Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Конспект НОД по старшей группе «В мире полезных ископаемых. Познавательное занятие «Полезные ископаемые» в подготовительной группе

Конспект НОД по старшей группе «В мире полезных ископаемых. Познавательное занятие «Полезные ископаемые» в подготовительной группе

Открытое интегрированное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы.

Цель : формирование правильного представления об окружающем мире, о рациональном использовании природных ресурсов в быту.

Образовательные задачи:

  • расширять знания о полезных ископаемых, классифицировать их по группам: железные руды, строительные материалы, горючие и самоцветы;
  • расширять и активизировать словарный запас детей;
  • знакомить детей со свойствами и качествами соли;
  • упражнять в ориентировке на листе;
  • закреплять умение определять первый звук в слове, записывать соответствующую букву, читать написанное.
Развивающие задачи:
  • развивать интерес и активность в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
  • активизировать мыслительную деятельность, память, внимание.
Воспитательные задачи:
  • воспитывать экологически грамотное поведение в быту и природе;
  • воспитывать чувство гордости за свой родной край.
Материалы и оборудование : мультимедийная презентация «Остров Сокровищ», видеофильм «Соль», макет «Добыча полезных ископаемых», бутылка с пиратской картой, письмо, сундук, изображение пальмы, игрушка-попугай, карточки для игры «Полезные ископаемые», тарелочки с солью, стаканчики с водой, лупы, деревянные палочки на каждого ребёнка, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа : рассматривание полезных ископаемых (уголь, нефть, песок, глина, железная руда, самоцветы), рассматривание иллюстраций и картинок, просмотр видеофильмов, беседы на темы «Для чего нужен газ/уголь/нефть?», «Где что добывают?».

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли старинную бутылку, которую моряки нашли в море. Здесь лежит какая-то карта. Посмотрим! (Открывает карту .) Остров Сокровищ! Давайте отправимся на этот остров! Но для этого нужно уметь пользоваться картой, уметь её читать. Посмотрите на карту, давайте определим, где находится какой остров. (На экране геометрические фигуры, дети определяют их расположение. Примеры вопросов: какой остров находится в правом верхнем углу, где находится остров Треугольника? )

Воспитатель : Молодцы! Теперь можно отправляться в путешествие. Занимайте места на корабле. (Дети садятся на стульчики. На экране телевизора появляется картинка с изображением корабля в море .)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, вот уже и остров Сокровищ. Давайте сойдём с корабля на сушу. (Воспитатель выносит макет .)

Воспитатель : Посмотрите, это же остров Полезных ископаемых! А кто знает, что такое «полезные ископаемые»? (Ответы детей .) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые добывают люди на земле и под землёй и используют их в хозяйстве. Полезные ископаемые – это сокровища Земли. Давайте вспомним, какие бывают полезные ископаемые? Отгадайте загадки.

Мне, ребята, после плавки
Сталью быть охота.
Сталь нужна и для булавки,
И для самолёта.
А сама-то я невзрачна,
Тёмною бываю.
Под землёй, в пещерах мрачных
Часто залегаю. (Железная руда .)

И липка, и жирна, и мягка,
А посуда из неё крепка! (Глина .)

Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Можешь ты его копать
И в ведёрко насыпать. (Песок .)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел .)

Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть .)

Воспитатель : Вы отгадали загадки о полезных ископаемых, а вот люди, которые их находят, называются геологами. Есть такая профессия – геолог. Мы сейчас с вами станем геологами и расскажем о полезных ископаемых. (Четверо детей рассказывают об ископаемых .)

Воспитатель : А сейчас мы поиграем. Нужно разделить полезные ископаемые на группы. (Дидактическая игра «Полезные ископаемые».)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, попугай принёс нам письмо. Давайте его прочитаем. Но, чтобы его прочитать, нужно определить первый звук с каждой картинки и записать в клеточки соответствующие буквы. (Дети находят письмо, читают его и находят сундук. Воспитатель открывает его .)

Воспитатель : Ребята, что же это в сундуке?

В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат! (Соль .)

Воспитатель : Соль – это тоже полезное ископаемое, а значит сокровище Земли. А сейчас я вас приглашаю пройти в нашу выездную лабораторию. Давайте рассмотрим соль поближе. Какого цвета соль? Теперь понюхаем соль, имеет ли она запах? Потрогайте, какая она на ощупь? Попробуем её на вкус, какая она? Давайте определим, тонет она в воде или нет? Давайте помешаем, что произошло? (Дети проводят опыты .)

Воспитатель : Теперь переместимся к экрану. (Видеофильм «Соль». ) В глубокой древности соль была дороже золота, солью расплачивались за товар вместо денег. И её называли «белым золотом». Соль бывает каменная, поваренная и морская. Каменную соль добывают в соляных шахтах. Выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят на конвейер и поднимают наверх. Поваренную соль добывают из каменной соли и из соляных озёр с помощью специальных комбайнов. Посмотрите, как они работают. А потом соль грузят в вагоны. Морскую соль добывают путём выпаривания из морской воды. Соль, действительно, – сокровище. Она просто необходима для жизни человека, её не только употребляют в пищу, но и лечат различные заболевания.

Воспитатель : Ребята, с каждым годом мы используем всё больше и больше полезных ископаемых, и со временем они могут иссякнуть. Полезные ископаемые нужно экономить. А как? Бережно относиться к воде. Чтобы сэкономить газ, газовые плиты заменяют на электрические. Нужно сортировать мусор, чтобы отправить потом его на перерабатывающие заводы. Значит, даже мы с вами можем экономить полезные ископаемые.

Воспитатель : Сегодня мы с вами узнали об ещё одном полезном ископаемом – соли. Узнали, как используется соль. А ещё на соли можно рисовать, как на песке. И, заканчивая наше путешествие, я приглашаю вас пройти к столам и попробовать нарисовать картины. (Дети подходят к столам, на которых стоят тарелочки с солью. Рисуют палочками .)

Ирина Сергеева, воспитатель ГБОУ Школа № 1794 (корп. 2)

Название:
Номинация:

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 34
Месторасположение: г Курганинск, Курганинский район, Краснодарского края

Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе «Полезные ископаемые»

Программное содержание. Формировать первоначальные представления о полезных ископаемых Кубани. Закреплять знания о труде взрослых в крае, профессиях посредством ознакомления с предприятиями края. Подчеркнуть вклад кубанцев в развитие всей страны.

Материал. картинки (мергель, песок, глина, нефть, газ, мрамор, минеральная вода); (карточки с изображением промышленных продуктов из ископаемых, например: бензин -керосин — кирпич); (полотно с изображением ископаемых и продуктов сделанных из них), карта Краснодарского края, символы для обозначения ископаемых на карте., видеопроектор, презентация «Полезные ископаемые»

Предварительная работа. Рассматривание карты Краснодарского края; дидактические игры «Третий лишний» , «Я без тебя не существую»

Организационный момент.

Педагог задаёт детям вопрос:

— Ребята знаете ли вы, что такое «полезные ископаемые?» (ответы детей).

— Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.

Воспитатель предлагает детям отправиться в пещеру, где проходит тайное собрание полезных ископаемых, которые добываются в нашем крае.

— Послушаем, о чём они говорят? (да)

Показ презентации (слайд №1).

Песок: — Я Песок, и куда меня только не добавляют. Скажу честно: без меня не то, что дом построить, ремонта настоящего люди сделать не смогут. Скажите, куда меня добавляют? (в землю, цемент, известь).

Воспитатель предлагает узнать свойства песка и слепить куличики из мокрого и сухого песка и выложить их на поднос. Дети определяют, что мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которой он находился, а сухой нет..

В. Какой вывод вытекает из этого опыта? (Ответы детей.)

Вывод (помогает сформулировать воспитатель): когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с Воспитатель обращает внимание детей на карту. Сообщает, что песок добывают в районе г. Гулькевичи и г. Кропоткин. А возле станицы Варениковской добывают особый песок, из которого делают стекло.

— Что можно сделать из стекла? (окна, вазы, графины, стаканы и т.д.) Дети отмечают значками города, где добывается песок.

другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.

Слайд №2

— Я, Мергель или цемент — самый главный, самый нужный и необходимый. Потому, что именно мне люди обязаны тем, что у них есть цемент. Когда вот этот серый порошок смешивают с водой, то получается масса, похожая на тесто. Без неё не обойтись в строительстве. А через некоторое время она становится твёрдой.

Воспитатель:

— А вот сейчас мы это и проверим. — педагог с детьми проводит опыт с цементом. В ёмкость наливает немного воды и добавляет цемент и песок. Затем смесь перекладывают в формочку и оставляют немного полежать.

Воспитатель объясняет детям, что куличик из песка при высыхании развалится, а куличик, в который добавили цемент, сохранит свою форму навечно. (Показывает для сравнения куличик из цемента, вылепленный накануне.)

Вывод: песок в смеси с цементом используют при строительстве домов для их высокой прочности.

— Что можно сделать с помощью цемента? (дома, мосты, платины и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на карту, сообщая города вблизи которых добывают мергель (Сочи, Новороссийск). Предлагает отметить значком.

Слайд № 3

Глина: — Что-то я не пойму, идёт разговор о строительстве, а меня никто не замечает, как будто без меня они, эти хвастуны, на что- то способны. Я — Глина, единственная дама, самая мягкая и покладистая. Я прочнее, чем гранит и железо.

— Кто знает, что из меня делают? (кирпичи, посуду, можно лепить статуэтки, фарфор).

Физминутка. Игра «Скульптор и глина»

Один из участников получает роль Глины, другой — Скульптора. Скульптор должен придумать и вылепить из Глины скульптуру, формируя ее из тела Глины. Его прикосновения должны быть мягкими, но уверенными. Глина при этом должна пытаться быть мягкой и максимально расслабленной, держать ту форму, которую ей задает Скульптор (не «помогать» Скульптору и не упираться).

Когда скульптура будет вылеплена, Скульптор спрашивает у Глины, все ли ей нравится. Если нет, исправляет детали скульптуры или «переделывает» ее, пока оба участника не останутся довольными. Потом участники меняются ролями.

Педагог обращает, внимание на карту и сообщает, что глину добывают в разных местах и даже у нас в Курганинске. «В нашем городе есть кирпичный завод, где из глины делают кирпичи, а (завод) затем обжигают в специальных печах».

Слайд №4

Нефть: — Позор! Ужас! Единственная дама! А я, по вашему, кто? Ох, извините, забыла представиться. Я — Нефть, по прозвищу «каменное масло». Посмотрите какая я чёрная, блестящая и маслянистая. Я живу под землёй и образую там реки, озёра и даже моря нефти. А характер у меня очень вспыльчивый, чуть что сразу загораюсь. За это меня люди и оценили.

— Какую пользу я приношу людям?

После ответов детей, педагог предлагает рассмотреть материалы сделанные из нефти (ткань, мех, пластмассу, воск и т.п.).

Нефть: — Ах, извините, забыла представить моего спутника — это Газ . Он всегда со мною рядом, его так и прозвали «сопутствующий».

Газ: — Добрый день! Да, мы с Нефтью друзья. А ещё мы самые дешёвые ископаемые. Ведь детали многих машин, трикотаж, ткани и даже обувь, делается из нефти и газа. А скольких животных мы спасаем, подарив людям искусственный мех.

— Где ещё используется газ? (в домах для отопления и приготовления пищи, в автомашинах, при сварке труб и т. п.).

Воспитатель сообщает детям, что нефть и газ добывают в Краснодарском крае в районе таких городов как Абинск, Хадыженск, Славянск-на-Кубани (дети помогают найти города на карте и отмечают специальными значками).

Мрамор: — Я - старый благородный Мрамор — важнее всех, потому что я дарю людям красоту. Но если кто против, то пусть люди для красоты обмазывают свои дома глиной или нефтью, а памятники делают из песка.

Воспитатель: — не расстраивайтесь, дорогой Мрамор. Ребята, скажите пожалуйста, для чего людям необходим мрамор? (для отделки и украшения домов, изготовления памятников).

— Что это за вода в бутылках? (минеральная)

— Почему её так называют? (в ней содержатся минералы).

— Чем она полезна? (лечебная)

Воспитатель предлагает детям попробовать минеральную воду из разных источников и рассказать, чем она отличается.

Воспитатель сообщает, что минеральная вода тоже полезное ископаемое. По названию бутылки можно узнать, где эта вода добывается. Затем вместе с детьми находит на карте населённые пункты, где добывают минеральную воду и отмечают значками.

Итог занятия.

— С какими полезными ископаемыми вы познакомились?

— Давайте сейчас закроем глаза и представим, что этих полезных ископаемых нет. Что тогда будет? (дети высказывают свои предположения, затем воспитатель подводит итог). Да, ребята, не будь ископаемых, у нас сейчас не было бы автомобилей, ни самолетов, ни электричества, ни красивой одежды и многих других интересных вещей. Но и к ископаемым надо относится очень бережно, так как и они могут закончиться.

Заявка на конкурс

Название: Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе «Полезные ископаемые»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, краеведение, Подготовительная к школе группа

Существует множество полезных ископаемых, которые добываются из недр Земли. Все они крайне важны, поскольку позволяют получить необходимые для комфортной жизни вещи. Они дают возможность обогревать жилища, питаться, перемещаться в пространстве с большой скоростью, делать чудесные украшения и много другого. Во время исследований ученые открывают очень интересные факты о полезных ископаемых, которые позволяют побольше узнать о тайнах, скрывающихся в подземных глубинах.

  1. Уголь – наиболее распространенное ископаемое, которое используется в виде топлива . Мало кто знает, что из 20-метрового слоя торфа под давлением образуется всего лишь 2-х метровый пласт угля. Если аналогичный слой мертвой растительности залегает на глубине 6 км, то пласт угля будет иметь всего 1,5 м.
  2. Малахит – полудрагоценный камень, из которого делаются потрясающие украшения . Самый большой камень, который удалось добыть, весил 1,5 тонны. Обнаружив такое сокровище, горняки подарили его императрице Екатерине ll. Позднее камень стал экспонатом петербургского музея Горного института.

  3. Обсидиан – вулканическое стекло . Этот материал обладает высокой плотностью. Он образуется под воздействием очень высоких температур при извержении магмы. Археологам удалось найти подтверждения того, что первые хирургические инструменты изготавливались из этого материала.

  4. Сегодня каждый человек знает что такое нефть, и как она происходит. Первая теория происхождения этого полезного ископаемого предполагала, что нефть является ничем иным, как мочой китов . Черное золото начали добывать путем сбора его с поверхности водоемов. В нынешнее время нефть выкачивают из недр Земли при помощи насосных станций.

  5. Ученые продолжают преподносить новые интересные факты о металлах. Так, золото было признано одним из самых гибких металлов . Оно используется даже для изготовления швейных нитей. Из одной унции золота можно получить нить длиной около 80 км.

  6. Железная руда издавна используется человеком. Археологам удалось доказать, что изготовление первых предметов из железной руды датируется ll-lll вв. до нашей эры . Первыми использовали это полезное ископаемое жители Месопотамии.

  7. Хлористый натрий или соль добывается в наибольшем количестве . Несмотря на необходимость этого полезного ископаемого для жизни человека, всего 6% его используется в пищу. Для посыпания дорог при гололеде используется 17% соли. Львиная доля этого минерала используется промышленностью и составляет 77% от всей добычи.

  8. Необычайно интересную историю имеет королева металлов – платина . В XVl веке она была обнаружена испанскими путешественниками, прибывшими к берегам Африки. После исследования этого материала была обнаружена его тугоплавкость. По этой причине платина была признана непригодной и была оценена ниже стоимости серебра.

  9. Серебро издавна славится своими бактерицидными свойствами . Еще воины древнего Рима использовали его для лечения. Если в бою человеку наносились серьезные раны, то целители обкладывали места увечий серебряными пластинами. После таких процедур раны быстро и без всяких осложнений заживали.

  10. Мрамор еще в древности использовался для отделки помещений и создания различных декоративных элементов . Обусловлено это удивительной твердостью материала и его износостойкостью. Мрамор на протяжении 150 лет сохраняет первоначальный вид даже при воздействии температуры, влаги или солнечных лучей.

  11. Алмазы признаны самыми твердыми минералами, добываемыми из недр земли . При этом удар, нанесенный молотком с большой силой, может расколоть камень на мелкие кусочки.

  12. Уран – это металл, который считается одним из самых тяжелых химических элементов . В урановой руде содержится ничтожное количество чистого металла. Уран имеет 14 стадий превращений. Все элементы, которые образуются в ходе превращения, являются радиоактивными. Безопасным считается только свинец, который является заключительной стадией превращения. Для полного преобразования урана в свинец понадобится около миллиарда лет.

  13. Медь является единственным металлом, который не выдает искры при трении , поэтому инструменты из меди могут использоваться в местах, где есть повышенная опасность возгорания.

  14. О почве можно постоянно узнавать много нового. Так, ученые исследовали распространенное полезное ископаемое – торф. Они выявили в нем своеобразные нити, которые отличаются необычайной прочностью. Это открытие нашло свое применение в легкой промышленности. В Голландии были представлены первые изделия из торфяных нитей. Торф является прекрасным консервантом . Он сохраняет останки, попавшие в него тысячи лет назад. Это позволяет ученым узнавать интересные факты о скелете человека, жившего задолго до наших дней, и исследовать останки уже исчезнувших видов животных.

  15. Гранит известен как прочный стройматериал. Но далеко не всем известно, что он проводит звук гораздо быстрее, чем воздух. Скорость прохождения звуковых волн по граниту в 10 раз больше, чем прохождения по воздушному пространству .

Задачи занятия: ; формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей; интерес к природе.

Ход занятия

Беседа с детьми об объектах живой и неживой природы.

На столе находятся следующие объекты: цветы, камень, кукла.

В. Сегодня мы снова поговорим о живой и неживой природе. Скажите, что из этих предметов живое, а что нет. (Ответы детей.) Почему вы считаете, что цветок – это живая природа. А камень относится к природе? Какая это природа? А почему кукла – это не природа? Ребята, возьмите по одной картинке, посмотрите, что на ней нарисовано, и если это живой объект, положите картинку возле цветка, если это неживая природа – возле камня, а если это не природа, то положите возле куклы. (Дети разглядывают карточки, воспитатель проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания.) Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.

Беседа с детьми по физической карте свой страны

В. Давайте вспомним, что же такое природа? Замечательный писатель и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыба – вода, птицы – воздух, звери – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А как называется наша Родина? Посмотрите на карту, какая страна на ней изображена?

Наша страна не такая уже и большая, но богатств у неё много. Видите сколько на карте зелёного цвета, значит много зелёных лесов. Синий цвет показывает реки и озёра. В лесу много , в реках и озёрах много рыбы. Но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Ищут и находят эти полезные ископаемые люди, профессия которых – геологи.

Представьте себе, что мы с вами геологи, и мы в лаборатории, и будем изучать полезные ископаемые. Лаборатория – это там, где рассматривают, изучают, исследуют разные предметы, делают опыты. Давайте пройдём за столы, там будет наша лаборатория. (Дети садятся за столы.)

Опыты с детьми с полезными ископаемыми.

В. Ребята ископаемые привёз паровозик, хоть он и игрушечный, но полезные ископаемые самые настоящие. В первом вагоне находятся белые камушки. Возьмите их в руки, и скажите, что это? (Мел.) Для чего нужен мел? Откуда же он взялся? Оказывается давно там, где мы живём, было море, в котором было много улиток в раковинах, время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их заносило песком и илом, их раковина превращалась в мел. Люди научились добывать мел и использовать его. Очищенный мел врачи приписывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости. Называют этот мел — глюканат кальция. Попробуйте таблетку на вкус.

Давайте, мы попробуем, что во втором вагончике. (Соль.) Соль – это тоже полезное ископаемое, её добывают в нашем государстве. Сначала она называется каменной. Как вы думаете, почему? А потом её размалывают, очищают, и она становится пищевой. Почему её называют пищевой? Добывают соль возле таких городов, как… (показывает эти города на карте). но вспомните, что мы с вами геологи, а они ищут полезные ископаемые по горам, болотам, лесам, преодолевая любые препятствия.

Дети садятся перед доской, воспитатель показывает города и обращает внимание на обозначение на карте нефти.

В. Посмотрите, сколько здесь чёрных треугольников, они показывают, что в этих местах, глубоко под землёй течёт река, вода в которой может гореть. Геологи нашли эту реку, загнали в землю стальную трубу. (Показ картинки.) Из трубы забил фонтан чёрной воды, которую называют нефтью. (Показ нефти в пробирке.) Она густая и горит. На специальных заводах из нефти делают бензин, керосин, смолу для асфальта, пластмассу и ещё много вещей. А для чего нужен бензин, керосин, а что делают из пластмассы?

Ребятам предлагается взять чашку с подноса, и отпить немного воды. Что это? (Минеральная вода.) Минеральная вода очень полезна для человека, и она тоже находится в глубине нашей земли. У нас еще много полезных ископаемых, таких как…, но о них мы поговорим на следующем занятии.

Надежда Шестернева
Познавательное занятие «Полезные ископаемые» в подготовительной группе

Предварительная работа

1. Рассматривание иллюстраций, чтение «Сказки о полезных ископаемых » по Ф. Кривину;

2. Наблюдения на прогулке, опыты, творческие задания;

3. Дидактические игры «Определи какой знак» , «Определи на ощупь» , со схемами и другие;

4. Беседы на тему «Подземные сокровища Амурской области» .

Материал :

1. Карточки – символы полезных ископаемых ;

2. Карта Амурской области;

3. Образцы пород : глина и песок (стаканчики с образцами на каждого ребенка) ;

5. Стаканчики с водой;

6. Палочки или веточки.

Ход занятия:

Игра «Да – нет»

Воспитатель загадывает предметы, а дети отгадывают, классифицируя предметы по схеме : Природный мир или растительный, живая или не живая природа и т. д.

Одна из отгадок – полезные ископаемые . Воспитатель спрашивает, почему их так называют, затем предлагает каждому из детей взять по карточке и определить, какое полезное ископаемое обозначено на карточке.

Вопросы детям :

1. Скажите, как используются песок, глина, уголь, строительный камень?

2. Как можно назвать их одним словом? А как еще можно назвать? (сокровища земли, кладовая земли и т. п.) ;

3. Люди, каких профессий добывают полезные ископаемые ? (геологи, шахтеры) ;

4. Чем занимаются геологи? (исследуют недра, изучают камни, отправляются в экспедицию) ;

5. Чем занимаются шахтеры? (работают в шахтах, добывают уголь) .

Воспитатель :

А теперь посмотрите на эту картинку. На ней изображена карта Амурской области. Выберите карточки с полезными ископаемыми нашего края . (дети выбирают из множества карточек с обозначениями полезных ископаемых , только те, которые есть у нас в области.

Вот видите, хоть область у нас и небольшая, но сколько богатств она хранит! Это и уголь, и железо, золото, глина, песок, строительный камень и т. п.

А сейчас давайте представим, что мы с вами – исследователи и у нас есть своя научная лаборатория. Мы поближе познакомимся с такими полезными ископаемыми как глина и песок . Тихонько пройдите за столы будем проводить опыты.

С помощью лупы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек – песчинок, как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые (белые или желтые в зависимости от разновидности песка) похожи ли эти песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?

А теперь рассмотрим таким же образом кусочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине слипшиеся, очень мелкие частички.

Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком, потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым) . А куда исчезла вода? Она забралась в песок и «уютно» устроилась между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит, сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается, быстро или медленно? Медленно, медленнее, чем в песок, часть воды остается сверху на глине. Сажаем палочку во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.

Заключение

Мы с вами рассмотрели и провели опыты с песком и глиной, а как вы думаете, где используются эти полезные ископаемые ? (в строительстве) и где они находятся? (в карьере под землей) В мире полезных ископаемых есть много других удивительных вещей. О них мы поговорим с вами на следующих занятиях .