Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Сценарий мероприятия комнатные растения в жизни человека. Сценарий внеклассного мероприятия «Разговор цветов на зимнем подоконнике

Сценарий мероприятия комнатные растения в жизни человека. Сценарий внеклассного мероприятия «Разговор цветов на зимнем подоконнике

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевскаяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

6 КЛАСС

Внеклассное мероприятие:

«Комнатные растения вокруг нас».

Учитель СБО:

Рощина А.И.

2012-2013

Цель: способствовать формированию представления о назначении комнатных растений, об основных приемах ухода за ними.

Задачи:

образовательные:

  1. Создать условия для формирования теоретических знаний о некоторых представителях комнатных растений.
  2. Закрепить знания обучающихся о назначении комнатных растений.
  3. Учить применить свои знания на практике.
  4. Познакомить обучающихся с понятием «гидрогель», особенностями его использования при выращивании.

коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать коррекции и развитию произвольного внимания при выполнении практической работы.
  2. Способствовать обогащению словаря и введению новых слов в ответы обучающихся.

воспитательные:

  1. Вызвать интерес к углубленному изучению и применению в реальной жизни знаний о назначении комнатных растений, способах ухода за ними.
  2. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: стеклянная ваза, гидрогель, драцена, спатифиллум, хлорофитум, бегония, пульверизатор, ножницы, палочки для рыхления, конверты, карточки с информацией, таз с водой, салфетка, грамоты, лейки.

Ход занятия

1. Организация начала занятия

Цель: психологический настрой обучающихся на работу, вызвать интерес к изучаемой теме.

Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости. Мы собрались сегодня для того, чтобы провести занятие на тему: «Комнатные растения вокруг нас».

2. Основная часть занятия

Люди по-разному относятся к комнатным растениям: одни увлекаются их разведением, осуществляют тщательный уход за ними, изучают специальную литературу, другие – выполняют лишь основные требования по уходу за растениями, обеспечивая их жизнедеятельность.

Как бы мы не относились к комнатным растениям, все равно можно с уверенностью сказать, что они всегда есть вокруг нас.

Сегодня на занятии мы попробуем найти ответы на следующие вопросы:

  1. какую роль комнатные растения играют в нашей жизни;
  2. какие основные приемы ухода за ними должны выполняться;
  3. а также познакомимся поближе с некоторыми их представителями.

Свои знания, умения, а также способность найти информацию самостоятельно нам продемонстрируют команда 6 класса и команда 10 класса. Поприветствуем наших участников.

Ваша задача: составить к концу занятия рассказ об одном комнатном растении, а для этого вам необходимо пройти все предстоящие этапы. При их успешном прохождении вы будете получать информацию о своем растении. Победителем окажется та команда, которая составит более полный рассказ.

Задание №1 «Определите название своего растения».

Каждая команда получает карточку, на которой напечатаны разные буквы. Вам необходимо найти название растения, о котором вы будете составлять рассказ.

(обучающиеся работают с карточкой)

Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Команда 6 класса верно определили название растения, поэтому получает первую информацию о нем.

Команда 10 класса ……………..

Задание №2 «Найдите свое растение».

Сегодня вокруг нас особенно много комнатных растений, есть среди них и ваши. Найдите их.

(оценивается работа команд)

Задание №3 «Помогите своему растению».

Посмотрев на ваши растения, можно смело сказать, что они нуждаются в уходе. Помогите своему растению.

(участники команд обсуждают необходимые действия, осуществляют их, используя нужные средства и предметы)

(оценивание работы команд)

Задание№ 4 «Найди истину».

Перед вами лист бумаги, на котором напечатаны верные и неверные утверждения.

1. Комнатные растения очищают воздух в помещении.

2. Комнатные растения загрязняют воздух в помещении.

3. Некоторые комнатные растения могут использоваться как лекарства.

4. Все комнатные растения ядовиты.

5. Комнатные растения украшают помещение.

6. Комнатные растения обогащают воздух кислородом.

7. Комнатные растения насыщают воздух углекислым газом.

8. Комнатные растения не способны украшать помещение.

Задание № 5 «Собери информацию».

Не обязательно все знать о растениях, важно уметь найти информацию, выделить из нее самое необходимое.

Сегодня дополнительную информацию о ваших растениях можно найти в конвертах, разбросанных по полу. Выполнение этого задания останавливается по завершению мелодии.

Задание № 6 «Что это за шарики?»

Очень часто слышу подобный вопрос от детей, которые видят цветные шарики у меня на полке в шкафу.

Я хочу познакомить вас с необычным видом грунта, который называют гидрогелем.

(демонстрация сухого и замоченного в воде гидрогеля)

Гидрогель - это материал, который способен поглощать и удерживать большое количество воды, а также растворенные в ней удобрения.

Чаще всего гидрогель продается в виде маленьких шариков, которые при опускании в воду увеличиваются в размере в 10-15 раз.

Гидрогель оказывается очень полезными для влаголюбивых растений: при недостатке влаги от отдает свои запасы корням растений, а при избытке влаги - впитывает ее.

Для нашего занятия мы подготовили гидрогель и хотим показать вам, как можно выращивать комнатные растения в таком грунте.

Нам понадобится стеклянный сосуд и растение, к примеру, драцена Сандера, которую чаще всего называют бамбуком из-за сходства ее стебля с настоящим бамбуком.

Ребята, как вы думаете, почему у этого вида драцены побег такой необычной формы?

- Молодые побеги помещают в прозрачные пластиковые трубки спиралевидной формы. Стебли растут, вытягиваются, повторяя изгибы трубок. Пластиковые трубки удаляют, но побеги остаются искривленными.

Мы излекли растение из почвы, промыли его корни. Я попрошу девочек помочь мне.

(учитель с обучающимися пересаживает растение в гидрогель)

Посмотрите, что у нас получилось.

Влаголюбивое растение, выращиваемое таким образом, легко вписывается в любой интерьер, украшая его.

Со временем корни врастают в гранулы, и растение бесперебойно получают воду. Когда внешний вид гидрогеля потеряет через 1-1,5 года свои эстетические качества, его нужно заменить новым. А старый - надо положить в почву, где он еще послужит накопителем влаги. Через несколько лет гидрогель распадается на безвредные для почвы компоненты.

Задание №6 «Расскажите о своем растении».

Ребята, вы хорошо потрудились сегодня на занятии, вам удалось справиться с предложенными заданиями.

Нам всем хочется узнать о ваших растениях больше. Расскажите о своем растении.

(один участник от каждой команды рассказывает о растении)

Давайте проверим, чей рассказ был более содержательным.

(сравнение с текстом на экране)

Команда …....... класса составила наиболее развернутый рассказ о своем растении, поэтому становится победителем нашей сегодняшней встречи.

(команды награждаются грамотами)

3. Подведение итогов занятия

Ребята, помните, комнатные растения могут выполнять все свои функции только в том случае, если они здоровы и ухожены.

Спасибо за работу и внимание.


27 марта в библиотеке прошел устный журнал "Путешествие с комнатными растениями". Первая страница называлась "Растения рядом с нами". Зрители вместе с ведущей Гаврилкиной Г.Н. на фантастическом "Цветолете" совершили кругосветное путешествие вокруг земли. Узнали о родине своих домашних цветов.

О чём вы думаете, глядя на эти цветы? Что они значат для вас? О чём они говорят? Цветы… Как уныла и безрадостна была бы наша жизнь без них. С древних времён цветы вызывали восхищение и благоговение. Их ценили, в честь них проводили праздники. Так, древние греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий, голландцы- тюльпанов. У славян тоже был праздник, когда цветам посвящались песни, пляски, весёлые шутки. Это был праздник Ивана Купалы и отмечали его в июле.

Цветы всегда были любимы людьми. Даря друг другу цветы, они выражали свои чувства; любовь, уважение, признательность, почтение.

Европа представлена цикламеном, олеандром, плющом. Азия –фикусом, бегонией королевской, розой. Африка – финиковой пальмой, циперусом, пеларгонией, алоэ, хлорофитумом, бальзамином, драценой. Америка – монстерой, кактусами, традесканцией, фуксией. Австралия – эвкалиптом, циссусом, кордилиной.

Вторая страница журнала «Здоровье дарят комнатные растения» . Шкуратова Н.В. рассказала о полезных свойствах растений и о том, что необходимо соблюдать осторожность с ядовитыми растениями.

Биологи всего мира проводят множество исследований по изучению растений, чтобы открыть то, что человечеству еще неизвестно об их зеленых братьях. И на основе этих исследований были сделаны интересные выводы. Так, британский биолог Энди Коглан, который работает в институте посевных культур, уверяет, что растения не так уже и непохожи на людей: растения могут ощущать прикосновения, видеть, слышать, чувствовать запах. Растения воспринимают отношение человека, и могут его отблагодарить за заботу и любовь пышным цветением. Растения - молчаливые помощники людей, хорошие друзья и чудесные лекари. Они задерживают пыль, поглощают газы и вредные вещества, дарят нам драгоценный кислород. Они создают в любом помещении благоприятную психоэмоциональную обстановку.

Известно, что комнатные растения обладают физическими свойствами, полезными для человека. Так, комнатные цветы для здоровья полезны тем, что выделяют фитонциды, губительные для болезнетворных бактерий. Более того, растения обладают просто беспредельными возможностями оздоровлять и очищать воздух в комнате. Как оказалось, благодаря антибактериальным свойствам многих растений бактерии уничтожаются быстрее, чем от фитонцидов, содержащихся в чесноке. Растения способны поглощать тяжелые металлы, они хорошо очищают воздух в закрытой комнате. Кроме того, польза комнатных цветов для здоровья обуславливается и бодрящим эффектом, который оказывают эфиромасличные растения. Они выделяют летучие фитонциды, которые активизируют защитные силы нашего организма, улучшают самочувствие человека, дарят энергию и возвращают работоспособность. Не стоит забывать и то, что растения повышают влажность в квартире, что особенно хорошо, если воздух в помещении очень сухой. Словом, комнатные цветы для здоровья человека просто необходимы: они облагораживают, очищают и оздоровляют воздух, а также повышают сопротивляемость организма к инфекциям.

Из всех комнатных цветов для здоровья особенно можно выделить домашнюю герань, бегонию бело-пятнистую, пеларгонию душистую, примулу весеннюю. Эти растения благодаря выраженному противомикробному действию фитонцидов оказывают благоприятное воздействие на людей с заболеваниями легких и верхних дыхательных путей. Очень полезен и комнатный лимон - благодаря фитонцидам он оказывает оздоровительный эффект на людей, склонных к простудным заболеваниям.

Для участников мероприятия Шкуратова Н.В. провела викторину.

Валентина Ивановна Орлова прочитала замечательные стихи о цветах.

В заключении библиограф Кузьмина Е.А. провела обзор литературы о домашних растениях. Всем участникам были подарены буклеты о домашних цветах и пакетики с семенами.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

« УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РАСТЕНИЙ».

Игра - сказка

ТЕМА: « Удивительный мир растений»

ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:

Дать представление о большом разнообразии растений

Расширить кругозор учеников об удивительном мире растений

Развивать внимание, память, мышление, выразительность речи

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и учить заботиться о растениях

ОБОРУДОВАНИЕ: костюмы героев, макет дерева, рисунки листьев деревьев, кроссворд « Лесные ягоды», ребусы, схема лабиринта, клубок.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Королева растений, Лесовушка, Ромашка, Подорожник, Мята, Мать-и-мачеха, Крапива, Калина.

Ход мероприятия.

Королева растений:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

В день весенний рада

Вас увидеть я.

Рада я приветствовать дорогих гостей,

С вами познакомиться хочу я поскорей.

Королевой растений меня зовут.

В моем царстве деревья, кустарники и цветы живут.

Пригласить на игру «Удивительный мир растений»

Хочу я, друзья.

И клубочек волшебный бросаю уж я.

Ведущий: Спасибо, Королева растений. Присядь на свой трон и посмотри как дружно и ловко справятся ребята с заданиями в твоем лабиринте.

Королева: Ну что ж, друзья, не подкачайте!

Быть смелыми и добрыми обещайте.

Ведущий: Ребята, надеюсь, вы сегодня проявите находчивость, ловкость и покажите свои знания. А вот и первое препятствие. Называется оно «Дерево загадок».

Препятствие № 1.

На сцене – макет дерева. На нем прикреплены разноцветные листья с тех деревьев, о которых звучат загадки. Как только ученики отгадают загадку, они должны найти на дереве листок с этого дерева.

1.Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие. (клен)

2. Русская красавица

Всем нам очень нравится:

Бела она, стройна,

Одеждой зелена. (береза)

3. Летом знойным зацветет,

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки.

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар…

Кто то дерево узнал? (липа)

4. Не береза, не сосна –

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит. (осина)

5. Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег лежит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (рябина)

6. Что за дерево растет?

Снег в июне нам несет.

Снег же тот не тает,

В воздухе летает. (тополь)

https://pandia.ru/text/80/002/images/image002_38.jpg" alt="Лист березы" width="122" height="118 src=">.jpg" width="112" height="113 src=">

https://pandia.ru/text/80/002/images/image006_15.jpg" width="200" height="119 src=">

А теперь давайте послушаем рассказы о деревьях, которые не встретишь на нашей лесной тропинке.

Ученик 1. Самое большое в мире дерево – секвойя. Растет это дерево далеко за океаном, в Центральной Америке. Секвойя бывает высотой до 100 метров, диаметр ствола до 10 метров. Такое трудно себе представить. Дерево, которое выше самого высокого дома!

Живет это дерево очень долго – 3 -4 тысячи лет. Известно, что на пне секвойи могут сесть 30 человек. А в одном из парков Америки через его ствол пробит тоннель, через который свободно проезжают автомобили.

Ученик 2. Баобаб – необыкновенное дерево. Знаменито дерево своей толщиной. Его диаметр может достигать 10 метров. Баобабы растут в сухих африканских саваннах. Когда листья баобаба опадают, ветви оголяются. И дерево принимает фантастический вид: толстый ствол, вверху корявые ветви, похожие на корни. За такой вид баобаб называют бутылочным деревом. У баобаба внутри ствола пустота. И внутри дерева люди устраивают кладовки, а иногда даже живут.

Препятствие № 2.

Ведущий: А вот и второе препятствие. Называется оно « Овощи и фрукты – ценные продукты». На доске вы видите волшебный кузовок. Нужно отгадать, что за в ценные ягоды собрались в этом волшебном кузовке.

(земляника, голубика, ежевика, брусника , черника, костяника)

Молодцы, отлично справились с заданием. На очереди ребусы. топольhttps://pandia.ru/text/80/002/images/image011_5.jpg" alt="Слайд11.JPG" width="271" height="114"> крапива малина

И опять встречайте гостей. Хотя в нашей стране они давно считаются своими.

Ученик 3. Меня, единственного в мире,

Не просто варят, а в мундире.

Честь мундира берегу –

Служу людям, как могу.(картофель).

И полезного белка.

Так что, как наступит лето,

Собирай меня везде ты,

Высуши, сложи в коробку –

Зимой используй заготовку.

Калина: Собирать мою кору

Нужно раннею весною.

Останавливают кровь

При кровотеченьях мною.

Чудодейственный отвар

Может пить, и млад и стар!

Ну, а осенью подарок,

Кисти ягод огневых,

Рвите на зиму, ребята,

Много витаминов в них!

Ученик 5: Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Ведущий: Ребята, а какие еще лекарственные растения вы знаете? Угадайте, какие растения вы видите на стенде.

зверобой чистотел

полынь горькая лопух большой (репейник)

шиповник обыкновенный эхинацея пурпурная

Молодцы, вы с честью выдержали все испытания и прошли препятствия. Узнали много нового из мира растений. Но у природы еще много загадок и интересных фактов, поэтому Королеве растений мы скажем « Спасибо» и до новых встреч!

Литература.

3. « Внеклассные мероприятия, 2 класс . Москва « Вако» 2006

4. Энциклопедия « Я познаю мир. Удивительные растения». АСТ

« Астрель» 2003

5 http://www. lenagold. ru/fon/clipart/k/

Арнаут Татьяна Анатольевна,

учитель биологии

Узынкульской СШ

«Разговор цветов на зимнем подоконнике»

для учащихся 6 классов

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 6 классов по теме: «Разговор цветов на зимнем подоконнике» проводится в рамках проведения в школе «Недели естественных наук». Цель мероприятия – воспитание у ребят чувства прекрасного на основе знаний о комнатных растениях, формирование интереса к ним, эстетического отношения к оформлению жилого помещения.

Ведь комнатные растения – сама природа, и она оказывает воспитывающее влияние на детей. Они проявляют интерес к окружающему их миру растений. Поддержать и развить у детей эту тягу к природе, использовать её для развития эстетического чувства – одна из важных задач учителя биологии.

Подготовка к данному мероприятию проводилась в несколько этапов. Сначала определили сюжет, форму проведения, состав участников. Мероприятие было задумано как разговор комнатных растений с ребятами. Они «рассказывают» о себе, «советуют» школьникам, как правильно ухаживать за ними. В течение двух недель ребята читали рекомендованную учителем литературу. Затем с помощью учителя написали сценарий. После этого началась работа над ролями. Во время театрализованного действия дети-актёры держались перед учениками-зрителями раскованно, старались, чтобы их выступления были яркими и эмоциональными. Ответственной была роль ведущих, так как они должны были уметь свободно и уверенно держаться, уметь направлять беседу в нужное русло.

Детям на мероприятии были предложены разнообразные творческие задания (ответы на вопросы; работа со схемой; составление правил полива растений; работа с текстами; викторина). Школьников привлекла неформальная обстановка, самостоятельный поиск решения различных задач. Использование театрализации позволяет учителю создавать неформальную обстановку, в которой ученики могут проявить свое творчество, овладевать коммуникативными навыками. В то же время в такой обстановке они демонстрируют свои знания, полученные не только на уроке, но и из дополнительной литературы, из Интернета.

Несколько слов о месте проведения мероприятия. Это был класс биологии, который ребята с помощью учителя оформили рисунками « Мой любимый комнатный цветок», книгами о комнатных растениях, букетами. Во время проведения внеклассного мероприятия демонстрировались репродукции картин В.К. Бялыницкого-Бируля «Дом с клумбой перед ним» 1912 год, С.Ю. Жуковского «Бессонная ночь. Светает» 1903 год; иллюстрации цветов.

Данное мероприятие позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, способствует формированию интереса к биологии.

Сценарий внеклассного мероприятия

« Разговор цветов на зимнем подоконнике»

(все мероприятие сопровождается мультимедийными презентациями)

Есть в травах и цветах

Целительная сила. Для всех,

Умеющих их тайну разгадать.

В. Рождественский.

Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, речь пойдёт о живых существах, находящихся всегда с нами рядом, но мы их часто не замечаем. Хотите знать, кто это? Тогда внимательно смотрим и слушаем.

(Звучит музыка П.И.Чайковского из балета « Щелкунчик» «Вальс цветов»)

Выходят ведущие (цветоводы)

Ведущий: Каждый человек хочет найти себе друга, о котором надо заботиться, но в доме мало места для кошки, собачки, птички.

Ведущая: А рядом с вами есть друзья, которые не только помогут вам повысить ваш эмоциональный тонус в период долгой зимы, но узнать законы мироздания, закрепить знания, полученные о природе в школе. Если хотите узнать об этих друзьях, тогда добро пожаловать в Мир комнатных растений.

Ведущий: Этот мир удивительный. Ребята! Мы с вами находимся в биологическом кабинете. Здесь много комнатных растений. Сейчас они не цветут, так как им не хватает света. Но дни становятся длиннее, света больше и очень скоро начнется цветение растений. Быстрее зацветут те, что стоят на подоконниках. Почему? (отвечают дети). А те, что занимают места на столах, получают меньше света. Как их называют? (отвечают дети).

Ведущая: Итак, у нас есть растения светолюбивые и теневыносливые. Чтобы они прекрасно росли, я ухаживаю за ними:

Готовлю почву, чтобы было хорошее минеральное питание;

Рыхлю почву, чтобы корни дышали;

Слежу за чистотой листьев;

Выставляю их на свет;

Проветриваю комнату, даю воздух для дыхания и жду цветения, так как цветы – декоративная ценность, красотой которых мы любуемся и изучаем.

Ведущий: Мир комнатных растений удивителен. У каждого цветка свой характер, своя тайна красоты. Хотите знать их секреты? Тогда давайте послушаем их разговор.

Ведущая: Чей?

Ведущий: Разговор цветов на зимнем подоконнике.

(Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» «Вальс цветов».Выходят ребята в костюмах цветов и начинается ролевая игра).

Бальзамин: О, приветствую Вас друзья, комнатные растения! Я Бальзамин, неприхотливое растение. Моя родина – тропическая Африка. Все три года я цвел для ребят, но на четвертый перестал цвести. Поправить это можно, выращиванием нового растения из черенка. Но знают ли об этом ребята?

Бегония вечноцветущая: Уважаемый Бальзамин! Я пришла к ребятам из лесов Африки, Америки и названа в честь ботаника М. Бегона, жившего в семнадцатом веке. Чтобы я зацвела, нужна весенняя короткая обрезка, солнечное окно, обильный полив, но знают ли об этом мои юные друзья?

Пеларгония зональная (герань): Меня зовут Пеларгония зональная. Моя родина - Южная Африка. Я была привезена в Европу в шестнадцатом веке. У меня цветки собраны в соцветие – зонтик. Я украшаю почти каждое окно. Но зимой должна отдыхать, иначе летом хуже буду цвести. Черенковать нужно весною, а в июле уже зацвету. Очень хорошо летом держать меня на открытом воздухе. Но знают ли об этом ребята?

Цикламен: Цикламен цветет зимою. Родина моя – остров Кипр. Для цветения требую прохладного помещения. А мне жарко и душно, поэтому и не цвету. Жаль.

Колеус: Друзья! А я родом из Индии. У меня нет таких красивых цветков, как у вас. Они у меня мелкие и невзрачные, но я все равно получил признание у людей благодаря красивой окраске листьев. На свету цветная роспись становится только ярче, а на северных окнах узоры листьев пропадают. Я легко размножаюсь черенками.

Сансевьера: А меня люди часто называют Щучий хвост. Хотя мне нравится более звучное и романтическое название – Сансевьера. У меня корневище, из которого вырастают крупные мясистые листья, как мечи. Это и привлекает цветоводов. Когда я состарюсь, то зацвету мелкими белыми цветками на конце высокой стрелки. Родина моя остров Цейлон.

Традесканция Зебрина и традесканция обыкновенная: А мы Традесканции (2 девочки произносят вместе).

Зебрина: Я - Зебрина с серебристыми полосками, вечнозеленое растение со свивающимися побегами. Хорошо расту на северных окнах в подвешенной посуде.

Традесканция обыкновенная: Я - Традесканция обыкновенная с зеленными листьями. Хорошо размножаюсь – побег с тремя листочками, воткнутый в сырую землю, укореняется через 5 дней и быстро становится красивым кустиком.

Зебрина и Традесканция обыкновенная (вместе): Наша Родина – Америка, где мы растём на болотах тропических лесов.

Зебрина: Да мы названы в честь ботаника Джона Традесканта, жившего в 17 веке в Англии.

Традесканция обыкновенная: Я в 1960 году побывала в космосе.

Алоэ: Я целебное растение.

Родом я из Африки.

Пусть я не так красив,

Но зато я очень мил.

Листья – сочные ношу,

И цвету я редко.

Как зовут меня?

Комнатные растения (хором): Горькая конфетка.

Алоэ: Нет, неправильно, друзья.

Не зовусь конфеткой я.

Я Алоэ, а в быту Столетник.

Люди меня любят за мою целительную силу. Листья прикладывают к ранам, а сок с мёдом дают пить при туберкулёзе.

Зигокактус: А я из Бразилии, где много диких обезьян. Я - зигокактус, расту на ветвях деревьев. Люблю тень, много влаги и тепла. Цвету в декабре, январе. После цветения мне нужен покой и сократить полив. Но ребята об этом и не догадываются.

Учитель: Ребята! Давайте приведём доказательства, что вы о комнатных растениях много знаете. Итак, начнём. Какие условия необходимы комнатным растениям для их роста и развития?

Ученики: Тепло, свет, вода, воздух, почва.

Первое задание (на экране появляются значки условного обозначения).

Учитель (показывает детям условное обозначение -): Определите, что обозначает этот знак?

Ученики: Прямой солнечный свет.

Учитель: Как называются растения, которые любят солнечный свет?

Ученики: Светолюбивые.

Учитель: Приведите примеры светолюбивых растений.

Ученики Аспарагус, зигокактус, колеус, цикламен, абутилон, кактусы. Учитель: Где их нужно размещать? Ученики: Южном, юго – восточном, юго – западном окне.

По выше изложенному алгоритму учитель с детьми работают над обозначениями и.

(Теневыносливые – бегония, сансевьера, алоэ, плющ - северо – восточное и северо – западное окно; тенелюбивые – папоротник, традесканция; северное окно).

Второе задание (на экране схема)

Учитель: Рассмотрите схему и дополните её.

Ученики: Умеренно-теплолюбивые – алоэ, агава, зигокактус, традесканция; температура – 14 -17 С; холодностойкие – пеларгония, фуксия, цикламен, температура – 8 – 14 С.

Третье задание. Учитель: Ребята! Каждому растению нужен правильный полив. Давайте составим правила полива растений. Выдвигайте свои гипотезы. (Далее идёт активная мыслительная деятельность, обучающиеся высказываются, и в ходе работы создаются правила полива растений.)

Правила полива растений

1.Определить, что земля сухая. Для этого нужно постучать по горшку. Если звук глухой – земля влажная, значит, полив не нужен. Если звук звонкий – сигнал о необходимости полива.

2. Поливать так, чтобы не попадать на листья. 3. Растениям с гладкими листьями нужен душ. 4. Необходимо рыхлить почву (сухая поливка). 5. Растениям нужна вода комнатной температуры. 6. Воду нужно отстоять, чтобы улетучился хлор.

Четвертое задание. (Выполняется устно. На экране тексты).

Учитель: Даны тексты. В предложениях вставьте пропущенные слова по смыслу.

1).Нельзя допускать запыления цветов, так как нарушается процесс _____________. Растения с гладкими листьями нужно ____________________ водой, а с бархатными листьями протирать мягкой _______________.

2).Растения получают из почвенного раствора__________ и _______________. В почву вносят _________________. Её необходимо рыхлить. Это нужно для _________________корней.

Пятое задание. Через мультимедийное сопровождение демонстрируются: герань душистая, алоэ, фуксия гибридная.

Учитель: Взгляните на цветы. Какова их ценность для людей?

Дети: Герань увлажняет и очищает воздух, удерживает пыль, уничтожает микробы. Столетник лечит. Фуксия гибридная радует нас красотой; восхищает окраской цветов.

Учитель: Из вышесказанного следует, что комнатные растения для человека важны. Это организмы, которые в результате фотосинтеза аккумулируют солнечную энергию, преобразуют неорганические вещества в органические, а также создают кислород. Растения – источник жизни животного мира, в том числе человека. Они наши верные и бескорыстные друзья.

Учитель: А теперь, ребята, викторина. Она покажет, какие знания вы приобрели, знакомясь с комнатными растениями.

Викторина (на экране изображения растений)

1. Его называют «варварин цвет», так как он расцветает в декабре, к «варвариному дню»... (зигокактус).

2. Это растение пустыни обладает лечебными свойствами, говорят «живёт сто лет»… (алоэ).

3. У какого комнатного растения на концах листьев появляются постоянно капельки воды. Создается впечатление, что оно часто «плачет»… (бальзамин).

4.Назовите растение из тропических болот, его в лабораториях изучают школьники и студенты …(традесканция).

5.Обладательница большого количества эфирных масел… (пеларгония душистая).

6. Какое комнатное растение не выносит тепло? (цикламен).

7. Цветки этого растения мелкие и невзрачные, но зато окраска листьев яркая, особенно на свету… (колеус).

8. У какого растения листья похожи на мечи… (сансевьера).

9. Какое растение названо в честь ботаника М, Бегона? (бегония).

Учитель. Ребята! Ещё раз посмотрим на удивительное творение природы - комнатные растения.

Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы –

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно.

Где зимою – лето,

Где цветов полно.

ВОКРУГ СВЕТА

С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Цели: экологическое, эстетическое, нравственное воспитание

Оформление: заголовок мероприятия, рисунки с комнатными растениями.

Оборудование: горшки с комнатными растениями, литература о цветах, наборы открыток с комнатными растениями, карта мира, пректор.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Страница 1. ВВЕДЕНИЕ

О комнатных растениях

В стихах лишь изредка услышишь две – три строчки

Все о деревьях. розах, васильках

Не замечают бледные листочки .

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас принять участие в путешествии «Вокруг света с комнатными растениями», посвященной нашим домашним любимцам.

На моём окошке настоящий сад!

Крупные серёжки фуксии висят.

Лезет финик узкий – листики свежи.

А у пальмы русской листья как ножи.

Е. Благинина «На моём окошке»

Ребята, какие растения мы называем комнатными?

Комнатные растения – растения, которые живут в доме, комнате, рядом с человеком. Они наши большие друзья. Они улучшают состав воздуха, увлажняют его, тем самым облегчают людям дыхание. Когда за окном снег, зима, на окошке – лето, цветущий сад! Становится приятно и поднимается настроение. Некоторые растения содержат целебные вещества и оказывают помощь при различных заболеваниях, поэтому их иногда называют врачами-спасателями.

Чем комнатные растения отличаются от растений, живущих в природе?

За комнатными растениями ухаживает человек. Человек – дитя природы и тянется к природе, иногда не осознавая того. Комнатные растения связывают нас с природой. Среди них большинство травянистых, хотя есть и кустарники и даже древесные, правда, небольшие.

Люди давно пытались приучить к жизни в комнатах различные красивые растения, но не всегда это удавалось. Растения, не приспособленные к условиям человеческого жилища, погибали. Прижились в комнатах в основном чрезвычайно выносливые растения далеких пустынь, где очень жарко и сухо; и растения тропических лесов, в которых сумрачно, тепло и влажно, там растения не сбрасывают все листья одновременно, т. е. они вечнозелёные. Растения нашей местности в комнатных условиях жить не могут, так как зимой им в квартире бывает очень жарко и сухо, а они привыкли зимовать в прохладных и более влажных условиях.

Так что, ребята, внимательно рассмотрите свои растения – ведь все они путешественники и прибыли к нам из разных стран мира.

Сегодня мы совершим с вами путешествие на родину этих растений.

Кактусы

Мы на Мексиканском плоскогорье, в пустыне, где и находится родина кактусов. Кактусы, растущие здесь поражают размерами и формой. Кактусы по праву можно назвать одним из чудес природы. В этом растении все не обычно: нет листьев, но есть колючки - это видоизмененные листья,. У всех кактусов мощный стебель в 2,5 метров в обхвате, в котором содержится много воды. Почему у кактусов стебель такой толстый и на нём вместо листьев колючки? Чтобы это узнать, надо вспомнить в каких условиях они живут. Кактусы растут в пустыне, где три четверти года нет дождей. Всё их строение приспособлено к сохранению накопленной влаги. Таким образом, кактусы являются как бы родниками пустыни, запасными бочками с водой.

Когда эти зеленые уродцы цветут, то превращаются в прекрасных принцев. Цветки некоторых кактусов достигают в диаметре до 25 сантиметров.

Цветение кактусов - необыкновенное зрелище. Некоторые кактусы расцветают ночью. Светлые цветы, сильно пахнущие и наполненные нектаром, ждут поздних гостей - ночных бабочек и летучих мышей. Собрав нектар, визитеры опыляют цветок. Растения с яркими цветами опыляются днем. Над ними кружатся жуки, пчелы, шмели, мухи, муравьи и даже колибри. Плоды большинства кактусов съедобные, их едят засахаренными, как конфеты. Семена кактусов индейцы использовали в пищу, делая из них муку и выпекая лепешки.

Индейская легенда гласит, что люди из племени ацтеков долго странствовали в поисках места, где смогли бы поселиться. Но боги не давали ацтекам доброго знака. И вот, наконец - то они пришли к озеру Тескоко и видели большого орла, сидящего на опунции и разрывающего змею. Найдя это хорошим знамением, индейцы основали город - "Место священной опунции" - Теночтитлан. Через многие столетия на руинах древнего города выросла столица государства - Мехико. А кактус опунция из старинного придания перекочевал на герб Мексики

На своей родине дикорастущие кактусы используются очень многообразно.

Древесина кактусов опунции используется для изготовления изящных изделий и полированных украшений. Используют кактусы также в качестве живой изгороди. Многообразно употбебляют кактусы и для питания: из сока делают вино, сироп, из стеблей - варенье, из семян - муку; плоды тоже употребляют в пищу. Волоски одного вида кактуса используют как волокно. Плоды кактусов с длинными колючками индейцы употребляли как гребни. Некоторые кактусы дают каучук – сырьё для изготовления резины. Местное население Южной Америки использовало кактусы как лечебные средства: мясистыми корнями опунции лечили переломы костей; вытяжку из цветков одного из кактусов употребляли при болезни сердца.

Наши окна украшают зеленые ежики небольших размеров, но при правильном уходе их макушки покрываются цветами различной окраски. Кактусы поглощают вредное излучение телевизоров и компьютеров

Кактус - очень выносливое растение и даже в домашних условиях может жить долгое время без поливки.

Монстера

Родина монстеры тропические леса Южной Америки В начале XVIII века в Европе ходили легенды о гигантских растениях-убийцах, которые встречаются в южноамериканских дебрях. Путешественники рассказывали, что после нападения этих растений, от людей и животных оставались одни скелеты, буквально пронизанные свисающими со ствола длинными отростками.. Путешественники принимали за коварные щупальца воздушные корни монстеры. Свисая вниз, корни могли прорасти и сквозь скелет человека, затерявшегося в джунглях. Воображение рисовало совершенно иную картинку убийства несчастного. Благодаря подобным легендам, монстера и получила название, по латыни monstrum - чудовище. Ещё более вероятно, что слово монстера восходит к латинскому monstrosus - удивительная, причудливая. Монстера – это лиана.У молодых растений листья целые, у взрослых – разрезанные, часто с отверстиями. Перед дождем на листьях этого растения появляются капельки воды. Называется это растение Монстера. Монстера – это погодный барометр, а в народе это растение называют «плаксой»..

Декоративное комнатное растение, достигающее в длину 6 и более метров Растение имеет сильную положительную энергетику – помогает справиться с проблемами, не спешить, принимая важные решения, действовать по обстановке.

Страница 3. АЛОЭ (СТОЛЕТНИК)

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?

Какое оно алоэ – алое, голубое?

Доброе или злое? Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

Б. Заходер

А теперь отправимся на Южное побережье Африки. Там в пустынях растут странные деревья, придающие местности унылый и мрачный вид. Это алоэ древовидное. Оно, так же как и кактусы, способно запасать воду. У себя на родине алоэ вырастает до 20 м в высоту, а листья до 60 см длиной и 15 см толщиной!

Листья у алоэ даже не похожи на листья: они мясистые, сверху вогнутые, края листьев зазубрены, но без колючек. Если полить лист водой, то вода скатывается шариками, а лист при этом остается сухим. Если отломить лист алоэ и опустить в воду, то он становится блестящим, словно серебряным. Но если его потереть пальцем, то он становится ярко-зеленым, гладким. Оказывается, листья алоэ покрыты воском, который предохраняет растение от излишнего испарения влаги. Само название растения алоэ переводится как “горький”, потому что сок растения имеет горький вкус.

В России алоэ известен как “столетник”, само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Столетник имеет целебные свойства. Если вы порезали или обожгли палец, то срежьте кусочек листа, разрежьте его пополам и приложите внутренней частью к ране. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови.

Наши столетники в комнатных условиях растут, но не цветут. Для цветения, а тем более плодоношения, им не хватает тех условий, которые имеются на их родине, в Африке. В комнатных условиях для зимовки алоэ нужен сухой воздух и относительно прохладное помещение.

Хлорофитум

В тропических лесах Африки можно встретить травянистое растение.В переводе с греческого его так и называют – зеленое растение. Это хлорофитум.Он настолько неприхотлив, что им часто пренебрегают – и напрасно: это прекрас ное комнатное растение. Его красиво поникающие ярко – зеленые листья собраны в прикорневую розетку. Летом на длинных, тонких побегах появляются белые цветки. Поникающие листья хлорофитума выигрышнее всего смотрятся в подвесном кашпо или на высокой подставке. У молодых растений листья широкие, у взрослых становятся уже. Хлорофитум прекрасно очищает воздух от вредных примесей. Хлорофитум побывал в космосе.

Сенполия, или узумбарская фиалка

Среди комнатных растений фиалка занимает особое место Символ пробуждения природы. Она олицетворяет невинность, чистоту и скромность. Впервые фиалка была обнаружена в Танзании, в районе Узамбарских гор и описана бароном Вальтером фон Сен-Полем в 1892 году , от имени которого и получила название сенполия. Вскоре она была показана на всемирной цветочной выставке и навсегда завоевала сердца любителей цветов всего мира.

В результате активной работы селекционеров на протяжении многих лет получены тысячи изумительных по красоте сортов сенполии. Огромной популярностью узамбарская фиалка пользуется, прежде всего, из-за своего продолжительного цветения, а также невероятного многообразия сортов.

Фиалку называют цветком мира. Замечено, что в доме, где растут и цветут фиалки, домочадцы очень редко ссорятся. А еще символизирует вечную преданность. Если вы переживаете в жизни сложный период – заведите белую фиалку, она помогает легче перенести душевные страдания.

Сенполия действует на человека успокаивающе, вносит в дом уют.

Страница 4. БЕГОНИЯ

Они происходят из тропических лесов острова Явы.

В тропическом лесу нет солнечных полянок, под пологом листвы громадных деревьев царит сумрак. Воздух насыщен влагой. Деревья пробиваются к свету, иначе им грозит гибель. Лианы, обвивая деревья, также прорываются к свету сквозь листву деревьев.

Название «бегония» происходит от фамилии большого любителя и собирателя цветов М. Бегона, Бегония имеет интересное русское название, свидетельствующее, что это растение было распространено в России ещё в 1812 году. Во время бегства французов из Москвы бегония была названа «ухом Наполеона». И действительно, по очертанию и с нижней красной стороны лист бегонии похож на большое отмороженное ухо.

Цветы у этих листовых бегоний мелкие, с четырьмя розовыми или белыми лепестками, из которых два - больших прямых и два - маленьких загнутых. Мелкие и некрасивые цветы королевской бегонии не радуют наш взгляд, и у себя на родине, в лесу, мало привлекают бабочек и других насекомых.

Цветы многих бегоний оказываются неопыленными, и из них не образуется семян. Бегонии должны были бы погибнуть, но они почти сплошным ковром покрывают многие места тропических лесов. Приглядимся. Вот опали красивые листья на влажную почву. Нежный лист не сохнет. Свежесть листа зависит от хорошей смачиваемости поверхности листа, а также и от наличия водоносной ткани в черешке листа (похожей на водоносную ткань суккулентов).

Из черешка, из трещинок в листе, вы видите, поднимаются маленькие растеньица с миниатюрными листочками, похожими на тот, из которого они вырастают. Это какието бегониилилипутики. Можно насчитать 10, 15 и даже 20 растеньиц, выросших из одного листа.

В семействе бегониевых насчитывается более четырехсот видов, населяющих тропические леса.

Современные сорта клубневых бегоний дают цветы в 20 и даже в 30 сантиметров в диаметре, то есть превышающие размеры цветов крупных хризантем и пионов.

Страница 5. САНСЕВЬЕРА (ЩУЧИЙ ХВОСТ)

Ребята, а вы слышали о таком комнатном растении, как «щучий хвост»? Нет? Тогда послушайте. Это растение довольно широко распространено в комнатной культуре, многие из вас его видели, просто не знали, что оно так называется. А его научное название – сансевиерия. Это многолетнее вечнозеленое растение с растение с твёрдыми, торчащими прямо из земли листьями. Латинское название растение получило в честь князя Сансевьеро, жившего в Италии в 18 веке.

Ни у одного комнатного растения нет такого количества народных названий. У нас его называют «тещин язык», «щучий хвост», в Англии – «леопардовая лилия», «змеиное растение», «язык дьявола», а в Германии – «африканская конопля»,.

Самый распространенный в комнатной культуре вид – сансевиерия трехполосая , с плоскими крупными, до 1,5 м высотой и до 7 см шириной, листьями, украшенными темно-зелеными волнистыми полосами. Чередование темных и светлых полос напоминает раскраску щучьей чешуи. Отсюда и название «щучий хвост».

Родиной сансевиерии считаются тропики и субтропики Африки, но это растение успешно и с давних времен возделывают в Индии как волокнистое растение. Из волокна сансевиерии делают морские канаты, веревки, грубые ткани. Используют сансевиерию и для живых изгородей. Листья у «щучки» очень жесткие, само растение корневищное, поэтому очень быстро после посадки растения образуются заросли, не дающие животным проникать на крестьянские поля и огороды.

У «щучьего хвоста» есть интересная особенность – лист, разрезанный на куски, дает корни. Для этого куски листа длиной 7–10 см надо на две трети воткнуть во влажный песок, накрыть банкой и поставить в теплое место на свет. Через тридцать - сорок дней появятся у нижнего обреза корни, а затем и почки, из которых вырастут небольшие листья. Молодое растение сажают в горшок с землёй.

Цветёт в комнатных условиях это растение очень редко.

Нейтрализует пыль и вредные вещества снижает содержание микробов в воздухе, отвар листьев помогает при кожном зуде, а отвар корневища обладает стимулирующим действием.

Китайская роза

Это растение знают все или почти все По праву китайская роза является символом и достоянием юго- восточной Азии. , Интересно, что ее выращивают в на плантациях в больших мастабах, т.к. цветки этой красиво- цветущей культуры являются источником необычного чая. Которые многие знают под таким названием «Каркадэ» Его также называют цветком прекрасных женщин, цветком страсти и любви.

Согласно философскому учению фэн-шуй, присутствие этого растения помогает укреплению отношений - как с партнерами по бизнесу, так и с близкими людьми.

Страница. ЦВЕТОЧНАЯ ВИКТОРИНА

Загадки о цветах:

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час.

(Алоэ)

Что за хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки.

(Сансевьера /щучий хвост/)

Зелёный, в колючках,

Похож на ежа,

А цветки атласные

Белые, жёлтые, красные.

(Кактус)

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

(Комнатные растения)

Розеточки – на веточках,

Цветочки – белый цвет.

Хохлатенький, лохматенький,

Зелёный этот цвет.

(Хлорофитум)

Для чего же нам нужны комнатные растения?

Вот и закончилось наше повествование об удивительном мире комнатных растений. Буду искренне рада, если знания, которые вы смогли почерпнуть, принесут пользу вам и вашим близким.

Помните: растения, которые вы получили из маленького кустика или семечки, будут считать вас своим родителем. Поделитесь с ним теплом и лаской, и они ответят вам тем же. Растения никогда не придадут и всегда будут готовы прийти к вам на помощь в самую трудную минуту. Они наши молчаливые друзья.

Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

(С. Вургун)

ЛИТЕРАТУРА

Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями / Верзилин Н. - М.; Л.: Детгиз, 1949. - 295 с.: ил., карт.