Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Маха Шива Ра Три: праздник Славяно-Арийской Ведической Культуры. Маха Шиваратри – Великая Ночь Шивы

Маха Шива Ра Три: праздник Славяно-Арийской Ведической Культуры. Маха Шиваратри – Великая Ночь Шивы

Маха Шива Ратри или Великая ночь Шивы.

Эта ночь особенно благоприятна для обуздания ума, для молитв и ритуалов, которые помогут преодолеть или осознать причину психологических, духовных или материальных препятствий, приводящих к страданиям и несвободе. Любая духовная практика будет благоприятной для этого дня: йога, чтение мантр, медитации, а также пост и другие.

Шива (санскр.शिव, śiva, «Благосклонный», «Милостивый», «Благой»).

Он тот, кто создает, поддерживает и разрушает творение, защитник праведности, победитель демонов, податель всех благ и управитель всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;в одном направлении индуизма на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла – Махаюги, с целью создания пространства для нового творения. Считается создателем сакрального звука («Ом») и санскрита , языка культа. Имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа). Его свита – духи и демоны;беЗкорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение .

Также известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху , Махадева, Махешвар (Великий Бог), Натараджа и другие имена Шивы .

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета (обмазанный пеплом), с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами – единение духовной, физической и ментальной энергии; носящий полумесяц на голове – символом контроля над разумом; обвитый змеями как браслетами (на шее и плечах), символизирующие эволюционную силу, заключенную в человеческом теле, духовную силу, которая может быть развита посредством йоги. Одет в тигровую или слоновью шкуру и восседает на них, что олицетворяет скрытую энергию и победы над вожделениями. На лбу – третий глаз, означающий его способность видеть вглубь, и три горизонтальные линии, которые интерпретируются как три источника света – огонь, солнце и луна или способность Шивы видеть прошлое, настоящее и будущее. В руках Махадева держит трезубец, напоминающий о его роли в процессе творения.

Шива - это высшее сознание человека.

Шива - это космический мужской принцип.

Шивой называют ту силу, которая разрушает наши заблуждения в процессе духовного совершенствования.

Шива-Натарадж – воплощение космической мистерии творения. Бог с развевающимися волосами танцует в огненном ореоле, разрушая и создавая новые миры и формы. Процесс этот беЗконечен как сама Вселенная.

Есть легенда, что Шива в форме Натараджа исполнил великий танец разрушения ложной Реальности.

Позы, которые он выполнял в процессе этого Космического танца, стали основой йогических асан хатха-йоги.

В беседах со своей женой Парвати Шива раскрыл тонкие аспекты других направлений йоги.

МАХАШИВАРАТРИ

В эту ночь, согласно преданию, Шива совершил тандава - танец первичного творения, сохранения и... разрушения.

Йогины и разные практики почитают проявления Шивы – как Отца Мира, и как Шакти - Матерь Мира. В своей сущности Шива и Шакти представляют собой единое начало.

В одной из легенд Шива обещает свою помощь тому, кто посвящает эту ночь духовной практике, это, пожалуй, наиболее значимый фактор, выделяющий эту ночь из всех остальных. Символизируя аспект трансформации, Шива помогает преодолеть препятствия на пути и пережить внутреннее блаженство и покой.

К Шиве обращаются в течении всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку (abhiṣeka; «омовение», «окропление», обычно сопровождаемые декламацией ведийских мантр и/или киртанов), повторяя мантры и выполняя другие ритуалы и практики.

На Шиваратри обычно проводится четыре пуджи, посвященных различным аспектам и проявлениям Шивы, чтобы охватить различные методы и настроения поклонения, как ведические, так и тантрические. Кроме того, такое почитание символизирует различные этапы духовного роста, переходы из одной ачары в другую на едином пути Шива-реализации.

В 9 столетия Кашмирский святой поэт Утпалдева, описывая Шиваратри, написал: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние».

Легенды Шиваратри

В соответствии с Пуранами, однажды двое богов из индуистской Божественной Троицы, Брахма и Вишну, сражались друг с другом, чтобы доказать свою доблесть. Другие боги пришли в ужас от размаха их битвы, и попросили Шиву вмешаться. Чтобы позволить им осознать тщетность их борьбы, Шива принял форму пылающего Лингама между Брахмой и Вишну и бросил вызов им обоим, попросив их измерить гигантский Лингам (символ Шивы).
Охваченный благоговейным страхом перед его размерами, Брахма и Вишну решили, что каждый из них найдет один край, чтобы выяснить превосходство одного над другим. Брахма принял форму лебедя и полетел вверх, в то время как Господь Вишну принял форму Варахи - вепря, - и отправился под землю, к нижним мирам. Оба искали на протяжении тысяч миль, но никто из них не смог найти конец.
На своем пути вверх Брахма подошел к цветку Кетаки. Обессиленный и пребывая в замешательстве после своих усилий обнаружить верхний конец огненной колонны, Брахма заручился согласием с Кетаки соврать о том, что он увидел вершину колонны там, где как раз в то время находился этот цветок. В сопровождении своего сообщника, Брахма предстал перед Вишну и заявил, что он в самом деле нашел начало космической колонны.
В этот момент центральная часть колонны раскрылась, и Шива проявился во всем своем великолепии. Испытывая благоговейный страх, оба, - Брахма и Вишну, - склонились перед Шивой, признавая его превосходство. Шива объяснил им, что оба они произошли из него самого, а затем разделились на три различных аспекта божественности.
Однако, Шива рассердился на Брахму из-за его ложного заявления. Господь проклял Брахму, чтобы никто никогда не молился ему. (Эта легенда объясняет, почему в Индии так мало храмов Брахмы). Господь Шива также наказал цветок Кетаки за лживые свидетельства и запретил предлагать богам ее цветы во время поклонения.

Так как это произошло на четырнадцатый день темной половины месяца Пхалгуна, когда Шива впервые проявился в форме Лингами, этот день является очень благоприятным, и он празднуется как Махашиваратри, - великая ночь Шивы. Чтобы отметить это событие, практики постятся, бодрствуют и возносят свои молитвы Всеблагому в течение всего дня и ночи. Пураны гласят, что поклонение Шиве на Шиваратри дарует человеку счастье и процветание. Этот день очень благоприятен для духовной практики, так как в такие особые дни любые усилия в садхане приносят в сотни раз больший эффект, чем в обычные дни.

МАНТРЫ ШИВЕ

1) Шива шадакшара мантра (6-ти слоговая мантра Шивы):
Ом Намах Шивая
Слава Шиве (Благому Господу) – мантра, очищающая все элементы.

2) Шива панчакшара мантра (5-ти слоговая мантра Шивы):
Намах Шивая
Слава Шиве (Благому Господу).

3) Маха-мритьюнджая-мантра – мантра Победителя смерти
Ом Трьямбакам Яджамахе

Мы поклоняемся трехглазому Господу (Шиве),
Сугандхим Пуштивардханам
наполненному сладким ароматом, питающему всех существ.
Урварукам ива бандханан
Подобно тому, как спелый огурец отделяют от стебля,
Мритьор мукшиа ма мритат
да освободит он меня от оков сансары и смерти и да укрепит он меня в бессмертии
Эта мантра способна предотвращать несчастные случаи, уберечь от неизлечимых болезней и несчастий. Она дарует здоровье, долгую жизнь, умиротворенность, богатство, преуспевание, удовлетворение, долгую жизнь и освобождение. Эту мантру рекомендуется читать в свой день рождения.

4) Шива мокша мантра :
Шиво Хам
Я есть Шива. Мокша мантра, дарующая освобождение и божественное сознание.

5) Рудра Гаятри:
Ом Бхур Бхувах Сваха

Татпурушая Видмахе
Да постигнем мы тот Высший Дух!
Махадевая Дхимахи
Созерцаем во всем проявляния Высшего Бога.
Танно Рудрах Прачодайат
Тот Рудра да направит нас к постижению Истины!

6) Шива Гаятри:
Ом Бхур Бхувах Сваха
Ом. О, Земля, Воздушное пространство и Небеса!
Махадевая Видмахе
Да постигнем мы Великого Бога!
Рудрамуртае Дхимахи
Созерцаем во всем проявляния Бога в образе Рудры.
Танно Шивах Прачодайат
Тот Шива да направит нас к постижению Истины!

7) Мантра прибегания к Шиве за защитой:
Ом. Намах Шивайа шантайа
Поклонение Шиве, полному покоя
Карана-трайа-хетаве
Опоре и причине Трех миров!
Ниведайами чатманам
Отдаюсь Тебе всею душою
Гатиствам Парамешвара
Прибегаю к Тебе, о Всевышний Господь!

8) Мантра преданности Шиве:
Шиве бхактиш-шиве бхактиш
Преданность Шиве, преданность Шиве
Шиве бхактир-бхаве бхаве
преданность Шиве в рождении за рождением
Анйатха шаранам насти
у меня нет другого прибежища и защиты
Твамева шаранам мама
лишь Ты Один - мое Прибежище!

9) Мантра-призывание Шивы:
Ом. Намасте Асту Бхагаван Вишвешварая Махадевая Трьямбакая Трипурантакая Трикагникалая Калагни-Рудрая Нилакантхая Мритьюнджаяя Сарвешварая Садашивая Шриман-Махадевая Намаха.
Поклонение Господу, Владыке Вселенной, Великому Богу, Трехокому, Уничтожителю трех демонических городов (трех видов зла: гнева, вожделения и зависти), Олицетворению трех священных огней, Огню Вечности и Разрушения, Синешеему, Великому Победителю смерти, Всевладыке, Вечноблагому! Святому Великому Богу - поклонение!

Что просят в Маха-Шиваратри у Шивы

Особое значение Маха-Шиваратри имеет для женщин и садху.

Индианки в этот день приходят просить Парвати (ведь супруг Парвати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году.

Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам, поэтому садху пьют во славу Шивы тхандаи (thandai) - коктейль-бханг из молока, каннабиса и миндаля.

Сегодня, 25 февраля 2017, один из величайших праздников индуизма - Маха Шиваратри, проводится в новолуние февраля-марта. "Маха" на Санскрите означает Великий, «Ратри» - «ночь», Маха Шиваратри – это Великая ночь Шивы.

Всю ночь в этот праздник проводится ягья (церемония) в честь Шивы и его жены Парвати. Также по традиции весь предыдущий день и всю ночь (в 2017 году с 24 на 25 февраля) соблюдается пост, а на следующий день разрешена только саттвическая еда. Всю ночь поются мантры Шиве, проводятся различные пуджи, а утром совершается омовение, по возможности в священных водах Ганги. Пожалуй, это самый медитативный день в году, когда утоньшается ткань бытия и мы приближаемся с Чистому сознанию (что символизирует брак Шивы и Парвати). Однако, потенциал этого праздника способен повлиять на обе сферы жизни: и на духовный, и на материальный ее аспекты.

Пураны следующим образом раскрывают значимость данного праздника: однажды, когда все миры были поглощены Шивой, и в этой темноте ничего не присутствовало, Парвати стала почитать Господа Шиву с великой преданностью и Шива, довольный её молитвой, решил наградить Парвати и исполнить любое ее желание. Она же попросила лишь о пользе для всех существ во всех мирах: чтобы в будущем, любой, с преданностью почитающий Господа в день Шиваратри, должен быть награжден Мокшей (просветлением).

Существует четыре вида пуджи, каждая из которых совершается в эту ночь по очереди, с перерывом в 3 часа:

Линга-пуджа в Маха Шиваратри

В процессе этой пуджи происходит длительное возлияние на Шивалингам воды. Каждый желающий может подойти к алтарю, сложить над Шивалингамом руки в дхена-мудру, напоминающую вымя коровы, и сосредоточиться на своих желаниях. Тем временем, священник льет через пальцы верующего воду. Необходимо привести свое сознание в медитативное состояние. Надо понять, чем вы вы готовы пожертвовать, чтобы получить от Шивы что-то важное взамен.

Раджасика-пуджа в Маха Шиваратри

Ближе к полуночи начинают 2-ую пуджу, раджасическую. Раджас означает «страстный, динамичный». Эта пуджа наполнена мантрами из Пуран и Тантры «правой руки» и сопровождается пышным богослуженим с обилием различных подношений, экстатическим пением и весельем. Во время этой пуджи принято молиться о богатстве, карьере, славе. Либо можно просто славить Шиву и наслаждаться процессом поклонения ему.

Тамасическая пуджа в Маха Шиваратри

Здесь совершается почитание грозных аспектов Шивы и вместе с ним почитается его зловещая супруга Махакали. До сих пор в некоторых районах Индии эта пуджа начинается с жертвоприношения животного и возлияния жертвенной крови на Шивалингам. Душа животного, получив благословение, перерождается в более совершенных формах, а его мясо будет приготовлено и роздано в качестве причастия. Подношения в эту пуджу так же тамасические: вино, рыба, мясо и т. п. Здесь произносятся молитвы и мантры из Тантр «левой руки», а так же дозволяется чёрная магия, заклинания, молитвы о расправе над врагами, завистниками, демонами и злыми духами. Однако врагом может быть не только конкретное лицо, но и собственные пороки и недостатки. Также практикуется раскалываение кокоса перед алтарём. Этот фрукт символизирует разбиение собственного эго (ахамкары). Как и у кокоса, у эго прочная скорлупа, но пустота внутри. Гордыня, чувство собственной важности так же лживы, как и кокос.

Четвёртая пуджа в Маха Шиваратри

Это почитанием Шивы как Абсолюта, пребывающего за пределами всех качеств, имён и форм. В процессе этой пуджи происходит глубокая медитация и поиск внутреннего единства с Шивой. Происходит она в час Брахма-мухурты (примерно с 3 до 5 утра) - то предрассветное время, когда удивительная тишина царит в природе, что идеально способствует медитации,
которая даёт возможность осознать Шиву как собственное Высшее Я. Так же в эту пуджу по традиции совершают хому или агнихотру (огненное жертвоприношение). На бумаге пишут молитвы и сжигают их в огне.

«Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние». Так гласит один из главных религиозных текстов индуизма 9 века.

Ритуальные танцы на фестивале Махашиваратри

Шиваизм

Великая ночь Шивы или Махашиваратри - это один из главных религиозных праздников Индии. Он относится к традиции шиваизма (шайвизма) направлению индуизма, в свою очередь включающего в себя множество школ, философия которых часто достаточно сильно различается, но в то же время имеет под собой общую основу - поклонение Шиве в качестве верховного божества.

Стоит отметить, что традиции поклонения Шиве сильны не только в самой Индии, но и за ее пределами, например на Шри-Ланке и даже в преимущественно буддийском Непале.

Когда отмечают Махашиваратри?

Как и у других индуистких праздников дата Махашиваратри “плавает” в зависимости от динамического лунного календаря. Как правило, Великая ночь Шивы приходится на февраль-март, время празднования также зависит от луны и варьируется в разных широтах.

По одной из легенд именно в эту ночь свершилась свадьба Шивы и Парвати, одним из проявлений силы бога - Шакти, по другой - именно в этот день Шива исполнил Тандаву - танец сотворения и разрушения: двух противоречивых с первого взгляда но единых по сути составляющих одного - любого процесса, который можно охарактеризовать как рождение.


Что означает название праздника?

Маха- переводится с санскрита как “великая”, “ратри” означает “ночь”. Интересно отметить, что сама приставка “Маха” нередкая в названиях индуистских праздников указывает на то, что кроме главного праздника существуют еще и его второстепенные аналоги в виде ритуалов совершаемых с определенной периодичностью, как правило еженощно и ежемесячно.

Но только 1 раз в году, поклонение Шиве обладает особой силой.

Преданные, в течение всего дня предваряющего праздник и последующей ночи соблюдают пост, молятся, медитируют и выполняют джапу, то есть начитывают специальные мантры. В эту ночь по всей Индии звучит Панчакшара мантра “Намах Шивайя” или ее вариация “Ом Намах Шивайя” - одна из главных мантр индуизма (мантра 5-ти слогов), посвященная Шиве.

Каждый из слогов этой мантры обладает особой силой. Считается что ее повторение объединяет все элементы сущего (землю, огонь, воздух и эфир) и все потенции Шивы (творец-хранитель-разрушитель-спаситель) воедино и возвращает душу, плененную привычными реакциями ума “самскарами” к Абсолюту.

В этот день также принято пить особый напиток “бханг” главными составляющими которого являются молоко, миндаль и конопля. Вопреки распространенному мнению, эта практика (как и другие практики шиваизма, связанные с употреблением каннабиса) не применяется повсеместно - “бханг” пьют как правило только садху — ведущие строгий аскетический образ жизни и посвятившие свою жизнь служению Шиве.

Как и у любого религиозного праздника у Махашиваратри есть еще наивная народная форма. Так например, семейные индианки в этот день молятся Шиве о семейном благополучии и процветании дома, а незамужние просят об удачном замужестве.

Особое значение этому празднику придают в традиционно шиваистких городах - Варанаси, Гокарне, это следует учитывать планируя посещение Индии в период его проведения.

М аха Шива Ратри или Великая ночь Шивы. Во славу Шиве и на благо всем - несколько слов об этом празднике.

Эта ночь особенно благоприятна для обуздания ума, для молитв и ритуалов, которые помогут преодолеть или осознать причину психологических, духовных или материальных препятствий, приводящих к страданиям и несвободе. Любая духовная практика будет благоприятной для этого дня: йога, чтение мантр, медитации, а также пост и другие.

(санскр.शिव, śiva, «Благосклонный», «Милостивый», «Благой»).

Он тот, кто создает, поддерживает и разрушает творение, защитник праведности, победитель демонов, податель всех благ и управитель всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;в одном направлении индуизма на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла – Махаюги, с целью создания пространства для нового творения.Считается создателем сакрального звука «Ом» и санскрита – языка культа. Имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа). Его свита – духи и демоны; беЗкорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение .

Также известен под именами Рудра, Шанкара, Махадева, Махешвар (Великий Бог), Натараджа, и другие имена .

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета (обмазанный пеплом), с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, что значит единение духовной, физической и ментальной энергий; носящий полумесяц на голове – символ контроля над разумом; обвитый змеями, как браслетами (на шее и плечах), символизирующими эволюционную силу, заключенную в человеческом теле, духовную силу, которая может быть развита посредством йоги. Одет в тигровую или слоновью шкуру и восседает на них, что олицетворяет скрытую энергию и победы над вожделениями. На лбу – третий глаз, означающий его способность видеть вглубь, и три горизонтальные линии, которые интерпретируются как три источника света – огонь, солнце и луна, или способность Шивы видеть прошлое, настоящее и будущее. В руках Махадева держит трезубец, напоминающий о его роли в процессе творения.

Шива - это высшее сознание человека.

Шива - это космический мужской принцип.

Шивой называют ту силу, которая разрушает наши заблуждения в процессе духовного совершенствования.

Шива-Натарадж – воплощение космической мистерии творения. Бог с развевающимися волосами танцует в огненном ореоле, разрушая и создавая новые миры и формы. Процесс этот беЗконечен, как сама Вселенная.

Есть легенда, что Шива в форме Натараджа исполнил великий танец разрушения ложной Реальности.

Позы, которые он выполнял в процессе этого Космического танца, стали основой йогических асан хатха-йоги.

В беседах со своей женой Парвати Шива раскрыл тонкие аспекты других направлений йоги.

МАХАШИВАРАТРИ

В четырнадцатую ночь месяца Маргх празднуется Великая Ночь Шивы - Маха Шиваратри (Maha Shivaratri).

В эту ночь, согласно преданию, Шива совершил тандава - танец первичного творения, сохранения и... разрушения.

Йогины и разные практики почитают проявления Шивы как Отца Мира и Шакти как Матерь Мира. В своей сущности Шива и Шакти представляют собой единое начало.

В одной из легенд Шива обещает свою помощь тому, кто посвящает эту ночь духовной практике, это, пожалуй, наиболее значимый фактор, выделяющий эту ночь из всех остальных. Символизируя аспект трансформации, Шива помогает преодолеть препятствия на пути и пережить внутреннее блаженство и покой.

К Шиве обращаются в течение всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку (abhiṣeka; «омовение», «окропление», обычно сопровождаемые декламацией ведийских мантр и/или киртанов), повторяя мантры и выполняя другие ритуалы и практики.

На Шиваратри обычно проводится четыре пуджи, посвященные различным аспектам и проявлениям Шивы, чтобы охватить различные методы и настроения поклонения, как ведические, так и тантрические. Кроме того, такое почитание символизирует различные этапы духовного роста, переходы из одной ачары в другую на едином пути Шива-реализации.

В IX веке Кашмирский святой поэт Утпалдева, описывая Шиваратри, написал: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние».

Кашмирские пандиты обычно праздновали Шиваратри в течение 23 дней. Сначала шесть дней были посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3 дня проводилось в благочестивых молитвах. Один день был предназначен для дарения подарков. Два дня почитались Бхаиравы. Один день был предназначен для почитания Шивы. На следующий день самый старший человек в семье делал подарки всем членам семьи. Затем день почитания Шивы.

На следующий день раздавался прасад из грецких орехов и рисовых пирогов. В прошлом праздник часто продолжался до Аштами (8-го лунного дня). Последний день также отмечается, как конец зимы и празднуется сжиганием кангри. Это было раньше, в современном мире всё иначе.

Сегодня Маха Шиваратри приходится на ночь новолуния. Благодаря воздействию Луны на Шиваратри активность ума успокаивается. Блуждания сознания по просторам будущего или погружение в пучины прошлого приостанавливаются. Появляется уникальная возможность «зафиксировать» момент настоящего.
На Шиваратри рекомендуется вечером или ночью посвятить некоторое время духовной практике:

  1. Медитациям. Если у вас есть возможность, обязательно посвятите хотя бы час своего времени медитации, чтению мантр, посвященных Шиве или любой другой близкой вам молитве. Эта ночь рекомендована для начала длительной садханы, взятия обета, так как Шива покровитель всех духовных практик.
  2. Благоприятным является пост в этот период, данная аскеза дарует желанную трансформацию и избавление от духовных проблем, догм и заблуждений. Пост - это не только отказ от еды, сюда входит воздержание от интимных отношений и участия в культурных мероприятиях (кроме имеющих духовное содержание). Удивительная возможность посвятить время своему внутреннему миру!

Легенды Шиваратри

Как гласят Пураны, однажды двое богов из индуистской Божественной Троицы Брахма и Вишну сражались друг с другом, чтобы доказать свою доблесть. Другие боги пришли в ужас от размаха их битвы и попросили Шиву вмешаться. Чтобы позволить им осознать тщетность их борьбы, Шива принял форму пылающего Лингама между Брахмой и Вишну и бросил вызов им обоим, попросив их измерить гигантский Лингам (символ Шивы).

Охваченный благоговейным страхом перед его размерами, Брахма и Вишну решили, что каждый из них найдет один край, чтобы выяснить превосходство одного над другим. Брахма принял форму лебедя и полетел вверх, в то время как Господь Вишну принял форму Варахи - вепря и отправился под землю, к нижним мирам. Оба искали на протяжении тысяч миль, но никто из них не смог найти конец.

На своем пути вверх Брахма подошел к цветку Кетаки. Обессиленный и пребывая в замешательстве после своих усилий обнаружить верхний конец огненной колонны, Брахма заручился согласием с Кетаки соврать о том, что он увидел вершину колонны там, где как раз в то время находился этот цветок. В сопровождении своего сообщника Брахма предстал перед Вишну и заявил, что он в самом деле нашел начало космической колонны.

В этот момент центральная часть колонны раскрылась, и Шива проявился во всем своем великолепии. Испытывая благоговейный страх, оба, Брахма и Вишну, склонились перед Шивой, признавая его превосходство. Шива объяснил им, что оба они произошли из него самого, а затем разделились на три различных аспекта божественности.

Однако Шива рассердился на Брахму из-за его ложного заявления. Господь проклял Брахму, чтобы никто никогда не молился ему. (Эта легенда объясняет, почему в Индии так мало храмов Брахмы). Господь Шива также наказал цветок Кетаки за лживые свидетельства и запретил предлагать богам ее цветы во время поклонения.

Так как это произошло на четырнадцатый день темной половины месяца Пхалгуна, когда Шива впервые проявился в форме Лингами, этот день является очень благоприятным и он празднуется как Махашиваратри, - великая ночь Шивы. Чтобы отметить это событие, практики постятся, бодрствуют и возносят свои молитвы Всеблагому в течение всего дня и ночи. Пураны гласят, что поклонение Шиве на Шиваратри дарует человеку счастье и процветание. Этот день очень благоприятен для духовной практики, так как в такие особые дни любые усилия в садхане приносят в сотни раз больший эффект, чем в обычные.

Календарь МахаШиваратри 2019-2029

МАНТРЫ ШИВЕ

1) Шива шадакшара мантра (6-слоговая мантра Шивы):

Слава Шиве (Благому Господу) – мантра, очищающая все элементы.

2) Шива панчакшара мантра (5-слоговая мантра Шивы):
Намах Шивая
Слава Шиве (Благому Господу).

3) Маха-мритьюнджая-мантра – мантра Победителя смерти

Мы поклоняемся трехглазому Господу (Шиве),
Сугандхим Пуштивардханам
наполненному сладким ароматом, питающему всех существ.
Урварукам ива бандханан
Подобно тому, как спелый огурец отделяют от стебля,
Мритьор мукшиа ма мритат
да освободит он меня от оков сансары и смерти и да укрепит он меня в бессмертии.

Эта мантра способна предотвращать несчастные случаи, уберечь от неизлечимых болезней и несчастий. Она дарует здоровье, долгую жизнь, умиротворенность, богатство, преуспевание, удовлетворение, долгую жизнь и освобождение. Эту мантру рекомендуется читать в свой день рождения.

4) Шива мокша мантра :
Шиво Хам
Я есть Шива. Мокша мантра, дарующая освобождение и божественное сознание.

5) Рудра Гаятри:
Ом Бхур Бхувах Сваха
Ом. О Земля, Воздушное пространство и Небеса!
Татпурушая Видмахе
Да постигнем мы тот Высший Дух!
Махадевая Дхимахи
Созерцаем во всем проявляния Высшего Бога.
Танно Рудрах Прачодайат
Тот Рудра да направит нас к постижению Истины!

6) Шива Гаятри:
Ом Бхур Бхувах Сваха
Ом. О, Земля, Воздушное пространство и Небеса!
Махадевая Видмахе
Да постигнем мы Великого Бога!
Рудрамуртае Дхимахи
Созерцаем во всем проявляния Бога в образе Рудры.
Танно Шивах Прачодайат
Тот Шива да направит нас к постижению Истины!

7) Мантра прибегания к Шиве за защитой:
Ом. Намах Шивайа шантайа
Поклонение Шиве, полному покоя,
Карана-трайа-хетаве
Опоре и причине Трех миров!
Ниведайами чатманам
Отдаюсь Тебе всею душою,
Гатиствам Парамешвара
Прибегаю к Тебе, о Всевышний Господь!

8) Мантра преданности Шиве:
Шиве бхактиш-шиве бхактиш
преданность Шиве, преданность Шиве.
Шиве бхактир-бхаве бхаве
преданность Шиве в рождении за рождением.
Анйатха шаранам насти
у меня нет другого прибежища и защиты,
Твамева шаранам мама
лишь Ты Один мое Прибежище!

9) Мантра-призывание Шивы:
Ом. Намасте Асту Бхагаван Вишвешварая Махадевая Трьямбакая Трипурантакая Трикагникалая Калагни-Рудрая Нилакантхая Мритьюнджаяя Сарвешварая Садашивая Шриман-Махадевая Намаха.
Поклонение Господу, Владыке Вселенной, Великому Богу, Трехокому, Уничтожителю трех демонических городов (трех видов зла: гнева, вожделения и зависти), Олицетворению трех священных огней, Огню Вечности и Разрушения, Синешеему, Великому Победителю смерти, Всевладыке, Вечноблагому! Святому Великому Богу - поклонение!

Успешной практики на благо вам и всем живым существам!
ОМ НАМАХ ШИВАЯ!

Индийского календаря (февраль - март). Считается, что в Священную Ночь МахаШиваРатри молитвы беспрепятственно доходят до Бога (т.к. все небожители, и суры, и асуры заняты поклонением Шиве и не могут мешать молящимся людям).

Махашиваратри (ратри - санск. ночь) - это ночь поста и молитвы , её проводят в размышлении о Господе Шиве , разрушителе невежества, грехов. Верующие читают истории про Шиву , поют гимны в честь Шивы .
Махашиваратри проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Господу Шиве, Махадэву . Верущие в этот день постятся, не едят и не пьют, не принимают даже прасад Махашиваратри .

Праздник Махашиваратри начинается с восходом солнца в день Шиваратри месяца пхальгуна (февраль-март), Чатурдаши кришна пакша, 14 лунный день тёмной половины месяца, (это 29 лунный день по другим традициям) и продолжается всю ночь в храмах и у домашних алтарей.

А ежемесячный Шиваратри соблюдается в Чатурдаши (четырнадцатый лунный день тёмной половины месяца (перед Новолунием). Шиваратри считается очень благоприятным временем во всех отношениях, способствующим как духовному, так и материальному прогрессу.

Луна, покровительница ума, в период тёмной половины месяца (кришна пакша) каждый день теряет одну шестнадцатую часть своего блеска, своей силы. И в ночь Шиваратри , в Чатурдаши, она уже очень слаба, у неё остаётся лишь одна шестнадцатая часть силы. Поэтому в это время ум контролировать легче, нам дана уникальная возможность - контролировать лишь 1/16 часть капризного ума. А лучшее средство для контроля ума (согласно Писаниям) - это повторение святых имён Бога, концентрация на Его Образе.

Во время Шиваратри Луна и Солнце находятся в очень благотворном аспекте друг с другом. Поэтому именно это святое время благоприятно для того, чтобы установить свою связь с Богом, ощутить Его присутствие. Особенно - раз в год, в период Махашиваратри , когда накладываются несколько циклов, когда аспект Божественного наиболее проявлен в природе.

МахаШиваРатри - это великий праздник, исключительная, чудесная возможность, Ночь духовных Даров. Это одна из самых святых ночей года, которая может глубоко трансформировать нас. В эту Ночь можно родиться заново и начать новую жизнь, новый благой цикл развития.

Для того, чтобы отвлечься от мирских вещей и обратить свой ум к Богу, Писания рекомендуют практику повторения имен Бога (для кали-юги это лучшая практика). И такая практика в период МахаШиваРатри обещает принести наилучшие плоды.

Шива разрушает невежество. Искренняя политва, пуджа, пост в период МахаШиваРатри (маха - великий, Шива- благой, ратри - ночь (т.е. оочень благоприятная ночь)) помогут улучшить и материальную, и духовную сферы жизни. Духовная практика в Великую Ночь Шивы поможет достичь даже самых трудно достижимых целей.

Почитают Шиву , совершая каждые три часа пуджу (богослужение). Каждое поклонение связано с одним из аспектов Шивы.

I. Приблизительно с 19.00-22.00 произносятся молитвы, с благими намерениями, без эгоистических желаний, материальных просьб. «Господи! Даруй мне Веру и Любовь к Тебе, даруй мне истинные Знание и Гуру!» - такие молитвы похвальны в эту первую стражу (первые три часа).
Шива почитается в образе Рудры.
молока.

II. Ближе к полуночи начинается вторая пуджа, когда уже просят о процветании, богатстве, славе, карьере. Но это не означает, что нужно обязательно о чём-то просить. Можно просто славить Шиву , наслаждаться самим процессом поклонения.
Шива почитается в образе Садашивы.
Пуджа завершается возлиянием на Лингам йогурта .

III. Далее совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах, разрушителя негатива. Молят об избавлении от негативных качеств и о приобретении добродетельных качеств. Кто-то свои просьбы пишет на бумаге и потом предаёт огню.
Шива почитается в образе Бхайравы.
Пуджа завершается возлиянием на Лингам гхи (топлёного масла).

IV. Четвёртая, заключительная транцендентная пуджа, даёт нам возможность - ощутить Шиву как своё Высшее Я. Почитается высший аспект, ПарамаШива.
Пуджа завершается возлиянием мёда.

О Господь Благой и Всепроникающий, носящий чашу из черепа,
Чьей божественной лилой стало нищенствование!
Прими эту обезьяну моего ума, как подношение Тебе,
свяжи её шнуром преданности и оставь под своим неусыпным надзором!
Чрезвычайно упрямая и своенравная, блуждает она неустанно в лесу невежества, танцуя
на вершинах грудей молоденьких красавиц, беспорядочно прыгая с ветки на ветку мирских желаний! (Шиванандалахари) .

пАпотпАтавимочанАйа ручираишварйАйа мртйумджайа
стотра дхйАна нати прадакшина сапарйАлоканАкарнане
джихвА читта широнгхри хаста найана шротраирахам прАртхито
мАмАджнАпайа таннирУпайа мухур мАм ева мА ме вачах

О Мритьюнджая, Разрушитель смерти! Для уничтожения грехов и достижения освобождения
я прошу язык восхвалять Тебя, ум - медитировать, голову - склоняться,
ноги - совершать прадакшину вокруг Тебя, руки - поклоняться, глаза - смотреть на Тебя,
уши - внимать Твоим лилам! Повелевай этими моими стараниями и напоминай мне о них.
Да не утратят силу какие-либо из этих органов чувств,
чтобы и дальше мог я беспрепятственно служить Тебе! (Шиванандалахари) .

Один из самых прекрасных гимнов , написанных на санскрите - Шива-махимнах-стотрам - написанный гандхарвом Пушпадантой. Стотра - сакральный текст, от воспевания которого ум наполняется блаженством, считается, что слушание и воспевание этого гимна дает огромное благо. Гимн величествен по содержанию, возвышен по интонации и имеет мало равных себе по воздействию. Он оказывает огромное воздействие на сознание читающего, даже если смысл не понятен.
* Текст гимна и аудио здесь Шива-махимнах стотрам ГИМН ВЕЛИЧИЯ ШИВЫ или смотрите эпизод 640 сериала Devon Ke Dev… Mahadev.

Для размышления:
"Этот Праджапати - год, [он состоит] из шестнадцати частей. Его ночи - пятнадцать частей, неизменна его шестнадцатая часть. Благодаря ночам он и растёт, и уменьшается. В ночь новолуния он проникает этой шестнадцатой частью во всё, что одушевлено, и рождается на следующее утро. Поэтому из почтения к этому божеству в такую ночь нельзя пресекать дыхание у одушевлённого, будь то даже ящерица.
Поистине, человек, который знает это, - есть сам год. Праджапати из шестнадцати частей. Его имущество - пятнадцать частей, Атман - его шестнадцатая часть. Благодаря имуществу он и растёт, и уменьшается. Этот Атман - ступица колеса, имущество - обод колеса. Поэтому, когда [кто-нибудь] теряет всё, но его Атман живёт, то говорят, что он потерял обод колеса" (Брихадараньяка упанишада 1.5.14-15).
◊ "Дейсен указывает, что Нилаканта... ссылается на Брих. уп 1.5.11, где говорится, что Праджапати, подобно месяцу, состоит из 16 частей (14 ночей возрастания, 14 ночей убывания, 1 ночь новолуния,
1 ночь полнолуния). Шестнадцатая часть его неизменна (ночь новолуния); войдя этой (невидимой) частью во всё, обладающее дыханием, Праджапати на утро рождается как новый месяц. Пятнадцать частей принадлежат Праджапати как сменяющиеся, шестнадцатая же, всегда неизменная, невидимая (новолуние), есть его Атман. Неизменный Атман есть втулка, пятнадцать переменных частей - спицы колеса" (Комментарии Б.Л. Смирнова к Махабхарате (Нараяния)).

Статью подготовила: Наталья Дементьева
Книги Издательства Натальи Дементьевой

Выдержки из книг см в соц сетях:
VK:
Царство Богини - Территория гармоничных женщин.
Интернет-магазин ПЧЕЛА - Духовный мёд - духовным искателям.
Шиванандалахари, Махабхарата Нараяния.

* ФИЛЬМЫ О ШИВЕ

! Есть потрясающий индийский сериал про Махадэва "Devon Ke Dev Mahadev, Бог Богов Махадэв".
Год выпуска: 2011. На основе Писаний, отличное качество, отлично поставлен и чудесное музыкальное сопровождение. Первые 10 серий идут по 3 часа, далее эпизоды по 20 мин, начиная с 201 эпизода.
* "Махакали. Конец - это начало" Mahakaali - Ant hi aarambh hai Сериал о Махакали, разрушающей эго и зло.
* Сериал Матушка Шакти.
*