Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Можно ли сделать свое лицо красивым? Психология жестов - наука о чтении мыслей и чувств.

Можно ли сделать свое лицо красивым? Психология жестов - наука о чтении мыслей и чувств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Мимика и её разновидности

Введение

1. Развитие мимики

2. Типы мимики

3. Параметры анализа

3.1 Типичные выражения лица

5. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью

Введение

Мимика (греч. мймйчпж -- подражатель) -- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека -- радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п. Также животные при биокоммуникации, например приматы, часто используют мимику для выражения некоторых чувств.

Мимика -- один из вспомогательных способов общения людей. Сопровождая речь, она способствует её выразительности.

1. Развитие мимики

С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. Искусство чтения лица особенно было развито в Японии и Китае в Эпоху средневековья. В этих странах писались огромные трактаты по физиогномике, создавались школы, где она терпеливо и тщательно изучалась. В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя, из накопленного материала физиономисты пытались определить характер и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.

2. Типы мимики

Различают:

· непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

· произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).

3. Параметры анализа

Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. «Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Обычно мимику анализируют:

· по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;

· на основе ее физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия -- асимметрия, динамика, амплитуда);

· в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определенной культуре, выражения принятые в социальной группе, индивидуальный стиль выражения);

· в феноменологическом плане («топография мимического поля»): фрагментарный, дифференциальный и целостный анализ мимики;

· в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.

Можно также осуществлять анализ мимики, исходя из тех впечатлений-эталонов, которые формируются в процессе восприятия человеком мимических картин, окружающих людей. Актуальные образы-эталоны включают признаки, которые не только характеризуют модель, но являются достаточными для ее опознания».

3.1 Типичные выражения лица

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

Радость: грубы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

Интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

Счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

Удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

Отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек, словно подавился или сплевывает;

П резрение , бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

Страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции ); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;

Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

Стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

Скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

4. Национальные особенности невербального этикета общения иностранцев

Интересно знать о значении жестов иностранцев, с которыми приходится общаться, национальные особенности зарубежных жестов и мимики.

Прекрасно зная язык, мы рискуем все же не понять своего зарубежного собеседника, если не знакомы с принятыми в его стране правилами поведения, символикой общения.

Так, например, если мы стучим или звоним у двери, в которую собираемся войти, то конголезцы не позволяют себе этого, они голосом изображают звук: «кокорроко».

Чтобы сказать «нет», турки не поводят головой от плеча к плечу, а поднимая голову, щелкают при этом языком. При решительном отрицании у арабов позволительно, укусив ноготь большого пальца, отбросить руку вперед. А малайские негры просто опускают глаза (мы бы приняли этот жест за согласие).

Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец на нос.

Если американец сделает рукой жест «уходи отсюда», то в ресторане Буэнос-Айреса к нему тотчас подойдет официант: именно таким жестом обычно подзывают в его стране. А собравшись подозвать кого-нибудь жестом в Европе, американец не дождется его, так как для большинства европейцев этот жест означает «до свидания».

Дли нас останется непонятным жест англичанина, закрывающего руками глаза, рот и уши (что означает: «Я ничего не знаю»). Но мало где поймут русского, который вместо того чтобы сказать слово «деньги», потирает большой палец о средний и указательный.

Движение пальца из стороны в сторону в США и Италии означает легкое осуждения или угрозу; в Голландии отказ.

В Англии женщина на улице, как правило, первой приветствует мужчину. Это означает, что ей хотят предоставить право -- и именно в Англии это является нормой вежливости -- решать, желает ли она лично подтвердить свое знакомство с данным мужчиной или нет.

Выражая приветливость, индонезиец сутулится, почти непрерывно кивая головой. Европейцу в этом видится самоуничижение.

Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец ударит себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча себе по лбу и при этом, вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает ее слегка сумасшедшей.

Если поднимают вместо большого средний палец, то это имеет оскорбительное значение «сядь на это». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1». В Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.

Сцепленные указательные пальцы у араба, говорят о том, что он предлагает вам дружбу, но не забудьте, во избежание недоразумений, что в Марокко этим жестом предупреждают о вражде.

Поднятые брови в Германии обозначают восхищение; в Англии выражение скептицизма.

Американец, соединив большой и указательный палец в виде буквы «О», говорит этим жестом: «Все в порядке». Японец же, исходя из символики, принятой в своей стране, решает, что американец просит денег, а во Франции этот жест означает «ноль» или «ничего». Американцы презирают японских портье, принимая их за бесстыдных вымогателей, поскольку те, приглашая пройти, постоянно поднимают кверху ладонь. Они не берут чаевых и не догадываются, что компрометируют себя жестом, которым пользуются американские попрошайки.

Привыкнув к свободе в общении, американец недоверчиво относится к напряженной позе, низким поклонам японца, который к тому же непрерывно кивает ему головой. Хотя японец вовсе не выражает этим согласия, он просто показывает, что слушает и воспринимает. Зато японцам кажется, верхом неприличия привычка американцев класть ноги на стол при посторонних.

Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем по носу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят находиться в состоянии алкогольного опьянения.

Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он потирает указательным пальцем основание носа, то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.

Люди племени мискито в Гондурасе целуют своих маленьких детей носом и называют это «слышать их запах». Один исследователь, который долго жил среди этого племени, отмечает, что «наша манера целоваться вызывает у них отвращение и считается смягченной формой каннибализма». В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания.

У некоторых племен принято при виде незнакомого до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда «для приветствия снимают головной убор, обувь и другие предметы одежды».

5. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью

мимика невербальный этикет иностранец

В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя, из накопленного материала физиономисты пытались определить характер человека и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах. Многие учёные пытались доказать необходимость изучения физиогномики, например, Ч.Дарвин, отвечая на вопрос: "Что есть научного в так называемой науке о физиогномике?", писал "Каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными", дальше слов дело не пошло, до сих пор физогномиика не считается серьёзной наукой. Тем не менее, изучение связей между чертами характера и мыслями человека и выражением его лица, необходимо, прежде всего, актёрам, художникам, тем, кто работает с людьми, а также следователям, психологам, учителям, продавцам, и многим другим.

Четыре из пяти органов чувств расположены в области лица, с их помощью мы получаем информацию об окружающем нас мире. Глаза, нос, уши, рот эти своеобразные антенны двадцать четыре часа в сутки сообщают, что делается вокруг. Обычно наиболее интенсивно человек воспринимает эту информацию в возрасте до пяти или шести лет. Это хорошо видно на лице ребёнка до семи лет, у него большие, распахнутые глаза которые, кажется, хотят увидеть всё на свете, вздёрнутый нос, что старается почувствовать, даже самые тонкие запахи, рот, куда отправляется всё, что только туда может войти, уши, слышащие самые тихие звуки, одним словом, в этот период человек познаёт мир, и его органы чувств ему в этом помогают. Но со временем острота чувств проходит, и человек уже не замечает всего того, что раньше доставляло ему столько удивления и радости, а это значит, что его мозг привык к влиянию окружающего мира, и такие чувствительные антенны, теперь не нужны. Психика человека начинает с трудом принимать перемены, то есть постепенно становится ригидной, и это сразу отражается на человеческом лице. Начинается процесс редукции, это значит, что понемногу глаза западают и теряют свой блеск, им уже не так интересно всё происходящее вокруг, рот сжимается в узкую и упрямую щель, а лицо теряет свою подвижность.

Характер становится более замкнутый, человек медленно уходит в себя. Такие изменения происходят у всех с разной скоростью, это не зависит от возраста, у некоторых в восемьдесят лет лицо ещё только начинает изменяться, у других к восемнадцати изменения уже закончены.

Человек, лицо которого быстро утратило свою живость, отличается пессимизмом и со страхом относится к новому, неизбежные перемены в жизни воспринимаются им очень болезненно, он судорожно цепляется за старое. В его характере преобладают черты интроверта. Уговорить такого человека предпринять что-то, что каким-то образом изменит его жизнь, весьма сложно. Эти люди часто считают, что в сорок лет всё закончено, и им только остаётся ждать своего часа. К счастью, такой тип людей в чистом виде, то есть с таким характером от природы, встречается не часто. Чаще люди, с подобным поведением, страдают каким-либо недугом, или переживают большие неприятности, но когда недуг проходит, а всё плохое заканчивается, человек преображается буквально на глазах у окружающих, он молодеет, его антенны выходят, наружу принимая сигналы внешнего мира, он опять интересуется всем новым и восприимчив к переменам.

Иногда нам встречаются люди, которые, будучи в довольно солидном возрасте, даже несмотря на морщины и седину, выглядят очень молодо. Зачастую их энергии и оптимизму завидуют те, что значительно младше по возрасту. У таких людей лица не подвержены процессам редукции и их антенны не закрываются до глубокой старости, а это значит, что стремление к познанию и тяга ко всему новому у них остаётся надолго. Экстраверты по типу характера, эти люди навсегда остаются большими детьми. Они с легкостью заводят знакомства, их довольно просто втянуть в какую-либо авантюру. Но так, же легко они бросают начатое, чтобы заняться чем-то более новым и интересным. Их блестящие глаза и открытые лица делают таких людей очень популярными в обществе.

Порой, увидев лицо человека мы, невольно, находим в нём сходство с лицом старого морского волка, а иногда даже кажется, что это лицо вылепил не слишком старательный скульптор, настолько бывает груба работа. Очень уж оно неровно, выступающие скулы, впалые щёки, вообще на нём много впадин и выступов, оставленных сильными эмоциями, возникающими довольно часто. Обладатель такого лица легко входит в состояние аффекта, то есть когда возникает сильное эмоциональное возбуждение, а у такого человека это случается довольно часто, он не в состоянии контролировать своё поведение. Аффективное лицо может принадлежать как экстраверту, так и интроверту, в равной степени. У экстравертов, с открытыми лицами, и у интровертов, с редуцированными, аффекты, естественно, разные, если у экстраверта гнев, злость, обида сразу же, бурно выплёскивается наружу, то у интроверта отрицательные эмоции бурлят внутри, в течение долгого времени, разъедая его душу.

Натянутость или, наоборот, расслабленность мышц лица немало расскажет внимательному наблюдателю. У человека, у которого наблюдается гипертонус мимики, то есть излишняя напряженность мышц, что может проявляться в различных подёргиваньях и тиках, как правило, очень много тревожащих его проблем, они могут быть реальными или надумаными, это не столь важно, главное эти проблемы не на минуту не дают забыть о себе, часто даже ночью такой человек просыпается с мыслью: "А всё ли я правильно делаю? Не обойдут ли меня конкуренты?", и т.д. и т.п. Нередко страхи, такого рода, не позволяют человеку принимать новые, кардинально меняющие ситуацию, решения, он слишком боится того, что всё, что с таким трудом строилось, рухнет, и ему всё нужно будет начинать заново. Но, тем не менее, такие люди энергичны, легки на подъем, и если уверены в успешности нового предприятия, то будет им заниматься с большим энтузиазмом, кроме того, у них сильнее выражена способность к принятию решений, ярче выражена потребность в общении.

Совершенно иначе ведёт себя человек с расслабленной мускулатурой, (гипотонусом), лица, у него наблюдается, более или менее выраженное обвисание щёк, полуприкрытые, сонные глаза, чуть открытый рот, а на лице, зачастую, выраженье полного равнодушья. Их мысли текут медленно, а действия лишены энергии и энтузиазма, они делают что-либо лишь потому, что так надо, была бы, их воля они бы вообще ничего не предпринимали. Таким людям лень решать какие-либо проблемы, да и собственно проблем у них нет. Все они рассасываются сами собой. Нужно заметить, что мышечный гипертонус и гипотонус только отражают состояние нервной системы, её возбудимость и устойчивость. Чем выше мышечный тонус, тем легче возбуждается нервная система, и чем скорее гипертонус сменяется гипотонусом, тем менее она устойчива. Последнее чаще всего наблюдается у обладателей аффективных лиц.

Физогномисты делят лицо человека на три части, мысленно, разумеется, первая, из которых называется витальной, от слова "vita" что в переводе с латыни значит "жизнь", она показывает, насколько сильно человек отстаивает своё право на существование. Входящий в эту часть подбородок, ясно даёт, понять в какой степени человек использует свои волевые качества, чтобы добиться поставленной цели. Замечено что в те моменты, когда нужно отстоять свою точку зрения человек неосознанно начинает напрягать мышцы нижней части лица, чем чаще и чем успешней он отстаивает свои права, достигая, таким образом, своих целей, тем лучше развивается его подбородок. Гармонично развитый подбородок говорит о том что, тот, кому он принадлежит, в большинстве случаев, достигает намеченного, хотя он способен отказаться от цели, если видит что её достижение, по тем или иным причинам, нецелесообразно. Человек подбородок, которого, слишком развит, часто он имеет квадратную форму, идёт к цели напролом, танком сметающим всё на своём пути, его абсолютно не волнует, что будет после того как намеченное будет достигнуто. Он пойдёт штурмовать новые высоты. Обладатель маленького, как бы мягкого, подбородка, способен отступить от задуманного лишь представив себе возможные препятствия. Но всё вышесказанное утрачивает свой смысл, в случае, если человеком владеет сильное желание, или нежелание, добиться чего-либо.

Вторая зона, которая включает в себя щёки, скулы, нос, рот, называется эмоциональной. Рот, как наиболее подвижная часть человеческого лица, первым реагирует на измения эмоционального фона, отражая, пусть даже на долю секунды, те эмоции, которые в данный момент испытывает человек. Гнев, радость, печаль, обида, презрение, всё это выражает изгиб губ, даже если их владелец отлично владеет собой, и хочет скрыть своё настроение, всё равно на мгновение эмоция отразится на лице, в большей степени в области рта, важно только не пропустить этот миг. Если вы заметили, что ваш собеседник слегка обкусывает губы, знайте, в данный момент он что-то напряженно обдумывает, прервать его размышления или нет, решать вам. Когда человек оказывается в критической ситуации, которая для него представляет вызов, он часто закусывает не только губы, но и язык. Эта привычка берёт своё начало в самом раннем детстве, когда младенец, насытившись материнским молоком, выталкивает грудь движением языка. Психологи сняли скрытой камерой биллиардистов. Мастера практически не "использовали" язык, начинающие же высовывали его при каждом более сложном приёме. Нос также очень хорошо передаёт чувства, которые испытывает человек в данный момент. При возбуждении, любого происхождения, крылья носа начинают раздуваться. Если же человек увидит нечто что вызывает у него чувство брезгливости, его нос немедленно сморщится.

Зона, включающая в себя верхнюю часть лица, лоб, брови и глаза, называется интеллектуальной. В глазах чётко отражаются мыслительные процессы, их скорость и направление. Оживленный взгляд, блестящие глаза, даже неопытному наблюдателю, скажут, что их обладатель увлечён какой-то идеей и полон энтузиазма. И наоборот, потухший взор, полуприкрытые глаза, ясно говорят о подавленном состоянии человека, или, что ещё хуже, о его депрессии. Американские учёные открыли, что люди смотрят в шести разных направлениях - в зависимости от того, что происходит у них в мозгу. У правшей от рождения, вспоминающих, то, что они видели, будет взгляд направлен вправо - вверх, если же они что-то преставляют, к примеру, как бы выглядел бритый дикобраз, то взгляд немедленно переместится влево - вверх. Вспоминая звучание, допустим, гитары правша посмотрит вправо, а воображая какой-то звук, влево. Вниз - влево человек с правосторонней ориентацией смотрит, когда хочет припомнить вкус, запах, ощущение, и в противоположном направлении, ведя внутренний диалог. Что же касается человека-левши, то у него всё-то же самое, но в зеркальном отражении, проверить кто перед вами, правша или левша, нетрудно, достаточно попросить человека вспомнить какой-либо звук или образ и посмотреть на движения его глаз. В китайской физиогномике, морщинки, возникающие в уголках глаз, при смехе, называются "хвост золотой рыбки". Так вот чем больше и пышнее этот "хвост", тем добрее и отзывчивей тот, кому он принадлежит. На человеческих лицах, над глазами, нередко, можно увидеть, два небольших свода особенно они заметны у людей с высокой наблюдательностью. Как правило, они означают повышенную внимательность и желание помочь.

Не всегда, хотя и очень часто, большой лоб является признаком большого ума, порой обстоятельства складываются, так что человек не может развить свой интеллектуальный потенциал. А бывает, так что очень умный, в одной области знаний человек, - совершеннейший невежда в другой. Так что с оценкой ума у окружающих нужно быть крайне осторожным.

У многих взрослых видна борозда посередине лба, которая свидетельствует об интровертивности и высокой степени самоанализа. В случае если человек часто концентрируется, сосредотачивается на чём-либо, у него образуются несколько вертикальных складок над переносицей.

Существенное значение для эволюционной и социальной психологии представляют исследования мимики как способа усиления, ослабления, дополнения или маскировки того, что выражено словами. Использование мимики как средства регуляции эмоций имеет практическое значение и для психотерапии и для совершенствования межличностных взаимоотношений.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование роли мимики и жестов в процессе общения. Сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Психологические закономерности соответствия человека, мимики и жестов. Использование семиотической системы невербального общения.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2013

    Общее представление о невербальных аспектах коммуникации. Описание языка телодвижений человека, как средства невербального общения, и его значимости. Значения жестов: ладони, кистей и рук, рука-лицо, головой, ухаживания. Руки в качестве барьеров.

    презентация , добавлен 02.03.2013

    Кинесические и проксемические, психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Разновидности коммуникационных жестов. Взгляды и их проявления при визуальном контакте. Характеристика традиций общения у людей разных культур.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Сущность невербальных средств общения. Особенности и функции невербальных сообщений. Социальное и психологическое значение выражения лица (мимики). Характеристика поз, жестов и допустимого расстояния между собеседниками, т.е. межличностного пространства.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Коммуникативный акт общения. Интонации голоса и особенности лексики. Значение жестов. Роль мимики и пантомимики. Корректировка своих действий, учитывая особенности невербального общения. "Фишки" управленческой деятельности или способы приспособления.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Знаковые системы неречевого общения: мимика, жест, поза, запах, взгляд. Взгляд – зеркало души. Фонетико-физиологический континуум и континуум телодвижений. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Основные разновидности взгляда.

    реферат , добавлен 02.07.2010

    Невербальное общение как неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации. Основные правила беседы. Роль невербального общения и соблюдение правил его этикета. Сущность ассоциирования эмоций с мимикой.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Сущность невербального общения. Подходы к нему: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Виды невербального общения: голос, внешний вид, улыбка, взгляд, движения, танец, походка, жесты, прикосновения, объятия, мимика.

    реферат , добавлен 09.07.2008

    Изучение особенностей невербальных средств общения. Их научная классификация: экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика), тактильные (рукопожатие, прикосновения), пространственные движения, визуально-контактный взгляд (направление, длительность).

Физиогномика – это наука, изучающая отражение психологических особенностей и эмоций человека на его лице.

В современном мире люди все чаще интересуются психологией и штудируют книги по изучению техник, помогающие раскрыть внутреннее содержание своего собеседника.

Мимика, жесты, поза, которые принимает человек во время общения, намного точнее передают настоящие мысли и чувства оппонента. Умея их читать, можно с легкостью определить, о чем думает человек и на сколько он расположен к вам. А если правильно воспользоваться знаниями, то можно подстроиться под человека и добиться от него желаемого.

Психология жестов

1.Защита

При опасности или нежелании показывать свое внутреннее состояние, человек пытается скрыться ото всех, инстинктивно закрываясь от внешнего мира. Это можно заметить по рукам на груди или позе «нога на ногу». Когда человек принимает такую позу, то ни о каких открытых чувствах речи быть не может, он не доверяет своему собеседнику и не хочет, чтобы тот лез в его пространство.

Дополнительной преградой в общении может выступать предмет, который держит собеседник перед собой, например, папка или бумаги. Он как бы отстраняется от диалога, держится на дистанции.

Сжатые руки в кулаки говорят о боевой готовности оппонента вступить в открытый конфликт и лучше этого человека не провоцировать.

2. Открытость и предрасположенность

Часто к этим жестам прибегают менеджеры или ведущие тренингов, чтобы внушить доверие клиенту.

При разговоре человек плавно жестикулирует руками , открытыми ладонями вверх или соединяет пальцы на небольшом расстоянии от груди, в виде купола. Это все говорит об открытости человека, что он готов к диалогу, он ничего не скрывает и хочет добить предрасположенности собеседника к себе.

О том, что человек расслаблен в данный момент, свидетельствуют расстегнутые верхние пуговицы на одежде, наклон к собеседнику во время общения.

3. Скука

Такие жесты направлены на передачу информации об отсутствии интереса в беседе, и, возможно, вам пора перевести разговор на другую тему, либо закончить его вовсе.

Об скуки говорит переминание с одной ноги на другую, рука, подпирающая голову, постукивание ногой о пол, разглядывание обстановки в округе.

4. Интерес

При проявлении симпатии к противоположному полу, женщины, например, поправляют макияж, прическу, перебирают локон волоса, покачивают бедрами при походке, появляется блеск в глазах, направленный долгий взгляд при разговоре с собеседником.

5. Неуверенность

О сомнениях собеседника могут сказать перебирание предмета в руках или пальцев рук между собой, человек трет шею, перебирает часть одежды.

6. Ложь

Иногда человек очень уверенно о чем-то рассказывает и вроде бы похоже на правду, но интуиция подсказывает, что где-то есть подвох. Человек, когда врет, подсознательно трет нос, мочку уха, может даже ненадолго закрывать глаза. Он, таким образом, сам пытается отгородиться от этой информации, передавая вам сигналы.

Некоторые дети закрывают рот, когда врут, пытаясь остановить ложь. Подрастая и получив опыт, они могут завуалировать этот жест кашлем.

Психология мимики

1. Радость, счастье

Брови расслаблены, уголки губ и щеки приподняты, проявляются небольшие морщинки в уголках глаз.

2. Раздражение, злость

Брови сведены в центр или опушены, напряженные, рот сомкнут, и вытянулся в единую прямую линию. Уголки губ смотрят вниз.

3. Презрение

Глаза слегка прищурены, уголок рта с одной стороны немного приподнят, губы застыли в ухмылке.

4. Удивление

Глаза округлены и выпучены немного, брови приподняты, рот открыт, как будто, хочет сказать букву «о».

5. Страх

Веки вместе с бровями приподняты, глаза широко распахнуты.

6. Печаль, горе

Пустой взгляд, потухший. Глаза и веки опущены, образуются морщинки между бровями, губы расслабленны, уголки смотрят вниз.

7. Отвращение

Верхняя губа напряженная и приподнятая, брови практически соединились вместе, щеки немного приподнялись вверх, нос сморщился.

Это конечно лишь малая часть жестов мимики, остальные можно самостоятельно изучить, прочитав книжки по физиогномике. Психология – это очень интересная наука, которая никогда не перестанет поражать своими открытиями в области изучения людей.

Мимика и жесты - важнейшие элементы коммуникации. Это то, что принято называть способами невербального общения. Эти средства помогают расставлять смысловые акценты разговора, способствуют усилению эмоциональности и экспрессивности речи.

Кроме того, «язык тела» зачастую способен сказать о говорящем гораздо больше, чем собственно слова. Мимика, и другие несловесные средства коммуникации слабо контролируются говорящим, поэтому могут стать источником дополнительной информации о человеке. О его намерениях, эмоциональном состоянии, настроении и отношении к собеседнику.

Эта статья поможет разобраться в нюансах психологии мимики и жестов.

Вопреки сложившемуся у многих людей мнению, жестикуляция - это не просто «добавка» к разговору, не просто проявление индивидуальных или культурных привычек. По данным современных научных исследований, жестикуляция и другие элементы несловесной коммуникации - это один из первичных способов общения между людьми. Некоторые ученые вообще считают, что в какой-то момент истории это было одним из основных средств общения.

Эти средства общения не просто сопутствуют разговору, они очень сильно влияют на его смысловое наполнение. Причем таким образом, что слушатель зачастую этого даже не понимает, поскольку подобные сигналы считываются подсознательно. С одной стороны, они значительно облегчают общение, потому как помогают расставлять в беседе нужные акценты, экспрессивно выделять какие-то элементы разговора, задают саму модальность речи. С другой - они эффективно работают в качестве средства убеждения.

Кроме того, мимика и жесты могут быть источником дополнительной информации или, в некоторых ситуациях, вообще заменять речь.

Мимика и жесты у человека, с точки зрения психологии, выполняют следующие функции:

  1. Регулирование . Это жесты, которые сопутствуют императивной речи, - приказам, просьбам и др.
  2. Репрезентация внутреннего эмоционального состояния говорящего, его отношения к собеседнику и самой ситуации разговора.
  3. Пространственная функция - жесты указывают на пространственное положение говорящего и собеседника.
  4. . Жесты заменяют или дополняют такие языковые средства выразительности, как метафора, ирония, гипербола и т. д.
  5. Коммуникативная функция.
  6. Функция отображения речевых действий. Жесты могут иллюстрировать предложение, угрозу, просьбу. Не следует путать с первым пунктом. Эта функция связана именно с речевым действием субъекта диалога.
  7. Функция описания физических параметров объекта, его действий и свойств.

Жесты, мимика и другие элементы несловесной коммуникации имеют сильную связь с речью. Можно сказать, они образуют единую систему коммуникации, которая призвана наиболее эффективно доносить информацию и оказывать воздействие на собеседника.

Какой отдел мозга отвечает за жесты

Использование жестов и мимики обусловлено не только культурными особенностями. Источник этого лежит гораздо глубже - в самой человеческой психике. Мимику и жесты, в первую очередь, .

Жесты и мимика человека воспринимаются и продуцируются разными отделами мозга.

За продуцирование отвечает правое полушарие головного мозга. Это же полушарие позволяет человеку ориентироваться в пространстве, распознавать голоса, интонации, ритм, музыку. Правое полушарие отвечает за конкретное предметное мышление.

Однако воспринимать, дешифровать сигналы жестов и мимики помогают те же самые области мозга, что отвечают за речь - нижняя лобная извилина и задняя височная область. Иными словами, мозг воспринимает жест, как символ, равноценный слову.

Что могут рассказать жесты о человеке

Жесты и мимика - неисчерпаемый источник информации о человеке. Не следует, конечно, воспринимать это, как универсальный способ получения сведений о намерениях или мыслях собеседника, потому как всегда нужно учитывать индивидуальный контекст, индивидуальные привычки партнера и обстановку, в которой происходит разговор.

Мимика может говорить и о сугубо физиологическом состоянии человека. Однако есть некоторые общие поведенческие закономерности, знание которых поможет сориентироваться в конкретной речевой ситуации.

Лицо и глаза по праву считаются самыми выразительными частями тела, когда разговор заходит о мимике.

  1. Прямой взгляд, долгий и непрерывный зрительный контакт с собеседником, свидетельствуют о заинтересованности, настроенности на диалог и высоком уровне доверия.
  2. Прикрытые и слегка опущенные глаза - физическое или эмоциональное утомление, пассивность, незаинтересованность.
  3. Прищур традиционно читается, как признак или повышенного внимания, или как свидетельство злого умысла, негативного отношения к собеседнику.
  4. Склоненная голова и взгляд снизу-вверх - подсознательно воспринимается, как признак агрессии, готовности и желания применить силу.
  5. Склоненная голова при согнутой спине, напротив, говорит о желании угодить.
  6. «Бегающий», постоянно уклоняющийся взгляд сигнализирует о неуверенности или тревожности собеседника. Или о том, что обстановка разговора доставляет ему дискомфорт.
  7. Взгляд сбоку - скепсис или недоверие.
  8. Поднятые брови, широкие глаза и приоткрытый рот - удивление.
  9. Мелкие морщины вокруг глаз выдают радость.
  10. Плотно сжатые губы, нахмуренные брови и расширенные, как бы «раздутые» ноздри, - гнев.
  11. Если человек морщит нос, вполне возможно, он испытывает отвращение. Эта инстинктивная реакция на плохой запах работает и на более символическом уровне.


Положение головы

О многом может сказать и само положение головы:

  • Голова на уровне собеседника - готовность к диалогу.
  • Слегка приподнятая с выдающимся вперед подбородком - уверенность в себе, высокая самооценка, высокомерие, готовность к действию.
  • Головна, склоненная набок или опущенная вниз, - слабость, усталость, готовность идти на компромисс.

Жестикуляция руками

  1. Непроизвольные манипуляции с элементами гардероба, посторонними и предметами или лицом (потирание носа или мочки уха) могут говорить о сильном волнении, тревоге, о том, что собеседник что-то ждет или в чем-то не уверен. Такие жесты, как ни странно, призваны именно скрыть волнение и стресс, отвлечь от них самого человека.
  2. Открытые, приподнятые ладони - этот жест используется в ситуации объяснения, убеждения. Можно сказать, что это своеобразный знак «стоп».
  3. Руки, сложенные в «замок», прикрывающие определенные части тела, спрятанные в карман, - часто это говорит о неуверенности и настороженности. Человек бессознательно прибегает к защитным жестам, когда ощущает угрозу.
  4. Руки за спиной воспринимаются, как сигнал неготовности к диалогу, сигнал робости и сомнений.
  5. Если руки свободно свисают вдоль тела, это можно прочитать, как символ пассивности.
  6. Сжатые в кулак руки воспринимаются, как признак решительности, агрессии или сконцентрированности.

Жестикуляция плечами

  • Человек воспринимается, как уверенный и решительный, когда свободно двигает плечами.
  • Признаками высокой самооценки и желания действовать можно назвать выдающуюся вперед грудную клетку при отведенных назад плечах.
  • Напротив, «впалость» грудного отдела часто интерпретируется с точностью наоборот. Как и прижатые к голове или «выпадающие» вперед плечи.

Походка и осанка

  1. Уверенный человек обладает прямой осанкой и не сутулится.
  2. Несмотря на то, что сутулость может быть, например, признаком неактивного, сидячего образа жизни, ее часто интерпретируют психологически.
  3. Походка быстрая, с активной жестикуляцией руками, выдает решительность и стремление действовать.
  4. Шаркающая и медленная походка подсознательно ассоциируется с ленью и медлительностью.
  5. Прямая, размеренная и широкая походка говорит об открытости и уверенности.
  6. Мелкие шаги свидетельствуют об осторожности, предусмотрительности и расчетливости.

Заключение

Чрезвычайно богат и разнообразен. Жесты и мимика делают речь насыщеннее, разнообразнее и богаче с точки зрения экспрессии.

Жестикуляция для человека - естественна и необходима. Даже в тех культурах, где не принято обильно подчеркивать речь мимикой или движениями, они играют большую роль. Важно уметь «читать» и расшифровывать эти более или менее явные знаки.

Не менее важно уметь ими пользоваться самостоятельно. Уместная, выразительная и яркая жестикуляция, правильный взгляд и осанка помогут выстроить диалог максимально эффективно, действенно и убедительно.

До сих пор в обществе крепко держится мнение, что физиогномика, графология, хиромантия, френология и тому подобные науки – наследие средневекового обскурантизма, что они не имеют ничего общего с истинной наукой и поэтому должны быть выброшены из современного знания как лишний и ни к чему не пригодный балласт.

И действительно, было время, когда такой суровый отзыв был отчасти справедлив – тогда эти науки, вместе с магией, астрологией, кабалистикой и другими, так называемыми оккультными знаниями, занимались предсказанием более или менее отдаленного будущего. Однако в наше время эти науки вошли в тесную связь с чисто положительными науками, каковы анатомия, физиология и антропология, и, пользуясь их данными, усвоили положительный метод исследования.

Особенно резко вырисовывается душа человека в его облике, или физиономии – недаром у народа сложилось представление о лице как о зеркале души. И в самом деле, наши привычки, наши стремления, наши страсти, словом все, что составляет нашу личность, наше «я» – все это отражается на лице, придавая ему ту или иную особенность, часто неуловимую, но бессознательно бросающуюся в глаза опытному наблюдателю.

Древнее искусство чтения по лицу зародилось тысячи лет назад во времена Желтого императора, когда оно применялось восточными целителями для диагностики болезней. Цель этой нетрадиционной медицины была – и есть – предупреждать проблемы со здоровьем и дать рекомендации в отношении питания, физических упражнений и медитации, с тем, чтобы остановить болезни, когда они едва проявились.

Это искусство просуществовало века, и его популярность основана на том факте, что оно способно помочь людям лучше понимать самих себя, коллег по работе, друзей и членов семьи.

Физиогномика

Физиогномика — это характерные черты и выражение лица человека. Лицо делится на три зоны –верхнюю, среднюю и нижнюю.

  • Интелектуальная верхняя часть лица, она занимает весь лоб, начинается у линии волос и заканчивается линией бровей. Величина и форма лба определяют мыслительную деятельность и реальное понимание жизни.
  • Эмоциональная – средняя часть лица, включает в себя пространство ниже бровей до самого кончика носа, т.е. равна длине носа. Она отражает степень чувствительности, душевную глубину и внутреннее содержание.
  • Витальная нижняя часть лица. Она начинается от линии ноздрей, состоит из губ, подбородка и дает представление об энергии человека, его любви к наслаждению и низменным инстинктам.

Поэтому, чтобы понять человека по лицу, нужно разобрать, какая зона из трех более ярко выражена, а узнав это, мы сможем предположить, что движет личностью – инстинктивность, эмоции или интеллект.

Главная мимическая зона лица – это область глаз. Ее выразительность обуславливают сокращение трех главных мышц: лобного брюшка затылочно-лобной мышцы, мышцы, сморщивающей брови, и верхней части круговой мышцы глаза, т. е. надбровной мышцей. Работа этих мышц обеспечивает зажмуривание глаз, их открытие и моделирование положения бровей и век. Функциональный резерв мимики здесь очень велик: от выражения сильной воли до растерянности и огорчения. Но, пожалуй, рельефнее всего бывает выражена мимика внимания.

Внешнее проявление внимания, конечно, требует мобилизации всех органов чувств, но при этом наиболее резко выделяется выражение глаз. По ним оценивается степень эмоциональной настроенности, по ним прочитывается уровень понимания происходящего. Опущенные вниз наружные углы глаз и концы бровей выражают грусть, поднятые вверх – сообщают лицу выражение радости. Сосредоточенность, воля безошибочно узнаются у субъекта, у которого взор фиксирован, мышцы лица напряжены, брови сдвинуты к переносице.

Если брови приподняты и сближены, а поперечные морщины на лбу, соединившись с продольными в форме греческой буквы «омега», сигнализируют о мучительной попытке сосредоточиться, то однозначно можно говорить о выражении скорби. Такой рисунок морщин типичен для лица меланхоликов – «омега меланхоликов».

По движению глаз можно прочитать горе, удовольствие, ярость, симпатии, принуждение. Движения глаз участвуют в поддержании контакта с собеседником. По характеру взора можно судить о намерении собеседника, об этапах разговора, об уровне отношений. Глазами можно выразить одобрение, согласие, запрет, разрешение, поощрение.

При анализе выражения глаз учитываются их величина, направление взора, состояние век, складок вокруг глаз, положение бровей. В спокойной обстановке приподнятые брови, горизонтальные морщины на лбу и раскрытие глаз придают лицу удивленное выражение. Сведение бровей указывает на погруженность в размышления, в решение сложной задачи.

Пристальное внимание и полное понимание происходящего немыслимы без фиксированного сосредоточенного взгляда. Наоборот, блуждающий взор отмечается у людей, которых не интересует суть вопроса: такой взгляд свидетельствует также о нетерпении, равнодушии, разочаровании.

Неспособность сосредоточить взгляд на чем-то конкретном («бегающие глаза»), даже в ответ на призыв к вниманию, заставляет предполагать эмоциональную неуравновешенность, неподготовленность к последовательному, логическому мышлению. Очень темпераментных людей с сангвиническим характером отличает живой взгляд, гармонически сочетающийся с игрой мимических мышц. У сильно уставших людей взгляд тяжелый, вялый, подчас бессмысленный. То он обращен вдаль, то вниз, брови сведены, на лбу образуются вертикальные складки.

Для точного суждения об эмоциональном состоянии человека необходимо принимать во внимание все компоненты мимики. Так, при сильном возбуждении напряженные веки, расширенные зрачки сочетаются с растяжением крыльев носа и сжатием челюстей. Дальнейшая чрезмерная концентрация внимания может сопровождаться открытием рта. Человек как бы прислушивается к чему-то, в этом случае его больше устраивает дыхание через рот.

Органы, нагружаемые в большой степени и натренированные на определенную, специфическую мимику, отмечаются лучшей способностью выполнять привычные для них функции. Это относится в первую очередь к глазам, которыми управляют непроизвольные мышцы (радужки и цилиарного тела), и произвольные, подчиненные III, IV, VI и VII черепным нервам. Блеск и выразительность взгляда делают глаза важными детекторами жизнерадостности и дееспособности личности.

Эмоциональные нюансы улавливаются еще по направлению и стабильности взора. У человека в состоянии задумчивости взор обращен вдаль. Глубина восприятия согласуется с устойчивым взором в направлении изучаемого объекта. Представляется типичным твердый взгляд субъекта, оценивающего или проверяющего какой-либо предмет.

Направление взора зависит от сокращения мышц глазного яблока. При сокращении верхней прямой мышцы глаза на лице можно прочесть выражение гордости, удивления, благочестивого смирения. Выражение чувства стыда, печали, угнетения обусловлено сокращением нижней прямой мышцы глаза, когда глазные яблоки поворачиваются книзу. При сокращении наружной прямой мышцы глаза на лице появляется мимика презрения: взор отводится в сторону, сокращение медиальной прямой мышцы глаза способствует выражению вожделения.

Направление взора при общении людей нередко отражает субординацию. Лица, занимающие зависимое положение, часто прячут свой взгляд. Психологическая неуравновешенность порождает неустойчивость взора (стремление отводить взгляд, прятать глаза). Функциональные расстройства нервной системы также сопровождаются нестабильностью взора. Переменчивость взора – один из составных элементов мимики.

Мимика

Мимика – интегральный процесс. В нем участвуют реакции отдельных мышц, однако они связаны общим основанием, единой целенаправленностью. Если на лице у человека появляется естественная улыбка, то состояние удовлетворения, радости, восторга одновременно отражается и в других чертах лица. Они объединяются в единый комплекс по закону соответствия. Очевидно, что эмоциональное состояние человека не может получить отражения только в какой-либо одной зоне лица. Обязательно в выражение эмоций включается весь ансамбль лица.

Форма лица наследуется, она отражает генетические признаки, входит в комплекс конституциональных признаков. Генетическая обусловленность реакций лицевых мышц, выражающих эмоциональные переживания, подтверждается ранним созреванием их двигательных комплексов. Все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, формируются у плода уже к 15-18-й неделе жизни. А к 20-й неделе у эмбриона можно наблюдать мимические реакции. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении. На врожденный характер мимики указывает и ее сходство у слепого и зрячего младенцев. Но с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает.

В течение жизни человек приобретает новые черты лица под влиянием речи, восприятия, болезней, профессии. Мимический склад лица тоже изменяется, отражая признаки всех предшествующих мимических процессов. Условия жизни (климатические, материальные, социальные, семейные) значительно влияют на мимический облик личности.

Изменения мимики лица в течение жизни обусловлены особенностями мимической мускулатуры. В отличие от всех мышц тела человека, мимические мышцы по их анатомическому строению и функции являются уникальными и отличаются как от поперечнополосатой или скелетной мускулатуры, так и от гладкой. От скелетной они отличаются местами начала и прикрепления, а также тем, что они в комплексе, несмотря на внешние различия отдельных мышц, представляют собой единую интегративную систему, части которой локализованы вокруг естественных отверстий лица: рта, глаз, наружных носа и уха. К анатомическим особенностям мимических мышц относится также наличие ротового и глазничного сфинктеров, вообще не имеющих непосредственного начала на костях.

Мимические мышцы отличаются от скелетных и своим развитием в фило- и онтогенезе. Если последние происходят, как правило, из мышечной части сомитов мезодермы, то мимические мышцы происходят из мезенхимы 2-й жаберной дуги (область подъязычной дуги). Эта мезенхима мигрирует краниально и тянет за собой ветви 7-го черепного нерва и наружную сонную артерию, которые вначале иннервировали и кровоснабжали гиоидную дугу.

Главным отличием мимических мышц от скелетных является их функция. Если назначение скелетных мышц – укрепление и перемещение частей скелета, то функция мимических мышц значительно сложнее. Первоначально, как и на предыдущих стадиях филогенеза, они дополняли функции пищеварительной и дыхательной систем. Однако в последующем, параллельно с развитием и усложнением строения и функции центральной нервной системы (ЦНС), они стали выполнять функции мимики, т.е. отражения на висцеральной (лицевой) части черепа эмоционального состояния ЦНС. По сути, мимические мышцы становятся средством общения между высокоразвитыми биологическими субъектами на уровне 1-й сигнальной системы. Какими же системами и путями осуществляется связь между состоянием и уровнем психоэмоциональной деятельности головного мозга и мимической мускулатурой? При выражении эмоционального состояния про исходит очень дифференцированная, порой разнонаправленная и в то же время слаженная работа одновременно нескольких мышц, обслуживающих разные вышеуказанные отверстия лица. Лицевая экспрессия, связанная с коррекцией активности разных мимических мышц, является отражением 6-ти основных эмоций, в основе которых лежат процессы, происходящие в головном мозге, в частности, в лимбической системе, начиная с гипоталамуса, где размещены первичные центры положительных и отрицательных эмоций, соответствующие эффектам действия симпатической и парасимпатической систем. Особая роль здесь отводится парасимпатическому отделу вегетативной нервной системы, который, в отличие от симпатического отдела, осуществляет преимущественно адресную иннервацию отдельных органов.В пользу этого свидетельствует ряд фактов. В начале своего хода лицевой нерв является смешанным, состоящим из эфферентных соматических, парасимпатических и эфферентных вкусовых волокон. Затем основная масса эфферентных волокон разделяется на две части и переключается на крылонебном и подчелюстных парасимпатических ганглиях. Известны связи промежуточного нерва с тройничным, преддверно-улитковым, языкоглоточным и блуждающим нервами, а также с соматической частью собственно лицевого нерва. Известно, что в ряде периферических соматических нервов всегда имеются эфферентные парасимпатические нервные волокна. Они имеются в глазодвигательной, ушно-височной ветви тройничного нерва. В пользу вегетативного компонента иннервации мимических мышц говорит также то, что мышечные ткани начальных отделов пищеварительной и дыхательных систем, к которым относится и мимическая мускулатура, развились из мезенхимы жаберных дуг, иннервация которых, как и для всех внутренних органов, осуществляется вегетативной нервной системой.

Участие нервной системы в механизме мимики доказано давно, хотя многое в этом вопросе остается еще не ясным. Филогенетическая древность внешнего выражения жизненных признаков, отражения эффекта реагирования в движениях мышц лица указывает на их непосредственную связь с теми отделами головного мозга, которые образовались раньше других. К ним относятся ядра ствола, ретикулярная формация, старая древняя кора головного мозга. Роль новой коры отчетливо прослеживается на этапе формирования внешней нервной деятельности, когда экспрессия лица и осознается, и направляется. Человеческая мимика достигла несравненного совершенства и стала важным инструментом общения, источником информации о духовной жизни человека.

Локализация анатомо-физиологических регуляторов мимики в коре головного мозга и подкорковых ядрах и их связь с мимической мускулатурой посредством системы лицевого нерва доказывается клиническими наблюдениями и экспериментами на животных. Совершенно очевидно, что филигранное сплетение ветвей лицевых нервов делает возможной чрезвычайно варьирующую игру мышц лица. Из нервных ветвей выделяются пучки нервных волокон, а за ними – и одиночные волокна, по которым распространяются эффекторные импульсы, заставляющие сокращаться отдельные части мышц. Одновременно с такими проводниками цереброспинальной (анимальной) нервной системы к сосудам лица подходят вегетативные нервные проводники. Они инициируют автоматические реакции сосудов глазных мышц, что проявляется расширением просвета этих сосудов и покраснением лица, например, при чувстве стыда. Кроме того, сокращение мимических мышц происходит во многих случаях вовсе не по сигналу от внешних нервных центров, а как бы непроизвольно. Таким образом, необходимо допускать возможность передачи возбуждения от ядер лицевого нерва в стволе головного мозга к мимическим мышцам в непредвиденных ситуациях.

Результаты экспериментальных исследований на животных приводят к выводу, что таламус, как важнейшее регуляторное звено промежуточного мозга, отвечает за непроизвольные, бессознательные движения мимических мышц при эмоциональных стрессах.

Мимическая выразительность воспроизводится как безусловный рефлекс. В образовании его необходимо участие: раздражителя (контактного, дистантного, ассоциативного), периферического конца анализатора (рецепторы) и центральных ядер анализаторов (подкорковые формации, кора), средств управления мышцами и самих мимических мышц, от сокращения или расслабления которых и зависит мимика. Независимо от сознания человека подкорковая иннервация мимических мышц обуславливает повышенный тонус мимических мышц и их групповое сокращение в определенных условиях.

Непроизвольные сокращения мимических мышц под влиянием эмоциональных стимулов являются моторной реакцией особого типа, характерной для лицевого отдела организма человека. Поперечная исчерченность мышцы еще не свидетельствует о ее абсолютном соответствии другим поперечнополосатым мышцам, что наблюдается, в частности, и в миокарде.

Особое положение мимических мышц не вызывает каких-либо разногласий. Причина автоматизма мимических реакций, трактуемых как экспрессивные, заключается, вероятно, в подчинении их иннервации диэнцефальным ядрам, которые входят в экстрапирамидную систему, ответственную за тонус мимических мышц. Автоматические сокращения последних в ответ на разнообразные раздражения вызываются эффекторными импульсами через таламус и полосатое тело.

Непроизвольная, подсознательная мимика лица человека сдерживается и тормозится. Она подчинена функциям коры полушарий большого мозга. Вполне естественно поэтому, что участие лица в различных видах экспрессии следует рассматривать не только с позиций мимической моторики, но также в свете высшей нервной деятельности. Полушария большого мозга, по И.П.Павлову, являются реактивнейшей и верховной частью ЦНС, в зависимости от состояния и деятельности которой выделены четыре психологических типа:

  • сангвиник – это сильный, уравновешенный, подвижный тип;
  • холерик – сильный, неуравновешенный (возбудимый), подвижный тип;
  • флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип;
  • меланхолик – слабый, неуравновешенный тип, нервные процессы малоподвижны.

Следовательно, по складу мимики, образцам движений можно сделать вывод о типе нервной деятельности.

Индентификация эмоций по выражению лица (FAST)

В 70-х годах прошлого столетия в Калифорнийском университете П.Экманом и его коллегами была разработана техника индентификации эмоций по выражению лица (Facial Affеct Sсoring Technique – FAST). FAST имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций – гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости – в статистической форме. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: бровей – лба; глаз – век и нижней части лица. Кроме того, имеются варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда. При пользовании FAST испытуемый ищет сходство эмоций с одним из фотоэталонов, подобно свидетелю, принимающему участие в составлении фоторобота преступника.

Cистема кодирования активности лицевых мышц (FACS)

Второй метод оценки эмоций разработан П.Экманом совместно с У.Фризеном (1978). Он получил название «система кодирования активности лицевых мышц» (Facial Action Coding System – FACS). Метод основан на детальном изучении анатомии лицевых мышц. В системе FACS выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу группы мышц, например, вовлеченных в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описание не только в статистических, но и в динамических показателях. В системе зафиксировано также время начала и конца активности каждой мышцы.

П.Экману принадлежит нейрокультурная теория эмоций, которая учитывает как врожденный характер лицевой экспрессии, так и влияние культурных и национальных традиций на выражение и распознавание эмоций. Модель предполагает, что экспрессивное проявление шести основных (базовых) эмоций универсально и не зависит от культуры, национальности и расы. Все люди одинаково используют мышцы своего лица при выражении основных эмоций. Сходные с человеком отражения в мимике эмоций наблюдаются также у животных.

Древневосточная система «Инь и Ян»

Искусство чтения по лицам, как указывалось выше, уходит своими корнями в древневосточную диагностическую медицину. Врачи считали, что все существующие объекты и Вселенную связывает постоянный поток энергии. Эта энергия известна в Китае под названием «ци», в Японии – под названием «ки», В Индии – под названием «прана». Энергия существует в виде энергии – инь и энергии – ян. Инь описывается как более пассивный вид энергии, а ян – более активный. Инь и ян притягивают одна другую, подобно противоположным полюсам магнита. Инь и ян имеют отношение ко всему во Вселенной, и все, что нас окружает, состоит из сочетания этих двух качеств, хотя некоторые из предметов и явлений больше инь, в то время как другие – больше ян. Черты лица могут быть более «иневыми», либо «яневыми», как и эмоции, свойства характера, связанные с каждой чертой. Тонкие губы, например, считаются больше ян (и свойства характера, ассоциируемые с этой чертой, – упорная работа и ответственность), в то время как полные губы (и ассоциируемые с ними склонность расслабляться, получать удовольствие) считаются более «иневыми».

Некоторые люди в целом могут быть слишком инь или слишком ян. Человек, который легко раздражается и впадает в гнев, становится «яневым». Чтобы устранить дисбаланс, такой человек должен внедрить больше энергии инь в свой образ жизни, потребляя продукты инь (легкие блюда, такие как салаты и фрукты, а также больше жидкости) и заниматься расслабляющими «иневыми» видами деятельность, такими как чтение, занятия йогой и прогулки.

По древневосточным представлениям считается, что левая и правая половины лица связаны с разными типами энергии ци. У большинства людей энергия ци в левой половине лица имеет тенденцию быть более активной и, соответственно, быть энергией ян, в то время как энергия ци в правой половине лица склонна быть более спокойной – более инь. Правая половина лица считается женской стороной и, как правило, отражает черты лица матери и бабушек, в то время как «яневая» левая половина представляет мужской аспект и связана с отцом и дедушками. Женская, правая половина лица ассоциируется с земной энергией ци и она, как правило, более выражена,чем левая, и представляет наши основные эмоции и точку зрения, а также наши личные, внутренние свойства характера и творческие способности. Мужская, левая половина лица ассоциируется с небесной энергией ци и представляет логическое мышление и принимаемые социальные маски. На ней отражаются контролируемые эмоции, и она представляет ту личность, какой мы желаем показаться для внешнего мира.

Действие функциональной асимметрии мозга на мимику человека

Чтобы лучше это увидеть, необходимо создать два образа с помощью фотографий правой и левой половины лица, на которых будет отмечаться заметная разница в мимике каждой из фотографий. Идеально симметричные лица практически не бывают. На асимметрию лица (мимики) указывает и анизокирия. По данным Е.С. Вельховера и Б.В. Вершинина, анизокория встречается у практически здоровых лиц в 19% случаев, у больных соматическими заболеваниями – в 37%, у лиц с патологией ЦНС – в 50-91% случаев. Причем, у подавляющего большинства соматических больных и здоровых людей правый зрачок шире левого.

В настоящее время различие в мимике правой и левой половины лица объясняется тем, что правое и левое полушария головного мозга выполняют различные функции. Особенно четко это доказали в 50-х годах ХХ века американские исследователи, которые достигли успехов в лечении непрерывно возникающих приступов эпилепсии разъединением правого и левого полушария головного мозга путем операции – разрушением моста между полушариями (мозолистого тела). Такая операция была произведена у нескольких больных, действительно облегчила их страдания и одновременно привела к крупнейшему открытию, удостоенному в 1980 г. Нобелевской премии. Ее получил Р. Сперри.

Хотя связи между двумя полушариями мозга были нарушены, человек ел, совершал повседневные поступки, ходил и беседовал с другими людьми без серьезных видимых отклонений в поведении. Правда, настораживали несколько наблюдений, сделанных вскоре после операции: один пациент пожаловался, что он странно ведет себя с женой и не в состоянии контролировать свое поведение – в то время как его правая рука обнимает жену, его левая рука ее отталкивает. Другой пациент обратил внимание на странное поведение своей левой руки перед посещением врача: в то время как с помощью правой руки он одевался и приводил себя в порядок, левая рука пыталась расстегнуть и снять одежду. Потом было отмечено, что правая рука не могла перерисовать самые простые геометрические фигуры, она не могла сложить простые конструкции из кубиков, она не могла найти на ощупь простые бытовые предметы. Левая рука прекрасно справлялась со всеми этими задачами, но не могла написать, даже очень коряво, ни одного слова.

Таким образом, правое полушарие, управляющее левой рукой, во всех действиях, за исключением письма, превосходило левое полушарие. Но зато правому полушарию оказалась недоступна, кроме письма, функция речи. Правое полушарие существенно превосходило левое в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, опознании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части – в частности, в опознании человеческих лиц и эмоциональных выражений на этих лицах.

В этом плане интересно следующее исследование. Группу архитекторов подключили к электроэнцефолографам (ЭЭГ). Архитекторы получили задание, в котором нужно было произвести арифметический расчет.

ЭЭГ показал повышение активности левого полушария, а когда надо было выполнить проект фасада здания, усилилась активность правого полушария. Следовательно, существуют различия в функциях правого и левого полушарий (функциональная асимметрия мозга). Функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией (логические операции, чтение, счет). Функцией правого полушария – оперирование наглядными образами (распознавание объектов, образное мышление, интуиция).

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о различной роли полушарий головного мозга в регуляции психических способностей и эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга, проявляющейся, в том числе, и в мимике лица. По данным В.Л. Деглина, временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере «правополушарного человека» в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение правого полушария вызывает противоположный эффект – улучшение эмоционального состояния. Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина установили, что больные с поражением в левом полушарии тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.

Для гармонического сочетания человека с окружающим миром должна быть согласованность интуиции и логики, духа и ума, при которой человек своей логикой (функция левого полушария) может осознать свою интуицию, образы (функция правого полушария). С психологической точки зрения гармония человека соответствует степени его психологической защищенности от жизненных потрясений и болезней.

Следовательно, сложнейшие мимические реакции, отображающие подсознательную и сознательную реактивность соответствующих центров головного мозга, могут осуществляться только при наличии между всеми центральными и периферическими компонентами этой целостной системы многообразных анатомо-физиологических связей, осуществляемых нейропроводниками, как соматической, так и вегетативной частей нервной системы. В отличие от соматических волокон лицевого нерва, большинство из которых перекрещиваются в стволе головного мозга и при поражении корковых центров развивается гетеролатеральный паралич мимической мускулатуры преимущественно нижней части лица, эмоциональные реакции, связанные с вегетативной нервной системой, по отношению к полушариям головного мозга, в основном проявляются гомолатерально.

Часть двигательного ядра лицевого нерва, иннервирующая мимические мышцы верхней части лица (лобная, круговая мышца глаза), имеет корковую иннервацию из обоих полушарий головного мозга. В противоположность этому нижняя часть ядра, иннервирующая нижние мимические мышцы, получает корковую иннервацию преимущественно из противоположной прецентральной извилины. Поэтому при поражении прецентральной извилины на противоположной стороне возникает парез мимических мышц только нижней части лица, но не нарушается функция мимических мышц верхней части лица, имеющих двухстороннюю корковую иннервацию.

Таким образом, состояние правого полушария отражается на правой половине лица, а левого полушария – на левой. В особенности это важно для глаз. До сих пор считалось, что состояние двух полушарий головного мозга человека отражается на его лице «крест-накрест» – левого полушария на правой стороне лица, а правого полушария на левой стороне лица. Это обстоятельство не позволяло ученым разработать адекватную методику тестирования психотипов. Поэтому, например «Экспресс тест Джеймса» не является достоверным и не нашел успешного применения на практике.

У здоровых людей мимика левой стороны лица отражает эмоциональное состояние в большей степени, чем мимика правой половины. Более явная выраженность проявлений эмоций левой половины лица подтверждается в специальных модельных экспериментах, в которых было показано, что эмоции больше распознаются на фотографиях, составленных из двух левых половин лица.Для определения психического состояния нами используется метод видео-компьютерной диагностики. С помощью видеокамеры компьютер строит два новых лица человека. Один портрет составляется из правых половин лица (духовный, генетический портрет), другой – из левых (жизненный, социальный портрет).

На «генетическом портрете» видна решительность, готовность к действию этого человека, а на «социальном портрете» – усталость, депрессия, что проявляется опущением уголков глаз, бровей и т.д. Далее эти портреты сравниваются в компьютере по специальному алгоритму, и по этой программе компьютер относит данного человека к одному из 49 психологических типов и выдает в процентном отношении полную личностную характеристику, профессиональную характеристику и рекомендации по гармонизации личности, изменению образа жизни, эффективному взаимодействию с другими людьми, окружающим миром.

Видео-компьютерная диагностика, наряду с опросниками, используется для определения психического состояния у соматических больных (бронхиальная астма, артериальная гипертония, язвенная болезнь и др.), для более эффективного лечения этих больных с учетом психического статуса (тревожность, депрессия).

С помощью этого метода может происходить психофизическая саморегуляция человека на основе зрительной биологической обратной связи. Если человек смотрит на эти свои два портрета, то он начинает осознавать свои подсознательные (вытесненные из сознания) чувства. В результате такой биологической обратной связи, эмоции на двух портретах становятся положительными и выравниваются. Практически при этом происходит стабилизация психических процессов, выравнивание интуитивных и логических способностей человека, повышается степень гармонии личности. При этом лицо и глаза становятся более симметричными, уменьшаются психосоматические расстройства, происходит процесс омоложения (если старение произошло преждевременно), человек возвращается к своей жизненной программе, самому себе.

Одним их существенных преимуществ этого метода является возможность исследования человека в прошлом. Исследование ранних фотографий, начиная с самого раннего детства, позволяет выявить периоды психических травм и динамику развития расстройств. При психокоррекции, с помощью синтезированных из ранних фотографий портретов, происходит восстановление лучшего из прежних состояний.