Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Деревянный мостик для домашнего пруда. Изготовление пристани своими руками: выбор вида причальной конструкции и этапы монтажа

Деревянный мостик для домашнего пруда. Изготовление пристани своими руками: выбор вида причальной конструкции и этапы монтажа

С одной стороны, кажется, что соорудить причал достаточно легко: нужно в грунте зафиксировать опоры, после установить каркас и сверху сделать перекрытие или настил. С другой, - следует проявить внимательность и усердие при выполнении работ. Берега у большинства водоемов илистые, поросшие камышом и другой растительностью. Кроме того, надо учитывать характеристики и особенности грунтов, причем как под водой, так и на берегу. Также следует принять во внимание характер движения воды - стоячая она или проточная, а если проточная, то какая скорость течения. Например, если оно быстрое, то причал лучше выполнить в форме буквы «Г», ему навстречу.

Еще один важный момент - важно учесть глубину промерзания воды зимой и возможность ледохода во время весеннего снеготаяния. Наконец, проверьте, сильно ли изменяется уровень воды в зависимости от сезона и погоды. Все эти данные можно узнать в местной администрации, региональном гидрометеоцентре или геологической службе, да и просто у рыбаков. Впрочем, если для работ будет нанят подрядчик, то при правильном подходе он сам должен заниматься сбором сведений.

Сначала надежно закрепляют опорные сваи. Расставляют их на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. В этом же диапазоне обычно выбирают ширину мостика (если сделать уже, то находиться на нем будет неудобно), а вот длина может составлять от 1,5 до 5-7 м. Больше обычно попросту не нужно. В качестве опор лучше всего подойдут винтовые металлические сваи диаметром 10-15 см, покрытые антикоррозионной обработкой.

Читайте также: Как сделать вольер для собаки?

Длину подбирают в зависимости от глубины водоема и ширины причала. Опоры важно заглубить в дно на 0,5-1 м и на такое же расстояние вывести над уровнем воды (причем наиболее высоким по статистике). Работы лучше производить зимой, когда на речке стоит лед, ведь для того чтобы закрутить сваи на большую глубину, потребуется приложить много усилий. С лодки это сделать будет непросто, так как сначала ее нужно надежно закрепить, а уж потом заниматься сваями.

Вкручивают опоры вручную. В большинстве случаев машиной невозможно подъехать достаточно близко к берегу. В процессе работ проверяют горизонтальное соответствие вершин опор при помощи уровня и визуально. Небольшой наклон допускается, но только в сторону берега, что связано с требованиями безопасности. По этой причине сваи нужно заказывать с запасом по длине. Ведь глубина и прочность грунта могут быть разными и, возможно, некоторые из опор придется вкрутить больше, чем остальные.

Сваи обвязывают стальными элементами - двутаврами или уголками. Укрепляют их при помощи сварки. Поверх каркаса укладывают настил, для которого чаще всего применяют доски толщиной 3-4 см. Перед укладкой стоит покрыть их отработанным машинным маслом или яхтенным лаком, чтобы избежать быстрого гниения. Доски привинчивают в заранее просверленные в уголках отверстия.

Плавучий помост

Понтон - это конструкция, которая опирается на плавучие опоры (именно их и правильно называть понтонами). Чтобы собрать его самостоятельно, понадобится несколько (четыре-шесть) металлических или пластмассовых бочек объемом 150-200 л, доски толщиной 2-3 см, деревянные брусья сечением 5 × 10 см.

Собирать конструкцию надо рядом с берегом. Сначала изготавливают каркас размером 2,5 × 2,5-3,5 м. Брусья для него скрепляют гвоздями или саморезами длиной 10 см, которые с тыльной стороны загибают молотком. К основной раме прибивают несколько поперечных брусков.

Бочки внимательно осматривают, чтобы они были целыми, без пробоин. Резьбу стоит смазать силиконом, а затем тщательно закрутить крышки. Подготовленные бочки размещают по углам рамы параллельно друг другу. После этого в верхней части просверливают по 4-6 отверстий в каждой емкости и продевают в них веревки. Делают это таким образом, чтобы получилась веревочная «паутина», которая надежно соединит бочки друг с другом, а также с каркасом. Второй метод укрепления - при помощи монтажной ленты. В этом случае просверливать отверстия не понадобится. Третий вариант - приварить к металлическим бочкам «ушки», используемые для фиксации веревок.

Небольшой тихий пруд или журчащий ручей на загородном участке прекрасны сами по себе, но они «оживут», если через водное пространство перекинуть мостик. Он является элементом декора наряду с беседками, скульптурами, перголами или арками, но в то...

Небольшой тихий пруд или журчащий ручей на загородном участке прекрасны сами по себе, но они «оживут», если через водное пространство перекинуть мостик. Он является элементом декора наряду с беседками, скульптурами, перголами или арками, но в то же время имеет функциональную направленность: лучшего места для вечерних прогулок или задушевных бесед не найти. Если задуматься, как сделать мостик на пруду, то можно вспомнить десятки вариантов: и изогнутые деревянные мосточки, и аккуратное строение с коваными перилами, и пошаговый вариант из отдельно лежащих плоских камней.

Виды и варианты дизайна садовых мостиков

Камень, дерево, бетон, металл – любой из этих материалов подойдет для строительства мостика. Уместно и даже элегантно выглядит их сочетание, предположим, комбинирование природного камня средней величины с обработанной древесиной.

Классификация строений достаточно условна и основана скорее на их конструктивных особенностях.

  • Классические прямые конструкции, которые гармонично вписываются в любую ландшафтную картину. Они могут быть деревянными или бетонными, с резными балясинами или кованой решеткой, увитые плющом или выкрашенные в контрастный цвет.

Мало кому удастся сделать самостоятельно кованый мостик, но есть выход – заказать или купить уже готовую модель

  • Изогнутые, «горбатые» сооружения хорошо смотрятся на фоне окружающего пейзажа – сада, цветника или живой изгороди. Каменный мостик напомнит средневековое сооружение, а воздушный кованый мост с цветочной вязью – творение петербургских зодчих 19 века.

Изгиб моста не должен превышать 20 градусов

  • Зигзагообразные конструкции строятся по типу японских аналогов «яцухаси». Это деревянные настилы, расположенные низко над землей. Их особенность – отсутствие ограждений. Асимметричный зигзаг уместен для украшения японского сада, в том числе в качестве декорации к «сухому» ручью.

Японские зигзагообразные мостики символизируют сложный путь постижения истины

  • Висячий мостик над оврагом или ручьем выглядит немного экстремально, но от этого еще более притягательно. Подобные мостики на даче своими руками делать не принято, так как они сложны в техническом плане и требуют материала особой прочности. Настил располагается на цепях или металлических тросах, для которых необходимы специальные крепления.
  • Пошаговая дорожка мало напоминает привычный вариант, потому что она состоит из плоских камней, положенных на дно неглубокого ручья. Камни с неровными краями отлично смотрятся среди диких зарослей, а ровные бетонные плиты – в аккуратно оформленном садике.

    Пошаговая дорожка украсит и водоем, и сад камней

  • Ступенчатый вариант состоит из двух площадок, поднимающихся к центральной горизонтальной плоскости. Если его сделать высоким, то с него можно будет осматривать всю территорию участка.

Строим деревянный мостик своими руками

Конструкцию из дерева несложно собрать и установить самостоятельно, так как древесина хорошо обрабатывается, а части скрепляются обычными гвоздями или саморезами.

Для работы потребуются:

  • колья или сваи;
  • широкие и длинные доски толщиной от 40 мм и выше;
  • доски для настила толщиной 20-30 мм
  • маленькие рифленые поперечные дощечки;
  • камни, гравий, галька для основы;
  • прутья для перил;
  • гвозди, веревки, саморезы.

Деревянный мостик долго прослужит, если все части обработать антисептиками и покрасить

Порядок работы

Две длинные доски – это направляющие (другими словами, лаги). Их следует тщательно обработать, покрыть антисептиком, покрасить. Если запланирован прямой мост, то на этом работа с ними закончена, если горбатый, то их необходимо выгнуть. Для этого срезают края, вымачивают обе детали и изгибают по шаблону – до тех пор, пока древесина окончательно не высохнет.

При постройке небольших мостиков иногда в качестве направляющих используют ПВХ трубы, которые отлично гнутся. Для прочности их усиливают толстыми металлическими прутьями – просто вставляют внутрь.

Далее устраивают настил: к подготовленным лагам прибивают поперечные доски или бруски. Ходить по незащищенному настилу опасно, особенно во время дождя, когда он намокает и становится скользким. Выручают рифленые доски, которые приколачивают сверху. Мостик готов.

Схема конструкции плоского деревянного мостика

Из камней или гравия сооружают две насыпи, на которые и монтируют собранное изделие. Если оно создано для декоративных целей, работы можно на этом закончить. Если мостик будут использовать для перехода, то его необходимо прочно закрепить. Фиксирующим элементом будут сваи, которые следует забить около обоих концов каждой направляющей – всего 4 штуки. Длина свай – 80 см.

  • Декорирование готового изделия

Перила – необязательный элемент, особенно в том случае, когда конструкция прилегает к земле или украшает «сухой» ручей. Но если в семье есть маленькие дети, а мостик достаточно высокий, перила просто необходимы. Они должны быть крепкими, высокими (70-80 см), с решеткой или часто расположенными планками.

Мост с перилами гораздо привлекательнее, чем без них. Иногда деревянные детали украшают резьбой или красят в тон окружающим постройкам. Они дольше прослужат, если для изготовления выбрать хвойные породы, пропитанные смолой: ель, лиственницу, сосну. Нанесение антисептика и краски (или лака) – финишный штрих.

Самодельный железобетонный мостик

Соорудить железобетонную конструкцию немного сложнее, так как процесс изготовления заготовок занимает много времени. Элементы моста готовят в формах:

  • Форму создают из деревянных брусков и досок. Ее очертания должны повторят контуры будущей детали – это необязательно прямые линии.
  • Для армирования берут металлические прутья и помещают их внутрь формы, изгибая в нужном направлении.
  • Заливают раствором бетона. Ширина слоя – 10 см и более.
  • Для полного высыхания требуется 2 суток, затем заготовки вынимают из формы и монтируют в запланированном месте.
  • Облицовка железобетонной конструкции. Для декорирования используют клинкерный кирпич, брусчатку, натуральный камень, искусственный его аналог, мозаику. Гармонично выглядит дорожка, сделанная с применением такого же облицовочного материала, – она как бы плавно перетекает в мостик, продолжая его уже с другой стороны.

Следует помнить, что бетон способен расширяться при смене температуры, следовательно, опоры для моста вбивают только с одной стороны.

Схема конструкции горбатого каменного мостика

Используя подручный материал, собственные умения и знания, добытые из разных источников, можно соорудить оригинальный мостик для пруда, ручья или просто декорирования зоны отдыха. Сделав простую незатейливую конструкцию, в дальнейшем вы, возможно, задумаетесь над более сложной и интересной моделью.

Небольшой пешеходный мост в является хорошим украшением для частной территории, но он может нести в себе не только декоративные функции. При необходимости можно построить хороший по функциональной нагрузке мост для дачи, который будет использоваться активно в участке с садовой деятельностью. Кроме того, данное сооружение можно украсить при помощи различных растений и цветов.

Декоративный мостик из бревен в саду

Если правильно спланировать и сконструировать мост для дачного участка или , то он может стать уникальными местом на вашем участке, притягивающим взгляды. Прежде чем приступить к планировке конструкции данного сооружения, необходимо понять, что обычные пешеходные мостовые постройки для реки на частной территории - это различные строения, функция которых заключается в преодолении препятствий различного рода.

Бытует мнение, что установка мостика для дачи оправдана для больших садовых участков. Но на самом деле они будут хорошо смотреться и на скромных территориях. К примеру, декоративным мостиком можно сделать продолжение , которая поможет преодолеть неудобное для пешехода место, а кроме того поможет сделать сад более интересным и интригующим.


Пример дачного мостика из досок и металлического каркаса

Для того чтобы декоративный мостик в дизайне выглядел органично и в то же время роскошно, стоит заранее спланировать конструкцию данного сооружения, подходящую под общий тип участка и реки.

Если в вашем распоряжении небольшая территории, то необходимо выбрать как можно более простую конструкцию мостика, и его окраска должна быть нейтральной, не особо выделяющейся от цветовой гаммы всей территории. Следующие, на что нужно обратить внимание при планировке декоративного мостика - это подбор подходящего оформления и его расположения.

В основном такие сооружения являются хорошим дополнением для сада и дома, имеющего реку на территории, поэтому комплектующие и строительные материалы необходимо подобрать как раз под стиль всей остальной территории.

Также стоит учесть наличие различных строений, таких как , или фонари, которые будут располагаться рядом с ним.


Конструкция деревянного мостика через пруд в саду

Если ваш , особенно при наличии низменных участков весной заливающиеся водой, наличие кованого мостика является необходимостью. Ещё одна ситуация, при которой мостик является хорошим дополнением - это оформление дороги, ведущей к деревянной беседке. Сделав такое особенное строение возле участка зоны отдыха, хозяину удастся придать своему дачному участку вид завершённости.

Существуют несколько основных требований, которые нужно соблюдать при установке кованого мостика:

Главной задачей тех, кто хочет построить садовый мост своими руками на дачной территории, является выбор типа сооружения, а также правильный подбор ландшафтного дизайна. Один из вариантов оформления мостика для частной территории - это монолитные строения. Второй вариант - использование природных и подручных материалов, таких как гладкий натуральный камень, дощатые квадраты или круги.


Вариант декоративного мостика из натуральных камней

Одним из самых экзотических и в то же время красивых вариантов для больших прудов является выкладывание всего строения из камней. Такой вариант поможет достичь сочетания с уже на береговой линии, оформленной в том же стиле.

Стоит отметить, что для такого декоративного мостика, необходимо подбирать камни одинакового размера и одного вида. Одним из главных условий для строительства такой переправы является глубина на водоёме, которая должна равняться не больше 45 сантиметров. Минимальная высота, на которую должен возвышаться мост над рекой - это 10 сантиметров.

Чтобы поверхность, на которой будет совершаться переправа, была максимально удобной, её ширина должна составлять не менее 60 сантиметров. Ещё один вариант оформления небольшого садового мостика своими руками из природного материала - это использование камней нестандартного вида.


Такой материал будет особенно актуальным, если он имеет гладкую и удобную верхнюю часть. Подобное строение хорошо подойдёт для местности, где протекающие воды образовывают небольшие колебания волн на месте природного препятствия.

На сегодняшний день существует большое количество различных имитаций из бетона, повторяющих формы натуральных валунов. Бетонный материал отличается высоким уровнем прочности, а также он хорошо защищён от негативного воздействия повышенной влажности.

Если хозяин участка с рекой желает собственными силами создать уютный уголок на своей территории при помощи соединительного моста, то необходимо следовать следующим советам:


Строительство деревянного моста своими руками

Для изготовления декоративного садового мостика из досок и брусков дерева совсем не обязательно покупать новые материалы. В некоторых случаях хорошо подойдут и подручные средства. Перед тем как приступить к строительству соединительных мостиков для пруда, необходимо удостовериться в наличии нужного инструмента. Советы ниже помогут установить мостик для небольшого участка своими руками.

При наличии жидкости в водоёме необходимо её слить. После осушения дна водного препятствия можно переходить к установке заранее подготовленных валунов. Каждый из брусков должен укладываться на хороший слой строительного раствора.


Пример смонтированного подвесного моста через ручей на участке

После их установки проводится выравнивание по высоте, которое делается при помощи ранее установленных плит. Также следует следить за наличием строгой горизонтальности вершины всех камней. После поведения всех процедур, следует дать конструкции обсохнуть 1 — 2 дня.

Также необходимо подумать о дорожке, ведущей к будущему строению. Одной из положительных особенностей мостика на дачном участке является возможность соединить два разных типа дорожек, отличающихся по фактуре. Кроме этого, данное строение поможет украсить любой ручей или водоём.

В некоторых случаях считается нецелесообразным делать водные преграды у себя на участке. Но это не служит препятствием для строительства небольшого декоративного мостика из дерева, что значительно увеличивает привлекательность садовой территории.


К примеру, наличие в зоне отдыха дачного участка уже служит поводом для строительства моста, который будет служить как украшением, так и ориентиром для посетителей.

Проектирование моста для дачной территории

Главным условием обустройства мостовых сооружений на дачной территории – это материал, из которого выполнено строение. Для такой цели выбираются те же строительные и отделочные элементы, которые были использованы при выкладывании дорожек, монтировании беседок или других элементов интерьера.

Так как одними самых дешёвых, но в то же время красивых материалов для строительства декоративного моста является дерево, стоит подумать об увеличении срока эксплуатации деревянных элементов. Для этого можно применить одновременное использование материала из дерева и металла.

Проект и чертеж с размерами металлического мостика через ручей

Металлические части мостика будут больше всего контактировать с водой, что значительно продлит срок службы строения. Одними из самых популярных каменных вариантов оформления мостового строения считается гранит или песчаник. Такой вариант особенно актуален для территорий, на которых активно применялась каменная кладка или композиции из камня.

Если территория, на которой планируется возвести кованый мост, небольшая или имеет маленький по ширине водоём, то постройка большого моста, на который уйдёт много времени и ресурсов, не оправдана. В таких случаях лучше всего использовать большую плиту из песчаника, которую можно уложить на каждый из берегов ручья, тем самым соединив их. При отсутствии возможности использования больших материалов отлично подойдут кованые мостики.

Декоративный мостик своими руками

Думаете возвести мостик – это очень сложная задача? Совсем не обязательно использовать сложные железные строения или огибать твердотельные детали.

Классическое горбатое сооружение устанавливается всего за один день, если учесть следующие нюансы:

  1. Для основания мостика выбирают очень толстые доски. Также можно использовать деревянный брус.
  2. Для небольшого пруда подойдут два интегрированных бруса сечением 50 на 200 миллиметров и 2,4 метра длиной.
  3. Самое сложное в таком проекте – нарисовать прямую, по которой потом будет распиливаться деревянный материал.

Для начала от длины бруса отмеряем 120 миллиметров, оставляем метку на одном краю доски, потом находим и отмечаем середину бруса. На другом конце материала отмеряем 40 сантиметров. Аналогичные работы проводим со вторым брусом.

Теперь соединяем метку в середине доски с нарисованной отметиной на сторонах дерева. Таким образом, будут получены вспомогательные линии. У каждой из них находится центр, и на середине между крайней и средней отметками ставится замер. Эта задача требует определённой сноровки. Если рабочий не уверен в успехе проводимой разметки сооружения, лучше всего изготовить шаблон из бумаги.

При проведении кривой необходимо помнить, что расстояние между краем бруса и вершиной дуги – всего пару сантиметров.

Закончив чертёж, мы получим рисунок на брусьях, который впоследствии необходимо будет выпилить. Для этого понадобится специальная пила с узким лезвием. Также хорошо справятся с данной задачей поможет электролобзик. Его преимущество в том, что им довольно легко поворачивать. Окончив обработку деревянного материала, полученную изогнутую деталь укладываем сверху остальных досок.


Конструкция устройства дачного мостика из дерева

Благодаря этому можно заметить, как часть взятого материала возымела вид нужной для строительства данного сооружения детали. Теперь полученные детали необходимо соединить. Для этого можно использовать четыре болта диаметром в 10 миллиметров и длиной 220 мм.

Нужно нарисовать отметку, где будут располагаться болты. Один и тот же крепёжный материал лучше всего располагать друг от друга на расстоянии до 10 миллиметров. С помощью двух струбцинов фиксируем части будущего моста. Для того чтобы сделать нужные отверстия, можно воспользоваться крупным сверлом для дрели.

Необходимо запомнить, что при проделывании отверстия на изогнутой стороне дрель необходимо держать под небольшим наклоном, что значительно облегчит дальнейшее скрепление всех элементов моста. Для надёжного крепежа двух основ для деревянного моста, следует соблюдать определённый порядок действий:


Схема для сборки мостика из дерева

Таким же способом выполняется изготовление второй части для основы сооружения садового моста. Готовые детали можно использовать в качестве шаблона для второй части. Нанеся на доску изгибы готового косоура, вы получите две одинаковые детали. После изготовления второй части можно будет приступать к монтированию и оформлению всей конструкции.

Два элемента основания должны быть соединены между собой резьбой. Просверленные отверстия должны располагаться в 5 см от нижнего края в 10 см от боковых сторон. Для того чтобы сэкономить время, две детали основания моста можно одновременно просверлить 8-миллиметровым сверлом, положив друг на друга элементы моста.

Чертеж конструкции дачного моста

На одной части основы закручиваем штырь с резьбой и закрепляем гайкой и шайбой с двух сторон. Теперь необходимо измерить, какое расстояние понадобится для закрепления второй части основы с другой стороны штыря. Благодаря такому строению ширину сооружения можно будет легко регулировать и изменять расстояние между основами этой постройки.

После предварительного закрепления крепёжных элементов, можно приступить к сборке моста. Прежде чем окончательно затянуть шайбы с гайками, лучше всего ещё раз проверить ширину сторон строения. После нужно максимально затянуть все гайки и ещё раз проверить ширину моста.


Финальная сборка мостика перед установкой

Выступающие части стержней можно спилить при помощи ножовки по металлу. Теперь приступаем к набивке на мостик поперечных досок. Они должны слегка выступать за края основы. Для крепления планок лучше всего использовать саморезы.

Для того чтобы подобрать подходящий крепёжный материал, необходимо заранее провести все замеры и на основании полученных данных купить саморезы. Но прежде чем приступать к креплению досок, лучше всего по всей длине основания наметить места для установки планок. Наилучшим расстоянием между двумя досками, по которым будут ходить люди, является один сантиметр.

Строительство деревянных мостков и причалов всегда организуется с целью обеспечения удобного и безопасного доступа людей к воде. С течением времени к способам возведения данных надводных сооружений, добавляются новые технологии, основанные на применении современных строительных материалов. Сейчас можно выбирать, построить деревянный причал на свайном фундаменте, который прослужит не один год, или возвести за пару дней понтонную конструкцию для сезонного использования. На выбор конструкции причала и способа ее возведения оказывают влияние особенности грунта в прибрежной зоне водоема, рельеф береговой линии, скорость течения реки, а также нагрузки, создаваемые в весенний период таящим ледовым панцирем. Габариты сооружения зависят от его назначения и интенсивности эксплуатации.

Пристани и причалы можно использовать для купания и загорания, швартовки маломерных судов (весельных и моторных лодок, катамаранов, водных мотоциклов, катеров), романтического отдыха на воде в беседках, установленных прямо на деревянном настиле.

Участок берега водоема, оборудованный специальными приспособлениями для швартовки маломерных судов, а также их стоянки, ремонта и технического обслуживания, называют причалом. С точки зрения инженерного устройства данные сооружения подразделяются на следующие подвиды:

  • причальные стенки, возводящиеся вдоль берега водоема из габионов и железобетонных изделий;
  • понтонный причал, устраивающийся на плавучей платформе из пластиковых бочек, труб, специальных емкостей;
  • причал на деревянных или металлических винтовых сваях, вбитых или вкрученных в дно водоема;
  • пирс - причал, располагающийся перпендикулярно к береговой линии водного объекта.

Оформление спуска к водоему с помощью сооружения пристаней и причалов увеличивает привлекательность места отдыха и обеспечивает необходимый уровень безопасности

В русских деревнях, раскинувшихся по берегам полноводных рек, можно увидеть деревянные причалы для рыбацких лодок, построенных на свайном фундаменте. Ранее в качестве свай использовались твердые породы дерева. Чаще всего в ход шли лиственничные, дубовые или ольховые бревна. В настоящее время предпочтение больше отдается металлическим сваям, которые могут быть забивными и винтовыми. Данные виды свай отличаются друг от друга строением, а также способом установки.

Вариант #1 - забивные сваи

Забивные сваи изготавливают в виде стальных труб, снабженных заостренным наконечником. В грунт данные сваи забиваются копрами (сваебойными машинами). Подобный способ монтажа может негативно отразится на состоянии металла. Сваю может «повести» и даже скрутить спиралью. В случае такой деформации металла свая не дойдет слоя твердого грунта, а значит, не сможет быть полноценной опорой для сооружаемого причала. Не всегда спецтехника может подъехать к месту строительства причального сооружения. Поэтому при устройстве свайного фундамента своими руками используют винтовые сваи.

Вариант #2 - винтовые сваи

Винтовая свая, как и забивная, изготавливается из металлической трубы. Около ее нижнего конусообразного конца приваривается лопасть определенной конфигурации, а на другом конце - оголовок, необходимый для крепления основы будущего причала. Благодаря этой лопасти-винту свая легко вкручивается в донный грунт, при этом не приходится прикладывать слишком больших физических усилий. Во время плавного вращения винтовая свая равномерно входит в грунт. Риск деформации стенок трубы при этом минимален. Длина винтовых свай может достигать 11 м. При необходимости труба может наращиваться или, наоборот, обрезаться.

Монтаж деревянного причала сложной формы в зимнее время существенно упрощает ведение работ. По льду можно легко добраться до любого места строительства

Чем большую нагрузку должна выдерживать свая, тем больше должен быть диаметр ее ствола. При этом имеет значение и толщина ее стенок.

Правила монтажных работ

Перед началом монтажных работ необходимо рассчитать точное количество свай, подобрать нужный диаметр с учетом нагрузки. Вычислить минимальное расстояние между соседними сваями, при котором материал ростверка не будет провисать. Длина свай подбирается исходя из типа грунта и глубины его промерзания в данной местности.

После завинчивания винтовой сваи на определенную глубину в полость ее ствола заливают бетон (марка М300 и выше). Этот прием увеличивает несущую способность опорного элемента. При монтаже свайного фундамента в зимнее время в бетонный раствор добавляют специальные присадки. Кстати, установку свай для причала предпочтительнее проводить зимой. На льду гораздо удобнее и дешевле проводить работы, чем в воде. Если грунт неоднороден по структуре, то сваи устанавливают на различную глубину, после чего выравнивают по заданному уровню.

Схематичное изображение деревянного причала, построенного на свайном фундаменте. Длина винтовых свай определяется методом пробного бурения, во время которого можно узнать глубину залегания твердых слоев грунта

Винтовые сваи подходят для многоразового использования. Их можно вкручивать, а при необходимости демонтажа надводной конструкции – выкручивать. Правда, при этом заливать бетоном ствол сваи не рекомендуется. Прослужить винтовые сваи могут несколько десятилетий, особенно, если их поверхность обработана специальным химическим составом. Это значит, что причал, возведенный на свайном фундаменте, можно будет эксплуатировать в течение длительного времени.

Отдельно стоящие сваи объединяют в единую конструкцию с помощью швеллера, приваренного к их оголовкам. Иногда в качестве связующего звена используется брус. Все сварочные швы нуждаются в обработке специальной составом, изготовленным на основе эпоксидной смолы, эмали или краски. Данное покрытие защищает швы, находящиеся во влажной среде, от коррозии.

На грунтах из скальных пород монтаж свайного фундамента произвести невозможно. В этом случае рассматриваются иные варианты устройства причалов и пирсов.

В качестве материалов, используемых для укладки настилов на причалах и пирсах, применяется водостойкая древесина ценных пород (лиственница, акация, ипе, кумару, гарапа, бангирай, массарандуба, мербау). Каждый сорт дорогостоящей древесины обладает своим неповторимым цветом и особенной текстурой. Удешевить строительство можно за счет использования современных водоотталкивающих полимерных и древесно-полимерных материалов, на основе которых изготавливаются специальные палубные и террасные доски. Эти материалы идеально подходят для строительства надводных сооружений, так как:

  • не поддаются процессу гниения и разложения от воздействия влажности и атмосферных осадков;
  • не подвержены деформации, потому что не усыхают, не разбухают, не выгибаются и не перекашиваются, не коробятся и не растрескиваются (в отличие от многих сортов натуральной древесины);
  • способны без потерь декоративных качеств переносить значительные перепады температур, воздействие ультрафиолетового излучения;
  • обладают высокой стойкостью к истиранию;
  • выдерживают большие ударные нагрузки;
  • имеет нескользящую рифленую поверхность, позволяющую безопасно передвигаться по причалу во время или после дождя.

Полимерная палубная доска, используемая для монтажа настилов на причалах и пирсах, не нуждается в защите лаками и маслами, что значительно упрощает уход за ее поверхностью.

Монтаж деревянного настила на жесткий каркас, закрепленный на свайном фундаменте. Обработка досок защитными составами, предохраняющими их от преждевременного износа

Монтаж деревянного настила проводят путем использования технологии скрытого крепежа. При отделке готового причала устанавливают перильные ограждения, спуски в воду, а также швартовые кранцы и другие приспособления, необходимые для эксплуатации маломерных судов.

Пример сборки простейшего понтонного причала

Для построения небольшого причала понтонного типа приобретают деревянный брус, строганные доски, гвозди, саморезы, металлические уголки, 200-литровые бочки и веревки для их закрепления. Квадратный каркас конструкции собирают из бруса сечением 100 на 50 мм на берегу. Длина стороны квадрата равна 2,5 метра. Рама усиливается по углам с помощью деревянных брусков, устанавливаемых дополнительно. Углы рамной конструкции должны быть прямыми (90 градусов).

Конструкция, собранная из деревянного бруса и герметичных бочек, является примером простейшего причала понтонного типа, обеспечивающего подход к водоему

Плавучесть причала обеспечивается четырьмя 200-литровыми бочками, используемыми ранее для хранения нефтепродуктов. Бочки должны быть абсолютно герметичными. Для обеспечения этого требования вокруг пробок наносят герметик или силикон, предотвращающий попадание вовнутрь емкостей воды. Для лучшего крепления бочек к рамной конструкции используйте дополнительные бруски (50 на 50 мм), которые прикрепите к основному каркасу с помощью металлических уголков. В данных брусках сверлят отверстия, через которые протягивают веревки для надежного закрепления бочек, расположенных по обеим сторонам каркаса, параллельно друг другу.

Перевернутая рама, готовая к спуску на воду, переносится в водоем без настила, который утяжелит ее вес в несколько раз

Затем деревянную раму прямоугольной формы переворачивают, при этом бочки оказываются снизу сооружения. В таком положении конструкция устанавливается в водоеме около берега. Для ее крепления используется якорная система. Можно также привязать конструкцию к свае, ввинченной в грунт на берегу водоема, или столбу, вкопанному в землю и забетонированному. На последнем этапе прибивается к каркасу настил из строганных досок. Также сооружается небольшой мостик, обеспечивающий доступ к причалу с берега водоема.

Окончательный вид понтонного причала, используемого в летний период. С наступлением холодов надводное сооружение разбирается и убирается на хранение до следующего сезона

Еще один вариант устройства мостков

Из грузовых автошин, отработавших свой срок, сооружают столбы. Для этого резиновые покрышки связывают друг с другом тросами или прочными веревками. Затем связанные шины закатывают в воду и устанавливают на дно водоема. Импровизированные столбики должны торчать из воды. Устойчивость столбов в воде обеспечивается с помощью речных булыжников, закидываемых внутрь покрышек. Затем на сооруженные столбы устанавливают деревянные мостки.

Что делать, если ваш причал уплыл?

Простые надводные сооружения владелец участка, выходящего к реке или озеру, может построить своими силами. Пирсы, уходящие на несколько метров от берега вглубь водоема, должны возводить компании, располагающие компетентными специалистами и профессиональным оборудованием. Если сэкономить на проектировании и строительстве причала, пригласив сомнительные фирмы для выполнения работ, то можно «потерять» надводное сооружение. Оно просто уплывет от берега.

Если вы – счастливый обладатель приусадебной территории с выходом к воде, можно обустроить прибрежную зону, построив красивую мини-пристань. Причал на даче, выполненный своими руками, может служить не только местом крепления лодок, но и отличной зоной отдыха. Для этого на дачном причале располагают скамейки, а если позволяет место, устанавливают растения в кадках.

Как сделать дачный причал на реке: выбор места

Платформа с настилом может располагаться не только у дома и ли в саду, такой дек можно сделать и у воды. Четкие линии платформы создадут неповторимый контраст с живописными очертаниями береговой зоны. Деревянный причал на дачном озере, построенный своими руками, зрительно увеличивает площадь водоема и служит привлекательным местом для отдыха. Ведь в жаркий день так приятно посидеть у воды, насладиться ее тихим плеском, послушать шорох прибрежных растений, над которыми резвятся шустрые стрекозы.

Если вы живете у озера или реки, то не иметь благоустроенного места для купания, рыбной ловли, швартовки лодки или легкого катера - это нонсенс. Можно просто расчистить часть берега и вбить колышек, для того чтобы привязывать лодку. Но лучше построить причал на реке, как советуют опытные дачники, с удобным спуском в воду для купания. Такую работу можно сделать коллективно, привлекая к работе соседей по прибрежным участкам.

Обычно причалы представляют собой капитальные сооружения, стоящие на прочных деревянных или металлических винтовых сваях. Трудоемкость постройки капитальных причалов весьма велика, что, пожалуй, является основной причиной отказа от выполнения подобных работ индивидуально. Но в условиях небольшого закрытого водоема или водохранилища с регулируемым сбросом воды нет необходимости в свайной конструкции. Намного проще сделать причал, как показывает практика, из бруса и досок. Он устойчиво стоит у берега на решетчатых опорах в виде ящиков, загруженных камнями. При отсутствии подвижек льда в закрытом водоеме такой причал прослужит не один год.

Выбрав подходящее место для строительства причала своими руками, необходимо промерить глубину водоема у берега. Это особенно важно, если ваше плавсредство имеет киль или шверт, которые будут при подходе цепляться за дно. К тому же неугомонная детвора вряд ли упустит возможность понырять с удобного деревянного настила. И лишь определившись с ситуацией, можно разработать план сооружения.

Регулярно проверяйте состояние деревянной конструкции: трещины, поломки, ржавчина на металлических элементах не только портят внешний облик настила, но и могут стать причиной дальнейшего разрушения.

Как правильно делать причал на озере своими руками

Перед тем как построить причал своими руками, сначала разровняйте площадку возле водоема и засыпьте ее гравием. Если границы водоема четко оформлены (например, если это бетонный бассейн), то проще всего основу для подиума сделать из бетонных плит. В случае если у вас искусственный пленочный пруд с «мягкими» берегами, обсаженными болотными растениями или декорированными галькой, придется делать столбчатый или свайный фундамент. По периметру площадки можно установить бетонные столбы на расстоянии 1,5 м друг от друга и прикрепить к ним балки, на которые будут укладываться лаги.

Для сооружения настила используйте наиболее долговечные породы дерева, балки и доски обработайте защитными средствами, а скобы, шурупы и прочий крепеж подберите анодированные, чтобы исключить возникновение ржавчины.

Настил расположен над водой на трех опорах на уровне берега. Вся конструкция собрана из бруса и досок, лишь трап для входа и выхода из воды при купании сделан из металла.

А как правильно делать опоры для причала? Опоры (они же являются и емкостями для бутового камня) изготавливают из брусовых стоек сечением 95 х 95 мм с горизонтальной решетчатой обшивкой досками сечением 45 х 145 мм. Завершают сборку каркаса причала укладкой на опоры лаг из досок, поставленных на ребро. Сечение досок, вставок между ними и накладок в месте стыков - 45 х 170 мм. Настилают причал досками 28 х 120 мм с зазором между ними для быстрого стока воды и вентиляции. По периметру настила ставят отбортовку из тех же досок. Снаружи боковые лаги обшивают накладками, которые должны примыкать к отбортовке снизу.

Как видно на фото, причал, построенный своими руками, часто оснащают угловой скамьей, а для купальщиков ставят трап:

Стойки (ножки) скамьи (95×95 мм) крепят сбоку к настилу, врезая их вполдерева. Спинку собирают из досок. Обшивку сиденья укладывают на раму, прикрепленную к ножкам скамьи и опирающуюся на них укосинами.

Стойки скамьи крепят болтами М10х120 мм. Два таких болта надежно удержат каждую стойку. Под них высверливают отверстия в самих стойках и в лагах причала. Раму сиденья крепят к стойкам и опирают на подкос, который размечают и подгоняют по месту. Угол рамы подкрепляют диагональным бруском, установленным под углом 45°. К бруску крепят дощатую обшивку сиденья, просверлив направляющие отверстия. Сходящиеся в углу доски запиливают «на ус».

Распиловку материала из-за большого объема работы лучше всего производить, используя маятниковую торцовочно-усовочную электропилу. В первую очередь заготавливают детали опор причала; стойки и доски обшивки. Длину отрезков бруса для стоек причала, изготавливаемого своими руками, выбирают, основываясь на замерах глубины и обязательно с запасом. Лишнее легко впоследствии отпилить, а вот дотачать недостающие сантиметры возможно не всегда. Нарезав из пиломатериалов заготовки по размерам, выбранным для причала, можно приступать к сборке отдельных его узлов.

Как построить дачный причал на реке: сборка узлов

Во время сборки узлов опоры собирают на ровной поверхности. К стойкам примеряют, а затем прочно прикрепляют доски боковых стенок. Последние размещают так, чтобы между ними образовались крупные щели (количество таких досок, разумеется, может отличаться, поскольку оно зависит от высоты опоры).

Детали стоек скрепляют болтами с прокладкой под их головки и гайки квадратных шайб. При затяжке используют ключ-трещотку или гайковерт.

Нижние доски крепят к опоре гвоздями или шурупами. Эти доски кладут на дно водоема и прижимают камнями, уложенными в опору.

По размерам, обозначенным на плане причала, первую опору относят от берега и ставят на выровненную площадку на дне водоема. Удерживая опору на месте, загружают ее камнями. Камни кладут до верхнего уровня обивки стенки.

Высоту настила причала над уровнем воды определяет его первая сухая береговая опора из тесаного камня или железобетонная свая, положенная набок. Перенести отметку этой высоты на стойки заглубленной опоры можно с помощью водяного уровня.

По сделанным таким образом отметкам между опорами крепят поперечную балку, на которую затем будут уложены лаги настила причала.

Весь крепеж для причала должен иметь антикоррозионное покрытие или быть изготовленным из нержавеющего металла.

После расстановки всех опор и крепления поперечин на одном уровне обрезают торчащие концы стоек. Стойки отпиливают по уровню поперечин.

Размещенные в соответствии с планом причала опоры позволяют наглядно представить конфигурацию всего сооружения. Продолжать работу по сооружению настила удобно, передвигаясь от опоры к опоре по временно настеленным доскам.

Доски, предназначенные для лаг, размечают так, чтобы скрепленные стыки ложились на поперечины опор. Заготовки лаг для сращивания раскладывают на ровной поверхности и, используя накладки длиной 800 мм, скрепляют их 100-миллиметровыми гвоздями. Шляпки гвоздей нужно утопить с помощью бородка.

Чтобы построить причал как можно более прочным, боковые лаги собирают из двух досок. Крайние из них служат причальным брусом и не должны иметь выступающих накладок. Крепят их, используя вставки.

Среднюю лагу укладывают точно посредине поперечины. Прихватывают ее у основания косо забитыми гвоздями. Лаги в углах соединяют встык, подкрепляя их при необходимости накладками.

При сборке боковой лаги верхние торцы досок лаги, накладок и проставок должны быть в одной плоскости, иначе не лягут доски настила. По лаге с помощью шнура размечают линию установки отбортовки.

Доски отбортовки запиливают «на ус» под углом 45° для соединения в углах. Временно прихватив доску по месту, проверяют и при необходимости исправляют сопряжение углового стыка. Это позволит выдержать точный размер по длине и избежать щелей в угловых соединениях.

Настил крепят саморезами, точно подгоняя длину досок для примыкания их к доскам облицовки. Ширину щели между досками для стока воды с поверхности настила выбирают произвольно, однако она не должна быть настолько большой, чтобы защемить палец ноги ребенка. Зазора 3-4 мм будет вполне достаточно.

Боковые накладки устанавливают под свес отбортовки. Две доски вполне закрывают лаги, но щелей между боковинами быть не должно.

А как сделать трап для причала на реке? Трап для спуска в воду можно приобрести готовый или сварить самостоятельно из труб из нержавеющей стали. При этом следует предусмотреть возможность крепления трапа к металлическим соединительным элементам, которые предварительно нужно закрепить на настиле. При такой конструкции трап легко присоединить с помощью винтов, которые его надежно удержат, а при необходимости так же легко его можно снять, например, для хранения до будущего купального сезона.