Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Конституционные принципы национальной политики в российской федерации. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ

Конституционные принципы национальной политики в российской федерации. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ

По Конституции 1993 года Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Для понимания основ национальной политики необходимо разобраться в главных принципах федеративного устройства, в основах соблюдения прав разных народов и слиянии их в единый организм.

  • В преамбуле к Конституции написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Это одна из особенностей российского подхода к национальному вопросу. Критерий многонациональности – не наличие людей разных наций, а наличие исторически сложившихся групп населения, проживающих компактно на своей территории. Критерий многонациональности предполагает установление прав гарантии свободы и развития языковых и культурных обычаев; необходимость своеобразного «суверенитета» для каждой нации.
Исключительной важностью обладает вопрос об основах федеративного устройства государства. Статья 5, пункт 3: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Важно отметить следующее: несмотря на право «самоопределения народов», для преодоления опасности распада государства, в Конституцию Российской Федерации внесены положения так называемого «федерального договора», который включает в себя:
  • определение статусов субъектов Российской Федерации (ст.5, п.1) – «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».
  • оговорку о том, что суверенитет принадлежит Российской Федерации (а не субъектам) – ст.4, п.1: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию»; ст.4, п.3: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», наконец ст.3, п.1: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Российский федерализм – это форма государственного устройства, способ территориальной организации, гарантия государственной целостности. С одной стороны, это форма демократизации управления государством, децентрализации (об этом – статьи 71-73: «В ведении Российской Федерации находятся…», «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся…», «Вне пределов ведения Российской Федерации…»). С другой стороны, субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом, не обладают верховенством на своей территории: ст.4, п.2: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». У субъектов нет права сецессии – права выхода в одностороннем порядке.
Важно так же отметить о положениях Конституции российской Федерации непосредственно связанных с правами национальностей. Это:
  • ст. 26, п.1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».
  • ст. 19, п.2: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности…».
  • ст. 14, п.1: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», п.2: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»; ст. 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
  • ст. 68: п.1: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык»; п.2: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации»; п.З: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

Лекция:

Россия – многонациональная страна, в ней проживает более 190 народностей: русские, украинцы, татары, башкиры, чеченцы, даргинцы и др. Среди них есть многочисленные и малочисленные народы (национальные меньшинства: ненцы, манси, коряки и другие). Каждый из народностей России уникален, имеет специфическую духовную и материальную культуру, которую стремится сохранить. Государство же содействует сохранению культурной самобытности народа и проводит национальную политику, представляющую собой совокупность мер по улучшению жизни всех народов России, укреплению межнациональных отношений и сохранению целостности территории страны.

Главным гарантом этнических прав является Конституция РФ. В преамбуле основного закона нашего государства даётся указание на многонациональный характер РФ, соединённых «общей судьбой на своей земле». Рассмотрим конституционные принципы национальной политики РФ:

  • принцип равноправия и самоопределения народов России (преамбула КРФ);
  • гарантия прав и свобод человека независимо от расы, национальности и языковой принадлежности (статьи 2 и 9);
  • запрет действий, нарушающих целостность территории государства, запрет пропаганды национального превосходства (статьи 13 и 19);
  • предоставление права пользования родным языком (статья 26);
  • предоставление права субъектам РФ устанавливать государственный язык на своей территории и употреблять его наряду с русским (статья 68);
  • гарантия прав национальных меньшинств (статьи 71 и 72);
  • другие принципы изображены на интеллект-карте.

Ещё одним важным источником национальной политики является «Концепция государственной национальной политики РФ» 1996г. Концепция закрепляет те же конституционные принципы, а также провозглашает защиту прав и интересов граждан РФ, находящихся за её пределами и необходимость укреплять их связи с Родиной.

Дополнительные материалы к уроку :

Интеллект-карта по обществознанию №40

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм
YouTube канал

Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более 150 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Благодаря объединяющей роли государствообразующего русского народа, на территории

России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами «разделенных народов», на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.

Узловыми проблемами, требующими решения, являются :

развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

признание и учет интересов и объективного положения русского народа, являющегося опорой российской государственности, оказавшегося в наиболее трудном положении;

развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

поддержка соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ, а также в Латвии, Литве, Эстонии, содействие развитию их связей с Россией.

В Российской Федерации в июне 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики , которая представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации – равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к этнонационализму, политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов. Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Важнейшим принципом государственной национальной политики Российской Федерации является сохранение исторически сложившейся целостности РФ, запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды.

Высшая цель национальной политики РФ состоит в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и народов в составе единого многонационального государства . Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее этносов.

В соответствии с концепцией национальной политики Российского государства определены следующие основные задачи.

В политической и государственной сфере:

упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений;

объединение усилий всех звеньев государственной системы гражданского общества для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей, укрепления взаимопонимания между ними;

обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов;

решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма.

В социально-экономической сфере:

реализация экономических интересов народов на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

осуществление социальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему «депрессивных» регионов, в первую очередь, в Центральной России и на Северном Кавказе;

рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов РФ, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала.

В духовной сфере:

формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

Межнациональные отношения в нашей стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа – самого многочисленного этноса. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований РФ. Потребность в государственной поддержке оказывается соотечественникам за рубежом, прежде всего путем оказания им материальной и культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим в государствах ближнего зарубежья.

В государственной национальной политике необходимо, прежде всего, осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны быть согласованы с реальным состоянием и перспективами национальных отношений в Российском государстве. При проведении государственной национальной политики необходимы опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений . Только тогда национальная политика может стать консолидирующим фактором.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под национальной политикой?
2. Каковы цели и задачи демократической национальной политики?
3. Какие известны формы и методы осуществления национальной политики?
4. Выясните, каковы взаимосвязи национальной и региональной политики и в чем их различия.
5. Включаются ли в национальную политику вопросы миграционной и демографической политики?
6. Можно ли обойтись в многонациональном государстве без национальной политики?
7. Проанализируйте специфику управления этнонациональными процессами.
8. Рассмотрите алгоритм подготовки и проведения управленческих решений в сфере этнонациональных отношений.
9. Каковы основные задачи национальной политики в Российской Федерации?
10. Принесла ли практические результаты принятая в 1996 г. государственная концепция национальной политики?
11. Каковы Ваши соображения по совершенствованию национальной политики в Российской Федерации?

Национальная политика в РФ - система мер, направленных на об­новление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формиро­вание демократических механизмов разрешения межнациональных кон­фликтов.

Принципы национальной политики (см. глава 2 Конституции РФ):

    равенство прав человека вне зависимости от его расы, нации, язы­ка, религии;

    запрет любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;

    сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ;

    равноправие всех субъектов РФ;

    гарантии прав коренных малочисленных народов;

    право каждого самостоятельно определять и указывать национальную принадлежность;

    мирное разрешение конфликтов;

    запрет деятельности, направленной на подрыв безопасности госу­дарства, на разжигание национальной или религиозной вражды.

3.7. Социальный конфликт

Конфликт - особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.

Само конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий оппонентов.

Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные.

К основным социологи относят те, ко­торые непосредственно направлены на предмет конфликта.

Вспомога­тельные действия обеспечивают выполнение основных.

Разрастание конфликта, вовлечение в него новых участников, углу­бление конфликта, нарастание непримиримости и остроты - это эскалация.

Урегулирование конфликта - снятие остроты противоборства сторон, а также стремление субъекта управления конфликтом избе­жать наиболее негативных последствий конфликта; оно может быть полным или частичным. В случае урегулирования достигаемый между сторонами компромисс не может устранить причин конфликта, сохра­няя тем самым возможность нового обострения.

Разрешение конфликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое поро­дило бы бесконфликтные отношения сторон.

Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса. Консенсус - это согласие значимого большин­ства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях.

В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности : долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяж­ные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения : объективные, субъективные и лож­ные;

в) по форме: внутренние и внешние;

г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

е) по используемым средствам : насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества : прогрессивные и регрес­сивные;

з) по сферам общественной жизни : экономические (или производ­ственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

Отрицательные последствия социальных конфликтов:

    дезорганизация социальной жизни;

    разрушение социальной системы;

    создание стрессовой ситуации;

    возможность распада общества и разрушения социальных структур.

Положительные последствия социальных конфликтов:

    снятие социальной напряжённости;

    нахождение и принятие новых решений;

    стимулирование социальных изменений;

    приобретение опыта мирного разрешения конфликтных ситуаций;

    дальнейшее улучшение отношений между примирившимися сто­ронами.

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважительное отношение к людям, представляющим любую этническую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.
Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:
пронизанное патриотическими чувствами уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забота о сохранении исторически сложившегося государственного единства народов, объединенных общей судьбой на своей земле;
политико-правовая направленность на утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, равноправия народов, на обеспечение суверенной государственности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).
В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
гарантия прав коренных малочисленных народов;
право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.