Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Речь является предметом исследования всех лингвистических дисциплин и смежных наук.

2) Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

3) Человек передаёт самые сокровенные мысли и переживания с помощью универсальных языковых знаков.

4) Язык - это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А7. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?



А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей пятого (5) предложения текста?


1) человек мог

2) человек мог выразить

3) выразить мысли и чувства

4) мог выразить мысли и чувства


А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) простое с однородными членами

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова НЕОБХОДИМ из четвёртого (4) предложения текста.


1) прилагательное

2) действительное причастие

3) страдательное причастие

4) деепричастие


А11. Укажите значение слова ЗАКРЕПЛЯТЬ в предложении 4.


1) делать прочным, устойчивым

2) обеспечивать права и обязанности

3) привязывать, присоединять

4) увеличивать, приумножать


А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запеч(2)ая рыба, толстые колбасы, копч(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.



А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) нагр...вать, стр…мление, соч…тающий

2) под...рить, хв...стун, просл...вляя

3) переб...рёшь, к…варный, ст...рона

4) об…яние, прик…снуться, л...скающий

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) без…скусный, без…нициативный, супер...гра

2) пр...страстный, пр...тормозить, пр...вышение (скорости)

3) бе…перспективный, в…помнить, неи…бежность

4) с...причастность, пр...контролировать, под...брать

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) предъявля...шь, воссоздава…мый

2) загон...шь, просмотр...нный

3) напил...шь, закле…вший

4) свер…шь, укороч...нный

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?


А. расклан…ться

Б. ливн...вый

В. выстра…вать

Г. остр...нький



А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.

2) Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)широкой, но быстрой речки.

3) Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.

4) Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.

2) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

3) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

4) (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы. 

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Савинов зажёг несколько свечей () и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву...



А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.



Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели. 9 класс

Технология проблемного обучения

Цели:

    Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным обстоятельственным цели.

    Закрепление навыка постановки запятой между частями СПП.

    Совершенствование навыка комплексного анализа текста.

    Формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи.

    Формирование умения находить пути решения проблемы, формулировать гипотезы.

    Воспитание интереса к изучению родного языка.

Оборудование:

    Видеоурок.

    Карточки с текстами для работы на уроке и для домашней работы.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Мотивация . Запишите себе в тетрадь, с какой целью вы пришли сегодня на урок и для чего изучаете русский язык. (зачитать)

    Подготовка к восприятию нового материала. Постановка и решение проблемы.

    Фронтальный опрос.

Какие виды сложных предложений вы знаете?

С какими предложениями мы работаем в течение нескольких уроков?

Назовите изученные виды придаточных предложений.

2.-- Запишите предложение.

Язык , чтобы оставаться средством общения , должен постоянно развиваться.

(А. Корнилов)

О чем говорится в предложении? Определите сопутствующую тему урока.

(Роль языка в жизни общества)

Произведите полный синтаксический разбор предложения по схеме на стр. 66.

(пов., невоскл., глав. часть – 1, придат. часть – 2, придаточная часть внутри главной, придаточное со значением цели, союз – чтобы.

[ , (чтобы), ].

Сформулируйте и запишите тему нашего урока.

(СПП с придаточными обстоятельственными цели)

    Изучение нового материала.

    Прослушать видеоматериал (объяснение темы). Составление опорного конспекта «ВОПРоС» (на доске)

В – вопросы (зачем? С какой целью?)

О – относится (ко всей главной части)

П – присоединяется (союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы)

Р – разделяется запятой

С – стоит (местоположение свободное)

    Закрепление изученного

Комплексный анализ текста.

Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?

Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, -- сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

А. Леонтьев.

Задания:

1) Найдите все СПП, укажите их вид.

2) Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.

Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.

[ для того ], (чтобы).

МИНУТКА ОТДЫХА.

V .Подготовка к ОГЭ.

- Решение тестов онлайн (сайт «Незнайка») 1 ученик

- Решение тестов (слабые ученики) КИМ в распечатанном виде (3 ученика).

- Дифференцированная работа: выполнение заданий ОГЭ.

1.Из предложений 16-20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении присоединения, близости к чему-либо".
(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

2. Из предложений 7-13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "На конце приставки пишется -С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный".
(7)Олеська, мигом осознавшая все это, вдруг резко втянула в себя воздух, запрокинула голову и уже не (8)"Ненавижу! (9)Не-на-ви-жу! - завертелось в голове. (10)- Ну что за люди? (11)Что за люди?! (12) Всех ненавижу!"
(13)Она обессиленно села на корточки и закрыла голову руками; еще никогда в ее душе не было столько злобы на весь окружающий мир.

3. Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "На конце приставки пишется -С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный".
(7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

4. Из предложений 12-14 выпишите слово, правописание приставки ПРЕ- в котором зависит от лексического значения слова.
(12)Ею восхищались, ее превозносили, перед ней преклонялись, ее боготворили. (13)Что же такого совершила эта прекрасная женщина?
(14)Более полувека назад мать Тереза с несколькими помощницами организовала Орден милосердия и поначалу пыталась в одиночку противостоять человеческим бедам: помогать нищим, умирающим, неизлечимо больным.

5.Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: "Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук".
(1)Это было сразу после войны. (2)Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. (3)Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. (4)Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. (5)Пока старшие занимались делами, я бродил по округе. (6)Нередко мне попадались затянутые временем воронки, россыпи гильз.

Из предложения выпишите грамматическую основу:

1.В корчме не было ни одной женщины. (Акунин Б.)

2.После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Голубев Г.)

3.Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (Кожевников В.)

4.Одинокая чайка, подхваченная ветром, ослепительно белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом, ныряя и остро махая крыльями. (Бондарев Ю.)

5.Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (Паустовский К.)

6.После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (Иванов А.)

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

1. Серая громада висла над переулочком,(1) по утрам зáстила солнце,(2)
а вечерами сверху летели звуки музыки. Там,(3) в поднебесных этажах,(4) шла,(5)казалось,(6) совсем иная жизнь,(7) чем внизу.

2.Но вы, (1) конечно, (2) заезжайте недельки через три-четыре, (3) я запрошу наш департамент, (4) потом заявка уйдёт в архив, (5) знаете, (6) всё теперь не так просто...

3.

4. И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, (1) видимо, (2) добилась-таки своего. Рука порозовела, (3) стала тёплой, (4) и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал.

5. Они стояли друг над дружкой, (1) голова над головой, (2) руки по швам, (3) они замерли, (4) точно готовились сфотографироваться. Только вот глаза, (5) конечно, (6) были не для фотографии: удивлённые, (7) печальные, (8) непонимающие глаза.

- Интерактивный тренажёр (художественные средства языка).

Подведение итогов урока.

VI . Домашнее задание.

    Поисковая работа: найти в толковом словаре толкование слов САМОВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, САМООБРАЗОВАНИЕ. Написать вступление к сочинению 15.3 по одному из слов (средний уровень) или полностью сочинение (высокий уровень подготовки к ОГЭ).

    Теория по СПП с придаточными цели и упр. 144

Вариант № 11607

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Речь является предметом исследования всех лингвистических дисциплин и смежных наук.

2) Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

3) Человек передаёт самые сокровенные мысли и переживания с помощью универсальных языковых знаков.

4) Язык - это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.


Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?Выпишите это слово.

Таким образом


Ответ:

Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей пятого (5) предложения текста?

1) человек мог

2) выразить мысли и чувства

3) человек мог выразить

4) мог выразить мысли и чувства


(1)... (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. (4)Во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (5)Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли и чувства. (6)... без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) простое с однородными членами

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью


(1)... (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. (4)Во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (5)Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли и чувства. (6)... без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Укажите правильную морфологическую характеристику слова НЕОБХОДИМ из четвёртого (4) предложения текста.

1) краткое прилагательное

2) страдательное причастие

3) действительное причастие

4) деепричастие


(1)... (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. (4)Во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (5)Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли и чувства. (6)... без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Укажите значение слова ЗАКРЕПЛЯТЬ в предложении 4.

1) делать прочным, устойчивым

2) обеспечивать права и обязанности

3) привязывать, присоединять

4) увеличивать, приумножать


(1)... (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. (4)Во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (5)Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли и чувства. (6)... без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

(4)Во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики.


Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Способность некоторых насекомых ориентироваться по цвету неба помогла человеку в создании поляризованного компаса.

2) Многие живые организмы очень точно определяют время.

3) Процессы внутри организма животных тоже подчиняются определённому ритму.

4) Биологические часы помогают соблюдать строжайший распорядок дня.


Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


Ответ:

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) они могут (предложение 2)

2) они могут узнавать (предложение 2)

3) животные не смогли бы отыскать (предложение 5)

4) способность называют (предложение 6)


(1)... (2)Они могут узнавать время морских приливов и отливов, лунных и годовых циклов. (3)В определённое время просыпаются птицы, раскрываются цветы, пчела летит за взятком, хищники выходят на охоту. (4)С наступлением весны и осени животные вовремя и безошибочно совершают сезонные миграции. (5)Не зная времени, животные не смогли бы отыскать себе достаточно корма и приспособиться к смене сезонов. (6)... способность живых организмов ориентироваться во времени, зависящую от наследственных особенностей и от внешних условий, условно называют биологическими часами.

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

2) сложносочинённое

3) сложное бессоюзное

4) простое осложнённое


(1)... (2)Они могут узнавать время морских приливов и отливов, лунных и годовых циклов. (3)В определённое время просыпаются птицы, раскрываются цветы, пчела летит за взятком, хищники выходят на охоту. (4)С наступлением весны и осени животные вовремя и безошибочно совершают сезонные миграции. (5)Не зная времени, животные не смогли бы отыскать себе достаточно корма и приспособиться к смене сезонов. (6)... способность живых организмов ориентироваться во времени, зависящую от наследственных особенностей и от внешних условий, условно называют биологическими часами.

Укажите предложение, в котором есть деепричастие.


(1)... (2)Они могут узнавать время морских приливов и отливов, лунных и годовых циклов. (3)В определённое время просыпаются птицы, раскрываются цветы, пчела летит за взятком, хищники выходят на охоту. (4)С наступлением весны и осени животные вовремя и безошибочно совершают сезонные миграции. (5)Не зная времени, животные не смогли бы отыскать себе достаточно корма и приспособиться к смене сезонов. (6)... способность живых организмов ориентироваться во времени, зависящую от наследственных особенностей и от внешних условий, условно называют биологическими часами.

Какое слово текста имеет значение «одно из четырёх времён года»?

1) цикл (предложение 2)

2) миграция (предложение 4)

3) сезон (предложение 5)

4) часы (предложение 6)


(1)... (2)Они могут узнавать время морских приливов и отливов, лунных и годовых циклов. (3)В определённое время просыпаются птицы, раскрываются цветы, пчела летит за взятком, хищники выходят на охоту. (4)С наступлением весны и осени животные вовремя и безошибочно совершают сезонные миграции. (5)Не зная времени, животные не смогли бы отыскать себе достаточно корма и приспособиться к смене сезонов. (6)... способность живых организмов ориентироваться во времени, зависящую от наследственных особенностей и от внешних условий, условно называют биологическими часами.

Какое место в этом тексте должно занимать пропущенное предложение?

Хотя есть и общечеловеческие свойства в любой речевой культуре.

1) После 1-го предложения

2) После 2-го предложения

3) После 3-го предложения

4) После 4-го предложения


(1)Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую культуру. (2)Поэтому то, что свойственно речевой культуре одного народа, может быть совсем не свойственно речевой культуре другого народа. (3)Так, например, у каждого народа обязательно есть представления о правильности речи, её эталоне. (4)В каждой речевой культуре есть правила вежливости, хотя сами эти правила могут различаться. (5)... можно говорить о русской, английской, китайской и других речевых культурах как общечеловеческом феномене.

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно стоять на месте пропуска в предложении 3? Выпишите это слово.

Наоборот

Более того

С другой стороны

Таким образом


(3)<...>, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.


«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, а насущной необходимостью». (А.И. Куприн)

Сегодня мы познакомимся с высказываниями поэтов, писателей, ученых о русском языке, его богатстве, особенностях. Вам представится возможность высказать свою точку зрения по многим актуальным сегодня проблемам.

Задание 1

Не нужно забывать, что подлинная грамотность – не только в правильном написании и произнесении слов.

На днях пришла ко мне молодая студентка, незнакомая, бойкая, с какой-то незатейливой просьбой. Исполнив ее просьбу, я, со своей стороны, попросил ее сделать мне милость и прочитать вслух из какой-нибудь книги хоть пять или десять страничек, чтобы я мог полчаса отдохнуть.

Она согласилась охотно. Я дал ей первое, что попалось мне под руку, – повесть Гоголя «Невский проспект», закрыл глаза и с удовольствием приготовился слушать.

Таков был мой любимый отдых.

Первые страницы этой упоительной повести прямо-таки невозможно читать без восторга: такое в ней разнообразие живых интонаций и такая чудесная смесь убийственной иронии, сарказма и логики. Ко всему этому девушка оказалась слепа и глуха. Читала Гоголя, как расписание поездов, – безучастно, монотонно и тускло.

Перед нею была великолепная, узорчатая, многоцветная ткань, сверкающая яркими радугами, но для нее эта ткань была серая.

Конечно, при чтении она сделала немало ошибок. Вместо бла"га она читала блага", вместо мерканти"льный – мерка"нтильный и сбилась, как семилетняя школьница. Когда дошла до слова фантасмагория, явно неизвестного ей.

Но что такое безграмотность буквенная по сравнению с душевной безграмотностью! Не почувствовать дивного юмора! Не откликнуться душой на красоту!

(Корней Чуковский)

– Определите тему текста.

– В каком значении употреблено прилагательное бойкая в тексте? Подберите к этому слову синонимы.

– Укажите средства художественной выразительности, которые передают эмоциональный настрой автора?

– От чего предостерегает К.Чуковский? Напишите сочинение – отклик на тему «Что такое безграмотность буквенная по сравнению с безграмотностью душевной!».

Задание 2

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например система знаков, регулирующих уличное движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он при этом сделал, – сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

(А.Леонтьев)

– О каких функциях языка рассказывает А.Леонтьев?

Задание 3

Язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестает выполнять свою функцию. Мы не сможем говорить на нем об этом мире просто потому, что у нас не хватит слов. И не так уж важно, идет ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых экономических и политических реалиях.

(М.Кронгауз)

– Почему язык должен изменяться?

Задание 4

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река, – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

(Н.Карамзин)

– Объясните сравнение русского языка с гордой, величественной рекой. Приведите примеры смягчения русского языка, когда он становится нежным ручейком?

В 1948 году балкарский поэт Максим Исмаилович Геттуев написал такие строки:

Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова;
Выловил ключ, открывающий радость, –
Этим ключом было русское слово...
...Русский язык! В нем, как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений;
Он вдохновляет на труд беззаветный
Ради грядущих прекрасных свершений!*

(Перевод Ю.Хазанова)

– Как вы думаете, почему слово поэт называет «ключом, открывающим радость»?

Задание 5

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

(К.Паустовский)

– Почему важно знать русский народ и чувствовать «сокровенную прелесть» земли? Какой смысл вкладывал К.Г. Паустовский в это высказывание?

Задание 6

Существует вершина – чистый и гибкий русский литературный язык. Обогащение его за счет местных слов требует строгого отбора и большого вкуса. Потому что есть немало мест в нашей стране, где в языке и произношении наряду со словами – подлинными перлами есть много слов корявых и фонетически неприятных.

(К.Паустовский)

– Каким образом можно если не достигнуть, то приблизиться к чистому русскому литературному языку? Напишите об этом небольшое эссе.

Задание 7

Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано по святой благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженьи его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

(Н.Гоголь)

– Какие особенности английской, французской, немецкой и русской речи подчеркивает Н.В. Гоголь?

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва