Какие жидкости относятся к ЛВЖ и ГЖ?
И легковоспламеняющиеся (ЛВЖ), и горючие жидкость (ГЖ) обладают одним и тем же свойством — они легко воспламеняются и горят чрезвычайно быстро. Их пожароопасность определяется температурой воспламенения (по-научному — температурой вспышки).
Температура вспышки — это минимальная температура, при которой жидкость образует пар в такой концентрации, что она может воспламениться.
Согласно международной классификации, ЛВЖ имеют температуру вспышки менее 100 градусов по Фаренгейту (или 37,78 С), ГЖ — равно или более этого показателя.
В процессе горения участвует не сами эти жидкости, а их испарения. Скорость, при которой жидкость выделяет горючие пароы зависит от давления.
Увеличение скорости испарения растет с увеличением температуры. Таким образом, и ЛВЖ, и ГЖ являются более опасными при повышенных температурах, чем при комнатной температуре.
К ЛВЖ относятся: диэтиловый эфир, бензол, циклогексан, этанол, ацетон.
К ГЖ: дизельное топливо, моторное масло, керосин, некоторые виды растворителей.
Октановое число и нефть не имеют никакого отношения к заданному вопросу! Какое отношение, например, имеет к нефти этиловый спирт, который можно сделать из опилок или крахмала?! А отличаются они (так когда-то постановили) температурой вспышки. Если температура ниже определенной (кажется, что-то около 60оС), то ЛВЖ. Есть жидкости (типа сероуглерода), пары которых вспыхивают от горячей рядом обычной электрической лампочки, даже не мощной.
К Такому типу жидкостей относятся практически все жидкости на основе нефти! Отличие Между Легко воспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ) и просто горючими (ГЖ) Лишь в пропорциях содержания нефти! Чем выше октановое число тем легче воспламеняется жидкость!)
К ЛВЖ относятся те жидкости, температура возгорания которых 61 градус Цельсия и меньше. Все что больше — относится просто к горючим жидкостям. Это разделение жидкостей хорошо описано в охране труда. К ЛВЖ можно отнести бензины, дизельное топливо, керосин. У них температура возгорания от 30 до 40 градусов Цельсия. А горючие жидкости это те, которые воспламеняются при температуре свыше 61 градуса Цельсия, но при этом способные поддерживать процесс горения при отсутствии источника температуры.
К ЛВЖ относятся — углеводороды, спирты, эфиры, ароматические соединения. К ГЖ — масла, глицерин. Отличие ЛВж от Гж по температуре вспышки, если t вспышки больше 62-66 градусов, то это уже ГЖ.
ЛВЖ расшифровывается как легковоспламеняющиеся жидкости.
ГЖ расшифровывается как горючие жидкости.
Что касается ЛВЖ, то для этих жидкостей температура возгорания равна до 61 градуса по Цельсию включительно (это бензин, керосин, дизтопливо). А для ГЖ проявляют способность к возгоранию при температуре свыше 61 градуса по Цельсию и причм они поддерживают горение при отсутствии источника, поставляющего тепло.
Что же такое ГЖ и ЛВЖ?
ЛВЖ — это аббревиатура/сокращение от легковоспламеняющаяся жидкость, а ГЖ — горючая жидкость.
Чем же они различаются между собой?
Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости могут самостоятельно гореть, если убрать источник зажигания. Разделение на ГЖ и ЛВЖ делается по разности/различия температуры вспышки этих жидкостей.
Так ЛВЖ вспыхиваю при температуре до 61 С.
А вот горючие жидкости вспыхиваю при температуре уже выше 61 С.
К ЛВЖ относятся, например, ацетон (это особо опасная ЛВЖ), уайт-спирит, керосин, скипидар.
К ГЖ же относятся, к примеру, мазут, дизельное топливо, масла, лаки и др.
Жидкости, способные гореть и поддерживать горение от открытого источника огня относятся к quot;ГЖ** или quot;ЛВЖ.
ЛВЖ — это легковоспламеняющиеся жидкости, ГЖ — это горючие жидкости. Классификация жидкостей на ЛВЖ и ГЖ основана на характеристике, которую имеют все ЛВЖ и горючие жидкости — температура вспышки.
Температура вспышки — это наименьшая температура жидкости при которой над поверхностью жидкости образуется паровоздушная смесь, в таком количестве, что пары способны вспыхивать от внешнего источника огня в условиях испытаний в открытом или закрытом тигле. Устойчивого горения жидкости при этом не возникает.
ЛВЖ — это жидкости, температурв вспышки которых не более 66 град Целься в открытом тигле и 61 град в закрытом тигле.
ГЖ — это жидкости, температура вспышки которых выше 66 град Цельсия в открытом тигле и 61 град Цельсия в закрытом тигле.
Начнм с того, что такое эти аббревиатуры обозначают:
ЛВЖ — по трм буквам двух слов, таких как — ЛегкоВоспламеняющаяся Жидкость.
ГЖ — по двум буквам двух слов — Горючая Жидкость.
Итак перечислять не буду все жидкости, их и так слишком много, да и могут быть ошибки, а вот научно эти жидкости отличаются температурой вспышки, которая:
У ЛВЖ — в закрытом тигле соответственно не свыше 61С, а вот в открытом не свыше 66С
ГЖ — в закрытом тигле соответственно не ниже 61С, а вот в открытом не ниже 66С
Практически это примерно так — ЛВЖ вспыхивает сразу, как только поднесли огонь, а ГЖ ещ надо постараться разжечь.
К легковоспламеняющимся, точнее оно обозначается как ЛВЖ относится такие вещества как бензол, этанол и ацетон. К горючим жидкостям или ГЖ относят такие вещества как мазут, топливо, масла и другие вещества. Разница между ними такая:
Горючие жидкости (ГЖ) и лекговоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) отличаются температурой вспышки (наименьшей температуры, при которой происходит возгорание жидкости). У ЛВЖ она ниже и составляет:
К ЛВЖ относятся: ацетон, бензин, эфиры и т.д. К ГЖ — мазут, дизтопливо и т.д.
С ЛВЖ нужно обращаться еще более осторожно, чем с ГЖ, и держать их подальше от источников огня.
В соответствии с к 3-му классу опасных грузов относят:
К опасным грузам класса 3 не относят:
Смеси веществ с температурой вспышки ниже 23 °С, содержащие более 55 % нитроцеллюлозы (независимо от содержания азота) или нитроцеллюлозу с содержанием азота более 12,6 % (по массе сухого вещества), должны быть отнесены к классу 1 или подклассу 4.1.
Опасные грузы класса 3 на подклассы не подразделяются.
В зависимости от дополнительного вида опасности опасные грузы класса 3 относят к категориям, приведенным в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Классификационная таблица опасных грузов класса 3
опасности основной |
Классификационный шифр |
||
дополнительный |
|||
Без дополнительного вида |
|||
опасности |
|||
Токсичные |
|||
Коррозионные |
|||
Токсичные и коррозион- |
|||
Десенсибилизированные |
|||
При повышенной темпе- |
|||
Группу опасных грузов класса 3 определяют в зависимости от степени опасности и требований к их упаковке по табл. 4.2.
Степень опасности ЛВЖ определяют по показателям и критериям, установленным в табл. 4.3.
Вязким веществам, таким как краски, эмали, лаки, олифы, клеи и политуры, с температурой вспышки менее 23 °С, может быть назначена низкая степень опасности (группа 3).
Таблица 4.2
Степень опасности груза и группа упаковки опасных грузов класса 3
Из практики известно, что значительное число загораний сырых нефтей, светлых нефтепродуктов и других ЛВЖ начинается со взрыва, в результате которого сбрасывается или частично разрушается крыша резервуара и развивается интенсивное горение поверхности горючего. Возможность возникновения пожара горючих жидкостей определяется температурой, при которой происходит вспышка паров. Чем ниже эта температура вспышки, тем большую пожарную опасность представляет данная жидкость.
При оценке пожарной опасности веществ определяют их способность воспламеняться, взрываться и гореть при контакте с водой, кислородом воздуха и другими веществами, а также характер взаимодействия с водопенными средствами тушения и потенциал горючести. Поэтому основными параметрами пожарной опасности являются:
Группа горючести. По горючести вещества и материалы подразделяются на негорючие, трудногорючие и горючие.
Температура вспышки - это низшая температура вещества, при которой в условиях специальных испытаний оно выделяет горючие пары или газы с такой скоростью, что они могут вспыхивать в воздухе от постороннего источника зажигания; устойчивое горение вещества при этом не происходит.
Температура вспышки связана с температурой кипения жидкости приближенным соотношением:
Температура воспламенения - это самая низкая температура вещества (или его оптимальной смеси с воздухом), при которой в условиях специальных испытаний вещество выделяет горючие пары или газы с такой скоростью, что после их зажигания внешним источником возникает самостоятельное пламенное горение этого вещества.
Температура самовоспламенения - это самая низкая температура вещества (или его оптимальной смеси с воздухом), при нагревании до которой происходит резкое увеличением скорости экзотермической реакции, приводящее к возникновению пламенного горения без внешнего источника зажигания.
Концентрационные пределы воспламенения паров в воздухе. В случае ЛВЖ горят не сами жидкости, а их пары. Областью воспламенения пара, газа, взвеси жидкого или твердого вещества в воздухе называется область концентраций данного вещества, внутри которой смеси его с воздухом или другим окислителем способны воспламеняться от источника зажигания с последующим распространением горения по смеси сколь угодно далеко от источника зажигания. Граничные концентрации области воспламенения называются соответственно верхним и нижним концентрационными пределами воспламенения пара, газа или взвеси.
Температурные пределы воспламенения паров в воздухе - это такие температуры вещества, при которых концентрации его паров в воздухе, находящиеся в равновесии с жидкой или твердой фазой, равны соответственно нижнему или верхнему концентрационному пределу воспламенения.
Зная температурные пределы взрываемости паров данной жидкости с воздухом, можно в любое время определить степень пожарной опасности или предусмотреть ее наступление при изменении температуры.
Например, бензин А-95 имеет температурные пределы взрываемости паров с воздухом от минус 36 до минус 7 °С. Это значит, что в указанном температурном интервале возможны взрывы его паров, находящихся над поверхностью жидкости в закрытой емкости при наличии источника зажигания. При температуре более низкой, чем нижний температурный предел, взрыв не происходит, так как недостаточно давление паров ЛВЖ, а при температуре более высокой, чем верхний температурный предел, в замкнутом объеме будет недостаточное относительное содержание кислорода.
Следует учитывать, что при повышении температуры очень сильно растет давление насыщенных паров ЛВЖ, резко повышается общее давление в емкостях и тем самым увеличивается опасность взрыва и пожара. Температурные пределы взрываемости паров некоторых жидкостей приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Пределы взрывоопасности некоторых ЛВЖ
Минимальной огнетушащей концентрацией при объемном тушении данного вещества называется наименьшая концентрация тушащего газа или пара в воздухе, обеспечивающая практически полное мгновенное (в условиях опыта) тушение диффузионного пламени вещества.
Скоростью выгорания называется количество горючего, сгорающего в единицу времени с единицы площади горения. Эта скорость характеризует интенсивность сгорания вещества в условиях пожара. Ее необходимо знать при определении расчетной продолжительности пожара в резервуарах.
В качестве критериев транспортной опасности ЛВЖ используют температуру вспышки и температуру кипения.
Среди опасных грузов класса 3 много высокоопасных токсичных веществ, работа с которыми требует соблюдения строгих правил техники безопасности. Многие ЛВЖ проявляют коррозионные свойства по отношению к металлам и другим материалам. Опасные свойства ЛВЖ в аварийной ситуации или при небрежной работе с ними неблагоприятно отражаются на окружающей среде. При сходе с рельсов цистерн, их опрокидывании и в других случаях большие количества нефти, нефтепродуктов и других ЛВЖ загрязняют и отравляют окружающую среду. Ввиду большой токсичности и других опасных свойств ПДК нефтепродуктов в воде определена в 0,05 мг/л, что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Рассмотрим основы процессов горения ЛВЖ и других материалов, поскольку эти процессы обуславливают безопасную перевозку и хранение горючих веществ.
(ППБ 01-03, пп.514-525)
514. Обвалования вокруг резервуаров, а также переезды через них должны находиться в исправном состоянии. Площадки внутри обвалования должны быть спланированы и засыпаны песком.
эксплуатация негерметичных оборудования и запорной арматуры;
эксплуатация резервуаров, имеющих перекосы и трещины, а также неисправные оборудование, контрольно-измерительные приборы, подводящие продуктопроводы и стационарные противопожарные устройства;
наличие деревьев и кустарников в каре обвалований;
установка емкостей на горючее или трудногорючее основания;
переполнение резервуаров и цистерн;
отбор проб из резервуаров во время слива или налива нефти и нефтепродуктов;
слив и налив нефти и нефтепродуктов во время грозы.
516. Дыхательные клапаны и огнепреградители необходимо проверять в соответствии с технической документацией предприятий-изготовителей.
При осмотрах дыхательной арматуры необходимо очищать клапаны и сетки от льда. Отогрев их следует производить только пожаробезопасными способами.
517. Отбор проб и замер уровня необходимо производить при помощи оборудования, исключающего искрообразование.
518. Хранение в таре жидкостей с температурой вспышки выше 120 град. С в количестве до 60 м3 допускается в подземных хранилищах из горючих материалов при условии устройства пола из негорючих материалов и засыпки покрытия слоем утрамбованной земли толщиной не менее 0,2 м.
519. Совместное хранение ЛВЖ и ГЖ в таре в одном помещении разрешается при их общем количестве не более 200 м3.
520. В хранилищах при ручной укладке бочки с ЛВЖ и ГЖ должны устанавливаться на полу не более чем в 2 ряда, при механизированной укладке бочек с ГЖ - не более 5, а ЛВЖ - не более 3.
Ширина штабеля должна быть не более 2 бочек. Ширину главных проходов для транспортирования бочек следует предусматривать не менее 1,8 м, а между штабелями - не менее 1 м.
521. Хранить жидкости разрешается только в исправной таре. Пролитая жидкость должна немедленно убираться.
522. Открытые площадки для хранения нефтепродуктов в таре должны быть огорожены земляным валом или негорючей сплошной стенкой высотой не менее 0,5 м с пандусами для прохода на площадки.
Площадки должны возвышаться на 0,2 м над прилегающей территорией и быть окружены кюветом для отвода сточных вод.
523. В пределах одной обвалованной площадки допускается размещать не более 4 штабелей бочек размером 25 х 15 м с разрывами между штабелями не менее 10 м, а между штабелем и валом (стенкой) - не менее 5 м.
Разрывы между штабелями двух смежных площадок должны быть не менее 20 м.
524. Над площадками допускается устройство навесов из негорючих материалов.
525. Не разрешается разливать нефтепродукты, а также хранить упаковочный материал и тару непосредственно в хранилищах и на обвалованных площадках.
7.3.11. Легковоспламеняющаяся жидкость (в дальнейшем ЛВЖ) - жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющая температуру вспышки не выше 61 °С.
К взрывоопасным относятся ЛВЖ, у которых температура вспышки не превышает 61 °С, а давление паров при температуре 20°С составляет менее 100 кПа (около 1 ат).
За последнее десятилетие возрос резервуарный парк хранения нефти и нефтепродуктов, построено значительное количество подземных железобетонных резервуаров объемом 10, 30 и 50 тыс. м 3 , металлических наземных резервуаров объемом 10 и 20 тыс. м 3 , появились конструкции резервуаров с понтонами и плавающими крышами объемом 50 тыс. м 3 , в Тюменской области построены резервуары объемом 50 тыс. м на свайном основании.
Развиваются и совершенствуются средства и тактика тушения пожаров нефти и нефтепродуктов.
Резервуарные парки разделяются на 2 группы.
Первая - сырьевые парки нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов; базы нефти и нефтепродуктов. Эта группа разделяется на 3 категории в зависимости от вместимости парка, тыс. м 3 .
Св. 100............................................ 1
20-100.................................... 2
До 20............................................... 3
Вторая группа - это резервуарные парки, которые входят в состав промышленных предприятий, объем которых составляет для подземных резервуаров с ЛВЖ 4000 (2000), для ГЖ 20 000 (10 000) м 3 . В скобках приведены цифры для наземных резервуаров.
Классификация резервуаров. По материалу: металлические, железобетонные. По расположению: наземные и подземные. По форме: цилиндрические, вертикальные, цилиндрические горизонтальные, шаровые, прямоугольные. По давлению в резервуаре: при давлении, равном атмосферному, резервуары оборудуют дыхательной аппаратурой, при давлении, выше атмосферного, т. е. 0,5 МПа,- предохранительными клапанами.
Резервуары в парках могут размещаться группами или отдельно.
Для ДВЖ общая вместимость
группы резервуаров с плавающей крышей или понтонами составляет не более 120, а со стационарными крышами - до 80 тыс. м 3 .
Для ГЖ вместимость группы резервуаров не превышает 120 000 м 3 .
Разрывы между наземными группами - 40 м, подземными - 15 м. Проезды шириной 3,5 м с твердым покрытием.
Противопожарное водоснабжение должно обеспечивать расход воды на охлаждение наземных резервуаров (кроме резервуаров с плавающей крышей) на весь периметр согласно СНиПу.
Запас воды на тушение должен быть на 6 ч для наземных резервуаров и 3 ч для подземных.
Канализация в обваловании рассчитывается на суммарный расход: подтоварной воды, атмосферной воды и 50 % расчетного расхода на охлаждение резервуаров.
Особенности развития пожаров. Пожары в резервуарах обычно начинаются со взрыва паровоздушной смеси в газовом пространстве резервуара и срыва крыши или вспышки «богатой» смеси без срыва крыши, но с нарушением целостности ее отдельных мест.
Сила взрыва, как правило, большая у тех резервуаров, где имеется большое газовое пространство, заполненное смесью паров нефтепродукта с воздухом (низкий уровень жидкости).
В зависимости от силы взрыва в вертикальном металлическом резервуаре может наблюдаться обстановка:
крыша срывается полностью, ее отбрасывает в сторону на расстояние 20-30 м. Жидкость горит на всей площади резервуара;
крыша несколько приподнимается, отрывается полностью или частично, затем задерживается в полупогруженном состоянии в горящей жидкости (рис. 12.11);
крыша деформируется и образует небольшие щели в местах крепления к стенке резервуара, а также в свар-
ных швах самой крыши. В этом случае горят пары ЛВЖ над образованными щелями. При пожаре в железобетонных заглубленных (подземных) резервуарах от взрыва происходит разрушение кровли, в которой образуются отверстия больших размеров, затем в процессе пожара может произойти обрушение покрытия по всей площади резервуара из-за высокой температуры и невозможности охлаждения их несущих конструкций.
У цилиндрических горизонтальных, сферических резервуаров при взрыве чаще всего разрушается днище, в результате чего жидкость разливается на значительную площадь, создается угроза соседним резервуарам и сооружениям.
Состояние резервуара и его оборудования после возникновения пожара определяет способ тушения и
К классу 3 относятся вещества и изделия, содержащие вещества этого класса, которые:
К классу 3 относятся также:
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Температура вспышки — наиболее низкая температура жидкости, при которой ее пары образуют легковоспламеняющуюся смесь с воздухом.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. Жидкие десенсибилизированные взрывчатые вещества — это взрывчатые вещества, растворенные или суспендированные в воде или других жидких веществах для образования однородной жидкой смеси с целью подавления их взрывчатых свойств.
Общим свойством опасных грузов данного класса является их способность образовывать над поверхностью горючую концентрацию паров при любых температурах окружающей среды, превышающих их температуру вспышки. Пары легковоспламеняющихся жидкостей могут легко воспламеняться при кратковременном контакте с источником возгорания, таким как горящая спичка, нагретая поверхность и т.п. Горючая концентрация паров может распространяться от места утечки на большие расстояния.
Кроме этого, насыщенные пары легковоспламеняющихся жидкостей с повышением температуры создают в емкостях значительное давление, способное привести к разгерметизации емкости.
В порожних емкостях с остатками легковоспламеняющихся жидкостей образовывается взрывоопасная концентрация паров с воздухом.
Знаки опасности, указывающие на опасные свойства грузов класса 3, приведены на рис. 1.
Рис. 1. Знаки опасности для опасных грузов 3-го класса
Вещества класса 3 в зависимости от степени опасности, которой они характеризуются во время перевозки, относятся к одной из групп упаковки:
Группа упаковки I: вещества с высокой степенью опасности;
Группа упаковки II: вещества со средней степенью опасности;
Группа упаковки III: вещества с низкой степенью опасности.
Степень опасности (группа упаковки) легковоспламеняющихся жидкостей определяется в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Критерии назначения групп упаковки для
легковоспламеняющихся жидкостей
Примеры
К опасным грузам класса 3 относятся, например:
№ ООН 1170 Спирта этилового раствор;
№ ООН 1202 Топливо дизельное;
№ ООН 1203 Бензин моторный;
№ ООН 1230 Метанол;
№ ООН 1263 Краска;
№ ООН 1308 Цирконий, суспендированный в легковоспламеняющейся жидкости
13 декабря 2019 года Ассоциация «Всеукраинская лига консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов» совместно с Всеукраинской общественной организацией «Общественный комитет транспортной безопасности» проведет международную конференцию на тему: «Современное европейское законодательство в сфере перевозки опасных грузов и его интеграция с законодательством Украины». Международная конференция пройдет в гостинице «Турист» (ул. Р. Окипной, 2, метро "Левобережная"). ...
Именно сейчас сложилась ситуация, когда автомобильные перевозчики имеют уникальную возможность воспрепятствовать внесению в Закон Украины «О перевозке опасных грузов» положения об обязательном согласовании маршрутов дорожной перевозки опасных грузов с Государственной службой Украины по безопасности на транспорте или другим компетентным органом Украины. ...
Предлагаем владельцам грузового транспорта услуги по внешнему и внутреннему ремонту и восстановлению автоцистерн из алюминия или нержавеющей стали. Специалисты нашей компании имеют большой опыт работы в этой сфере деятельности, качественно и в срок выполняют все виды сварочных работ любой сложности...
Изменения в руководстве страны дают надежду на положительные изменения и в сфере перевозки опасных грузов, которые уже давно назрели. Круг проблем, которые крайне необходимо решить в ближайшее время, довольно широкий. ...
Правила перевозки опасных грузов были разработаны и применяются уже очень давно, и все же снова и снова они нарушаются, выявляются неправильные действия и, как следствие, происходят аварии. Предыдущий опыт и существующая ситуация ясно демонстрируют, что одним только воздействием на автомобильных перевозчиков и водителей невозможно обеспечить выполнение этих правил и существенно повысить безопасность перевозок. ...