Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Старец николай гурьянов биография годы жизни. Протоиерей Николай Гурьянов о Путине и России: «Власть его будет погонная…

Старец николай гурьянов биография годы жизни. Протоиерей Николай Гурьянов о Путине и России: «Власть его будет погонная…

Еще рано говорить о той роли в жизни сегодняшней Церкви, которая отведена была Промыслом Божиим отцу Николаю, более сорока лет подвизавшемуся на острове Залит. Слишком мало для оценки его деятельности прошло времени. Но уже сейчас можно сказать со всей определенностью, что он был дан нашей Церкви в один из самых ответственных моментов Ее бытия.

Конечно, при характеристике деятельности этого подвижника можно вполне удовлетвориться указанием на общую традицию, в рамках конторой издревле проходило служение старца православному человеку. Она включает в себя духовное окормление паствы, укрепление ее религиозности, поддержания в ней ревности к богоугождению, соблюдение в душе человека теплоты и любви к Богу и Его заповедям, возвещение Божественной воли тем, кто ее взыскует, врачевание моральных недостатков людей, забота о нравственном возрастании души христианина, необходимая духовная поддержка тех, кто находится в скорби или недуге... Одним словом, старец - это тот, кто, в личном подвиге достигнув безстрастия, духовно питает церковный народ и формирует его веру, выполняет миссию высокую и значительную. В нынешнее время величайшего духовного оскудения и глубокой помраченности духа современного общества старчество уже само по себе является бесценным даром страждущему человеку, стремящемуся в сегодняшнем мире сохранить верность Евангельской Истине. И к нему призываются только те редчайшие избранники Божий, которые способны соделать жизнь свою беспрестанным мученичеством. Поэтому старец нашего времени уже самим фактом своего существования, в силу своей деятельности заслуживает глубокого почитания и сохранения памяти о нем со стороны всей Церкви Христовой, всего народа Божия. Явление отца Николая можно считать феноменом русской религиозной жизни конца XX столетия. В чем же его уникальность?

Родился он 26 мая 1910 года в погосте Самолва Гдовского уезда Петербургской губернии в семье частного землевладельца. В 1926 году он закончил Гатчинское педагогическое училище, а в 1929 году получил неполное педагогическое образование в Ленинградском институте, из которого был исключен за то, что на собрании высказался против закрытия одного из близлежащих храмов. После этого он был репрессирован и семь лет провел в Сыктывкаре в заключении. Выйдя из заключения, Николай работал учителем в школах Тосненского района, так как в ленинградской прописке ему было отказано. Во время войны он не был мобилизован по причине болезни ног, которые он повредил себе шпалами на работах в лагере. После того, как Гдовский район был оккупирован немецкими войсками, Николай вместе с другими жителями был угнан немцами в Прибалтику. Здесь он становится студентом Виленской семинарии, открытой в 1942 году. Проучившись два семестра в ней, он был рукоположен в священный сан экзархом митрополитом Сергием (Воскресенским) в Рижском кафедральном Христорождественском соборе и затем служил на разных приходах Прибалтики. В 1949 - 1951 годах отец Николай обучался на заочном секторе Ленинградской семинарии, а в 1951 году был зачислен на первый курс академии, но, отучившись в ней заочно один год, продолжать далее обучение не стал. В 1958 году попал на остров Залит, на котором и провел остальные сорок четыре года своей жизни. В этом перечне фактов его биографии мы не обнаружим ни длительного пребывания в обители, ни продолжительного окормления у опытного духовника. Следовательно, те благодатные дары, которые он заключал в себе, образовались в нем при непосредственном Божием водительстве. В истории Церкви были такие подвижники, которые достигали духовного преуспеяния без видимых руководителей. К ним относятся преподобные Павел Фивейский, Антоний Великий, Мария Египетская и другие. Эти люди, как утверждает преп. Паисий Величковский, «чудесне, по особому смотрению Божию, нарочне были позваны к такому житию, которое совершенным и бесстрастным единым приличествует и ангельский крепости требует».

Однако в феномене Залитского старца удивительно не только и, может быть, даже не столько это. Он сформировался и сложился как подвижник необычайной силы не только без необходимого руководителя, «чудесне, по особому смотрению Божию», но и в самый трагический период истории нашей Церкви, в тот ее момент, когда в стране была развернута беспримерная кампания по ее ликвидации. К 1937 году практически все русские монастыри были разгромлены, иноки и инокини расстреляны или сосланы в лагеря, а то, что уцелело, поставлено под жесточайший контроль спецслужб. Этими действиями властей традиция монашеского делания была насильственно пресечена. Любые тайные попытки сохранить уклад монашеской жизни в условиях тоталитарного режима оказывались обреченными. И вот в это время разгула ужасов богоборческого строя, под самый корень подрубившего многовековое древо русского Православия, в стране, где беспощадно выкорчевывались остатки уцелевшей религиозности, промысл Божий взращивал... старца - личность небывалого масштаба и исключительной силы духа. Для чего и для кого? Все это было тогда никому неведомо и составляло тайну Божию.

Интересно, что то, чем обладал Залитский старец в тот момент, когда о нем вдруг узнали и заговорили все, - бесстрастие, любовь, прозорливость, назидательность, - было достигнуто им задолго до его выхода к народу. Пюхтицкая игумения Варвара, уже более тридцати лет возглавляющая знаменитую обитель, поведала в одной из бесед автору этих строк, что в ее бытность монахиней Виленского Свято-Духовского монастыря отец Николай как-то во время трапезы после праздничного богослужения сказал ей: «Матушка, а как вас сватать-то будут!» «Что вы, батюшка, такое говорите, - отвечала та, - я ведь в постриге, обет Господу дала». Но отец Николай повторил свое, как будто и не слышал возражения: «Как вас, матушка, сватать будут! Вы уж тогда не отказывайтесь». Через некоторое время Виленская монахиня стала Пюхтицкой игуменией и тогда уразумела, о каком сватовстве шла речь за праздничным столом. Но до положенного Богом срока старец пребывал в потаенном месте и в безвестности.

Время «обретения» старца, когда он распахнул двери своей убогой келлии для всех нуждающихся, наступило вместе с падением советского режима. Это был год не только годом провозглашения «демократических свобод», но и годом начала второго крещения Руси. С этого момента Русская Церковь стала вбирать в себя громадное количество новообращенных. Начался быстрый и грандиозный рост вновь открывающихся приходов, духовных и воскресных школ, возрождающихся обителей. Облик городов и сел повсеместно украшался золотом восьмиконечных крестов. Появились лавки с религиозной литературой, мастерские церковной утвари, периодические издания не только епархий, но даже отдельных приходов. Открылись благотворительные учреждения Церкви, заработали паломнические службы.

Все эти отрадные и радующие душу явления не могли, конечно, отменить закономерностей любого развития. Процесс роста всегда труден сам по себе, содержит в себе немало внутренних противоречий и всегда вызывает действие противостоящей силы. Нелегко было новорожденной пастве, появившейся в Церкви, утверждать в себе начала новой жизни. Слишком искалечены оказались люди предыдущими десятилетиями безбожия. Задача христианского возрастания, сама по себе требующая от человека немалого внутреннего напряжения, постоянства и терпеливости, безмерно усложнилась еще одним роковым обстоятельством: начавшимся безудержным распадом и разложением российской действительности. Всему новоиспеченному «хлебу» Русской Церкви, оказавшемуся в весьма неблагоприятных для дальнейшего роста условиях, для поддержания духа требовалась закваска совершенно особой силы. И, как думается, она была дана ему Господом, незримым Главой Церкви, в лице старца протоиерея Николая. На это указывает и необычное местопребывание старца - остров Залит, и исключительный дар прозорливости, в нем обитавший, и необыкновенная назидательность его слов, облеченных в предельно лаконичную форму, доходивших до самых затаенных глубин души и вызывавших в ней коренные перемены. Поистине, он был теми «дрожжами», на которых всходила, всходит и еще будет всходить русская православная религиозность, тем Моисеем, который вел «новый Израиль» в «землю обетованную». Он был той духовной силой, которая проникала не только в души потянувшихся ко Христу людей, но и вчерашних коммунистов и нынешних либералов, и даже их заставляла благоговеть перед Богом. Возле него вся новокрещенная Россия, имевшая представление о праведности, в лучшем случае, по книгам, получила ясное, ощутимое представление о том, что такое православная святость.

Зачем люди ездили к нему? Он, казалось, ничего особенного и не говорил. Но от его дивных и неожиданных в своей простоте наставлений веяло какой-то высшей, небесной мудростью, и в них человек, несмотря на всю невзрачность и внешнюю невыразительность слов старца, безошибочно узнавал волю Божию, духовно прозревал, освобождаясь от плена приобретенных жизнью представлений, начинал в ином свете видеть путь своей жизни, вдруг осознавал свою неправду перед Богом, самим собой, другими людьми. Те, кто пережил это, уезжали с острова с чувством глубочайшей благодарности старцу за пережитое откровение, в результате которого в них открывались новые силы для дальнейшей жизни в Боге. При этом бесконечно поражало то, что каждому, невзирая на его возраст, профессию, социальное положение, нрав, характер, моральный уровень, он говорил то, что касалось сокровенной сути именно его жизни.

Его дивная прозорливость была очевидна для всех, кто к нему обращался. Когда я приехал к нему впервые (это было в 1985 году, когда я, как студент Педагогического института, проходил практику в школе), он с порога своего домика неожиданно спросил меня: «А ты выучил, как пишутся частицы «не» и «ни»?», - давая этим мне понять, что и без моих пояснений знает меня. Потом, пригласив меня в домик, усадив за стол и поставив передо мной тарелку клубники с сахаром, он продолжил: «Значит, ты у нас филолог. А читал ли ты Достоевского?»

Он ясно видел прошлую, настоящую и будущую жизнь своих чад, их внутреннее устроение. Но как бережно он обращался с тем знанием о человеке, которое вручал ему Господь, как Своему верному рабу! Ведая всю правду о человеке, он не допускал ни одного намека, могущего ранить или задеть его самолюбие. В какую мягкую форму облекал он свои назидания! «Ты полегче», - таким советом встретил он моего знакомого, не успевшего еще и двух слов сказать, который усвоил себе несколько суровую манеру обращения со своей супругой. Так бывало часто и со многими: приезжая с одной целью, человек уезжал от него с тем откровением о себе и с тем уроком, которого вовсе не ожидал услышать и получить.

Любовь, снисхождение и долготерпение по отношению к ближнему были главными пунктами его наставлений. Раба Божия 3. приехала к батюшке со своей печалью: ее невестка была неверна своему мужу. Отец Николай, разглядев ее в толпе приехавших, пригласил к себе в домик, посадил на стул и затем после паузы сказал ей: «Ты не разводи их, а не то будешь в аду мучиться». Женщина, не выдержав, расплакалась и потом долго хранила в своей душе урок любви, преподанный ей на острове. Впоследствии жизнь в семье ее сына наладилась.

Батюшка и сам был милостив и снисходителен к кающимся людям, приезжавшим к нему. Один посетитель, стоявший возле ограды домика старца и от стыда, его мучившего, не решавшийся не только обратиться к старцу, но и глаза на него поднять, услышал тихий голос отца Николая. «Поди, позови его», - сказал он своей келейнице. Та пригласила приехавшего к старцу, который помазывал его маслицем и все время приговаривал: «С тобой милость Божия, милость Божия с тобой...» И его гнетущее состояние растаяло и исчезло в этом луче батюшкиной любви. Однако тех, кто не имел в себе покаяния, старец мог встретить иначе. «Больше ко мне не приезжайте», - сказал он одному паломнику. Страшно было слышать такие слова от великого праведника.

Выполнение благословения, данного старцем, требовало от вопрошавшего человека самоотреченности и самопожертвования, готовности идти против себя и своих хотений. Мой знакомый, получив от правящего архиерея престижное назначение в приход, находящийся в центре города, поехал за благословением на остров. Однако отец Николай велел священнику отправляться в другое место: в глухую деревню, где стояла огромная, поруганная и пострадавшая в годы гонений церковь, требующая больших капитальных вложений, где не было никакого жилья и где весь наличный приход исчислялся пятью старушками. Но если человек находил в себе силы следовать тому, что говорил ему старец, то впоследствии, с годами, получал от этого громадную духовную пользу. Нарушение же данного благословения всегда оборачивалось для вопрошавшего тяжелыми последствиями, о которых он потом горько сожалел. Бывали и такие среди приезжавших, которые, получив конкретное благословение, потом меняли свое решение и опять докучали старцу просьбой благословить их «новый вариант». «Живите, как хотите», - ответил батюшка однажды одному из таких просителей.

Батюшка был великий любитель простоты. «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», - повторял он любимую поговорку прп. Амвросия Оптинского. Однажды он целой толпе собравшихся преподал выразительный урок простоты, не сказав при этом ни единого слова. Когда он вышел ко всем приехавшим и столпившимся вокруг его крылечка, то народ затрепетал от появления старца. Затем легкое нетерпение пробежало по собравшимся. Каждому хотелось поскорее поговорить о своем, каждый, не замечая соседа, свое считал наиболее важным и значимым. Но старец молчал. В это время мимо калитки шел местный рыбак лет пятидесяти, погруженный в свои повседневные и нехитрые думы. Батюшка вдруг позвал его по имени. Рыбак остановился, снял головной убор и пошел к отцу Николаю. Старец благословил рыбака, на лице которого засияла добродушная улыбка. После этого рыбак нахлобучил шапку на голову и направился к калитке. Эта немая сцена продолжалась не более двух минут. Но многие поняли ее смысл. Старец как бы говорил собравшимся: «Найдите простоту в отношении к самому себе, и обретете благословение».

Многие испытали на себе громадную силу обличительных слов отца Николая. Он умел сказать незамысловато и безстрастно, но в то же время с поразительной точностью и глубиной, так что слово его проникало в самые затаенные и укромные места души человеческой. Помню, как-то раз я собирался к нему. Об этом узнал мой давнишний знакомый по семинарии С., человек своенравный и упрямый, проводивший жизнь не во всех отношениях безупречную. «Спроси его о моем будущем», - попросил меня С. И старец указал ему на его будущее, «А С, передай, - проговорил мне батюшка в конце встречи, намекая на «затемненную» сторону его жизни, - что он перед Богом отвечать будет». Когда потом по телефону я воспроизвел эти слова старца, то они вызвали у С, человека абсолютно «несентиментального», кратковременную потерю дара речи. В телефонной трубке наступило безмолвие. Слышен был только легкий потрескивающий фон аппарата. Казалось, что человек на том конце провода совсем куда-то исчез. Испытывая неловкость за то, что случайно узнал чужую тайну, я прервал это бесконечно затянувшееся молчание возобновлением разговора. Помню и другое. Привезла к отцу Николаю на остров одна женщина высокопоставленного чиновника из Москвы в расчете на то, что благословение старца поможет ему продвинуться еще выше. «Благословите его, батюшка», - попросила она, подводя к отцу Николаю своего «протеже». Старец взглянул не на него, а как бы сквозь него, и без долгих предисловий и обиняков неожиданно сказал: «Да ведь это вор». Пришибленный и пристыженный чиновник, за давностью лет забывший, что такое укоры совести, и привыкший из своего рабочего кресла смотреть на жизнь сверху вниз, вышел из кельи старца в состоянии подавленном и растерянном.

Старец обладал тонким чувством юмора и иногда свои обличения облекал в довольно своеобразную форму. Приехал к нему однажды один господин, имевший страсть вкусно, разнообразно и обильно поесть. «Приходите ко мне в шесть часов вечера, - велел ему отец Николай и после паузы неожиданно прибавил, - мы с вами... пожрем». В шесть часов господин стоял возле дверей кельи старца, из-за которой доносился запах жареной картошки. Постучав в дверь, посетитель громко сказал: «Батюшка, я пришел». Спустя некоторое время из-за закрытой двери раздался голос старца: «А я никого не жду». Постояв немного, обескураженный господин вышел за ограду домика.

Никто доподлинно не знает, какие подвиги нес отец Николай на острове. Он скрывал это от всех, близко никого к себе не подпускал и сам за собой ухаживал, за исключением последних десяти лет, когда уже не мог этого делать. В последнее время ему очень трудно было переносить свою немощь. Видя, как старцу не только тяжело говорить, но даже сидеть, как при этом он напрягает свои последние силы, я как-то участливо сказал ему: «Батюшка, вам бы полежать...» Отец Николай, не поднимая опущенной головы, ответил: «Лежат только лентяи». В другой раз на такое же сочувственное предложение отдохнуть, исходившее от другого лица, он заметил: «Отдыхать - это грех». По этим скупым замечаниям можно отчасти предугадать меру его телесного подвига.

Батюшка был человеком глубочайшей веры и ни на секунду не сомневался в Божием покровительстве, распростертом над каждым верующим человеком и над всей Церковью в целом. «Все будет так, как вам надо», - часто говорил он боязливым людям, как бы говоря, что никакие обстоятельства не властны над христианином, если в нем есть подлинная, несомневающаяся вера. В старце не было и мельчайшей части той болезненной истерии, которой охвачены и одурманены сегодня многие в Церкви, Эта истеричность, порождаемая нашим безверием, нагоняет на нас пустой страх и заставляет нас энергично бороться с какими угодно химерами, только не с подлинными врагами нашего спасения. Одному молодому человеку на вопрос: «Будет ли война?» батюшка дал поразительный ответ. Он сказал: «Об этом не только спрашивать, но и думать не должно». Вдумываясь в этот ответ, невольно вспоминаешь евангельское: «Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земли?»,

Он был ровесником века и пережил все страшные катаклизмы русской и мировой истории XX столетия: октябрьскую революцию, гражданскую войну, коллективизацию, репрессии сталинского времени, вторую мировую войну, хрущевские гонения... Бурное и жестокое время, сломавшее не одну судьбу и привнесшее громадные перемены в сознание людей, не смогло повлиять на идеалы его души: несмотря на стремительный водоворот истории, которым и он, как человек своего времени, был захвачен, эти идеалы остались неколебимы никакой внешней силой и, пожалуй, в результате пережитого еще глубже вросли в тайники его боголюбивой души. Его внутренняя «клеть», выстроенная на фундаменте евангельских заповедей, выдержав все удары извне, оказалась сильнее всех ужасов времени и безмерно возвысилась над веком сим. В этом смысле его удивительная жизнь может быть примером для всех тех, кому кажется, что в условиях апокалиптического конца нет никакой возможности во всем и до конца соблюсти верность Богу.

24 августа 2002 года старец Николай завершил свою высокую, исключительную миссию и ушел от нас к вечному покою. Один Бог ведает, какого неимоверного, нечеловеческого напряжения исполнена была эта жизнь, которой Он предуготовал особую роль – свидетельствовать истину о Христе людям, отлученным от Бога и Его Церкви, на самом закате XX, страшного по своим историческим событиям, столетия. Многих страшит будущность без праведника. Однако без боязни впасть в ошибку можно сказать следующее: велик тот народ, который и в апостасийной действительности рождает таких людей, которые своим духовным масштабом напоминают подвижников первых веков христианства. И не может быть, чтобы у народа, до неузнаваемости изуродованного жестокими «экспериментами» XX столетия и все-таки не утратившего способности рождать таких людей, а главное - усваивать их духовные уроки - не было своего, особого в будущем предназначения. часть 1-ая, остальные 12 частей в YouTube c аналогичным названием.

Все проповеди Николая Гурьянова содержат сокровенный призыв - «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Батюшка был одарен духовными очами. Он призывал к православной вере, говорил, что она способна спасти человека в самые тяжелые времена. Он хранил чистоту христианства, как внутренний свет в душе человека. Последний завет Николая - «Не теряйте Пасхальную Радость!»

Житие

Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Петербургской губернии. С ранних лет он был прислужником Алтаря, певцом в клиросе. Вениамин Новгородский втайне постриг его в иноки в возрасте 8 лет.

Гурьянов чтил семью царя Николая и молился ему, исповедовал их святость. Его неоднократно арестовывали - в 1929 г. отправили в ссылку на Украину, в 1931 вторично посадили за церковно-монархическое служение. Также батюшка сидел в Пскове, Вятских лагерях, потом - ИТЛ, Сыктывкар.

Старец Николай Гурьянов

В годы гонений на церковь Николай был тайно поставлен в епископы, а потом принял схиму с именем Нектарий. В то время он мужественно защищал Святыни, оберегал свободу Церкви от богоборцев, не принял Декларацию митрополита Сергия.

Выйдя из лагерей, он стал тайным иеромонахом. Он служил священником в нескольких монастырях и храмах. Отучился заочно в Духовной Академии, по просьбе матери переведен в Псковскую Епархию на остров Талабск. Там он служил Господу 44 года до успения, случившегося 24 августа 2002 года.

Прибыв на остров, батюшка столкнулся со многими трудностями. В те годы по СМИ передавали о скорой победе над мракобесием, поэтому на него с матерью смотрели недоверчиво и настороженно. Но скоро люди увидели, что он добр, дружелюбен и благодушен.

Церковь, в которой предстояло служить Николаю, находилась в запущенном состоянии. Епархиальные структуры не помогали, поэтому батюшка с прихожанами и жителями Острова самостоятельно искали ресурсы на его восстановление.

Важно! Своими руками Николай выстраивал храм, собирая стены по кирпичику. А также он красил, строил кровлю. Когда в церкви начались Литургии, он лично пек просфоры.

Помимо обязанностей Николая как священнослужителя, он помогал жителям села. Многие мужчины занимались ловлей рыбы, поэтому они уезжали на долгое время из родных домов. Батюшка помогал женщинам нарубить дрова, принести воды, присмотреть за детьми или стариками. Своей любовью и добрым отношениям к людям он завоевал уважение и доверие.

Православное воспитание

Еще, будучи ребенком, Николай Гурьянов служил в алтаре. В церковной жизни участвовала вся семья - отец служил регентом, трое братьев пели в хоре. В 11-летнем возрасте Николай вместе с настоятелем храма Архангела Михаила отправился на остров Талабск по делам прихода. По пути они навестили блаженного Михаила. В то время он болел и носил цепи, его чтили как прозорливца.

Блаженный угостил настоятеля большой просфорой, а мальчика - маленькой и произнес: «Гостек приехал». Его слова оказались пророческими - в будущем отец Николай Гурьянов прослужил на этом острове. Он нередко посещал могилу блаженного Михаила и призывал прихожан молиться ему.

Житийная икона протоиерея Николая Гурьянова

Когда Николаю было 5 лет, умер его отец. Служивший тогда епископ Вениамин практически стал для него отцом. Мальчик помогал владыке и перенял у него душевную мудрость, мужество.

Однажды епископ сказал «Ты такой счастливый, что ты с Господом» и вручил ему в благословение архиерейский крест, который батюшка Николай берег и хранил оставшуюся жизнь.

Почитание

Находясь на Острове, батюшка Николай получил откровение от Богородицы. Он стал старцем-духовником, утешителем, молитвенником, чудотворцем и прозорливцем. К нему стекались люди, прося советов, благословения.

Еще при жизни Николая Гурьянова его почитали как святого чудотворца, молитвы которых Господь любит и отзывается на них. После успения народ Божий его прославил. Люди чтят труды протоиерея Николая Гурьянова, безмерно уважают на великий подвиг и благодатную жизнь с Богом. Батюшке слагают Акафисты, пишут иконы, поклоняясь как Святому Угоднику и праведнику.

Дни памяти

Память о Николае Гурьянове празднуется 24 августа. Это день его кончины. Еще одна дата - его рождение 24 мая. В этот день также молятся, ставят свечи и вспоминают народного святого.

Мощи

Место последнего земного пристанища прот. Николай Гурьянов обозначил камнем и показывал его односельчанам, прихожанам и паломникам. При жизни он наказал поставить на его могилу обычный крест, не благословил памятники.

Могила старца Николая Гурьянова в Псковской области

По завещанию старца с острова Николая Гурьянова его духовные чада и преданные друзья похоронили в том месте, где он указал.

Факты о жизни

С раннего детства Николая называли монахом, он любил уединяться в своей комнате-келье. Там были иконы, книги и портреты царей. Среди друзей находились ребята, которые поддерживали Николая и участвовали в крестном ходе по деревне, взяв в руки крест и иконы. Мальчик в одиночестве служил Литургию.

В последние несколько лет батюшка сильно постился. Его духовные подвиги сравнимы с древними Отцами. В последние пять лет перед успением он не мылся. Но никакого неприятного запаха не издавалось. От него всегда исходило приятное благоухание, как запах молитвы. Это можно было наблюдать даже по стулу, на котором батюшка Николай Гурьянов любил сидеть.

Интересно! Святые люди говорят, что от молитвы благоухает не только сам человек, но и место, на котором он стоит.

Врачи удивлялись больше всех - как в таком возрасте и условиях проживания от человека не исходит никаких дурных запахов. Они говорили: «Чистый как младенец». В редких случаях он позволял протирать себя ваткой, смоченной в спирте, когда его кусали насекомые. Никакую живность он не убивал.

Особенное благоухание ощутимо возле молитвенного уголка. Перед Образами, у которых он молился. Сам батюшка говорил: «Я не вижу себя без молитвы».

Пророчества Николая Гурьянова сбывались неоднократно. Например - когда его спросили, кто будет у власти после Ельцина, он ответил - военный.

Заповеди Николая Гурьянова

Старец всегда заповедал верить в Господа, он говорил, что Бог живет в сердце человека, его не нужно искать. святой Николай Гурьянов особенно почитал Исаака Сирина, его наставление он перефразировал: Знай себя - и довольно с тебя.

Книга протоиерея Николая Гурьянова

Старец говорит, что люди ищут духовников, а про Евангелие совсем забывают, а ведь именно Евангелие - наш наставник, смысл жизни, Живая Вера, Надежда и Любовь. Николай огорчался оттого, что люди искали человека, забывая про Бога. Ведь если Всевышний не послал духовника, то спастись можно и нужно.

Батюшка призывал искать чистоты, не выслушивать сплетни, не участвовать в разговорах, где предметом обсуждения становилось худое и грязное. Он велел не обращать внимания на худые помыслы. Заповедал избегать неправды, а говорить правду - не боясь, но только с молитвой и после прошения благословения у Бога.

Что касается людей, то батюшка говорил, что все немощны, бывают несправедливы. Нужно учиться прощать, не обижаться, не желать им худого, а напротив - помолиться. От тех, кто причиняет зло, лучше отойти и не искать себе друзей среди людей. Наставления Николая Гурьянова в том, что друзей нужно искать только на Небе - среди ангелов и святых. Они никогда не предадут и не оставят.

Цитаты

Как говорил старец, верующий в Господа всегда относится с любовью к тому, что его окружает. Они измеряют свою жизнь Евангелием, стремятся все дела совершать по Слову Бога и просят у Него благословения на всякий час.

Николай Гурьянов написал книгу «Остров Божественной любви».

Случаи чудесной помощи батюшки Николая

Старец врачевал разные недуги и болезни. Люди свидетельствуют, что явившись к Николаю со старыми болезнями, они возвращались домой исцеленными. Молитвы старца помогали излечить многие болезни внутренних органов - почек, желудка, радикулита, психологические недуги - заикание.

Икона Николая Островного (Гурьянова)

Бесплодные женщины, получив молитвенную помощь от старца и его советы, рожали детей.

Батюшка вылечил митрополита Питирима Нечаева от сахарного диабета. Он попросил его открыть рот и клал несколько ложек сахара, одну за одной. Такая доза смертельна для диабетика. Испуганный Владыка пытался проглотить сахар. Так случилось исцеление.

Чудесное излечение девочки, больной раком, случилось по молитвам ее матери Николаю Гурьянову. Когда исцеление было заметно для выздоровевшего, старец всегда говорил: «Вы только не оставляйте духовную жизнь».

Когда в 1960 годы были гонения на Церковь, одна женщина донесла на батюшку. К нему приехал уполномоченный и разговаривал грубо и нелицеприятно, в конце сказав, что на рассвете вернется и отвезет его в тюрьму.

Николай Гурьянов всю ночь молился Всевышнему. Затем произошло обстоятельство, которое некоторые люди называют случайностью, а многие увидели в нем настоящее диво. Ранним утром на озере поднялась буря, хотя в это время года ее никогда не было. В течение нескольких дней никто не мог попасть на Остров. После того, как буря ушла, и погода наладилась, за священником никто не вернулся, больше его не трогали.

Биография Николай Гурьянов интересна. Он - великий старец, чудотворец и признанный народом Божиим святой. Он всегда жил с Господом и призывал всех людей возносить молитвы к Иисусу Христу так, словно они проживают последний день в своей жизни. Чудеса святого Николая Гурьянова многочисленны.

Документальный фильм о старце Николае Гурьянове

На остров Залит к отцу Николаю Гурьянову в 98-м году певица Ольга Кормухина плыла не одна. На кануне она познакомилась с Алексеем Беловым, лидером группы «Парк Горького», и тот попросил отвезти его к старцу.

Я уже знал, что есть такой старец, я знал, что есть несколько старцев, но это The старец.

Действительно, все говорили «Из всех старцев, это самый необыкновенный».

Когда мы ехали, я так Лешу увещевала, говорила: «Учти, старец, к нему едут узнать волю Божью, свой путь. А вдруг скажет тебе, Лешка, в монастырь?». Он говорит: «Я готов!», я думаю «Ой, ли! Спроси еще что нибудь такое, к чему не готов!». Вот оно так и вышло.


В келью к отцу Николаю они зашли вдвоем.

Ну, я увидел Серафима Саровского. Вот, как я себе представлял из прочтенного.

Вдруг он вот так смотрит и говорит:

Жена твоя?

Муж твой?

А вы повенчайтесь!

Как ломанулись в разные стороны, батюшка засмеялся.

Ольга и Алексей поженились через несколько месяцев. Еще через год у них родилась дочь. На Залите теперь у Кормухиной с Беловым теперь свой дом и семейный райский уголок. Ведь они убеждены - здесь жил святой, отец Николай Гурьянов.

Когда приходишь в аэропорт, там есть такое место, где всех заставляют снимать башмаки и переходить через сканер такой. Ты понимаешь, что никакую железную вещь ты не спрячешь, все покажет на экране. Вот так и душа подсказывает, что его взгляд, отца, он смотрит не с земли, а с неба на тебя. Он стоит на земле, но смотрит на тебя с неба. И все открыто.

Человека приносили в одеяле, бывало, тяжелого, умирающего. Можно сказать, привозили благословить на смерть, помолиться о его загробной участи. А человек уходил назад своими ногами. Не это было главное, не это поражало. Поражало то, как преображались люди. Как за один день человек мог совершенно измениться внутренне.

Встреча со старцем изменила и саму Ольгу и всю ее жизнь. Когда она дает концерты в Пскове, цветы от поклонников привозят на остров, на могилу к своему духовнику.

У нас батюшку называли «Ходячим Евангелие». И все, с кем мы не разговаривали, у всех одно и тоже впечатление, когда ты впервые его лицезрел, была одна мысль: «Так это все правда! Вот все, что пишет Евангелие - это все правда!»

И действительно, как Господь говорит: «Будете делать и как я и больше и больше меня».

Да хранит всех вас милосердие Божье, на долгие многие лет. Прошу святых молитв и помолитесь за меня, грешного.

У каждого, кто живет на Псковско-Чуйском озере, есть своя невероятная история с острова Залит.

Выходит он на службу с кельи. Он выходит, голуби поднимаются, на голову ему садятся, на плечи, на руки. И вот эта вся стая, от его кельи летит до сюда. Приходит он сюда, на паперть, они с него слетают, садятся на паперть и ждут, когда он отслужит. Отслужит - такая же система, эта вся стая ему на голову, на плечи, на руки, и с ним до кельи. Это было чудо.

Мужичок то у нас рассказывал: «Батюшка с ума сошел!», я говорю чего? А он:

Я, - говорит, - иду, а батюшка:

Постой, ты маме передай привет.

Я говорю:

Какой маме, она умерла. Какой привет?

Он потом, через 3 дня умер.

Рыбакам острова Залит повезло жить по соседству с чудом. Те, кому оно было необходимо, добирались сюда и на моторке в шторм и по тонкому льду. Выпускник ВГИКА Георгий Шептунов, впервые побывал о необыкновенного старца еще в середине 80-х.

Он мне предсказал, что я буду монахом тогда, когда я еще просто не помышлял об этом.

Начинающий сценарист тогда только собирался жениться, и слова старца о монашестве только рассмешили его. Но, уже через пару лет, сценарий его собственной жизни, только подтвердил правоту отца Николая.

Отец Николай был такой труженик Христов и молитвенник. Как Господь для земных людей, часто говорил притчами, так и отец Николай, тоже очень часто говорил притчами, стишками какими-то. Иногда прибаутками какими-то, которые только потом понимаешь.

Прощай мой век, как день вчерашний,

Как дым, промчалась жизнь моя

И двери смерти, страшно тяжки,

Уж недалеки от меня.

Ольга Кормухина, наоборот, просила благословения на монашеский постриг. Но ей отец Николай не велел уходить со сцены.

Прям выходит с кельи и «до, ре, ми, фа, соль, ля, си» и мне показывает. Я запела «фа, соль, ля, си, до». Он меня погладил так нежно, как мама никогда не гладила, и говорит:

Какая же ты у меня будешь певица! Ой, какая же ты у меня будешь певица!

Рок-музыкант, Алексей Белов, впервые попал на Залит успешным эмигрантом. Вместе со своей группой «Парк Горького», он сделал карьеру в Америке.

Наш дом висел прям над обрывом. А напротив, через лощину, был дом Мадонны.

После встречи со старцем, в Голливуд он больше не вернулся.

Я увидел человека, который, наверно в самом главном деле жизни, достиг совершенства. И мне захотелось жить там. Где рождаются такие люди. Что толку было оставаться в этом Голливуде, в конце концов. И я уже больше 10 лет жил в этом месте, и ничего нового и интересного для себя там не видел. А здесь открылась целая Вселенная.

Вместе с Ольгой Кормухиной, которую отец Николай нарек ему в жены, они стали частыми гостями на острове.

Мы все время ездили к старцу, постоянно. Мы, наверно, два раза в неделю могли съездить к нему. Ну, так хотелось, потому что рядом с ним была такая благодать, как будто, ну, у Христа за пазухой.

Семейной паре рок-звезд, старец служил путеводной звездой в духовном восхождении.

Собственных сил недостаточно. Это все равно, что человек захочет собственными силами подняться на Эверест, и он откажется от услуг проводника. Я думаю, что он очень быстро погибнет, не дойдя, наверно, и четвертой части пути. А духовный путь он гораздо более сложный и опасный, чем подъем на Эверест.

И через 10 лет после кончины местного чудотворца, остров Залит посещают паломники. Тишину размеренной деревенской жизни они не нарушают. А когда-то в 90-е годы, на пике популярности старца, у его домика толпились сотни приезжих.

С праздником, мои драгоценные. Да хранит вас всех милосердие Божие на долгие многие лета. Спаси Вас, Господи. Я Вас помажу мазью.

Здесь, во дворике, вместе с ответами на неразрешимые вопросы, паломники получали от батюшки заряд божественной любви и человеческого тепла.

Мои драгоценные, Вы используете то, что необходимо в блаженстве. Данную вам истину, которая необходима во спасение.

При этом, отец Николай часто юродствовал, шутил, и даже раздавал затрещины.

Он всегда говорил нам «Вы не скорбите. Милость Божья всегда впереди нас бежит. Только молитесь Богу и не грешите. И всегда милость Божья впереди нас бежит. А мы потом за ней ковыляем» и начинал показывать, как мы ковыляем.

Это не был такой юродивый, как к примеру Василий Блаженный. Когда он видел, что люди его все равно слушать не будут, или, во всяком случае, не хотят услышать его, а хотят добиться того ответа, который им нужен, ну он, зачастую, облекал в такое, легкое юродство, свои ответы. Не серьезно относился. Не терял ни сил ни времени, а прикидывался немножко дурачком.

Ангелу мирно, верный наставник, и Хранителю. Путь вам во восвояси. Помоги вам, Господи. Только осторожненько идите, по морю то. Идите, хоронить то некому.

Толпы страждущих, приезжали сюда не напрасно. Казалось, для молитвы старца нет ничего невозможного.

Ему юбилей справляли, я сейчас не помню, 80, наверно, лет ему тогда было. И, вот, и наш Владыка привозил ему награду. А ехать, был очень сильный ветер, большая волна и не выйти было. Он позвонил на остров, нашей старости. Сходи к батюшке, мол, мы к нему едем, его поздравлять, награждать. Пусть он помолится, чтоб погода хорошая была. Вот, он помолился, все успокоилось, озеро, они приехали. Да, и солнышко выглянуло. Все сделали, значит, они уехали. До Пскова дошли, сошли. Начался ветер, и такой шторм.

Елену Абрамичеву всегда можно найти в храме, где служил отец Николай. Сегодня на острове она единственный бесплатный и безотказный экскурсовод.

Наш старец 40 лет ходил в храм. Как говорят, даже летал. И все мы, вприпрыжку за ним бежали, чтоб получить благословение, утешение, ответы на вопросы.

В отличие от большинства здешних жителей, Елена не коренная островитянка. Когда-то давно, узнав об уникальном священники, она приехала к нему из Петербурга за советом.

Идет он по храму, ко мне, значит, так выходит, и так громко мне говорит, на весь храм, акустика ведь здесь хорошая, говорит: «Грешница, блудница, - хлоп меня в лоб. Я покраснела, думаю, это не я. А он мне говорит, - столько лет замужем и не венчанная».

Пораженная прозорливостью и строгостью старца, Елена стала к нему присматриваться.

Около домика, он там стоит с людьми разговаривает, а я стою и думаю6 вот батюшка очень старенький, наверно умрет скоро. Где ж тогда такого искать? И только я это подумала, он прекращает разговор с теми людьми, поворачивается ко мне, машет рукой и говорит: «Я еще поживу, поживу, знаешь ли!»

Елена в одночасье оставила все, престижную работу фото художника, двух сыновей, городскую жизнь, чтобы навсегда поселиться здесь, в рыбацкой деревне, на острове.

Все хорошо у меня было, своя фотомастерская, аппаратура, все сохранилось. И опыт у меня большой, но я уже поняла, что все, я пленница. Я пленница его любви, но свободная и счастливая.

Людмила Азаркина тоже переехала на остров из Петербурга. Ее знакомство со старцем тоже началось с обыкновенного чуда.

Пнул меня вот так вот в грудь и говорит: «А где крестик?» В поезде цепочка оборвалась и я крестик положила к себе в карман. И батюшка, не видя его, все это увидел, можно так сказать, через мои одежды и сказал: «Ты крестик так не носи».

Последние 8 лет Людмила собирает и записывает воспоминания об отце Николе Гурьянове. Первый том, в 600 страниц, уже вышел. Сейчас готовится второй. Став биографом старца, она была поражена тем, сколько испытаний с молодости выпало на его долю.

Три года он провел в лагерях на строительстве железной дороги в Заполярье.

Обвинение у него было «контрреволюционная деятельность», которой, конечно, батюшка никогда не занимался. Он просто перед людьми исповедовал веру. Упала железная балка при строительстве ему на ступню и он ползал. Он выходил на работу, рассказывал одной матушке, она говорит:

А почему ты полз? Не мог полежать в санчасти, где-нибудь?

А он говорит:

Нет, похлебки бы не дали.

В оккупированной немцами Прибалтике, в 42-м году, он принял священный сан и служил на приходах. А потом вернулся на родину, рискуя снова попасть под арест.

Вера православная его всегда спасала. Он на столько служил людям, что это было просто невероятно где-то его уличить в других делах.

На острове Залит, отец Николай прожил более 40 лет. И даже для строителей коммунизма, всегда был главным авторитетом.

Отец Николай, вообще-то, очень с многими людьми переписывался. У него было знакомство с такими людьми, ну, как Косыгин, например,

В регионе начинали выборы. Пока не благословит, мы не начинали выборы без него. Человек всегда сидел дожидал, отец Николай пока не придет и первым не проголосует.

Местные жители очень любили деятельного батюшку, ведь это он озеленил весь остров Залит.

Вот это все, что насажено, это все у него. Здесь и здесь и на том кладбище - это все он. Голод был острый.

Он сам мастерил кадила, лампады и всякую богослужебную утварь.

Часто делал подсвечники, изготовлял из самоваров. Вот видите, как прибито, с любовью. А это, вероятно, из люстры детали. Видите, все припаяно, в ручную все.

А главное, он всегда молился за жителей острова, за рыбаков, уходящих на промысел в любую непогоду, и всех знал по именам.

Я помню, как он служил литургию удивительно. У него были ящики с помянниками, и он в холодном храме, зачастую один, поминал всех тех жителей острова, которых он крестил и отпел. Это были ящики помянников просто. Это продолжалось долгие часы. Он стоял их и поминал.

Вы на паперти-то, водочку не пейте. Вода водку не любит, - здесь рыбаки, они все связаны с водкой, потому что холодно, труд тяжелый. Так вот, он поговорит с человеком, понимаешь, не пьет, да!

В конце 80-х, матушка Георгия Щукина, тогда еще простая монахиня, принимала гостя, дорогого отца Николая, в Пюхтецком монастыре. Там она жила уже два десятка лет и никуда уезжать из Эстонии не собиралась. А несколько ее сестер-монахинь, как раз готовились к переезду в Иерусалимский монастырь.

Сестры, вот группа этих иерусалимских, говорят:

Батюшка, ну как же мы, нас посылают туда, а там матушки игуменьи нет! Как это без матушки?

А он немножко так юродствовал, еще да и пальчиком:

Что ты говоришь, что ты говоришь! Как нет игуменьи? - а я там иду, одну комнату открываю, келью, - там Пюхтецкая, Пюхтецкая там игуменья! А ты говоришь нет игуменьи!- вот так ей.

А она говорит:

Так нету, батюшка, там пюхтецкой!

Так будет, будет, - и на меня сзади показывает, я то не вижу, - Георгиюшка, Георгиюшка!

Так старец предсказал матушке Георгии, что она станет игуменьей Горнинского монастыря на Святой земле, еще за несколько лет до этого назначения.

За месяц до того, как меня сюда назначить, он мне присылает конвертик. И написано «игумене Георгии», когда ничего этого не было. Я так вообразила, ну, думаю, батюшка юродствуя что-то там придумал. А через месяц Святейший звонит мне: «Теперь, матушка Георгия, надо потрудиться в Горнем монастыре в Иерусалиме». У меня чуть трубка не упала.

С батюшкой я познакомился в кинотеатре, т. е. это, где-то в середине 80-х годов, уже на излете советской власти. Вдруг, вышел в прокат фильм, который назывался «Храм». И один сюжет был, как раз, посвящен батюшке. Я его как-то сразу полюбил.

«А может Вы попьете? Пожалуйста! Попейте, попейте! Не стесняйтесь, только уже холодный».

Научный сотрудник исторической библиотеки, Леонид Грилехис, сначала стал завсегдатаем островной кельи, а потом, под влиянием старца, и сам принял священный сан.

«Я просто там Ангелом создан. Простота. А где мудрено - там не одного»

Когда возвращаешься, плывешь на лодочке, и вдруг, чувствуешь, что ты такой вроде бы тот, и не тот. Что, что-то в тебе появилось новое, светлое, как-будто кто-то тебя изнутри почистил. Вот. И вот это было, конечно, самым большим каким-то чудом.

Удивительно, что местом служения отца Леонида, тоже стал остров. Так называется подмосковное село, где стоит его храм. Назначение на этот приход, ему однажды предсказал старец.

Я тогда служил в Подольске. И вот, он сам повернулся ко мне и говорит: «А Вам я говорю, что будете служить на острове», - ну тогда для меня остров, это был как остров Залит. ну. Вот, как оказалось, я уже 21 год настоятельствую в селе Остров.

«Господи, Иисусе Христе, сыне Божьем, помилуй меня, грешного...»

Художественный фильм «Остров» вышел уже в середине нулевых. Образ юродиевого праведника, в исполнении Петра Мамонова, дополняют духовные песнопения. Мало кто знает, что они принадлежат перу отца Николая Гурьянова.

«Господи, помилуй! Господи, прости! Помоги мне, Боже, на моем пути!»

Отец Николай сочинял стихи и музыку, пел и аккомпанировал себе. Фисгармония в старческой кельи, неизменно изумляла гостей.

Таким его впервые увидел и Сергей Мирошниченко, известный кинодокументалист. На Залите он выбирал натуру. Разрешение нам съемки сельсовет не давал без санкции отца Николая.

Знаете, ребята, мы ничего не понимаем в вашем деле кино. Вот сходите, здесь есть отец Николай. Вы с ним поговорите, а потом возвращайтесь к нам.

Тот разговор со старцем, режиссер запомнил навсегда. Живя отшельником в затерянном краю, батюшка лучше многих знал о том, что происходит в столице и в стране.

Вы знаете, там у вас есть такой режиссер, Тарковский Андрей Арсеньевич, он сейчас снимает очень серьезную философскую картину, о том, как люди современные не могут ни во что верить. Об отсутствии веры внутри человека, которое ведет человечество к гибели.

Потом, спустя полгода, была премьера во ВГИКе, первый показ «Сталкера», и я, когда смотрел, сразу вспомнил тот фильм.

«Откуда ты взял, что это чудо существует в самом деле? Кто Вам сказал, что здесь действительно желания исполняются?»

Залитский Николай Чудотворец возрождал веру в человеке, призывал его к любвеобильности и не уставал напоминать о главном - о спасении души. Он часто показывал наглядно, на иконе, куда надо стремиться.

«Какое счастье нам с тобою. Что нас ждет, посмотри. Вот куда, а не сюда».

Хотя, даже икона не могла отобразить больше того, что люди видели в самом отце Николае. Сияющую высоту духа и живую праведность.

«Как хорошо у нас, слава тебе, Господи! Отец Небесный не оставляет нас!»

Ну как можно рассказать Бога? Как можно словами рассказать веру? А батюшка, это был воплощение, это был преподобный. Это что значит? Это в высшей степени подобие Богу!

Как когда-то к домику батюшки, сегодня паломники устремляются к его могиле. Не дожидаясь официальной канонизации, верующие обращаются к отцу Николаю Гурьянову, в молитвах, как к святому старцу.

Старец говорил благодарить Бога за все. Даже в самые темные жизни твоей жизни, не уставай Бога благодарить! Он ждет этого от тебя. Он это вкладывал в сердце. Вот, ты хочешь, а уже не избавишься от этого никогда. Потому что, когда ты именно этим путем следуешь, ты получаешь такую неземную радость и благодать, с какой ничто не сравниться. И это ни какая, знаете, временная радость, или какая-то, наитие, понимаете, чувство какое-то временное. А это чувство, которое все время с тобой. Оно может быть тише, как огонь, тише-ярче, и оно все время с тобой.

24 августа 2002 года на 93 году жизни скончался известный старец - митрофорный протоиерей Николай Гурьянов. После его кончины стало известно, что в свое время он принял тайный монашеский постриг, который скрывал по смирению.Старец Николай сподобился многих даров Духа Святого, среди них - дары прозорливости, исцеления, чудотворений.

Родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходцы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в благочестивой купеческой семье. Отец, Алексей Иванович Гурьянов (+ 1914), был регентом церковного хора. После его смерти воспитанием детей занималась мать, Екатерина Стефановна Гурьянова (+ 1969). Впоследствии она стала ближайшим помощником сына Николая. С детства он прислуживал в храме арх. Михаила в с. Кобылье Городище Гдовского уезда, ездил с богомольцами по святым местам. Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам семьи. Старший брат Николая, Михаил, стал профессором Санкт-Петербургской консерватории. Младшие братья, Петр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями, но о них осталось мало известий. Все трое братьев погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

Еще в отроческом возрасте он побывал на о. Талабск, где позже подвизался. Примерно в 1920 г. настоятель храма Михаила Архангела, в котором отрок Николай алтарничал, взял его с собой в Псков, куда они добирались водным путем. На острове Талабск пристали отдохнуть. Здесь посетили блаженного Михаила, прозорливца. Блаженный Михаил подал священнику маленькую просфору, а Николаю - большую и сказал: "Гостек наш приехал... ".

По окончании Гатчинского педагогического техникума Николай поступил в Ленинградский педагогический институт. В 1929 году студент Николай выступил на студенческом собрании против закрытия одного из ленинградских храмов, после чего был исключен из института.

Преподавал математику, физику и биологию в школе в г. Тосно Ленинградской области. Затем служил псаломщиком в храме во имя свт. Николая с. Ремда Середкинского района Ленинградской обл. (ныне Гдовского района Псковской обл.).

7 мая 1930 года Ленинградским окр. судом был приговорен к двум годам высылки из РСФСР на два года за «контрреволюционную деятельность ».

В июле того же года прибыл в село Сидоровичи Розважевского района УССР, где устроился псаломщиком.

В местные органы стали поступать доносы:

«Акт (актив) села Сидорович доводит до Вашего ведома, что в селе Сидоровичах живут небажани (нежелательные) некоторые элементы и занимаются агитацией против советской власти та коллективизаций а сами куркули (кулаки) еки ликвидировани и разлагают работу ».

"...В июле месяце 1930г. [Николай Гурьянов] прибыл в с.Сидоровичи, взял должность дьяка, устроился на квартире у председателя церковной общины Комаренко. Используя то, что к взрослым детям Комаренко ходила молодежь, он начал разучивать с ними религиозные песни [имеются в виду церковные песнопения], с ними их пел. Вербовал молодежь в церковный хор, а также советовал ходить им в церковь... "

24 марта 1931 года был арестован по "делу кулаков с.Сидоровичи ". С 31 марта находился в Киевском ДОПР N2. В графе анкеты арестованного "имущественное положение" было написано, что "никакого имущества не имеет ". Медицинское заключение о состоянии здоровья: "страдает ревматизмом суставов ". Дело было групповым. По нему проходили, кроме о.Николая Гурьянова, еще трое обвиняемых: Захаряшевич Иван Яковлевич, Захаряшевич Яков Яковлевич и Копанский Алексей (Александр?) Иванович.

Из обвинительного заключения:

Произведенным следствием установлено, что действительно вышеуказанные лица являются раскулаченными куркулями [кулаками] и с момента их поселения на территории Сидорянского сельсовета начали вести а/с деятельность, агитацию против мероприятий, проводимых Советской властью на селе, как-то против хлебозаготовок, коллективизации и проч. Начали распускать слухи, что скоро будет война, ибо тут нажимают на коллективы, а в Белоруссии - на строительство железных дорог, и также уговаривают соседей, с коими дружили, чтобы не шли в колхозы, так как в колхозах будет плохо...

Накануне перевыборов сельсовета устроили пьянку не довольных Советской властью, и после вечеринки разошлись с целью срыва предвыборных собраний, держа упор на то, чтобы не пропустить в сельсовет коммунистов, учитывая то, что Исполкомом на должность председателя сельсовета в Сидоровичи был послан коммунист.

Эта группа вела работу, чтобы избиратели не голосовали за коммуниста под предлогом, что "он чужой, мы его не знаем" , кроме того "у нас и свои люди есть", в результате чего предвыборное собрание было сорвано...

Виновным себя не признал: «Я никогда контрреволюционной работой не занимался и против советской власти никого ничем не агитировал. Больше сказать ничего не имею. Н.Гурьянов».

20 августа 1931 года был приговорен к высылке в Северный край сроком на три года, считая с 24 марта 1931.

Отбывал срок в Сыктывкаре. Находился на строительстве железной дороги. Работы происходили часто в ледяной воде. Он получил ревматизм, а также тяжело повредил ноги шпалами.

Был освобожден приблизительно в 1937 г. (по др. сведениям - в 1942). Он не имел права на проживание в Ленинграде и был отправлен за 101 км. Работал учителем в школах Тосненского района. Когда началась Великая Отечественная война, его не взяли на фронт из-за болезни ног, которую он получил в лагере. Во время немецкой оккупации был насильно увезен в Прибалтику.

8 февраля 1942 г. рукоположен во диакона Виленским митр. Сергием (Воскресенским) и 15 февраля - во иерея.

По данным ПСТГУ, еще до рукоположения принял иноческий постриг, но мантийным монахом не стал и сохранял свое иночество в тайне.

В том же году окончил богословские курсы в Вильнюсе и был направлен священником в женский Рижский Троице-Сергиев монастырь.

Затем переведен в мужской Виленский Свято-Духов монастырь, где нес послушание уставщика.

С июля 1943 г. - настоятель храма во имя свт. Николая с. Гегобросты Паневежского благочиния Виленско-Литовской епархии.

В 1949-1951 гг. заочно учился в Ленинградской духовной семинарии и Ленинградской духовной академии, в академии проучился всего один год.

В 1956 г. возведен в сан протоиерея.

В 1958 г. переведен в Псковскую епархию. По личной просьбе назначен настоятелем храма во имя свт. Николая на острове Талабск (Залит) на Псковском озере, где прошло почти полвека его пастырского служения.

Вел подвижническую жизнь, прославился как духовный прозорливый старец. В начале 1970-х годов к о. Николаю за советом и молитвенной помощью стало обращаться много людей, его духовные чада были среди священников, монахов и мирян. Он старался каждому приходящему к нему сказать ободряющее слово, укреплял и наставлял в вере, призывал с любовью относиться ко всему, что окружает людей. Много читал, направляя и других к вдумчивому, умному чтению, благословлял на учебу, получение образования, любил духовное пение, автор таких песнопений, как «Похвала Богоматери », «Молитва Ангелу-Хранителю », «Спаситель, согрей мою душу », «Братский гимн ». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал о. Николая одним из столпов русского старчества.

О выдающемся пастырском подвиге, который в течение всей своей жизни совершал отец Николай, свидетельствуют полученные им церковные награды: в 1952 году он был удостоен права ношения золотого наперсного креста, в 1956 году - сана протоиерея, в 1988 году был награжден митрой и правом служения с открытыми царскими вратами до "Херувимской". В 1992 году Святейший Патриарх Алексий II удостоил отца Николая права служения Литургии с открытыми царскими вратами до "Отче наш".

По воспоминаниям очевидцев (из Журнала Московской Патриархии 12 - 2002):

" В августе отец Николай занемог, но все надеялись на его скорейшее выздоровление - как же нам без батюшки?! Но вот в субботу, 24 августа, поздно вечером, черная, печальная весть пришла с острова - отец Николай покинул нас. А в воскресенье, на утреней службе, архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий объявил прихожанам о кончине протоиерея Николая Гурьянова и призвал всех помолиться об упокоении его души. Воскресенье, канун похорон, все мы - духовные чада, духовенство, верующие люди провели в скорби. Многие сразу же стали изыскивать возможность попасть на остров, что не всегда было просто и в обычное время, а в те дни - в особенности.

И вот наступил понедельник, 26 августа. С утра долго не рассеивался туман, до 10 часов не был разрешен выход судов в озеро. Но как только видимость стала лучше, к острову устремились многочисленные суда: пассажирская "Ракета", на которой большинство составляло духовенство, рыболовецкие, военные катера, небольшие лодки, прогулочные катера, яхты. А желающих попасть на остров Талабск (Залита), туда, где стоял гроб с телом отца Николая, чтобы попрощаться с ним, помолиться об упокоении его души, было гораздо больше, чем судов.

И вот наш катер причалил к остову. Когда мы, верующие из Пскова, подошли к церкви Святителя Николая, где стоял гроб с телом батюшки Николая, то увидели перед входом в храм большое скопление людей, многие из них приехали еще вчера. Храм был полон людей, ко гробу, засыпанному цветами, тек нескончаемый поток людей, отдающих последний долг любви отцу Николаю. В церкви совершалась Божественная литургия, очень многие пожелали причаститься в этот день. Службу возглавлял архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, который затем возглавил и чин отпевания. В 12 часов гроб с телом отца Николая был вынесен на плечах духовенства и установлен внизу, на паперти Никольского храма, в котором более сорока лет служил отец Николай. Около гроба стояло множество духовенства, а внизу, на траве, стояли сотни людей, повторявших слова молитвы, державших свечи, утиравших слезы.
Собрались проводить отца Николая в последний путь и стар и млад. Многие приехали издалека, некоторые с малыми с детьми. Тут были и жители острова, и верующие из Псковской области, из других епархий. И очень много собралось духовенства, монашествующих, сколько - никто не считал, но, наверное, не менее двухсот человек со всех концов России.

Перед началом отпевания архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий сказал прощальное слово, обращенное ко всем присутствовавшим. "Прежде всего, - сказал Владыка Евсевий, - я хочу удостоверить всех, что мы действительно хороним отца Николая Гурьянова, как это нам всем ни прискорбно. В эти дни чувство невыразимой печали овладевает нами. Угас светильник чистой любви ко Господу, добрый пастырь, ревностный молитвенник. У каждого священника есть свое личное дело, куда заносится все, касающееся его службы. Перед поездкой сюда я раскрыл личное дело протоиерея Николая и нашел там только благодарности за бескорыстное служение. Своими молитвами, безупречной жизнью отец Николай стяжал себе большие духовные дары, приобрел искреннюю любовь народа. Ему всегда были присущи терпение, смирение, желание помочь и обратить к покаянию, никто не был им отторгнут, не понят или не утешен. Отец Николай будет для нас всегда примером истинного пастыря, каждый сохранит в сердце его отеческие наставления и советы. И сейчас, когда отец Николай предстоит пред Господом, помолимся об упокоении его души, о даровании ему Царства Небесного ".

Начался чин отпевания. Ярко светило солнце, с озера налетал и тут же утихал мягкий ветерок, колебавший пламя поминальных свечей. Церковь плотным кольцом окружали люди со свечами в руках, вкладывавшие свою скорбь в слова совместной молитвы. А тем временем мы все потихоньку подходили к гробу батюшки, прикладывались в последний раз к его ручке. Его рука, державшая лазурный эмалевый крест, была такая мягкая, прохладная, как будто батюшка спал. Вспоминалось его прощальное отеческое благословение. Казалось, он снова говорит нам: "Мужайтесь, дети мои, как-то вы теперь останетесь здесь, в миру, где столько искушений и скорбей... " Даже в последние свои часы на земле отец Николай незримо давал нам свой последний наказ молиться и жить по заповедям Божиим. Так прощались мы с отцом Николаем, так прощался и он с нами.

По окончании отпевания гроб обнесли вокруг церкви, в которой столько лет служил протоиерей Николай, верный слуга Господа. И вот траурная процессия под мерные, редкие, скорбные удары колокола направилась к месту последнего упокоения, на кладбище. Гроб несли восемь священнослужителей, множество людей следовало за ними. Дорога шла мимо домика, где жил отец Николай. Здесь процессия приостановилась, гроб трижды покачнулся, отдавая последний поклон мирскому жилищу, а затем проследовал дальше.

У ворот кладбища миряне приостановились - к самой могиле прошло только духовенство, потому что для всех не было места. Но гроб с телом отца Николая не сразу предали земле. Его духовные чада, священники из Москвы, только-только доехали до Пскова и просили подождать еще тридцать минут, пока их катер доплывет до острова. Тем временем у могилы были произнесены последние слова прощания и молитвы.

И вот наконец подошли уставшие, запыхавшиеся люди - они несли икону, цветы и были благодарны Господу за то, что все же успели проводить в последний путь своего духовного отца, отдать ему последний поклон. А колокол все звонил печально и протяжно, и звуки его пронизывали теплый приозерный воздух, они были слышны по всему острову. Этот звон скорбью отдавался в сердцах и тех, кто приехал на остров проводить в последний путь отца Николая, и тех, кто не смог приехать, а таких большинство - многие тысячи православных людей по всей России, да и не только в России... Все они молились в тот день об упокоении души новопреставленного раба Божия протоиерея Николая.

Царствие Небесное тебе, дорогой батюшка!"

В последние годы своей жизни о. Николай нес добровольный подвиг, смиряясь с тем, что некоторые из окружающий его людей от его имени говорили о том, что якобы старец благословил прославлять Григория Распутина и Иоанна Грозного и много иного несуразного. Но если посмотреть внимательно - так и вся жизнь о. Николая была подвигом великим, с которым, будем верить, он справился и ныне имеет дерзновение пред Господом нашим Иисусом Христом, Которому слава честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и со Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь.

Как-то уже давно почитав о старце и самого старца, пришло на ум, что имя этого подвижника всенепременно надо воспоминать почаще, а потому доныне о. Николай Гурьянов записан в нашей книге Живых и о его имени мы подаем заупокойные записочки на Литургию.
Хотя верим, что более мы нуждаемся в его молитвах за нас, недостойных!

Господи, упокой душу приснопоминаемого раба Твоего протоиерея Николая в Своих Небесных Селениях и нас, грешных, помилуй, яко Благ и Человеколюбец!

С любовью,
рБ Дмитрий

Из воспоминаний о. Валериана Кречетова...

– Отец Валериан, говорят, у батюшки Николая на острове Талабск происходило много чудес?

– Да, ехали к нему как-то двое, обсуждали между собой: «Говорят, старец – чудотворец, чудеса творит ». Приехали, просят: «Покажите нам какое-нибудь чудо ». – «А, чудо? – говорит батюшка, – ну хорошо ». Подошел к выключателю, включил свет и выключил, снова включил и выключил. Те только ухмыльнулись: «Это – чудо? »

Сели на лодку, приезжают на материк, а там народ, машины стоят, суета. Эти двое подходят, спрашивают: «А что случилось? » – «Да мы ремонтируем электролинию, потому что уже два дня света во всей округе ни у кого нет ». Тут-то они и поняли, что значило вот это батюшкино – включил свет и выключил.

А недавно один раб Божий историю рассказывал, вспоминал, как он к батюшке ездил. Думает: плыть придется на лодке, часы бы не потерять. А часы у него были новые, хорошие. Стал искать дома другие, поискал, не нашел. Надел новые и поехал. Сидят с батюшкой, разговаривают, а он вдруг и спрашивает: «Часы-то не потерял? » – «Нет, батюшка, не потерял ». Но ведь думал об этом!

– К Николаю Гурьянову приезжали за советами от Святейшего Патриарха Алексия II?

– Да. Помню, приехали как-то советоваться с отцом Тихоном (Шевкуновым) по поводу ИНН. Вместе мы были. Батюшка спокойно сказал: «Ну а для чего это? » Он прекрасно понимал, для чего это делают: контроль нужен. А православного человека не нужно контролировать, он честно работает. Когда батюшку спрашивали (правда, не в тот раз): печать это? Он говорит: «Это не печать. Пока что еще, слава Богу ».

– То есть штрих-код – это пока не печать?

– Нет, это все преддверие печати антихриста... Когда батюшку спрашивали, была включена видеозапись, а потом, когда он сказал уже все, хватились – выяснилось, что аппарат не работает. Потом попросили благословения, батюшка благословил – записали второй дубль. Патриарх все же просил. Потом еще дубль, уже третий. И есть такая запись: «Что это такое? – спрашивает батюшка. – Первый раз слышу ». Все выспрашивали, выспрашивали. Со старцем так, конечно, не положено. Сказал – и все. А с ним, как с артистом, – дубли получше. Это неподобает.

– Отец Валериан, вы в своей жизни много общались со старцами. А что, кроме любви, для них характерно?

– Ну, во-первых, они всегда с Богом. Сами ходили в присутствии Божием и другим напоминали – что есть Господь и в любви это проявление. Конечно, характерно смирение. И аскетизм, строгое к себе отношение: питание всегда очень скромное, сон – во всем было воздержание. Строго обрезали всякие мысли недоверия, подозрения к старшим, к начальствующим. Как-то я отцу Николаю говорю, мол, батюшка, вот такое слышал, а он так резко мне: «Не верь! »

Помню, я молодым был еще, разболтался, прихожу к отцу Сергию Орлову: «Вот, батюшка, то-то и то-то ». А он отвечает: «Уж мы-то хороши, а вот другие – это да ». Тогда я понял, что нельзя осуждать никого. И я в этом убедился потом действительно, получил подтверждение этому. Они никому и ни о ком не говорили плохо. Когда отца Николая начали спрашивать: «Батюшка, что ж вы там говорите про Григория Распутина, про Ивана Грозного? » А он: «А мы разве про них плохо говорим? Мы же хорошо говорим ».

– Кстати, батюшка, как отец Николай относился к Ивану Грозному и Григорию Распутину?

– Я вам только что сказал. «Мы разве о них плохо говорим? Хорошо говорим ». Понятно?

Совсем недавно, 24 августа 2002 года на 93 году жизни скончался известный старец – митрофорный протоиерей Николай Гурьянов. После его кончины стало известно, что в свое время он принял тайный монашеский постриг, который скрывал по смирению.

Старец Николай сподобился многих даров Духа Святого, среди них – дары прозорливости, исцеления, чудотворений. Со всей России к старцу приезжали на остров Залит верующие люди, нуждающиеся в духовном совете, в молитвенной помощи старца.

Из воспоминаний Священника Михаила Малеева:

“Однажды, мы предприняли путешествие на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову. На старом проржавевшем рыбацком катере поплыли мы по Псковскому озеру... Издали остров кажется заросшим деревьями. Многие из деревьев батюшка посадил сам, своими руками, когда в 1958 году перебрался сюда из Литвы. Приходилось возить их с материка, а потом долго поливать, чтобы прижились... Можно представить, как было трудно каждый день носить до ста вёдер воды по косогорам. Зато теперь деревья плотной кроной мягко укрывают маленький домик отца Николая. Сколько за эти годы перебывало здесь православных людей со всех городов и всей нашей страны, объединённых одним: любовью к Богу и его Церкви православной...

Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские в Сант -Петербургской епархии в благочестивой семье Гурьяновых. Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам его семьи: его отец Алексей Иванович был регентом церковного хора, старший брат Михаил был профессором, преподавал в Сант – Петербургской консерватории. Было ещё два младших брата, но они погибли на войне.

С детства отец Николай прислуживал в алтаре. Однажды их храм посетил будущий священномученик митрополит Петроградский Вениамин. Отец Николай рассказывал так: “Владыка служил, а я посох ему подавал, потом говорили мне: “Какой ты счастливый, что с Господом...”.

В 1928 году отец Николай окончил педагогический техникум, потом недолго учился в педагогическом институте. В конце тридцатых годов он был арестован, прошёл этапы, лагеря, ссылки. Во время тяжких событий батюшка встречал много подвижников, истинных светильников веры. Тогда-то он и дал обет, что станет священником. В те годы побывал он у прозорливого иеросхимонаха Симеона Печерского. Тот ему три раза сказал: “Толабс, Толабс, Толабс”.

Раньше так остров Залит назывался. И действительно, благословили батюшку служить именно сюда.

С 1943 года по 1959 годы отец Николай является настоятелем храма святителя Николая в селе Гегобросты Литовской ССР. В 1958 году отец Николай переведён в Псковскую епархию настоятелем храма святителя Николая на о. Залит. Здесь пройдут 40 лет его пастырского служения. Здесь он станет тем, кем мы его знаем, – батюшка Николай, старец с острова Залит...

Простые слова, которые мы часто говорим друг другу, в батюшкиных устах приобретают особую силу.

“Помоги вам Господи”, – часто говорил он, и что-то тут же происходит и меняется в нашей жизни. Часто можно слышать от батюшки слова говорящие о его потрясающей любви к церкви и России: “Отец Небесный не оставит Россию, трудитесь в России, так здесь хорошо. Господь нас любит, только радоваться и молиться остаётся”.

Отец Николай говорил просто, часто с прибауткой, со стишком, но всегда точно: “Себя не знаем, нос не задираем”.

“В священнической семье главное – благочестие, порядок должен быть, это для окружающих главное”.

На прощание старец дал нам завет: “Радуйтесь и веселитесь, что мы Христовы”.

В последний год перед блаженной кончиной о. Николай, несмотря на перенесенную тяжелую болезнь, все же находил силы для приема паломников, укрепления и наставления их в вере. И мысли старца, высказанные во время этих последних земных бесед, стали своего рода духовным завещанием для православных русских людей.

Когда старца спрашивали, как надлежит бороться с ересью экуменизма, он с улыбкой говорил: “Надо свято хранить чистоту Православия и заповеданное нам святыми отцами. А для этого надо миролюбиво объяснять всеми возможными способами заблуждения экуменистов. Не молчать, а с любовью разъяснять. Только чтобы не было драки”.

А на вопрос, что же он считает самым опасным грехом в душах людей?

Старец Николай ответил:

– Безверие! Это страшно.

– Даже у христиан?

– Да, даже, у православных христиан.

Старец Николай призывал верующих любвеобильно относиться ко всему, что их окружает.

Старец любил церковное пение, сам сложил немало духовных песен и гимнов, такие, как “Похвала Богоматери”, “Молитва Ангелу – Хранителю”, “Спаситель, согрей мою душу”, “Братский гимн”. “Прошёл мой век, как день вчерашний.

Как день промчалась жизнь моя.

И двери смерти страшно тяжки,

уж недалёки от меня.

Меня грешного помяните,

отхожу от вас не навек,

ещё увидимся”.

(старец Николай)

Духовные дети старца свидетельствуют об исполнении многочисленных изреченных им пророчеств. По свидетельству очевидцев, недавно дома у одной благочестивой женщины замироточила фотография старца.

Вечная память “всероссийскому батюшке” – старцу Николаю!