Обычно даты, когда отмечают Вербное Воскресенье, у православных и католиков разные. Но бывают года, когда оба календаря сходится. Тогда и Вербное воскресенье, и Пасха отмечаются в один день. Так было в 2014 году. Но в 2016 году дата Пасхи у католиков и православных не совпадает, а это значит, что также не совпадает и дата Вербного воскресенья. Интересно, что у католиков и протестантов этот праздник называется Пальмовым воскресеньем.
На Руси традиционно этот праздник называется Вербным воскресеньем. Такое название не случайно, потому что в этот день верующие ходят с веточками вербы, ивы и других деревьев, которые первые выпускают почки весной. Когда Иисус Христос входил в Иерусалим, то иудеи встречали его ветвями пальм и цветами. Но, так как ранней весной на Руси цветы и пальма были недоступны, то их заменила верба и ива.
В Евангелиях Марка и Луки говорится, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы рядом с Виффагией и Вифанией, отправил двух учеников за молодым ослом, указав, где он привязан и что ответить, если спросят. Так и произошло. Ученики нашли животное, отвязали его, на вопрос «Зачем отвязываете?» отвечали, что ослик надобен Господу, и привели к Иисусу.
Недаром Вербным Воскресеньем
Христианский праздник называют, —
Верба весны ведь пробуждение
Одной из первых возвещает.
Пусть этот праздник светлый, Божий,
Вам принесет добро и счастье,
Пусть этот день святой поможет
Прогнать все горе и ненастье.
Пусть дом ваш миром озариться,
Сердца любовь переполняет.
Пускай смеются ваши лица,
И пусть вас Бог оберегает.
24 апреля 2016 года, за неделю до Пасхи, православные отмечают самый трагический из всех церковных праздников - Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье.
Но почему трагический? Оттого, что дело происходит в Великий пост, сорокадневная часть которого закончилась 23 апреля Лазаревой субботой ? Или оттого, что впереди Страстная неделя - время, когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Христа, Его Распятие и Его Крестную смерть? Нет, дело не только в этом. Да, Вербное воскресенье - праздник, да мы приходим в храмы празднично - с веточками распускающейся вербы, которые мы заранее освятили на всенощном бдении вечером в субботу. Но радость праздника Входа Господня в Иерусалим омрачается не только мыслью о грядущих страданиях Христа, но и тем, что этот день напоминает нам, насколько неверно сердце человеческое. Насколько легко оно готово отрекаться от того, что еще совсем недавно прославляло.
Итак, событие Входа Иисуса в Иерусалим, 30 год от Рождества Христова. Иерусалим в ожидании, везде только и разговоров, что о чудесах, творимых Иисусом. Он исцеляет больных: слепые прозревают, прокаженные очищаются от струпьев, калеки и расслабленные начинают ходить. Он усмиряет стихии, повелевая буре утихнуть. Он накормил пятью хлебами и двумя рыбами "около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей"! Да что там! Недавно, на глазах у всех Он воскресил Своего друга Лазаря! Лазаря, четыре дня как умершего! Лазаря, который уже смердел! К тому же, Мессия не один, с ним толпа учеников и последователей. Он Сам говорит о новом царстве. Скорее приветствовать Его, такого всесильного! Он наконец-то принесет иудеям, страдающим под римским игом, свободу! Осанна новому царю!
Так и приветствовали Иисуса в Иерусалиме почти две тысячи лет назад. "Осанна!", - что означает: "Спаси! Даруй спасение!". "Да будет благословенно грядущее Царство!", - ликовали жители Иерусалима, устилая дорогу Христу своими одеждами и финиковыми побегами. Дети и женщины бежали вслед за Иисусом, размахивая пальмовыми ветвями - знак высочайших почестей на востоке. На то, что Иисус въезжает в Иерусалим не на коне, символизирующем царскую власть, а на молодом осленке - символе мира, никто, похоже, внимания не обратил. Иисусу воздавали почести именно как царю. Приветствующие Христа были искренны. Но пройдет всего четыре дня, и та же толпа, что сегодня восторженно встречает Иисуса криками "Осанна!", будет требовать от Пилата: "Распни Его!".
Можно долго гадать, почему? Вопрос в том, чего ждали люди от Христа и что Он на самом деле принес. Одни видели в Христе нового политического Мессию, царя, устроителя нового царства. Другие - того, кто их накормит. Третьи, возможно, ожидали новых чудес и исцелений. Но в тот день почти две тысячи лет назад, в день Входа Господа в Иерусалим происходит не торжественные въезд на царство, нет, иное: Иисус грядет на вольные страдания. Он делает это из любви к человеку - пройдет всего несколько дней, и произойдет другое шествие - шествие Христа на Голгофу. Добровольное. Из любви к нам, людям. А значит, Иисус приносит в наш мир не чудеса, не земное благоденствие - любовь. Любовь такого масштаба, такой меры, что даже нам, читающим Евангелие, переживающим на богослужениях Страстной недели Крестный путь Его страданий, трудно эту меру любви осознать. Поэтому не будем спешить с осуждением иерусалимской толпы.
Вот что читаем в дневниках русского писателя Михаила Пришвина: "Под Вербное воскресенье шли по дороге с гармониями и ругали Бога и Богородицу и веру - все! Я спросил: "Кто эти люди?" - "Свои же люди, самые православные, сейчас они ругают Бога, а родится дитя, идут к попу и кланяются: окрести!". Речь идет про Вербное воскресенье 1926 года, впереди трагические гонения на Церковь. Гонения, которые не были бы столь ужасны, если бы они осуществлялись только властью. Поэтому праздник Входа Господня в Иерусалим - это повод спросить себя: что было бы, если б Господь сегодня прошел по нашим улицам? Останемся ли мы с Христом у Его Креста? И, стоя в храмах с веточками вербы (в России нет пальм, мы приветствуем грядущего на страдания Христа упрямыми побегами вербы!), мы не просто вспоминаем событие Входа Господа в Иерусалим, мы, по слову патриарха Кирилла, должны в этот день открыть свои сердца, чтобы Господь вошел в них. Впереди, уже завтра, 25 апреля, начинается Страстная неделя. Вечность упрямо вторгается в повседневность. И за Страстной обязательно - Пасха - праздник Воскресения Христова.
Каждое шестое воскресенье Великого поста, ровно за неделю до праздника Пасхи, все православные христиане празднуют Вербное воскресение, которое в 2016 году будет отмечаться 24 апреля. С чем связан этот день, почему именно Вербное воскресенье, какие традиции и обычаи сопровождают этот праздник — в этом мы сейчас и попробуем разобраться.
Вербное воскресение — это день входа Иисуса в Иерусалим. В православной церкви этот праздник носит название Вход Господень в Иерусалим. После того, как Христос воскресил Лазаря, молва о нем прошла по многим городам Израиля, люди поверили, что он именно тот царь, который спасет их от рабства. В те времена было принято правителям въезжать в город на осле. Таким образом, он заявлял, что пришел с миром. Поэтому Иисус так и поступил. А народ Иерусалима в свою очередь тоже, как подобает встречать правителя, приветствовал мессию пальмовыми ветвями, а некоторые преподнесли к ногам Иисуса свою одежду.
Наверно у каждого православного христианина хотя бы раз в жизни возникал вопрос о том, каким образом связана верба с тем, что Христос вошел в Иерусалим и его приветствовали как царя с пальмовыми ветвями? Это объясняется тем, что не во всех странах, где исповедуют христианство, есть пальмы. Поэтому в странах их заменяют ветвями деревьев, которые расцветают первыми весной. Поэтому у нас пальмовые ветви были заменены вербой. Кроме того, у нас это дерево символизирует добродетель, обновление, новую жизнь.
Традиции и обряды в Вербное Воскресенье
Еще в древности этот праздник отмечался с особым размахом, гуляние устраивалось во многих городах — Москва, Ростов, Новгород и другие. Однако с течением времени этот день стали праздновать более скромно. Но некоторые традиции бытуют и в наше время.
Например, в ночь на Вербное воскресение принято проводить в храме освящая ветки Вербы, заранее сорванные около ближайших рек. Утром же было принято слегка бить ветками вербы своих детей со словами: «Не я бью, верба бьет!». Таким образом, родители очищали своих детей от сглазов, порчи, злых духов. Тот же обряд проводился и с взрослыми. Многие верили, что это поможет привлечь здоровье, быть более крепким и сильным.
Надо заметить, что ветки вербы которые собирались нести в храм на освящение нужно срезать только с молодых деревьев, на которых еще нет засохших веток и повреждений. Также, согласно народным поверьям, в Вербное Воскресенье нельзя брать ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем. Не рекомендовалось брать ветки с деревьев, которые склоняются над водой, ведь по ночам на них могли отдыхать водяные и русалки.
Также, чтобы никакая хворь и болезнь не прицепилась, люди проглатывали почки освященной вербы. Этот обряд использовали и для привлечения удачи в новых начинаниях. Многие в те времена перед тем, как начинать какое-то важное дело, съедали три почки.
Девушки, которые хотели выйти замуж за определенного парня, весь день, с утра и до самого вечера думали об этом парне. И уже в скором времени готовились к свиданию.
А вот, чтобы увеличить свой достаток, в древности люди сажали цветок или же пересаживали комнатные растения. Считалось, что такие растения и приносят богатство в дом. Если же цветок завянет, то никакой прибыли не будет, а даже наоборот, верили, что вскоре ждут огромные финансовые потери. Поэтому этот цветок пытались хранить и ухаживать за ним особенно тщательно.
Ветки вербы, принесенные из храма, хозяйки сохраняли целый год, и ставили их в переднем углу избы у иконы. Когда же весна вступала в свои права, то, люди выгоняли скот именно этой веткой. Согласно поверьям это способно уберечь скот от болезней.
Когда же начинался посевной сезон, то на поле обязательно втыкали в землю ветки вербы. Так они верили, что это способствует богатому урожаю, и спасает его от напастей.
Многие женщины почки этого растения пытались сохранить на случай болезни. Когда же в доме кому-то нездоровится, то жены пекли пироги с почками вербы, добавляли их в воду и чай и ждали скорого выздоровления.
Очень часто в этот день устраивались так называемые вербные базары, где и устраивались пышные гулянья, продавали множество товаров и устраивали разные карусели и игры. Одним из основных обычаев таких ярмарок продажа вербных херувимов (ветки вербы, украшенные ангелами).
Как и во все великие церковные праздники, так и в этот день нельзя работать и готовить горячие блюда. Поэтому женщины готовили для своих домочадцев заранее. При этом стоит отметить, что праздничный стол должен был быть умеренным, так как еще продолжается Великий пост.
Заговоры и привороты в Вербное Воскресенье
Как и любой праздник, Вербное Воскресенье обладает потрясающей магической силой.
В Вербное воскресенье девушки делали приворот на вербу. Для этого рано утром находили молодую вербочку, ломали на ней небольшую веточку и говорили приворотные слова: «До тех пор, пока верба за иконой лежать будет, до тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь». После эту веточку вербы хранили в доме за иконами.
Есть еще один вариант любовного заговора в Вербное Воскресенье. До восхода Солнца девушка должна наломать веточек с вербы и со всей верой и любовью заговорить их: «Как Вербное воскресенье в радость всему миру православному, так бы я была в радость моему милому, рабу Божьему (имя). Как ждет люд крестьянский звона колокольного к обедне праздничной, так бы раб Божий (имя) ждал меня, поджидал меня, в людской толпе искал меня, в окне выглядывал, всюду высматривал. И кидался бы, и бросался бы на встречной тропе и тянул ко мне руки белые. Как не будет Вербный праздник церковью забыт, так и не забудет меня никогда раб Божий (имя). Аминь».
Заговоренные веточки девушка должна хранить у себя в спальне, пока не сбудется то, что она пожелала.
Похожий способ любовного приворота на вербу существует в цыганской магии, известной своей необыкновенной силой. В праздник Вербное воскресенье сломайте несколько веточек вербы, принесите их домой и перевяжите красной тесьмой, приговаривая при этом: «Вербный узел мою любовь свяжет. Пока узел связан, никто мою любовь не развяжет. До тех пор пока верба за иконой лежать будет, до тех пор меня раб Божий (имя возлюбленного) не разлюбит, не забудет. Аминь».
Веточки вербы положите за икону и никогда не выбрасывайте, иначе вы сломаете жизнь и себе и своему любимому.
В народной магии существует очень сильный заговор в Вербное воскресенье, который помогает людям, страдающим от мигрени. Чтобы навсегда избавиться от головной боли в праздник надо тщательно расчесать волосы, снять с расчески волоски и положить их в воду. Потом следует пойти к вербе, вылить эту воду под корни и сказать заговорные слова: «Вода, иди в землю вместе с головной болью».
Приметы на Вербное воскресение
На прародители считали, что веточки вербы обладают целительными свойства. Верба считалась волшебным талисманом для всей семьи — веточкой прикасались к близким людям, желая им здоровья и счастья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. В праздник Вербное Воскресенье целители на весь год делали из вербы различные отвары и порошки от самых разных болезней. Мужчины носили почки вербы в качестве талисмана для придания физической силы юноши, а девушки - для помощи в зачатии ребенка.
Согласно древним поверьям, в этот день никто не выгонял скот на улицу, так как верили, что его обязательно испортят злые духи. А девушки в Вербное воскресенье обязательно расчесывали волосы, приговаривая: «Вода, иди в землю вместе с головной болью». А затем клали расческу в воду и поливали этой водой вербу.
В древности верили, что какой ветер дует в Вербное воскресение, такой будет и все лето, если же в этот день будет теплая и ясная погода, то вся деревня готовилась собирать хороший урожай фруктов. Если же «на Вербной мороз — яровые хлеба хороши будут».
Вербное Воскресенье - это великий день для истинного христианина. События, соответствующие этому времени, в Библии предшествуют главному празднику всех православных - Пасхе.
Каждый христианин знает, что такое Страстная неделя. В это время страдания и испытания Иисуса Христа на его земном пути достигли пика. Вербное Воскресение предшествует этой Страстной седмице.
Церковное название праздника — Вход Господень в Иерусалим. По легенде, в этот день Иисус въехал в Иерусалим на ишаке. После того, как он воскресил Лазаря, люди подумали, что наступило славное и светлое время, и все будет хорошо. Этот праздник поистине светлый и добрый, ведь Сына Божьего встречали с почетом и уважением, бросая под ноги его ослу цветы и держа в руках пальмовые веточки. Пальма в то время означала символ торжественного приветствия и благоговения. Таким образом встречались только правители. Иисус же знал, что ему придется подарить людям не лучшую жизнь на Земле, а прощение Творца, которое станет пропуском на небеса.
Этот день как бы укрепляет нашу веру перед Страстной неделей, давая нам сил на преодоление последних дней поста. Постарайтесь попасть на утреннюю службу, однако если у вас не получится этого сделать, прочитайте дома. Желаем вам удачи, крепкой веры и не забывайте нажимать на кнопки и