Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Непрожитые эмоции — непреодолимая карма. й вариант - «раздуть» эмоцию и выдохнуть

Непрожитые эмоции — непреодолимая карма. й вариант - «раздуть» эмоцию и выдохнуть

Почему сильные люди не боятся плакать? Что будет, если постоянно подавлять в себе злость и страх? Зачем скрывать раздражение, если его полезно выплескивать наружу? Психолог рассказывает о том, что делать со своими ощущениями.

Инна Макаренко, психолог

В юности мне казалось, что сильный человек - это тот, кто умеет сдерживать себя, действовать с холодной головой, кто может не испытывать «вредные» эмоции: печаль, страх, ревность, отвращение, гнев. В общем, отсекает свою чувственную сферу, когда в этом есть необходимость. К тому же в обществе часто поощряется такая модель поведения. Многие живут с убеждением, что показывать свои эмоции -стыдно.

Жизненный опыт и годы изучения психологии убедили меня в обратном: эмоции - не слабость, а сила. Если, конечно, с ними правильно обращаться: не подавлять, а дать им право быть, проживать их.


Не существует верных или неверных ощущений. Все для чего-то нужны, каждое выполняет свою функцию. Блокируя одни эмоции, мы дискредитируем другие и лишаем себя многих приятных моментов. Например, подавляя страх и гнев, начинаем испытывать счастье и радость гораздо слабее.

Карл Густав Юнг как-то сказал: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». У любой эмоции всегда есть причина. И вместо того чтобы бороться, допустим, со своим раздражением, хорошо бы разобраться, что оно пытается сообщить. Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся лишь с индикатором проблемы, а не с ней самой. Подавляем чувство - и загоняем причину его появления еще глубже в подсознание. И тогда, не получив выхода наружу, энергия невыраженной эмоции находит выход в теле - в форме психосоматических заболеваний, вегето-сосудистой дистонии, депрессии и панических атак.

По этой причине сильный человек не избегает собственных чувств, а максимально проживает каждое. И, что важно, делает он это безопасным для окружающих способом (примеры см. далее). При таком подходе страх, печаль и любая другая «негативная» эмоция уходят гораздо быстрее. Стоит ее принять - и она сразу начинает отпускать. «То,чему сопротивляешься, - усиливается, а то, на что внимательно смотришь, - исчезает», - писал американский писатель Нил Уолш в книге «Беседы с Богом».

В психотерапии часто можно услышать слова «побудь в этом». Тебе грустно? Побудь в этом. Испытываешь обиду (тревогу, зависть, вину и т.д.)? Побудь в этом.

Побудь - значит, признай и проживи это чувство. Не отталкивай и не отрицай. Страшно? Но гораздо страшнее постоянно жить с фоновой болью, которая, как зависшая компьютерная программа, тормозит работу «процессора». Лучше однажды встретиться с ней лицом к лицу и, выпустив на свободу, распрощаться, чем годами носить в себе. Заблокированное чувство будет стремиться найти выход, подсознательно притягивая обстоятельства, в которых оно сможет наконец развернуться на полную катушку.

Например, если человек не прожил все эмоции от тяжелого расставания, он будет жить в страхе быть оставленным. Одни и те же события могут повторяться до бесконечности, пока сильная и невыраженная эмоция сидит внутри.

Еще один распространенный «способ» - при попадании в травматичную ситуацию как можно скорее переключиться. После развода сразу окунуться в новые отношения или полностью посвятить себя детям, карьере, творчеству. Да, на какое-то время становится легче, но испытывать настоящую радость от жизни уже не получается - внутри как будто что-то зудит. Непрожитые боль и травма никуда не ушли, они остались глубоко внутри и препятствуют ощущению полноты жизни.

Бытует мнение, что при обращении к психотерапевту уж он-то поможет избавиться от «неполезных» чувств. На самом же деле первое и главное, чему учит грамотный специалист, - это проживать свои чувства осознанно. Говорить себе: «Да, сейчас я испытываю боль. Но я не буду ей сопротивляться, и я знаю, что она пройдет». Или признаваться: «Я чувствую гнев. И это совершенно нормально» (как бы ни было сложно тем, кто воспитывался на убеждениях «злиться плохо» и «надо сдерживаться»).

Обозначить свою эмоцию далеко не всегда просто, хотя даже одно это имеет терапевтический эффект. Люди жалуются: «Как-то плохо, состояние подавленное, всё бесит…» А что именно за чувство испытывают, непонятно. Мы часто путаем стыд и вину, обиду и жалость к себе, гнев и отвращение. Но пока не разберем наше состояние на эмоции, его составляющие, оно не уйдет. Ряд современных направлений психотерапии (скажем, гештальт-терапия) работает именно над умением распознавать собственные ощущения. Для того чтобы развить такую чувствительность самостоятельно, нужно быть очень внимательным к себе - прислушиваться к ощущениям в теле, поскольку все эмоции находят выражение именно в виде телесных блоков и зажимов.

Когда мы осознаем и проживаем свое чувство, мы одновременно переходим в позицию наблюдателя. Смотрим со стороны и безоценочно описываем словами все ощущения. Так мы отделяем себя от эмоции, она не становится нами, не накрывает нас с головой. Мы понимаем: «я» не равно «мои чувства», потому что я больше, чем они. Когда я проживу их, то не разрушусь, а стану счастливее и свободнее.

СПОСОБЫ ПРОЖИВАНИЯ ЭМОЦИЙ

Любая эмоция - будь то кратковременная вспышка гнева или затянувшаяся обида - должна быть прожита прежде всего безопасным способом. Безопасным как для себя, так и для окружающих. Вот несколько вариантов.

Нарисовать. Возьмите ручку в левую руку (она связана с правым полушарием мозга, которое отвечает за эмоции) и начните вырисовывать свою злость (вину, обиду и т.п.). Лучше закрыть глаза. В произвольном движении рука будет переносить все эмоции из тела на бумагу.

Пропеть или прокричать. Например, в лесу. Или в парке аттракционов - здесь это позволительно всем. Кричится обычно какое-то важное слово. Предположим, «да» или «нет», если они подходят для вашей эмоции. Сделать это нужно столько раз, сколько необходимо, пока не ощутите внутри пустоту.

Сходить на массаж. Речь не о релаксации, а именно о глубокой работе с силовым воздействием. Качественный массаж (к примеру, тайский), разминание точек в местах зажимов помогает справиться в том числе и с эмоциями.

Потанцевать. Сфокусируйтесь на эмоции, закройте глаза, прислушайтесь к себе - и движение возникнет. Может быть, для начала просто захочется повращать шеей, пошевелить руками или пальцами. Не останавливайтесь, следуйте за желаниями тела.

Выговориться. Тут есть одна загвоздка: близкие и друзья часто норовят дать совет, начинают искать причину, а для нас важно просто излить свое состояние без какого-либо анализа. Вся рационализация возможна позже, когда вас отпустит. Поэтому иногда лучше выговориться дереву - и это не шутка.

Продышать. Любые эмоции проживаются через тело. Один из самых важных элементов - дыхание, поскольку оно непосредственно связано с нервной системой. Отлично работают различные дыхательные гимнастики - пранаяма, бодифлекс, оксисайз.

Написать на бумаге. Напишите письмо человеку, вызвавшему у вас мучительные эмоции. Важно это делать от руки. Письмо отправлять не нужно. Главное - осознать чувства и выразить их на листе. Есть разные методики. Например, анкета радикального прощения Колина Типпинга

Выбить. В моменты гнева часто хочется кого-то ударить. Заведите для этого специальную подушку или, скрутив полотенце валиком, «выбейте» диван. Можете при этом рычать, кричать, топать, издавать любые звуки - позвольте процессу идти так, как он идет изнутри, пока не почувствуете облегчение.

Сходить к психотерапевту. Некоторые чувства страшно проживать в одиночестве: неизвестно, к чему они приведут. В таких ситуациях специалист поможет подобрать методику и будет поддерживать процесс вашего внутреннего освобождения и - как следствие - личностного роста.

Текст: Инна Макаренко, психолог

Почему сильные люди не боятся плакать? Что будет, если постоянно подавлять в себе злость и страх? Зачем скрывать раздражение, если его полезно выплескивать наружу? Психолог рассказывает о том, что делать со своими ощущениями.


В юности мне казалось, что сильный человек – это тот, кто умеет сдерживать себя, действовать с холодной головой, кто может не испытывать «вредные» эмоции: печаль, страх, ревность, отвращение, гнев. В общем, отсекает свою чувственную сферу, когда в этом есть необходимость. К тому же в обществе часто поощряется такая модель поведения. Многие живут с убеждением, что показывать свои эмоции ­стыдно.

Жизненный опыт и годы изучения психологии убедили меня в обратном: эмоции – не слабость, а сила. Если, конечно, с ними правильно обращаться: не подавлять, а дать им право быть, проживать их.

Не существует верных или неверных ощущений. Все для чего-то нужны, каждое выполняет свою функцию. Блокируя одни эмоции, мы дискредитируем другие и лишаем себя многих приятных моментов. Например, подавляя страх и гнев, начинаем испытывать счастье и радость гораздо слабее.

Карл Густав Юнг как-то сказал: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». У любой эмоции всегда есть причина. И вместо того чтобы бороться, допустим, со своим раздражением, хорошо бы разобраться, что оно пытается сообщить. Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся лишь с индикатором проблемы, а не с ней самой. Подавляем чувство – и загоняем причину его появления еще глубже в подсознание. И тогда, не получив выхода наружу, энергия невыраженной эмоции находит выход в теле – в форме психосоматических заболеваний, вегето-сосудистой дистонии, депрессии и панических атак.

По этой причине сильный человек не избегает собственных чувств, а максимально проживает каждое. И, что важно, делает он это безопасным для окружающих способом (примеры см. далее) . При таком подходе страх, печаль и любая другая «негативная» эмоция уходят гораздо быстрее. Стоит ее принять – и она сразу начинает отпускать. «То,чему сопротивляешься, – усиливается, а то, на что внимательно смотришь, – исчезает», – писал американский писатель Нил Уолш в книге «Беседы с Богом».
В психотерапии часто можно услышать слова «побудь в этом». Тебе грустно? Побудь в этом. Испытываешь обиду (тревогу, зависть, вину и т.д.)? Побудь в этом.

Побудь – значит, признай и проживи это чувство. Не отталкивай и не отрицай. Страшно? Но гораздо страшнее постоянно жить с фоновой болью, которая, как зависшая компьютерная программа, тормозит работу «процессора». Лучше однажды встретиться с ней лицом к лицу и, выпустив на свободу, распрощаться, чем годами носить в себе. Заблокированное чувство будет стремиться найти выход, подсознательно притягивая обстоятельства, в которых оно сможет наконец развернуться на полную катушку.

Например, если человек не прожил все эмоции от тяжелого расставания, он будет жить в страхе быть оставленным. Одни и те же события могут повторяться до бесконечности, пока сильная и невыраженная эмоция сидит внутри.

Еще один распространенный «способ» при попадании в травматичную ситуацию как можно скорее переключиться. После развода сразу окунуться в новые отношения или полностью посвятить себя детям, карьере, творчеству. Да, на какое-то время становится легче, но испытывать настоящую радость от жизни уже не получается – внутри как будто что-то зудит. Непрожитые боль и травма никуда не ушли, они остались глубоко внутри и препятствуют ощущению полноты жизни.

Бытует мнение, что при обращении к психотерапевту уж он-то поможет избавиться от «неполезных» чувств. На самом же деле первое и главное, чему учит грамотный специалист, – это проживать свои чувства осознанно. Говорить себе: «Да, сейчас я испытываю боль. Но я не буду ей сопротивляться, и я знаю, что она пройдет». Или признаваться: «Я чувствую гнев. И это совершенно нормально» (как бы ни было сложно тем, кто воспитывался на убеждениях «злиться плохо» и «надо сдерживаться»).

Обозначить свою эмоцию далеко не всегда просто, хотя даже одно это имеет терапевтический эффект. Люди жалуются: «Как-то плохо, состояние подавленное, всё бесит…» А что именно за чувство испытывают, непонятно. Мы часто путаем стыд и вину, обиду и жалость к себе, гнев и отвращение. Но пока не разберем наше состояние на эмоции, его составляющие, оно не уйдет. Ряд современных направлений психотерапии (скажем, гештальт-терапия) работает именно над умением распознавать собственные ощущения. Для того чтобы развить такую чувствительность самостоятельно, нужно быть очень внимательным к себе прислушиваться к ощущениям в теле, поскольку все эмоции находят выражение именно в виде телесных блоков и зажимов.

Когда мы осознаем и проживаем свое чувство, мы одновременно переходим в позицию наблюдателя. Смотрим со стороны и безоценочно описываем словами все ощущения. Так мы отделяем себя от эмоции, она не становится нами, не накрывает нас с головой. Мы понимаем: «я» не равно «мои чувства», потому что я больше, чем они. Когда я проживу их, то не разрушусь, а стану счастливее и свободнее.

Способы проживания эмоций

Любая эмоция – будь то кратковременная вспышка гнева или затянувшаяся обида – должна быть прожита прежде всего безопасным способом. Безопасным как для себя, так и для окружающих. Вот несколько вариантов.

  1. Нарисовать. Возьмите ручку в левую руку (она связана с правым полушарием мозга, которое отвечает за эмоции) и начните вырисовывать свою злость (вину, обиду и т.п.). Лучше закрыть глаза. В произвольном движении рука будет переносить все эмоции из тела на бумагу.
  2. Пропеть или прокричать. Например, в лесу. Или в парке аттракционов – здесь это позволительно всем. Кричится обычно какое-то важное слово. Предположим, «да» или «нет», если они подходят для вашей эмоции. Сделать это нужно столько раз, сколько необходимо, пока не ощутите внутри пустоту.
  3. Сходить на массаж. Речь не о релаксации, а именно о глубокой работе с силовым воздействием. Качественный массаж (к примеру, тайский), разминание точек в местах зажимов помогает справиться в том числе и с эмоциями.
  4. Потанцевать. Сфокусируйтесь на эмоции, закройте глаза, прислушайтесь к себе – и движение возникнет. Может быть, для начала просто захочется повращать шеей, пошевелить руками или пальцами. Не останавливайтесь, следуйте за желаниями тела.
  5. Выговориться. Тут есть одна загвоздка: близкие и друзья часто норовят дать совет, начинают искать причину, а для нас важно просто излить свое состояние без какого-либо анализа. Вся рационализация возможна позже, когда вас отпустит. Поэтому иногда лучше выговориться дереву – и это не шутка.
  6. Продышать. Любые эмоции проживаются через тело. Один из самых важных элементов – дыхание, поскольку оно непосредственно связано с нервной системой. Отлично работают различные дыхательные гимнастики – пранаяма, бодифлекс, оксисайз.
  7. Написать на бумаге. Напишите письмо человеку, вызвавшему у вас мучительные эмоции. Важно это делать от руки. Письмо отправлять не нужно. Главное – осознать чувства и выразить их на листе. Есть разные методики. Например, анкета радикального прощения Колина Типпинга
  8. Выбить. В моменты гнева часто хочется кого-то ударить. Заведите для этого специальную подушку или, скрутив полотенце валиком, «выбейте» диван. Можете при этом рычать, кричать, топать, издавать любые звуки – позвольте процессу идти так, как он идет изнутри, пока не почувствуете облегчение.
  9. Сходить к психотерапевту. Некоторые чувства страшно проживать в одиночестве: неизвестно, к чему они приведут. В таких ситуациях специалист поможет подобрать методику и будет поддерживать процесс вашего внутреннего освобождения и – как следствие – личностного роста.

Есть вопросы по теме?

Такие формы разрушительного и неадаптивного поведения как: неумение находиться в отношениях, различного рода пищевые и химические зависимости, мазохизм, хроническая апатия, вспыльчивость связаны с затруднением в эмоциональной сфере, а именно — неумением принимать и проживать собственные чувства.

От чего зависит умение справляться со своими эмоциями?

Во-первых, задачу облегчают или, наоборот, усложняют врождённые особенности нервной системы. Имеют значение её сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность и т.д. То, какие процессы в ней преобладают — возбуждение или торможение.

Во-вторых — от социального окружения, в котором был воспитан человек. Какие эмоции в семье/коллективе разрешалось выражать и в какой форме (адекватной или не адекватной), какие приходилось удерживать в себе во избежание проблем. Родители формируют у своего ребёнка способы обращения с эмоциями.

Ну, и третье — от умозаключений и решений, принятых человеком в детстве относительно себя и окружающего мира. Эти, наивные по своей сути, решения могут быть полностью забыты во взрослом возрасте (вытеснены в бессознательное), однако продолжают влиять на выборы и поступки в настоящем. Насколько опасным кажется мир? Насколько эмоционально "хрупкими" кажутся близкие люди и отношения с ними? Смогут ли они выдержать эмоциональные "откровения", или нужно беречь их от любых волнений и держать напряжение в себе? Умозаключение оседает в теле, адаптируя его под реальные и воображаемые условия.

Нужен повышенный контроль над областью тела, отвечающей за выражение определённых желаний (потому что в детстве за них стыдили) — мышцы этой области спазмируются, создавая своеобразный "панцирь", который ограничивает движения, сигнализирующие о запретных импульсах. Если для того, чтобы взрослые не обижали и заботились, нужно выглядеть мягким и податливым большую часть времени — тело "обвисает" и лишается тонуса.

Когда человек уверен, что злость "плохо" выражать открыто, но и невыносимо удержать её внутри, тело создаёт "буфер безопасности" между личностью и враждебной средой — послушно заплывает жиром.

Избежать проживания и выражения чувств помогает не только тело, но и многочисленные психологические защиты. Что можно делать с "невыносимыми" чувствами: Отрицать ("Мне все равно, я ничего я не чувствую!"), Забывать (механизм вытеснения), Подавлять (не давать им развернуться в полную силу), Заглушать и компенсировать (едой, водкой, компьютерными играми и другими спутниками зависимых), Уводить от них своё внимание (переключаться), Перемещать — выплёскивать на объект, не представляющий угрозы (таким объектом может стать и близкий человек, беззащитный из-за любви к нам), Проецировать на других ("Это не я злой, это ты злой!"), Дистанцироваться — механизмы диссоциации или деперсонализации ("Меня нет!"), Маскировать другими эмоциями и под их прикрытием сбрасывать напряжение (как бывает у людей, склонных к истерическому поведению). И это далеко не полный список…

А что Вы делаете, чтобы не проживать свои чувства? Теперь самое главное: как их проживать?

Для начала — осознать, назвать, дать себе разрешение испытывать эти чувства. Если степень интенсивности слишком велика — первое правило — дышите. Глубоко и равномерно, постепенно удлиняя цикл вдох-выдох. Регуляция дыхания — отличный способ снять излишнее напряжение в теле, а это повлияет и на эмоциональную сферу. Правило второе — проговаривать свои чувства вслух столько раз, сколько нужно для их ослабления. Если некому рассказывать — идите к психологу, слушать — его профессия. Также, можно сознательно дистанцироваться от ситуации, вызывающей бурную реакцию, при этом не избегая её, посмотреть как бы со стороны, обращая внимание на какие-нибудь несущественные по важности детали.

Мысленно рассмотрите ситуацию с разных ракурсов. Затем найдите безопасную, конструктивную форму выражения эмоций. Нарисуйте их или выпишите на бумагу, станцуйте, представьте в виде метафоры. Если уровень эмоций не экстремальный, то арт-терапевтические техники предпочтительнее грубого физического отреагирования (вроде битья подушек), так как смысл этого выражения не в том, чтобы просто выбросить пар, а в том, чтобы трансформировать, придать динамику чувствам таким образом, чтобы они были приняты, усвоены и переосмыслены. Тогда они станут ценным ресурсом в копилке жизненного опыта, а ваша внутренняя энергия и свобода её использования увеличатся. Эмоции, также как и мысли, имеют свою представленность в физическом теле. Физические упражнения, направленные на укрепление мышц, показаны людям с проблемой удержания эмоций. Людям, которые в большей степени испытывают трудности в их выражении, полезны упражнения на растяжку и увеличение гибкости. В телесно-ориентированной и танцевально-двигательной психотерапии существует дифференцированный подход к работе с различными эмоциями. Йога, цигун также развивают навыки управления эмоциональным состоянием.

Эмоции: прожить или отсечь

В чем отличие эмоции от страсти, как работать с каждой из них, все ли проявления негативных эмоций греховны, откуда возникает гнев и что с ним делать? Ответы на эти и многие другие вопросы «Живое Предание» искало у православного психолога Марины Филоник.

Эмоция — это вершина айсберга

– Как быть с противоречием в подходах к эмоциям в православии и психологии? Для психолога нет различий в чувствах, они не делятся на положительные и отрицательные, а в православной практике мы видим идеи отсечения в себе плохого. Сходятся ли эти две позиции в какой-то точке?

– Словосочетание «положительные и отрицательные эмоции» используется обычно при бытовом употреблении. Речь в этом случает идет, как правило, о приятных и неприятных чувствах. Интересующихся темой подробнее могу адресовать к докладу Ф. Е. Василюка «Исповедь и психотерапия» .

В контексте рассмотрения эмоций чаще всего возникает вопрос: что с ними делать? Можно смотреть на эмоцию как на маркёр, как на вершину айсберга, потому что любая эмоция возникает как реакция на что-то и важно услышать, о чем она говорит. То, про что она, может быть куда более интересно, в том числе и в духовном смысле. Это можно сравнить с болью, она тоже не появляется сама по себе – у тебя болит рука, потому что ты ударил или потому что тебя ударили? А может, ты случайно споткнулся? Боль как ощущение будет связана с разными ситуациями. Не знаю, насколько это корректная аналогия, но одна и та же эмоция может говорить о разных вещах.

Я могу чувствовать радость, и это, например, будет злорадство, превозношение, а могу испытывать чистую радость («Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» – 1 Фес 5:16-18) как плод Святого Духа.

– Порой среди православных сталкиваешься с точкой зрения, что нельзя испытывать негативные эмоции: печаль, гнев, их нужно отсекать. И тогда они, видимо, уходят в психосоматику. Как таким людям объяснить идею проживания чувств?

– Что значит отсекать? Важно понимать, что само возникновение любой эмоции непроизвольно. Невозможно усилием воли заставить себя испытывать или не испытывать какую-то эмоцию. Это не значит, что мы никак не можем работать со своим эмоциональным состоянием, но приказать себе испытывать одну эмоцию и не испытывать другую невозможно. Можно придумать средства, которые помогут переключиться, что-то вспомнить, вообразить, но усилием воли подавить не получится.

Я слышала от одной католической монахини-психолога (это может быть ее частное мнение), что, если человек едет за рулем, происходит внештатная ситуация, и у него возникает вдруг вспышка гнева – это не грех. Другой вопрос, если он будет в себе это разжигать, захочет отомстить, подрезать кого-то – здесь уже появляется акт выбора и возможность совершить грех.

Поэтому не совсем понятно, что значит отсечь, специалисты по Святым Отцам подсказали бы более компетентно. Помните логику развития страсти? Прилог, сочетание, сосложение, пленение, исполнение, страсть. В первой стадии – прилога – нет греха: какой-то образ, какая-то мысль, чувство пришли ко мне, другое дело, что мы дальше с ними делаем.

В предсмертных дневниках праведного Иоанна Кронштадтского он продолжает каяться: опять прогневался на своего алтарника перед служением Литургии. Если даже у святого не получалось, как вы говорите, отсечь гнев, то что уж говорить о нас.

Человек больше того, что есть у него

Православная аскетика проповедует борьбу с собой. А как же тогда принятие себя, о котором говорит психология? Или, может, правда в том, что нужно принять себя, а потом уже работать над самосовершенствованием?

– Звучит очень общо. С чем в себе вы хотите бороться? И что принимать? В выражении «борьба с собой» ведь не подразумевается то, что человек себя должен уморить, например, сядет на такой пост, что не будет есть? У него начнется анорексия.

И про «с собой», «себя» нужно тоже отдельно разбираться. Есть я, а есть что-то у меня. У меня есть и добрые намерения, и способность любить, и греховные намерения, вообще много чего. Но при этом я намного больше, чем все, что есть у меня. Важно не забывать, как Бог с любовью смотрит на человека. Когда мы вступаем в борьбу с чем-то, очень важно различать, выделить что-то одно конкретно, над чем я буду работать. У нас есть соблазн вычеркнуть человека, а нужно различать грех и грешника.

Безусловное принятие в психотерапии считается одним из универсальных, базовых условий успешной работы над собой. Если человек не чувствует безусловного принятия, это сильно мешает его изменениям. Подозреваю, это распространяется не только на практику психотерапии. Когда я чувствую, что меня осуждают, мне очень трудно меняться, и я занимаюсь не раскрытием светлых сторон, а оправданием, защитой своего права на существование. Когда не удовлетворены простые запросы, сложно заниматься высокими вещами. Это базовая потребность в безопасности, эмоциональной в том числе. Если я чувствую себя под осуждающим взглядом (причем неважно кого, может, даже кажется, что и Бога), то я трачу много сил, даже если я это не осознаю, чтобы справиться с этим взглядом неприятия.

В ситуации же безусловного принятия развивается творчество, начинают цвести таланты, у человека появляются интересы, проекты, внутренние изменения.

Когда я вижу фразу о борьбе с собой, у меня возникает ассоциация некоего образца, которому я должен соответствовать. Иногда это может быть даже грехом. У аввы Дорофея есть слова про ложь жизнью: ты из себя выделываешь то, чем не являешься, потому что решил, что «очень православный» и будешь жить по шаблону своего региона, епархии или прихода. Почему так хочется формовать себя и ближнего? Потому что страшно, если отпустить: захватят страсти, человек погибнет в своих грехах. Здесь необходимо рассуждать: в чем-то нужно самоограничение, а в чем-то, наоборот, отпускание. Принятие как свойство любви – это очень важно для развития.

Принятие себя — это смирение

– Получается, люди хотят видеть себя лучше, чуть ли не идеальными, ведут себя не по духовному возрасту, у них разрыв между «я реальным» и «я идеальным». Что это за психологическое явление?

– Это общечеловеческая проблема: «несмь якоже прочии человецы» (Лк 18:11) и даже «Адам, где ты?» (Быт 3:9). На психологическом языке это можно назвать несколькими словами: перфекционизм, неадекватная самооценка, неправильно сформированный образ «я» и др. Много лет психотерапии уходят на то, чтобы человеку войти в смирение, принятие себя таким, какой ты есть. Совершенно не идеальный. Но важная деталь: Богу ведь и не нужны идеальные люди. Но нам страшно хочется такими быть. Нигде в Евангелии не сказано об идеальности. После Своего воскресения Господь спрашивает Петра лишь одно: «Любишь ли ты меня?», а про прошлое не упоминает – смотри вперед, неважно, что было раньше. Он не уточняет, достаточно ли покаялся Петр, чтобы снова общаться с Ним. А мы, получается, носимся со своей «помойкой» страстей и думаем, что это самое главное.

– Кажется, я начинаю понимать, откуда у меня вообще родились подобные вопросы. Некоторое время я находилась в православной среде, где был популярен грехоцентризм…

– Да, грехоцентризм – действительно проблема, и я порой думаю даже, что это тоже грех.

– В психологии есть идея о том, что нужно уметь проживать чувства. Один из способов – это наблюдение за ними. Но часто православные возражают: если не будешь бороться с греховными проявлениями (злобой, печалью и т. д.), они могут захлестнуть. Где же правда?

– Давайте различать то, что я испытываю, и то, что я с этим делаю. Мы уже говорили про святоотеческую схему развития страсти, грех в ней появляется не на первой стадии.

Обращение к Богу

Интересно, что в ваших вопросах ничего не звучит про Бога. Если я своими силами собираюсь бороться, то это история про психосоматику и вытеснение. Это как раз отражает грехоцентричный подход в православии. Гораздо полезнее обратиться к Богу и сказать: «Господи, вот что у меня есть. Не я борюсь, а Ты приди и помоги. Я буду работать своими средствами, на психологическом уровне, на физическом уровне, буду нормально спать, кушать, регулировать режим сна и отдыха, потому что все это влияет на раздражительность. А Ты приди и уврачуй страсть гнева, которая меня охватывает».

– Интересно еще, что при грехоцентричном подходе священники призывают бороться со страстями, но при этом не уповать на свои силы.

– Да, знакомо, получается двойное послание (double bind, это психологический термин). Понятно, что должна быть синергия: я Богу выражаю намерение, а Он его целует. Можно вспомнить пример с алкоголиками: они могут не пить, но тяга остается. Опять же различаем действия и состояния.

Мы, хотя и воцерковились, исповедуемся, причащаемся, читаем православную литературу, но все-таки в большинстве своем еще не достигли той меры, когда преображаются природные чувства. Здесь необходимо некоторое смирение перед своей, образно говоря, болезнью, и пока нужно попить лекарства. Причем в случаях сильного аффективного расстройства, депрессии, панических атак нужно в прямом смысле принимать таблетки и не лечиться только молитвой. А кому-то не нужны лекарства, а стоит побить подушку.

Полезно назвать то, что с тобой происходит, и честно принять свое бессилие. Можно прямо обратиться к Богу: «Да, сейчас я гневаюсь, во мне нет никакого мира, я испытываю ненависть к близкому человеку, таково сейчас мое состояние, Господи, вот я, Ты приди в мое сердце, вмешайся в наши отношения, встань между мной и этим человеком». Такой вопль к Богу возможен, если я здесь и сейчас признаю свое бессилие. Пока я уповаю на свои силы, думаю, что сейчас отсеку свою ярость, Бог, который бесконечно уважает нашу свободу, образно говоря, деликатно стоит рядом и говорит: «Ну, давай, ты же хочешь сам». Но если я признаю свое поражение, то, что уже много раз пытался отсечь и ничего не получается, то в этой точке мы даем шанс действовать Богу, который не вмешивается без нашего на то позволения.