Когда почувствуете гордость тем, что совершили благое дело
Каждый раз, когда кажется что сделал хорошее дело, и иблис подливает тут же масло в огонь, и сердце начинает переполнять радость от совершенного дела, и появляются мелкие едва заметные ростки гордости, тут же вспоминайте вместе со мной, следующее:
Поистине, есть на небе ангелы, которые со дня своего сотворения и до Судного дня, находятся в суджуде. Ангелы, созданы для поклонения Аллаху. А эти ангелы, не поднимают своей головы со дня своего сотворения, до Судного дня. Просто подумайте об этом.. это не просто одна человеческая жизнь, длинной в несколько ничтожных лет. Это тысячи лет поклонения, тысячи лет суджуда, в надежде на Милость Аллаха. И когда предстанут эти ангелы, перед Аллахом в День Суда, что же скажут они, своему Господу?! И скажут они Ему:
Пречист Ты! Поистине, мы не поклонялись тебе, должным образом!.
Нет силы и мощи ни у кого, кроме как у Аллаха. Тысячи лет суджуда, и они не поклонялись Ему, должным образом. Вот и все. Где твоя радость и гордость за твои поступки? Где это чувство самоудовлетворения?! Плачешь? Плачь. Значит не все потеряно....
Мощи - старославянское слово, мощь - означает могила. Воздавая почитание угодникам Божьим, отшедшим душами своими на небо, святая Церковь чествует и оставшиеся на земле мощи или тела угодников Божиих. В Ветхом Завете не было почитания святых мощей, т.к. мертвое тело считалось нечистым. В Новом Завете по воплощении Спасителя возвышено понятие о Человеке во Христе и понятие о телах, как о жилищах Духа Святого. Сам Господь - Слово Божие - воплотился и принял на Себя человеческое тело.
Христиане призываются к тому, чтобы не только их души, но и тела, освященные Святым крещением, освящаемые Церковными Таинствами, становились истинными храмами Духа Святого. Апостол Павел говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть Храм живущего в вас Духа Святаго». И потому тела христиан, живущих праведной жизнью или ставших святыми принятием мученической смерти, достойны особого почитания, уважения, чествования.
Почитание святых останков выражается в следующем:
Это естественное чествование св. мощей и других останков угодников Божьих находит для себя твердое основание в том, что Сам Бог благоволил почтить и прославить бесчисленными знамениями и чудесами, свидетельствуемыми в продолжении всей истории Церкви. Почитая святые мощи, мы верим в могущественное предстательство и заступничество святых, святые мощи которых находятся перед нашим взором, возбуждают в наших сердцах чувство близости к нам самих угодников Божьих, носивших некогда эти тела.
Читаем «Саровские торжества» о первом прославлении мощей преподобного Серафима Саровского, написанных прот. Василием Бощановским: «Всюду в Монастыре и за Монастырем море голов. Почти все стояли с зажженными свечами. Гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия Святых Мощей Преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Передо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка). Горячие молитвенные возгласы: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас», «Помоги», «Исцели», «Уврачуй» — неслось со всех сторон. Сила народной веры достигла край него напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили Преподобного. Стояла в молитвенном восторге святорусская душа. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших Преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего. Святые мощи батюшки Серафима, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца - устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, Преподобный, отче, Серафиме, помоги!»…
В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, став на ноги, тихо проговорил: «Мама, я здорова». Я, и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли - остолбенели. Великое чудо милости Божией совершилось на наших глазах. Придя в себя, мы могли только произнести слова псалмопевца: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!»
Отец Серафим Саровский говаривал монахам и мирянам: «Когда умру, приходите ко мне на гробик, и я помогу вам». Мощи способны нейтрализовать радиацию, исцелить больных и увечных. Вспоминает больной, готовившийся к операции: «приложился к мощам любимого и высоко чтимого Серафима Саровского и непроизвольно возник вопрос: «Батюшка Серафим, слышишь ли ты, что я к тебе пришел?» И великий русский святой исцелил меня. На мой вопрос он ответил не созерцательной, а действенной любовью. По возвращении домой все справлялись о моем здоровье. Я отвечал: «Операция прошла успешно. Имя великого врача - Серафим Саровский».
Статья из пособия «Диаконическое служение сестры милосердия страждущим. Часть I-я» — 2007 г.
Часто повторяй выражение:
لا حول ولا قوة الا بالله العلي العظيم
«Ля хавля ва ля куввата илля билляхи ль-"аллиййи ль-"азым »
Перевод: «Нет силы оставить плохое, греховное и обратиться к благому, и нет мощи поклоняться Аллаху, придерживаться благого, кроме как от Аллаха Всевышнего, Великого ».
Асад ибн Вадаа передаёт от Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Кто скажет «Ля хавля ва ля куввата илля билляхи ль-"аллиййи ль-"азым» каждый день по сто раз, того никогда не постигнет бедность ». (Ибн Аби ад-Дунья)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) также передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тот, кому Аллах дал благо, пусть часто воздает хвалу Аллаху (Аль-хамду ли-Ллях), тот, у кого много грехов, пусть чаще просит прощения (Астагфиру Ллах), а тот, кого Аллах задержал пропитание, пусть чаще произносит «Ля хавля ва ля куввата илля биллях» – «Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха ». (Табарани, Аль-Авсат)
Человек часто сталкивается с множеством задач, трудностей и проблем. На протяжении всей жизни его настигают многочисленные неприятности, болезни и недуги. Когда у мусульманина появляются проблемы, трудности, вопросы, он обращается к своей вере, милость которой предоставляет ему различные пути решения задач.
Благочестивый мусульманин терпеливо встречает все превратности жизни и при любом положении готов довериться Всевышнему Аллаху во всех своих делах, ибо во всём есть благо для мусульманина. Если он получает благодать, он воздает за это хвалу Всевышнему и получает за это вознаграждение. Так же бывает, если его постигают трудности и проблемы – он терпеливо переносит их и получает за это вознаграждение.
Но вместе с этим Всевышний Аллах не запрещает нам просить у Него облегчения нашего положения и избавления от тех или иных недугов. Одним из лучших путей спасения от недугов и болезней является чтение различных дуа и молитв, которые избавляют нас от трудностей, возникающих по причине этих недугов.
В многочисленных хадисах, переданных от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сообщается о достоинствах молитвы « ».
От Муаза ибн Джабаля передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:
ألا أدلك على باب من أبواب الجنة قال: وما هو؟ قال: لا حول ولا قوة إلا بالله
«Не указать ли тебе на врата Рая? » Он спросил: «Что это за врата? » Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Ллях » – «Нет силы оставить плохое, греховное и обратиться к благому, и нет мощи поклоняться Аллаху, придерживаться благого, кроме как от Всевышнего Аллаха ». (Табарани)
От Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:
قل: لا حول ولا قوة إلا بالله فإنها كنز من كنوز الجنة
«Скажи: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Ллях» – поистине, это сокровище из сокровищниц Рая ». (Бухари, Муслим)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ قَالَ لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ كَانَتْ دَوَاءٌ مِنْ تِسْعَةٍ وَتِسْعِينَ دَاءٍأَيْسَرُهَا الْهَمُّ
«Кто произнесет «Ля хавля ва ля куввата илля би-Ллях», тот получит исцеление от девяноста девяти недугов, самым малым из которых является беспокойство и тревога ». (Табарани, Хаким)
Также в хадисе, который передаётся от Укбата ибн Амира (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
من أنعم الله عليه نعمة فأراد بقاءها فليكثر من قول لا حول ولا قوة إلا بالله
«Если человек, которому Всевышний Аллах дал блага, желает сохранить их, пусть многократно произносит: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Ллях ». (Табарани)
Абу Айюб Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) передаёт:
أن رسول الله –صلى الله عليه وسلم ليلة أسري به مر على إبراهيم عليه السلام فقال: من معك يا جبريل؟ قال: هذا محمد فقال له إبراهيم عليه السلام: يا محمد, مُرْ أمتك فليكثروا من غراس الجنة فإن تربتها طيبة وأرضها واسعة قال: وما غراس الجنة قال: لا حول ولا قوة إلا بالله
«Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в ночь перенесения встретился с пророком Ибрахимом (мир ему), он спросил: «Кто с тобой, о Джибриль? » Он ответил: «Это Мухамамад ». Тогда Ибрахим (мир ему) сказал: «О Мухаммад, повелевай своей общине, чтобы она больше сеяла дары Рая, так как земля Рая благословенная, широкая и щедрая ». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха), спросил: «Это что за саженцы Рая? » Пророк Ибрахим (мир Ему) ответил: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Ллях ». (Ибн Хиббан )
Нурмухаммад Изудинов
Имам Абдулла аль-Хаддад о сокровище Рая - словах «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях» («Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха»)
Имам аль-Хаддад писал в книге «Сокровища для ищущих»:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том.
Ты должен знать, что самой полной и всеобъемлющей формой для выражения отказа от собственных притязаний на власть и силу является формула «» (нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха).
Довод Ислама (имам аль-Газали), да помилует его Аллах, сказал: «Сила (хауль) - это мощь, (кувва) - это способность».
Ни одно творение не обладает никакой способностью и силой над чем-либо, кроме как по Воле Аллаха, который является Сильным и Могущественным. Верующим необходимо быть убежденными в том, что только Всевышний позволяет им сделать что-то или наоборот, воздержаться от чего-то. Например, осуществить какое-то предписание, будь то действие или воздержание от чего-то; или когда человек для поиска пропитания прибегает к действиям в виде ремесел и профессий, и так далее - это все (производит) Всевышний, Который создает в них намерения, способности и движения. Поэтому действия, которые они хотят совершить, будут предписаны им способом, известным как «приобретение» («кясб») и «деяние», за что потом они будут вознаграждены или наказаны. Но они (создания) могут проявить свою волю, только если Сам Всевышний позволит им, и они не могут совершить что-то или воздержаться от чего-либо, если Он не даст им возможности сделать это.
Они (творения) не обладают даже силой весом в один атом небес или земли, и при этом они никоим образом не могут быть Его сотоварищами в управлении или помощниками Ему.
Предписания и запреты основаны только на способности и возможности сделать выбор, которую (возможность) Аллах даровал Своим рабам. За деяния, которые были предопределены Творцом и приобретены ими (творениями), будут соответствующие вознаграждения или наказания.
Абсолютная власть принадлежит только одному Аллаху, а относительность и зависимость принадлежат Его рабам. Следовательно, слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях» являются опровержением притязания на владение автономной (независимой от Него) властью и возможностями, и одновременным признанием наличия той относительной возможности сделать выбор, которую Он дал Своим рабам.
Если кто-то утверждает, что у человека нет никакой свободы выбора, что действия, которые он выбирает, на самом деле, совершаются по принуждению, (что при любых обстоятельствах человек принужден к совершению каких-то действий (джабри)), то такой человек - сторонник новшества детерминизма (мубтади’и), чьи лживые утверждения отрицают то, с чем были посланы пророки и ниспосланы Писания.
В отличие от этого, тот, кто утверждает, что человек обладает волей и силой делать что-то по собственной воле (независимой от Творца), является сторонником других новшеств - мутазилитом. Но кто уверовал в то, что:
1. мукалляф (человек, отвечающий за свои поступки) обладает возможностью и выбором, которые позволяет ему выполнять предписания Аллаха и Его запреты, но
2. он не является независимым от (воли) Аллаха и не является сам создателем собственных действий,
тот нашел путь Сунны, присоединился к пути большинства (спасшейся общине) и обезопасил себя от предосудительных новшеств.
Придерживаясь окончательной реальности относительно Могущества Аллаха и ответственности человека
Пространное объяснение этого следует по прочной дороге, на которой многие поскользнулись и сбились с пути. В этом скрыта тайна предопределения, над которой всегда были в недоумении гениальные умы и в которую Господин посланников запретил нам вникать. Таким образом, для нас довольно этих намеков, достаточно поверить, что все было создано Аллахом и ничто не существует без Его воли и власти. От нас требуется лишь следовать всем повелениям запретам и принять сторону Своего Господа против самих себя (своего нафса, эгоизма) при любых обстоятельствах.
В хадисе сказано, что слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях » являются одним из сокровищ Рая. Поймите указания, содержащиеся в этом слове «сокровище» - и вы поймете, что его значение содержится среди тайн (его значение скрыто), поскольку награда имеет такие же особенности, как и действие. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует также сказал: «Два ракаата намаза глубокой ночью - это одно из сокровищ совершенства ». Их награда скрывает в себе тайное, скрытое сокровище, потому что время совершения этого действия, а именно, ночь, подразумевает это.
Также передается, что слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях » - это средство от девяноста девяти болезней, наименьшая из которых - печаль.
Это средство от печали, потому что печаль происходит главным образом от того, что люди теряют то, что любят, или когда с ними происходит что-то неприятное. Когда это происходит, люди чувствуют свою беспомощность и неспособность достигнуть желаемых целей, поэтому они испытывают сожаление. Если в такие моменты они будут отрицать (своим языком и в своем сердце) любые собственные силы и способности, то подобная уверенность даст им понимание того, что они беспомощны и слабы, если Всевышний не даст им власть и способности, так что в итоге их горе проходит, и их познание Всевышнего увеличивается. Это ясно видно из высказывания нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если человек верит в предопределение, его оставляет горе ».
Способности и сила Аллаха описываются Его прекрасными Именами; на Его совершенство и наивысшее положение указывают два имени: Возвышенный (Аль-Аля) и Великий (Аль-Азым), в этом лежит признак того, что Он полностью превосходит в совершенстве представления тех, которые сбились с пути, не видят очевидных доводов и погрузились без понимания в тайны предопределения и деяния творений Всевышнего. Так будьте осторожны! И от Аллаха тауфик.
Это основа религии и величайшая формула поминания Аллаха во все времена. «Лучшее из того, что говорили пророки до меня, - “Нет божества, кроме Аллаха”» (Тирмизи, 3538). И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самыми счастливыми людьми благодаря моему заступничеству в Судный день будут те, кто говорил: “Нет божества, кроме Аллаха” искренне, от всего сердца» (Бухари, 99). А слова эти означают, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха.
То есть свидетельствую, что Аллах свободен от любых пороков, изъянов и недостатков.
То есть я восхваляю Аллаха, упоминая приличествующие Ему совершенные и благие качества. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Слова “Хвала Аллаху” наполняют Весы, а слова “Пречист Аллах и хвала Ему” наполняют [наградой] то, что между небесами и землёй» (Муслим, 223).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто скажет: “Пречист Аллах и хвала Ему” сто раз в день, будут стёрты его грехи, даже если будут они подобныпене морской» (Бухари, 6042; Муслим, 251).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть две фразы, лёгкие для языка, тяжёлые на Весах и любимые Милостивым: “Пречист Аллах и хвала Ему, пречист Аллах Великий”» (Бухари, 6406; Муслим, 2694).
То есть Аллах превосходит величием Своим всё сущее. Эти слова произносят во время переходов от одного действия к другому в молитве, а также во время подъёма на возвышенность во время путешествия, и как выражение радости. Также эти слова произносят перед обоими Праздниками как признание милости Аллаха, Который помог нам довести до конца требуемое поклонение. Всевышний Аллах сказал: «И дабы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он вывел на прямой путь» (2:185).
То есть я прошу Аллаха, чтобы Он простил мне. Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было гарантировано прощение, но при этом он сам сказал о себе: «Поистине, я прошу у Аллаха прощения по семьдесят раз в день» (Бухари, 5948).
То есть не может быть никаких изменений и переходов от одного положения к другому и ни у кого нет сил, чтобы подобные изменения осуществить, кроме как с помощью Аллаха и при содействии Его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не указать ли тебе на слова, которые являются одним из сокровищ Рая? “Нет силы и могущества ни у кого, кроме как от Аллаха”» (Бухари, 6021; Муслим, 2704). И когда муаззин говорит: «Спешите к молитве» (Хаййа ‘аля-с-салят) и «Спешите к успеху» (Хаййа ‘аля-ль-фалях) , также следует произносить эти слова.
То есть с благодатью и помощью его начинаю, приступаю. Коран начинается словами «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного» (Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим ). И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начинал этими словами свои письма. Эти слова произносятся во многих обстоятельствах, например, перед едой, а также перед началом какого-то дела и перед тем как сказать что-то, открыть или закрыть. Это поистине великое начало - когда человек приступает к какому-нибудь делу с благодатью имени Аллаха.
Я прибегаю к защите Аллаха от зла шайтана, изгнанного от милости Аллаха. Эти слова предписано произносить перед чтением Корана, а также в гневе и вообще в любое время для того, чтобы избавиться от наущений шайтана.
Это обращение к Аллаху с мольбой за Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Верующий просит для него милости и высокого положения. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто призовёт на меня благословение один раз, того Аллах благословит десять раз» (Муслим, 384). И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ближе всех людей ко мне в Судный день будет тот, кто больше всех призывал на меня благословение» (Тирмизи, 484). Эти слова мусульманин обязан произносить при упоминании о Пророке (мир ему и благословение Аллаха). Их можно произносить и в других обстоятельствах и особенно - в пятницу и после азана. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (33:56).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отсчитывал слова поминания с помощью пальцев, однако при необходимости разрешается использовать что- нибудь, что помогает не сбиваться со счёта (чётки и т. п.).