Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Биология и социальная природа человека. Современные проблемы науки и образования

Биология и социальная природа человека. Современные проблемы науки и образования

План

Вопрос 1. Охарактеризуйте биологические и обусловленные средой процессы развития, а также объясните характер их взаимодействия………………….3

Вопрос 2. Почему объективность необходима для создания точной науки о человеческом развитии……………………………………………………….10

Список использованной литературы………………………………………………….14

Вопрос 1. Охарактеризуйте биологические и обусловленные средой процессы развития, а также объясните характер их взаимодействия

Хорошо известно, что биологические системы обладают свойствами саморегуляции, то есть способностью перестраиваться в зависимости от внешних воздействий так, чтобы сохранился оптимальный уровень их функционирования.

Проблема человека, его сущности и существования чрезвычайно многогранна, но главной ее философской основой является вопрос взаимосвязи социального и биологического.

С одной стороны, человек - высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы. Биологическое в человеке представлено как организм, задатки, телесная физическая структура, темперамент, динамика психических процессов, способность действовать. С другой стороны, он - творец, активный участник исторического процесса развития материального производства и духовных ценностей, частица, элемент социальной жизни, осуществляющий свои поступки в соответствии с нормами и ценностями, существующими в обществе.

Как же связаны эти два начала - природное и социальное, насколько они отдалены или приближены в различных сферах жизнедеятельности?

То или иное решение вопроса о природном и социальном во многом определяет понимание развития социальной жизни, его источников, тенденций трактовки культуры (в том числе и физической) как феномена, проблем личности и индивидуальности.

На наш взгляд, в его решении есть две стороны: во-первых, раскрытие социальной обусловленности и соответственно специфики биологии человека и, во-вторых, изучение обратного воздействия социально детерминированной биологии человека на его общественную, материальную и духовную деятельность, многообразные социальные отношения и функции.

В философии и социологии существует несколько тенденций понимания этой проблемы, однако нам ближе идеи тех ученых, которые утверждают, что человек - биосоциокультурная система, уникальность которой определяется сплавом природных, врожденных особенностей индивида и впитанных ею в ходе становления ценностей культуры, влияния социальной среды, в которой личность формировалась. В то же время характер социализации не может не зависеть от природных данных индивидуума: своеобразия его телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способностей, специфической организации и одаренности.

Современная наука не только вскрыла причины индивидуальных биологических различий человеческих организмов, но и показала связь этих различий с психологическими особенностями организма. В связи с этим человека нельзя представить как "сгусток социума", нельзя разрывать взаимодействие социологических и биологических факторов его становления и развития. Проблема состоит лишь в том, чтобы выяснить диалектику соотношения, взаимодействия социального и биологического в организме человека на основе раскрытия определяющего воздействия первого на второе. От правильности решения этой проблемы зависят методологическая направленность и способы интерпретации смысла и цели жизни человека, особенностей морфологии и функций его организма, физического развития и формирования здоровья и др. В связи с этим возникают и другие проблемы, более широкого порядка: сущность и причины возникновения человеческого общества, его история и современное состояние, взаимосвязи человека и машины, человека и природы, человека и общества и т. д. Все эти проблемы особенно актуальны и обусловлены усилением воздействия современного общества, науки, техники на организм и психику человека, а также возрастанием роли отдельной личности и ее деятельности в современном обществе.

Потребность методологического подхода, учета взаимосвязи социального и биологического особенно отчетливо ощущается в современной научной и практической медицине, в развитии теории и практики физической культуры, антропологии, генетики человека и других наук. Биологическое, однако, не является определяющим в человеке. Оно лишь материал, природная основа для становления человека, формирования его общественных качеств, свойств, способностей.

Существуют различные способы регуляции жизнедеятельности клетки, которые можно условно отнести к генетическому, биохимическому и физиологическому уровням регуляции. В пределах каждого из них действуют механизмы, в основе которых лежит последовательность конкретных метаболических процессов. Понять динамические свойства этих регуляторных механизмов можно лишь на основе общесистемного подхода, рассматривающего поведение каждого из элементов сложной системы как результат его взаимодействия с остальными элементами. Одним из наиболее развитых подходов для решения этой проблемы в современной биофизике является математическое моделирование. В соответствующих кинетических моделях отражена динамика изменения концентраций различных составных элементов биологической системы, которая определяется скоростями отдельных элементарных реакций.

На самом деле переменные в биологических системах изменяются не только во времени, но и в пространстве. В отличие от точечных такие модели называются распределенными (в пространстве). В распределенных системах могут протекать в отдельных точках пространства химические превращения веществ и одновременно происходить диффузия отдельных веществ из объемов с высокой концентрацией в объемы с меньшей концентрацией. Таким образом, связь между соседними элементарными объемами осуществляется за счет процессов переноса. Кроме того, в биологических системах (активные мембраны, ткани, сообщества организмов) существуют и распределенные источники энергии. Такие системы относятся к активным распределенным системам.

Примером биологического процесса, протекающего в распределенной системе, служит образование структур в морфогенезе из продуктов биосинтеза. Оно происходит не за счет внешних толчков, а самопроизвольно на основе информации, заключенной в оплодотворенной яйцеклетке, в исходно пространственно-однородной среде. Речь идет в данном случае о возникновении в активной распределенной системе стационарных пространственно-неоднородных структур. Другой пример - распространение волн возбуждения в нервном или мышечном волокне.

Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких – на молекулярном уровне – с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности живет и человек. Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации. Повторяемость процессов - один из признаков жизни. При этом большое значение имеет способность живых организмов чувствовать время. С ее помощью устанавливаются суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов. Как показали исследования, почти все жизненные процессы в живом организме различны. Ритмы физиологических процессов в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называются периодом, иди циклом. Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Исследование простейших моделей показало, что различные типы поведения активных распределенных систем могут быть описаны нелинейными дифференциальными уравнениями в частных производных, где учитываются химические реакции и диффузия реагентов.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой).

С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности. К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин. В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов. Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность. Социальное и биологическое не два параллельных и независимых друг от друга фактора: воздействуя на развитие человека, они вступают между собой в разные взаимоотношения, причем соотношение их само зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств. Рассматривая влияние среды на развитие человека, марксистско-ленинская педагогика указывает прежде всего на то, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков - речи, мышления, хождения в вертикальном положении - необходимо человеческое общество, социальное окружение.

Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека. Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде - ближайшему окружению ребенка. Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или планом. У некоторых видов, например мотыльков или бабочек, этот генетический план строго определен и практически не допускает сколько-нибудь существенных изменений в строении тела или поведении. Психологи, говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание. Процесс созревания состоит из последовательности предварительно запрограмми­рованных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это вовсе не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально предпринимаемая стимуляция и обучение должны значительно его ускорить.

Каждое мгновение мы подвергаемся воздействию окружающей среды. Свет, звук, тепло, пища, лекарства, гнев, доброта, строгость - все это и многое другое может служить удовлетворению основных биологических и психологических по­требностей, причинять серьезный вред, привлекать внимание или становиться ком­понентами научения. Средовые влияния могут задерживать или стимулиро­вать рост организма, порождать устойчивую тревогу или способствовать формиро­ванию сложных навыков.

Некоторые процессы развития, такие как пренатальный рост плода, носят преимущественно биологический характер, в то время как другие происходят главным образом под влиянием окружающей среды. Яркими примерами такого влияния могут служить изучение чужого языка во время проживания за рубежом или усвоение речевой манеры и артикуляции членов семьи, в которой живет человек. Однако развитие человека большей частью не укладывается ни в одну из этих двух категорий, поскольку предполагает взаимодействие биологического и социального начал. Кроме того, окружающая человека среда состоит из множества конкретных сред (семейной, школьной, рабочей и т. д.), которые постоянно взаимодействуют между собой и влияют на развитие через это взаимодействие.

Вопрос 2. Почему объективность необходима для создания точной науки о человеческом развитии

Сама природа человека определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении жизненного пути, заставляя психологов обращаться к данным естественных и социальных наук, а представителей этих наук - к данным психологии. Однако междисциплинарность не сводится к простому обмену информацией между разными науками, как это происходит, например, в случае поиска многочисленных внутренних и внешних факторов развития человека. Ее сущность - в синтезе данных наук о человеке с целью построения единой системы знаний о нем, того синтетического человекознания, контуры которого были намечены в России академиком Б. Г. Ананьевым. Опять же, в силу природы человека, психология занимает в комплексе наук о человеке центральное место, что отмечалось многими видными философами и психологами. Дело в том, что объект (точнее сказать, субъект) развития - Человек разумный - наделен сознанием. И потому, в отличие от всех других живых существ, человек не просто реализует свой жизненный цикл, не просто живет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или, как еще говорят, конструирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события - вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекторий жизненного пути. На данный момент ни одна из наук о человеке не располагает таким корпусом конкретных знаний о субъективном опыте человека, какой накопила психология.

Поэтому, по крайней мере, в наше время, она становится естественным системообразующим фактором будущей междисциплинарной науки о человеке. И все же, как мне представляется, не следует спешить придумывать новое название для психологии развития на том лишь основании, что она активно впитывает в себя идеи и факты других наук, позволяя создавать более или менее масштабные полотна человеческого развития. Ибо сколько ни добавляй в психологию фактов и понятий других наук, она все равно останется психологией. Возможно, в следующем веке нас ожидают новые открытия в биологии человека, которые помогут нам лучше понять природу субъективности. И тогда биология станет еще одним - комплементарным - концентром синтетического человекознания, новой и более объективной науки о человеке и его развитии.

Сложный и богатый, полный поисков и сомнений процесс развития человека продукт совокупного действия многих сил: смешения биологического и культурного начал, переплетения мыслей и чувств, синтеза внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента зачатия и длится всю жизнь. Характер его протекания во многом определяется окружающей средой, но вместе с тем он неповторим, как и любая человеческая личность.

Жизнь человека коротка и непредсказуема и всю свою историю человек пытается противопоставить этой непредсказуемости нечто определённое, предсказуемое. Долгое время за опору бралась религия, являвшейся идеальной моделью бытия. Соблюдая эту модель, человек мог рассчитывать на определённую степень предсказуемости в жизни (воздаяния и наказания по делам) и после смерти.

Однако, с приходом эпохи Просвещения, Бог постепенно замещался Человеком. Точнее, всемогущество Бога – всемогуществом человеческого Разума. Как это обычно бывает в истории, человек сначала разрушил «старое», и только потом приступил к освоению «нового». В итоге, к началу XIX века (условная дата завершения эпохи Просвещения) оказавшись в «тёмном мире», с «пустым» небом и незрелой наукой.

Опору теперь стали искать в науке как в чем-то высшем и независимом от человека, хранящем знания и истины, выходящие за пределы ограниченного человеческого бытия. Сложность состояла в том, что наука сама была созданием человека. Для того чтобы служить человеку опорой, чтобы рассматриваться как абсолют, наука должна была быть отделена от человека. Она должна была предстать в идеале, как нечто, не зависимое от человека, безличное, объективное и внечеловеческое. И хотя сама задача независимости науки от человека никогда не ставилась, наука вырабатывает свой собственный безличный язык со своей собственной системой обоснований и доказательств, представляя себя как некое безличное, внечеловеческое и истинное в данный момент времени знание, - эти особенности знания и составляли то, что определялось как объективность науки.

Одновременно в науке, как создании человека, не может не присутствовать след человека, делающего эту науку, но наука делается не только человеком, но и для человека, она должна ему соответствовать. Эти характеристические особенности науки - след в ней человека и ее соответствие человеческим масштабам - можно определить, как свойство науки иметь человеческую размерность. Смысл созданной человеком науки (или человеческого познания) в открывании и изучении законов природы и окружающего мира, но кто сказал, что наш мир живёт по законам? Л.Шестов писал об этой особенности науки: «Наука не констатирует, а судит. Она не изображает, а творит истину по своим собственным, ею же созданным законам. Наука, иначе говоря, есть жизнь перед судом разума. Разум решает, чему быть и чему не быть. Решает он по собственным - этого нельзя забывать ни на минуту - законам, совершенно не считаясь с тем, что он именует "человеческим, слишком человеческим". Всю историю науки человекоразмерность проникала в научное знание. Математизация физики, введение абстрактных математических структур есть ни что иное, как субъективное желание получить стройную, калькулируемую научную теорию. Идея генезиса - наследования - остаётся основополагающей в физике до сих пор, а понятие нового получает свою интерпретацию через фактор человеческого действия, через свойство использования. Целеполагание - основной человеческий фактор в обосновании теории и выборе правильной, при наличии нескольких неабсурдных вариантов. На сегодняшний день, при любых попытках дать обоснование общим положениям современной науки, обращение к её человеческой природе неизбежно. Ведь именно человек создаёт науку исходя из критерия познаваемости её человеком. Внутри научной деятельности и её результатов всегда можно отыскать некие включения, имеющие своей основой и источником человеческую субъективность. Они не являются искажениями научного знания, просто сама объективность и развитие этого знания обосновываются диалогичностью человеческого мышления. Сама наука, как объективная деятельность, обосновывается в своей объективности через человека, через его способности к диалогичности и целеполаганию. Последовательное объективное обоснование науки происходит именно через её, науки, человекоразмерность.

Список использованной литературы

    Библер В.С. От наукоучения - к логике науки. - М., 1991.

    Иванова Р.И. Предмет и метод права социального развития. – М.: Изд-во МГУ, 1993

    Платонов Д.И. Право социального обеспечения. – М., 2001

    Алешин А.И., Аршинов В.И., Величковский Б.М., Городецкий Б.Ю. Философско-методологические проблемы специальных наук // Вопросы философии, 1988, 6, с. 48 - 67.

    Алтухов В.Л. Проблемы перестройки философской науки // Вопросы философии, 1987, 6, с. 19 - 32.

Проблема человека, его сущности и происхождения, его настоящего и будущего относится к числу вечных. Человек - самое сложное в мире, уникальное существо, воплотившее в себе единство природы и истории. Процесс его развития подчинен общественным законам и законам природы, обладающим своей внутренней логикой и вместе с тем опосредованным влиянием общества. В человеке воплощены результаты как биологической эволюции, так и развития общества, поэтому он не просто часть природы, а ее высший продукт особого рода. Выдвинутое Марксом принципиально важное положение о том, что человек - деятельное природное существо, позволяет понять, что в отличие от животных он не только продукт окружающей среды, но и ее творец.

Исследование синтеза социального и природного в человеке - самостоятельная проблема науки, имеющая философский аспект. Сущность человека, представляющего собой совокупность всех общественных отношений, социальна; с другой стороны, его природа как биологического существа прошла сложный путь эволюционного развития. Изучение взаимодействия биологического и социального - исходный пункт всякого научного исследования человека, что имеет принципиальное значение для медицины, представляя важнейшую предпосылку разработки медицинской теории, а также врачебной деятельности.

Проблема человека слишком сложна, чтобы можно было удовлетвориться ее изучением в пределах анатомии. Успешное решение этой проблемы возможно лишь путем комплексного исследования при взаимодействии общественных и биологических наук. Уже с начала возникновения религии это одна из острых проблем идеологической борьбы, сохранившая свою актуальность на современном этапе научно-технической революции. Уяснение роли социального в процессе как становления человека и общества, так и его онтогенетического развития- важная предпосылка обеспечения условий для оптимального развития человека не только в ходе его индивидуальной жизни, но и в жизни целых поколений.

Основы научного понимания соотношения биологического и социального в человеке разработаны марксизмом. Марксистско-ленинской философией установлено, что социальная жизнь представляет собой высшую форму движения материи, т. е. биологические законы подчиняются социальным закономерностям. Вот почему современный человек как биологическое существо не подвержен законам естественного отбора. Соотношение биологического и социального, таким образом, подчинено общедиалектическим принципам связи низшего и высшего уровней организации материи.

Взаимодействие биологического и социального может быть рассмотрено применительно к обществу как самоорганизующей системе в его взаимоотношениях с живой природой, к разным структурным уровням человеческого организма и личности, к разным этапам его онтогенетического и филогенетического развития. В данном контексте можно выделить три аспекта социально-биологической проблемы: социально-филогенетический, социально-онтогенетический и социально-экологический. Исторически исходным среди них является социально-филогенетический аспект, в рамках которого выявляется соотношение биологических и социальных закономерностей в период антропосоциогенеза и в условиях сформированного общества. Происхождение человека от высших антропоидных предков, что было раскрыто Дарвиным, и формирование общества из стада животных (Энгельс) в действительности- двуединый процесс, создавший человека.

В происхождении человека решающим условием был труд. Маркс утверждал, что труд -«... вечное естественное условие человеческой жизни» Направление изменений, приведших к формированию специфически человеческой биологии, связано с включением человека в систему общества в качестве составной части производительных сил. Именно принадлежность его к новому уровню организации - социальному - приводит к социальным преобразованиям его биологии, к существенным морфологическим преобразованиям и формированию новых способов поведения. Энгельс писал: «Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи и для мощного развития мозга, благодаря чему пропасть между человеком и обезьяной стала с тех пор непроходимой. Специализация руки означает появление орудия, а орудие означает специфически человеческую деятельность, преобразующее обратное воздействие человека на природу - производство».

Вопрос о начале человеческой истории, определении рубежей и причин бурного расхождения двух видов антропоидов на дистанцию двух различных форм движения материи можно решить, исходя из положения Энгельса о формирующей роли труда. Труд, по его мнению «... первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» Груд - тот качественно новый признак, который присущ человеку и является универсальным условием становления его развития. Человек в отличие от животных не может адаптировать организм к природе, а своим трудом приспосабливает природу. Это обстоятельство накладывает отпечаток на биологическую эволюцию, которая у человека прекратилась. Человек связан с природой не непосредственно, как все другие живые существа, а опосредованно-через трудовую деятельность.

Начальный процесс гоминизации относится к периоду, отстоящему от нас более чем на миллион лет, когда антропоидные предки приобрели способность трудиться. Труд явился силой, породившей к жизни совершенно новые социальные законы и социальность человека, имея принципиальное значение для изменения характера взаимоотношений человека и природы. Отношение человека к среде благодаря труду существенно преобразуется, изготовление орудий труда позволило человеку воздействовать на неадекватную среду в направлении приспособления ее к своим потребностям.

Трудовая деятельность с первых этапов антропогенеза имела коллективный характер, т. е. изготовление и использование орудий вели к усилению взаимопомощи и сплоченности. По выражению Маркса, труд, являясь в своем исходном значении средством обеспечения жизни, становится образом жизни человека, существенной формой его жизнедеятельности, его отношений к среде и важной основой отношений между людьми. В.И.Ленин отмечал, что труд становится потребностью здорового человека.

Возрастающий масштаб трудовой деятельности требовал совершенствования процесса познания, что стимулировало развитие мозга человека; коллективный характер труда сформировал такое средство социального общения, как речь. Превращение первобытного стада людей в человеческое общество сопровождалось становлением и возникновением человека «разумного».

Установить различие, существующее между человеком и ближайшими его предками, можно только на основании комплексного критерия. Многочисленные открытия последних десятилетий в области антропологии, археологии, палеонтологии, палеопсихологии и др. позволили сделать вывод, что с трудовым критерием может быть связано несколько больше признаков, чем предполагалось ранее. Трудовой критерий должен быть дополнен морфологическим, а также требует учета перемен, происходящих в поведении формирующихся людей, и, наконец, изменения экологических отношений со средой в результате более быстрого, чем преобразование окружающей среды, развития производительных сил. В свою очередь морфологические отличия, позволяющие провести грань между животными и человеком, также представляют собой уникальный комплекс, именуемый в антропологии «гоминоидной (или гоминидной) триадой». Этот системный морфологический критерий включает такие существенные признаки, как прямохождение (бипедность или ортоградность), своеобразная верхняя конечность, приспособленная к точному манипулированию, и развитая ассоциативная деятельность центральной нервной системы. В ходе антропогенеза раньше всего совершенствуется прямохождение, позднее происходит развитие кисти в направлении тонкого манипулирования и высокоразвитого относительно крупного мозга.

Диалектический характер становления социальных закономерностей, вытесняющих биологические, раскрыт широко распространенной в современной науке теорией двух скачков, двух качественных рубежей в антропогенезе. Первый рубеж, отстоящий приблизительно на 2 млн. лет (есть данные, что первобытный человек возник 3 млн. лет назад), связан с началом изготовления первых орудий. Он знаменует переход от животных-предшественников к стадии формирующихся людей и означает появление социальных закономерностей. Второй рубеж преодолен около 100 тыс. лет назад, когда на смену неандертальцу пришел человек современного физического типа - Homo sapiens. С этого момента устанавливается господство социальных закономерностей, биологические закономерности практически исчезают. Формирующее действие механизма естественного отбора на человека прекращается, коренных преобразований физического типа человека не происходит, хотя высказываются предположения о возможности некоторых изменений в рамках «исторического филогенеза». Существование человека определяется материальным производством, а не приспособляемостью его к природе. Такие взаимоотношения со средой означают, что существенных преобразований структуры человека не происходит, но подразумевается, что в онтогенетическом развитии человека социальные детерминанты все же играют решающую роль, определяя как его общие контуры, так и основные его детали. Подчинение биологического социальному в индивидуальном развитии также представляет исходную существенную детерминанту материальной системы.

Онтогенез человека детерминируется пересекающимся действием трех родов программ (систем детерминирующих факторов), имеющих у человека некоторые особенности: генетических, индивидуальных и социально-экологических. Генетические программы человека включают видовые признаки Homo sapiens, в том числе признаки рода, отряда и т. п., расовые, половые и индивидуально-типовые.

Кроме генетических программ, онтогенез детерминирован также социально-экологической программой, или условиями социальной и природной среды. При этом среда влияет на онтогенез двояко: во-первых, она обеспечивает реализацию генетических программ онтогенеза; во-вторых, различные совокупности факторов среды создают такие структурно-функциональные (морфофизиологические) изменения, которые в течение длительных периодов или даже на протяжении всей жизни индивидуума определенным образом детерминируют его последующее развитие. Вследствие этого можно также говорить об индивидуальных онтогенетически складывающихся программах, понимая под ними системную совокупность внешних факторов, являющихся не просто условием реализации генетических программ, а индивидуальными детерминантами онтогенеза, действующими, конечно, через посредство внутренних индивидуальных программ.

Взаимодействие всех трех родов программ онтогенеза у человека имеет неповторимые особенности. Существенной частью среды жизни человека является общество со своими внутренними законами развития, определенным образом влияющее на природу. Поэтому социальные законы имеют центральное, ведущее значение по отношению к среде жизни человека. Социальные условия жизни существенно влияют на жизнедеятельность, структуру, онтогенез человека, что определяет работоспособность, здоровье и функциональные возможности человека. Это еще раз подчеркивает, что человек - не только биологическое, но и социально-общественное существо.

1

Необходимость изучения взаимовлияния природы и общества обусловливается поиском методологического ориентира в исследовании данной проблемы. Целостность современных обществ скрепляется органическими, естественными связями, что позволяет избежать социальных катаклизмов, террористических актов, многочисленных войн, которые мешают их поступательному развитию и гармоничному взаимодействию. Рассматривая исторические этапы взаимодействия природы и общества, следует отметить, что нарастает интенсивность воздействия человека на природу, а взаимообусловленность, взаимопроникновение человека и природы приобретают глобальные масштабы. На современном этапе назрела необходимость следовать идеалам гуманистического общества, чтобы гармонизировать отношения между обществом и природой. Актуальными задачами человечества являются приспособление индустриальных процессов к естественным и переход от механической технологии к такой, которая моделировала бы биологические системы. Естественные, природные факторы составляют основу человеческого общественного бытия, оказывая влияние на развитие производственной сферы.

законы общественного развития.

антропосоциогенез

органическая концепция общества

социальный организм

общество

1. Волгин О.С. Идея прогресса в русской религиозной философии Серебряного века: автореф. дис. … д-ра филос. наук. – М., 2004. – 36 с.

2. Кузьмина Г.П. Идеи органицизма в русской социальной философии: дис. … д-ра филос. наук. – Чебоксары, 2007. – 297 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: в 3 т. Т.1. – М., 1985. – 542 с.

4. Момджян К.Х. Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории. Ч. 1. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2013. – 400 с.

5. Философия: учеб. – 2-е изд., испр. / Н.С. Савкин, В.А. Абрамов, А.И. Белкин и др.; руководитель автор. коллектива и отв. ред. Н.С. Савкин; редкол.: В.М. Борискин и др. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – 356 с.

В социальной философии в настоящее время преобладает идея о сущностном единстве природы и общества, как в историческом, так и в функциональном планах. В функциональном плане развивается мысль о природе как «живой» системе кругооборота веществ, в которую включено человеческое общество, в историческом плане общество понимается как высшая социальная форма развития самой материи, а человеческая история как порождение и продолжение истории природы. «Историю можно рассматривать с двух сторон: ее можно разделить на историю природы и на историю людей, - писал Маркс. - Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга» .

В соответствии с научными данными природа рассматривается, прежде всего, как предпосылка появления человека и общества. Наука доказала, что человеку не случайно присущи общие с животными биологические признаки. К ним относятся генетическая программа наследования, физиологический и анатомо-морфологический механизм удовлетворения естественных потребностей организма и его приспособления к внешней среде на основе нервно-психологической деятельности и др. Однако человеку присущи и специфические биологические признаки, отсутствующие у животных. Среди них Ф. Энгельс выделил: прямохождение, особое строение руки, механизм связок, невысокий темп роста и биологического созревания человеческого организма, подвижность инстинктов, «исследовательский» рефлекс. Современный российский философ К.Х. Момджян помимо перечисленных отличительных признаков приводит следующий: «в ситуациях, которые называют пограничными, когда невозможно сохранять и факт, и качество жизни, человек способен предпочесть качество факту, т.е. добровольно отказаться от жизни, которая не соответствует его представлениям о достойном человека существовании» . Известно, что эти признаки закреплялись у человека не только под влиянием естественного отбора, но, прежде всего, благодаря орудийно-коммуникативной деятельности, т.е. в процессе антропосоциогенеза.

Вопрос о причинах и процессе возникновения Homo sapiens как биологического вида, о случайности или закономерности его появления волновал лучшие умы человечества. В.И. Вернадский подчёркивал, что жизнь - явление в мировой эволюции неслучайное. Тейяр де Шарден полагал, что эволюция в природе обнаруживает закон рекуррентности, согласно которому мир развивается путем усложнения, в процессе которого появляется сознание.

В своей работе «Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории» К.Х. Момджян говорит, что рассуждения о закономерностях развития мира в целом возможны только в том случае, если «доказано, что законосообразны все его подсистемы - включая социальную реальность, которую творят люди, обладающие субстанциально свободной волей» . Объективность законов общественного развития будет рассмотрена нами на примере закона народонаселения, связанного как со способом производства в обществе, так и с природными факторами.

Пожалуй, одним из первых «законы» народонаселения попытался установить английский экономист, епископ Мальтус. Он утверждал, что при отсутствии контроля над рождаемостью население удваивается каждые двадцать пять лет, т.е. возрастает в геометрической прогрессии, тогда как средства существования не могут, видимо, возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии, и поэтому при неконтролируемом росте населения последствием указанной диспропорции будет нищета в различных ее формах.

В данной концепции Мальтуса содержится, по крайней мере, два ошибочных тезиса. Первый состоит в том, что нищету и безработицу он пытался приписать слишком высокой плодовитости, а не экономическому строю. Второй заключается в том, что эта высокая плодовитость обязана действию абстрактного, естественного закона размножения.

Кроме вышеприведенных возражений, укажем еще одно. Статистика показывает, что, во-первых, неверны сами расчеты Мальтуса. С 5500 г. до нашей эры и до 1650 г. население удваивалось приблизительно каждую тысячу лет. За следующие двести лет оно тоже удвоилось; затем оно удвоилось за сорок пять лет между 1930 и 1975 годами. Ожидалось, что оно возрастет примерно с четырех до семи миллиардов человек. К концу 2011 года население планеты достигло семи миллиардов. В то же время потребности человека в ресурсах окружающей среды возрастают также экспоненциально.

История человечества доказывает далее, что рост населения не является абсолютно самостоятельным биологическим процессом, независимым от общественных условий. Численность людей, составляющих общество, напротив, зависит от степени развития производства, от экономических отношений, жилищно-бытовых условий, уровня благосостояния, развития здравоохранения и т.д. Рост населения подчиняется определённым закономерностям общественного развития и регулируется демографической политикой государства.

Итак, воспроизводство населения нельзя рассматривать изолированно от закономерностей способа производства, тем не менее не следует впадать и в вульгаризацию, т.е. сводить законы воспроизводства населения только к экономическим законам. «В борьбе с материалистическим пониманием истории немарксистские концепции, в том числе и органическая, не признавали действие одного фактора, определяющего ход исторического развития» . Более того, О.С. Волгин отмечает, что одной из главных черт русской религиозной философии является то, что «само бытие в целом воспринимается как органическое, а не вещное» . Иными словами, демографический процесс нельзя отождествлять с экономическим. Ф. Энгельс указывает, что определяющим моментом, в конечном счете, является производство и воспроизводство непосредственной жизни, которое состоит из производства средств к жизни и производства самого человека (деторождение). Рождаемость и смертность, составляющие содержание воспроизводства населения, находятся под воздействием биологических закономерностей, разумеется, опосредованных развитием производительных сил, влиянием общественного прогресса, находящего свое выражение в индустриальном развитии, росте культуры, достижениях медицины, развитии самого человека. Энгельс утверждал диалектическое единство общества и природы.

Законы общества, хоть и вторичны по своему происхождению, но значительно сложнее природных как по структуре, так и по способу проявления. Поэтому общественное развитие нельзя объяснить известными закономерностями развития природы, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. Общество, будучи частью природы, развивается и «функционирует согласно и всеобщим законам развития мира, и законам общественным» .

Природные же условия, включающие в себя многообразие предметов, явлений и процессов живой и неживой природы, служат естественной (географической) основой материального производства и развития общества. Законы природы, проявляющиеся в процессе обмена веществом и энергией между обществом и природой, являются основой деятельности человека, как биосоциального существа.

Влияние человека на природу не исчерпывается целесообразным изменением ее явлений и процессов. От того насколько общество способно учитывать в своих целях две стороны природопользования - социальную потребность в экономико-производительном освоении природы и потребность ее сохранения в качестве непосредственного условия существования, зависит, приведет ли процесс природопользования к деградации природы или это будет рационально организованный и гармоничный процесс удовлетворения всего комплекса.

До сих пор мы рассматривали природу в широком смысле этого слова: как совокупность материальных процессов и явлений, включающих в себя и общество как часть единого целого. Такое широкое толкование понятия «природа» приводит к отождествлению понятий «природа» и «материя». Так материя - это философская категория для обозначений объективной реальности, сущность природы. Доктор философских наук, профессор Ю. К. Плетников предлагает три различных понятия: естественнонаучное - «природная среда», социальное - «сфера деятельности человека» и естественно-социальное - «географическая среда». В отличие от «социосферы», которая в принципе не имеет естественных границ, «географическая среда» противостоит обществу как та часть природы, где общество живет и развивается. Словом, «географическая среда» - это «очеловеченная природа», вовлеченная в процесс общественного производства. Именно через общественное производство происходит влияние географической среды на развитие общества.

Различают три исторических этапа взаимодействия общества и природы: первый - допромышленный, когда общественное воздействие на природу еще крайне незначительно и носит по преимуществу приспособительный характер. Второй - промышленный, когда общественное производство освобождает человека от непосредственной зависимости от природы; здесь природа рассматривается как нечто неподвижное и непостоянное. Взаимодействие между обществом и природой понимается только как внешнее: общество - субъект, природа - объект. И, наконец, третий этап характеризуется тем, что нецелесообразное изменение природы, сопутствующее сознательной деятельности человека, приобретает глобальный масштаб, а интенсивность этого процесса говорит о том, что деятельность человека превращается в фактор планетарной значимости.

Итак, исторически взаимодействуя с природой, человек вносит в нее такие изменения, которые затем сами сказываются на развитии общества, как это наблюдается сегодня, когда ученые говорят об «экологическом кризисе». Мы являемся горестными свидетелями истощения флоры и фауны, природных ископаемых, наблюдаем повышение теплового и шумового фона планеты, возрастание химических и радиоактивных мутагенов, связанное с загрязнением окружающей среды. Все это указывает на остроту современной экологической ситуации и заставляет обсуждать этот вопрос на самых представительных уровнях. В гуманистической перспективе стремление к благополучию не должно ориентироваться только на повышение жизненного уровня, на достижение все более обильных и более совершенных материальных благ. Это - идеал потребительского общества, не имеющий ничего общего с гуманистической перспективой.

Гуманистическое общество, кроме высокого жизненного уровня и быстрого роста нематериальных благ, ориентируется на коллективную удовлетворенность окружающей средой, как социальной, так и географической. Все это и заставляет передовое человечество искать оптимальные пути выхода из нынешней экологической ситуации. Человечество не впервые сталкивается с экологическим кризисом. Они уже не однажды наблюдались на нашей планете, и некоторые из них положительно воздействовали на развитие органического мира. Так, глобальный экологический кризис, вызванный ледниковым периодом, сыграл важную роль в развитии первобытного человека. Способность к общественному коллективному труду и возникшая на основе этого социальная организация привели в дальнейшем к тому, что через определенные периоды стали возникать экологические кризисы антропогенного характера, т.е. создаваемые деятельностью людей. В связи с этим отдельные мыслители уже тогда выступали против хищнического отношения к природе, предупреждали, что природа «мстит» человеку за такое отношение, но широкая общественность и политические деятели в различных странах лишь недавно осмыслили эти предупреждения.

Научно-техническая революция сделала проблему взаимодействия и взаимовлияния природы и общества глобальной. Благодаря ей понятие беспредельности окружающей среды сменяется понятием ограниченности ее отдельных элементов. Люди во всех странах начинают понимать, что технологию нужно строить с оглядкой на природу, учитывая факт ее воздействия на здоровье людей. Все это говорит о том, что в наше время формируется новое экологическое мышление, и в формировании его огромная роль принадлежит философии с ее опытом анализа взаимоотношений природы и общества. К.Х. Момджян отмечает, что на современном этапе взаимодействия природы и общества проблемы единства и системной целостности мира интересны прежде всего ученым, для которых субстанциальный взгляд на мир является важным методологическим ориентиром.

Сегодня люди работают в космосе, под водой, и их жизненной необходимостью становится осмысление и приспособление к природным процессам в глобальном масштабе, что требует не только практических, но и новых теоретических решений. В частности, расширение содержания географической среды ведет в теории к появлению новых терминов, характеризующих новые аспекты взаимодействия общества и природы. Естествоиспытатели предпочитают говорить о «биотехносфере» и «ноосфере». Новый этап взаимодействия природы и общества призван приспособить индустриальные процессы к естественным и создать на этой основе новый круговорот веществ и энергии в системе «общество - природа».

Другими словами, в современном мире экономические, биологические, социальные и др. процессы переплелись настолько тесно, что возникла потребность рассматривать современное производство как сложную эколого-экономическую систему. Поэтому ставится задача познавать природу и общество как нечто целое, неделимое, комплексно управлять стихийными процессами природы, сориентировать их себе на пользу, естественно вписавшись в ее жизнь. Это значит, что и орудия человеческой деятельности, ее технические средства и научные методы должны претерпевать соответствующие изменения. Речь идет, в частности, о безотходной технологии, замкнутых производственных циклах, повторной переработке сырья, рекультивации земель, очистных установках, о переходе от механической технологии к такой, которая моделировала бы биологические системы.

Итак, мы рассмотрели некоторые актуальные проблемы диалектического взаимодействия общества и природы. Это позволяет сделать краткие выводы: естественно-географические факторы составляют непосредственную основу существования общества и оказывают влияние на его развитие, включаясь в производственные циклы.

Опираясь на вышеизложенное, проанализируем общество, используя природные характеристики его «первичных элементов». Человек - природное существо, но при этом его природность как бы выносится за скобки социальной жизнедеятельности. Развитие науки показало, что биологические признаки человека - это и предпосылка, и условие человеческого общественного бытия. В дискуссиях о биосоциальной природе человека часто подчеркивается доминантность социальной природы человека. В результате чего возникло представление о первостепенности социального и вторичности биологического в природе человека. Человек целостен, и все его грани одинаково необходимы. Он живет в мире материальных вещей, созданных его руками. Основой же всего является природный субстрат, к которому приложен труд, разум, воля человека. Таким образом, исходное вещество как природное сохраняется, меняя лишь свой внешний облик и форму. Природность всегда стационарна и неизменна. Природность оставляет отпечаток на всех сферах и элементах общества. Отсюда общество в основе своей - образование природное.

Рецензенты:

Михайлова Р.В., д.фил.н., профессор кафедры общеобразовательных дисциплин ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», г. Чебоксары;

Петрова Г.Д., д.фил.н., профессор кафедры коммуникационных технологий и менеджмента ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Гаврилова Н.Г., Кузьмина Г.П. ПРИРОДА КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20875 (дата обращения: 19.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Человек – существо биосоциальное , а значит подчинено законам двух миров: мира биологического и мира социального.

Человек, в отличие от животного, живет одновременно в этих двух мирах, а не в одном, природном.

Но чего же в нас больше? И в чем природа биосоциальности человека?

Биологического в человеке достаточно много — это:

  • анатомия и физиология: кровеносная, и ; потребность в , еде, движении;
  • и самое интригующее — наши инстинкты.

Социального в человеке также не мало:

  • человек неразрывно связан с обществом и становится самим собой только при этой неразрывной связи;
  • мышление;
  • способность к целенаправленной деятельности;
  • и (венец всего) — творчество.

Таким образом, можно выделить основные отличия человека от животного: человеческая речь, сознание, способность производить орудия труда и творческая активность

Процесс индивидуального развития человека основан на накоплении биологической и социальной информации.

Биологическая информация отбиралась и сохранялась в процессе эволюции, она зафиксирована в виде генетической информации ДНК. Благодаря этой информации в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих человека от других живых существ. Второй вид информации представлен сумой знаний умений навыков (ЗУН), которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в процессе становления человеческого рода. Освоение этой информации происходит в ходе развития, воспитания и обучения индивида в течение всей его жизни.

Отметим очень важную вещь:

наследуются не речь, мышление, действия, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения и развития

Генетические возможности реализуются лишь при условии, что ребенок воспитывается в определенных условиях, с наглядным примером того или иного поведения, иначе говоря если с ним занимаются и общаются.

История о Маугли из одноименной сказки Р. Киплинга, о возвращении человеческого детеныша в свою стаю – это всего лишь миф, красивая сказка, не имеющая под собой ничего общего с реальной жизнью.

Ребенок лишенный человеческого общения в ранние (сензитивные) периоды своего развития навсегда утрачивает многие возможности и способности своего становления.

Если пропустить сензитивный период развития той или иной психической функции – потери будут практически невосполнимы.

Современный человек - это продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Очень наглядно сочетание и взаимодействие биологического и социального в человеке показывает пирамида потребностей А. Маслоу .

Мы видим, что базовые, биологические, животные потребности находятся в основании пирамиды, являясь ее базисом. Потребности социальные (любовь, общение, познание и самореализация) идут вверх по нарастающей, чем выше духовно и нравственнее развитее находится человек, тем более высокую ступень реализации своих потребностей он занимает. Но стоит учитывать, что без удовлетворения низших потребностей (сон, еда, движение) невозможно движение вверх.

Таким образом, без биологической составляющей не возможно появление Homo , но без общества, без социума, невозможно становление человека как Homo Sapiens .

В завершение хочется отметить, что и в животном мире встречается много социальных моментов. Изучение социального поведения среди животных – это прежде всего изучение .

Не все виды животных умеют «сотрудничать». Так мотыльки, прилетевшие на свет и крутящиеся вокруг него скорее всего просто привлечены ярким источником, их поведение разрозненно, а не едино. Но например скворцы перед своей ночёвкой, совершают некие «полуобрядные» маневры в воздухе, следуя друг за другом в правильном порядке, что похоже на сверхъестественное общение.

Самым ярким типом социального сотрудничества между особями является привлечение одной особи другой, а также драки, брачные игры и «общение» в процессе всего этого представителей животного мира.

Так же отметим, что у животных существует и разделение труда: как правило, самец охотится, самка – охраняет потомство, но иногда бывает и наоборот, а иной раз партнеры сменяют друг друга.

Но самым ярким и любимым примером социальности среди животных представляют собой, конечно же, дельфины!

Учеными доказано, что звуки, которые издают эти млекопитающие, являются средством общения между ними!

Проблема человека – центральная проблема обществознания.

Существуют разные концепции происхождения человека. Наиболее ранняя – теологическая (религиозная), которая наделяет человека душой – проявлением божественного, что и делает человека человеком. Естественнонаучная концепция, выдвинутая Ч. Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор», выдвигает гипотезу о происхождении человека от животных в процессе эволюции. Эту теорию развивает Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека».

Исследования Луи Пастера, который доказал невозможность самозарождения жизни, повлекли новые поиски. В результате появилась теория палеовизита, т.е. внеземного происхождения жизни.

На данный момент основной является естественнонаучная концепция, на основе которой родилась концепция биосоциальной природы человека.

Человек по своей природе – биосоциальное существо , так как одновременно является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии, геноме, являющемся носителем наследственной информации. Биологическое влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни человека и сказывается также на развитии его некоторых способностей – формах реакции на внешний мир.

Под социальным в человеке понимают такие свойства, как сознание и разум, способность практически действовать, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.

В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человеке сложились две крайние позиции: биологизаторская и социологизаторская.

Общей чертой биологизаторских концепций является истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Их представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Социологизаторские концепции абсолютизируют значение общественных отношений. Представители данного направления считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество. Такое понимание человека было широко распространено среди сторонников марксизма.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избегать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Они считают, что родившейся ребенок представляет собой биологическую живую систему, еще не обладающую мышлением и речью. Его физиологическая организация лишь располагает потенциальными возможностями при определенных социальных условиях реализовать способность к мышлению и речи. Однако подчеркивается, что такие качества, как способность мыслить и практически действовать, имеют социальное происхождение.



Для исследования человеческой сущности в философии существует многообразие понятий, важнейшими из которых являются человек, индивид, индивидуальность, личность. Эти понятия характеризуют отдельного человека с различных сторон.

Понятие человек отражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные свойства человека.

Понятие индивидуальность характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (темперамент, способности)

Способности – психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способности бывают общие (интеллектуальные) и специальные.

Уровни способностей:

Задатки – врожденные физиологические особенности (например, сильнее среднего развит зрительный анализатор мозга)

Одаренность – интегральный уровень развития специальных способностей (художественная одаренность)

Талант – это совокупность способностей, развивающаяся в результате деятельности, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности.

Гениальность – высшая степень развития способностей, возможность создание качественно нового творения.

В понятие личность вкладывается еще более узкий смысл. Личность - это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие «личность» отражает все социально значимое в человеке.

Внутренняя структура личности:

1. Темперамент . Определяется генетически. Выделяют четыре типа темперамента: флегматик (психологическая устойчивость, уравновешенность и настойчивость в достижении цели); холерик (неуравновешенный, поверхностный человек); сангвиник (впечатлительный, быстрый, упорный, но только, когда ему интересно); меланхолик (впечатлительный, постоянно анализирует и критикует себя).

2. Характер . В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Любая черта характера - есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства.

Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Путь к формированию черт характера лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям:

сила – слабость;

твердость – мягкость;

цельность – противоречивость;

широта – узость.

Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.

Характер человека проявляется в системе отношений:

В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т.д.);

В отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т.д.);

В отношении к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.);

В отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость - расточительность. аккуратность – неряшливость и т.д.).

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Классификация характеров

К. Юнг предложил классифицировать характеры таким образом:

Экстраверт. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Интроверт. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу,

Ярко выраженные интроверты и экстраверты встречаются редко. Чаще люди являются диавертами, т.е. включают в себя черты и первых, и вторых.

3. Социальные установки, т.е. отношение к миру и к себе в этом мире.

Внешняя структура личности включает в себя:

  1. социальный статус – место человека в общественных отношениях.
  2. социальная роль – образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  3. направленность личности (потребности и интересы)

Личностью человек становиться в процессе социализации, т.е. усвоении, восприятии норм поведения, ценностей и установок. Процесс социализации начинается с рождением человека и продолжается до смерти, проходя через начальный этап, где главным агентом социализации выступает семья и ближайшее окружение; средний этап проходит, в основном, в школе; и завершающий этап – это социализация взрослого человека (агенты – трудовой коллектив, политическая партия, общество и т.д.).

В современном обществе сложились институты социализации: образование, СМИ, государственная политика и т.д.

Люди, оставшиеся за пределами социализации, лишенные с рождения человеческого окружения называются феральными. Они не способны войти в круг нормального человеческого общения, не обладают речью, лишены эмоций. Всего в мире официально было зарегистрировано чуть больше сотни феральных людей, воспитанных животными (чаще всего волками) или искусственно изолированных от людей. Все они не смогли адаптироваться среди людей.

Задания:

1. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие жеинстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти».

В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

Дайте определения понятиям, выделенным жирным шрифтом.