Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Шепот робкое анализ. Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье

Шепот робкое анализ. Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», анализ которого мы проведем, написано в первый период творчества Фета (1840—1850-е годы). Всего можно выделить три этапа, и восприятие природы в стихотворениях, созданных в каждый из них, проявляет различия в мироощущении.

В раннем творчестве автора выражение чувств проникнуто радостью от ощущения своей слитности с миром. Душевный подъем, стремление достичь гармонии освещают высшим смыслом не только его существование, но земное бытие в целом. Лирический герой главным считает восприятие жизни в свете эстетического идеала, так как красота — это и есть идеальная сущность мира. Заслуга художника видится ему в поиске ее примет в природе, искусстве, женском облике. Во второй период (1870-е годы) образ лирического героя в поэзии Фета меняется. Исчезает жизнеутверждающая доминанта в его настроениях, он остро переживает разрыв между идеалом и действительностью. Гармоничное мироощущение возвращается в 80-е годы, в красоте и многообразии мира находятся основания для того, чтобы не уставать вслушиваться в «Тихий плеск житейских волн» («Тяжело в ночной тиши...», 1892).

В анализируемом стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» любовные переживания лирического героя выражены благодаря параллелизму с пейзажем. Природное и человеческое одинаково прекрасны, вглядываясь в одно, можно понять невыразимые словами оттенки другого. Взаимопроникновением этих начал обусловлена возможность обрисовать ситуацию и ощущения в простом перечислении признаков, смешивая звуки шепота и соловьиных трелей, зрелище милого лица и серебристого ручья. Вплоть до заключительной фразы этой миниатюры каждая строчка заканчивается запятой, что позволяет воспринимать стихотворение как единое высказывание. В то же время оно делится на три строфы (четверостишия разностопного хорея, три четырехстопных, последняя — трехстопная).

В первой — контуры переживания едва намечены: в пейзаже и психологическом состоянии лирического героя нет определенности, что передают эпитеты: робкий, сонный, но оно прекрасно («серебро»), изменчиво («колыханье»), является кануном открытого проявления чувств (пока это шепот):

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья...

Упоминание о соловьином пении вносит в картинку поэтичный оттенок, но при этом и конкретизирует ее. Чуть заметными штрихами создается образ первого, робкого, вызывающего противоречивые ощущения свидания, происходящего на берегу ручья весенней ночью Во втором четверостишии выявляется доминанта в переживании. Для его обрисовки используются приглушенные тона, но в нем могут произойти «волшебные изменения». Пока в нем «тени без конца», ночная грусть, ожидание далекого рассвета:

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Важное значение в предощущении финала имеет восходящая интонация. Перечисление подробностей, признаков создает в сознании читателя представление о том, что голос лирического героя обретает звучность. В пейзаже и в мире человеческих чувств происходит эволюция, которую, помимо звуковых, помогают осознать цветовые и эмоциональные детали: шепот, трели соловья — восклицание; серебристая вода, «тени без конца», «дымные тучки» — «пурпур розы,/Отблеск янтаря»; «робкое дыханье» — «И лобзания, и слезы»:

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Заря, осветившая мир теней, становится утверждением вечного возрождения природы и метафорой торжества любви. Звучащий в этом слове «а» является тоникой всего стихотворения — на таком ассонансе построены рифмы всех трех строф: в первой и женская, и мужская (дыханье — колыханье, соловья — ручья), во второй и третьей — мужские (конца — лица, янтаря — заря). Перекличка с другими ассонансами (в первой строке «о» — шепот, робкое, серебро, сонного; во второй «е» — свет, тени, еще раз тени, волшебных изменений), а также с сочетаниями гласных с полугласными (робкое дыханье , колыханье , ручья — первое четверостишие; ночной , ночные , изменений — второе; стык в третьем — «лобзания и ») и аллитерациями, строящимися на сонорных (в первой строфе — тр ел и сол овья, сер ебр о и кол ыханье сонн ого р учья; во второй — н очн ой, н очн ые тен и, тен и без кон ца, вол шебн ых изм ен ен ий м ил ого л ица; в третьей — дымн ых, стык пур пур р озы, отбл еск ян тар я, л обзания , сл езы, зар я, зар я), придает стихотворному тексту музыкальность. Миниатюра превращается в гимн красоте земной жизни.

Ликующее настроение финала создается благодаря мотиву прорыва солнечных лучей сквозь тучи. Их образ снижается с помощью уменьшительной формы («В дымных тучках пурпур розы...»), и ничто не затемняет света, заря заливает весь мир — и природу, и внутреннюю жизнь лирического героя, испытывающего восторг, переживающего ощущение счастья.

Параллелизм с пейзажем дает возможность показать динамику состояний, ограничиваясь их «отблесками». Это свидетельствует о душевной тонкости, бережном отношении к чувствам (в стихотворении всего одна явная, открытая оценка: перед лирическим героем «милое лицо»). Кроме этого, смыкание психологического и природного планов, дающих один, слитный отсвет, позволяет обрисовать мир в его единстве и цельности. Он вызывает у лирического героя восхищение, представляется ему милым, волшебным, прекрасным. На этом завершим анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье...» Фета.

Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Одна из самых известных миниатюр Фета. Она написана и напечатана в 1850 г. в журнале «Москвитянин» («Шепот сердца…»). В измененном виде стихотворение появилось в 1956 г. и тотчас покорило сердца читателей. Его двенадцать строк проняты сильным чувством, а экономично подобранные слова рисуют яркие картины. Современники вспоминали, что это произведение очень нравилось Л. Толстому, который сказал по поводу концовки: «Это для небольшого круга гурманов в искусстве». Читателей и сегодня не может не удивлять, что стихотворение, наполненное движением от начала до конца, написано без единого глагола, а 36 слов, из которых оно состоит, 26 из них существительные.

Миниатюра Фета «Шепот, робкое дыханье…», которая воспринималась современниками как новаторское произведение, стала хрестоматийной. Природа и чувства слиты в ней воедино. Стихотворение, особенно в последних строчках (концовки у поэта всегда были сильными), звучит как настоящий гимн природе и любви. Слова в нем подобраны так, что каждое из них является намеком, а объединенные вместе – создают систему намеков, которые имеют подтекст и производят особенное впечатление. Исследователи указывают на черты импрессионизма в лирике Фета. Импрессионизм, как известно, наиболее ярко выражен в творчестве французских художников: К. Моне, Э. Моне, Э Дега, О. Ренуара, которые любили изображать предметы под особенным углом зрения и в необычном освещении. Импрессионистическая манера чувствуется в стихотворении «Свет ночной, ночные тени, тени без конца» и играет важнейшую роль в изображении картины ночного видения, которая завершается восходом солнца.

Кроме анализа стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» также доступно:

  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист...», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Ласточки пропали...», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза...», анализ стихотворения Фета

Афанасий Фет «Шепот, робкое дыханье…»


Шепот , робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица , В дымных тучках пурпур розы , Отблеск янтаря , И лобзания, и слезы, И заря, заря!. .

Анализ стихотворения.


Историческая справка . Стихотворение написано и напечатано в 1850 году в журнале Москвитянин" ("Шепот сердца"). Это произведение стало символом поэзии Фета. Вызывала удивление "безглагольность" стиха, сумевшего передать волнение любовного свидания через тончайшие переливы чувств влюбленных.

Фет еще служит, но служба его тяготит, он крайне неудовлетворен своим социальным положением, но слава его растет. В жизни поэта была настоящая любовь, но он не смог сделать свою возлюбленную счастливой. Сам был беден, и она (Мария Лазич) была бесприданницей. Вскоре девушка трагически погибла. Образ любимой девушки не оставлял Фета до конца его жизни.
Темой данного стихотворения является природа. Природа и любовь слиты воедино.
Стихотворение начинается с появления с самих героев: "...Шепот, робкое дыхание..." детали пейзажа и подробности любовного свидания образуют единый ряд, любовь - продолжение жизни природы, её ритма, и одно неотделимо от другого.
Лирический сюжет . Раннее утро. Предрассветные сумерки. Короткий период, когда ночь сменяется днем, и этот переход занимает считанные минуты, отделяющие свет от мрака. Первым предвестником приближающегося рассвета является соловей, трели которого слышны сквозь шепот и робкое дыхание ночи. Но пока рассвет не наступил, есть время предаться любовным утехам. Все действия остаются как бы за кадром.
Композиционно стихотворение делится натри части. Кольцевая композиция помогает передать единство двух мотивов. Слияние воедино образа природы и внутреннего состояния
человека.
Стихотворная организация занимает ключевое место. Метафорические образы, цветовая гамма несет символический характер.
Серебро символ чистоты, невинности, непорочности. В переводе с греческого - белый, блистающий. В природе - самородная форма.
Пурпурный цвет розы - символ любви. В христианской символике - строгость веры, чистая совесть и спокойствие души.
"Отблеск янтаря " - горящий камень, камень солнца.
Стихи Фета часто сравнивают с картинами импрессионистов. Как и на картинах импрессионистов, в стихотворении контуры размыты, образ только намечен. Читатель сам должен почувствовать намек автора.
Слово тени повторяется дважды. Понятие "ТЕНЬ" имеет массу аллегорических, метафорических и переносных значений. Иногда синонимом этому слову может служить слово "ПРИЗРАК".
Свет ночной . Свет (по словарю символистов) - символ истины, разума, радости, счастья и т.д. Проявление божества, космическое творение.
Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Слово заря повторяется дважды? Это кульминация стихотворения: кульминация чувства лирических героев и кульминация в природе. Слеза - символ утешения, исцеления, обретенное спокойствие. Заря - начало зарождения чего-то радостного и светлого.
Образ лирический героев их чувства развиваются от "шепота" и "робкого дыхания" к "ряду волшебных изменений милого лица". Единой строчкой автор раскрывает всю гамму чувств, переживаемых героями, волшебных изменений милого лица". Единой строчкой автор раскрывает всю гамму чувств, переживаемых героями.
Особенностью стихотворения является то, что в нем нет ни одного глагола. Существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Заставляет работать воображение, дорисовывать недостающие детали.
Роль детали . Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов - подлежащих (между ними ставится запятая). Все произведение - это одно большое назывное предложение. Назывными являются односложные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления:"Шепот, робкое дыханье..." Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу вводят читателя в обстановку действия:"..Свет ночной,ночные тени, тени без конца...".
Подлежащее может распространяться только определениями:"...Робкое дыханье..."
Жанр - миниатюра, воспринималось современниками как новаторское произведение.
Идея : любовь - прекрасное чувство на Земле.
Несмотря на то, что это стихотворение является классикой литературы, после его публикации на Афанасия Фета обрушился шквал негативных откликов. Автору ставили в вину то, данное произведение является беспредметным. И тот факт, что в нем отсутствует конкретика, и наступающем рассвете читателям приходится догадываться по коротким фразам, заставило критиков причислить его к разряду "поэтических опусов, рассчитанных на узкий круг людей".
Сегодня можно с уверенностью утверждать о том, что поэт в этом стихотворении затронул тему интимных взаимоотношений, на которую в 19 веке было наложено негласное табу. И хоть напрямую об этом в самом произведении не говорится, тонкие намеки оказываются красноречивее любых слов.

*** *** ***

Сияла ночь . Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали , Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари , в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь , что нет любви иной, И так хотелось жить , чтоб, звука не роняя, Тебя любить , обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных , И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных , Что ты одна – вся жизнь , что ты одна – любовь .

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки , А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки , Тебя любить , обнять и плакать над тобой!

Анализ стихотворения.

Историческая справка. Стихи были написаны свояченице Л.Н.Толстого Татьяне Кузминской 2 августа 1877 года. Написаны по впечатлениям от ночного пения в яснополянском доме. Стихотворение - воспоминание. Это стихотворение вдохновило многих композиторов написать музыку. Один из лучших романсов Н.Ширяева, один из лучших исполнителей Георгий Виноградов Темой данного стихотворения является любовь. Воспоминание о женщине и её пении, которое вызвало у лирического героя необыкновенный душевный подъем. Лирический сюжет . Любовное свидание в саду . Это стихотворение схоже со стихотворением А.С.Пушкина "Я помню чудное мгновенье..." "чудное мгновение" в потоке жизни. Мгновение - это всего лишь мгновение, проявление страсти, которое оставило в душе лирического героя долгое воспоминание. Лирическое повествование идет с нарастанием Интересна композиция стихотворения. Оно состоит из двух частей. Первая - воспоминание о любимой женщине и её пения, вторая - настоящее лирического героя, в котором он после долгих лет "томительных и скучных" услышал в ночной тиши её голос: И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь. Мотив мгновения и вечности. Ключевое слово - ЛЮБОВЬ. Повторяется в стихотворении 5 раз! Любовь - интимное и глубокое чувство (Философская энциклопедия), "непредсказуемое" выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, не преодолеть. "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте). Расценивать любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная (Древнеиндийские веды). Понятие любовь многозначно - объединение и соединение, одна из высших ценностей. (Древнегреческий философ Гесиод) По гороскопу Ф.Фет - скорпион. Скорпионы ищут страстного, сильного человека, не боятся боли и страданий. Вторая строфа наполнена слезами любви и страдания. Судьба и сердце стоит в одном ряду со словом любовь. Судьба - совокупность всех событий и обстоятельств; предопределенность событий и поступков; рок, фатум, высшая сила, которая может мыслится в виде природы или божества . (Википедия) Судьба и любовь стали понятием неразделимым. "Желающего идти судьба ведет, не желающего - влачит (Клеанф) Сердце - центр существа, как физический так и духовный, божественное присутствует в центре. Струны дрожали, как сердца... Изображение сердца - символ любви, любовь земная и небесная. В фольклоре "Сердце душу бережет и душу мутит". Оно болит, дрожит, кипит, обмирает, щемит и т.д. В астрономии оно - Лев. В алхимии: сердце - солнце в человеке, а мозг - Луна. "Жгучая мука" - Все ревность, все любовь - все муки жгучей страсти! Когда избавлюсь я от их мятежной власти? ("Элегия" Б.Н. Алмазов 1862г.) Образ Луны всегда вдохновлял поэтов. В библейской книге "Песнь песней" красота Суламифи сравнивается со светлой луной: "Кто эта женщина, взирающая с высоты словно утренняя заря, прекрасная, как полная луна?" Луна олицетворяет женскую силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную. Символ бессмертия и вечность, циклический ритм времени. Второй по яркости объект на земном небосклоне после солнца. В буддизме полнолуние считается временем усиления духовной силы. Жанр - любовная лирика. Произведение очень живописное, и очень музыкальное. Образ рояля: " Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали..." За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Этот образ воздействует и впрямую и косвенно. Поэт заставляет увидеть и услышать то, что с ним связано. Особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие, звуковые повторы.

«Шепот, робкое дыханье…» Афанасий Фет

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Анализ стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Афанасий Фет по праву считается одним из самых романтичных русских поэтов. Хотя автор никогда не причислял себя к этому литературному направлению, его произведения пронизаны духом романтизма. Основу творчества Фета составляет пейзажная лирика. Причем, в некоторых произведениях она органично переплетается с любовной. В этом нет ничего удивительного, так как поэт был убежденным сторонником теории единения человека с природой. По его мнению, человек является неотъемлемой его частью, как сын является порождением своего отца. Поэтому природу невозможно не любить, и это чувство у Фета порой выражено в стихах гораздо сильнее, чем любовь к женщине .

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», написанное в 1850 году, является ярким тому примером. Если в более ранних своих произведениях Фет восторгался красотой женщины, считая ее центром мироздания, то лирика зрелого поэта характеризуется, в первую очередь, преклонением перед природой – прародительницей всего живого на земле. Стихотворение начинается с утонченных и изысканных строк, в которых описывается раннее утро. Точнее, тот короткий период, когда ночь сменяется днем, и этот переход занимает считанные минуты, отделяющие свет от мрака. Первым предвестником приближающегося рассвета является соловей, трели которого слышны сквозь шепот и робкое дыханье ночи, «серебро и колыханье сонного ручья», а также удивительная игра теней, которые создают причудливые узоры, словно бы ткут невидимую паутину предсказаний для грядущего дня.

Предрассветные сумерки не только преображают окружающий мир, но и являются причиной «волшебных изменений милого лица», на которых спустя несколько мгновений заиграют лучи утреннего солнца. Но пока этот восхитительный миг не наступил, есть время предаться любовным утехам, которые оставляют слезы восхищения на лице, смешиваясь с пурпуром и янтарными отблесками зари.

Особенностью стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» является то, что в нем нет ни одного глагола . Все действия остаются как бы за кадром, а существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Это позволяет создать эффект присутствия и придает особую живость поэтической картине раннего летнего утра, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали.

Несмотря на то, что стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» является классикой русской литературы, после его публикации на Афанасия Фета обрушился шквал негативных отзывов. Автору ставили в вину то, что данное произведение является беспредметным. И тот факт, что в нем отсутствует конкретика, и о наступающем рассвете читателям приходится догадываться по рубленым коротким фразам, заставило критиков причислить данное произведение к разряду «поэтических опусов, рассчитанных на узкий круг людей». Сегодня уже с уверенностью можно утверждать, что и Лев Толстой, и Михаил Салтыков-Щедрин публично обвинили Фета в «узости мышления» лишь по одной простой причине – поэт в своем стихотворении затрону тему интимных взаимоотношений , на которую в 19 веке все еще было наложено негласное табу. И хоть напрямую об этом в самом произведении не говорится, тонкие намеки оказываются гораздо красноречивее любых слов. Однако от этого стихотворения не утрачивает своего романтизма и очарования, утонченности и изящества, элегантности и аристократизма, которые свойственны подавляющему большинству произведений Афанасия Фета.

Поэзия А.А.Фета отражает мир "летучих настроений". В ней отсутствуют политические, гражданские мотивы, нет острых социальных конфликтов. Основными темами являются природа, любовь, искусство. В природе поэт находит отзвук своих чувств. Он тонко ощущает переливы и переходы состояний природы. Любовная лирика А.Фета светла, спокойна, оптимистична. Искусство, по мнению А.Фета, не должно "вмешиваться" в дела "бедного мира". Его предназначение - служить красоте, которую понимают только "посвященные". Лирика А.А.Фета очень музыкальна - многие его стихи стали известными романсами.

Критик Юлий Айхенвальд в своей статье "Фет" так говорил о А.А.Фете "...Поэт молчания, певец неслышимого...у него стихи движутся "воздушною стопою";... у него - звуки, самые тихие в нашей литературе, и вообще он - шепот русской поэзии... на его стихотворениях лежит как бы тонкая вуаль...Фет вообще - певец чуть заметного... Фет - чародей, музыкант... Великий слушающий, все тайны мира подслушавший, и даже "трав неясный запах"...Мира в конце концов нет... Единственная реальность - душа. Душе снится вселенная. Вот,значит, откуда... вся эта воздушность Фета".

Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыханье..."

Шепот, робкое дыханье,



Трели соловья,

Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебных изменений Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Стихотворение А.Фета "Шепот, робкое дыханье..." появилось в печати в 1850 году, в период бурного романа с Марией Лазич. С этого стихотворения началась громкая слава Фета.
Темой произведения, наверное, все-таки является природа, на фоне которой развивается конкретный сюжет: описывается свидание влюбленных в саду. В двенадцати строчках автор выражает целый букет чувств, утонченно передает все оттенки переживаний. От колоритного изображения картины ночной природы А.Фет делает блестящий переход к "ряду волшебных изменений милого лица", он не изображает подробного развития взаимоотношений, а воссоздает лишь самые важные моменты этого великого чувства.
Свидание начинается задолго до рассвета. Миром правит хозяин весенних лунных ночей-соловей. Постепенно все наполняется новыми красками, дважды употребляется слово "тени", и это усиливает впечатление загадочности, таинственности. Далее изменения происходят очень стремительно: пока еще ночь - "в дымных тучках пурпур розы", но уже появляется "отблеск янтаря". Автор использует метафоры, которые помогают увидеть стремительно приближающийся рассвет. В последней строке - торжество утра: "И заря, заря!", что служит выражением высшей точки напряжения человеческого чувства и прекраснейшего мгновения в жизни природы. Мир человека находится в слиянии с миром природы!
Множество эпитетов служит для таинственного настроя, ожидания чего-то неизведанного:"робкое", "сонный", "ночной", "волшебные", "милое", "дымные".
Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение, состоящее из назывных предложений. Произносится, практически, на одном дыхании.
Здесь нет глаголов, но это не лишает произведение движения: действия присутствуют в каждой строфе "шепот", "колыханье", "ряд...изменений", "отблеск", "лобзания".
В конце стихотворения стоит восклицательный знак - это упоение лирического героя своим чувством, восторг. Здесь же и многоточие, которое указывает на возможное продолжение, развитие чувств. А.А.Фет очень осторожно, намеками, через природные образы, посвящает читателя в великое таинство любви.
Стихотворение жизнеутверждающее, оно полно свежести и аромата! От него веет утренней прохладой и становится радостно на душе!

Анализ стихотворения А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад»


Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Стихотворение написано в 1877 году. Относится к любовной лирике Фета и посвящено Татьяне Андреевне Берс, сестре Софьи Андреевны Толстой. Сам текст произведения - не столько о чувстве поэта, а скорее, о высокой человеческой любви.
В стихотворении переданы одновременно и волнения поэта, и переживания лирического героя, и воспоминания читателя.
Лирический герой переживает две встречи с возлюбленной. А между этими встречами - томительная разлука. Но поэт не рисует единым штрихом портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений и состояния лирического героя. А.Фет запечатлевает только то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением пения возлюбленной.
Стихотворение написано от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом. В лирическом произведении переплетаются две темы: любовь и искусство - самое прекрасное в жизни человека, следовательно, стихотворение о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Поэтому это лирическое произведение должно восприниматься поэтически, включая дальний и ближний контекст: