Слайд 2
пятый учительский пять пятеро третий утроить пятёрка учитель учить рассказчик книга трое птицы сварщик ключик цветочек
Слайд 3
пятёрка учитель птицы книга "5" ключик рассказчик сварщик цветочек
Слайд 4
Каким способом образованы существительные: ключик цветочек сварщик рассказчик цветок //ч ключ рассказ сварить -ик- -ек- -чик- - щик -
Слайд 5
ТЕМА УРОКАУпотребление суффиксов существительных -чик-, - щик -,-ек -, - ик-
1. Познакомиться с … 2. Учиться …
Слайд 6
Слайд 7
После букв д – т, з – с, жпишется суффикс –чик-.В остальныхслучаях пишется – щик-
Слайд 8
В суффиксе -ЕК- беглая Е исчезает, Если падеж изменяют. А в суффиксе -ИК- гласный И сохраняется, Когда существительное склоняется.
Слайд 9
Слайд 10
Образуйте с помощью суффиксов –ЧИК-, -ЩИК- от данных слов имена существительные со значением лица: экскаватор проходить арматура фрезеровать паркет гардероб прокат разгрузить копировальный разносить смазать проектировать
Слайд 11
экскаваторщик арматурщик паркетчик прокатчик копировальщик смазчик проходчик фрезеровщик гардеробщик разгрузчик разносчик проектировщик
Слайд 12
Назови представителей животного мира, используя суффикс - ИК-
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
1.В каких суффиксах существительных надо писать букву Ч: А) пулемёт...ик, Б) груз…ик, В) камен…ик, Г) перевоз…ик, Д) буфет…ик, Е) кладов…ик, Ж) перебеж…ик. 2.В каких суффиксах существительных надо писать букву Щ: А)смаз…ик, Б) бетон…ик, В) рез…ик, Г)пиль…и, Д)доклад…ик, Е) контор…ик, Ж) разнос…ик. 3.В каких суффиксах существительных надо писать букву Е: А) замоч…к, Б) рубч…к, В) росточ…к, Г) уголоч…к, Д) цветоч…к, Е) мост…к. 4.В каких суффиксах существительных надо писать букву И: А) ключ…к, Б) кузнеч…к, В) шнуроч…к, Г) попугайч…к, Д) стол…к, Е) дождич…к, Ж) камеш…к.
Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс – ек-, а в каких – ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.
Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?
Это объясняется исторически сложившимися особенностями русского языка, которые проявились в процессе его развития, и оттенками значения.
Суффикс -ек-используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.
Гласные в суффиксах существительных ек и ик подчиняются определенному грамматическому правилу. Так, буква е в этой единице словообразования употребляется, когда гласная при склонении “убегает”: листочек – листочка, ботиночек – ботиночка, вареничек – вареничка.
Если же при склонении гласная остается, то в суффиксе пишется буква и: нолик – нолика, кролик – кролика.
При этом предшествующая согласная не влияет на то, какая гласная будет писаться, правило действует и для слов с корнем на шипящую, и для всех остальных.
Необходимо не путать суффиксы ек и ик, где гласные чередуются, с таким суффиксом, как -чик-, который всегда пишется с и: телефончик, пенальчик. Чтобы такой путаницы не происходило, необходимо правильно выделять корень слова.
В русском языке есть чередующиеся суффиксы -ек- и -ик-, которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть свое значение: суффикс -ек- может добавлять словам пренебрежительности, а ик – указывать на принадлежность человека к какой-либо области деятельности либо его состояние. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом ик. Чтобы применить грамматическое правило, нужно верно выделить корень слова.
Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встречаются в морфемном составе существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
В морфемном составе многих существительных нет суффикса -к- , например, не будем его искать в непроизводных словах:
Суффикс -к- имеет уменьшительно-ласкательное значение и образует от существительных новые слова с этим оттенком значения, например:
С помощью суффикса -к- от глаголов образованы существительные со значением процесса или результата действия, например:
Суффикс -ек- аналогично образует существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Встречается он после шипящих в словах:
В этом безударном суффиксе пишется буква «е» , если в нем выпадает гласная при образовании формы родительного падежа единственного числа существительного:
бара́ш е к - нет бара́ш к а.
Напротив, в существительном мужского рода пишется суффикс -ик- , если в нем не происходит исчезновения гласной в форме родительного падежа единственного числа, например:
Приведем примеры слов, имеющих суффикс -ик- в морфемном составе:
В морфемном составе существительных под ударением после шипящих согласных «ж», «ч», «ш» , «щ» пишется суффикс -ок- :
При образовании новых слов с помощью суффикса -ок- в корне происходит чередование согласных, например:
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик -, -чик — и —щик -, -ок- и -ек -, -оньк- и -еньк -, -ец- и —иц -. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.
Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:
желт а, тиш а, прочн , пуст а, бег я, болт я
Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.
Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек- . А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик- .
Например: ключ – ключ а
сарай – сарай а
лист – лист а
замоч – замоч а
Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш . Например, вклад , автомат , смаз , перебеж , разнос .
Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш . Например, фонар , камен , барабан , дрессиров .
Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!» . Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.
В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк- , -онок- после шипящих и ц под ударением пишется о , согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих будет писаться е .
Например: звоноч (суффикс находится в безударном положении, поэтому пишем е ); крюч (суффикс находится под ударением, поэтому пишем о ), горош , друж , собач а, доч а.
Правописание суффиксов -ец- / -иц- зависит от рода существительного, в котором пишется этот суффикс.
Суффикс -ец- пишется у существительных мужского рода , например: красав , брат , мороз .
Суффикс -иц- пишется у существительных женского рода , например: красав а, метел а.
При склонении суффикс -ец- теряет гласную е, например: красав а, брат а.
А в суффиксе -иц- при склонении гласная и сохраняется, например: нет красав ы, нет метел ы.
У существительных среднего рода выбор суффикса -ец- / -иц- зависит от ударения.
Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода надо писать суффикс -ец- , например: письм .
Если ударение предшествует суффиксу, то надо писать суффикс -иц- , например: кр сл е.
Суффиксы -оньк- / -еньк- не всегда используются после шипящих.
Суффикс –оньк- пишется у существительных после твёрдых согласных , например: берёз а, Лиз а, лис а.
Суффикс -еньк- пишется только после мягких согласных или после шипящих , например: Вал а, туч а, Зо а.
Исключения из этого правила : за а, па а, ба и.
От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : маменька, папенька. Формы папанька и маманька являются просторечными, а значит, ненормативными .
Написания типа Анниньк а, Лизаньк а, Марфиньк а, полосыньк а, встречающиеся в произведениях художественной литературы, являются ненормативными, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном русском языке нет.
После шипящих под ударением в суффиксах существительных, образованных от глаголов, нужно писать гласную ё . Например: ночёвка, корчёвка.
Домашнее задание
1) Вставьте пропущенные буквы.
В училище готовили шлифов…иков, набор. иков и переплёт…иков.
Смаз. ик смазал колёса вагона.
Фонар…ик зажёг старые фонари.
Извоз…ик перевозит людей.
Камен. ик, стеколь. ик и водопровод…ик ремонтировали дом.
Рез…ик по дереву работал с краснодерев…иком, гранит…иком и облицов. иком.
2) Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?
3) Вставьте пропущенные буквы.
Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, мешоч…к, шалаш…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн. шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц.
Цели.
Ознакомить с суффиксами -ек
, -ик
, со способом действия при выборе суффиксов -ек
,
-ик
; повторить и закрепить знания о составе слова.
Оборудование. Учебник «Русский язык», 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм «В стране невыученных уроков».
Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:
– Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?
Дети. Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.
У. Что такое яблоко?
Д. Яблоко – это плод дерева яблони.
У. О многообразии слова «яблоко» расскажет.
Рассказывает подготовленный ученик.
Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.
Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».
У.
Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (ябло
ко
).
Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.
1. Яблоку негде упасть
2. Яблоко раздора
3. Конь в яблоках
4. Как румяное яблочко
5. Яблоко от яблони недалеко падает
Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами
Очень красивое
Это то, что приводит к ссоре
Тесно
Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.
У. Объясните смысл пословицы.
Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.
У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.
Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.
– А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».
Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.
– Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.
Дети выполняют задание.
– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».
У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.
– Запишите эти слова.
– Какие корни в словах ключик, замочек ?
У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.
Д. -ик , -ек . В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.
У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?
Д. В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится.
У.
Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек
,
-ик
?
Д. Гласные в суффиксах -ек , -ик надо проверять.
У.
Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов
-ек
,-ик
«.
У.
Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?
Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
У.
Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.
На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:
Неударяемые гласные в суффиксах
Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник,-чик) и -ек .
Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например:
столик - столика, дворник - дворника, стаканчик - стаканчика, но: ножичек - ножичка, овражек - овражка, барашек -барашка.
В помощь школьнику
Упражнение: раздел морфология, слов 225
Не знаю, случалось ли вам когда-нибудь наблюдать лунную ночь в горах, когда из-за скалы только что прорежется красный диск и по всему ущелью побегут тени и блики, а над рекой разольётся жиденький туман, сквозь который слабо угадываются каменистые берега и чуть-чуть виден тусклый свет чабанского костра,- в такую минуту всё предстаёт перед вами картиной заманчивой и новой. Какая-нибудь паршивая, до крайности облысевшая круча, на которую при дневном свете и смотреть не хочется, теперь выглядит такой скалой, такой великолепной и гордой, что нельзя к ней и приступиться. Невысокий кустарник, такой, что днём, проезжая мимо, никто на него не поведёт и глазом, в лунном же сиянии сделался таким нарядным, закурчавился так пышно, что уже напоминает собой виноградник где-нибудь на берегу Чёрного моря. Сосновый лес на горе темнеет грозной тучей, а поверх этой тучи переливается горячая бронза, пастушья кошара у скалы, самая простая кошара, каких здесь немало, кажется не иначе, как сказочным теремом, приютившимся на красивом взгорье. Но вот наступает утро, на синем-синем небе играет солнце - и обман вмиг исчезает. Нет ни тумана над рекой, ни розовых бликов: всё под ярким светом обрело и обычную форму и должную окраску; и жёлтые, опалённые зноем скалы, и небольшая глиняная круча, изрытая, как оспой, щуровыми гнёздами, и тощий кустарник, и река в глубоких берегах, и серые стволы сосен, и тёмная, обмазанная кизяком кошара - всё, всё было просто и обыденно.
С. Бабаевский, Свет над землёй.
Подчеркни:
написание -тся и -ться в глаголах (6);
наречия (6);
частицы не и ни (8).
xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai
Примеры
Правило
Суффиксы
1. -ЧИК, -щик
В существительных, которые обозначают людей по роду их занятий или действий, после согласных д, ж, з, с, т пишется -чик, после других согласных пишется -щик.
Примечание. 1. Мягкий знак перед суффиксом -щик пишется только после л.
/1 ер еводч ик, перебежчик, возчик, разносчик, переплетчик; но: каменщик, наборщик, строгальщик
стекольщик, угольщик; но: банщик, сменщик
ремонтщик, брилли- антщик
Примеры
Правило
Суффиксы
2. -ек, -ик (-чик)
Если при склонении существительного гласный выпадает, пишется -ек, если сохраняется - пишется -ик(-чик) носочек (носочка), горошек (горошка), крючочек (крючочка); но: стулик, стульчик (стулика, стульчика), кирпичик (кирпичика);
и
-ЄНК-, -инк-
(суффиксов
-ыньк-,
-иньк-
в современном русском языке нет)
Суффикс -ок пишется после шипящих под ударением
В словах мужского рода пишется -ец, в словах женского рода -иц-а
В словах с ударением на окончании пишется -ец-о, в словах с ударением на основе-иц-е
В словах, образованных от существительных на -ИЦ-, -ин-, пишутся -ИЧК-, -инк-. В остальных случаях -ечк-, -енк-
Уменьшительно-ласкательные суффиксы -оньк-, -еньк- пишутся всегда с ь. Суффикс -оньк- пишется после твердых согласных, а -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и после гласных. Исключение: паинька, баиньки, заинька.
Суффиксы, придающие слову пренебрежительное значение, пишутся без ь.
сапожок,
петушок, сучок;
ушица, лу-
хлебец, жица:
письмецо, пальтецо, но: креслице, маслице;
луковица - луковичка, рукавица - рукавичка, соломина- соломинка, горошина - горошинка, завалина-зава
линка: но: семечко, кошечка, Зоечка, черкешенка
кисон ька, лисонька,
полосонька, козояька, детон ька,
но: маменька, Петенька, рученька, ноженька, М ишенька,
Зоенька:
Суффиксы
Правило
Примеры
Суффикс -онк- пишется после шипящих под ударением, после остальных согласных пишется -енк-
От слов на -ня уменьшительные существительные образуются путем прибавления к основе род. пад. множ, числа суффикса -к-
В существительных ср. рода пишется -ышк-,
-юшк-, в существительных мужск. и женск. рода пишутся -ушк-, -ЮШК-,
-ышк-, а также -ишк-
После этих суффиксов в одушевленных существительных мужского рода и в словах женского рода пишется окончание -а
В словах среднего рода и в неодушевленных существительных мужского рода пишется окончание -о
пишется с буквой и
пишется с буквой е
мальчонка, ручонка, ножонк а, клячонка,
но: хатенка, избенка, шубенка:
готовальня - готова- вами - готова.генка, вишня - вишен -вишенка, пашня - пашен - пашенка, башня - башен - башенка,
но: деревня -дере
вень-деревенька, кухня- кухонь- кухонька:
солнышко, перышко, морюшко; соловушка, коровушка, клинышек;
сынишка, соседушка, дедушка, девушка, матушка;
полюшко, заборишко, сукнишко, донышко
низина, крутизна, меньшинство:
суета, нищета, плавучесть, че.гоеечество
scicenter.online
ЗНАТЬ: об образовании существительных с помощью суффиксов –ок-, -ек- -онок-, -ик-, -чик-, -щик- и условиях выбора в них гласных о-е, е-и.
УМЕТЬ: применять способ действия для правильного написания суффиксов –чик-, -щик-; владеть способом действия при выборе суффиксов –ек-, -ик-; применять правильно правило при выборе о-е в суффиксах существительных после щипящего.
ХОД УРОКА
Учитель. У нас сегодня урок-взаимообучение. Вы будете работать в 4-х группах. Каждый член группы будет иметь свой номер и свою тему (на изучение тем отводится 2 урока). Мы рассмотрим 3 темы:
Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик). Орфограмма № 33
Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. Орфограмма № 34
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Орфограмма № 35
Чтобы учащимся был понятен ход урока, воспользуюсь орг. схемой урока:
1) организационный момент (3 минуты)
4-й этап – все эксперты возвращаются в основные группы и выполняют задания (7 минут)
5-й этап - все эксперты переходят из основных групп в рабочие, чтобы проверить правильность выполнения задания(при появлении спорных моментов, можно обратиться за консультацией к учителю или воспользоваться контрольной карточкой); все эксперты возвращаются в основные группы для взаимопередачи тем. (5 минут)
в основных группах происходит взаимопередача тем. (5 + 20 минут)
7) у выполнение самостоятельной работы каждым учеником. (15 минут)
8) Rf рефлексия (заполнение учащимися последней графы таблиц) (5 минут)
условные обозначения:
У - учитель
у - ученик
э1, э2, э3 - эксперты
Основные группы
Рабочие группы
1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Когда учащимся понятен ход урока и они видят его в перспективе, понимают чем они будут заниматься на уроке, можно начинать работу….
2 ЭТАП Учащиеся работают в основных группах по 3 человека в каждой (всего 4 группы) Учащиеся под номером один получают карточку –помощник9показан порядок работы каждого ученика) и учебное задание:
КАРТОЧКА – ПОМОЩНИК для № 1
ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА
1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.97. Прочитай предложенный Т/М под *, ответь на вопросы
2) Прочитай правило (орфограмму № 33), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.
3) Составь о/к или схему орф. № 33 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)
КАРТОЧКА
Спишите. Вставьте согласные Ч или Щ. Объясните свои действия. Выделите суффиксы.
Морожен...ик, буфет...ица, копиров...ица, груз...ик, коптиль...ик, фонар...ик, сбор...ик, разнос...ик, спор...ик, обман...ик, буриль...ик, перебеж...ик, зелен...ик, аппарат...ик, перепис...ик, 6ан...ик, вязаль...ик.
1. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
7. Этап.
КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 2
1. Этап. Внимательно слушай учителя!
2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.
ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА
1)Самостоятельно поработай с т/м на стр.100.
2) прочитай правило (орфограмму № 34), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.
3)Составь о/к или схему орф. № 34 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)
4)Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.
3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.
4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.
КАРТОЧКА
Спишите. Вставьте гласные Е или И. Объясните свои действия.
Арбуз...к - ..., горош...к - ..., бараш...к - ..., аппарит...к - ..., бегемот...к - .... сыноч...к - ..., грибоч...к - ..., берет...к - ..., височ...к - ..., билет...к - .... блокнот...к - ..., брат... к - ..., внуч...к- .... самолет...к - ....
5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.
Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.
КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 3
1. Этап. Внимательно слушай учителя!
2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.
ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА
1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.101.
2) прочитай правило (орфограмму № 35), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.
3) Составь о/к или схему орф. № 35 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)
4) Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.
3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.
4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.
КАРТОЧКА
Спишите. Вставьте гласные Е или О. Объясните свои действия.
боч...к, бараш...к, снеж...к, барсуч...нок, веноч...к, башмач...к, височ...к, бельч...нок. береж...к, песоч...к, бож...к, внуч...к, списоч...к, платоч...к, пастуш...к.
5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.
6. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.
2. Убедись, что они правильно поняли тебя.
3. Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.
4. Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.
Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).
7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.
Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Закрепление орфограмм № 33,34,35
Налад…ик, приказ…ик, овраж…к, воротнич…к, петуш…к, стаканч…к, домен…ик, пенёч…к, амбар…к, прыж…к, сверч…к, кладов…ик, друж…к, сплав…к, учет…ик.
УРОВЕНЬ “3”
Спишите, графически обозначьте изученные орфограммы.
УРОВЕНЬ “4”
Запишите слова в три столбика по видам изученных орфограмм. Графически обозначьте изученные орфограммы.
УРОВЕНЬ “5”
А) выпишите словосочетания “глаг. + сущ.”. Графически обоснуйте правописание.
б) добавьте к словам суффиксы –чик или –щик. Запишите слова соответственно в две колонки.
Перевд…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, прогуль…, подряд…, бунтов…, набор…
В) Исправьте ошибки, графически обозначьте орфограмму.
Магнитек, лужочик, натюрмортек, огурчик, орешек, пакетек, парашютек, паравозик.
ЛИСТ ВОПРОСОВ
(для организации работы в группе по уяснению изучаемого материала)
НА ПОНИМАНИЕ;
Я правильно понял, что...?
Я не совсем понял, что...?
Я не согласен с тем, что...?
Как можно сказать другими словами...?
Прошу ещё раз повторить...?
Приведи пример того, как...?
В чём заключается основная мысль сказанного?
ВЫРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ;
Я не знаю, какая буква пишется в слове...
Я знаю, какая буква пишется в слове..., но не знаю, почему.
Я не могу применить правило к данному слову.
Я не уверен в том, что...
ОФОРМЛЕНИЕ ОТВЕТА;
Я считаю, что...
Я предполагаю, что...
Так как..., следовательно,...
Если..., то...
Хочу сказать, что...
Хочу обратить внимание на...
Рассмотрев данный пример, я пришёл к выводу, что
Можно сделать вывод, что...
Как организуется задание по карточкам.
Каждый из №/№ 1,2,3 работает над своей карточкой, затем сев для работы в рабочие группы, учащиеся проверяют задание по цепочке, читая по одному слову из карточки и объясняя правописание суффиксов или гласных в суффиксах существительных. При выявлении каких-либо несоответствий в ответах, члены группы могут воспользоваться контрольной карточкой или консультацией учителя.
Как организуется самостоятельная работа учащихся.
Работаю по системе ИОСО (индивидуально ориентированная система обучения), поэтому предлагаю учащимся разноуровневые задания
При выполнении разноуровневых заданий нужно исходить из следующего:
Дата_____________________________________
Систематически предлагая учащимся разноуровневые задания, я постепенно подвожу их к осознанному восприятию четвертной и годовой оценок, что немаловажно (ребенок должен постепенно привыкать к своей итоговой оценке, она не должна быть следствием случая).
Организация работы в группах
На данном уроке работают основные группы из 3 человек и рабочие группы из 4 человек.
Список групп заранее составлен и вывешен, там же указано место сбора каждой группы. Состав группы контролирует учитель.
При работе в рабочей группе распределены роли:
АНАЛИЗ УСВОЕННОСТИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ.
Ф.И. | о/к, вызвавший наибольший интерес | № орф. для с/раб. |
№ изучаемых орфограмм | Орф. , вызвавшие затруднения. | Оценка за с/раб. | ||||
33 | 34 | 35 | 33 | 34 | 35 | ||||
1. Андреев А. | * | 34 | 4 | 5 | + | + | * | 4 | |
2. Артамонов А. | 33 | 4 | 4 | + | + | ! | 3 | ||
3. Баранов С. | ** | 35 | 4 | 4 | + | + | + | 4 | |
4. Васильева Ю. | 34 | 5 | 5 | * | + | + | 4 | ||
5. Заверюха Д. | ** | 33 | 4 | 4 | + | + | + | 4 | |
6. Иванов Д. | * | 33 | 5 | 5 | + | + | + | 5 | |
7. Литвинов С. | 35 | 3 | 4 | + | + | + | 3 | ||
8. Мельникова О. | 35 | 4 | 3 | + | + | + | 4 | ||
9. Новомодный В | *** | 33 | 5 | 5 | + | + | + | 5 | |
10. Пасечник В. | ** | 34 | 4 | 5 | + | + | + | 5 | |
11. Попова М. | 33 | 4 | 5 | + | + | + | 5 | ||
12. Смолина Н. | * | 35 | 5 | 4 | + | + | + | 5 | |
13. Фадеев Д. | * | 34 | 5 | 5 | + | + | + | 5 | |
Орф. усвоил, всё понятно;
* орф. усвоил, но хотел бы ещё поработать;
С орф. не разобрался, нужна помощь.
В графе “№ изучаемых орфограмм” учащиеся выставляли оценки за качество передаваемых орфограмм.
Всего в классе 13 человек
Выполняло самостоятельную работу 13 человек
Общая успеваемость: 100%
Качество успеваемости: 84,6%
Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик ; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик ; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше
знакомство с удивительным, огромным миром
суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена
трудная, но интересная работа, так как они
образовывают новые слова, обогащают наш язык.
Каждый суффикс имеет свое определенное значение,
учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более
интересным, разнообразным, если мы в течение
урока будем помогать друг другу, вместе решать
сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне
надо правильно написать слово переписчик
.
(На доске
– перепис…ик
). Я не знаю,
какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не
подскажете? (Заслушиваются варианты ответов
.)
Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую
орфографическую проблему вы обнаружили?
– Произношение не соответствует написанию.
– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.
II. Изучение нового материала.
– Откройте тетради, запишите число, тему
“Буквы ч
и щ
в суффиксе имен
существительных -чик (-щик)
”.
А теперь, ребята, давайте образуем при помощи
суффиксов -чик, -щик
слова. Я вам буду
читать лексические толкования слов, а вы –
образовывать слова. Ответы будем записывать на
доске.
– Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч
,
и с буквой щ
в суффиксе. Буквы разные, а
что общего в этих словах, в этих суффиксах?
Эти суффиксы образуют существительные со
значением лица, обозначают людей какой-либо
профессии, специальности, по роду их занятий.
Значение суффиксов определили. А
орфографическую проблему еще не решили. Еще раз
внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте
ответить на вопрос: когда в суффиксах
существительных -чик, -щик
пишется буква ч
,
когда – щ
? Может быть, вы заметили
какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются
варианты ответов
.)
– Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1 .)
Таблица № 1
– Итак, делаем вывод: в суффиксе
существительных -чик (-щик)
после букв д,
т, з, с, ж
пишется буква ч
; в остальных
случаях пишется буква щ
. Опознавательный
признак орфограммы – согласной – стечение
согласных.
А теперь обратимся к началу урока: какую же букву
мы пишем в слове перепис…ик
? Почему?
III. Закрепление изученного.
– Давайте проверим то, как мы поняли новую тему.
Для этого у доски выполним упражнение 197.
(Учащиеся работают парами, пишут слова,
графически обозначая условия выбора изучаемой
орфограммы).
Ребята, а сейчас представьте, что вы
корреспонденты и должны написать ко Дню
строителя статью о новостройках нашего села. О
людях какой профессии вы напишете? Какие слова с
суффиксами -чик, -щик
вам в этом помогут? (Учащиеся
за определенное время составляют небольшие
тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик,
стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик,
экскаваторщик, крановщик, водопроводчик
и
объясняют правописание суффиксов
).
Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары
слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс
или разные суффиксы имеются в этих парах
существительных? (Учащиеся читают и разбирают
следующие пары слов: сарайчик – грузчик,
магазинчик- летчик, стульчик – объездчик,
карманчик – подписчик
).
– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.
– А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.
Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2 .)
Таблица № 2
– Следующие задания – выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками – еще раз проверят насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.
IV. Выборочный диктант.
-щик: сборщик, шарманщик, сварщик
-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик
-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик
V. Работа с индивидуальными карточками.
Карточка № 1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.
Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…
Карточка № 2.
Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…
– А сейчас, ребята, я вам сыграю на гитаре и спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.
Барабан был плох. Барабанщик – бог.
Ну, а ты была вся лучу под стать.
Так легка, что могла
Ты на барабане танцевать.На Тихорецкую состав отправиться.
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные.
Платочки белые /3 раза.
Платочки белые, глаза печальные.Фонтан черёмухой покрылся.
Бульвар французский был в цвету.
“Наш Костя, кажется влюбился,” –
Кричали грузчики в порту.
VI. Выводы.
– Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?
VII. Домашнее задание.
Выучить орфограмму. Выполнить упражнение 199 – письменно, 200 – устно.