Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Выразительное чтение: что это такое, навыки, правила. Чтение вслух

Выразительное чтение: что это такое, навыки, правила. Чтение вслух

Согласно новейшим исследованиям, чтение задействует большинство высших зон мозга – иными словами, это лучшее упражнение для его поддержания «в форме». Это в равной степени относится и к чтению про себя, и к чтению вслух. Однако последний способ имеет не только любопытную историю, но и оказывает положительный эффект на дикцию, помогает в обучении и просто является приятным способом общения с детьми и взрослыми.

Монополия декламации

В это трудно поверить, но в античные времена читали только вслух – иных вариантов тогда не существовало. Вот несколько отрывков из Лукиана Самосатского («Неучу, который покупал много книг»), которые порицают чтение про себя, высмеивает неумелую декламацию и демонстрируют непривычно трепетное (в нашем понимании) отношение к классике:

«Ты во все глаза глядишь на свои книги, просто, Зевсом клянусь, объедаешься ими, а некоторые даже читаешь, хоть и слишком торопливо, так что глаза все время опережают язык».

«Ты держишь в руках прекраснейшую книгу, облечённую в пурпурную кожу, с золотой застёжкой, а читаешь её, позорно коверкая слова, так что люди образованные потешаются над тобой, состоящие же при тебе льстецы славословят, а про себя, отвернувшись, также смеются немало».

«Но если ты все же решил пребывать неизменно в своём недуге, то иди, покупай книги, держи их дома под замком и пожинай лавры владельца. Довольно с тебя и этого. Но не прикасайся к ним никогда, не читай, не унижай своим языком слов, сказанных мужами древности, и их творений, которые тебе ничего плохого не сделали».

«Димитрий-киник, будучи в Коринфе, увидел, как один невежественный человек читал прекраснейшую книгу, - а именно «Вакханки» Еврипида, дойдя как раз до того места, когда вестник рассказывает о страданиях Пенфея и поступке, совершенном Агавой. Димитрий вырвал у него книгу и разорвал её, заявив: «Лучше Пенфею быть однажды растерзанным мной, чем тобой - многажды».

Сегодня историки полагают, что чтение вслух было не только данью культурным традициям, но и помогало лучше вникать в смысл – ведь в те времена не было общепринятых знаков пунктуации и даже разделения слов. К этому можно добавить, что поэзия и художественное слово вообще принципиально воздействовало прежде всего на слух - отсюда такое внимание древних к ритму и стилю как поэтической, так и прозаической речи.

Рождение современного стиля

История сохранила то мгновение, с которого можно условно начать отсчёт длительного и непростого процесса отказа от декламации и перехода к чтению «глазами». В конце IV века Святой Августин описал в своей «Исповеди» поразившее его зрелище: перед его внутренним взором всё ещё стоял его давний учитель Амвросий, епископ Медиоланский.

«Когда Амвросий читал, он пробегал глазами по страницам, проникая в их душу, делая это в уме, не произнося ни слова и не шевеля губами. Много раз - ибо он никому не запрещал входить и не было обыкновения предупреждать его о чьем-то приходе - мы видели, как он читает молча, всегда только молча...

Немного постояв, мы уходили, полагая, что в этот краткий промежуток времени, когда он, освободившись от суматохи чужих дел, мог перевести дух, он не хочет, чтобы его отвлекали, и, возможно, опасается, что кто-нибудь, слушая его и заметив трудности в тексте, попросит объяснить тёмное место или вздумает с ним спорить, и тогда он не успеет прочитать столько томов, сколько хочет. Я полагаю, он читал таким образом, чтобы беречь голос, который у него часто пропадал. Во всяком случае, каково бы ни было намерение подобного человека, оно, без сомненья, было благим…»

Последние слова святого Августина показывают, что на рубеже IV-V вв. «зловещее» молчаливое чтение всё ещё вызывало недоумение и нуждалось не только в объяснении, но даже в серьёзном оправдании. Однако в конечном счёте чтение перестало быть обоюдным искусством автора и читателя – вся «магия» сосредоточилась на кончике пера того, кто создавал поэзию и прозу. Чтение про себя преобразило литературу, привело к господству письменного слова над устным, а читателя оставило наедине с автором.

Красивая дикция

Как правильно читать вслух? Во-первых, не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, примерно 120 слов в минуту (читать про себя мы привыкли гораздо быстрей, так как не ограничены темпом речи). Во-вторых, чётко проговаривая слова. В-третьих, выразительно и с расстановкой (с ударениями и паузами). В-четвертых, артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их определённым характером. Читая для других, очень важно произносить слова так, как будто вы излагаете собственные мысли – не «читать», а «рассказывать».

Также полезно записывать читаемый текст на диктофон. Последующее его прослушивание помогает со стороны заметить некоторые нюансы речи – как достоинства, так и недостатки, которые человек обычно не замечает в процессе чтения. Такая обратная связь позволяет, корректируя речь, улучшать её: работать над интонацией, корректировать тембр голоса и так далее.

Как найти время на эти упражнения? Совместить приятное с полезным! Многие родители перед сном читают своим детям сказки. Причём любят такое времяпрепровождение не только малыши, но и умеющие самостоятельно читать школьники, и даже подростки. Конечно, дело вовсе не в том, чтобы, не напрягаясь, получить новую информацию – многие дети с удовольствием слушают одни и те же рассказы по многу раз подряд. Просто это время общения с родителями, которого современным детям чаще всего не хватает. Актуально это и для взрослых, например, для супругов - главное, чтобы подобранная литература была обоим интересна.

Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение - это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…». (22)

Выразительное чтение - возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Основной принцип выразительного чтения - проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

Выразительное чтение - одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:

2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

4) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп. (30)

Выразительность - важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем

3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Программа начальных классов требует от учащихся элементарных средств выразительности: соблюдение пауз, логического ударения, верной интонационной окраски. К этому надо добавить, что основой выразительного чтения детей является стремление наиболее ясно выразить свое понимание к прочитанному.

Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания - «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать сове отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения. Это не значит, что до обобщающей беседы мы де уделяем внимания этой стороне чтения.

Наоборот, в процессе повторного громкого чтения мы используем всякую возможность для постепенной подготовки к выразительному чтению: предлагаем правильно прочитать уже осмысленные детьми отрывки или эпизоды; обращаем их внимание на отдельные изобразительные средства, отыскивая в них логически и эмоционально важно слово, требуем соблюдения интонации, соответствующей знакам препинания, - словом, на протяжении урока помогаем учащимся овладеть необходимыми средствами выразительности.

К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально оставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительности организованной подготовки к чтению. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной (7):

1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно важен для учащихся 1-2 классов.

Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации и при других знаках препинания: запятая при однородных сказуемых, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и так далее. В третьем классе учащиеся узнают о том, какие знаки препинания не требуют пауз и изменения тона. Так, не делается остановки перед обращением, стоящим в конце предложения, не выделяются пауза или одиночные вводные слова и одиночные деепричастия.

2. Паузы логические и психологические.

Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его. Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову. Использование паузы также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.

Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, а также помнить о характере небольших пауз в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строки. Эти паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха. Соблюдение их не допускает понижения голоса в конце строки, при котором получается глубокое «рубленное» чтение. Интонация в стихотворении распределяется по предложению, а не по строке и паузы между стихами не должна ее искажать.

3. Ударение.

В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.

Выразительность чтения очень повышается благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов и правильному выдыханию при их произношении. Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение, отсутствие паузы при нем, - это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие речи. Рекомендуется выделять ударением имена существительные, перечисляемые однородные члены, повторяющиеся слова. Если глагол стоит в конце предложения, то обычно на него падает ударение. Ударение часто бывает на качественном наречии, стоящем перед глаголом. При сопоставлении действий или качеств оба сопоставляемые слова несут на себе логическое ударение.

Одиночное прилагательное, как и местоимение, обычно не выделяется ударением. На него иногда распространяется усиление голоса, которое делается для существительного. Если же прилагательное стоит после существительного, оно чаще всего несет в себе основной смысл предложения и подчеркивается паузами и усилением голоса. Яркие, выразительные средства (метафоры, сравнения, звуковые повторы) оттеняются в эстетических целях, чтобы подчеркнуть красоту или эмоциональное содержание художественного образа.

4. Темп и ритм чтения.

Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его тему устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, и излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.

Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется. (28)

5. Интонация.

Определение интонации дано О.В. Кубасовой (), которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то ест в понижении и в повышении голоса. Также изменения высоты голоса называются интонацией (более узкое значение). Интонация понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх и затем резко падает на месте знака тире, ровно повышается при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительными, а также ровно снижается при обратном их соотношении. Но, кроме этих синтаксических обусловленных изменений высоты тона, огромную роль в определении выражения мыслей и чувств играет интонация смысловая и психологическая, определяемая содержанием и нашим отношением к нему.

Вопрос об основной окраске тона обычно ставится перед детьми после полного или частичного разбора содержания, на основе освоения детьми образов, мыслей произведения. При этом недопустимо директивное определение тона: надо, мол, читать грустно или весело. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сумеем разбудить в ученике стремление передать слушателям свое понимание прочитанного. Это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа, после чего ставится вопрос, стимулирующий чтеца к выражению воспринятого.

После подготовки чтения учащиеся приобретают живую, естественную окраску, интонация становится осмысленной и психологически оправданной.

Обучение выразительному чтению - одна из главных задач начального обучения младших школьников. Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех четырех лет начального обучения. исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая, разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборо. Разница заключается в том, что в речи отражается замысел, намерение говорящего и конструируется собственное высказывание, а при чтении передается «чужой» текст, составленный автором (писателем, поэтом) и прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучит его, понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю, прием произнести текст вслух так, чтобы он дошел до слушателя и эстетически воздействовал на него.

Выразительная речь - устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи - интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре, в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и так далее. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем.

При обучении грамоте (письму и чтению), а затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознается и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи.

Разборчивость речи - прежде всего ясное, четкое произношение звуков. Оно вырабатывается путем специальных дикционных упражнений. интонационная работа требует особой работы как на уроках обучения чтению, так и на уроках грамматики и правописания. Специальных часов для этого не отводится или отводится редко. Здесь следует соблюсти внутрипредметные связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке и об интонации как явлении звучащей речи. Кроме того, на специальных упражнениях надо научить детей практически применять умение выразительно говорить и читать. В этой подготовительной работе и заключается специфика курса в начальных классах.

Обучение выразительности речи и чтения продолжается и в средней школе, где выразительное чтение рассматривается как искусство художественного чтения в условиях школы, как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе, поскольку оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения и раскрывает мастерство писателя. В действующей программе средних и старших классов школы требуется, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текс на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно. Это обязывает учителя начальных классов соответственно подготовить младших школьников к предстоящей работе по выразительному чтению и тем самым обеспечить преемственность при обучении детей в последующих классах.

Таким образом, все эти требования, предложенные Л.А.Горбушиной, очень важны в обучении выразительному чтению в начальных классах.

Далее необходимо рассмотреть вопрос о технике речи. С первых дней учебы необходимо знакомить детей с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание - здоровье.

Выразительное чтение зависит от умения читающего видеть своим голосом, его свойствами. Голос, как и дыхание, следует развивать лучший голос - естественных, средней силы и высоты, которым владеет хорошо читающий.

Несколько слов о дикции, четком произношении звуков, слов, фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности - интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства.

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.

Рассмотрим составляющие техники речи, представленные в статье В.Г. Гуро-Фролова «Работа над выразительными средствами речи». (21)

1. Дыхание.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания - смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма.

Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.

Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незаметном пополнении его запаса в легких (во время остановок - пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.

При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утомляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нерационально.

Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше проводить под руководством опытного чтеца или специалиста-преподавателя. При известном самоконтроле можно работать над своим дыханием самому.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, которые называется голосом.

Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (благозвучности. В школе нельзя работать человеку со слабым голосом, а также с неисправимой хрипотой, сиплостью, гнусавостью. Менее существенные недочеты могут быть исправлены ил сглажены путем тренировки. Голос необходимо беречь, соблюдая определенный режим, не перенапрягать голосовые связки, разгоряченным не выходить на улицу в морозную погоду.

Следует различать силу звука и громкость. Сила звука - объективная величина, характеризующая реальную энергию звука… Громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, то есть понятие субъективное. Разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы. Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится по выше, то ниже. Чтобы голос легко приходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон. Чтец должен изучить свой звуковысотный диапазон и знать его предел.

Надо развивать средний по высоте, обычный для чтеца голос, не требующий напряжения. Развивать голос в смысле подвижности, надо сменой его длительности (темпа). Путем упражнений вы можете добиться чувства темпа, чувства ритма. Прежде всего следует вырабатывать спокойный, ровный и плавный темп речи.

Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса различается еще по своему качеству, то есть по окраске голоса - тембру.

3. Дикция.

Каждое слово учителя должно быть произнесено ясно, отчетливо. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и звуков - это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляция). По указанию определенных участков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения.

В обыденной жизни мы слышим иногда речь небрежную, вялую. отдельные звуки при беглом произношении опускаются, окончания слов «проглатываются», некоторые звуки произносятся неясно или заменяются другими. Эти недостатки делают речь неразборчивой и трудно воспринимаемой.

Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, то есть правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять некоторые дефекты речи, правильно произносить звуки.

Изучением артикуляции звуковой речи обычно занимаются на уроках русского языка в связи с работай по разделу фонетики. Первые начальные упражнения желательно проводить под руководством опытного преподавателя. Кроме того, необходимо настойчиво заниматься самостоятельно, отыскивая правильное произношение слов. (17)

Учитель должен обязательно учитывать в обучении выразительному чтению все составляющие техники речи, так как они помогают целесообразно использовать голос.

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза . С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Выделяют следующие виды интонации:
  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста . Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание . Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл . Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон , жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

  • 13. Развитие навыков диалогической речи. Программные требования к построению диалога. Формы стимулирования диалогической речи. Общение в речевых ситуациях (наглядных, словесных, реальных).
  • 14. Развитие навыков связного высказывания. Программные требования к монологическому высказыванию. Виды работы по формированию у младших школьников монологической речи.
  • 15.Подготовка к чтению и письму по-русски. Проведение аналитико-синтетической работы над предложением, словом, слогом на основе навыков, приобретенных школьниками на уроках родного языка.
  • 16.Материалы первоначального чтения и письма слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской графиках.
  • 17.Методика изучения букв, различающихся в русской и украинской графиках. Порядок ознакомления с буквами, его обоснование.
  • 18.Учет графических особенностей изучаемых букв русского языка, их звуковых значений в сравнении с украинским. Роль и место в учебном процессе межъязыковых аналогий и сопоставлений.
  • 19.Развитие способа чтения у школьников. Методика чтения учебного текста.
  • 20.Трудности обучения элементарному чтению и письму по-русски, пути их преодоления. Основные ошибки в элементарном чтении и письме, их устранение.
  • 21.Цели и задачи классного чтения на русском языке. Познавательное, воспитательное и развивающее значение чтения.
  • 22.Содержание и структура программы по чтению, требования к умениям.
  • 2 Класс
  • 3 Класс
  • 4 Класс
  • 23. Обзор психолого-педагогической литературы по вопросам обучения чтению младших школьников.
  • 24. Организация речевой деятельности школьников на уроках чтения. Взаимосвязь слушания, говорения и чтения – основной принцип обучения.
  • Этапы планирования вступительной беседы о творчестве писателя
  • Константин Паустовский
  • Жанровое разнообразие тренировочных текстов
  • 25. Формы чтения, специфика их использования, соотношение на уроках.
  • 27. Приёмы формирования навыков правильного и беглого чтения. Упражнения в развитии скорости чтения у младших школьников. Развитие умений читать молча.
  • Пути предупреждения ошибок при чтении
  • Развитие способов чтения
  • Упражнения для развития продуктивного способа чтения
  • 28. Развитие навыков выразительного чтения. Техника речи и чтения. Основные этапы подготовки учащихся к выразительному чтению. Способы формирования навыков выразительного чтения текста у детей.
  • Этапы подготовки к выразительному чтению
  • 29. Обучение выразительному чтению стихотворений, методика их чтения. Проведение хоровой декламации. Драматизация при чтении текстов.
  • 33. Методика обучения различным видам пересказа. Чередование пересказов на основе зрительных и слуховых восприятий. Виды творческого пересказа. Словесное рисование.
  • 35. Этапы работы над учебным текстом. Виды работы при чтении художественных текстов.
  • 36. Особенности чтения произведений различных жанров. Методика работы над загадками и пословицами.
  • 37. Использование наглядных пособий и технических средств на этапах чтения.
  • 38. Критерии и нормы оценивания навыков чтения.
  • 39. Условия формирования грамотного письма у младших школьников. Соединение графической и орфографической подготовки. Списывание как приём обучения правописанию.
  • Устные Письменные
  • 40. Виды орфографических упражнений для формирования и развития у младших школьников грамотного письма, их классификация в зависимости от характера анализаторов и методики проведения
  • Устные Письменные
  • 42.Содержание лингвонародоведческого компонента язикового образования учащихся начальной школы.
  • Ролевое поведение
  • 43.Приёмы формирования у младших школьников представлений о речевом этикете.
  • 44. Продуктивные формы воспитания культуры общения у учащихся начальной школы на уроках русского языка.
  • 46.Развитие у младших школьников представлений о лексическом значении слова, опора на знания, полученные на уроках украинского языка. Организация наблюдений над словом, его употреблением в речи.
  • 1 Класс
  • 2 Класс
  • 3 Класс
  • 4 Класс
  • 47.Методика изучения морфемного состава слова в начальных классах.
  • 4 Класс
  • 1 Класс
  • 2 Класс
  • 3 Класс
  • 49.Акустические и артикуляционные упражнения. Усвоение специфических фонем русского языка. Преодоление произносительных трудностей, связанных с интерференцией родного языка.
  • 50. Аналитико-синтетический метод как основной метод обучения языку. Роль наблюдений над языковыми фактами. Использование познавательных методов, связанных с усвоением лингвистических понятий.
  • 51. Проблемный подход к изучению фонетического, морфемного и орфографического материалов. Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка.
  • 52. Анализ учебно-методического комплекта по русскому языку (соответствие требованиям программы, качество теоретического материала, доступность формулировок, анализ тренировочных упражнений).
  • 54. Требования к знаниям и умениям речевой деятельности учащихся к концу устного практического курса. Контроль за развитием у учащихся речевых умений. Его формы.
  • 55. Цели, структура и содержание уроков устного практического курса русского языка. Их комплексный характер, специфические особенности.
  • 56. Цели и задачи начального обучения чтению и письму. Структура, содержание и требования программы. Организация речевой деятельности на уроках.
  • 57.Организация наблюдений над особенностями речи, связанными с различными условиями общения. Обучение правилам речевой этики, развитие навыков соблюдения этих правил.
  • 59.Цели, структура и содержание уроков начального обучения чтению и письму. Их типы, комплексный характер. Оборудование урока.
  • 60.Требования к знаниям и умениям речевой деятельности учащихся к концу начального обучения чтению и письму. Контроль за развитием речевых умений и навыков учащихся. Его формы.
  • 61.Анализ учебно-методического комплекта для периода начального обучения чтению и письму. Структура и содержание учебника, его соответствие программе, графическое и художественное оформление.
  • 62. Речевая направленность уроков русского языка. Организация речевой деятельности на уроках. Учет родного языка в процессе обучения.
  • 64.Виды и содержание наглядных пособий при изучении различного материала в русском и украинском языках. Дидактический материал к урокам русского языка. Использование икт на уроках языка.
  • 65.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку в 3-4 классах.
  • 66.Внеклассная работа по русскому языку. Организация детских утренников, викторин, конкурсов, игр.
  • 67.Творческий опыт учителей начальных классов в организации внеклассной работы языкового и литературного направлений.
  • 29. Обучение выразительному чтению стихотворений, методика их чтения. Проведение хоровой декламации. Драматизация при чтении текстов.

    Выразительность – определение средств передачи идеи, чувств текста, задуманных автором.

    Условия выразительного чтения:

      техника речи (дыхание, дикция, соблюдение норм литературного произношения);

      логика чтения (логическое ударение, паузы);

      эмоционально-образная выразительность.

    Таблица для формирования интонационных навыков

    Темп чтения: Тон чтения:

      спокойный; - взволнованный;

      нормальный; - рассерженный;

      медленный; - испуганный;

      быстрый; - радостный;

      замедленный; - добрый;

      ускоренный. – дружественный;

    - восхищённый;

      как обычно; - равнодушный;

      тише, чем обычно; - грубый;

      громче, чем обычно; - злой;

      громко; - печальный;

      очень громко; - гневный;

      крик; - довольный;

      тихо; - тревожный;

      очень тихо (шепотом) - разочарованный

    30. у учащихся. Научные данные об уровнях развития разных сторон навыка чтения, их учет в процессе обучения русскому языку.

    Изучение состояния навыков чтения вслух

    (на знакомом тексте)

    Изучение состояния навыков чтения молча

    (на незнакомом тексте)

    Фамилия, имя уче-

    Темп чтения

    Понимание прочитанного

    Понимает

    Частично понимает

    Не понимает

    Петров С.

    Проверкустепенисформированностинавыкачтенияпроводиттолькоучитель-классовод в помещениикласснойкомнаты (привычное для детейпомещение). Происходитэто в концекаждогосеместра: с 20 по 25 декабря; с 15 по 20 мая. Детей (небольшимигруппами – до 5 человек) приглашают до уроковилиоставляютпосле них. Для проверкинавыкачтениявслухпредлагаютпрочитать текст, который ученики читали некотороевремя тому назад (знакомый текст). Шрифт проверочноготекстадолженсоответствовать шрифту учебника. Количествопрочитанныхсловсчитают по пробелам.

    П а м я т к и п о ч т е н и ю (для учащихся)

    Знакомство с новойкнигой

    1.Рассмотри обложку книги.

    3.Внимательно рассмотри иллюстрации, перелистывая книгу.

    4.Определи примерное содержание книги.

    5.Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.).

    1.Как называется сказка? Кто её сочинил?

    2.Перечитай сказку и подумай: кто в сказке действует? Какие это герои?

    3.Какие события описываются в сказке?

    4.Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    5.Найди в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

    7.Что из этой сказки запомнилось тебе больше всего? Как заучивать стихотворение

    1.Прочитай стихотворение и подумай, о чём в нём говорится.

    2.Перечитай каждое четверостишие и определи, о чём говорится в каждом из них.

    3.Перечитай первое четверостишие и пометь в нём для себя важные слова, которые несут основные мысли.

    5.Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).

    6.Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о 7.которых говорилось в тексте стихотворения).

    Как составить план произведения

    1.Прочитай произведение, условно наметь его части.

    2.Раздели произведение на части (одна часть отличается от другой содержанием).

    3.Прочитай первую часть, выделяя в ней главное.

    4.Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).

    5.Ту же работу (п.3-4) проделай по другим частям.

    6.Проведи самопроверку: прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли вспомнить содержание текста. Просмотри для этого произведение ещё раз.

    Как составить пересказ произведения

    1. Раздели рассказ на части.

    2.Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.

    3.В каждой части рассказа выдели самые важные мысли (2-3 предложения).

    4.Перескажи каждую часть по плану (при затруднении заглядывай в книгу).

    Как составить краткий пересказ

    1.Прочитай текст, выделяя его основную мысль (о чём говорится в тексте).

    2.Составь свой рассказ, опираясь на основную мысль и 2-4 поясняющих её предложения.

    3.Пользуясь текстом, повтори краткий пересказ.

    4.Проверь краткость и последовательность пересказа.

    31. Организация словарно-семантической работы. Пути обогащения активного словаря учащихся. Место словарной работы на уроке русского языка. Способы семантизации слов.

    На обогащение словарного запаса учащихся программа не отводит специального времени. Но в силу того, что все в языке связано со словом или проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и с развитием связной речи учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы включение элементов словарной работы в урок не снижало эффективность изучения программного материала и, по возможности, способствовало усвоению этого материала.

    Изучение лингвистических понятий в школе в силу абстрактности языковых явлений может осуществляться на любом лексическом материале. Это положение предоставляет учителю большие возможности для проведения словарно-семантической работы. При этом необходимо руководствоваться следующим положением: отобранные слова группируются по микротемам и распределяются по урокам в соответствии со спецификой изучаемого материала. Слова используются как дидактический материал для всех видов работ, выполняемых на уроках.

    Работа над семантикой и актуализацией слов происходит либо до выполнения грамматического задания, если усвоение нового материала основывается на лексике, либо после. При этом вновь семантизированные слова записываются учащимися в словарики, которые и дальнейшем используются для справок при подготовке к сочинениям.

    Работа над изложениями и сочинениями включает в себя лексическую подготовку. Лексическая подготовка к изложениям и сочинениям, преобладающая в практике учителей, недостаточно эффективна, так как она обычно сосредоточена на одном уроке. Поэтому она не позволяет охватить все группы слов, которые оказываются трудными, а также необходимыми для обогащения учеников.

    Лексическая подготовка к изложениям и сочинениям дает значительный эффект, если она рассредоточивается, т. е. осуществляется на разных уроках.

    Лексическая подготовка к изложениям - это часть языкового анализа, проводимого по пересказываемому тексту. Она складывается из выяснения значений непонятных слов, подбора синонимов, анализа образно-выразительных средств и предупреждения лексических ошибок. Для первого этапа отбираются совершенно незнакомые учащимся слова и слова, которые неточно понимаются учащимися. При этом к словам подбираются синонимы, показывается их лексическая сочетаемость. На специальном уроке (непосредственно при написании изложения) рассматриваются слова, понимание значения которых связано со знанием текста: известные слова, но сновым оттенком значения, слова с переносным значением, перифразы и синонимы, значение которых определяется контекстом; сюда же относятся непонятные собственные наименования и др.

    При анализе текста изложения особенно важно обращать внимание на образно-выразительные средства, с помощью которых автор выражает главную мысль, а также свое оношение к излагаемому.Для предупреждения неоправданного повторения одних и тех же слов организуется работа над синонимами и перифразами, тесно связанными с данным контекстом.

    Лексическая подготовка к сочинениям направлена на обучение учащихся умению отбирать слова в соответствиии с темой и замыслом предстоящего высказывания с учетом того или иного функционально-смыслового типа речи, функционального стиля, с учетом смысловой лексической темы, лексико-семантических групп и синонимических рядов, над которыми велась предварительная работа на уроках русского языка. Лексическая подготовка к сочинению складывается из актуализации семантизированных слов; из подбора слов, необходимых для выражения отношения, для создания колорита стиля; из предупреждения возможных лексических ошибок и недочетов.

    Приемы семантизации слов

    Существует несколько способов толкования лексического значения слова: это логическое определение понятия, сопоставление неизвестного слова с известным (использование известных синонимов и антонимов), мотивационный анализ слова (в том числе этимологический анализ). Наряду с этим используются наглядность и контекст (словосочетания, предложения, связного целого).

    Контекст нередко создает иллюзию понимания смысла слова. Поэтому необходимо подбирать такой контекст, чтобы он позволял получать хотя бы самое общее представление о значении слова - знание о том, к какому классу предметов, явлений, процессов, качеств относится предмет, признак, действие, обозначенные данными словами. Этого нередко бывает достаточно для понимания читаемого. Для более четкого понимания смысла слова и активного пользования им опора лишь на контекст имеет ограниченное значение. Применение контекста более оправдано на уроках литературы, когда учащиеся сталкиваются в текстах произведений с устаревшей лексикой или со специальными словами.

    Узкий диапазон имеет и применение наглядности при объяснении смысла слова. Ограниченность этого способа находится в прямой связи с характером семантики слова: наглядно можно представить лишь конкретные предметы, явления и в очень незначительной степени процессы и качества. С помощью наглядных средств нельзя объяснить, ни оттенки значения слова, ни его употребление. Применение наглядности особенно оправдывает себя на уроках чтения, когда учитель знакомит детей с устаревшей лексикой.

    Значительно большее применение находит сопоставление неизвестного слова с известным, имеющемся в словарном запасе школьника и хорошо знакомом ему. Для сопоставления используются синонимы и антонимы. Сопоставление требуется и при словообразовательном анализе слова. Сущность этого способа заключается в переносе значения известного слова на неизвестное либо по сходству значений, если привлекаются синонимы, либо по противоположности, если привлекаются антонимы. Наиболее целесообразен следующий порядок работы: учитель называет синоним (антоним) и указывает то общее, что есть в значении неизвестного слова с данным словом, известным детям. После этого учащимся предлагается указать значение незнакомого слова или только оттенок значения, опираясь на смысл известного слова. Такая работа осуществляется под руководством учителя: он должен вовремя подсказать оттенки значений у нового слова, которые невозможно извлечь из смысла известного слова.

    Большое значение имеет логическое определение понятия, обозначающего предмет (явление, процесс, качество). С помощью этого способа раскрывается смысл слова, а также выявляется его родовая и видовая характеристика. Обе эти стороны раскрываемого понятия четко определяют лексическое значение слова.

    Выбор способов семантизации слова зависит, во-первых, от того, в активный или пассивный запас оно вводится; во-вторых, от типа лексического значения слова. Слова, предназначенные для введения в активный словарный запас учащегося, требуют не только разъяснения их смысла, но и раскрытия их лексической сочетаемости, а также сферы их стилистического употребления. Чтобы слово вошло в активный запас учеников, необходимо показывать его лексическую сочетаемость (валентность) и сферу стилистического употребления. С этой целью нужно в каждом конкретном случае вслед за объяснением слова показать типы слов, с которыми рассматриваемые слова вступают в семантическую связь. Отсутствие такой работы является одной из причин лексических ошибок. Подбор слов, с которыми вступает в сочетание изучаемое слово, может осуществлять как учитель, так и сами учащиеся. Ученики подбирают примеры употребления этого слова в сочетании с другими словами.

    Каждый из перечисленных способов семантизации слов имеет ограниченные возможности. Чаще всего объяснение лексического значения слова строится на основе сочетания двух и более способов, и зависит это от типа лексического значения слова: конкретное оно или абстрактное, мотивированное или немотивированное, прямое или переносное, эмоционально окрашенное или эмоционально не окрашенное, нейтральное или стилистически окрашенное. Так, для конкретных мотивированных слов с прямым значением достаточно использовать мотивационный анализ этого слова и наглядность. Абстрактные слова семантизируются с помощью логического определения и мотивационного анализа, если рассматривается производное слово.

    Смысл работы по семантизации слов мы видим не только в уяснении их лексического значения; но и в воспитании внимания школьников к незнакомым словам, которое формируется в связи с выполнением упражнений учебника и написанием изложений. Для этого используется следующая методика. Учащиеся читают текст (или слушают его чтение) с целью назвать незнакомые слова и выяснить их значение. Ими обычно являются термины и другие специальные слова; общеупотребительные слова из тех смысловых (тематических и лексико-семантических) групп, с которыми тем не менее учащиеся незнакомы; слова с переносным значением, диалектные слова и экзотизмы. Готовя урок, учитель выберет из толковых словарей разъяснение смысла подобных слов, чтобы избежать ненужной импровизации на уроке. После выполнения упражнений учащимся предлагается объяснить, как они понимают те слова, которые, по мнению учителя, не названы были как незнакомые.

    Работа в указанном направлении, организуемая регулярно, приводит к тому, что учащиеся потом фиксируют свое внимание на незнакомых словах и выясняют их значение в разных источниках.

    32. Анализ фактического и образного содержания текста в единстве с разбором художественных средств и языковых особенностей. Восприятие эмоционального содержания читаемого произведения, развитие речи и мышления учащихся.

    В дидактическойструктуреопределена система работы на обработкуфактическогосодержаниятекста.Увеличениюречевой практики и осознаниюсодержаниятекстапреждевсегоспособствуетцелесообразенанализфактическогосодержания. Вовремяэтойработыобогащаетсясловарьдетей, запоминаютсяграмматическиеформы, чтонемаловажно в узнаваемые слова при чтении, развиваютсянавыкисловоупотребления.Формированиетекстотворчихумений в работе над текстом должнобыть в центревнимания учителя. Решениюэтойзадачи в значительнойстепениспособствуетприменение таких видованализа:смысловой (ответы на вопросы, выяснениесодержательныхситуаций) ;композиционный (определениеструктурытекста) ;лексико - стилистический (разборязыковыхсредств) ;эмоционально - образный (формированиеэмоциональногоопытаребенка).Смысловойанализсопровождает все формыработы на этапевосприятия и осознания нового материала. Анализтекста по структуре (композиционный) углубляетпониманиефактическогосодержания и способствуетподготовкедетей к дальнейшемусоставлениепланаучебнойстатьи, преданию, выразительногочтения (определениеисполнительских задач, интонаций, больших и малых пауз и т.п.). Лексико - стилистический и эмоционально - образныйанализыразвиваютнавыкисловоупотребления и образной речи.Анализтекста - наиболееважный и ответственныйэтап в работе над произведением. Вовремяэтойработы в комплексерешается ряд задач:1) разбор конкретного (фактического) содержания;2) выделениеосновныхкомпонентовсюжетнойлинии (композиционныйанализ) ;3) рассмотрениепоступковдействующихлиц, их характеристика;4) определениеидейнойнаправленности (главнаямысль) . В процессевсейэтойработыприменяютсяразличныеформыработы (указаны в дидактическойструктуре) .Анализтекста и формированиенавыковчтениядолжныбытьслиты в единыйпроцесс, т.е. анализтекстанадо проводить, опираясь на чтение. Многократноеобращение к тексту, перечитываниеегоположительновлияют на развитиетехникичтения. Школьная практика свидетельствует, что ученики на уроках недостаточночитают. Своивысказывания, ответы на вопросы, выводыстроят в отрыве от чтениятекста.После детального анализафактического и образного содержаниятекстахарактеризуютсядействующиелица. Безусловно, на начальномэтапеобучения характеристику героевможно проводить только в элементарнойформе - описаниевнешнеговида (портрет) , анализ и оценкаегопоступков, мыслей, переживаний, отношения к окружающему. В обобщающейбеседедетиделаютвывод: Какимбыл герой? Какимегоможноназвать? Какие слова можноотнести к нему? (Выбратьизопорных) .

    Художественные средства:

    Эпитет - это слово или словосочетание, благодаря особой функции в тексте, помогает слову приобрести новое значение или смысловой оттенок, подчеркивает характерную черту.

    Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью объяснить один из них с помощью другого.

    Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.

    Чтение вслух – одно из лучших упражнений для развития речи. Почему именно вслух, а не про себя? Потому что чтение вслух – это речевая практика, чтение же про себя – молчаливое поглощение информации. Точно так же, чтобы научиться хорошо танцевать, нужно танцевать, а не только смотреть, как танцуют другие.

    Обычно написанные тексты, в отличие от произносимых речей, более качественны по структуре, кратки и не содержат ошибок и мелких просчетов, которыми изобилуют звучащие речи, так как у авторов, в отличие от ораторов, было больше времени на редактирование и улучшение текстов. Поэтому регулярное чтение вслух позволяет научиться говорить гладко, словно по писанному.

    Как правильно читать вслух? Во-первых, не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, примерно 120 слов в минуту (читать про себя мы привыкли гораздо быстрей, так как не ограничены темпом речи). Во-вторых, четко проговаривая слова. В-третьих, выразительно и с расстановкой (с ударениями и паузами). В-четвертых, артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их определенным характером. Также очень важно произносить текст не тоном чтения, а так, как будто вы излагаете собственные мысли – читая вслух, нужно не «читать», а «рассказывать».

    Что читать? Можно всё подряд (стихи, романы, статьи, рассказы, справочники, юридические договоры, сказки детям и т.д.), но лучше те произведения, которые с вашей точки зрения красиво изложены, содержат богатый лексикон и полезную информацию.

    Сколько читать? Чем больше, тем лучше. Оптимально - полчаса в день - тогда буквально через месяц вы увидите очевидные результаты - шероховатая речь станет более гладкой, и вы будете легко подбирать нужные слова для выражения своих блестящих идей.

    Также полезно записывать читаемый текст на диктофон. Последующее его прослушивание помогает со стороны заметить некоторые нюансы речи - как достоинства, так и недостатки, которые человек обычно не замечает в процессе чтения. Такая обратная связь позволяет, корректируя речь, улучшать ее.

    Чтение вслух - отличный способ заполнить свободное время вместо того, чтобы бездарно его убивать. Вырабатывайте полезную привычку читать вслух - и ваша речь всегда будет в отличной форме и непрерывном совершенствовании.

    Много материалов для чтения вслух вы можете обнаружить в следующих разделах нашего сайта.