День добрый, дорогой друг!
Умный дальновидный человек решения принимает взвешенно. И прежде чем занять своего ребенка шахматами, он непременно спросит себя: Что дают шахматы детям и взрослому человеку?
Как они будут влиять на развитие маленького человека и что могут принести ему в будущем, когда он вырастет?
Полагаю, вряд ли кто-то будет оспаривать позитивное влияние шахмат на развитие интеллекта. В этом вопросе как правило сходятся во мнении все. И родители и специалисты, и даже далекие от шахмат люди.
Менее заметным, на непосвященный взгляд, является влияние шахмат на развитие личных качеств ребенка. Мы обсуждали это в . Влияние есть и немалое.
Ответ такой:
Если вы в 20 лет не умеете играть или играете плохо, — войти в шахматную элиту не получится.
В истории был только один подобный случай. Ефим Боголюбов познакомился с шахматами в 18 лет.
Однако тогда было другое время. Сегодня это невозможно. Увы, поезд ушел. Надеюсь, не слишком вас огорчил.
С точки зрения вероятности достижения спортивных успехов, принцип такой: чем раньше, тем лучше. 4-5 лет – вполне оптимальный возраст для знакомства с шахматами. Через полгода -год можно переходить к занятиям, желательно под руководством специалистов .
В сегодняшней статье хотел бы обратить внимание еще на один важный аспект увлечения шахматами: Кроме интеллектуального и личностного развития, они могут оказаться своеобразным трамплином в построении карьеры в других областях.
Ничто так не сближает людей, как общее увлечение.
Мои друзья детства – шахматисты остались лучшими друзьями на всю жизнь. Почти никто из них не стал шахматным профессионалом и мы частенько пересекались по работе. Но мы всегда знали и знаем – мы «свои». И поддержим друг друга несмотря не на что.
Даже в беседе с незнакомым доселе человеком, если вдруг выясняется, что мы оба шахматисты, разговор сразу становится теплее.
Лет 15 назад ваш покорный слуга пришел на собеседование в одну солидную фирму на должность начальника отдела. Разговор с руководителем вакансии был деловит и суховат ровно до того момента, пока случайно не выяснилось, что мы оба шахматисты. Я мастер, он любитель.
Беседа сразу пошла на волне взаимопонимания. В разговоре, в отношениях важна «химия». Взаимные позитивные эмоции. Химия возникает на базе чего-то общего, что затрагивает струны души. В данном случае это общее – шахматы.
К моему удивлению, руководитель сделал предложение о работе прямо на собеседовании, что обычно является редкостью.
Еще один пример:
Будучи студентом политеха, ваш покорный слуга частенько приезжал в родной город. И «отдыхал» в шахматном клубе, «стуча в блиц» с любителями и разрядниками навылет. Как-то после редкого «вылета», сидя «на банке» (в очереди на игру) разговорился с одним из своих соперников.
Он оказался начальником цеха на Северстали. Известный человек, специалист. По фамилии Икконен. Арнольд Константинович пригласил меня в свой цех, присмотреться, познакомиться с производством. Через год я заканчивал ВУЗ. У него был и сопутствующий интерес – я мог значительно усилить цеховую шахматную команду.
Договорились, что делали обсудим ближе у моему окончанию политеха. К сожалению, планам не суждено было сбыться. Арнольд Константинович безвременно ушел из жизни.
Было и еще пара подобных случаев в моей трудовой профессиональной карьере. К чему эти истории?
Я точно знаю, что в моей сети деловых контактов, шахматисты — особая сеть, это «свои» люди. Мы говорим на одном языке . Нет теперь уже не на языке шахмат, но это не так важно. Важно то, что мы «свои».
Потому, что жизнь — борьба)
С этим нехитрым изречение можно соглашаться или не соглашаться. Однако реальность нашей жизни такова, что бойцовские качества совсем не помешают.
Общепризнанно, что шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Шахматная теория содержит в себе все признаки научной дисциплины. Эстетически ценности, создаваемые высококлассной, творческой игрой, оказывают сильное воздействие на духовную сферу человека.
И все же. Большинство любителей шахмат видят в игре прежде всего борьбу.
Важен результат. Без этого шахматы теряют свою привлекательность . Исключить элементы состязательности, азарта, борьбы – означает попросту убить шахматы.
Эммануил Ласкер говорил:
«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»
Серьезные шахматы – это жесткая, а порой и жестокая борьба, мобилизующая весь спектр духовных и нервных сил человека.
Что бы не говорили альтруисты, цель игры – достижение победы. Невозможно выиграть, чтобы другая сторона не проиграла. И этот факт может привести к непростым нравственным проблемам. Связанным с желанием «устранить» соперника.
И иногда шахматист «перегибает палку» в выборе средств.
Еще один «перегиб» — чрезмерные амбиции, не подкрепленные должной работой над шахматами и над собой. Вернее не сами амбиции, а «побочные эффекты» в поведении, возникающие из-за несбывшихся ожиданий.
И это тоже «перегиб».
Завышенная самооценка, подозрительность, зависть, высокомерие – эти свойства характера могут появиться в любой деятельности. В том случае, если молодой человек брошен на произвол судьбы в бурные воды противоборства. В том числе и в шахматах.
Мы с вами знаем, что обучение восточным единоборствам начинается с философии. Ребенку разъясняют, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. Это важно как раз для того, чтобы увлечение не входило в противоречие с окружающим миром и людьми.
И делает это наставник, тренер.
То же и в шахматах. Важно, чтобы ребенок был «под присмотром» специалиста .
Важно также, чтобы ребенок был в сообществе «себе подобных». Для этого и существуют шахматные кружки, секции. Наша школа «Шахматы с Жориком » имеет и дополнительное преимущество – возможность обучения онлайн.
В заключение повторю основную мысль статьи :
Шахматы многогранны по своему влиянию на человека и его жизненный путь. Они могут предоставить дополнительные возможности даже тогда, когда не особенно ждешь .
Шахматные неформальные сообщества, построенные на общем увлечении, могут оказаться очень прочными и приносить пользу в различных областях жизни.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей.
Чем полезны занятия шахматами для ребенка?
1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.
2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.
3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.
4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
Игра в шахматы очень полезна для детей.
Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.
Функции шахмат в развитии детей
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
· Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
· Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
· Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.
На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.
Что дает игра в шахматы ребенку?
В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
Не просто так шахматы известны как «игра королей». Нет никакого сомнения в том, что правители империй и королевств рассматривали данную игру как прекрасную возможность попрактиковаться в стратегическом мышлении и предсказании поведения противника на настоящем поле боя, в противостоянии с другими монархами или захватчиками. По мере того как люди больше узнают о мозге, многие начинают настаивать на том, чтобы шахматы широко использовались в образовании. В чем же заключается столь невероятное воздействие данной игры на мозг? Как она улучшает его работу?
У шахмат всегда была проблема с имиджем - они воспринимались как игра для гениев и людей с уже высоким уровнем IQ. Долгое время велись споры о том, умные люди начинают играть в шахматы или же игра в шахматы делает людей умными. Как минимум одно исследование наглядно показало, что эта игра может повысить уровень человеческого интеллекта. Исследование, проведенное среди четырех тысяч подростков, продемонстрировало значительный рост IQ у тех детей обоих полов, которые четыре месяца учились играть в шахматы.
Так как ваш мозг работает подобно мышцам, ему, как и любой мышце, требуются нагрузки, чтобы избежать травм и истощения. Во время недавнего исследования 75 человек, принявших в нем участие, постоянно занимались мозговой активностью, в том числе и играли в шахматы. И это привело к значительному снижению вероятности развития слабоумия. Собственно, как мышцы, которые не получают физических нагрузок, теряют силу, так и неиспользование мозга ведет к потере его мощности. Это еще одна причина, по которой вам стоит начать играть в шахматы.
В ходе исследования в Германии ученые показали экспертам и новичкам в шахматах различные геометрические фигуры и шахматные позиции и замеряли реакцию людей в вопросе их распознавания. Они ожидали, что левая половина мозга экспертов будет работать намного интенсивнее, но они вовсе не думали, что и правое полушарие будет столь же активным. Время реакции на простые задания также было одинаковым, но эксперты по шахматам лучше использовали оба полушария мозга, чтобы быстрее реагировать на изображения шахматных позиций.
Так как правое полушарие мозга отвечает за креативность, вас не должно удивлять, что его активация помогает вам развиваться с творческой точки зрения. Конкретно шахматы очень сильно повышают вашу оригинальность. В течение четырех лет проводилось исследование, суть которого заключалась в следующем: ученики 7-9 классов должны были играть в шахматы, пользоваться компьютером и заниматься различными видами деятельности в течение 32 недель, а ученые замеряли, какой из видов активности провоцировал наибольший рост креативного мышления. Шахматы оказались на первом месте по всем параметрам креативности - развитие оригинальности мышления победило с большим отрывом.
Игроки в шахматы знают, что данная игра улучшает память. Быть хорошим игроком - значит помнить все ходы, которые совершил ваш противник, а также все время вспоминать, какие из них могут быть в том или ином случае наиболее эффективными с вашей стороны. Это не только пустые слова, есть и научные доказательства. В ходе двухлетнего исследования в 1985 году группе студентов была предоставлена возможность в любое время играть в шахматы. В результате их оценки повысились абсолютно по всем предметам, а преподаватели отметили, что эти студенты стали демонстрировать лучшую память и лучшие организационные навыки. То же исследование было повторено с детьми - и результаты подтвердились. Дети, которые играли в шахматы, стали лучше все запоминать, а их вербальные навыки также улучшились.
Шахматная партия - это как одна большая загадка, которую нужно решить, при этом решить на ходу, так как ваш противник все время меняет условия. В 1992 году в рамках исследования почти полтысячи школьников были разделены на три группы. Первая группа занималась традиционными уроками математики, вторая заменяла математику шахматами, начиная со второго класса, а третья - с первого. В результате в ходе централизованного тестирования оценки третьей группы выросли очень заметно, а также третья группа внушительно обошла первую по результатам.
Очень часто люди ссылаются на исследование 1991 года, в ходе которого были изучены навыки чтения у 53 школьников, участвовавших в шахматной программе. Результаты были оценены и сравнены с результатами тех детей, которые не играли в шахматы. Они четко показали, что игра в шахматы значительно улучшает навыки чтения.
Эксперты по шахматам могут выглядеть как рассеянные, немного странные ученые, но правда заключается в том, что те гримасы, которые они корчат во время игры, являются результатом предельной концентрации, которой требует игровой процесс. И именно концентрацию вы можете улучшить, играя в шахматы. Если вы отвлечетесь или подумаете о чем-то другом хотя бы на мгновение, это может привести к тому, что вы проиграете партию, так как ваш противник не обязан отчитываться вам, как именно он походил. Большое количество исследований по всему миру раз за разом подтверждают, что способность концентрироваться становится лучше благодаря игре в шахматы.
Дендриты - это древоподобные нервные ответвления, проводящие сигнал от нервных клеток к нейронам, к которым они прикреплены. Вы можете представить их как антенны, которые ловят сигнал всех нервных клеток вашего тела. Чем больше у вас этих антенн, тем более эффективно вы сможете принимать сигналы. Изучение нового, например игры в шахматы, позволяет дендритам расти. Однако рост не прекратится, когда вы освоите игру. После этого вы сможете все время состязаться с другими людьми, и каждый поединок будет разным - именно поэтому шахматы являются идеальным способом генерации дендритов.
Если подростки будут играть в шахматы, это может даже спасти их жизни. Одним из элементов мозга, развивающимся в последнюю очередь, является префронтальная кора. Это часть мозга, ответственная за планирование, суждения, самообладание. Таким образом, подростки даже с научной точки зрения являются незрелыми, пока у них не разовьется эта часть мозга. Стратегические игры, такие как шахматы, могут ускорить развитие префронтальной коры и помочь принимать лучше решения во всех сферах жизни. А это, свою очередь, вполне возможно, предотвратит совершение глупых и рискованных поступков, которые чаще всего и ассоциируются с подростковым периодом.
«Конь ходит буквой «Г!» – пожалуй, первое, что приходит на ум, когда речь заходит о шахматах. А ведь эта древняя мудрая игра может стать не только увлекательным занятием для долгих зимних вечеров, но и – не удивляйтесь – помочь в воспитании детей. Запишите ребенка в шахматную секцию, и он наверняка удивит вас. Пусть он и не станет международным гроссмейстером, но поводов для гордости будет достаточно!
Сами по себе шахматы интересны уже тем, что сочетают элементы игры, искусства и спорта. Шахматам не менее полутора тысяч лет. Согласно наиболее распространенной версии, шахматы, вернее игра-прародитель, появились в Индии, и затем через страны Юго-Восточной Азии и Арабского Востока попали в Европу и Африку. Стандартные правила современной игры появились в XIX веке с началом проведения систематических международных турниров.
Мир играет в шахматы много веков подряд. Среди поклонников шахмат были и писатель Лев Николаевич Толстой, и химик Дмитрий Иванович Менделеев, и художник Архип Куинджи, и музыкант Рэй Чарльз. Вашему ребенку любопытно будет узнать, что шахматами увлекаются наши современники – например, символ мужественности и силы Арнольд Шварценеггер.
Итак, на дворе холодно, ребенок гораздо меньше проводит времени на улице, а дома не расстается с компьютером? Идем в шахматную секцию! Вот какие проблемы и задачи помогут решить шахматы:
Так стоит ли записать ребенка в шахматную секцию? Разумеется, стоит, и пусть тихая игра принесет множество громких побед!
В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.
При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.
Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.
Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.
В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи Альфред Бинэ и Петр Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют активизации когнитивных функций, развитию памяти, внимания и областей мозга, отвечающих за принятие решений.
Влияние шахмат на интеллект , безусловно, благостно скажется в любом возрасте. Когда бы вы ни выбрали для себя путь шахматиста, он принесет достойные плоды.