Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Причины распада арабского. Причины распада Арабского халифата

Причины распада арабского. Причины распада Арабского халифата




Завоевания арабов. Арабский халифат. После смерти Мухаммеда власть перешла к Халифам(за- меститель).1-ые четыре халифа были его родственниками. При них начались завоевательные походы против Ирана и Византии.Они воевали друг с другом и поэтому арабы легко победили. В н. 8 века арабы обрушились на север Африки. В 711 г. арабы обрушились на Пиринеи и захватили полуост- ров.Дальше их продвижение было остановлено франками. Вскоре арабы обрушились на Закавказье и Среднюю Азию. Они покорили Северный Кавказ, но в Средней Азии они столкнулись с Китаем.В 751 г.арабы победили в битве у Таласа и подчинили Иран и Афганистан. Столицей халифата стал город Мекка.


В 7 веке мусульманство разделилось на 2 ветви- шииты и суниты. Шииты - признают только Коран.Их возглавил Али -кузен Мухаммеда.Ши- иты почитают и его. Суниты - признают не толь ко Коран, но и Сунну-со брание рассказов об изре чениях и делах Мухамме да.Их подержали халифы Омейяды Сначала в халифате правила династия Омейядов. Позже (в 750 году) к власти пришли Аббасиды - потомки дяди Мухаммеда - Аббаса. Все Омейяды были убиты или бежали в Испанию. Сунна.Рукопись 8 в.


Правление Аббасидов. Аббасиды расправились с народом и облагодетельствовали иранцев-из них стали назначать Визиров.Завоевания по- чти прекратились.В халифат вошли Сицилия,Кипр,Крит и Юг Италии.Земля принадлежала халифам, а эмиры(на- местники),жили за счет налогов.Ислам распространялся за счет налоговых льгот. Практически во всех завоеванных странах в качестве единой религии был утвержден ислам. Новая династия создала новую столицу- Багдад, на р. Тигр. Здесь пересекались торговые пути.Государство стало на- зываться Багдадский халифат. Арабы в походе.


Халифат при Харуне ар-Рашиде. Расцвет халифата пришелся на правление Халифа Харун ар-Рашида - героя «1000 и 1 ночи»,где он показан мудрым и справедливым политиком. Но он был деспотом. Опасаясь жить в городе, халиф поселился в соседней крепости. Его визирь был казнен из-за зависти к его богатству. Харун хотел продолжить войны, но потерпел неудачу. Миниатюра из «1000 и одна ночь».


Распад халифата. Борьба покоренных народов подрывала власть арабов.Из жи- телей Средней Азии халифы набирали гвардию,но скоро ее начальники стали назначать халифов.наместники-эмиры передавали свои престолы по наследству и не подчинялись халифам.В 8 в.возник Кордовский халифат, в 9 в.отдели- лись Египет,Северная Африка,Иран и Афганистан.в 1055 г. Турки-сельджуки захватили Багдад и халиф короновал их предводителя титулом султана. Распад Арабского халифата.

После эпохи активных завоеваний, когда вся страна, так или иначе, привлекалась к ведению завоевательных войн, что требовало большой политической централизации и унификации, наступает, как и в большинстве крупных древних и средневековых централизованных монархических режимов, созданных завоеваниями, период стабилизации, который наряду с расцветом культур таит в себе семена упадка и распада. Этот распад начинается уже в 10 веке в момент наивысшего взлета культуры и образованности в Халифате. Большая завоевательная деятельность Халифата имела своим последствием широчайшее распространение представителей арабского мира по огромной территории евразийского континента.

Арабские завоевания повсюду сопровождались повышением интенсивности контактов между населением разных стран и возрастанием объемов внешней торговли. Именно арабы впервые после античности создают на значительных территориях Ближнего и Среднего Востока, Южной, Западной, Центральной и Восточной Европы торгово-обменные пути, по которым регулярно движутся крупные караваны, перевозящие товары и серебряные деньги в различные страны евразийского континента. Особенно активной торговая политика Халифата или отдельных его частей оказывается в 9-12 вв. Поддержание высокого уровня жизни в крупных и средних городских центрах Халифата оказывается почти полностью обусловлено успешностью международной торговли, которая обеспечивает сбыт ремесленной продукции этих центров и создает условия для приобретения разнообразного необходимого сырья. Европейские страны, в свою очередь, ощущают прямую зависимость от этой торговли, которая осуществляет широкие поставки перца, пряностей, сладостей, но в то же время и больших масс тканей, особенно шелковых, а также различных металлов, в том числе драгоценных, и минералов. Многие страны, окружающие Халифат, испытывают подъем благодаря тому, что через их территорию проходят транзитные торговые пути Халифата. Однако ослабление военной активности Халифата ведет к упадку его армейских контингентов, их дисциплины и, следовательно, возможности оборонять завоеванное.

На границах и в отдельных владениях, особенно таких, как Иран, Египет, где основная масса населения этнически и культурно была далека от интересов и обычаев непосредственно арабского мира, зреет сепаратизм. Наступление Запада в форме крестовых походов, борьба с Византией, периодические вторжения на территорию культурных провинций Халифата кочевых орд и народов с востока и севера подрывают административную упорядоченность, политическое могущество, военную мощь страны. Монгольское нашествие полностью уничтожает его. Окончательная гибель Халифата настает в 1258, когда после взятия Багдада последний арабский халиф, зашитый в мешок, был затоптан конями монгольских всадников. Эта своеобразная казнь была проявлением особого отношения монгольских кочевников к правителям-чужестранцам, кровь которых нельзя было проливать на землю. Разнородность Халифата в этническом, политическом и культурном отношениях способствовала тому, что после ослабления его военной мощи части его постепенно обретали политическую самостоятельность, доходящую до полного сепаратизма в отношении центральной власти. Иногда правители отдельных частей получали от арабских халифов те или иные иерархические титулы, но чем позже, тем чаще они, обретя самостоятельность, эти титулы возлагали на себя сами. Кочевые племена по границам Халифата, обогатившиеся за счет контрибуций с арабских караванов и торговли в целом, обогащались еще и с помощью угроз прервать путем военных действий ту или иную торговую артерию Халифата, которому приходилось все дороже расплачиваться за свое военное бессилие.

Распад Аббасидского халифата. Державы Газневидов и Сельджуков.

Начало процессу распада Аббасидского халифата, растянувшемуся почти на полтора столетия, положило правление халифа ал-Мамуна. После победы в войне против ал-Амина (813 г.) ал-Мамун своей политикой привлечения к управлению иранских феодалов положил конец чисто арабскому централизованному государству. Стал набирать силу институт наместничества. Первоначально наместников назначал сам халиф на определенный срок. Наместник обязан был платить в халифскую казну налог, в остальном будучи фактически независимым. С начала IX в. это стало способствовать развитию центробежных тенденций. В силу отдаленности ряда наместничеств от метрополии закреплялась практика наследования поста наместника.

Так, крестьянское восстание под предводительством Бабека, охватившее Южный Азербайджан и Западный Иран вплоть до Исфахана и Кермана, длилось 20 лет (816-837). Выступивший под идеологической оболочкой учения хуррамитов (маздакитов), Бабек не раз разбивал халифское войско. Успехи восставших подтолкнули халифа ал-Мутасима (833-842) на реорганизацию армии.

Арабское ополчение было заменено гвардией. Ядро ее составляли молодые рабы-гулямы из тюрок, славян и африканцев. Частично в гвардию набирали и наемников из которых формировались пешие отряды.

Такая армия преданная только халифу, должна была стать действенной силой, способной подавлять как народные восстания, так и мятежи непокорных вассалов. Гвардия выросла до огромных размеров (60 тыс.). Менее чем за 20 лет эта армия чужаков превратилась в неуправляемую силу, пожиравшую львиную долю доходов государства. Халиф оказался игрушкой в руках гвардейцев.

В 869 г. в Южном Ираке и Хузистане вспыхнуло антихалифатское восстание африканских рабов - зинджей, использовавшихся на самых тяжелых работах. К зинджам примкнуло значительное число местных крестьян и бедуинов. Восставшие объединились под знаменами сформировавшегося к тому времени религиозно-политического течения карматов, проповедовавших идеи социального равенства и справедливости в распределении благ при сохранении рабского труда. Восстание возглавлял арабский вождь Али ибн Мухаммад ал-Баркуи, - приверженец секты хариджитов, политические идеалы которой были близки к карматским, а пик политической активности приходился на VIII в. Движение зинджей было подавлено с большим трудом войсками халифа лишь спустя 14 лет, в 883 г.

Вслед за этим во многих областях Халифата развернулись карматское движение и исмаилитская пропаганда. Тогда исмаилиты и карматы действовали еще единым фронтом. В 890 г. началось мощное восстание карматов в Ираке, подавленное только в 906 г. В 899 г. карматы создали государство-республику в Бахрейне со столицей в г.Лахса (ал-Ахса).



В 900 г. разразилось карматское восстание в Сирии под предводительством Зикравайха. Через два года оно было в основном подавлено, но отдельные очаги сопротивления Халифату сохранялись в этом регионе до конца Х в.

К середине 40-х годов Х в. от обширной Аббасидской империи не осталось и следа. Халифат охватывал лишь небольшую часть территории Ирака - Багдад и его округу. В 945 г. войска горцев-дейлемитов под руководством шиитской династии Буидов (945-1056), сформировавшейся в 20- 30-е годы Х в., вступили в столицу Аббасидского халифата - Багдад.

После недолгих колебаний они решили сохранить аббасидского халифа во главе образованного ими государства, но не как светского государя, а как духовного главу, присвоив себе все права управления страной. Халиф лишился пышного двора и гвардии. Первый буидский правитель, Муизз ад-Даула (945-967), назначил ему содержание в 2 тыс. динаров в год (во времена халифа ал-Мутадида на содержание двора только на один день требовалось 7 тыс. динаров). Управленческий аппарат был сокращен Муиззом до минимума. Вместо многочисленных ведомств-диванов был создан один. В последние десятилетия владычества Бундов Багдад выходит из-под контроля султанов и халиф, опираясь на суннитское население города, становится хозяином положения. В это время город охвачен суннито-шиитскими смутами, аййарскими выступлениями и межквартальными распрями.

ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ И ГАЗНЕВИДОВ

Саманиды

Основателем феодального дома Саманидов был дехканин из Балха Саман-худа, принявший ислам уже при первых Аббасидах. Один из его внуков, Ахмад, был поставлен Маму-ном в 819 г. правителем Ферганы, а братья последнего управляли в других районах Мавераннахра. Халиф Мутамид, боровшийся с Саффаридами, назначил Насра ибн Ахмада в 875 г. правителем той части провинции Хорасан, которая не подчинялась Саффаридам (Мавераннахр, Восточный Хорасан с Гератом и Балхом). Наср и его брат Исмаил вели успешную борьбу на северных границах с кочевыми тюркскими племенами, укрепили свою власть в восточноиранских областях, сделав центром своих владений Бухару. В 900 г. Исмаил разгромил Амра Саффарида и захватил его владения с благословения Багдада.

Саманиды, кровно связанные с иранским дехканством, имели достаточно широкую социальную опору. В качестве выразителей интересов иранской знати Саманиды возвели свою официальную родословную к Сасанидам, что символизировало их преемственную связь с древними доисламскими правителями Ирана. В то же время Саманиды были ортодоксальными мусульманами-суннитами, до конца дней своих признавали верховную власть халифа. Таким образом, в деятельности Саманидов прослеживается как бы два противоречивых направления. С одной стороны, они - типичные мусульманские правители, распространители ислама среди многочисленных "неверных", своих соседей. С другой - они же возрождали те доисламские традиции, которые не входили в противоречие с догматами ислама и современной им эпохой.

Саманиды проводили активную политику на северных рубежах, где достигли значительных успехов в борьбе с тюрками-карлуками. Своеобразное положение занимал Хорезм; здесь существовали сначала два полусамостоятельных владения, в 995 г. объединенные правителем Гурганджа.

Саманидский правитель носил титул эмира, подчеркивая тем самым формальную зависимость от халифа. Столица Саманидов, Бухара, стала одним из крупнейших городов мусульманского мира. В Хорасане главным городом был Нишапур, ставший центром области еще при Тахиридах. В этом городе сидел наместник всех владений Саманидов к югу от Амударьи, и Нишапур именно в Х в. надолго оттеснил на второй план прежний центр Хорасана - Мерв.

Государство Саманидов было для той поры централизованным объединением, вся власть в котором осуществлялась из Бухары. Большую роль играли вазиры, в Х в., как правило, принадлежавшие к двум знатным иранским дехканским фамилиям - Джайхани и Балами. Ряд представителей этих фамилий являлись крупными учеными, которым покровительствовали и саманидские эмиры.

Основателем Газневидского государства стал саманидский полководец Алп-Тегин, выходец из тюркской гулямской семьи, выступивший против Саманидов во второй половине X века.

ГАЗНЕВИДЫ

Период расцвета

Внутренняя политика государства Газневидов была направлена на укрепление центральной власти, увеличение государственной собственности на землю, упорядочение налогово-административного управления, организацию системы сыска. Основой внешней политики первых правителей Газневидского государства, опиравшихся на гвардию гулямов, а также отряды газиев, являлось ведение завоевательных походов.

Наибольшего могущества Газневидское государство достигло при Себук-Тегине (977-997) и Махмуде Газневи (998-1030). Во время правления Себук-Тегина в состав Газневидского государства вошла почти вся территория современного Афганистана и Пенджаба. Сын Себук-Тегина, Махмуд Газневи присоединил остаток Самандских земель. В результате 17 походов на Северную Индию, ему удалось подчинить Мултан несколько других государственных образований в этой области.

Таким образом, в период наибольшего расцвета в состав государства к 1030 году были включены территория современного Афганистана, ряд областей Ирана, часть Мавераннахра и Хорезм, северные и северо-западные провинции Индии. Государство получило возможность контроля торговых путей между Китаем и восточным Средиземноморьем.

Культура

В период расцвета Газневидского государства его правители поощряли развитие науки и культуры, в том числе персидской, несмотря на тюркское происхождение властной верхушки. При дворе в Газни и в других городах государства жили и творили выдающиеся учёные и поэты (Аль-Бируни, Утби, Абу-ль-Фазл Бейхаки, Гардизи, Фирдоуси и другие). Завоевательная политика Газневидов во многом способствовала проникновению ислама в Северную Индию. Возделывание заброшенных земель, сооружение и ремонт оросительных систем, строительство, а также поощрение ремесла и торговли были весьма ограничены.

Период упадка

Однако завоевательные походы в конечном счёте способствовали ослаблению мощи государства. Они сопровождались разорением целых областей, разрушением оросительных систем, ограблением населения и уводом в плен десятков тысяч рабов. После смерти Махмуда Газневи, государство Газневидов начало клониться к упадку. При Масуде I был потерян Хорезм. Караханидские правители Мавераннахра отторгли земли в верховьях Амударьи. После сражения при Данданакане (1040) с Сельджукидами в состав государства входила лишь часть территории Афганистана и Пенджаба.

Последний удар был нанесён Гуридами, которые в конце 1170-х годов вытеснили Газневидов в Северную Индию. Столицей Газневидского государства стал Лахор (территория современного Пакистана). После захвата Лахора Гуридами в 1186 году Газневидское государство прекратило своё существование.

18. Крестовые походы: их влияние на Восток. Фатимиды, Айюбиды и мамлюки в Египте.

Государство Фатимидов (909-1171) образовалось в Ифрикии (совр. Тунис) в результате победоносного восстания берберских племен против аббасидских наместников Аглабидов. Восстание это, в свою очередь, явилось результатом тайной пропаганды шиитско-исмаилитских эмиссаров с ее лозунгами справедливости и всеобщего равенства.

Пришедшая к власти арабская шиитская династия имамов-халифов возводила свое происхождение к Фатиме, дочери пророка Мухаммада, откуда и ее название. Однако основатель династии Убайдаллах (909-934) и его преемники не стремились к осуществлению провозглашенной ранее социальной программы и превратились в обычных феодальных правителей.

Имея конечной целью завоевание всего мира, Фатимиды к середине Х в. подчинили себе почти весь Магриб и Сицилию; в 969 г. ими был завоеван Египет, где их военачальник Джаухар в том же году основал новую столицу - Каир; позже в Каир прибыл халиф ал-Муизз (953-975) с гробами своих предков. Египет стал главной частью фатимидского государства. Начав вслед за этим завоевание Сирии, Фатимиды столкнулись там с бахрейнскими карматами и Византией, но смогли им противостоять. Власть Фатимидов в Сирии достигла наибольшей силы при халифе аз-Захире (1021-1036). Со времен халифа ал-Азиза (975-996) суверенитет Фатимидов был признан в священных городах Хиджаза - Мекке и Медине, а также в Йемене.

В фатимидском Египте, как и в других современных ему государствах Ближнего и Среднего Востока, издольная аренда (музараа) являлась типичной правовой формой мелкого наследственного крестьянского держания, а по существу - формой феодального землепользования. Представляет интерес то обстоятельство, что в арендных договорах этого периода встречается условие, согласно которому земледелец был обязан выращивать на арендованном участке определенные технические культуры, нужные для лица, сдающего землю (индиго, лен, сахарный тростник), в чем можно усматривать связь землевладения с рынком.

Феодальная собственность на землю в государстве Фатимидов выражалась прежде всего в присвоении собственником поземельного налога - хараджа. В случае откупа государственных земель откупщик (мутакаббил) вносил в казну обусловленную заранее сумму хараджа (рента-налог), тогда как сумма хараджа, которую он собирал с феллахов, была больше первой, что делало откуп государственных земель весьма выгодным.

Богатство и международный престиж фатимидского Египта привлекали сюда ремесленников из Сирии, Византии, Магриба и других стран.

Утверждение Фатимидов в Египте способствовало восстановлению древних торговых связей с Востоком через Красное море, прерванных в VI в. персо-византийскими войнами. Основной поток транзитных товаров был отвлечен от Персидского залива. Восстановлению красноморской торговли способствовали действия бахрейнских карматов, затруднявших плавание купцов по Персидскому заливу. Главной же причиной перемещения сферы действия египетского и магрибского купечества в области Индийского океана был постепенный переход торгового первенства в Средиземном море к европейским державам. Во внешней торговле, как то было характерно для всего средневекового Востока, принимала участие феодальная знать (члены правящей династии и сами фатимидские халифы, военачальники, наместники, судьи и др.).

Переломным моментом в истории государства Фатимидов было долгое правление халифа ал-Мустансира (1036-1094), при котором хозяйству страны был нанесен большой ущерб длительным голодом (с 1064 по 1072 г.), вызванным недостаточно высоким уровнем воды в Ниле и эпидемией чумы. Одновременно обострилась борьба между различными группировками военной знати. Сопротивление подчиненных народов и ослабление центральной власти вели к уменьшению государственной территории. С 1048 г. в Ифрикии утвердилась самостоятельная династия Зиридов, порвавшая с Фатимидами и признавшая авторитет Аббасидов. Фатимиды направили в Ифрикию воинственные племена бедуинов хилал и сулайм, опустошивших ее территории, но восстановить свою власть не смогли. С середины XI в. весь Магриб был подчинен суннитами Альморавидами, которых через столетие сменила другая арабская династия - Альмпхады. В Сирии местная династия Мирдасидов с помощью византийцев в 1023 г. овладела Халебом; власть фатимидского наместника Дамаска не была прочной из-за распрей в рядах его гарнизона и традиционно враждебной позиции горожан В последней четверти XI в. почти вся Сирия вошла в состав Сельджукского государства.

Территория халифата Фатимидов, по существу, ограничивалась одним Египтом, что создавало сложности в рекрутировании армии. В период возникновения государства его основной военной силой являлись берберы (племенной союз кутамитов), но вскоре появилось войско из рабов, преимущественно европейского происхождения, затем суданцев, тюрок, а в связи с армянской иммиграцией (как результатом сельджукского завоевания Армении) - наемников-армян. Непрерывные в Х в. войны между сербами, хорватами, булгарами и византийцами сопровождались захватем большого числа пленных, становившихся предметом торговли, в основном через посредство венецианских купцов. В это время значительно возрос приток рабов в фатимидский Египет. Эти рабы пополняли фатимидскую армию. Однако образование национальных государств в Восточной Европе привело к сокращению работорговли.

В XI в. реальная власть в государстве переходит от халифов к везирам из военных. В борьбе за нее участвует и исмаилитское духовенство, особенно активное при халифах ал-Мустали (1094-1101) и ал-Амира (1101-1130). К середине XII в. в результате расколов, вызванных борьбой за наследование халифата и имамата, египетские исмаилиты оказались разделенными на три фракции. К этому времени экономический упадок и анархия в стране достигли крайней степени. Малолетние халифы аз-Зафир (1149-1154) и ал-Фаиз (1154-1160) не имели и тени самостоятельности.

После смерти в 1174 г. сирийского атабека Hyp ад-дина Зенги Салах ад-дин под предлогом защиты прав малолетнего Махмуда Салиха, сына Hyp ад-дина, с небольшими силами вышел из Египта в Сирию и, не встретив сопротивления, в том же году овладел Дамаском и другими сирийскими территориями, исключая Халеб, который он подчинил позже, в 1182 г. В 1186 г. было завершено покорение Джазиры (северной части междуречья Тигра и Евфрата), где до того держались некоторые Зенгиды, а также тюрки Артукиды.

Объединив в одно целое остатки Фатимидского халифата и государства сирийских атабеков, Салах ад-дин противопоставил своим врагам единый большой султанат, оказавшись самым могущественным правителем в мусульманском мире. Еще в 1172 г. египетская армия начала продвижение вдоль побережья Северной Африки, увенчавшееся в 1187 г. взятием Кайруана. Это уменьшило опасность наступления с запада, а также дало возможность снабжения лесом, необходимым для строительства кораблей. В 1174 г. был подчинен Йемен, где с 1037 г. правила исмаилитская династия Сулайхидов, - важнейшая область на морском пути в Индию

После смерти Салах ад-дина государство превратилось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемых членами правящей династии Аййубидов, под суверенитетом аййубидского султана Каира. Различные ветви Аййубидов правили в Египте до 1252 г., в Дамаске и Халебе - до 1260 г., в Джазире - до 1245 г., в Химсе - с 1178 по 1262 г. (потомки Ширкуха), в Хаме - до 1341 г., в Йемене - до 1228 г. Как будет сказано далее, все попытки крестоносцев вернуть свои владения в Сирии, потерянные при Салах ад-дине, не имели успеха.

Утверждение Аййубидов сопровождалось отказом от шиизма в качестве официальной религии и восстановлением суннизма в его более развитой в сравнении с ранним исламом форме. К началу XII в. суннитский ислам развил сложную схоластическую систему - калам, включил в себя культы многочисленных святых; сформировалось сословие духовенства. Египет вернулся под духовную власть аббасидских халифов, и в 1174 г. аббасидский халиф ал-Мустади даровал Салах ад-дину титул султана и санкционировал его завоевания, послав ему грамоту инвеституры и почетные одежды.

В 1170 г. в Египте появились первые религиозные училища нового типа, медресе, где основой преподавания стала суннитская доктрина. В качестве учредителей выступали сам Салах ад-дин, его эмиры, богатые купцы, ученые, женщины знатных фамилий. Строительство медресе продолжалось и при преемниках Салах ад-дина.

Вторжение крестоносцев, происходившее под лозунгом священной войны с "неверными", как ни странно, не вызвало ответной волны религиозного энтузиазма в защиту ислама. Беглецы из Палестины, появившиеся в Багдаде после иерусалимской резни, рассказывали на официальном приеме о постигших мусульман бедах, слушатели горько плакали, но не предприняли никаких реальных шагов для борьбы с крестоносцами. Даже аббасидский халиф, положение которого, как духовного главы суннитского мира, обязывало отреагировать на унижение, причиненное мусульманскому миру, никак не отозвался на падение Иерусалима. Кое-где, конечно, появлялись проповедники, говорившие о необходимости священной войны, но эти призывы, раздававшиеся в узком кругу слушателей, не получили широкого резонанса в обществе. Борьба с крестоносцами на этом этапе с мусульманской стороны носила исключительно политический характер.

Апогеем успехов крестоносного движения стало взятие Сура в 1124 г., завершившее овладение всем Средиземноморским побережьем от Аскалона (все еще остававшегося в руках Фатимидов) до Малой Азии, но пора неизменных успехов миновала. С одной стороны, сказывалась значительная растянутость границ при небольшой глубине территории государств крестоносцев, которые приходилось защищать небольшими силами, с другой - мешало соперничество между владетелями этих государств, и, наконец, мусульманские военачальники выработали тактические приемы ведения боя с новым противником.

С конца 20-х годов XII в. инициатива переходит к сельджукам, после того как энергичный атабек Имададдин Занги объединил в своих руках полосу от Мосула до Халеба. В 1144 г. он изгнал крестоносцев из области к востоку от Евфрата и овладел Эдессой. После его гибели в 1146 г. борьбу с крестоносцами возглавил его сын Нураддин, получивший в наследство область Халеба.

Фатимидский Египет к XII в утратил былое могущество. Ослабленный борьбой за власть в ближайшем окружении малолетнего халифа ал-Адида, он представлял желанную добычу как для крестоносцев, так и для Нураддина. Повод для вмешательства дал в 1164 г. изгнанный соперниками фатимидский вазир Шавар, обратившийся за помощью к Нураддину. Заняв прежний пост, он решил избавиться от отряда курдского эмира Ширкуха, посланного Нураддином, с помощью крестоносцев. Они осадили его отряд в Билбайсе, но после жестокого поражения объединенной армии антиохийского князя Боэмунда III и графа Триполи Раймонда III, взятых в плен Нураддином вместе с рядом других знатных лиц под Харимом (в 30 км восточнее Антиохии), иерусалимский король почел за благо уйти из Египта в свои владения.

С падением Фатимидов против крестоносцев образовался единый фронт от Северной Сирии до Египта, что обусловило перелом в борьбе с ними, связанный главным образом с именем Салахаддина.

Однин изпоходов, нацеленный на завоевание Египта, закончился для крестоносцев плачевно. Они осадили в 1218 г. Димйат (в устье восточного рукава Нила), но смогли взять его только через полтора года, а когда в конце июля 1221 г. двинулись в глубь страны, то египтяне затопили местность и крестоносцам, утопающим в грязи и окруженным войсками султана ал-Камила, оставалось лишь думать о своем спасении.

Все же через несколько лет крестоносцам удалось овладеть Иерусалимом почти без боя, благодаря борьбе между правителями Сирии и Египта. В 1227 г. ал-Камил, опасаясь усиления своего брата, правившего Сирией, предложил германскому императору Фридриху II, направлявшемуся на завоевание Иерусалима, заключить союз и по договору 1229 г. уступил христианские святыни Иерусалима и дорогу к нему, ведущую от моря. Используя союз с крестоносцами друг против друга, внуки Салахаддина постепенно уступили им почти всю Палестину.

Ее судьба решилась разом и окончательно 17 октября 1244 г. в сражении под Газой, когда египетские войска с помощью хорезмийцев наголову разгромили объединенную армию сирийцев и крестоносцев. Для крестоносцев это сражение стало вторым Хиттаном: из 1100 орденских рыцарей спаслось от смерти и плена только 65. Иерусалим и вся Палестина, а с 1249 г. и дамасские владения вновь были присоединены к Египту.

Последним всплеском крестоносной идеи был поход Людовика IX на Египет (1248 г.), который свелся к захвату Димйата. Но и на этот раз он оказался роковым для крестоносцев: вся французская армия вместе с королем попала в плен. Людовик выкупился за огромную сумму и потратил немало средств и энергии, чтобы выкупить из плена свою армию. В 1265- 1268 гг. мамлюкский султан Бейбарс, отразив нашествие монголов на Сирию, легко уничтожил остатки Иерусалимского королевства и захватил Антиохию; жалкие остатки прежних владений крестоносцев сохранялись еще два десятка лет, не играя существенной роли в жизни Ближнего Востока. Последней пала в 1291 г. Акка.

Крестовые походы, имевшие большое значение для развития экономики и культуры Европы, особенно для подъема итальянских торговых городов, тяжело сказались на экономике Ближнего Востока, сильно подорвав производительные силы региона. Города Сирии и Палестины неоднократно подвергались ограблениям и разрушениям, многие окончательно захирели: Эдесса (Руха), Кайсария, Аскалон. В 1192 г. Салахаддин, опасаясь крестоносцев, выселил все население Тинниса, третьего по величине города Египта, и вырубил все деревья. В городе остался лишь гарнизон. В 1227 г. город был окончательно разрушен и навсегда прекратил существование. БОльшая часть приморских городов Палестины к концу XIII в. лежала в развалинах. В ходе многочисленных осад, требовавших большого количества строительного леса, были уничтожены многие леса. Торгово-ремесленное население Палестины и Ливана было переселено в Египет. Это привело к некоторому подъему производства в Египте при мамлюках, но навсегда прервало тысячелетнюю славу многих ремесленных центров Сирии и Палестины.

Пояснительная записка.

Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Цели и задачи: Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

Тип урока: изучение нового материала с использованием интерактивных методов.

Оборудование: карточки с заданиями,интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, проектор.

Ключевые понятия: бедуины, Ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане.

В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (параграф 8 Образование славянских государств). Блиц-опрос. Работа по карточкам

III. Основная часть урока.

Учитель открывает доску, на которой заранее написан план урока, знакомит с планом учащихся (Слайд 1).

План

2) Судьба пророка (c.а.с.)

3) Ислам и его распространение

4) Арабский халифат и его распад

Аравия (слайд 2).

Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. (Слайд 3) На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, (слайд 4) земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Слайд 5) Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. (Слайды 6, 7) Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. (Слайды 8, 9) В центре города находилась Кааба - черный камень в Мекке, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками. Однако, постепенно среди арабов распространилось и единобожие.

Беседа с учащимися:

(Слайды 10, 11, 12) Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов?

К началу 7 века в жизни кочевников - бедуинов начинают происходить изменения:

Выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными.

Появляется очень много бедняков

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1. Прекращение вражды племён между собой.

2. Борьба с внешними врагами.

3. Упадок торговли.

4. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Судьба Пророка.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда (с.а.с).

Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда (с.а.с).

Мухаммед (с.а.с) родился около 570 года в знатной купеческой семье. (Слайд 13) В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед (с.а.с) отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе - Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед (с.а.с) вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду (с.а.с) вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед (с.а.с) удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом (с.а.с), которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед (с.а.с) воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку (с.а.с.) вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. (Слайды 14, 15) Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл "посланником Бога" - его Пророком. Мухаммед (с.а.с) призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.

Как вы думаете, после кого? (Мусса, Иса)

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. (Слайд 16) В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда (с.а.с). Ясриб был переименован в Город Пророка - Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда (с.а.с) - мечеть. В 630 г. Мухаммед (с.а.с) покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).

(Слайд 17) Объединению арабских племен способствовала новая религия - Ислам. Переводится с арабского "предание себя Богу". (Слайд 18) Основы вероучения записаны в Священной книге Коран (в переводе значит "чтение"). (Слайд 19) Коран состоит из 114 глав, называемых суры. Это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана. Большинство мусульман почитает Сунну - собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения. Основное положение Ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед (с.а.с.) - пророк Его". Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных обязанностей:

Запись в тетради:

Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.

Намаз (пять раз в день)

Закят (пожертвование)

Пост в месяц Рамадан

Паломничество в Священный город Мекку (хадж)

Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. (Слайд 20) На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название "шариат" (в переводе "правильный путь").

Запись в тетради:

Шариат - совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.

Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение "истинной веры" среди неверных. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия, Палестина, Египет, завоевали огромное Иранское царство.

Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)

В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским.

(Слайд 21) В 711-714 гг. - арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. (Слайд 22)Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

(Слайд 23) Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. (Слайд 24) Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

Арабский халифат и его распад

Запись в тетради: 632 г. - год основания; 1258 г. - год распада.

(Слайд 25) После смерти Мухаммеда (с.а.с.) во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф - "заместитель пророка". Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата .

(Слайд 26) При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.

Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда (с.а.с). После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии - род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

Запись в тетради: 661-750гг. - Халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман - должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

(Слайд 27) В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов - потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

Запись в тетради: 750 год - воцарение династии Аббасидов.

Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники - эмиры - за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. (Слайды 28, 29) Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок "Тысяча и одна ночь". В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

Распад халифата

(Слайд 30) Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. (Слайд 31) В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

(Слайд 32) В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).

(Слайд 33) В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.

(Слайд 34) К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. (Слайд 35) В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед (с.а.с.) остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога - такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед (с.а.с.) - совершенный человек, и жизнь Его - наилучший пример для подражания.

(Слайд 36) Закрепление материала и выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 9, ответить на вопросы, повторить параграф 8.

Творческое задание: сравнить правление Мухаммеда (с.а.с) и Карла Великого.