Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Л.Н. Толстой "Кавказский пленник": описание, герои, анализ произведения

Л.Н. Толстой "Кавказский пленник": описание, герои, анализ произведения

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери и он решил съездить в отпуск домой. Но по дороге его и еще одного русского офицера Костылина схватили татары (по вине Костылина, так как Костылин должен был прикрывать Жилина, но увидев татар начал убегать от них. Костылин предал Жилина). Татарин, который взял в плен русских офицеров продал их другому татарину. Их держали в кандалах в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать письмо домой с требованием выкупа. Костылин написал, а Жилин специально написал другой адрес, так как знал, что выкупить его некому (старушка мама и так бедно жила). Жили они так целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка девочка Дина, она носила ему тайком лепешки и молоко, а он делала для нее кукулок. Жилин стал думать как им с Костылиным сбежать из плена, начал копать подкоп в сарае.

И однажды ночью они сбежали. Убежали в лес, но Костылин стал отставать и ныть, так как ему сапогами ноги натерло. И так из-за Костылина они далеко не нашли, их заметил один татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников и их быстро догнали с собаками. Пленникам надели кандалы и больше не снимали даже ночью, а также посадили их в другое место в яму аршин пяти. Но Жилин все равно не отчаялся. Все думал, как ему убежать. И спасла его Дина, она ночью принеслу длинную палку и спустила ее в яму, по ней и вылез Жилин наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошел подальше от деревни и хотел снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепешек, а потом стала плакать, прощаясь с Жилиным: она к нему очень привязалась, так как он был очень добр с ней. И Жилин стал уходить все дальше и дальше, хоть колодка и очень мешала, когда силы закончились он полз, так он дополз до поля, за которым были уже свои русские. Но Жилин боялся, что его заметят татары, когда будет пересекать поле. Только подумал глядь: налево, на бугре, стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим: Братцы! Выручай! Братцы! Услыхали Жилина казаки (человек 15) и бросились наперерез татарам. Испугались татары не доезжаючи стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин, как с ним все было, и говорит: Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.

Главная мысль

Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.

    Чему учит рассказ?

    Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

    Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

    Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Служил на Кавказе офицер Жилин . Пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары. Случилось это по вине Костылина. Он должен был прикрывать Жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. Костылин оказался предателем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому татарину. Пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать родным письма с требованием выкупа. Костылин послушался, а Жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Костылиным в сарае целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал раздумывать, как им с Костылиным бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.

Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отставать и ныть - ему сапогами ноги натёрло. Из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников, те взяли собак и быстро догнали пленников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью. Вместо сарая заложников посадили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отчаялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошёл подальше от деревни и попытался снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и заплакала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привязалась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закончились, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские. Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пересекать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, десятинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и бросились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!». Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары, не доехав до Жилина стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приключениях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

скачать

Аудио рассказ Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник", вошедший в "Четвёртую русскую книгу для чтения". 1 глава, в которой даны сравнительные характеристики Жилина и Костылина, описание домашнего обихода, мужской и женской одежды татар (мусульман) Кавказа, украшений, обычаев.
"Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло ему раз письмо из дома. пишет ему старуха-мать: "...Приезжай со мной проститься, похорони... А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может и женишься и совсем останешься"... Пошёл он к полковнику, выправил отпуск... На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда... Под ним лошадь добрая, а под теми ещё добрее, да и наперерез скачут... Схватили его татары... надели колодку и повели в сарай...
2 глава. Жилина взял Кази-Мугамед, за долги отдал пленника Абдул-Мурату. Абдул-Мурат заставил Жилина написать письмо на родину о выкупе. Хотел взять 3000 рублей, но Жилин выторговал 500 рублей + хорошую одежду и еду. Адрес на конверте написал неправильный, чтобы письмо не дошло, потому что, знал что денег у матери нет платить за него. Здесь же оказался и Костылин, вёл себя смирно, домой написал, чтобы прислали 5000 рублей выкупа за себя. В главе ярко, детально с уважением и аккуратным трепетом описан быт, одежда, обычаи татар того времени.
Предлагаем читать краткое содержание, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио рассказ Льва Толстого "Кавказский пленник".

Один из известнейших рассказов Л. Н. Толстого - "Кавказский пленник". Краткое содержание произведения знает каждый подросток. По крайней мере, должен знать. Ведь рассказ об офицере, захваченном горцами, на протяжении многих десятилетий входит в школьную программу.

Отзывы критиков

Литераторы весьма благосклонно отнеслись к рассказу, вышедшему в печать в 1872 году. Один из известных в то время критиков отметил: произведение создано особым, новым языком. Среди достоинств "Кавказского пленника" - простота изложения. Здесь нет лишних слов и вычурных стилистических форм. Красоту художественного языка Л. Н. Толстого краткое содержание "Кавказского пленника" не раскроет. Но, думается, побудит на прочтение оригинала.

История создания

Название рассказа - аллюзия на поэму Пушкина. Однако история, рассказанная Толстым, отличается от той, что сочинил более ранний классик. В 1817 году началась война между Россией и мусульманскими народами. В рассказе "Кавказский пленник" Л. Н. Толстого, краткое содержание которого представлено в статье, отражены события знаменательного периода в отечественной истории. Писатель и сам служил на Кавказе. Однажды с ним произошел случай, едва не приведший к пленению.

На Кавказе у Толстого был чеченский друг по имени Садо. Однажды они совершали совместное путешествие и по пути встретили горцев, промышляющих похищением людей. Граф мог бы сбежать (у него имелась превосходная лошадь), но не сделал этого. Путникам чудом удалось избежать участи пленников. Не погибли они потому, что горцы стремились захватить их живыми. Куда более сложное испытание пришлось пережить главному герою рассказа "Кавказский пленник" Л. Н. Толстого. Краткое содержание изложено ниже.

Жилин

Л. Н. Толстого, как и сжатое изложение любого другого литературного произведения, начинать нужно с характеристики главного героя. Известный критик был прав. Рассказ написан предельно лаконичным, простым языком. Жил-был офицер. И звали его Жилин. Служил он на Кавказе.

Однажды Жилин получил письмо от умирающей матери, в котором женщина выражала желание повидать перед смертью любимого сына. Все. Никаких многословных рассуждений, свойственных великому писателю, здесь нет. О том, что представляет собой Жилин, какими качествами и достоинствами обладает, читатель узнаёт позже, после того, как тот попадает в плен и чудом выбирается из него. Краткое содержание "Кавказского пленника" Льва Николаевича Толстого, по сути, изложено выше.

Даже тот, кто не читал рассказ, догадался, какие злоключения ждут Жилина. Но не всё так просто. Есть в произведении и благородный бедный офицер, и состоятельный, но подлый дворянин. Нашлось место и отношениям между русскими и горцами, сложность которых обсуждается на протяжении двухсот лет. Итак, Жилин получил письмо от матери и отправился домой. Дело было летом. От крепости до ближайшей станции 25 вёрст. Преодолеть расстояние довольно сложно.

Во-первых, неимоверная жара. Во-вторых, повсюду татары (так в те времена называли всех мусульман). Горцы убивали русских, захватывали их в плен. Из крепости дважды в неделю отправлялся обоз в сопровождении солдат. На таких же условиях из крепости выехал и Жилин. Однако по пути он решил отказаться от сопровождения. На это уговорил главного героя сослуживец Костылин - офицер, представитель богатого дворянского рода, который и предал его.

В плену

Жилин и Костылин ехали верхом на лошадях несколько часов. Главный герой прошёл вперёд сто метров, дабы посмотреть, нет ли в округе татар. Когда же показались вездесущие горцы, Костылин ринулся обратно к крепости. Причём только у него было ружье. Жилин оказался при встрече с татарами абсолютно безоружен. Кроме того, бандиты ранили его лошадь. Она упала на офицера, сильно придавив его своим весом.

Когда Жилин пришёл в себя, его уже крепко связывали татары. Так Жилин стал кавказским пленником. На следующий день его напоили, накормили и известили о дальнейшей судьбе. Один горец продал русского офицера другому. Теперь пленник должен был написать письмо родным, чтобы те выкупили его. Но у матери Жилина денег, о которых мечтали горцы, не было. Позже главный герой, как и велел ему его "хозяин", письмо все же написал. Однако адрес указал неверный.

Побег

Костылин, предавший Жилина, тоже оказался в плену. Но он был богат, написал письмо домой и обещал горцам, что вскоре отдаст им пять тысяч монет. Жилин понимал, что от смерти спасет его лишь побег. При этом татар он не боялся, за что, к слову сказать, те его весьма уважали. К тому же умел мастерить диковинные вещицы из глины, чем привлёк внимание татарских детей.

Особенно Дины, дочери Абдула - того самого горца, ожидавшего выкуп. Первый побег Жилина не удался. И опять виноват был в этом Костылин - человек неловкий, трусливый. Позже русскому офицеру все же удалось сбежать благодаря Дине. Девочка принесла ему длинную палку, с помощью которой тот смог выбраться из ямы.

Костылина вскоре выкупили из плена. Таково Л. Н. Толстого. Но стоит добавить несколько слов о нравах обитателей аула. Как изобразил их автор в своем произведении?

Русский среди горцев

Толстой горцев не изображает кровожадными бандитами. Да, для них убить человека дело простое, можно сказать, будничное. Но только лишь тогда, когда речь идет об иноверцах. А к Жилину многие жители аула прониклись симпатией. Прекрасно характеризует отношение горцев к русским небольшая история о татарском старике, ненавидевшем русских.

Этот человек в молодости был отважным джигитом. Было у него жена и семеро детей. Но русские пришли, убили его жену и шестерых детей. Седьмой сын перешел на сторону врага, за что и был убит отцом. Мусульманский старец Жилина презирал, полагая, что его незамедлительно нужно убить.

К счастью, Абдул придерживался другого мнения. Все же писатель полагал, что так называемые татары вовсе не изверги. Это народ, имеющий совершенно отличные традиции от тех, на которых был воспитан главный герой. Рассказ, содержание которого изложено в статье, стоит прочитать. Это произведение все еще актуально.