Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Как создать регулярный сад Регулярный парк схема

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Как создать регулярный сад Регулярный парк схема

Ландшафтные композиции, которые выполняются в данном стилеподразумевают собой правильное расположение элементов по отношению к конкретной заданной или же главной оси. Кроме того, здесь обязательно присутствие строгих геометрических элементов ландшафта. Деревья и кустарники высаживаются по квадратной, прямоугольной или шахматной схемам. В этом случае их обязательно стричь, придавая им форму различных геометрических фигур (например, конуса, эллипсоида, куба, пирамиды и т.п.). Водоемы обладают в данном случае симметричной, обычно прямоугольной формой, а дорожки и аллеи здесь должны быть прямыми, ровными и четкими.

Одним из наиболее значимых элементов регулярного стиля сада является партер в виде композиции, выполненной в горизонтальной плоскости на значительном открытом пространстве. Напомним, что название «партер» было образовано из французских слов «par» и «terre», что значит «по земле». Сам по себе партер может быть, как газонным, так и цветочным или кружевным или выполненным из узоров разного цвета. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне и партер – это очень хорошее сочетание в любом случае, поэтому при использовании партера в своем саду или на территории приусадебного участка вы точно не ошибетесь.

Регулярный стиль сада подразумевает под собой оформление участка в лаконичном и простом направлении. В большинстве случае – это красивая и умеренная по цветам кайма, состоящая из нескольких однолетников, которые цветут продолжительное время. Сюда можно отнести бархатцы, петунии , виолу. Также подойдет и бордюр из стелющихся растений , только важен тщательный контроль над их ростом и обязательным отступом от края газона. Зачастую может применяться контейнерная посадка растений. Контейнеры, в свою очередь, должны быть из керамики, правильной формы и размещаться в определенном направлении и в соответствии с симметрией всего регулярного стиля в ландшафтном дизайне.

Сады здесь можно обносить высокими стенами или живыми изгородями, но иногда такие элементы могут разграничивать и зоны, расположенные внутри участка. В большинстве случаев при расположении приусадебного участка на склоне в оформление ландшафтного дизайна могут включаться многоуровневые террасы, соединяемые между собой при помощи различных лестниц, мостков. В процессе декорирования могут применяться скульптуры, кованые ограждения и контейнеры с цветами.

Ярко выраженным представителем регулярного ландшафтного стиля можно назвать и львиную долю парков,расположенных в Париже. Если рассматривать в этом плане нашу страну, то это, прежде всего, многочисленные садово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий. Есть и столичные усадьбы, выполненные в регулярном стиле.

Регулярный стиль ландшафта (видео)

Довольно часто парки, выполненные в регулярном стиле, имеют две ключевые точки – это нижняя, где расположен вход и верхнюю, откуда и можно увидеть прекрасную панораму сада. В том случае, если парк находится в одной плоскости, то роль верхней точки выполняет какое-нибудь многоэтажное здание, например, большой дворец.

Итак, можно сказать, что основным принципом регулярного стиля является сочетание порядка и закономерности во всем. Парк, созданный во французском стиле, создается по единому плану, который подчиняется всей идее в целом. Все линии такого парка имеют геометрически правильную форму, а дорожки его всегда прямые и даже линии изгибов этих дорожек вычерчиваются на плане с использованием циркуля. Парк регулярного стиля всегда требует постоянного ухода, ведь в противном случае он попросту придет в упадок. Рекомендуем .

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне (20 фото)





Отзывы и комментарии

(5 оценок, среднее: 3,50 из 5)

Игорь 16.04.2015

Регулярный или дворцовый французский или голландский стиль — это все-таки очень старый и, как правило, требующий значительного ухода. Не говоря уже о проращивании и высаживании рассады. Так как одной из характеристик стиля являются многочисленные однолетники. Словом, потребуется немало ручного труда и общих затрат. Есть, правда, более дешевые вариации по мотивам.

Александра 28.12.2015

Для тех, кто решит соорудить такой фонтан на своем участке, хочу обратить внимание на два таких важных момента, которые не освещены автором статьи.
Во первых — емкость должна быть достаточной глубины. Иначе вместо «журчания» воды Вы будете слышать звук работающего насоса. Поэтому испытайте насос до установки емкости и при необходимости замените на более глубокую
В торой момент- подводка электропитания к насосу. Лучше всего кабель проложить в земле в металлической или полиэтиленовой трубе с тщательной герметизацией всех стыков. И регулярно, до включения насоса проверяйте герметичность ввода электрокабеля в корпус насоса. Это самое слабое место и очень часто повреждается от вибрации.

Саша 30.07.2016

Мне вот интересно, а какой шанс сделать всю эту красоту самому и что для этого потребуется? Кроме прямых рук конечно же, а то хотелось бы хотя бы самую малость у себя сделать на даче подобное, чтобы было красивое, но вот с чего начать не знаю)

Maxim Tumaew 20.03.2017

Хотя в подобных случаях затрагивается очень много ручного труда, вид пред усадебного участка должен соответствовать! Подобные участки, имея красивые образы и чёткие геометрические формы, успокаивают, заряжают организм природной энергией и умиротворяют! Стиль таких участков хорошо влияет на эмоциональное состояние, подчёркивает гармонию в жизни и гармонию с природой.

Добавить комментарий

В городских скверах и сейчас можно увидеть парки, очень похожие на те, которые создавались в Древней Греции и в Древнем Риме. Что такое регулярный сад, каковы его особенности, и зачем архитекторы седой старины с математической точностью соблюдали все пропорции при разбивке сада?

  • Осевая симметрия, фигуры правильной формы и прямые линии четко прослеживаются в подобной ландшафтной композиции.
  • Самшит, тис, падуб – вечнозеленые растения, которые делают парк привлекательным в течение всего года.
  • Для цветников выбирают однолетники, период цветения которых продолжителен. Важно, чтобы освещение было равномерным, в противном случае будет наблюдаться асимметрия роста и цветения.
  • Бассейн или фонтан – непременный атрибут регулярного стиля. Его геометрическая форма может быть разной, но обязательной симметричной. Вокруг водоема высаживают растительность.
  • Арки, перголы и «зеленые» изгороди применяют для зонирования пространства. В таком парке уместны и топиарные фигуры.
  • Так как эти сады изначально создавались на территории вокруг замков и занимали много места, на небольшом дачном участке регулярный парк будет смотреться не слишком удачно.
  • Роскоши много не бывает. Мрамор, бронза, керамика используются для создания декорирующих элементов. Королевский сад – не место для экономии.

Основная идея парка: стремление разместить все элементы таким образом, чтобы линии и плоскости казались изящными и грациозными

Самый первый регулярный парк

Древнейшие из известных парков были созданы в Египте, они тоже воздвигались по принципу регулярного сада. Древние греки рассуждали очень логично и рационально. Строгие формы и точный расчет можно проследить не только в их архитектуре, но и в садово-парковом искусстве. Порядок во всем – никаких противоречий и динамики, только спокойные, классические формы.

Существует мнение, что на архитектуру оказывают свое влияние политика, история и философия. Классическая архитектура совершенна – в нее нельзя ничего добавить, в ней нет ничего лишнего. Классика – это идеал.

Для политических деятелей такая система была выгодна, ведь она утверждала стабильность. Классика стала официальным стилем архитектуры империи Екатерины II и монархии Людовика XIV. Холодное превосходство и отрешенность от реальных проблем – вот что на самом деле выражали строгие формы, точный расчет и абсолютная симметрия.

Пешая прогулка по такому саду может затянуться надолго, за каждым поворотом новые виды

Симметрия и асимметрия

Пропорциональность, симметрия — это гармония между отдельными частями целой структуры. У древних греков не было сомнений по поводу предмета, в котором не было симметрии – он считался не совершенным и некрасивым. Само понятие симметрии более широкое, его применяют не только к фигурам, но и к явлениям, и к процессам.

Асимметрия – разупорядоченность в результате движения. Можно сказать, что симметрия – это состояние покоя, асимметрия – состояние движения. Движущаяся система не может быть симметричной. Отсюда следует вывод, что абсолютная симметрия характерна только для объектов неживой природы.

Существовал целый «кодекс эстетики симметричных установок».

  • Правильные формы усиливают впечатления.
  • Каждую деталь выставляют в наиболее выгодном свете, она занимает именно ей отведенное место, однако не выделяется настолько, что остальные элементы «теряются» на ее фоне.

Снежинка – пример симметрии в природе

История создания парков

В эпоху барокко во Франции при дворце короля Людовика XIV создавались парки, дизайн которых соответствовал регулярному стилю. Отсюда и пошло название «французский регулярный сад», хотя зародилась мода на такие парки в Италии. Английские садовники ввели свои новшества. Они стали практиковать стрижку кустов и деревьев сложной формы. Кусты в виде птиц, зверей и геометрических фигур теперь украшают парки всего мира.

Парк в Версале – типичный пример, который характеризует регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Торжественный, помпезный, величественный – именно такой парк должен был служить местом прогулок королей и их вельмож. Андре Ленотр – садовод Людовика XIV, который работал над созданием парков в регулярном стиле.

Парки возводили не с целью единения с природой, а, скорее, с целью подчинить ее себе. Весь ансамбль Версаля (парк с дворцом) подчинен идее самовластия. Аллеи, которые лучами расходятся от центра, символизировали абсолютную власть короля. Русские регулярные сады и парки возникли благодаря Петру I, который увидел образец садово-паркового искусства в Версале в 1717 году.

Сады во Флоренции и Фьезоле также являются образцами садового-паркового искусства. Их особенности:

  • симметричные рассадочные грядки;
  • фонтаны с каскадами;
  • лабиринты, гроты, скульптуры мифологических существ.

Иллюзия больших пространств

Терраса, которую строили над садом, служила удобным местом для обозрева. Клумбы, газоны, насаждения кустарников ограничивали бордюрами или цветным песком. Все деревья имели одинаковую высоту, кусты также стриглись. Посреди сада, как правило, располагалось жилое здание, при этом рядом с ним не было деревьев, только низкие кустарники. Вдоль главной оси композиции строили водоем либо разбивали газон, обрамленный деревьями. Главная ось парка располагалась противоположно центральному входу, при этом она всегда была перпендикулярна фасаду дома.

  • Сад в регулярном стиле создавался подобно зданию. Так зеленые газоны назывались комнатами, ряды кустарников – стенами, каскадные фонтаны – лестницами. Спектакли и фейерверки, балеты и комедии часто устраивались именно здесь. В XVIII веке пришла мода на пейзажные сады, и роль архитектуры здесь перестала быть главной.
  • Изящные кружевные партеры в форме квадрата, круга, овала создавались непосредственно у самого дома.
  • Деревья стригли так, что более удаленные от центра сада деревья казались ниже. Благодаря такой перспективе сады казались больше, чем они были на самом деле.

Топиарные фигуры впервые создали в Англии

Некоторые термины

  • Партер – это часть сада с газонами, водоемами, цветниками. Все элементы композиции составляют одно целое. Партеры украшают разноцветным песком. Особенно эффектный вид они имеют с высоты окон здания.
  • Боскет – группа деревьев, которая служит фоном.
  • Топиар – декоративно подстриженный куст.
  • Арабески – это сложный орнамент, выполненный на партере из коротко стриженных кустов.
  • Ров аха – способ маскировки ограждающих конструкций.
  • «Гусиная лапа» – рисунок из 3-х или 5-ти аллей, выходящих из одной точки.

Хитрости регулярного стиля

Ландшафтная архитектура использует живые строительные материалы, а именно: растения, воду, почву, камни.

Регулярный сад является востребованной в настоящее время концепцией ландшафтного дизайна. Разбить регулярный сад на участке можно с помощью определенных правил проектирования подобных сооружений. На этой странице предлагается подробный план регулярного сада, который может быть взят за основу разбивки территории на зоны. Также можно посмотреть регулярный сад на фото, которые в большом количестве представлены далее.

Регулярный стиль сада

Регулярный стиль сада — это образ порядка, аккуратность, элегантность симметричного рисунка. Небольшие регулярные сады были и в русских усадьбах, перед домом располагался регулярный французский партер (парадная часть), а за домом начинался английский пейзажный парк, а за парком поля и леса.

Сложно ли ухаживать за регулярным садом? В нем нужно стричь живые изгороди и деревья, выпалывать сорняки, но и сад в ландшафтном стиле без ухода дичает, он не может сам о себе заботиться. Элементы регулярного стиля всегда в моде, его элементы уместны в саду любого размера.

Пейзажный сад и его фото

Пейзажный сад на участке может быть создан по одному из предлагаемых вариантов воплощения дизайнерский идей в реальность.

Для облегчения процесса понимания концепции предлагаются многочисленные фото пейзажного сад а:

Фотогалерея

Элементы пейзажного сада:

4. розарий.

6. дорога.

13. теплица.

14. подпортные стенки.

15. партер.

По высоте сад четко поделен на четыре уровня, это не только удобно, но и делает пространство более интересным, особенно это заметно, когда идешь снизу вверх. Подняться с одной террасы на другую можно по пологим ступеням, отделанным плиткой. Подъем не только не утомителен, но и доставляет удовольствие, ведь по дороге можно любоваться интересными растениями.

Посерединенижнего уровня расположена пергола, увитая махровым клематисом, под ней - . Виды с этой скамьи открываются великолепные, весь сад как на ладони.

На третьем уровне расположена парадная зона - патио, замощенное бетонной плиткой двух цветов, серой и розовой. Украшает патио большой прямоугольный бассейн глубиной 1,2 м с краями, оформленными серыми плитами.

В самой верхней части сада, на прилегающей к дому площади расположены аккуратные и добротные хозяйственные постройки: компостный короб, мусорный контейнер, сарай и стеклянная теплица. А посередине этого верхнего яруса стоит легкий деревянный павильон. Павильон украшают подвесные корзины и ящики с летниками. А в печке для барбекю запекают овощи, мясо или рыбу.

Между домами, вдоль оси симметрии участка - партер, одна из характерных примет регулярного стиля, композиция в виде геометрического орнамента из растений и инертных материалов. Партер устроен так, чтобы рисунок читался из окон и с террас. Ограничивают геометрические элементы орнамента невысокие стриженые живые изгороди высотой 30-40 см. Геометрические фигуры эффектно смотрятся на фоне гравийной отсыпки.

Протяженность подпорных стенок на участке велика. Чтобы минимизировать их стоимость, был придуман замечательный вариант: цельный плоский камень укладывали только на верхнюю часть стенок, сами же стенки сделали из бетона, а их лицевую поверхность облицевали «боем».

Не отказывайтесь от садовых затей из-за их высокой стоимости, тщательно продумывайте их реализацию, старайтесь минимизировать траты.

Почва на участке песчаная, поэтому деревья сажались в большие посадочные ямы, заправленные питательным грунтом.

С обеих сторон примыкает розарий. Розы чувствуют себя здесь прекрасно, они эффектно выглядят на фоне мульчи из сосновых шишек, перемолотых в шредере.

Сад в пейзажном стиле

Сад в пейзажном стиле может быть реализован еще по нескольким вариантам сценария разбивки пространства. Они представлены далее.

Этот участок невозможно представить себе без круглого водоема, расположенного во входной зоне перед домом по его оси симметрии. Пруд открыт восточному солнцу, окружен кустарниками и деревьями, газоном и береговой отсыпкой из гальки и мелкого гравия. В нем полощет ветки плакучая желтокорая ива, которая росла здесь еще до рождения пруда, но дождалась своего звездного часа - оказалась на берегу водоема и стала его лучшим украшением. Круглая форма позволила вписать пруд в небольшое пространство соразмерно дому и саду. Многие садоводы боятся использовать при планировке сада геометрические элементы типа круга или прямоугольника, и совершенно напрасно, такие фигуры отлично вписываются в сад ландшафтной планировки.

В плане представляет собой круг диаметром 4,8 м, его глубина 1 м, что достаточно для перезимовки нимфей на месте, без выемки из пруда. По периметру на глубине 30 см предусмотрена ступенька, начиная от которой стенки выложены обычным булыжником. Берега украшены речной галькой разного размера.

Восточный берег решили оставить открытым, не засаживать, так как для хорошего цветения нимфей пруд должен освещаться солнцем 5-6 часов в день. С большинства видовых точек участка на поверхности пруда можно увидеть интересные отражения - дома, цветущих растений, скамейки.

Круглый водоем - главная «изюмина» сада, но и кроме него здесь много интересного.

В этом саду регулярно проводится стрижка кустарников и формирование . - это видовое растение, в природе достигающее двух метров в диаметре и по высоте, в этом месте сада требовалось растение поменьше, поэтому прищипывают, ее рост замедлен, а концы лап такие пушистые. Хороша стриженая ива пурпурная на штамбе и забавная парочка, образованная из и пурпурной ивы.

Интересна композиция под старой яблоней из пельтифиллума, или дармеры. Немногие растения выживают под старой яблоней, у дармеры это получается блестяще. Весной она необычно цветет, если не попадает под заморозки, ее цветоносы немного напоминают астильбу, летом привлекают внимание необычные круглые листья, осенью окрашивающиеся в пурпурные тона.

Трудно представить регулярный сад без высоких стриженых живых изгородей. Как хороши они, из самшита или тиса; они создают структуру сада и образуют кабинеты, уединенные , делающие его нескучным и интригующим.

Сад изысканно прост и элегантен, здесь нет ничего лишнего, случайного. В центре сада раскинулась открытая солнечная поляна с чудесной горкой. Этот сад в основном теневой, кроме горки, здесь нет ярких красок, он построен на игре нюансов зеленого цвета. Здесь нет роз, пионов, лилий, в фаворе листья разных форм и фактур, разнообразие оттенков зелени.

Изгородь из спиреи острозазубренной, расположенная во входной зоне сада, была посажена несколько десятилетий назад. Ярко-зеленые изящные листья, густая нарядная крона. Стрижка спиреям явно на пользу. Поляну ограничивают две изгороди двухметровой высоты, пересекающиеся под прямым углом, - одна из кизильника блестящего, вторая - из смородины альпийской. У кизильника лист блестящий, плотный, темно-зеленый, изгородь из него прекрасно держит четкую форму, низ тоже плотный и зеленый даже в тенистом месте. Изящные матовые темно-зеленые листики смородины альпийской по форме напоминают обычные смородиновые, только гораздо мельче и жестче. Идеально стриженая изгородь из этой впечатляет плотностью и красивым низом.

Горка расположена на самом солнечном месте сада, это наиболее насыщенное цветом место сада, его колористическая доминанта: здесь растут пурпурнолистные барбарисы, золотистая туя, пурпурные гейхеры, серебряные полыни и много пестролистных растений.

Интересна регулярная часть при входе на фоне изгороди из спиреи острозазубренной, состоящая из оригинально чередующихся карликовых калин «Компакта», спирей «Литл Принцесс» и злаков - дешампсии и овсеца.

Атрибуты регулярного стиля - высокие и низкие живые изгороди, симметрично расположенные элементы сада, в том числе и партеры, геометрические формы водоемов и мощеных площадок. Элементы регулярного стиля снова в моде, не бойтесь применять их.

Оформляя и украшая придомовую территорию, мы в первую очередь руководствуемся личными предпочтениями и интересами, и если вам надоели привычные очертания естественной природы, тогда стоит обратить свое внимание на французский стиль ландшафтного дизайна. Другие его названия — регулярный или формальный стиль, и чтобы разобраться с принципами его построения, давайте пробежимся по его элементам и фото известных парков, заглянем в Версаль и Петергоф.

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне (описание, фото)

Французские сады отличаются неповторимым шармом, изысканностью и богатством в сочетании со строгостью и порядком, они считаются наиболее консервативными произведениями садово-паркового искусства.

Регулярный (формальный) сад

Главным отличием от стилей, основной идеей которых является сохранение естественных природных форм, регулярный стиль базируется на рукотворной красоте.

Формальный стиль назван «французским» неспроста, это обусловлено тем, что пик популярности он достиг именно во Франции при Людовике XIV, во времена царствования абсолютизма. Сады и парки той эпохи наиболее четко отражали превосходство архитектурной мысли над природой. Создателем стиля назван Андре Ленотр, ландшафтный дизайнер и архитектор, придворный садовник Людовика XIV. Ленотр стал автором многих великих и широко известных садово-парковых произведений.

Регулярные парки и сады создавались на территориях при замках и дворцах, они служили некой важной изюминкой, подчеркивали монументальность и пышность архитектуры строения, именно здание чаще всего служило отправной точкой в оформлении прилегающей территории.

Принципы создания французского сада

В регулярных садах царит строгость и порядок. Главными идеями стиля являются торжественность, величие и богатство.

Рельеф и размер участка

Парки и сады, являющиеся культурным наследием, занимают огромные территории, с ровным и плоским рельефом. Они были созданы для долгих прогулок, наслаждения чередой живописных, величественных видов.

В формальных садах нередко устраивали различные представления, они служили неким театром для музыкальных выступлений, спектаклей и пышных фейерверков.

Планировка сада

Создается такой сад по геометрическому плану с регулярными композициями, подчиненными симметрии. Центральной точкой является дом, а главная ось сада проводится перпендикулярно фасаду здания, на противоположной стороне от центрального входа. Вдоль главной оси располагается водоем или стриженый газон в обрамлении деревьев. Все элементы сада, кроме некоторых скульптур, имеют правильную форму. Правая сторона сада зачастую зеркально отражает левую.

В учебниках по садоводству, опубликованных в XVII веке отведены целые главы, посвященные нюансам улучшения и коррекции перспективы, для формирования иллюзии увеличенного расстояния. Например, добиться эффекта протяженности можно путем постепенного сужения аллей или стрижкой деревьев, таким образом, чтобы их высота становилась меньше по мере отдаления от здания. Это помогало создать впечатление перспективы, сады казались обширнее, чем на самом деле.

Создателей регулярных садов можно сравнить с архитекторами, ведь они расширяли пространство здания за пределы стен, а природу упорядочивали по главным законам геометрии, перспективы и оптики. Создание садов походило на проектировку комнат, в чертежах стриженые кусты обозначались как стены, площадки называли залами, а вода зачастую выступала в роли лестницы.

Хаотично расположенные элементы декора, цветники и т. д. недопустимы, все зеленые насаждения сада подчинены ровным линиям, они зажаты в строгие рамки, олицетворяющие власть человека над природой. Кусты и деревья высаживаются по одной линии, и в ней они находятся на одинаковом расстоянии, острижены и доведены до одной высоты.

Используемые материалы

В этом вопросе не было места экономии, материалы подбирали качественные (мрамор, ценные породы дерева, керамика, бронза). Аксессуары брали не количеством, а качеством и занимали свое место, то есть подчеркивали другие элементы декора в саду.

При оформлении беседок пользовались техниками резьбы по дереву, художественной ковки. Ограждениями служили литые решетки с классическим узором или чугунные. Во всех аспектах предпочтение отдавалось классике и спокойным тонам.

Главные элементы французского сада

  • Партер. Основной элемент, это открытая часть сада с различными цветниками, водоемами и газонами разбитая на участки правильной формы, которые чаще всего разделяют песчаные дорожки. Партер может содержать узорный орнамент из низких, стриженных декоративных растений, крупнозернистого песка разных оттенков, гравия, реже цветов. Партер должен быть виден с террасы или окон дома.

  • Кружевной партер. Расположен у дома, имеет сильно вьющийся орнамент (напоминает ковер), состоит из подстриженного тиса, самшита или цветного песка.
  • Партерный газон. Фон для портерных цветников, находится в отдалении от дома. Обычно заполняется смесью двух различных видов трав, требования к растениям просты – трава необходима густая и однородная. Линия газона тщательно выравнивается.
  • Партерный (орнаментальный) цветник. Цветы подбираются по срокам цветения и оттенку, все они должны быть заключены в сложный узор, центром цветника может быть скульптура, фонтан или вазон.
  • Топиары. Узорчато остриженные хвойные и лиственные кусты или деревья, чаще геометрических форм – конус, шар, пирамида и т. д.

  • Боскет. Замкнутое пространство правильной формы с группой деревьев, находящееся в отдалении от здания. Чаще всего деревья создают глухую стену.
  • Скульптуры. Одушевляют сад мотивами мифологий. Могут устанавливаться с целью усиления или прерывания перспективы, для подачи воды в фонтаны, водоемы и каскады или для обозначения точки пересечения осей.

  • Аллея. Прямая дорожка с деревьями по бокам.
  • Гусиная лапа. Несколько дорожек, обычно 3 или 5 выходящих из одной точки.
  • Водоем. Нельзя представить себе регулярный парк без водоема, он может быть в форме квадрата, круга, овала или прямоугольника. Обязательным условием является четкая береговая линия, все растения вдоль нее сажаются ровными рядами. Большие участки позволяют создавать каскады (многоступенчатые строения из бетона или камня), они служат как некие водопады.
  • Фонтаны. Могут быть различных форм и отделки. Фонтанным струям придавали различные формы.
  • Терраса. Место, возвышенное над садом, предназначенное для обозревания всего сада сверху.
  • Живые изгороди и бордюры. Выполняют декоративную и практичную функцию – выступают в роли изгородей для зонирования сада, создания зеленых лабиринтов, коридоров и комнат.

Подбор растений для регулярного сада

Главным критерием служит выносливость растений к стрижке, а также предпочтение отдается вечнозеленым сортам, не теряющим свою декоративность в любое время года. В садах XVII века декоративные растения встречались редко, скудна была и цветовая гамма, ограничивалась белыми, фиолетовыми, синими и розовыми оттенками. Начиная с 1730 года, начали появляться другие, яркие цвета – желтый, красный и оранжевый. Многие экзотические для Франции цветы, например, тюльпаны завозились в страну из Голландии и Турции.

Со временем в регулярных парках начали проявляться отклонения от столь строгих требований к законам геометрии, а также к идеальной ровности ландшафта, а в середине XVIII столетия эпоха симметричных регулярных садов и парков ушла в историю. На это повлияла мода на совершенно новый, пейзажный парковый стиль родом из Англии. Во многих французских усадьбах сады, прилегающие к дому, старались сохранять в регулярном стиле, а остальную территорию украшали согласно новым веяниям в сфере ландшафтного дизайна.

Французский сад на дачном участке

В наше время формальный стиль используется крайне редко, потому как создание такого сада дело трудоемкое, нужно немало времени для ухода за ним, да и территория необходима довольно большая, все элементы и композиции имеют внушительные размеры. Тем не менее, зная основные особенности французского сада, украшая свой небольшой участок, вы можете представить данный стиль и все его элементы отдельно или в миниатюре.

Если дом не получается сделать отправной точкой сада, не страшно, говоря об украшении дачного или придомового участка, мы в любом случае уходим от дворцового варианта. Получается, что и планировка сада в таких условиях может быть частичной. Область сада, оформленную в регулярном стиле, если она никак не сочетается с остальной территорией, лучше визуально отделить.

Не стоит стремиться создать у себя на участке что-то грандиозное, это будет смотреться неуместно, отделите небольшой участок и обыграйте его в регулярном стиле. Например, обустроить прямоугольную клумбу, ее окончанием может послужить боскет с обустроенной внутри зоной отдыха с небольшой беседкой. Внутри клумбы можно расположить декоративный фонтан, а вдоль, вымостить песчаную дорожку, затем всю композицию заключить в живую изгородь. Подключите фантазию, вариантов очень много.


Принципы, которые не стоит нарушать – геометрия, симметрия и ровная или фигурная стрижка кустарников и деревьев, выравнивание их высоты. Никаких абстрактных фигур быть не должно, это же касается и скульптур. Растениям необходимо придавать опрятность, избегать неряшливого вида. Во всем нужно проявлять сдержанность, отказаться от излишней напыщенности и дополнительных украшений. Используйте качественные материалы, они в тандеме с общей строгостью и степенностью придадут саду лоск и роскошь. Обдумайте, нарисуйте план и все обязательно должно получиться!

Путешествуя по Франции, не забудьте посетить сады и парки, являющиеся культурными наследиями страны, а также яркими примерами регулярного стиля ландшафтного дизайна. Вы найдете множество поистине выдающихся творений разных авторов и времен. А в России сады в регулярном стиле можно посетить в Санкт-Петербурге, Москве и в Пушкине.

Сад в регулярном стиле – это полное подчинение законам геометрии. Свое начало этот стиль ведет от древних римлян, которые противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения. В искусстве стрижки зеленых насаждений и цветоводстве римляне достигли высокого уровня. Эстетика пластических и цветочных композиций сочеталась с благоуханием цветов, шумом воды фонтанов и каскадов. Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. Исторически – регулярный сад был местом шествий, прогулок или сидячего отдыха. Скорее он предназначен для зрительного праздника, чем для активного времяпрепровождения.

Египет.

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада - пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны - были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Месопотамия.

При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль - висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, - был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Персия и Индия.

Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Древняя Греция.

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI-VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию - более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Древний Рим.

В Древнем Риме, наоборот, провозглашали идею противопоставления геометрических и прямолинейных форм искусственного ландшафта свободной живописности окружающей природы. Римская традиция предпочитала регулярную планировку не только улиц и площадей, но и загородных вилл, окруженных обширными садами. Виллы, как правило, строились в гористой местности, поэтому имели ступенчатое композиционное решение.

Сад при римских виллах обычно был разделен на три части: декоративный сад, плодовый сад и огород. Декоративный сад в свою очередь состоял также из трех частей: для пеших прогулок, прогулок верхом и парковой территории. Прогулочная часть располагалась на первой террасе непосредственно перед домом. Аллеи соединялись под прямым углом, разделяя сад на геометрически правильные участки, насыщенные скульптурой, фонтанами, прохладными декоративными бассейнами, причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, газонами и цветниками. Сад для верховой езды или прогулок на носилках представлял собой тенистые рощи, разделенные широкими аллеями. С различных видовых точек открывались окружающие пейзажи. Парковая часть сада включала в себя помимо лесистой зоны для прогулок рыбные пруды и колоссальные многоэтажные птичники. При этом такие парки часто имели весьма внушительные размеры: до 120 - 150 га. Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдельно от виллы и также имели регулярную планировку. Из завоеванных стран вывозилось множество плодовых и декоративных растений, что способствовало расширению и обогащению садово-парковой флоры. В частности, из плодовых деревьев выращивались вишня, абрикос, персик, миндаль, айва, слива, инжир, грецкий орех, гранат и др.; из декоративных растений тис, олеандр, жасмин, розы, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, левкои и т.д. Многообразие выращиваемых овощей трудно вообразить.

Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:

    Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.

    Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.

    Ярко выражена основная ось композиции - стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.

    Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.

    Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.

    Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.

    В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.

Регулярный стиль планировки зародился во Франции, во время царствования прославленного "короля-солнца" Людовика XIV. Пожалуй, лучшим образцом регулярного стиля садово-паркового искусства можно назвать загородную резиденцию Людовика XIV - Версаль. Великолепный дворец является центром всей композиции, от него прямыми лучами расходится ухоженные аллеи, парадные цветники и ровно подстриженные газоны занимают отведенные для них места. Все это в восхитительном райском уголке:- и блестящая поверхность воды в искусственных прудах, и причудливо подстриженные деревья и кустарники, и великолепные клумбы. Людовик IV стремился продемонстрировать свою власть не только над людьми, но и над природой.

Регулярная планировка предполагает четкое распределение прямых, как стрела, или диагональных аллей и дорожек, рядовую посадку древесных культур, создание бордюров, организацию геометрически правильных площадок и водоемов, стрижку крон деревьев и кустарников в виде конусов, кубов, шаров и пирамид, а также строго симметричное или геометричное расположение на участке цветников, беседок, скульптур. фонтанов и пр. деталей.

Один из историков ландшафтного дизайна отмечал, что в регулярных зеленых насаждениях "искусственность не только выставлялась на первый план, но и обязательно вытесняла всякую естественность". Неотъемлемым элементом регулярного сада или парка является вода: искусственно создаваемые водоемы должны отличаться строгой геометрической формой, предусматривается организация каскадов и пристенных фонтанчиков, не говоря уже о больших фонтанах в виде скульптур.

По соседству с низкими партерными посадками - декоративными геометрическими композициями из низкорослых растений, оформленными скульптурами и декоративными газонами, - лучше всего смотрятся боскеты. Эффектно выглядят и солитерные посадки. Характерными особенностями регулярного стиля являются терраса, завершающиеся подпорными стенками и сообщающиеся между собой декоративными лестницами, многочисленные скульптуры, чугунные или литые ограждения с классическим рисунком решетки, мощение из серой каменной крошки или смешанного с песком гравия, керамические (чаще всего терракотовые) контейнеры для растений, имеющие выпуклый орнаментальный или растительный рисунок. Прекрасный вид на все это великолепие открывается из нижней части благоустраиваемого участка, где расположен центральный вход.

В настоящее время в чистом виде данный стиль сохранился лишь в старинных поместьях-музеях, представляющих большую историческую ценность; на прочих благоустроенных территориях отмечается смешение стилей .

Одной из разновидностей классического стиля являются партерные сады и сады-лабиринты. В первом предусматривается устройство многочисленных цветочных клумб и использование декоративных элементов, создающих на участке затейливый орнамент. Сад-лабиринт предполагает сооружение на участке геометрических или извилистых узоров, образуемых низко подстриженными живыми изгородями из вечнозеленых кустарников, и заполнение свободного пространства между стенками лабиринта красивыми цветами, гравием или цветным песком.

регулярный стиль

регулярный стиль стиля он

Основой регулярного стиля регулярном стиле

Позднее, когда регулярные

Регулярный стиль

регулярных

Наиболее широкое распространение регулярный стиль получил в садах и парках Италии. Её сады оказали сильное влияние на композиции садов более северных стран. Однако плоский рельеф и более суровые климатические условия вызвали к жизни новые приемы планировки. Характерное для итальянских садов террасное устройство с фонтанами и каскадами заменяются устройством плоских широких террас, а текущая и падающая вода - спокойной водной гладью.

Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный стиль со всевозможными изменениями и дополнениями, как прием садово-паркового устройства сохранился и до настоящего времени. Ценность этого стиля заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создаются наиболее благоприятные условия для подчеркивания торжественности и парадности. Поэтому он уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах - на площадях и скверах.

Основой регулярного стиля почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а декоративным растениям отводится подчиненная роль. Вследствие этого особое внимание уделяют поддержанию постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Поэтому наибольшее применение при регулярном стиле находят деревья и кустарники с четкими, геометрическими формами крон и хорошо поддающиеся стрижке. Как только перестают выполнять мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.

Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где этому приему ухода за растениями придавалось особо важное значение. Для обозначения произведений такого рода были даже введены специальные термины: «зеленая скульптура», «растительная архитектура», а сад того времени нередко превращался в место показа произведений так называемого топиарного искусства.

Позднее, когда регулярные сады и парки уступили место пейзажным (ландшафтным), искусство стрижки деревьев перестало пользоваться популярностью. В настоящее время во многих садах Европы стрижка деревьев снова приобретает довольно широкое распространение. Разумная и целесообразная стрижка может стать очень важным приемом садоводства, повышающим красоту сада. В частности, живые изгороди с успехом могут заменять некоторые архитектурные сооружения, благодаря чему сад значительно выигрывает в декоративном отношении.

Регулярный стиль требует ровных площадей. При их отсутствии устраивают террасы полукруглой формы.

Посадки часто ограничиваются несколькими яркоцветущими видами кустарников. Общее впечатление усиливает дорожка, которая обычно является главным акцентом в регулярных садах. По центру сада устанавливают скульптурные композиции, бассейн или клумбу. К классическим элементам относятся также решетки-шпалеры на стенах строений, по которым пускают вьющиеся растения.

Использование классической планировки актуален и сегодня. Например. если хозяин обширной зогородной резиденции мечтает поразить своих гостей достатком, изысканностью и тонким вкусом, можно организовать на участке великолепный регулярный сад.