Без межличностного общения невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств личности в целом. Общение - это взаимодействие людей, и в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, т.е. поведение, выбираемое участниками общения по отношению друг к другу. Межличностное общение следует рассматривать как процесс в системе человек-человек в многоаспектной динамике ее функционирования.
Участники межличностного общения, вступая в контакт, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать, а могут различаться по своему содержанию. Эти цели - следствие действия конкретных мотивов, имеющихся у участников общения; их достижение предполагает использование разнообразных способов поведения. Можно сказать, что межличностное общение по своим основным характеристикам является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком. Как правило, межличностное взаимодействие людей в виде общения почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры и т.п. При этом вид деятельности, которую обслуживает общение, оказывает значительное влияние на содержание, форму, течение всего процесса общения между исполнителями этой деятельности.
При сравнении характера межличностного общения в разных общностях людей можно обнаружить черты сходства и различия. Сходство в том, что общение - необходимое условие их бытия, фактор, который определяет успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед. В то же время каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Так, для учебной группы такой деятельностью будет овладение компетенциями, для спортивной команды - участие в соревнованиях, рассчитанное на достижение запланированного результата, для семьи - воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Поэтому в общности каждого типа преобладает тот вид межличностного общения, который обеспечивает главную для этой общности деятельность. Вместе с тем понятно, что на общение членов общности оказывает влияние не только главная для этой общности деятельность, но и то, что представляет собой сама общность. Например, повседневные цели семьи - воспитание детей, выполнение хозяйственных дел, организация досуга и др. - направленно программируют межличностное общение членов семьи друг с другом.
Однако то, каким общение оказывается в реальности, зависит от состава семьи (полная или неполная, трех-, двух- или од-нопоколенная и т.п.), от нравственного и общекультурного облика супругов, понимания ими своих родительских обязанностей, возраста и состояния здоровья детей, других членов семьи. В семье, как и в любой другой общности, особенности межличностного общения в значительной мере обусловлены тем, как члены семьи воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик они вызывают друг в друге и какой стиль поведения они поддерживают во взаимоотношениях. Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, и этим эталонам человек привыкает следовать. Изменения процесса деятельности и самой общности людей обязательно сказываются на их межличностном общении.
В межличностном общении каждый человек одновременно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь и воздействует
на них, решая по отношению к ним определенную задачу. Одновременно он выступает объектом познания для всех, с кем он общается; ему они адресуют свои чувства, на него стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. В положении объекта или субъекта общения люди сильно различаются по характеру выполняемой ими роли.
Во-первых, «выполнение» роли может осознаваться разными людьми в разной степени. Так, в качестве объекта один человек может являть окружающим свою физическую наружность, выразительное поведение, свои действия, не задумываясь над тем, какой отклик он и вызывают у тех, с кем он общается, а другой может пытаться оценить, какое впечатление он производит на окружающих на всем протяжении общения с ними или в какой-то отдельный момент и целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформироватьу других именно то впечатление о себе, которое он хотел бы.
Во-вторых, люди различаются по степени сложности личностной структуры, характеризующей их индивидуальное своеобразие, поэтому представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия с ними и в то же время имеют неодинаковые способности проникать в своеобразие личности партнера, определять свое отношение к ней, выбирать способы воздействия на эту личность, наиболее отвечающие целям общения.
Личность человека формируется в процессе общения с людьми. В начальный период жизни человек не волен выбирать для себя тех, кто составляет его непосредственное окружение. В зрелом возрасте он в значительной степени может регулировать число и состав лиц, с которыми он общается. Непосредственное окружение человека составляют те, с кем он вместе живет, учится, работает, отдыхает. С возрастом значительно изменяются причины, заставляющие человека вступать в непосредственное общение с другими людьми. Так, во временном промежутке жизни от 1 5 до 23 лет наблюдается значительный рост контактов, основу которых составляет необходимость удовлетворения познавательной потребности, а затем их число заметно уменьшается. Наиболее интенсивный период расширения круга непосредственного общения приходится на возраст от 23 до 30 лет. После этого круг общения человека су-
5.3. Межличностное общение как условие бытия человека
жается, т.е. уменьшается число субъективно значимых и входящих в круг непосредственного общения людей. Изменения в субъективной значимости других людей для данного человека, как правило, обусловливаются, с одной стороны, его позицией по отношению к себе в системе потребностей, а с другой - отношением к нему лиц, составляющих его круг общения.
Межличностное общение - один из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности. Если моральные нормы, в соответствии с которыми строится общение людей в основной для них трудовой деятельности, не совпадают с нормами, лежащими в основе их общения в других видах деятельности, то развитие их личности будет носить более или менее противоречивый характер, формирование цельной личности будет затруднено.
Обслуживая предметную деятельность и способствуя формированию кругозора, умения обращения с предметами, интеллекта и эмоционально-волевой сферы, общение выступает обязательным условием и необходимой предпосылкой развития у человека комплекса качеств, обеспечивающих его возможность жить среди людей, сосуществовать с ними и подняться до претворения в своем поведении высоких нравственных принципов.
Конкретный опыт общения развивает у человека умение дать полную и правильную оценку других людей, проявляющиеся у них психологические установки при восприятии окружающих и манеру отвечать на их поведение. На формировании у человека оценочных эталонов отрицательно сказывается ограниченность личных впечатлений от встреч с людьми, что бывает, если ему на жизненном пути встречались люди, по достоинствам и недостаткам похожие друг на друга, или приходилось общаться изо дня в день с небольшим числом лиц, представляющих одни и те же возрастные, половые, профессиональные и национально-классовые группы людей. Собственный опыт - только один из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людьми.
Кроме того, невосприимчивость человека к воздействиям со стороны общающегося с ним лица может свидетельствовать
Глава 5. Потребности в межличностных отношениях
о том, что использованный способ обращения не соответствует личностным особенностям данного человека.
О психологической слепоте и глухоте говорят бедность и однообразие способов воздействия, к которым прибегают, вступая в контакт с разными людьми или с одним и тем же человеком в различных ситуациях, хотя возможно использование иных способов. Например, некоторые воспитатели во всех ситуациях воздействуют на воспитуемых с помощью наказаний и угроз, что вызывает, как правило, обратный результат - оборонительную реакцию у воспитуемых, требует от них значительных затрат энергии, чтобы преодолеть страх и опасения, и в значительной степени подавляет их интеллектуально-волевую активность. Однако поведение человека в общении, ослабляющее или даже снимающее у других участников общения всякий самоконтроль, как правило, негативно влияет на их поведение в настоящем и будущем.
Творчество человека, направленное на обогащение способов поведения в общении, должно быть нацелено не на формирование способности манипулироватьлюдьми или, наоборот, безлико подстраиваться под их желания, обнаруживаемые в их поведении во время общения, а на овладение умением создавать своим общением с людьми психологические условия, благоприятствующие проявлению на оптимальном уровне их интеллектуально-волевого и нравственного потенциала. Если способы общения соответствуют личностным особенностям человека, использующего эти способы в своем общении с другими людьми, в общении будет рождаться доверие, настрой на сотрудничество. Поэтому каждому человеку необходимо сформировать стиль общения, аккумулирующий его достоинства и одновременно учитывающий личностные характеристики тех, с кем ему преимущественно приходится общаться.
Таким образом, потребность в межличностном общении является одной из основных потребностей человека. Через ее реализацию происходит усвоение человеком социальных норм, правил, ценностей, овладение социальным опытом, осуществляется социализация и профессионализация личности, формируется ее субъективность. Через межличностное общение человек научается познавать других людей и самого себя,
6.1. Общение как фактор социализации
наращивает свой коммуникативный потенциал, более успешно решает производственные и другие жизненно важные задачи.
Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович
Потребность людей во взаимоотношениях
11.1. Межличностные отношения и их классификация
Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.
Межличностные отношения делятся на следующие виды:
1) официальные и неофициальные;
2) деловые и личные;
3) рациональные и эмоциональные;
4) субординационные и паритетные.
Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.
Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.
Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.
Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.
Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.
Из книги Возрастные кризисы автора Шихи ГейлГлава 7. ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СУПРУГОВ Утро в Калифорнии. Прекрасное лицо молодой женщины дрогнуло. Она приподняла ресницы и открыла глаза. Ослепительный мир предстал перед ней во всех красках. Но что-то нарушало эту идиллию. О да, обещание!… Она поклялась, что
Из книги Сновидение в бодрствовании автора Минделл АрнольдГлава 12. Нерушимая целостность во взаимоотношениях Если Возлюбленный повсюду, Любящий - это завеса Но когда сама жизнь становится Другом, Влюбленные, исчезайте. Согласно медитативным традициям, представлениям коренных народностей, квантовой физике и психологии,
Из книги Парадокс страсти - она его любит, а он ее нет автора Делис Дин КГлава 2. Действия равновесия. Чередование сил во взаимоотношениях Все взаимоотношения создаются действиями равновесия. Неуверенность, неопределенность и очарование молодой любви помогают поддерживать равновесие. Но когда отношения становятся достаточно зрелыми, оно
Из книги 13 способов преодолеть кризис любовных отношений автора Зберовский Андрей ВикторовичГлава 22. Потребность в сексуальной коррекции Внимание: Рекомендации, приведенные в данной главе, могут приятно дополнять и другие методики реанимации кризисных любовных отношений. Особенно методику "преодоления усталости отношений", "увеличения объемов личной свободы"
Из книги Приручи своих Драконов автора Стивенс ХосеСочетания драконов во взаимоотношениях людей Высокомерие с саморазрушением.Взаимоотношения с саморазрушительным партнером предоставляют человеку высокомерному отличную возможность выносить свое осуждение и неизменно ощущать собственное превосходство. Это
Из книги Невротическая личность нашего времени автора Хорни КаренГлава 6. Невротическая потребность в любви и привязанности. Нет сомнения в том, что в нашей культуре перечисленные ранее четыре способа защиты собственного «Я» от тревожности могут играть решающую роль в жизни многих людей. Это люди, главным стремлением которых является
Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер СвагитоГлава 5. Семейная вина: потребность в равновесии Мы видели, что с помощью вины совесть заставляет человека вести себя в соответствии с правилами того общества, к которому он принадлежит. Чувство вины - это осознаваемое нами чувство, оно возникает внутри нас, когда наши
Из книги Биоритмы. Или как стать счастливым. автора Квятковский Олег ВадимовичГлава 22. Потребность, удовлетворение и переудовл. С понятием "потребность" мы уже встречались в этой книге.Новым для нас будет понятие – "переудовлетворение потребности".В чем выражается переудовлетворение?Переудовлетворение – наступает вследствии длительного
Из книги Здоровое общество автора Фромм Эрих Зелигманн Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил ЛьвовичПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМ И ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ Приобретение потребностей в другом человеке, в обществе как необходимой, своей среде, выработка потребностей в организации этой среды удобным для себя и способствующим ее благополучию образом, то есть потребности в
Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт СтивенГлава 11 Преодоление силы, самой разрушительной во взаимоотношениях Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности? Притчи, 27:4 Недавно наше общество было шокировано хладнокровным убийством двадцатитрехлетней женщины. Она сидела в припаркованной машине со
Из книги Из противников в союзники автора Бург БобГлава 56 Еще один ценный урок о взаимоотношениях с людьми от бенджамина франклина Мы уже говорили о том, какие подводящие реплики помогают смягчить удар при попытке повлиять на собеседника, переубедить его или склонить на свою сторону.В связи с этим нужно добавить, что
Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна Из книги Секреты счастья. Тренинг, который поможет вам обрести счастье автора Рубштейн Нина Валентиновна Из книги автораГлава 9 Потребность во взаимодействии с людьми «Наконец-то я встретил братскую душу», – сказал Каин Авелю. Я. Васильковский Человек отличается от животных тем, что он – существо социальное. Человек растет и развивается в рамках общественных, культурно-исторических
Итак, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.
Специфика межличностных отношений
В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их1.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.
Отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.
Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной1.
Таким образом, можно сказать, что межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического «климата» группы. Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования применяется социометрическая техника.
Психологическая природа межличностных отношений
Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент - включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально- психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент - включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;
в) эмпатия - эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент - включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности - неудовлетворенности группы и ее членов.
Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения - складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:
а) по вертикали - между руководителями и подчиненными;
б) по горизонтали - отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
в) по диагонали - отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;
2) бытовые взаимоотношения - складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения - нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения - взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.
На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений:
1) этап знакомства - первый этап - возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;
2) этап приятельских отношений - возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т.д.);
3) товарищеские отношения - сближение взглядов и оказани е поддержки друг другу; характеризуются доверием1.
Таким образом, межличностные отношения - это отношения с близкими людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой, друзьями, коллегами.
Общий фактор в этих отношениях – это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить эти отношения. Если возникают неприятности между близкими людьми, это обычно приобретает первостепенное значение, поскольку общение с близкими – это потребность, первостепенная потребность в общении.
Ни один человек не в состоянии прожить в полной изоляции, какая-то из форм межличностного взаимодействия непременно будет присутствовать. Такая потребность в тесных продолжительных взаимодействиях живет в каждом из нас. Она объясняется социальными и биологическими причинами и направлена на выживание человека.
Психология давно интересуется вопросом межличностных взаимодействий и рассматривает их через призму , поскольку эти явления дополняют друг друга, но смешивать эти понятия не стоит.
Общение непременно будет случить средством связи (передачи информации) двух или более субъектов, оно может быть личным или опосредованным (почта, интернет). Но взаимодействие не всегда подразумевает общение, что делает последнее частным случаем различных видов контактов. В социальной психологии термином «межличностное взаимодействие» называют контакт двух или более субъектов, приводящий к изменению их поведения или настроения. Тремя основными задачами такого контакта являются: формирование межличностных отношений, межличностное восприятие и понимание человека, оказание психологического воздействия. Для решения этих задач применяются два основных типа взаимодействий: сотрудничество – продвижение к цели одного из партнеров способствует или не препятствует успеху других, и соперничество – достижение одним из партнеров исключает или затрудняет удачное завершение дел у остальных.
Также существует разделение межличностных взаимодействий по видам:
Сложность процессов межличностного взаимодействия рождает множество классификаций, некоторые из которых были приведены выше, но понятие не будет полностью раскрытым без упоминания форм их проявления, которых существует очень множество. Основными из них являются: дружба, привязанность, любовь, уход, времяпрепровождение, игра, социальное влияние, соревнование, конфликты и ритуальное взаимодействие. Последняя форма является очень распространенной, отличаясь особыми правилами, которым подчиняются отношения. Это помогает символически выразить социальный статус человека в группе, эта форма придумана специально для того, чтобы каждый смог удовлетворять свою потребность в признании. Такими ритуалами пользуются все – при общении с родителями и детьми, подчиненными и начальством, госслужащими и продавцами в магазине. Каждая из форм взаимодействия выполняет одну из трех функций – помощь в адаптации к новой среде, познавательную или удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми. Это еще раз подтверждает важность явления, как и его сложность.
Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.
Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу. Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.
Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.
При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей. В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.
Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.
Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального , а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.
Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение. К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать. Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.
К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными. Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей. Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.
При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.
Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.
Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным. В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения. Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.
Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.
Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными. Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество. Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.
Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает , которая является откликом одной личности на переживания другой. По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.
Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».
Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.
Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».
Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.
Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.
Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к . К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.
Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.
Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.
Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.
Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.
Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.
Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.