Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Пиротехнические средства сигнализации на море. Тема: Визуальные сигнальные средства

Пиротехнические средства сигнализации на море. Тема: Визуальные сигнальные средства

Сигналов бедствия во многом, иногда в решающей степени, зависит от места их подачи. Даже самую мощную сигнальную ракету можно умудриться запустить в таком месте и в такое время, что сигналы бедствия никто и никогда не увидит. В первую очередь надо учитывать время суток и погодные условия.

Яркая звездочка в небе днем практически незаметна, в то время как ночью она обращает на себя внимание за много километров. Поэтому в светлое время суток лучше использовать дымовые сигналы бедствия, приберегая ракету для темноты. Точно так же может сгинуть без всякой пользы ракета, запущенная в случайно проплывающую над вашей головой тучу. Поэтому, если возможно, отложите подачу сигнала бедствия на несколько секунд, дождитесь прохода облачности или постарайтесь попасть в свободный от туч или тумана участок неба.

Для работы с фальшфейерами и дымовыми шашками следует выбирать возвышенные точки рельефа. При этом надо стараться, чтобы с подветренной стороны, куда и будет отнесен дым, располагалось открытое пространство — водоем, ледник, поляна. При подаче сигнала бедствия всякое пиротехническое средство следует держать в вытянутой руке, развернув соплом от себя. С подветренной стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся и огнебоящиеся предметы. Категорически недопустимо направлять сигнальные ракеты и патроны в сторону спасательных самолетов, вертолетов, судов.

При использовании сигнальных ракет следует учитывать направление и силу ветра, который может сильно сносить парашют с горящей под ним сигнальной звездочкой. Если вы хотите, чтобы сигнал горел над вашей головой, стреляйте немного навстречу ветру. Еще одна чисто ракетная ошибка заключается в недооценке силы ее отдачи. Особенно это касается больших парашютных ракет. Если недостаточно крепко удерживать гильзу ракеты, она при выстреле может, дернувшись вниз, выскользнуть из рук. В этом я однажды смог убедиться, давая световой (не аварийный) сигнал в зимней тайге. Замерзшие до состояния льда рукавицы не позволили с достаточной силой сжать пальцы, и по этой причине ракета выстрелила сразу в две стороны: звездочкой — в небо, гильзой — в землю.

Только чудом пошедший не по своей траектории световой заряд не спалил мне волосы. А могло быть и хуже, гораздо хуже. Например, во время рок-концерта на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге неожиданно выпущенная в толпе ракета, попав в висок, наповал убила стоящего поблизости зрителя. Именно поэтому ракету следует брать только голой рукой, предварительно насухо вытерев ладонь и пальцы. И еще один очень важный совет. Большинство пиротехнических средств обладает разовым действием, то есть, подав сигнал один раз, повторить его невозможно. Поэтому подавать сигнал надо с максимально близкого расстояния и только когда есть уверенность, что его заметят. Например, когда вы видите спасательный самолет или судно или отчетливо слышите нарастающий шум работающих моторов.

С другой стороны, при наличии запаса одноразовых пиротехнических средств, при приближении еще невидимого спасательного самолета или вертолета ракеты лучше не экономить. Тут скаредность может сослужить плохую службу. Ведущий поиск самолет — не городской трамвай, который по нескольку раз на дню проходит один и тот же маршрут. Поисковый самолет далеко не всегда возвращается в место, которое уже облетел. Поэтому давать сигналы бедствия (еще раз повторю: если вы не испытываете нужды в пиротехнике!) лучше до того, как его можно будет обнаружить визуально.

Давать в сторону звука, по возможности просчитав по его нарастанию либо затиханию направление полета. Ракета, пробив низкие облака, может быть замечена пилотами, в то время как вы этот самолет так и не увидите. Если необходимость в подаче сигнала отпала, запальный шнур с кольцом надо осторожно уложить в предназначенное для ракеты гнездо и завинтить защитный колпачок. Во время движения сигнальные средства необходимо хранить в защищенном от ударов и атмосферных осадков и в то же время легкодоступном месте. А во время привалов держать подальше от огня. Многие пиротехнические средства боятся нагрева, интенсивного трения и ударов, от которых они могут выйти из строя или даже взорваться.

Кроме прямого назначения, почти все пиротехнические сигнальные средства могут с успехом использоваться для отпугивания хищных — белых и бурых медведей, волков, шакалов и пр.

Бытовые средства для подачи сигналов бедствия.

Хоть и с натяжкой, но простейшим пиротехническим сигнальным средством можно считать аэрозольные баллончики. Любые — от лака для волос и прочих косметических до репеллентов. Струя аэрозоля, выпускаемая из баллончика, если пропустить ее через пламя спички или , вспыхивает ярким, длиной в несколько десятков сантиметров, факелом, различимым с воздуха на несколько километров. Выпускать аэрозоль следует короткими, не более 1 — 2 секунды, нажатиями с 2 — 5 секундными паузами. При более длительном горении аэрозольной струи баллончик может взорваться в руках.

При необходимости подачи длительного сигнала баллончик следует вкопать в землю, уложить на пусковую кнопку плоский камень или оттянуть его пропущенной через днище резинкой, поставить на пути струи небольшой факел и отойти на несколько метров в сторону. А если вспомнить детские проказы, можно из серных головок спичек, магния, церия и прочего. изготовлять различные «бомбочки», хлопушки, «бенгальские огни» и подобные самодельные, сомнительного свойства, но все-таки пиротехнические светозвуковые сигнальные средства. Их изготовление и применение сопряжены с определенным риском, поэтому конкретную рецептуру я здесь не привожу. Кто увлекался подобной химией раньше, я думаю, сможет использовать детские навыки уже не для развлечения, а для дела.

Морские международные сигналы бедствия.

— Выпуск клубов дыма оранжевого цвета.
— Пламя на судне, например от горящей смоляной бочки.
— Ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени.
— Красная парашютная ракета либо фальшфейер красного цвета.
— Флажковый сигнал NC (НЦ) по Международному своду сигналов.
— Сигнал, состоящий из квадратного флага с шаром над ним или под ним.
— Медленное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны.
— Пушечные выстрелы, или взрывы, производимые с промежутками около одной минуты, или непрерывный звук, производимый любыми аппаратами для подачи туманных сигналов.
— Сигнал бедствия SOS, передаваемый по радиотелеграфу или с помощью другой сигнальной системы, либо слово «мэйдэй», произносимое по радиотелефону.

Все эти сигналы имеют одно-единственное, известное морякам всего мира значение — «Терплю бедствие, нуждаюсь в помощи».

Дымовые и цветовые сигналы бедствия в аварийной ситуации.

К ним можно отнести (кроме дневного сигнала ) различные дымовые шашки и петарды, чаще всего используемые в море. Такие шашки срабатывают после выдергивания запального шнура и горят, испуская оранжевый дым, от 1 минуты (ручная шашка) до 4 минут (плавучая шашка). Используемая на флотах дымовая плавучая шашка имеет длину 253 мм, диаметр 80 мм и вес 820 г. Расчетная дальность видимости дымового сигнала, длящегося 3 минуты — одна морская миля. Шашка приводится в действие выдергиванием запального шнура.

Существуют и другие разновидности дымовых шашек. Вплоть до таких, с которыми одному человеку просто не справиться. Например, большая дымовая сигнальная шашка имеет длину 74 см, диаметр 21 см и вес 32 кг. Горит эта гигантская «дымовуха» 8 минут, а сигнал ее виден за 20 км. Кроме цвето-дымовых сигналов бедствия, существуют специальные красители, которые, растворяясь в воде, создают большое, цветовое, издалека заметное пятно. К таким относится, например, уранин, предназначенный для использования в море или на обширных пресноводных водоемах.

При контакте с водой уранин расплывается по поверхности, образуя огромное пятно интенсивного зелено-изумрудного цвета (если попал в холодную воду) или оранжевого цвета (если оказался в теплой воде). Краситель остается заметным около 4 — 6 часов на спокойной воде и лишь 2 — 3 часа — при волнении. В какой-то степени цветовыми сигналами бедствия могут служить различные оранжевые полотнища, тенты спасательных плотов и шлюпок, одежда и палатки ярко-красных расцветок.

По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях».
Ильин А.

Классификация средств сигнализации. На судах морского флота сигнальную службу несут вахтенный помощник капитана и вахтенный матрос.

Все морские суда оборудованы средствами внутренней и внешней сигнализации в точном соответствии с Правилами Регистра СССР и Табелем снабжения судов морского флота. Исправное состояние, постоянная готовность судовых сигнальных средств и правильная организация сигнальной службы - необходимые условия успешного и безаварийного плавания.

Внутренняя сигнализация (авральная, пожарная, трюмная, температурная, служебная) играет важную роль в обеспечении безопасности судна, груза и людей на борту. Авральная сигнализация оповещает об объявленном общесудовом аврале; пожарная - о месте пожара; трюмная и температурная - об изменениях температуры или появлении воды в трюмах; служебная позволяет быстро оповестить любого члена экипажа или вызвать его в назначенное место.

Средства внешней сигнализации подразделяются на зрительные (оптические), звуковые (акустические) и радиотехнические.

Зрительными средствами связи являются:

Флажные - Международный свод сигналов (МСС);

Семафорные - ручная и механическая (крылья семафора); сигнальные фигуры - шары, конусы, цилиндры, Т-образные знаки и полосы и др.;

Световые - отличительные огни, прожекторы, проблесковые лампы, ракеты, фальшфейеры и др.

Звуковыми средствами связи являются: колокола, гонги, свистки, сирены, воздушные тифоны.

Радиотехническими средствами связи являются судовые радиотелеграфные и радиотелефонные станции.

Флажная сигнализация располагает 40 флагами, из них 26 - буквенных, четырехугольной формы; 10 - цифровых, треугольных; 3 - треугольных, заменяющих любой из S6 основных флагов в случае их повторения в одном и том же сигнале. Последний (40-й) флаг - вымпел свода - служит для оповещения о том, что переговоры ведутся по Международному своду сигналов (МСС).

Международный свод сигналов (1965 г.) предназначен для поддержания связи в обстановке, вызванной необходимостью обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. Свод удобен для осуществления сигналопроизводства всеми средствами связи, включая радиотелефон и радиотелеграф, что позволяет отказаться от отдельного радиотелеграфного кода. Каждый сигнал МСС имеет завершенное смысловое значение, что исключает необходимость составления сигналов по словам.

Сигналы, используемые в Международном своде сигналов, состоят из:

Однобуквенных сигналов, предназначенных для очень срочных, важных или часто употребляемых сообщений (табл. 11);

Двухбуквенных сигналов, составляющих общий раздел: бедствие - авария, несчастные случаи - повреждения, средства навигационного оборудования - навигация - гидрография, маневрирование, разное (груз, балласт, экипаж, люди, рыбный промысел, лоцман, порт, гавань), метеорология - погода, связь, международные санитарные правила, таблицы дополнений;

Таблица 11


трехбуквенных сигналов, составляющих медицинский раздел и начинающихся с буквы М.

Материал в Своде сведен в группы в соответствии с тематикой и для удобства разбора сигналов расположен в алфавитном порядке сигнальных сочетаний, которые помещены с левой стороны страниц перед значениями сигналов. Для облегчения набора сигналов некоторые из них повторяются в различных тематических группах. Сигналы для передачи сообщений наблюдают с помощью слов-определителей, отображающих основную тему подготавливаемого сообщения. Алфавитный указатель слов-определителей помещен в конце Свода.

Семафорная сигнализация (ручная, механическая, семафорными полотнищами) позволяет вести переговоры по МСС или при помощи специальной семафорной азбуки. При ведении переговоров по специальной семафорной азбуке различному положению рук по отношению к туловищу сигнальщика или различному положению крыльев механического семафора по отношению к вертикальному основанию соответствуют буквенные значения.

Сигнальные фигуры имеют свои преимущества: они видны на значительном расстоянии, не зависят от направления ветра, хорошо различимы при заходе и восходе солнца.

Сигнальные фигуры в дневное время заменяют сигнально-отличительные огни, а также служат для переговоров с судами и береговыми станциями.

На побережьях морей и океанов расположены многочисленные береговые сигнальные станции, которые следят за движением судов, передаваемыми сигналами, за погодой, предупреждая суда о грозящей опасности. Каждому сигналу (сочетанию из флагов, конусов, цилиндров, шаров) присвоен свой номер, при помощи которого в таблицах Международной системы сигналов можно найти его смысловое значение.

Судоводители обязаны хорошо знать смысловое значение береговых сигналов, огней и фигур.

Световая сигнализация ведется при помощи клотиковых проблесковых огней, проблесковых ламп, фонарей, прожекторов, гелиографов и призм. Передача ведется короткими (точка) и длинными (тире) проблесками по азбуке Морзе.

Звуковые средства связи. Для ведения переговоров при помощи звуковых сигналов принята такая же азбука Морзе, как и для световой. Производить звуковые сигналы можно любым звуковым средством, включая судовой гудок или сирену.

Звуковые сигналы могут иметь местное или международное значение.

Пиротехнические средства сигнализации (фальшфейеры, ракеты, гранаты) на морских судах используются в качестве световых, звуковых или взрывных сигналов. Их применяют как в темное, так и в светлое время суток, но обязательно при хорошей видимости. В светлое время суток используют только ракеты, дающие цветные огни или звезды.

Радиотехнические средства связи. Минимум обязательного радиооборудования для каждого судна в зависимости от района плавания и назначения определяется Правилами Регистра СССР.

Световые пиротехнические средства сигнализации используют для подачи сигналов бедствия и для привлечения внимания. К ним относятся сигнальные ракеты, фальшфейеры, самозажигающиеся огни и автоматически действующие дымовые шашки для спасательных кругов, а также плавучие дымовые шашки.

Пиротехнические сигнальные средства должны быть влагостойкими, безопасными в обращении и хранении, действовать в любых морских гидрометеорологических условиях и сохранять свои свойства в течение минимум 3-х лет. Они должны гаснуть при снижении на высоте не менее 50м от поверхности моря.

По Правилам Регистра РФ пиротехнические средства 1 раз в 2 года подвергаются периодическому свидетельствованию путём наружного осмотра. Пиротехнические средства пассажирских судов подвергаются освидетельствованию ежегодно.

Маркировку пиротехнических средств осуществляют несмываемой краской. Маркировка включает в себя дату выпуска, срок на само пиротехническое средство, так и на его упаковку.

Звуковая ракета , или граната , взрываясь на высоте, имитирует пушечный выстрел. В трубке ракеты под воспламенительным устройством расположен взрывной патрон в алюминиевой оболочке, состоящих из 2-х зарядов. Верхний из них выбрасывается из корпуса ракеты нижним. Звуковую ракету запускают из пусковых стаканов, укреплённых на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. Сняв колпачок с хвостовой части ракеты, пропускают шнур с кольцом по пазу в боковой части стакана к его донному отверстию и выдёргивают сильным рывком.

Географические координаты. Разность широт и разность долгот

Географическая широта – это угол при центре Земли, угол между плоскостью экватора и отвесной линии, проведённой через точку наблюдателя

Измеряется широта от экватора до параллели данной точки от 0 до 90 градусов

Географическая долгота – двугранный угол между плоскостью Гринвинческого меридиана и плоскостью меридиана наблюдателя

Измеряется от данной точки от 0 до 180 градусов

РШ= Фи2 – Фи1

РД= лямба2 – лямда1

Если фиN , то знак + если фи S , то знак –

Если лямбда E , то знак + если ляда W, то знак –

РШ и РД не должна превышать 180 градусов

Ширата2=ширата1+ РШ; Долгота2= долгота1+ РД

Использование этих формул обеспечивает вычисление поправок РШ и РД с погрешностями, не превышающих единиц метров, что удовлетворяет требованиям к точности решения навигационных карт.

Изменение осадки при изменении солёности воды

При переходе судна из одного водного бассейна в другой изменяется соленость (плотность) забортной воды. При плавании в воде плотностью ρ и ρ 1 водоизмещение судна соответственно будет: D = ρ×V и D = ρ 1 ×V 1 ,где V - объемное водоизмещение судна до перехода в воду другой плотности; V 1 - объемное водоизмещение судна после перехода. Приравнивая правые части равенств, получим: ρ×V = ρ 1 ×V 1 или V/V 1 = ρ 1 /ρ.

Объемное водоизмещение можно выразить через главные размерения L, В, Т и коэффициент общей полноты (δ- отношение водоизмещения к объёму описанного параллелепипеда): V = δ×L×B×T и V 1 = δ 1 ×L 1 ×B 1 ×T 1

При малых изменениях объемного водоизмещения, то есть при изменении солености воды, длина, ширина и коэффициент общей полноты практически не изменяются. В этом случае изменение водоизмещения происходит за счет изменения осадки. Таким образом: ρ×T = ρ1×T1или T/T 1 = ρ 1 /ρ . Следовательно, при переходе судна из воды одной солености в воду другой солености осадка его изменяется примерно обратно пропорционально плотности воды.

Изменение объемного водоизмещения определяется с помощью выражения:

ΔV = V 1 - V = D/ ρ 1 - D/ ρ = D(ρ - ρ 1)/(ρ×ρ 1) или ΔV = V×(ρ - ρ1)/ρ1 .

Но V = S×ΔT. Тогда: S×ΔТ = V×(ρ - ρ 1)/ρ 1 => ΔТ = V/S × (ρ - ρ 1)/ρ 1 или

ΔТ = D/(S×ρ) × (ρ - ρ 1)/ρ 1

При переходе судна из пресной воды (ρ = 1,0 т/м 3) в морскую (ρ = 1,025 т/м 3) судно всплывет, т.е. осадка судна уменьшится. При переходе судна из морской воды в пресную изменение осадки будет положительным, судно погрузится в воду, т.е. его осадка увеличится.

Задачи визуального наблюдения на судне и форма доклада обнаруженной цели вперёдсмотрящим

Ведение непрерывного визуального и слухового наблюдения является важнейшей задачей навигационной ходовой вахты.

Главное требование к организации наблюдения: оно должно быть непрерывным во времени и пространстве. Должно вестись постоянно наблюдение за всей обстановкой вокруг судна (включая не только водную поверхность, но и наблюдение за береговыми и воздушными объектами и даже небесными телами). Например, известны случаи, когда движение судна неверным курсом, из-за ошибки компаса, обнаруживалось по “неправильному” расположению созвездий. Наблюдение является настолько важной задачей, что ПДМНВ 78/95 запрещает возлагать на наблюдателя любые обязанности, которые могут препятствовать наблюдению или затруднить его.

Специально оговаривается, что у рулевого и впередсмотрящего – разные обязанности и рулевой не может считаться наблюдателем. Исключение делается для маленьких судов, на которых с места нахождения рулевого обеспечивается круговой беспрепятственный обзор.

В зависимости от ситуации наблюдение на судне ведут:

· вахтенный помощник капитана (вахтенный офицер);

· дополнительно один из судоводителей, находящийся на мостике для усиления ходовой навигационной вахты (чаще всего капитан (КМ) или старший помощник капитана (СПКМ));

· вахтенный матрос наблюдатель (впередсмотрящий);

· члены экипажа, расписанные в качестве наблюдателей по тревоге.

Вахтенный помощник может быть единственным наблюдателем в дневное время, если ситуация, несомненно, безопасна и состояние погоды, видимости, плотности движения и навигационные условия позволяют это. В этом случае вахтенный матрос может быть отпущен с мостика для выполнения каких-либо других работ или обязанностей при условии, что он будет в немедленной готовности прибыть на мостик. Вызов вахтенного матроса на мостик осуществляется либо по имеющейся у него носимой УКВ-радиостанции, либо подачей одного короткого звонка колоколами громкого боя, предназначенного для подачи тревоги. Услышав такой сигнал, вахтенный матрос должен немедленно прибыть на мостик.

Поскольку наблюдение – это вахта , то заступление на вахту впередсмотрящим, несение вахты и ее сдача должны осуществляться в соответствии со всеми требованиями, предъявляемые к ходовой вахте:

· при заступление на вахту следует испросить разрешение у вахтенного помощника капитана на смену впередсмотрящего, принять от него обстановку (где и что видно, какой был последний доклад, какие были особые инструкции и распоряжения), доложить о заступлении на вахту;

· бдительно нести вахту, непрерывно находясь на посту и проявляя повышенное внимание;

· при появлении сменщика получить разрешения на сдачу вахты, передать ему сведения об окружающей обстановке, последнем докладе, особых инструкциях и распоряжениях, доложить о сдаче вахты, получить разрешение покинуть пост.

Задачи наблюдения.

Согласно ПДМНВ 78/95 надлежащим наблюдением является такое, которое позволяет:

· полностью оценивать ситуацию и риск столкновения, посадки на мель, других навигационных опасностей;

· обнаруживать суда, самолеты или людей, терпящих бедствие, остатки и следы кораблекрушений.

Следует помнить, что в наблюдении нет мелочей. Не опознаваемый первоначальный мелкий плавающий предмет может оказаться поплавком, отмечающим сеть, плавающей миной или головой человека, для которого возможность быть замеченным судовым наблюдателем – единственный шанс спастись.

Для надлежащего выполнения этих задач наблюдения нужно уметь:

· своевременно обнаруживать объекты;

· быстро их опознавать;

· определять глазомерно направления и расстояния;

· контролировать перемещения наблюдаемых объектов.

Формы докладов

К докладу впередсмотрящего предъявляются три главных требования: своевременность, точность и достоверность.

Сразу же после обнаружения объекта должен последовать первый доклад, даже если еще не удалось объект идентифицировать. Не надо ждать дальнейшего сближения для опознания объекта. Лучше своевременно доложить, используя слова “неизвестный предмет”, “непонятный звук”, а в последующих докладах уточнить характеристики объекта.

Доклад должен быть максимально точный как в характеристиках объекта, так и в направлении и дистанции до него. Надо постоянно тренироваться в глазомерном определении направлений и дистанций, особенно в условиях мостика, где есть возможность уточнения позиций целей по радиолокатору.

Доклад должен быть достоверным. Никогда не надо что-то додумывать от себя или что-то предполагать. Главный принцип доклада: ”Что вижу(слышу), то и докладываю”.

Как правило, вахтенный помощник (ВПКМ) докладывает капитану (КМ) об обнаруженных объектах в следующей последовательности: что, где, как. Например: “Рыболовное судно справа 30, дистанция 5 миль, пеленг меняется на нос”.

Однако впередсмотрящий чаще докладывает ВПКМ в другой последовательности: направление, что, дистанция. В качестве направления указывается:

· курсовой угол от 0 до 180 градусов (округляя до 5 – 10 градусов);

· приблизительное направление с использованием слов: на траверзе, впереди траверза, сзади траверза, по носу, по корме.

Если обнаружен летящий объект, то дополнительно докладывается угол места от 0 до 90 градусов (от горизонта вверх).

В качестве характеристики объекта указывается наиболее характерная или наиболее важная для мореплавания его черта.

Дистанция докладывается в кабельтовых и определяется глазомерно.

Ниже приведены примеры типовых докладов.

“Справа 20 белый постоянный огонь”.

“Слева 45 два белых постоянных огня в растворе влево”.

“Слева 50 красный проблесковый огонь, дистанция 5 кабельтовых”.

“Справа впереди траверза слышу четыре удара в колокол”.

“Прямо по курсу силуэт судна”.

“Прямо по курсу что-то темнеет”.

“Справа на траверзе, угол места 5, вертолет”.

“Слева 5 плавающий предмет”.

Морской сайт Россия нет 14 ноября 2016 Создано: 14 ноября 2016 Обновлено: 14 ноября 2016 Просмотров: 11890

Судовые средства связи и сигнализации классифицируют по двум основным признакам: по назначению и характеру сигналов. По назначению средства связи подразделяют на средства внешней и внутренней связи.

Средства внешней связи служат для обеспечения безопасности мореплавания, связи с другими судами, береговыми постами и станциями, обозначения рода деятельности судна, его состояния и т. д.

К средствам внешней связи судна относятся:

радиосвязь;

звуковые;

зрительные;

аварийное радиооборудование;

пиротехнические.

Средства внутренней связи и сигнализации предназначены для обеспечения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также надежной связи между мостиком и всеми постами и службами.
К этим средствам относятся судовая автоматическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи,машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ-радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повышении температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях.

Важнейшей частью морской сигнализации являются огни, знаки, световые и звуковые сигналы,предусмотренные МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь,для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон, колокол, туманный горн и гонг.

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки.

При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор, который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные. К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни.

Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести,фанеры, проволоки и парусины.

Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.

На судах морского флота используется Международный свод сигналов (МСС-65), комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих и ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах и хранятся в рубке в специальных ящика-сотах.

, который был принят ИМКО в 1965 г. и введен в действие с 1.04. 1969 г., предназначен для связи различными способами и средствами, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. При составлении международного свода учитывалось, что при отсутствии языковых трудностей применение систем морской радиосвязи обеспечивает более простую и эффективную связь.

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-,двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

1. Правила пользования при всех видах связи.

2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.

3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.

4. Медицинский раздел.

5. Алфавитные указатели слов-определителей.

6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спасательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Каждый сигнал Международного свода имеет завершенное смысловое значение. С целью расширения значения основного сигнала с некоторыми из них используются цифровые дополнения.

Общие правила

1. Одновременно следует поднимать только один флажный сигнал.

2. Каждый сигнал или группу сигналов следует оставлять поднятыми до появления ответа принимающей станции.

3. Когда на одном и том же фале поднимается более одной группы сигналов, то каждую из них следует отделять от другой разделительным фалом.

Позывной вызываемой станции следует поднимать одновременно с сигналом на отдельном фале. Если позывной не поднят, то это означает, что сигнал адресуется ко всем станциям, расположенным в пределах видимости сигналов.

Все станции, которым адресуются сигналы или которые указываются в сигналах, как только они их увидят, должны поднять ответный вымпел до половины, а сразу же после разбора сигнала - до места; ответный вымпел следует приспустить до половины, как только передающая станция спустит сигнал, и вновь поднять до места после разбора следующего сигнала.

Окончание обмена сигналами

После спуска последнего флажного сигнала передающая станция должна поднять ответный вымпел, указывающий на то, что этот сигнал последний. Принимающей станции следует на это отвечать так же, как и на все другие сигналы.

Действия, когда сигнал не понят

Если принимающая станция не может различить сигнал, передаваемый для нее, то она должна держать ответный вымпел поднятым до половины. Если сигнал различим, но смысл его не понятен, то принимающая станция может поднять следующие сигналы:

Заменяющие вымпелы используются тогда, когда в сигнале необходимо использовать один и тот же флаг (или цифровой вымпел) несколько раз, а имеется только один комплект флагов.

Первый заменяющий вымпел всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг того вида флагов (разделение по виду делается на буквенные и цифровые),который предшествует заменяющему. Второй заменяющий всегда повторяет второй, а третий заменяющий − третий сверху сигнальный флаг того вида флагов, который предшествует заменяющему.

Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе.

Ответный вымпел, когда он используется в качестве знака десятичной дроби,не следует принимать во внимание при определении, какой заменяющий нужно использовать.

Двухбуквенные сигналы составляют общий раздел свода и служат для переговоров, связанных с безопасностью мореплавания. Например, требуется запросить "Какая ваша осадка кормой?». Слово "осадка" в данном случае будет словом-определителем. На букву "о" находим слово "осадка". На странице, указанной рядом с этим словом, находим, что данному тексту соответствует сигнал NT. Этот сигнал соответствует запросу "Какая ваша осадка?". Ниже этого сигнала следуют сигналы NT с цифровыми дополнениями от 1 до 9. Из этих сигналов выбираем NT9, который и соответствует необходимому запросу.

Для удобства разбора сигналы в Международном своде расположены в алфавитном порядке, и первые буквы их обозначены на боковых клапанах. Например, для разбора сигнала CZ необходимо открыть книгу на клапане буквы "С", затем найти вторую букву "Z" и прочитать значение сигнала "Вы должны стать бортом под ветер для приема шлюпки или плота ".

Трехбуквенные сигналы служат для передачи медицинских сообщений. В качестве цифровых дополнений к сигналам используются таблицы дополнений медицинского раздела, в которых двузначными цифрами кодируются части тела (таблица M l), список общих болезней (таблицы М 2.1, М 2.2), список медикаментов (таблица М З).

Названия судов или географических мест в тексте флажного сигнала следует передавать по буквам. Если необходимо, то предварительно может быть поднят сигнал YZ (Следующие слова передаются открытым текстом).

Особые виды сигналопроизводства

Особые виды сигналопроизводства

Государственный флаг Российской Федерации

Поднятый на судне в установленном порядке Государственный флаг РФ указывает на принадлежность судна Российской Федерации.
Государственный флаг РФ поднимается только на судах, имеющих свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ в соответствии с Кодексом торгового мореплавания. День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно.

Государственный флаг РФ поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке. Малым и буксирным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.
Государственный флаг РФ на ходу и на стоянках поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца. За полярным кругом зимой Государственный флаг РФ ежедневно должен подниматься в 8 часов и находиться в таком положении в пределах времени его видимости, а в летнее время - с 8 до 20 часов.
Государственный флаг РФ поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца при входе судна в порт и выходе из него.

Подъем и спуск Государственного флага РФ и других флагов производится по приказанию вахтенного помощника капитана.

Флаги иностранных государств. Флаги указывают на принадлежность судна соответствующему государству.

На российских судах во время стоянки в иностранном порту, а также при следовании под проводкой лоцмана внутренними водными путями, каналами и подходными фарватерами, одновременно с Государственным флагом РФ, поднятым на кормовом флагштоке, на носовой (сигнальной) мачте должен подниматься флаг страны порта.

В дни общероссийских и местных праздников во время стоянки в портах суда России расцвечиваются флагами Международного свода сигналов, которые разносятся от форштевня через топы мачт к гакаборту.

При расцвечивании флагами сочетание их цветов должно производиться в перемежающемся порядке.

Для расцвечивания не должны употребляться:

государственные и военно-морские флаги Российской Федерации;

кормовые флаги вспомогательных и гидрографических судов;

флаги должностных лиц;

иностранные национальные и военные флаги и флаги иностранных должностных лиц;

флаг Красного Креста и Красного Полумесяца.

Подъем и спуск флагов расцвечивания производятся одновременно с подъемом и спуском Государственного флага.

Флаги должностных лиц. Высшие должностные лица Российской Федерации имеют свои флаги (вымпелы).

Флаги должностных лиц поднимаются на судах, где эти лица имеют официальное местопребывание.

Поднимают и спускают флаги (вымпелы) с разрешения лиц, которым они присвоены в момент вступления этого должностного лица на борт судна.

Позывные судна. Каждому судну присваивается свой позывной в виде букв или цифр. По позывному можно однозначно идентифицировать государственную принадлежность, вид, название судна и его основные характеристики.

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства: ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, буйки светящие и светодымящие для указания места спасательного круга на воде в темноте.

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хранении, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохраняют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепроницаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в переборки помещений ходового мостика, с дверцей на открытую палубу.

Ящики и шкафы всегда закрыты на замок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) помощника капитана, другой – в штурманской рубке.
Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уложенные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их рекомендуется убирать в надежное хранилище под замок.

красного или зеленого цвета предназначены для сигнализации во время проведения спасательной операции.

красного цвета выбрасывает на высоте 300 – 400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300 – 400 метров, время горения – 45 секунд.


– это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 минуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.


предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты.


используют для подачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную коробку, внутри которой находится воспламенительное устройство и смесь, образующая густой оранжевый дым. Время выделения дыма – 5 минут, дальность видимости – до 5 миль.

Буйки светодымящиеся крепятся к спасательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика.

Основное назначение спасательных кругов со светодымящимися буйками – обозначение места падения человека за борт.

Сигналы бедствия

Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):

1. пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;

2. непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

3. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

4. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы,состоящей из сочетания звуков...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;

5. сигнал, передаваемый по радиотелефону,состоящий из произносимого вслух слова "МЭЙДЭЙ";

6. сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;

7. сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар;

8. пламя на судне;

9. красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

10. дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;

11. медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;

12. радиотелеграфный сигнал тревоги;

13. радиотелефонный сигнал тревоги;

14. сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;

15. установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи, включая сигналы радиолокационных маяков-ответчиков на спасательных шлюпках и плотах;

16. полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);

17. цветное пятно на воде.