Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Фискальная политика государства план по обществознанию. Фискальная политика государства

Фискальная политика государства план по обществознанию. Фискальная политика государства

План

Введение

I. Теоретически - методологические аспекты фискальной политики

1.1 Понятие фискальной политики

1.2 Виды фискальной политики

1.3 Инструменты фискальной политики

1.4 Государственное регулирование фискальной политики и ее эффективность

II. Особенности фискальной политики в переходном периоде

2.1 Фискальная политика в Российской Федерации

2.2 Фискальная политика в Кыргызской Республике

III. Пути совершенствования фискальной политики

3.1 Стратегия фискальной реформы в Кыргызской Республике

Заключение

Введение

Фискальная политика – это область экономики, непосредственно связанная с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики в переходный период, на примере таких стран как Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Структура данной курсовой работы включает введение, заключение, три главы и список литературы.

В данной курсовой работе выделяются три основные главы – в первой дается общее понятие и представления о сути фискальной политики и ее методах, во второй – сделана попытка проанализировать существующую фискальную политику в Кыргызской Республике и Российской Федерации, в третьей – анализируются пути совершенствования фискальной политики в Кыргызской Республике; проблемы, цели и стратегия фискальной реформы в Кыргызской Республике.

Среди источников информации, использованных при написании данной работы, следует отметить разнообразные книги экономического содержания, сайты, журналы «Банковский вестник» и «Рынок капиталов», в которых публикуются интересные и независимые, на мой взгляд, статьи кыргызских экономистов.

Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями, пусть даже и на примере таких отдельно взятых стран как Кыргызская Республика и Российская Федерация. Но, тем не менее, в данной работе была сделана попытка рассмотреть проблемы и особенности осуществления фискальной политики.

Глава I. Теоретически - методологические аспекты фискальной политики

1.1 Понятие фискальной политики

Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:

1. устойчивый рост национального дохода,

2. умеренные темпы инфляции,

3. полная занятость,

4. сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

План 1. Государственный бюджет и его структура 2. Налоги и их виды 3. Оптимальный уровень налоговой ставки 4. Переложение налогового бремени 5. Бюджетный дефицит

1. Государственный бюджет и его структура Налогово-бюджетная политика, как и кредитно-денежная политика, является важным инструментом макроэкономического регулирования. Что это за политика?

Налогово-бюджетная политика Налогово-бюджетная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности путем ИЗМЕНЕНИЯ государственных расходов и налогообложения. Такая политика влияет на: А) уровень НД, Б) уровень объема производства,

Влияние В) уровень занятости, Г) уровень цен. Значение такой политики: до 1965 г. она использовалась в первую очередь (из всех других инструментов государственного регулирования). Только после 1965 г. на первый план вышла кредитно-денежная политика.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Что же представляет собой ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ? ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – это финансовый счет, в котором находится СУММА доходов и расходов государства за определенный период (обычно за 1 год).

ИСПОЛНЕНИЕ бюджета Особенно важно ИСПОЛНЕНИЕ государственного бюджета и анализ его исполнения. При этом может проявиться расхождение между намерениями правительства и фактическими потоками расходов и доходов.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ фонды Кроме федерального бюджета существуют также ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ фонды для социальной сферы. Например, в России это: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджеты Также в странах с федеративным устройством различается федеральный бюджет и бюджеты областей (республик, земель, штатов), муниципальные бюджеты и т. д. Разделение налогово-бюджетных полномочий между уровнями власти называется — НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ.

КОМПРОМИСС Бюджет – всегда КОМПРОМИСС между различными социальными группами. Эти группы в парламентах представлены избранными политиками. Ведь утверждение чисел бюджета – это не математические уравнения.

Бюджетополучатели За статьями бюджета стоят реальные «бюджетополучатели» — работники образования, здравоохранения, военнослужащие, области и регионы. Увеличение расходов по одной статье неизбежно урезает все другие статьи расходов. Тем более, что бюджет формируется под сильным давлением ЛОББИСТОВ.

2. Налоги и их виды Налоги дают значительную часть поступлений в доходную часть бюджета. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Основные категории Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия: ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ и НАЛОГОВАЯ СТАВКА.

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – имущество, на стоимость которого начисляется налог. НАЛОГОВАЯ СТАВКА – размер налога на единицу обложения.

Разделение налогов Налоги разделяются на ПРЯМЫЕ и КОСВЕННЫЕ. ПРЯМЫЕ НАЛОГИ взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Из прямых налогов наиболее известен ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ.

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ в Англии был введен с 1799 г. , в США с 1913 г. В России – с 1917 г. К прямым налогам также относятся: налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги Косвенные налоги платят только конечные потребители облагаемого налогом товара. А продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога денег государству. К косвенным налогам относятся: НДС (налог на добавленную стоимость), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

Характер начисления налогов По характеру начисления налогов – они делятся на: ПРОГРЕССИВНЫЕ, РЕГРЕССИВНЫЕ, ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ.

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ При ПРОГРЕССИВНОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. То есть владелец БОЛЬШЕГО дохода платит не только БОЛЬШУЮ сумму в абсолютном выражении, но и в относительном выражении – в сравнении с владельцем МЕНЬШЕГО дохода.

Шкала взимания налога Например, с 1998 г. до 2002 г. в России действовала следующая шкала по взиманию подоходного налога:

Ставки налога Размер дохода за 1 год Сумма налога 1. До 20000 руб. 12% 2. От 20001 до 40000 руб. 2400 руб. + 15% с суммы выше 20000 руб. 3. От 40001 до 60000 руб. 5400 руб. + 20% с суммы выше 40000 руб. 4. От 60001 до 80000 руб. 9400 руб. + 25% с суммы выше 60000 руб. 5. От 80001 до 100000 руб. 14400 руб. + 30% с суммы выше 80000 руб. 6. От 100001 руб. и выше 20400 руб. + 35% с суммы выше 100000 руб.

Новая ставка Но с 2001 г. введена единая ставка в 13% для всех уровней дохода. Это – пропорциональный налог.

Пропорциональный налог Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимостной величины объекта обложения.

Регрессивный налог Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении РАВЕН для всех плательщиков. То есть изымает больше из низких доходов, и меньше изымает из высоких доходов. К ним относятся КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, которые взимаются при покупке товаров, облагаемых акцизом (алкоголь, черная икра).

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА Все налоги в стране объединяются в систему. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА – это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Налоговым кодексом.

Три уровня Налоговая система в РФ состоит из ТРЕХ уровней: Федеральный уровень, Региональный уровень, Местный уровень.

Федеральные налоги Уровень Наименование налога Федеральный Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина. Региональный Налог на имущество организаций, транспортный налог Местный Земельный налог, налог на имущество физических лиц

ЛЬГОТЫ По каждому налогу существуют ЛЬГОТЫ для определенных категорий граждан и юридических лиц. Например, есть льгота при уплате подоходного налога для граждан, если у них есть ребенок. Есть льгота для инвалидов при уплате налога на имущество, и т. д.

Принципы налогообложения Принципы налогообложения в РФ: 1. законность. 2. принцип ясности и недвусмысленности правовой нормы, 3. принцип обязательности уплаты налогов и сборов, 4. принцип недискриминационного характера налогов и сборов,

Принципы налогообложения 5. принцип экономической обоснованности, 6. принцип установления всех элементов налогообложения, 7. обеспечение единого экономического пространства РФ, 8. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Роль налогов Налоги играют определяющую роль в формировании доходов государства. Так проявляется ФИСКАЛЬНАЯ функция налогов, т. е. пополнение доходов казны. Кроме того, налоги существенно влияют на структуру экономики и на экономическое поведение людей. Это – РЕГУЛИРУЮЩАЯ функция налого.

Влияние налогов Регулирующая функция налогов проявляется в НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ государства. Государство может выражать свои приоритеты в льготных ставках налогов или в налоговых освобождениях, например для малого бизнеса.

Влияние налогов Также налоги во многом влияют на формирование стимулов и ожиданий населения. Высокий уровень налогов может вызвать снижение экономической активности и сокрытие доходов.

Таблица умножения Еще в 1728 г. английский писатель Джонатан Свифт открыл «налоговую таблицу умножения» . Согласно ей, при повышении налогов действие «дважды два» не означает результата «четыре» , и может быть равно «единице» .

3. Оптимальный уровень налоговой ставки Какую же налоговую ставку следует установить? Есть ли оптимальный уровень для налоговой ставки вообще? А если такой уровень есть, то одинаков ли этот уровень в разных странах?

КРИВАЯ ЛАФФЕРА Связь между ставками налоговыми доходами госбюджета описал американский экономист Артур ЛАФФЕР. Эту связь он изобразил в виде КРИВОЙ, названной КРИВОЙ ЛАФФЕРА. Кривая показывает, что стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговую тяжесть, приводит к противоположным результатам.

КРИВАЯ ЛАФФЕРА На уровне M размер налоговых ставок оптимален, он обеспечивает наибольшее поступление денег в бюджет. Если же увеличивать налоговую ставку выше этого уровня, то поступление денег снизится до 0.

Угроза Ставка налога, изымающая весь доход, является КОНФИСКАЦИЕЙ. В ответ на эту угрозу легальный бизнес будет сворачиваться или уходить в «тень» .

Уровень доходов Лаффер считал, что если экономика находится на точке выше M, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню точки M. А это будет МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень доходов государственного бюджета.

СТИМУЛЫ Почему так происходит? Потому что более низкие налоговые ставки повысят СТИМУЛЫ к труду, сбережениям и инвестициям, а это приведет к расширению налоговой базы. К тому же снижение налоговых ставок УМЕНЬШИТ социальные расходы бюджета, например, на пособия по безработице.

Критика Критики Лаффера на это возражали. 1. По их исследованиям, нет прямой зависимости между снижением налоговых ставок и увеличением предложения труда. 2. Снижение налоговых ставок вызовет позитивные эффекты только через длительный период времени, а пока это вызовет сокращение доходов казны.

Критика 3. Неизвестно, в какой точке кривой находится экономика именно сейчас – выше или ниже точки M. Если реально ниже этой точки, то это не стимулирует экономику, а просто вызовет снижение доходов казны. Следовательно, кривая Лаффера полезна, но трудно найти ту точку, в которой реально находится экономика страны.

4. Переложение налогового бремени Суть проблемы – формальное и реальное бремя налогов совпадают НЕ ВСЕГДА. То есть налоги не всегда поступают в госбюджет из тех источников, которые облагаются налогами по закону. БРЕМЯ НАЛОГА МОЖЕТ СМЕЩАТЬСЯ ОТ ОДНИХ СУБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ К ДРУГИМ.

Переложение Но как происходит это переложение? Рассмотрим некоторые налоги с этой точки зрения. ЛИЧНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ. Этот налог обычно платят именно те, кто обязан платить его по закону. Но есть и исключения.

Переложение Частные врачи и адвокаты, которые платят налог, могут поднять ставки за свои услуги. Таким способом, налог будет переложен на тех, кто пользуется их услугами. Избежать этого трудно, ведь при зубной боли нужны услуги зубного врача.

Налог на прибыль Этот налог можно частично переложить на потребителей путем более высоких цен. Фирмы- монополисты будут злоупотреблять своей властью на рынке.

Налог с продаж и акцизы Основная масса налогов с продаж и акцизов перекладывается на потребителей через повышение цен. Особенно легко переложить на потребителей акцизы на бензин, табачные изделия и алкоголь.

Налог на имущество Обычно его платят именно те, кто владеет имуществом. Но если сдавать дом или квартиру в аренду, то часть налогового бремени перекладывается на арендатора путем повышения ставки арендной платы.

5. Бюджетный дефицит Доходы и расходы госбюджета не всегда совпадают. Если расходы БОЛЬШЕ доходов, тогда правительство получает БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. Если доходы превышают расходы, то это БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ.

Бюджетный дефицит Различаются первичный и общий дефицит госбюджета. ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ – это общий дефицит госбюджета минус сумма процентных выплат по государственному долгу.

Бюджетный дефицит Различают также фактический, структурный и циклический дефицит госбюджета. ФАКТИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ – это разница между действительными доходами и действительными расходами правительства.

СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ – это разность между доходами и расходами, которая СУЩЕСТВОВАЛА БЫ в экономике при ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ. ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ – это разница между фактическим и структурным дефицитом госбюджета. Такой дефицит – следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.

Финансирование дефицита Как же финансируется бюджетный дефицит? Есть ДВА основных способа финансирования бюджетного дефицита: 1. выпуск новых денег, т. е. ЭМИССИОННЫЙ способ финансирования, 2. выпуск займов (внутренних и внешних), т. е. неэмиссионный способ финансирования.

Эмиссионный способ Министерство финансов берет в долг некую сумму у Центрального банка путем продажи ему государственных ценных бумаг. Министерство тратит эти средства, и они поступают на счета коммерческих банков. Резервы этих банков увеличиваются и банки увеличивают выдачу кредитов.

Эмиссионный способ Так растет денежная масса, а точнее денежный агрегат М 1. Это – ЭФФЕКТ МОНЕТИЗАЦИИ государственной задолженности. В условиях почти полной занятости это увеличивает опасность инфляционного роста цен. Поэтому этот способ часто называют ИНФЛЯЦИОННЫМ.

Неинфляционный способ При этом способе государство занимает деньги не у Центробанка, а у коммерческих банков и населения. Но при этом вырастут процентные ставки. Из-за роста процента – уменьшатся частные инвестиции. Также сократятся потребительские расходы на товары длительного пользования.

ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ В этом суть эффекта вытеснения: Налогово-бюджетная экспансия государства приводит к росту процентной ставки и вытеснению частных инвестиционных расходов.

6. Два типа политики Налогово-бюджетная политика делится на 2 типа: ДИСКРЕЦИОННАЯ (гибкая) политика, НЕДИСКРЕЦИОННАЯ (автоматическая) политика.

ДИСКРЕЦИОННАЯ ДИСКРЕЦИОННАЯ налогово-бюджетная политика – это осознанное манипулирование государством налогообложением и бюджетными расходами для воздействия на уровень экономической активности.

ДИСКРЕЦИОННАЯ Таким путем государство влияет на объем производства, уровень цен, занятость, ускорение экономического роста. При этом законодательные органы целенаправленно принимают соответствующие законы по объемам государственных расходов, налоговых ставок, принятия новых налогов и т. д.

ДИСКРЕЦИОННАЯ Дискреционная политика прямо воздействует на совокупные расходы. При этом увеличение правительственных расходов может финансироваться не за счет притока налоговых поступлений. Источником государственных расходов является бюджетный дефицит.

ДИСКРЕЦИОННАЯ То есть правительство при борьбе со спадами может как увеличивать государственные расходы, так и снижать налоги. А что сильнее воздействует на экономику? БОЛЬШИЙ стимулирующий эффект оказывает политика государственных расходов.

ДИСКРЕЦИОННАЯ Таким способом происходит ПРЯМОЕ воздействие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает КОСВЕННОЕ воздействие на уровень национального дохода.

ДИСКРЕЦИОННАЯ Таким образом, СТИМУЛИРУЮЩАЯ дискреционная налогово-бюджетная политика предполагает РОСТ государственных расходов и/или СНИЖЕНИЕ налоговых ставок. Наоборот, СДЕРЖИВАЮЩАЯ дискреционная политика предполагает СНИЖЕНИЕ государственных расходов и/или рост налоговых ставок.

СТИМУЛИРУЮЩАЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ политика проводится с целью борьбы со спадами и циклической безработицей. Главная проблема при этом – на какой фазе цикла находится экономика, и действительно ли в экономике спад?

ВЫБОР ВРЕМЕНИ Это и есть главная проблема в проведении политики – проблема ВЫБОРА ВРЕМЕНИ. Это осложняет дискреционную политику. Но есть и другой тип политики – недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ налогово-бюджетная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от решений правительства. Такая политика – результат действия АВТОМАТИЧЕСКИХ, встроенных СТАБИЛИЗАТОРОВ.

Главные стабилизаторы Главные стабилизаторы – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. Например, во время спада доходы уменьшаются и одновременно уменьшается налоговое бремя. Увеличение бюджетного дефицита означает автоматическое увеличение общей суммы пособий по безработице и прочие социальные выплаты.

Главные стабилизаторы Во время подъема налоговые поступления АВТОМАТИЧЕСКИ возрастают – из-за прогрессивного налогообложение. Налоговый пресс усиливается и сдерживает подъем. Так же автоматически уменьшаются пособия по безработице.

Воздействие Таким образом, бюджетные дефициты оказывают СТИМУЛИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, а бюджетные профициты оказывают сдерживающее воздействие на экономику.

Оценка Такие стабилизаторы не могут ПОЛНОСТЬЮ предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса. Но зато стабилизаторы могут УМЕНЬШИТЬ РАЗМАХ колебаний почти на 33%. На практике правительства развитых стран проводят КОМБИНИРОВАННУЮ политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы.

Поиск

"
Всего: 16 1-16

Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­че­ских функ­ци­ях го­су­дар­ства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Фис­каль­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ства не может быть ис­поль­зо­ва­на для сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия экономики.

5) Один из спо­со­бов вли­я­ния го­су­дар­ства на эко­но­ми­ку стра­ны – из­ме­не­ние став­ки рефинансирования.

Пояснение.

1) Фис­каль­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ства не может быть ис­поль­зо­ва­на для сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия экономики. Нет, неверно, фискальная политика может стимулировать экономику. Например, снижения налоговых ставок ведет к ускорению темпов экономического роста.

2) В рамках монетарной политики Центральный банк может изменять норму обязательных резервов коммерческих банков. Да, верно, это один из инструментов монетарной политики.

3) Кос­вен­ное го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­ки пре­иму­ще­ствен­но пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние ад­ми­ни­стра­тив­ных методов. Нет, неверно, косвенное регулирование предполагает использование монетарной и фискальной политики.

4) Про­бле­ма внеш­них эф­фек­тов спо­соб­ству­ет вме­ша­тель­ству го­су­дар­ства в сферы де­я­тель­но­сти част­ных предприятий. Да, государство вмешивается в экономику для их корректировки.

5) Один из спо­со­бов вли­я­ния го­су­дар­ства на эко­но­ми­ку стра­ны - из­ме­не­ние став­ки рефинансирования. Да, верно, этот инструмент используется в рамках монетарной политики.

Ответ: 245.

Ответ: 245

А. Прямое регулирование рынка государством предполагает использование преимущественно административных методов.

Б. Косвенное воздействие государства на рыночный механизм осуществляется через монетарную и фискальную политику государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Прямое регулирование рынка государством предполагает использование преимущественно административный методов:

Законодательная деятельность,

Государственные заказы,

Развитие государственного сектора (государственной собственности),

Лицензирование отдельных видов деятельности

Косвенное регулирование предполагает использование экономических методов:

Денежно-кредитная политика государства (монетарная), т.е регулирование денежной массы в стране

Бюджетно-налоговой политики (фискальная) политика, т.е. регулирование налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Особенности государственной экономической политики в условиях рынка». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

а) защита конкурентной среды;

а) изменение ставок налогов;

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Пояснение.

Государство осуществляет регулирование рынка прямыми и косвенными путями. К косвенным методам относят: денежно-кредитную (монетарную) политику (контроль за денежной массой) и бюджетно-налоговую (фискальную) политику.

Ответ: монетарная.

Ответ: монетарная|денежно-кредитная

Предметная область: Экономика. Роль государства в экономике

Валентин Иванович Кириченко

Экономическая по­ли­ти­ка го­су­дар­ства R ос­но­ва­на на ре­гу­ли­ро­ва­нии го­су­дар­ствен­ных рас­хо­дов и го­су­дар­ствен­но­го бюджета. По каким при­зна­кам можно установить, что эта по­ли­ти­ка фис­каль­ная (бюджетно-налоговая)? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

2) рас­ши­ря­ет­ся компетенция Центробанка

Пояснение.

Ответ: 1, 4, 6.

Ответ: 146

Валентин Иванович Кириченко

Фискальная - это бюджетно-налоговая, так импорт - это ввоз продукции, на которую может накладываться таможенная пошлина (косвенный налог), то входит.

Антон Арнольд 21.05.2016 02:38

Разве запрет на импорт это не административная политика?

Валентин Иванович Кириченко

Фис­каль­ная - это бюд­жет­но-на­ло­го­вая, так им­порт - это ввоз про­дук­ции, на ко­то­рую может на­кла­ды­вать­ся та­мо­жен­ная по­шли­на (кос­вен­ный налог), то вхо­дит.

Михаил Квашнин 05.06.2016 17:49

Мое мнение: правильный ответ - 16. Введение запретов на импорт никак не относится к фискальной политике, оно не связано ни с бюджетом, ни с налогами. Фискальная и монетарная политики относятся к стабилизационному направлению государственной экономической политики, 4 пункт скорее подходит к структурному направлению, в которое входит государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей. Есть мнение, что "запрет на ввоз - скорее, политика протекционизма, чем фискальная".

Экономическая по­ли­ти­ка го­су­дар­ства R ос­но­ва­на на ре­гу­ли­ро­ва­нии го­су­дар­ствен­ных рас­хо­дов и го­су­дар­ствен­но­го бюджета. По каким при­зна­кам можно установить, что эта по­ли­ти­ка фис­каль­ная (бюджетно-

налоговая)? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) по­вы­ша­ют­ся та­мо­жен­ные пошлины

2) рас­ши­ря­ет­ся го­су­дар­ствен­ная за­куп­ка то­ва­ров и услуг

3) Цен­траль­ный банк из­ме­ня­ет учётную став­ку процента

4) вво­дят­ся за­пре­ты на им­порт продукции

5) уста­нав­ли­ва­ет­ся норма обя­за­тель­ных резервов

6) уве­ли­чи­ва­ет­ся раз­мер налогов

Пояснение.

Фискальная по­ли­ти­ка - ре­гу­ли­ро­ва­ние пра­ви­тель­ством де­ло­вой ак­тив­но­сти с по­мо­щью ме­ро­при­я­тий в об­ла­сти управ­ле­ния бюджетом, на­ло­га­ми и дру­ги­ми фи­нан­со­вы­ми возможностями.

Ответ: 146.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в экономике». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие экономической политики государства.

2. Экономические функции государства:

а) защита конкурентной среды;

б) правовое регулирование рынка;

в) производство общественных благ и т.д.

3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:

а) косвенные (фискальная и монетарная политика);

б) прямые (правовое регулирование).

4. Инструменты монетарной политики:

а) изменение ключевой (учетной) ставки;

б) изменение норм обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке.

5. Инструменты фискальной политики:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение бюджетных расходов.

6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4/5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство в рыночной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие экономической политики государства.

2. Экономические функции государства:

а) защита конкурентной среды;

б) правовое регулирование рынка;

в) производство общественных благ и т.д.

3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:

а) косвенные (фискальная и монетарная политика);

б) прямые (правовое регулирование).

4. Инструменты монетарной политики:

а) изменение ключевой (учетной) ставки;

б) изменение норм обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке.

5. Инструменты фискальной политики:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение бюджетных расходов.

6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4/5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

1. Основные функции государства в любом типе экономики

а) производство общественных благ

б) создание правовой базы

в) ослабление внешних эффектов

2. Поддержание рыночной экономики

а) борьба с монополиями

б) стабилизация экономики в случае кризиса

3. Методы стабилизации экономики

а) кредитно-денежная политика

б) бюджетно-налоговая политика

4. Рыночная экономика в РФ и ее становление

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в рыночной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие экономической политики государства.

2. Экономические функции государства:

а) защита конкурентной среды;

б) правовое регулирование рынка;

в) производство общественных благ и т.д.

3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:

а) косвенные (фискальная и монетарная политика);

б) прямые (правовое регулирование).

4. Инструменты монетарной политики:

а) изменение ключевой (учетной) ставки;

б) изменение норм обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке.

5. Инструменты фискальной политики:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение бюджетных расходов.

6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4/5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 4.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Функции государства в смешанной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие экономической политики государства.

2. Экономические функции государства:

а) защита конкурентной среды;

б) правовое регулирование рынка;

в) производство общественных благ и т.д.

3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:

а) косвенные (фискальная и монетарная политика);

б) прямые (правовое регулирование).

4. Инструменты монетарной политики:

а) изменение ключевой (учетной) ставки;

б) изменение норм обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке.

5. Инструменты фискальной политики:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение бюджетных расходов.

6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4/5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государственное регулирование экономики в условиях рынка». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Экономические функции государства:

а) правовое регулирование рынка;

б) защита конкурентной среды;

в) производство общественных благ;

г) стабилизация и обеспечение экономического роста и т. п.

2. Методы государственного регулирования:

а) прямые (правовое регулирование);

б) косвенные (монетарная политика, фискальная политика).

3. Инструменты бюджетно-налоговой политики:

а) изменение ставок налогообложения;

б) изменение государственных расходов и др.

4. Инструменты денежно-кредитной политики:

а) изменение нормы обязательных банковских резервов;

б) изменение ключевой (учётной) ставки;

в) операции на открытом рынке.

5. Приоритет косвенных методов регулирования.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ - 2019. До­сроч­ная волна

Пояснение.

Уплата налогов - конституционная обязанность каждого гражданина, налоги безвозмездны, это нужно запомнить, и все налоги - это фискальная политика государства, направленная на перераспределение доходов в соответствии с бюджетом государства, который является законом.

Ответ: 1, 2, 5.

Ответ: 125

Предметная область: Экономика. Налоги

Валентин Иванович Кириченко

Существуют различные системы сбора налогов, кроме пропорциональной системы, существуют еще прогрессивная при которой чем выше доход, тем выше ставка налога. а также регрессивная при которой наоборот.

Валентин Иванович Кириченко

Большинство налогов безвозмездны

Владислав Васильев 22.05.2016 17:13

А почему налоги безвозмездны.Ведь множество из них возвращается нам в виде общественных благ:образование,медицина и т.д.

Валентин Иванович Кириченко

Но далеко не все пользуются этими общественными благами.

Что отличает государство от других институтов политической системы?

1) разработка политических программ

2) право сбора общеобязательных платежей (налогов)

3) представление интересов определённых групп

4) объединение людей для совместной деятельности

Пояснение.

Только государство вправе собирать налоги, это его фискальная политика.

1, 3, 4 может так же относится к другим политическим институтам (например, партиям, общественным организациям.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Государство и его функции, Политика. Политическая система

А. Современной рыночной экономике присуща тенденция ослабления государственного регулирования проблем занятости населения.

Б. На современном рынке господствуют, благодаря своей гибкости, мелкие фирмы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

В современной рыночной экономике государство поддерживает малый и средний бизнес, поэтому господствуют мелкие фирмы. Государства вмешиваются в экономику, чтобы избежать проблем путём её регулирования фискальной и монетарной политикой.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономические системы


Изучение взаимодействия спроса и предложения, конкуренции как основных инструментов ценообразования позволяет вести результативный поиск элементов эффективного механизма рыночной саморегуляции…

В условиях рыночной экономики цена выполняет ряд важных функций.

Цены передают информацию… Система цен автоматически распространяет информацию для всех участников рынка об устойчивом росте или снижении спроса на тот или иной вид товара. Это побуждает их наращивать или, наоборот, сокращать объём производства до тех пор, пока вновь рост или падение цен не пошлют сигналы о дефиците или перепроизводстве товарной продукции.

В современных условиях в развитых странах Запада действие ценовой системы значительно упрощено благодаря функционированию высокоорганизованных рынков, обладающих развитой инфраструктурой. Вместе с тем, ценовая система усложнена благодаря искажениям ценовой информации, что объясняется рядом причин. Прежде всего, стоит отметить вмешательство государства в экономические процессы. Негативную роль играет деятельность монополий, стремящихся к извлечению максимально высокой прибыли, в том числе путём взвинчивания цен. Искажающим фактором является также инфляция, особенно если она имеет высокий уровень и неустойчивый характер.

Цены выполняют важную стимулирующую функцию. Каждое предприятие стремится снизить издержки производства, справедливо усматривая в этом один из проверенных временем рычагов роста прибыли. В этих целях используются достижения научно-технического прогресса, инновационные и конкурентоспособные технологии, ноу-хау, всевозможные виды менеджмента и др. Себестоимость продукции, трудоёмкость её выпуска являются основой формирования рыночных цен. Каждое предприятие располагает на этом пути своими возможностями и резервами, используя их для достижения поставленной цели. Тем самым цена стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, способствует снижению издержек производства и повышению качества продукции.

Цены участвуют в регулировании производства товаров и услуг, а также влияют на распределение доходов, на изменение структуры их использования. Эта функция вне государственного воздействия носит стихийный характер. Рост цен, например, способствует увеличению производства товаров, но до известных пределов, так как высокие цены ограничивают спрос.

(В. И. Кушлин)

Пояснение.

Могут быть высказаны следующие предположения:

1) контроль над уровнем инфляции, посредством проведения фискальной и монетарной политики;

2) дотирование производства социально значимых благ и услуг с целью недопущения значительного повышения цен на них;

3) изменение ставок акцизов, что приводит к росту или снижению цен на отдельные товары или услуги;

4) контроль над ценообразованием естественных монополий, которые не могут менять стоимость товаров и услуг без одобрения соответствующих органов государственной власти (метро, РЖД и др).

Могут быть высказаны другие предположения.

О каких двух спо­со­бах воз­дей­ствия го­су­дар­ства на ры­ноч­ный ме­ха­низм рас­ска­зы­ва­ет автор текста? При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и ис­поль­зуя со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те два при­ме­ра спо­со­бов воз­дей­ствия го­су­дар­ства на ры­ноч­ный механизм.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависит и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

Пороховской А.Н. «Российская рыночная модель: путь реализации»

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) два спо­со­ба го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния рынка:

Пря­мое ре­гу­ли­ро­ва­ние с ис­поль­зо­ва­ни­ем пре­иму­ще­ствен­но ад­ми­ни­стра­тив­ных методов;

Кос­вен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние с по­мо­щью фис­каль­ной и мо­не­тар­ной политики.

2) пря­мое ре­гу­ли­ро­ва­ние (например, при­ня­тие ан­ти­мо­но­поль­но­го за­ко­но­да­тель­ства в стра­не А.);

3) кос­вен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние (например, Цен­траль­ный банк го­су­дар­ства Б. уве­ли­чил учётную став­ку предо­став­ле­ния кре­ди­тов ком­мер­че­ским банкам).

Могут быть при­ве­де­ны любые дру­гие при­ме­ры го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния рынка.

Лекция №-9.

Фискальная политика


План


1. Фискальная политика, ее цели и инструменты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос.

3. Виды фискальной политики.

4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение.

Достоинства и недостатки фискальной политики.


1. Фискальная политика, ее цели и инструменты


Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.


2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос


Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект. Механизм и мультипликативный эффект воздействия каждого из инструментов фискальной политики - государственных закупок, налогов (аккордных и подоходных) и трансфертов - на совокупный спрос в кейнсианской модели (модели кейнсианского креста) был подробно рассмотрен в лекции №6.


3. Виды фискальной политики


В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.


Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при пере греве экономики) (рис.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных закупок;

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.фискальный политика налог трансферт

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется , но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т - величина налоговых поступлений, t - ставка налога, а Y - величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов.


4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение


Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов - к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций). Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).


5. Достоинства и недостатки фискальной политики


К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора . Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов . Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

  1. Эффект вытеснения . Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
  2. Наличие внутреннего лага . Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
  3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

Проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики

  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
  • Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) - т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.

Истина

Что такое истина?

Виды истины

— абсолютная;
— относительная.

Критерии истины

— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.

Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.

Многообразие путей познания мира

1) Определение познания;

2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.

3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.

4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.

Банк как финансовый институт

1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.

2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.

3) Функции ЦБ

— Стабилизационное;

— Структурное.

4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование

5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.

6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.

Инфляция

1) Определение;

2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.

3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.

Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:

1. Социальный институт

2. Социально-демографические проблемы.

3. Конформизм и девиантное поведение

До встречи в следующих постах!