а не как явку с повинной или исповедь ради отпущения греха.

– Психолог принимает пациента таким, какой он есть, без оценочных суждений. Оценка поступков пациента как хороших или плохих, правильных или неправильных и т.д. лежит за пределами психотерапии.

– Психолог не выносит происходящее между ним и пациентом за пределы их общения. Даже правоохранительным органам он имеет право давать необходимую информацию только по специальному юридическому постановлению.

– Психолог не поучает, не назидает, не предписывает пациенту мнения и поведение, а помогает ему исследовать те неосознаваемые переживания прошлого и настоящего опыта, которые порождают мешающие пациенту проблемы. Пациент, например, хорошо понимает, что трудности в финансовых отношениях связаны с тем, что он устанавливает слишком близкие отношения с людьми. Задача психолога в этом случае – помочь пациенту исследовать истоки стремления искать близких отношений и проработать с ним связанные с этими истоками переживания.

Все сказанное делает психотерапевтические отношения действительно уникальными, а потому помогающими человеку развязать мучающие его душевные узлы и подготовить себя к жизни уже без этой боли.