Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Позиционные изменения гласных звуков. Курсовая работа «Сопоставление явлений редукции в немецком и русском языках

Позиционные изменения гласных звуков. Курсовая работа «Сопоставление явлений редукции в немецком и русском языках

Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются и особое влияние оказывают мягкие. Изменение комбинаторное – выражается в процессе аккомодации. С фонетической точки зрения аккомодация – приспособление для всех языков, но специфичное для каждого.

Редукция гласных – изменение, ослабление гласных в безударном положении.

редукция бывает количественной и качественной

при количественной гласный теряет свою длительность.(под ударением он звучитв 2 раза дольше,чем в безударном положении)-все 6 звуков

При качественной звук меняет свои характеристики,т.е превращается в другой звук-а,о,э

кач.зависит от твердости/мягкости предш.согл и степени удаленности от ударного слога

ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ

1 СТЕПЕНЬ

2 СТЕПЕНЬ

ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ

1 СТЕПЕНЬ

2 СТЕПЕНЬ

18. Принципы артикуляционной классификации согласных звуков. Характеристика русских согласных по месту образования преграды

Воспринимаемые нами различия согласных звуков русской речи связаны с особенностями их образования. В основе описания особенностей образования согласных звуков русского языка лежат три принципа:

1) способ производства звука (способ артикуляции),

2) место образования звука в речевом тракте (место артикуляции),

3) участие/неучастие в образовании согласного звука голосового источника (тоновая составляющая).

Кроме этого, произнесение некоторых согласных звуков в русском языке может сопровождаться дополнительной артикуляцией, которая выражается в подъеме средней части языка к твердому небу. Такая дополнительная артикуляция отличает в русском языке мягкие согласные и называется палатализацией (от лат. palatum нёбо). К дополнительной артикуляции относится и включение в процесс производства согласного звука дополнительной резонирующей емкости - носового резонатора (полостей носа). Эта артикуляция в русском языке отличает носовые согласные и обеспечивается тем, что в процессе производства звука опускается небная занавеска и поток воздуха из гортани свободно проходит через нос, что придает звучанию особый оттенок. Такая артикуляция называется назализацией (от лат. nasalis носовой).

Всего в русском языке 37 согласных звуков: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж":], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j], [п], [п"], [ф],[ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш":]. Букв же, обозначающих на письме согласные, всего 20, так как звук, отличающийся только твердостью / мягкостью, обозначает одна и та же буква. Мягкость согласного обозначается на письме другими способами, определяемыми правилами русской орфографии.

Дополнительная носовая артикуляция (назализация) выделяет среди всех согласных звуков [м] и [н].

Согласные, которые отличаются друг от друга только одним признаком, образуют пары, например пары по звонкости / глухости (как[п] - [б] и так далее), пары по твердости/мягкости (как [б] - [б"] и так далее).

Все эти принципы определяют классификацию согласных звуков русского языка.

Место образования согласных звуков определяется по тому, где в артикуляторном тракте при производстве этого звука образуется преграда на пути прохождения воздушной струи. Для образования преграды в разных местах артикуляторного аппарата используются возможности его подвижных органов -языка и губ. Они называются активными органами. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). По активному органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные .

Орган, который остается неподвижным при производстве звука, называется пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя). По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные ,нёбно-зубные , средне-нёбные и задне-нёбные . Поэтому, определяя место образования преграды, звуку дается не одна, а две характеристики: по активному органу и по пассивному, например, [п] - губно - (активный орган - нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, русские согласные звуки делятся на губные [п], [п"], [б], [б"], [м],[м"], [ф], [ф"], [в], [в"] и язычные [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [j], [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"]. Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.

Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], язычный, среднеязычный - [j] и язычные, заднеязычные -[к], [к"], [г], [г"], [х], [х"]. Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.

К характеристике звука по активному органу добавляется его характеристика по пассивному органу, к которым, как уже было сказано, относятся верхняя губа, зубы и нёбо. Так выделяются следующие группы звуков:

губно-губные звуки [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"];

губно-зубные звуки [ф], [ф"], [в], [в"];

язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"];

язычные, переднеязычные, нёбно-зубные звуки [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [ч"];

язычный, среднеязычный, среднёнебный звук[j];

язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

Фонетический процесс, происходящий в слове, во многом объясняет его правописание и произношение. Это следует учитывать и при выполнении на уроках русского языка. Особое внимание уделяется здесь положению того или иного звука. Так называемые позиционные фонетические процессы характерны для большинства языков. Интересно, что многие изменения в звуковом оформлении слова зависят от местности проживания носителей. Кто-то округляет гласные, кто-то смягчает согласные. Различия между московским було[ш]ная и петербургским було[чн]ая стали уже хрестоматийными.

Определение понятия

Что же такое фонетический процесс? Это особые изменения в звуковой выраженности букв под воздействием всевозможных факторов. От этих факторов и зависит тип данного процесса. Если они не продиктованы самой лексической составляющей языка, общим произношением слова (например, ударением) - такое явление будет называться позиционным. Сюда относятся всевозможные редуцированные согласные и гласные, а также оглушение в конце слова.

Другое дело - те фонетические процессы в языке, которые дают стечения различных звуков в словах. Они будут называться комбинаторными (т. е. зависят от определенной комбинации звуков). Прежде всего сюда относят ассимиляцию, озвончение и смягчение. Причем оказывать влияние может как последующий звук (регрессивный процесс), так и предыдущий (прогрессивный).

Редукция гласных

Для начала разберем явление редукции. Стоит сказать, что она характерна как для гласных, так и для согласных. Что касается первых, то этот фонетический процесс полностью подчиняется ударению в слове.

Для начала следует сказать, что все гласные в словах разделяются в зависимости от отношения к ударному слогу. Влево от него идут предударные, вправо - заударные. К примеру, слово "телевизор". Ударный слог -ви-. Соответственно, первый предударный -ле-, второй предударный -те-. А заударный -зор-.

Вообще редукция гласных подразделяется на два типа: количественную и качественную. Первая определяется не изменением звукового оформления, а лишь интенсивностью и длительностью. Этот фонетический процесс касается лишь одного гласного, [у]. Для примера достаточно четко произнести слово "будуар". Ударение здесь падает на последний слог, и если в первом предударном "у" слышится четко и более-менее громко, то во втором предударном она слышится гораздо слабее.

Соврем другое дело - качественная редукция. Она предполагает не только изменение по силе и слабости звучания, но и по различной тембровой окраске. Таким образом, меняется артикуляционное оформление звуков.

К примеру, [о] и [а] в сильной позиции (т. е. под ударением) всегда слышатся отчетливо, перепутать их невозможно. Разберем для примера слово "самовар". В первом предударном слоге (-мо-) буква "о" слышится достаточно отчетливо, но до конца не оформившись. Для нее в транскрипции есть свое обозначение [^]. Во втором предударном слоге -са- гласный оформлен еще более нечетко, сильно редуцирован. Для него также есть свое обозначение [ъ]. Таким образом, транскрипция будет выглядеть так: [съм^вар].

Гласные, перед которыми стоят мягкие согласные, также весьма интересны. Опять же, в сильной позиции они слышатся отчетливо. Что же происходит в безударных слогах? Разберем слово "веретено". Ударный слог - последний. В первом предударном гласный редуцирован слабо, его в транскрипции обозначают как [и э ] - и с призвуком э. Второй же и третий предударные полностью редуцировались. Такие звуки обозначают [ь]. Таким образом, транскрипция следующая: [в’ьрьти э но].

Хорошо известна схема лингвиста Потебни. Он вывел, что первый предударный слог - самый четкий из всех безударных. Все остальные по силе уступают ему. Если гласный в сильной позиции принимать за 3, а самую слабую редукцию за 2, получится следующая схема: 12311 (слово "грамматический").

Нередки явления (часто в разговорной речи), когда редукция нулевая, т. е. гласный вообще не произносится. Встречается подобный фонетический процесс как в середине, так и в конце слова. К примеру, в слове "проволока" мы редко произносим гласный во втором заударном слоге: [провълкъ], а в слове "чтобы" до нуля редуцирован гласный в заударном слоге [штоб]

Редукция согласных

Также в современном языке существует фонетический процесс, называемый редукцией согласных. Он заключается в том, в конце слова практически исчезает (нередко встречается нулевая редукция).

Это связано с физиологией произношения слов: мы их произносим на выдохе, и воздушного потока порой недостаточно, чтобы хорошо проартикулировать последний звук. Зависит это и от субъективных факторов: темпа речи, а также особенностей произношения (например, диалектных).

Это явление можно встретить, например, в словах "болезнь", "жизнь" (некоторые диалекты не произносят последние согласные). Также иногда редуцируется j: слово "мои" мы произносим без него, хотя, по правилам, он быть должен, т. к. "и" стоит перед гласной.

Оглушение

Отдельным процессом редукции является оглушение, когда звонкие согласные меняются под воздействием глухих или в абсолютном конце слова.

Для примера возьмем слово "варежка". Здесь звонкий [ж] под воздействием глухого [к], стоящего позади, оглушается. В итоге слышится сочетание [шк].

Другой пример - абсолютный конец слова "дуб". Здесь звонкий [б] оглушается до [п].

Всегда звонкие согласные (или сонорные) также подвержены этому процессу, хоть и очень слабо. Если сравнить произношение слова "елка", где [л] стоит после гласного, и "вол", где этот же звук в конце, легко заметить разницу. Во втором случае сонорный звучит короче и слабее.

Озвончение

Совершенно обратный процесс - озвончение. Он относится уже к комбинаторным, т. е. зависящим от определенных звуков, стоящих рядом. Как правило, это касается глухих согласных, которые расположены перед звонкими.

К примеру, такие слова, как "сдвиг", "сделать" - здесь озвончение произошло на стыке приставки и корня. Наблюдается это явление и в середине слова: ко[з‘]ба, про[з‘]ба. Также процесс может проходить на границе слова и предлога: к бабушке, "с деревни".

Смягчение

Еще один закон фонетики заключается в том, что твердые звуки смягчаются, если после них идут мягкие согласные.

Существует несколько закономерностей:

  1. Звук [н] становится мягким, если стоит перед [ч] или [щ]: ба[н’]щик, карма[н’]чик, бараба[н’]щик.
  2. Звук [с] смягчается в позиции перед мягкими [т’], [н’], а [з], перед [д’] и [н’]: го[с’]ть, [с’]нег, [з’]десь, во[з’]ня.

Эти два правила касаются всех носителей академического языка, однако есть диалекты, где смягчение также происходит. К примеру, может произноситься [д‘]верь или [с’]ъем.

Ассимиляция

Определить фонетический процесс ассимиляции можно как уподобление. Другими словами, звуки, сложно произносимые, как бы уподобляются рядом стоящим. Это касается таких сочетаний, как "сч", "зч", также "шч", "здч" и "стч". Вместо них произносится [щ]. Счастье - [щ]астье; мужчина - му[щ]ина.

Также ассимилируются глагольные сочетания -тся и -ться, вместо них слышится [ц]: венча[ц]а, боя[ц]а, слыши[ц]а.

Сюда же относится и упрощение. Когда группа согласных теряет один из них: со[н]це, извес[н]як.

Звуки речи, входящие в состав более сложных единиц языка (морфем, слов и т. д.), при образовании разных грамматических форм или других однокоренных слов могут видоизменяться, заменяться один другим.

Взаимозамена звуков (альтерна?ция) в одних случаях связана с определенными фонетическими условиями (ср. чередование корневых гласных в словах старый - старик - старина), в других же случаях- никак не связана с фонетическими условиями их употребления в современном языке (ср. чередования согласных в словах друг - дружок). На этом основании чередования звуков делят на два типа - чередования фонетические (или фонетически обусловленные) и нефонетические (или фонетически необусловленные). Фонетические чередования звуков иногда называются позиционными, аллофонемными, живыми. Нефонетические чередования звуков чаще всего называют историческими, реже - традиционными, непозиционными, фонемными, морфологическими, грамматическими, мертвыми и т. д.

Фонетические чередования звуков обусловлены фонетически, зависят от фонетического положения (позиции) звука в слове (отсюда название «позиционные чередования»). При этом чередуются звуки, относящиеся к одной и той же фонеме, т. е. разные фоны (или аллофоны, аллофонемы) данной фонемы (отсюда название «аллофонемные чередования»).

Фонетические чередования звуков «зависят от того или иного соседства согласных (комбинаторные чередования) или же от позиции в слове (позиционные чередования).

Фонетические чередования широко представлены в современном русском языке, где гласные обычно чередуются с гласными, согласные с согласными.

Очевидно, можно говорить о фонетическом чередовании звуков (гласных и согласных) с отсутствием звука, или нулем звука.

Редукция гласных – ослабление и изменение качества звучания в безударных слогах. В русском литературном языке две слабых позиции:

I позиция – первый предударный слог,

II позиция – все остальные безударные слоги, где редукция сильнее, чем в первой.

Редукция бывает двух типов: количественная и качественная.

При количественной редукции гласные теряют часть долготы, но не меняют своего основного качества. Гласные верхнего подъема и, ы, у в русском языке не изменяют своего качества независимо от местоположения в слове. Количественная редукция в фонетическом письме не обозначается.

При качественной редукции происходит не только ослабление звука, но и изменение его характерных признаков, его качества. Качественной редукции в русском языке подвергаются гласные о, а, э. Качественная редукция обозначается в фонетическом письме: после твердых согласных в I предударном слоге а и о как /, э как ыэ, в остальных слогах а, о, э – как ъ. После мягких согласных редукция гласных а, э обозначается в I предударном слоге как иэ, в остальных слогах как ь.

Редукция (лат. reducire сокращать) - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. Различают количественную и качественную редукцию гласных.

Количественная редукция - сокращение количества гласных (то есть редукция сильная, вплоть до полного устранения звука). Количественная редукция - сокращение времени артикуляции звука, то есть различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу, также отличие по длительности звучания предударных от всех заударных, например, в слове [карав`аны]. При этом качество звука всё ещё можно расслышать.

Качественная редукция - изменение звучания, «преображение» фонемы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. К. Э.ЦИОЛКОВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Специальность: 033200

«Иностранный язык с дополнительной специальностью»

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОПОСТАВЛЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ РЕДУКЦИИ

В НЕМЕЦКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

Студентка 2 курса

Научный руководитель

Профессор

Калуга 2012

Введение............................................................................................................. 3

Явление редукции.............................................................................................. 4

Редукция гласных. Виды редукции:

качественная и количественная редукция........................................................ 5

Редукция согласных.......................................................................................... 7

Редукция гласных в русском и немецком языках............................................ 8

Качественная и количественная редукция в немецком языке.

Проблема немецкой фонемы /ə/........................................................................ 8

Качественная и количественная редукция в русском языке ............................ 10

Редукция гласных в русском и немецком языках. Проблема редукции согласных в немецком языке........................................................................................................... 20

Редукция согласных в русском языке.............................................................. 22

Заключение........................................................................................................ 25

Список литературы........................................................................................... 26

Лучше форматируйте

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая посвящена описанию явления редукции в немецком и русском языках. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. определение понятия редукции;

2. рассмотрение редукции гласных в немецком языке, проблемы фонемы /ə/;

3. описание качественной и количественная редукция в русском языке;

4. анализ проблемы редукции согласных в немецком языке;

5. рассмотрение редукции согласных в русском языке.

ЯВЛЕНИЕ РЕДУКЦИИ

Существует несколько точек зрения на определение понятия редукции. С течением времени взгляды и подходы к изучению данного явления неоднократно менялись.

дает следующее определение редукции: « Редукция – это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов» [Реформатский 1996, 107]. Это бы все надо в пред. раздел и там сравнить определения. Показать, чем мое лучше или хуже Реформатского

Наиболее развернуто определение редукции сформулировал. Это конечно же замечательно, но можно бы и поскромнее! По его мнению, редукция представляет собой те случаи дополнительной дистрибуции аллофонов, когда последние характеризуются меньшим числом или меньшим меньшей выраженностью признаков (как различительных, так и неразличительных) по сравнению с другими аллофонами той же фонемы, находящимися в иных положениях [Зеленецкий 2010, 76].

1.1 Редукция гласных курсивом даем материал, смотрите требования к курс. работам

Вопрос о редукции тесно связан с вопросом об ударении.

В своей книге «Фонетика современного русского литературного языка» пишет, что редукцией называются качества безударных гласных, заключающиеся в меньшей силе и менее энергичной артикуляции , а также обычно меньшей краткости по сравнению с гласными, находящимися под ударением. Поэтому положение в безударных слогах он называл слабой позицией для гласных. Он также отмечал, что различаются по крайней мере 2 степени редукции: меньшая – в 1-м предударном слоге, и большая – в других безударных слогах. [Аванесов 1956,105 – 106].

По мнению, редукция, заключающаяся в меньшей длительности и меньшем тембровом своеобразии (соответственно количественная и качественная редукция) безударных аллофонов по сравнению с ударными, является основным типом аллофонического варьирования гласных не совсем верно изложено [Зеленецкий 2004, 55].

Кроме того, по его мнению, различаются 2 вида редукции: редукция в зависимости от положения аллофона относительно вершинообразующих фонем (прежде всего – ударения) и редукция в зависимости положения аллофона относительно границы непредельной фонологической единицы (прежде всего слога или слова).

Примером первого вида редукции являются так называемые безударные гласные . они их зд не имеют и терять поэтому не могут. Если уж Вы на меня ссылаетесь, то постарайтесь разобраться в том, что у меня написано

Различают также количественную и качественную редукцию гласных.

Качественная редукция, как было указано ранее, заключается в меньшем тембровом своеобразии гласных, находящихся в безударной позиции, по сравнению с ударными гласными.

Количественная редукция заключается в меньшей длительности безударных гласных по сравнению с ударными. опять 25! Вы используете не меня, а излагаете все чисто традиыционно. Тогда так и пишите. Однако при количественной редукции безударные гласные сохраняют характерный тембр в любом слоге.

В русском языке представлена как количественная, так и ярко выраженная качественная редукция; для немецкого языка характерна количественная редукция. Единственным случаем тембрового своеобразия безударного гласного в немецком языке являются аллофоны фонемы /ə/.

1.2 Редукция согласных

Редукция может затрагивать и согласные. В русском языке редукция согласных охватывает аллофоны всех шумных, кроме /ж̓ /, и в исходе фонологического слова ведет к нейтрализации оппозиции по РП «звонкость». Этот вид нейтрализации вообще-то обычно так и называют называется оглушением.

Некоторые исследователи, полагают, что редукция присуща также аллофонам сонорных (особенно палатальных /р̓ /, /л̓ /, /j ̓/), но в данном случае, по сравнению с редукцией шумных, нейтрализация отсутствует [Буланин 1970,124-125].

считает, что фонологическая интерпретация аналогичного явления в немецком языке затруднена из-за отсутствия однозначного ответа на вопрос об антропофонической природе дополнительного РП немецких шумных согласных, который обычно рассматривался как «звонкость», а в настоящее время – как «напряженность, шумность» [Зеленецкий, 2004, 60].

2. РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ

2.1 Качественная и количественная редукция в немецком языке.

Проблема фонемы /ə/

В немецком языке представлена количественная редукция гласных, наиболее ярко проявляющаяся у долгих гласных, которые реализуются в безударной позиции как полудолгие. У кратких гласных данный вид редукции проявляется в меньшей степени, хотя они так же, как и долгие, в безударном положении короче, чем в ударном. При этом возможности редукции заметно ограничены второстепенным ударением.

Редукция гласных в немецком языке обычно не бывает нейтрализацией, потому что тембр безударных гласных (напряженность или ненапряженность) является в основном стабильным.

считает, что немецкие неслоговые гласные и в заимствованных словах типа Famili e , Vari ante , Janu ar , Genu a и т. д. также относятся к сфере количественной редукции, но чередуются со слогообразующими (Vari ante vari ieren , Genu a Genu ese ) и аналогичны гласным среднего слога в таких словах, как Afri ka , Singu lar [Зеленецкий 2004,56].

Единственным случаем качественной редукции (тембрового своеобразия) безударных гласных в немецком языке являются аллофоны фонемы /ə/. Ст Вопрос о статусе гласного /ə/ является самой спорной проблемой при описании фонологического строя немецкого языка. Существует две точки зрения относительно вопроса о фонологическом статусе /ə/.

Представители первой точки зрения (например, Зиндер Л. Р.) рассматривают аллофоны фонемы /ə/ как реализации фонем /е:/, и /ε/ или одного /ε/ . объяснял свои взгляды тем, что, во-первых, в безударных слогах встречается не только /ə/, но и /ε/ (приставки er /εr/, fer /fεr/); во вторых, рассматриваемые гласные чередуются как ударный и безударный в одной и той же морфеме (/le:bən/ leben – /le:`bεnd ɪ Ç / lebendig – см. [Зиндер 2003, 100]). Аккуратнее с расстановкой всяких скобок и с пробелами

Вторая точка зрения заключается в том, что /ə/ является самостоятельной фонемой. Данной точки зрения придерживаются, [Зеленецкий, Монахов 1983, 37; Раевский 1983,132]. также утверждает, что отсутствие чередования /ə/ с ударными аллофонами (вследствие того, что /ə/ никогда не выступает под ударением) является свидетельством того, что /ə/ – самостоятельная фонема с ограниченной дистрибуцией, противопоставленная всем остальным гласным в синтагматическом аспекте. Но в то же время /ə/ находится в отношении контрастной дистрибуции, например, с безударным /а /символы фонем – прямо (Rose : Rosa , Note : Nota ). примеры курсивом Именно поэтому утверждает, что /ə/ можно считать девятнадцатой фонемой немецкого языка с ограниченной дистрибуцией, наличие которой является его важной характерологической особенностью [Зеленецкий 2004,56].

Разберитесь получше с концепциями и терминами. И уж, ежели хотите по мне излагать, то будьте аккуратны в словах типа «теряет», «меняется» и пр. У меня речь идет все время о чередования, в Вашем случае – аллофонов. И в позиции редукции выступает редуцированный аллофон, он не меняет нередуцированного, но просто с ним чередуется (они стоят в разных позицих).

Когда будете переделывать, давайте новые варианты текста синим цветом, чтобы было сразу видно. Мои замечания не удаляйте: я должен их видеть.

Получше еще раз перечитайте Требования к курс. работам, соблюдайте их.

Обращайте внимание на форматирование

2.2 Качественная и количественная редукция в русском языке

Безударные гласные подвергаются как количественной , так и качественной редукции. Не все русские гласные подвергаются редукции в одинаковой мере; кроме того, степень редукции гласного в слове различна [Щерба, Матусевич 1960, 60].

Степень редукции гласных зависит от:

1) места безударного слога по отношению к ударному;

2) подъема гласного: в наибольшей степени редуцируются гласные нижнего подъема, в наименьшей – гласные верхнего подъема;

3) стиля произношения: в полном стиле редукция минимальная, в нейтральном – несколько больше, в разговорном – максимальная.

Выдающийся лингвист предложил условно оценивать силу ударных гласных в 3 единицы, гласных первого предударного слога – в 2 единицы, а гласных второго предударного и заударных – в 1 единицу. Формулу Потебни следует понимать как соотношение трех позиций, представляющих в общей форме соотношение ударных и безударных гласных.

Безударные гласные в 1-м предударном слоге. придерживается мнения, что положение в безударных слогах является слабой позицией для гласных русского языка, и в слабых позициях выступают слабые гласные фонемы .

В первом предударном слоге независимыми, фонетически необусловленными сторонами гласных является различение двух степеней подъема - верхнего и неверхнего, а для верхнего, кроме того, различение отсутствия или наличия лабиализации [Там же]. Что касается ряда гласного, то и в предударном слоге (как и в ударном) он обусловлен качеством соседних согласных, а также возможным отсутствием согласного перед гласным. Таким образом, и в первом предударном слоге, как и в ударном, ряд гласного фонематически не различается: он может быть весьма различным для одной и той же фонемы в разных позиционных условиях [Там же, 107].

Воздействие предшествующего твердого или мягкого согласного на гласные 1-го предударного слога в целом значительно больше, чем в ударном слоге.

пишет, что для гласных 1-го предударного слога следует различать следующие положения: I – в начале слова, II – после заднеязычных, III – после парных твердых, IV – после парных мягких, V – после твердых шипящих .

Качество аллофонов 1-го предударного слога представлено в следующей таблице: вообще-то лучше не рисунок давать, а набирать. Если нет шрифта, возьмем на кафедре, там есть полный набор значков

· у (ӱ)

В начале слова и после заднеязычных (позиции I, II) произносятся [и], [ʌ], [у]; последние 2 гласных произносятся также и после твердых парных согласных (позиция III), а первый [и] после мягких (позиция IV). Поэтому основным видом рассмотренных слабых фонем следует считать [и], [ʌ], [у], а непозиционными – для [и] гласный [ы], для [ʌ] – гласный в 1-м предударном слоге являются разновидностями одной фонемы, а именно гласной фонемы неверхнего подъема в положении после твердого или мягкого согласного..png" width="18" height="25 src=">] [Щерба, Матусевич 1960, 61].

Весьма сложной называет проблему различения слабых гласных фонем 1-го предударного слога после твердых шипящих [ш], [ж]. Эта сложность объясняется происхождением согласных [ш] и [ж], бывших в прошлом мягкими, а затем отвердевших . Фамилия в таких случаях на повторяется

Основной для современного состояния русского литературного произношения следует считать такую систему, при которой различается верхний, средний и нижний подъемы, а в верхнем подъеме – наличие или отсутствие лабиализации:

При данной системе, свойственной отчетливому, чеканному типу произношения, произносится: [жыро́ к] (жирок ), [жура́ вл̓ ], [жhttps://pandia.ru/text/78/220/images/image005.png" width="21" height="25 src=">рша́ въi̯] (шершавый ), [шыпы́ ], [шумо́ к], [шhttps://pandia.ru/text/78/220/images/image006.png" width="20" height="25 src=">].

Некоторые из слов иноязычного происхождения имеют следующие особенности в вокализме 1-го предударного слога.

1. В отдельных словах иноязычного происхождения в начале слова, после гласных и после твердых согласных в 1-м предударном слоге произносится (или может произноситься) [о]: [оа́ з̓ ис], [боа́ ], [форпо́ ст]; то же относится к иностранным собственным именам: [шопэ́ н], [зола́ ]. Такое произношение ведет к нарушению принципа аканья – к различению [о] и [ʌ] в 1-м предударном слоге.

2. В словах иноязычного происхождения после твердых парных согласных может произноситься [е]; при этом гласный [е], находясь после твердого согласного, отодвигается несколько назад – произносится [э]: [интэгра́ л], [модэра́ тър].

Безударные гласные во 2-м предударном слоге. пишет, что положение во 2-м предударном слоге представляет собой для гласных слабую позицию 2-й ступени, потому что в этом положении (в определенных условиях по отношению к предшествующему согласному) выступают редуцированные фонемы [ъ] и [ь], а также потому, что некоторые из различающихся гласных недостаточно отчетливо ограниченны друг от друга, недостаточно четко противопоставлены друг другу .

В начале слова и после заднеязычных во 2-м предударном слоге фонематически различаются две степени подъема языка – верхняя и неверхняя, а для верхней, кроме того, – наличие или отсутствие лабиализации:

в начале слова

после заднеязычных

Например, в начале слова: [игрʌво́ i̯], [угл ʌво́ i̯], [ʌглушы́ т̓ ]; после заднеязычных: [хърʌшо́ ], [курʌпа́ ткъ], [к̓ ьрʌс̓ ин].

не разграничивает гласные [ь] и [и] во втором предударном слоге и считает их разновидностями одной фонемы [и] (а именно [ь] – вариантом фонемы [и]) .

пишет, что после твердых согласных (как парных, так и шипящих) во 2-м предударном слоге фонематически также различаются две степени подъема языка – верхняя и неверхняя, а для верхней, кроме того, – наличие или отсутствие лабиализации. Слабая фонема верхняя нелабиализированная выступает в своем более заднем варианте [ы], однако в очень кратком, редуцированном. Степень редукции [ы] во 2-м предударном слоге значительно большая, чем в 1-м предударном. Слабая фонема верхняя лабиализованная также произносится как гласный с высшей степенью редукции, а потому с более низким подъемом языка и несколько меньшей степенью лабиализации, чем [у] не только в ударном слоге, но и в 1-м предударном. Слабая фонема нелабиализованная нижнего подъема произносится как редуцированный гласный [ъ] [Там же, 117]:

Например, [рукʌво́ м], [шырʌта́ ], [шътуны́ ], [шутн̓ ик̓ и́ ], [мылʌва́ р], [дъбʌвл̓ а́ т̓ ].

В отдельных словах иноязычного происхождения имеются следующие отклонения от системы вокализма 2-го предударного слога:

1. После твердых согласных возможно произношение [о] вместо обычного в этом положении [ъ]: [бол̓ еро́ ].

2. После парных согласных может произноситься гласный [э]: [дэкʌда́ нс].

Гласные заударных слогов. считает, что в разных заударных слогах степень редукции может быть неодинаковой . По его мнению, редукция сильнее в заударном неконечном слоге и, напротив, несколько слабее в конечном, в особенности открытом слоге. В заударном конечном слоге редукция сильнее при закрытости слога. Однако несмотря на различия в степени редукции гласных, положение во всех заударных слогах представляет для них слабую позицию 2-ой ступени: как и во 2-м предударном слоге, так и в заударных выступают редуцированные гласные [ъ] и [ь], причем различающиеся нелабиализованные слабые гласные фонемы не всегда разграничены между собой достаточно четко.

После заднеязычных в заударных слогах различаются гласные верхнего подъема – нелабиализованный [и], лабиализованный [у] и гласный неверхнего подъема [ъ]:

Например, [вы́ гул], [у́ гъл], [вы́ куп̓ ит], [мо́ гут], [вы́ къс̓ ил], [вы́къпът̓].

После твердых согласных (парных и шипящих) также различаются гласные верхнего подъема – нелабиализованный [ы] и лабиализованный [у] и гласный неверхнего подъема [ъ]. Соотношения между [и] и [ы] в заударных слогах, как и предударных и ударном, целиком определяются положением после тех или других категорий согласных: после заднеязычных и мягких звучит [и], после твердых парных и шипящих – [ы]:

Например, [о́ пытъ], [вы́ дул], [вы́ дъл], [вы́ гнъл], [вы́ мъч̓ил], [вы́пускъ].

Весьма сложна система заударных гласных в положении после мягких согласных. Здесь также различаются гласные верхнего и неверхнего подъема, а в первом – лабиализованный и нелабиализованный, а именно – верхние нелабиализованный [и] или [ь], лабиализованный [у], неверхний – [ъ]:

пишет, что сложность заударного вокализма после мягких согласных определяется чрезвычайной широтой колебаний в произношении гласного в пределах одной и той же морфемы, неразграниченностью [ь] и [ъ] . Например, [бу́ д̓ им] и [бу́ д̓ ьм] (от будить и быть ), [пла́ ч̓ ут], [за́ н̓ ът].

В отдельных словах иноязычного происхождения имеются следующие отклонения в описанной выше системе заударного вокализма.

1. После твердых согласных и после гласных возможно произношение гласного [о] в заударном слоге: [эмба́ рго], [ха́ ос].

2. После парных твердых согласных может произноситься гласный [э]: [ʌда́ птэр], [ко́ дэкс].

При рассмотрении вокализма заударного конечного слога, следует отметить, что, как и в заударных слогах, здесь имеются различия в произношении гласных, обусловленные положением после мягких согласных, заднеязычных, твердых шипящих и парных твердых согласных. Общим для вокализма заударного конечного открытого слога является различение трех степеней подъема при различении отсутствия или наличия лабиализации только в верхнем ряду.

В положении после мягких согласных вокализм заударного конечного открытого слога может быть представлен в следующей схеме:

Например, [о́ кун̓ и], [в-о́ кун̓ 94 " style="width:70.45pt;border-collapse:collapse">

Например, [му́ х̓ и](им. п. мн. ч.), [му́ хъ](им. п. ед. ч), [му́ х̓ 84 " style="width:62.85pt;margin-left:-25.45pt;border-collapse:collapse">

Например, [лу́ жы](им. п. мн. ч. и род. п. ед. ч.), [в-лу́ ж92 " style="width:69.2pt;margin-left:10.75pt;border-collapse:collapse">

Например, [кʌна́ ву], [кʌна́ вы], [кʌна́ въ], [ф-кʌна́ в̓ 659 " style="width:494.45pt;border-collapse:collapse;border:none">

(I п/у , абс. начало,

абс. конец)

(II п/у, з/у )

отмечает, что после мягких согласных могут являться оттенки четырех фонем: [а], [э], [у] и [и]. Для [у] и [и] остается актуальным различие первой и второй позиций. Для [а] и [э] на первый план выступает противопоставление предударных и заударных (включая абсолютный конец) слогов. Таким образом, пишет, что в целом для безударного вокализма после мягких первая и вторая позиция не могут быть установлены последовательно .

Безударные оттенки гласных фонем после мягких согласных представляет в следующей сводной таблице:

II п/у

абс. конец

Чрезвычайно сложный безударный вокализм русского языка изучен к настоящему времени не в полной мере. К тому же ученые, принадлежащие к разным фонологическим школам, придерживаются определенных точек зрения на явление редукции, которые в некоторых моментах не совпадают.

3. РЕДУКЦИЯ СОГЛАСНЫХ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ

3.1 Проблема редукции согласных в немецком языке

В отличие от редукции гласных, обусловленной их позицией относительно ударения, редукция немецких согласных связана прежде всего с положением их относительно границ непредельных фонологических единиц: слога и фонологического слова.

В этой связи в первую очередь упоминается редукция согласных в исходе слога. Например: Kind , Weg , ob gleich , Ab scheu , m ö g lich , laub reich . Традиционно такие случаи рассматриваются как оглушение, но из-за отсутствия однозначного решения вопроса об антропофонической природе дополнительного РП немецких шумных, который в последнее время трактуется как «напряженность, шумность», а не «звонкость», их интерпретация оказывается достаточно сложной. считает, что основная трудность состоит в адекватной оценке степени напряженности редуцированного исходного согласного; и в связи с этим, наиболее взвешенным ему представляется решение, согласно которому в исходе слога не различаются как напряженные ~ ненапряженные, так и звонкие ~ незвонкие (глухие) шумные согласные [Зеленецкий, Новожилова 2003, 339]. В современном немецком языке истинно звонкий согласный допустим лишь в начале неначального слога после гласного или сонорного, т. е. в интервокальной позиции; например: bad en , weg en , in G ang , in d en W ald .

К описанному виду редукции относят также случаи типа sag t , schreib st , jag t , leb t , l ä d t и др., где стечение шумных образует исход слова. Некоторые же фонетисты, например, [Милюкова, Норк 2004, 55; Козьмин 2004, 34] традиционно истолковывают данные случаи как регрессивные ассимиляции по глухости, что является не только избыточно сложным, но и находится в противоречии с типичным для немецкого языка прогрессивным направлением ассимиляции согласных. А вот зд. бы я пояснил, какое же типичное направление ассимиляции в немецком не исключает, что можно усматривать определенную взаимосвязь между редукцией согласных в исходе слога и его тяготением к закрытости [Зеленецкий, Новожилова 2003, 339].

В начале слова после паузы представляется возможным усматривать несомненную редукцию шумных по звонкости, называемую традиционно полузвонкостью и даже получившую специальное обозначение в транскрипции ([*b], [*d], [*g]). В то же время соответствующие глухие реализуются в данной позиции как аспирированные, напряженные (шумные), что послужило основанием для интерпретации их как маркированных членов оппозиции. Наиболее сильная аспирация представлена в начале ударного слога перед гласным или сонорным и в исходе ударного слога, например: P elz , P latte , T on , t rinken , t ot , statt , K atze , Sack , т. е. в тех позициях, где ослаблено противопоставление шумных по сонорности (звонкости). В безударных слогах между двумя гласными, а также перед гласными после сонорных аспирация намного слабее (rat en , Supp e , back en , Temp o , dank en ). считает, что подобное распределение аллофонов естественнее всего подводить под понятие редукции [Зеленецкий, Новожилова 2003, 340]. В то же время практическое отсутствие аспирации в сочетаниях шумных, особенно в группах [ʃp-], [ʃt-] (например: Pakt , Heft , Haupt , St irn , sp ü len и т. д.) существенно ограничивает объяснительную силу предложенного толкования, т. к. зависимость степени аспирации от качества соседних аллофонов как редукцию трактовать достаточно трудно. Не исключено, что в данном случае представлено специфическое сочетание редукции с ассимилятивно-диссимилятивным варьированием в группах шумных [Зеленецкий, Новожилова 2003, 340].

Очень приятно, что Вы меня все время поминаете, но надо бы поменьше

Правил немного форматирование (пробелы и пр.), увидите. Себя перечитывать приятно, но все же пытайтесть побольше своего.

3.2 Редукция согласных в русском языке

Редукция согласных охватывает в русском языке аллофоны всех шумных, кроме /ж̓/, и в исходе фонологического слова ведет к нейтрализации оппозиции по РП «звонкость» (этот тип нейтрализации называется оглушением).

Наиболее полно данное явление описал в своей книге «Фонетика современного русского литературного языка» . Он утверждает, что положение на конце слова является слабой позицией для парных согласных фонем, и определяет эти фонемы как слабые по глухости-звонкости . Например: [хл̓еп] (хлеб ), [р̓ап̓] (рябь ), [роф] (ров ), [кроф̓] (кровь ), [склат] (склад ), [с̓ат̓] (сядь ), [глас] (глаз ), [мас̓] (мазь ), [нош] (нож ), [плук] (плуг ). Наличие на конце слова в русском языке только глухих парных согласных объясняется имевшим место (после утраты редуцированных) ослаблением произношения конца слова и в результате этого утратой голоса шумными согласными (оглушением).

отмечает, что звонкий шумный не сочетается со следующей паузой. Иначе говоря, слова не могут оканчиваться звонкими шумными [Панов 1967, 87]. и Но кусок по фонетике писал не он, посмотрите поточнее в предисловии к тому! считают, что на конце слова произносится глухой согласный не только тогда, когда это абсолютный конец (т. е. изолированное произношение слова или случаи, когда конец слова одновременно является концом фразы или части фразы, отделенной от другой фразы или ее части паузой), но и тогда, когда данное слово произносится слитно с последующим словом, т. е. при отсутствии между ними паузы. [Аванесов 1956, 164 – 165; Щерба, Матусевич 1960, 75]. В этом положении глухой вариант слабой по глухости-звонкости согласной фонемы произносится не только перед следующим глухим согласным, но и перед следующим гласным, сонорным и [в], [в̓]. Перед энклитиками (уже , ли это матариал и др.), энклитическими или слабоударяемыми формами местоимений , начинающимися с этих звуков, также произносится глухой вариант слабой по глухости-звонкости фонемы..png" width="11" height="26 src=">.png" width="18" height="25 src=">.png" width="12" height="26 src=">.png" width="11" height="26 src=">.png" width="15" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">.png" width="11" height="26 src=">.png" width="11" height="26 src=">къu̯ъ].

Глухость-звонкость губно-зубных не различается перед звонкими губно-зубными: на месте первого губно-зубного произносится глухой вариант слабой по глухости-звонкости согласной фонемы [ф] или [ф̓]: [кʌрhttps://pandia.ru/text/78/220/images/image012.png" width="15" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">ры].

Предлоги близ , сквозь , против , напротив , вокруг и частицы ведь , уж произносятся с глухим вариантом слабых по глухости-звонкости согласных фонем на конце не только перед глухими согласными следующего слова, но также и перед гласными, сонорными и [в], [в̓]..png" width="11" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">.png" width="12" height="26 src=">ктърыч̓] . В таких случаях в ссылке фамилия не ставится, обратите внимание на форматирование, пробел после запятой

Глухость-звонкость губно-зубных на стыке имен и отчеств не различается перед звонкими губно-зубными: перед звонким губно-зубным произносится глухой вариант слабой по глухости-звонкости согласной фонемы [ф] или [ф̓]: [л̓https://pandia.ru/text/78/220/images/image010.png" width="12" height="26 src=">м̓ирыч].

Так же, как имена с отчествами, произносятся имена с фамилиями: [гл̓https://pandia.ru/text/78/220/images/image009.png" width="10" height="26 src=">нскиu̯].

считает, что произношение глухих вариантов слабых по глухости-звонкости согласных фонем на конце слова объясняется тем, что, несмотря на слитное произношение, слово сохраняет свою слоговую структуру, а именно сохраняет свой конечный закрытый слог. Т. е..png" width="11" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">.png" width="11" height="26 src=">з̓ьръ] стык между словами одновременно является и слогоразделом, который и определил собой оглушение звонкого согласного, в результате чего образовалась слабая позиция по глухости-звонкости .

Некоторые исследователи считают, что редукция в исходе слова? присуща и аллофонам сонорных, особенно палатальных /р̓/, /л̓/. утверждает, что «русские сонанты в позиции абсолютного конца выступают в виде шумных согласных и в большинстве случаев полностью глухих» . Нет, там кто-то другой пишет, что общая тенденция русского языка – оглушать конечные согласные – проявляется у согласных сонантов частично [Щерба, Матусевич 1960, 73].

также считает, что согласный /j/что это за транскрипция?, который в конце слова может стоять только после гласного, подвергается оглушению, как и другие плавные, например: [моu̯][даu̯][краu̯] .

Исправления показывать синим. оазрбраться с автором главы по фонетике в грамматике 60-го года. Обратить внимание на мои исправления форматирования, прежде всего – пробелы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ явления редукции в немецком и русском языках, выполненный в рамках данной курсовой работы позволяет сделать следующие выводы:

1. в немецком языке представлена количественная редукция гласных;

2. Единственным случаем качественной редукции гласных в немецком языке являются аллофоны фонемы /ə/.

3. в русском языке гласные подвергаются как количественной, так и качественной редукции. Но не все гласные подвергаются редукции в одинаковой мере; кроме того, степень редукции гласного в слове различна.

4. редукция немецких согласных связана прежде всего с положением их относительно границ непредельных фонологических единиц: слога и фонологического слова.

5. Редукция согласных охватывает в русском языке аллофоны всех шумных, кроме /ж̓/, и в исходе фонологического слова ведет к оглушению.

Список литературы

Фонетика современного русского литературного языка. – М.: Изд-во Московского университета, 1956.

Буланин современного русского языка. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1970.

Грамматика русского языка, том 1. Фонетика и морфология . – М.: Изд-во АН СССР, 1960.

Зеленецкий в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса. – М.: Восточная книга, 2010.

Новожилова немецкого языкознания. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Зиндер Л. Р. Теоретический курс фонетики современного немецкого языка. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Козьмин немецкого языка. – М.: Высш. шк., 2004.

Милюкова немецкого языка. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Панов фонетика. – М.: Изд-во «Просвещение», 1967.

К проблеме статуса немецкого редуцированного гласного и его функций // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Х. Филология. – 1983. - № 1.

Реформатский в языковедение. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Главная > Лекции

1. Фонетические процессы. В речевом потоке звуки взаимодействуют друг с другом и, поэтому, изменяются. Данное изменение звуков называется фонетическими процессами , которые делятся на 2 типа:

    позиционные процессы – изменение звуков, вызванные общими условиями произношения; комбинаторные процессы – это комбинация звуков, связанная с взаимодействиями звуков, с влиянием звуков друг на друга.
2. Позиционные процессы. Позиционные процессы – изменение звуков, вызванные общими условиями произношения. Эти процессы делятся на несколько групп. 1. Оглушение звонкого согласного в абсолютном конце слова. Данный процесс характерен для всех славянских языков, даже заимствованные слова подвергаются оглушению. Оглушение обусловлено слабостью позиции, в которой оказывается согласный. Например: друг – [друк], дуб – [дуп], лёд – [л, от]. 2. Протеза – надставка – появление дополнительного звука в абсолютном начале слова. Данный фонетический процесс встречается в диалектных словах и просторечиях. Протетическими могут быть 3 звука: Например: усеница гусеница. Например: осtо (лат.) → осемь (старослав.) → восемь (русс.). Например: abolla (лат.) → абълка (бол.) → яблоня (русс.). 3. Редукция – это ослабление и изменение гласных в безударном положении. Редукция бывает количественная и качественная .
    Количественная редукция – это ослабление гласных [и], [ы], [у] в безударном положении, при котором гласные ослабевают, становятся более краткими, но своего качества не изменяют. Качественная редукция – это не только ослабление, но и изменение гласных [а], [о], [э] в безударном положении.
Запомните: -позиция под ударением называется сильной, позиция без ударения – слабой; - гласные звуки под ударением редукции не подвергаются ; - гласные в безударном положении произносятся по-разному , это зависит от удаления от ударного слога; - первый слог перед ударением – это первый предударный слог (I) или первая предударная позиция, остальные слоги – это второй предударный или заударный слог (позиция). - при качественной редукции звуки значительно изменяются , поэтому для записи используют специальную систему знаков – транскрипцию. - после твёрдых и мягких согласных гласные подвергаются редукции по-разному.

II предударная позиция (слог)

I предударная позиция (слог)

Ударная позиция

(сильная)

II заударная позиция (слог)

II заударная позиция (слог)

После твёрдых согласных

<о>

После мягких согласных

<э>

3. Комбинаторные процессы. Комбинаторные процессы – это комбинация звуков, связанная с взаимодействиями звуков, с влиянием звуков друг на друга. Комбинаторным процессам подвергаются комбинации звуков. К ним относятся: 1. аккомодация – приспособление одного звука к другому.

Приспособление гласных переднего ряда [и], [э]

    Если звуки [и] оказывается после твердого согласного, то он переходит в звук [ы].
Например: играть – сыграть [сыгр ٰ а т , ] изба – под избой [пъд ызбой]
    В позиции между мягкими согласными под ударением звуки [и], [э] становятся закрытыми, напряженными
Например: сетка – сеть мать – мять

Изменение гласных непереднего ряда [а], [о], [у]

    Под влиянием мягкого согласного гласные непереднего ряда становятся более передними или в экскурсии, или в рекурсии или на всем протяжении артикуляции. Приспособление гласного к мягкому согласному указывается точкой.
Экскурсия – продвижение аккомодации назад. Рекурсия – продвижение аккомодации вперед. Аккомодация может быть:
    прогрессивной – гласные становятся более передними в экскурсии.
Например: мята – [м , а тъ]
    регрессивной – гласные становятся более передними в рекурсии.
Например: мать – [ма т, ]
    прогрессивно-регрессивной – гласные становятся более передними на всем протяжении артикуляции
Например: мять – [м, ат, ] 2. ассимиляция (уподобление) – это уподобление однородных звуков: гласных гласным, согласных согласным. В русском языке чаще происходит ассимиляция согласных. Согласные могут ассимилировать по всем признакам:
    по месту образования
Например: сшить – [шшыт , ] (изменение зубного [c] в небный [ш])
    по способу образования
Например: мужчина[мущи нъ] (изменение щелевого [ж] и смычного [ч] в щелевой [ш , ])
    по глухости
Например: автобус – [ ^ фто бус](изменение звонкого [в] в глухой [ф])
    по мягкости
Например: листик – [л , и с , т , ик](изменение твердого [ c ] в мягкий [ c , ]) Признаки ассимиляции: - по направлению процесса:
    прогрессивной В а нька – Ванькя [В а н , к , а] регрессивной сшить – [шшыт , ]
- по расположению звуков:
    контактная – звуки располагаются рядом п о езд - [п о йьст] дистактная – взаимодействующие звуки разделены другими звуками сейч а с - [чич а с]
- по результату:
    полная – звуки становятся одинаковыми о тдых - [ о ддых] частичная – звуки приобретают общие признаки, но остаются разными л о дка – [л о ткъ]
3. диссимиляция – это процесс расподобления звуков, т.е. звуки, имевшие какой-то общий признак, становятся по этому признаку различными. Диссимиляция больше характерна для говоров и просторечий. Например: кто – [хто] Диссимиляция часто происходит при образовании новых и заимствованных слов. В русском языке диссимиляция проходит только в двух словах. Например: мягкий – [м, ах, к, ий] лёгкий – [л, ох, к, ий] 4. диэреза – процесс упрощения группы согласных, т.е. выкидка одного из согласных. Например: ле стница –[л , э с , н , ицъ] пра здник – [пра з , н , ик] Ответьте на вопросы: Лекция 7 Тема: Понятие о фонеме Словарь: перцептивная функция, сигнификативная функция, фонема, фонематические признаки, нефонематические признаки, реализация фонемы (аллофон, вариант), вид фонемы, позиция нейтрализации, интегральные признаки, дифференциальные признаки, оппозиция (фонем), фонологические школы. План: 1. Звук и фонема. Фонематические и нефонематические признаки. 2. Варианты фонем. 3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. 4. Фонологические школы. 1. Звук и фонема. Фонематические и нефонематические признаки. Каждый звук речи имеет 3 аспекта:
    физиологический – участие речевого аппарата в образовании звуков; аккустический – звуки речи как физические явления, которые имеют высоту, силу, амплитуду; лингвистический (фонематический) – звуки речи рассматриваются как единицы участвующие в различении звуковых оболочек слов, т.е. в смыслах различения.
Например: [так] - [тан к] Каждый звук речи выполняют 2 основные функции :
    перцептивную (функцию восприятия) сигнификативную (функцию смыслоразличения)
Все звуки, которые составляют слово, называют смысловой оболочкой слова . Благодаря ей мы отличаем одно слово от другого, но не все качества звука участвуют в звукоразличениях. Есть качества, которые обусловлены позицией. Например: Получившийся ряд гласных является зависимым от позиции. Каждый из этих звуков может находиться только в своей позиции. Если изменение гласного зависит от позиции, то этот гласный не участвует в смыслоразличении слов. Такое качество звука называется нефонематическим. Существуют и другие качества, которые не обусловлены позицией. Например: Звуки находятся в одинаковой позиции, но их качества от этой позиции не зависит. Качество звука, необусловленное позицией, называется фонематическим (смыслоразличительным). Это значит, что в процессе различения звука, а, следовательно, звуковых оболочек слов участвуют фонематические признаки слов. Те качества звуков, которые участвуют в смыслоразличении, образуют особую звуковую единицу – фонему. Фон – это минимальная, неделимая, независимая по своему качеству звуковая единица, различающая звуковые оболочки слов и реализующаяся в речи в разных вариантах. 2. Варианты фонем. В различных фонетических условиях фонема может реализовываться в разных звуках или вариантах. Чтобы отличать фонему от звука, следует использовать специальные скобки:
    < > - для обозначения фонем, – для обозначения звуков.
Фонема может реализовываться в разных вариантах. Например: реализация фонемы < о >
Лоно о нъ] [о]
Водяной [въд , и э но . й] . ]
Лён , . о н] [ . о] < о >
Лёня , . о . н , ъ] [ . о . ]
Вода ^ да ] [ ^ ]
Одна из реализаций фонемы, которая меньше всего зависит от позиции называется основным видом фонемы . Все остальные разновидности фонем называют аллофонами или её вариантами . 3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Фонемы находятся в определенных отношениях, т.е. образуют систему. В каждой системе существуют определенные виды отношений (сходства, противопоставления). Для системы фонем основными отношениями являются отношения противопоставленности друг другу по определенным признакам. Противопоставление фонем называется оппозициями , т.е. фонемы в лингвистике изучаются по своей оппозиции. Например:
    фонемы < т > - < д > находятся в оппозиции по глухости, твердости; фонемы < т > - < ж > находятся в оппозиции по глухости, звонкости, по способу и месту образования.
Признаки, по которым противопоставлены фонемы, называются дифференциальными . Признаки, которые не участвуют в различении, называются интегральными . Систему фонем изучает особый раздел лингвистики, который называется фонологией .

фонетика

фонология

изучают звуки речи

различия

изучает физиологический и аккустический аспект образования звуков. изучает лингвистический аспект, т.е. то, как звук участвует в практическом общении.
4. Фонологические школы. Существует 2 основные фонологические школы :

Московская школа

Ленинградская школа

Представители

Реформатский, Аванесов, Кузнецов Щерба, Матусевич, Кодухов

Состав гласных фонем

Считают, что существует 5-ти фонемный состав гласных, фонема

< ы > рассматривается как вариант

< и >

Фонему < ы > выделяли как самостоятельную, т.е. считали, что существует 6-ти фонемный состав гласных

Обоснование теории

1. не стоит в абсолютном начале слова; 2. возможна только после твёрдого согласного, т.е. в определенной позиции, заменяет в этой позиции фонему < и > ; 3. употребляется в окончаниях существительных наряду с < и >, т.е. различаются по твердым и мягким вариантам;4. < ы > < и > в одной позиции невозможны. 1. подставление другого гласного разрушает связь звучания и значения, т.е. если вместо ил подставим ал, ол , то каждый из этих гласных выполняет опознавательную функцию; 2. < ы > легко произносится в изолированном виде;3. может употребляться в начале слова.
Ответьте на вопросы: Лекция 8 Тема: Словарь: звуковые единицы, сегментные единицы, суперсегментные единицы, слог, неслогообразующие гласные, структура слога, такт, пауза, проклиза, энклиза, синтагма, фраза, ударение, интонация. План: 1. Деление звуковых единиц языка 2. Звуковое членение речевого потока 1. Деление звуковых единиц языка Звуковые единицы языка составляют определенную систему, которая лежит в основе звуковой речи. Звуковая система имеет два типа единиц:
    сегментные единицы – звуки и слоги (линейные единицы); суперсегментные единицы – ударение и интонация.
2. Звуковое членение речевого потока Минимальной единицей речевого потока является звук . Следующей, более крупной, единицей является слог – это совокупность звуков, произносимая толчком выдавливаемого воздуха. Слог – это явление физиолого-аккустическое:
    с физиологической точки зрения – слог соответствует одному мускульному напряжению речевого аппарата; с аккустической точки зрения – слог это сочетание более звучного звука (наличие голоса в звуке по сравнению с шумом) с менее звучным.
Более звучный звук называется слоговым или слогообразующим . Таковыми являются все гласные и некоторые сонорные звуки. Слоги могут образовывать гласные и согласные звуки. Согласные могут быть неслогообразующими. По своей структуре слоги могут быть:
    открытые – заканчивающиеся на гласный - tа ; закрытые – заканчивающиеся на согласный - аt ; неприкрытые – начинающиеся с гласного - t аt; прикрытые - начинающиеся с согласного - а t; полуоткрытые – оканчивающиеся на сонорный - аt .
Такт (фонетическое слово) – это более крупная единица речевого потока, это несколько слогов, объединенных одним ударением. Такт определяется паузами. Такт равен слову, если включает в себя несколько слов. Например: Они ведь/ говорили/ два часа. Если слова незнаменательные (служебные), они примыкают к главному слову спереди или сзади. Примыкание спереди называется проклиза , примыкание сзади называется энклиза. Синтагма – единица речевого потока, нечто соединенное, интонационно-смысловой отрезок речи. Это понятие введено Л.В. Щербой. Синтагма – это фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи, мысли. Например: Завтра вечером/ наша туристическая группа/ в полном составе/ возвращается на базу Эта фраза разделяется на 4 синтагмы. Самой крупной единицей является фраза . Она равна предложению или включает несколько предложений. Единого понятия фразы в лингвистике нет. Фраза – это отрезок речи, включающий в себя законченное сообщение. Ответьте на вопросы:
    Какие два типа единиц имеет звуковая система языка? Дайте определение понятию слог. Что представляет собой слог с физиологической и аккустической точек зрения? Как делятся звуки по своей структуре? Дайте определение понятию такт. Дайте определение понятию энклиза и проклиза. Дайте определение понятию синтагма. Дайте определение понятию фраза.
Лекция 9 Тема: Ударение и его типы Словарь: Ударение, монотоническое ударение, политоническое ударение, квантитативное ударение, постоянное и свободное ударение. План: 1. Понятие ударение. 2. Виды ударения. 1. Понятие ударение. Ударение – это выделение звука, слога или слова путем усилия мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса. 2. Виды ударения. Не все слоги в слове произносятся одинаково. В слове, состоящем из двух и более слогов, один слог обязательно выделяется. Выделение слога в слове называется ударением. Ударение в слове называется словесным. Кроме словесного ударения бывает еще логическое, или смысловое , когда выделяется не определенный слог, а целое слово (иногда несколько слов) речевого такта или фразы. Например: фразе Кому/ не знакома/ эта/ картина! четыре фонетическихслова и, значит, четыре словесных ударения; кроме того, в произношении особо выделяются, несут логическое ударение, слова кому не знакома, потому что они являются словесным центром фразы. В логическом ударении основная роль принадлежит интонации: говорящему удается подчеркнуть значение слова (или слов) повышая и понижая тон голоса. Выделение слога в слове в разных языках достигается особыми языковыми средствами: 1) силой или интенсивностью, артикуляцией - это силовое или динамическое ударение; 2) долготой произношения - это количественное (квантитативное или долготное ) ударение; 3) движением тона (повышением, или понижением, или комбинированием повышения и понижения тона) на фоне нейтрального тона произношения прочих слогов - это музыкальное или тоническое ударение. Чисто динамическое ударение встречается в чешском языке; музыкальное - в китайском, японском, корейском; чисто количественное ударение - в современном новогреческом языке. В большинстве языков эти явления соединены вместе. К числу таких языков относится и русский, в котором ударение квантитативно-силовое, или количественно-динамическое. Ударный слог в русском языке характеризуется наибольшей долготой (удлинением) гласного, что является особенностью русского ударения. Кроме того, он произносится более ясно, отчетливо (безударные ослабляются, произносятся нечетко). Если в большинстве языков ударение прикреплено к определенному слогу или определенной части слова, то в русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог и на любую часть слова. Другой особенностью русского ударения является его подвижность: в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одной части слова на другую: зад а ть - з а дал - задала, п я ть -пять ю . Ответьте на вопросы:

Вопросы практических занятий

Тема 1: Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика.
    Что такое языкознание? Какие разделы языкознания существуют? Что такое фонетика? Что является предметом изучения фонетики? Что такое звуки речи? Какие две функции выполняет звук? Приведите примеры. Какие разделы фонетики существуют? Объясните, что такое материальная сторона языка?
Тема 2: Устная и письменная формы речи. Орфоэпия. Литературное произношение.
    Дайте определение понятию «язык». Дайте определение понятию «речь». Дайте определение понятию «речевой акт». Дайте определение понятию «текст». Дайте определение понятию «орфоэпия». Какие две особенности имеет норма произношения?
Тема 3: Звуковые средства языка. Фонетический и фонологический аспекты языка. Фонетика и фонология.
    На что подразделяются звуковые средства языка? Что называется фонетическими единицами? На что делятся фонетические единицы? На что делятся фонетические признаки, что они характеризуют? Чем являются фонетические единицы для фонетических признаков? Что изучает фонетический аспект, что исследует? Что изучает фонологический аспект? На какие разделы делится фонетика? Что является единицей фонетики? Что является единицей фонологии? Единицей чего является звук? Единицей чего является фонема?
Тема 4: Аспекты изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата. Артикуляция звуков.
    Перечислите основные аспекты изучения звуков. Из каких органов состоит речевой аппарат? На какие виды делятся органы речи? Перечислите этапы артикуляции? Дайте определение каждому из них.
Тема 5: Гласные и согласные звуки. Классификация звуков.
    Как делятся звуки речи? Как различаются звуки речи? Какие есть источники звуков? Назовите особенности образования гласных звуков? Назовите особенности образования согласных звуков? Какие звуки мы называем ртораскрывателями и ртосмыкателями?
Почему они так называются?
    Какие звуки называются тоновыми? Почему? Каковы принципы классификации гласных звуков? Как делятся гласные звуки по способу образования? Как делятся гласные звуки по месту образования? Как делятся гласные звуки по участию губ? Какие звуки называются открытыми и закрытыми? Назовите основные признаки характеристики согласных? На какие группы делятся согласые звуки по уровню шума? На какие группы делятся согласные звуки по способу образования? На какие группы делятся согласные звуки по месту образования? Как определяются звонкие и глухие согласные? Как образуются твердые и мягкие согласные?
Тема 6: Фонетические процессы.
    Дайте определение понятию «фонетические процессы». Дайте определение понятию «позиционные процессы». Дайте определение понятию «комбинаторные процессы». Перечислите основные позиционные процессы? Дайте определение понятию «оглушение». Приведите примеры. Дайте определение понятию «протеза». Приведите примеры. Дайте определение понятию «редукция». Приведите примеры. Какой бывает редукция? Какие звуки подвергаются количественной редукции? Какие звуки подвергаются качественной редукции? Какие звуки подвергаются качественной редукции? Какая позиция называется сильной? Перечислите основные позиционные процессы? Дайте определение понятию «аккомодация». Приведите примеры. Дайте определение понятию «ассимиляция». Приведите примеры. Дайте определение понятию «диссимиляция». Приведите примеры. Дайте определение понятию «диэреза». Приведите примеры.
Тема 7: Понятие о фонеме
    Какие функции выполняют звуки? Что такое фонема? Какие признаки называются фонематическими? Какие признаки называются нефонематическими? Какие качества звуков образуют фонему? что такое аллофон? Что такое оппозиция? Какие отношения являются основными для системы фонем? Какие признаки называются дифференциальными? Какие признаки называются интегральными? Какие фонологические школы вы знаете?
Тема 8: Звуковое членение речевого потока.
    Какие два типа единиц имеет звуковая система языка? Дайте определение понятию слог. Что представляет собой слог с физиологической и акустической точек зрения? Как делятся звуки по своей структуре? Дайте определение понятию такт. Дайте определение понятию энклиза и проклиза. Дайте определение понятию синтагма. Дайте определение понятию фраза.
Тема 9: Ударение и его типы
    Дайте определение понятию ударение. Дайте определение понятию словесное ударение. Дайте определение понятию логическое или смысловое. Дайте определение понятию силовое или динамическое ударение. Дайте определение понятию количественное (квантитативное или долготное) ударение. Дайте определение понятию музыкальное или тоническое ударение. Дайте определение понятию подвижность ударения. Приведите примеры.

Список использованных источников

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Уч. пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. 2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М: «Русский язык», 1997. 3. Зиндлер Л.Р. Общая фонетика. - М., 2001. 4. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. – М.: Академический проспект, 2005. 5. Коздасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. - М., 2001. 6. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1996. 7. Вещикова И.А. Орфоэпия. Основы теории и прикладные аспекты. /books/element.php?pl1_cid=143&pl1_id=1431

  • Сборник программ для основного общего образования

    Документ
  • Общее языкознание: предмет и задачи курса

    Закон

    Объектом лингвистики явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и ф-ционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности м.

  •