Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Французская школа – строгая, но свободная. Обучение в школе во франции

Французская школа – строгая, но свободная. Обучение в школе во франции

В этом «О!» убедился благодаря рассказам родителей со всего мира. Сегодня мы отправляемся во Францию, чтобы узнать, как устроены детские садики и школы в этой стране.

Меня зовут Катя, у меня трое детей: старшей Нине 12, а близнецам Егору и Зосиме скоро 6 лет. Мы живем во Франции.

Что такое «родительские ясли»

Мои дети учатся в обычной государственной школе, которая состоит из нескольких ступеней. Государство во Франции обеспечивает детям школьное образование, начиная с 3 лет. До этого, если очень повезет, можно попасть в обычные ясли, куда берут детей с месячного возраста. Яслей много, но они все переполнены, в них надо записываться с 12 недель беременности и раз в неделю звонить директору и объяснять, почему ясли нужны именно тебе (не с кем оставить ребенка, работа далеко от дома, по обстоятельствам).

Обычные ясли хороши тем, что плата в них зависит от дохода семьи, поэтому это по карману всем. Помимо обычных яслей, есть вариант «родительских яслей», то есть заведения, созданного и управляемого кооперативом родителей. В такие ясли ходила моя старшая дочь. Конкретно это значит, что у каждой семьи есть свои обязанности. Кто-то директор, кто-то казначей, кто-то ответственный за закупки продовольствия, за персонал, за организацию праздников, за починку инвентаря. Помимо обязанностей, каждая семья раз в неделю по полдня помогает воспитательницам.

Раз в месяц родители посещают собрание, где каждый докладывает, как обстоят дела в его зоне ответственности. У нас собрания были довольно приятными посиделками с бутылкой вина, только заканчивались часто за полночь, и для меня раз в месяц это было очень тяжело. Но для коммуникативных людей со свободным графиком работы и для тех, кто хочет обжиться и познакомиться с людьми в чужой стране — это вполне хороший вариант. Начиная с 3 лет, государство обязано обеспечить место в «материнской школе» (так во Франции называют детский сад) каждому ребенку. В детский сад ходить вовсе не обязательно, но если записался — придется делать это регулярно.

Как устроена школа

Обязательная школа во Франции начинается с 6 лет — это подготовительный класс, первый и второй начальные классы, первый и второй средние классы. Затем дети получают неполное четырехлетнее среднее образование — колледж и еще три года лицея. А заканчивается все это экзаменом на степень бакалавра, с которого, кстати, скопировали ЕГЭ. Учебный год начинается в первых числах сентября и заканчивается в первых числах июля. Летние каникулы длятся два месяца, июль и август. Есть ноябрьские, рождественские, зимние (февральские) и пасхальные каникулы, каждые по две недели. В общей сложности получаются те же 4 месяца каникул, что и в России, но распределены они, по-моему, более удачно.

Как проходит день в школе

В начальной школе учебный день начинается в 8:30 или в 9:00. Если родители работают с раннего утра, детей часто можно привести с 7 утра в особую группу. Основные занятия заканчиваются в 16:30 или раньше, но дальше можно оставить ребенка на продленку до 18:30. Начиная со средней школы, первый урок начинается в 8 утра, но он бывает не каждый день. В некоторые дни ребенок может идти в школу к 9 или даже к 10 часам. Заканчиваются занятия в 16−17 часов.

В обычном классе может быть до 30 человек. Но во Франции есть такое понятие как «зона преимущественного образования», так называемый ЗЕП. В школах, относящихся к зоне, учатся в основном дети из неимущих семей, эмигрантов, которым учеба дается гораздо тяжелее. В ЗЕПах в классе не может быть больше 26 учеников.

В начальной школе дети начинают с занятий, затем у них довольно большая перемена (около часа), в которую они , если нет дождя, затем обед и после него еще час или два занятий. В первый год детского сада дети обязательно спят днем после обеда, второй год могут спать по желанию, на матрасиках или на подушке, принесенной из дома. На третий год это просто час чтения книги, тихого разговора. В начальной школе у детей один раз в неделю бассейн и еще один раз — занятия спортом на стадионе.

В средней школе, как и в России, есть школьное расписание, разные предметы и учителя. Предметов в целом меньше, так как — это один предмет, как и история-география, и так до конца школы. Нет отдельного предмета «литература», есть только «французский язык», на котором изучают и литературу, и язык, что довольно плачевно, учитывая уровень грамотности молодежи.

В расписании в средней школе могут быть «дыры», в которые дети либо идут в библиотеку, либо в специально отведенный для этого класс, где под надзором куратора можно сделать домашнее задание или задание, оставленное учителем, который по какой-либо причине пропускает занятие. В этот класс ученика могут отправить также, если он опоздал на урок или в качестве наказания за плохое поведение.

Что в школе на обед

В материнских и начальных школах предусмотрено двухразовое питание — обед и полдник, стоимость которого зависит от доходов семьи, остальное доплачивает государство. Но дети не обязаны питаться в школе: многих родители забирают на обед домой и приводят затем обратно. То же с полдником: многие уходят домой до него. На обед бывает закуска, основное блюдо и десерт, но редко где все это готовится на месте, в основном только разогревается, поэтому и качество не слишком высокое. Полдник в школе — это фрукт/сок+булочка/хлеб с вареньем+йогурт/молоко. При этом школы пытаются регулярно добавлять в меню экологически чистые продукты. Обычно на дверях школы вывешивают меню на неделю или на месяц. Мои дети питаются в школе, и я считаю, что это хороший способ приучить их есть то, что дают, а не только джентльменский набор из пюре, сосисок и шоколадной пасты. У старшей дочери, которая учится в колледже, еда готовится на месте, есть возможность выбрать из нескольких блюд. Она может также пойти пообедать в город.

Как проходит адаптация

В яслях адаптация растягивается на неделю. Первый день приходишь на час и остаешься с ребенком в группе. Второй день оставляешь ребенка в группе одного, но тоже на один час. Третий день оставляешь на полдня, но без обеда, и так далее.

В школе в первый день младшая группа приходит на час позже остальных и проводит там полтора часа, за это время им объясняют, как что работает и кто есть кто. В колледже в первый день ученикам тоже просто рассказывают, что, где и как. Как и в России, у каждого класса есть классный руководитель, он встречает детей в первый день. Для моей дочери первый день в колледже был сплошным кошмаром: классная руководительница миссис Гейнор, чистокровная ирландка, в течение 5 часов вещала им что-то по-английски, и Нина не понимала ни слова… Она вылетела из колледжа пулей и сказала, что в этот класс не вернется никогда.

Поговорили с директором, решили попробовать недельку, потом еще, потом остались. Классная оказалась просто замечательная, поддерживала каждый Нинин шаг, каждый успех. Когда Нина в первый раз выступала в классе со спичем (надо было рассказать про ), миссис Гейнор подняла весь класс, и они ей устроили овацию. Хотя это, наверное, уже не французские, а ирландские школьные традиции.

Про домашнее задание

По идее, вплоть до средней школы никаких домашних заданий у ребенка быть не должно. На практике это не так — уже с подготовительного класса ребенка могут просить написать страницу прописи, выучить стишок. Опять же, по идее, все задания дети должны делать сами. Я помню, в подготовительном классе, в котором дети учатся читать, учительница говорила на собрании: «Не волнуйтесь, все дети в этом году, и совершенно без всяких усилий с вашей стороны. Кто-то в ноябре, кто-то в марте, кто-то к лету. Но все обязательно научатся». И научились, как ни странно. Моя старшая дочь самостоятельная, и я в общем никогда ей ни в чем не помогала (кроме первого месяца в английском классе). Но я знаю, что, как и в России, есть родители, которые проводят с детьми целые вечера за уроками.

В чем главное отличие

В отличие от России, общая атмосфера гораздо более теплая, и это приятно. На входе в школу детей встречает директор и со всеми здоровается по имени. Такое впечатление, что к каждому ребенку более личностный, персональный подход. Родители тоже друг с другом здороваются, даже если не знакомы, поэтому и знакомство завязать несложно. Дети чаще и раньше начинают ходить друг к другу в гости, в том числе с ночевкой, чуть ли не с детского сада. Родители оказывают друг другу небольшие услуги — забрать ребенка из школы, если один задержался на работе, взять его домой и покормить, если в школе забастовка и нет обеда. Вообще дети здесь гораздо чаще любят школу и ходят в нее с удовольствием. Здорово, что есть занятия бассейном, есть большая перемена до обеда, когда дети могут побегать на улице.

Образование во Франции направлено не на то, чтобы наполнить ребенка теоретическими знаниями, а скорее на то, чтобы научить его ориентироваться в окружающем мире. Это особенно заметно в начальной школе, где не только счет, чтение, письмо, но и знакомство с географией, историей, социологией, биологией, физикой и химией. Причем это не абстрактные знания, а очень конкретные.

С младшей группы детского сада детей учат писать и узнавать свое имя, учат гигиене, правильному питанию, утилизации отходов, учат социальному поведению, учат говорить и рассказывать, слушать других. Даже малыши знают, что девочка от мальчика отличается не длиной волос и не платьем, что меня поразило в свое время. В самых младших классах на географии дети рисуют план своего квартала, им рассказывают о поведении на улице, как вести себя в экстренной ситуации, о том, как устроено общество и государство. На всех уроках детям постарше дают примеры из жизни — отрывки из газет, бюллетени, графики, статистические планы и так далее.

Здесь вообще в культуре нет такого зацикливания на ребенке, как в России или в США, и мне кажется, это правильно. Утром дети идут в школу, родители на работу, все заняты своими делами. Вечером все с работы переключаются на общение, на игры, совместные приятные занятия. Я вспоминаю с ужасом тот год, который мы провели в России. Нина возвращалась из школы в час дня, ей надо было приготовить обед. Таким образом, утром я могла поработать всего пару часов. Потом она ныла и слонялась по квартире, пока я пыталась срочно закончить работу, на 100% ощущая себя дурной матерью, которая даже погулять ребенка опять не вывела.

Не хватает энциклопедических знаний

Мне не хватает энциклопедичности гуманитарных знаний, которая есть в нашей школе. У нас в ребенка загружают определенный пакет знаний: «культурный багаж». Можно спорить о том, насколько он полон и насколько в него входит именно то, что необходимо знать культурному человеку, но он есть. Во Франции ребенка учат, как найти и узнать то, что ему нужно, но никакого обязательного пакета нет. Его учат анализировать историческое событие, работать с источниками и контекстом, видеть не только большую историю (короли+войны), но и малую (чем люди питались, как жили), но они не изучают историю линейно, от Адама до Потсдама, как мы, и чаще не имеют никакого представления о том, что было до Французской революции. Детей учат анализировать литературное произведение, и это страшно интересно, но нет такого набора произведений, которые они должны прочитать. И поскольку всем детям сейчас все труднее читать классику и толстые книги, во Франции дети в школе совсем не проходят многих важных для французской литературы писателей, а читают то, что полегче и покороче. Мы пытаемся заставить дочку читать сложные книги, но это очень непросто! Как бы мне хотелось бы скрестить опыт Франции и России в этой области и найти золотую середину.

Текст: Катя Пичугина

Фото: Bosnian/Photographee.eu/Pressmaster/Africa Studio/Jack Frog/PR Image Factory/Shutterstock.com

Вконтакте

Одноклассники

Среднее образование во Франции состоит из нескольких этапов: школа, колледж и лицей. Обучение длится 11 лет, но отсчет начинается наоборот, от большего к меньшему, т.е. с 11 класса и до самого старшего 1 класса. До 6 класса дети хотят в школу, а с 6 переходят в колледж, а со второго в лицей. Школы бывают частные и государственные. Чтобы поступить в государственную, нужно сдавать тест по французскому языку, а также иметь либо документы на жилье в собственности, либо договор аренды жилья, так как школы распределяются муниципалитетом по адресу проживания. Мы же решили отдать ребенка в частный колледж, благо стоит это во Франции недорого – всего 30-35 евро в месяц. Занятия в колледжах проходят пять раз в неделю с 8 до 15-40, с перерывом с 12 до 14, а в среду всего с 8 до 12.Во Франции предпочтение отдается гуманитарным наукам, порой складывается впечатление, что ребенок учится на филфаке. В школе дети изучают английский, затем в колледже с 6-го класса добавляется китайский, с 5-го начинается латинский, греческий и немецкий, а в конце еще и испанский или итальянский. Казалось бы, после такого обучения, дети должны стать просто полиглотами, но на практике они не знают толком даже английский. Во время тестов по английскому весь класс дружно списывает у моего сына. Их знания английского сын оценивает, как уровень его детского сада. С китайским еще веселее — за полгода занятий по 2 часа в неделю, дети смогли осилить только слово «Привет». Видимо французские языковые методики оставляют желать лучшего.
Немалое значение в колледже имеет физкультура и спорт. Кроме учебных занятий, дети занимаются спортом еще во время двухчасового перерыва, когда можно играть в футбол или пинг-понг. Еще есть секции гандбола, волейбола, но они проходят уже после основных занятий. А вот с внешкольными спортивными секциями во Франции, на мой взгляд, слабовато. Хотя инфраструктура для этого просто великолепная: огромное количество стадионов с прекрасным оборудованием и отличными футбольными полями с натуральным покрытием, благо климатические условия это позволяют.
При этом они всегда пустуют, только на одном проводятся занятия по регби, остальные поля жители используют для выгула собак. Чем вызвано столь нерациональное использование дорогостоящей инфраструктуры, не ясно. Возможно, француженки не мечтают сделать из своих детей Аршавина или Кабаеву и на секции их не водят, поэтому группы попросту не набираются.

Остальные предметы 6 класса совпадают с российской школой: математика, биология, история, объединенная с географией, технология, музыка, изо. ОБЖ нет, зато есть предмет катехизация, который ведет католический священник.

Есть и бытовые различия. Например, гардероба во французской школе нет, дети проходят в класс прямо в верхней одежде и без «сменки». Зато при входе есть локеры, в которых можно хранить учебники, чтобы не таскать их туда-сюда из дома. Перемен практически нет, кроме двухчасового перерыва, между уроками есть лишь пара минут, чтобы перейти из класса в класс.
Школьная библиотека не несет в себе простую функцию хранилища книг, а является тусовочным местом, где можно не только почитать, но и поболтать, посмотреть кино. Телефонами в школе пользоваться строго-настрого запрещено, даже во время перерыва.

Во время двухчасового перерыва детям предлагается обед в виде шведского стола, правда почему-то без супа. Вероятно, французские диетологи, в отличии от российских, не считают суп необходимым атрибутом детского меню.
Стоит это удовольствие 6 евро, но те, кто живут неподалеку, могут ходить обедать домой.
На мой взгляд, во французской школе не продумана система ожидания. До начала звонка двери в школу заперты, и дети носятся по школьному двору или стоят при любой погоде, даже в холод и дождь.
Та же ситуация после занятий — из помещения школы их сразу же выгоняют, поэтому дети, в ожидании родителей, стоят на улице, причем скамеек в школьном дворе почему-то нет. Похожая ситуация в музыкальной школе, туда хоть и пускают, но дети ждут занятий в коридоре сидя прямо на полу.
Из внеклассных мероприятий бывают походы в театр, музеи, поездки за город. Бывают и более длительные путешествия по Европе: в Испанию, Германию, Англию.

Школьное образование во Франции — это система скорее похожая на американскую, чем на русскую. Образование считается качественным. Хотя и не без проблем.

По рейтингу PISA, в котором участвуют 65 стран, Франция находится на 25 месте(Россия на 34), позади многих европейских стран(на первых трех местах азиатские страны, первая европейская страна — Финляндия). В рамках создания этого рейтинга обнаружили, что во Франции успеваемость напрямую зависит от экономического благополучия семей учащихся. Таким образом, дети иммигрантов имеют в 2 раза больше шансов попасть в худшие ученики.

В последние годы, основная проблема во французском образовании – это учительский состав. Учителей приходится мало на большое количество учеников. Поэтому учителям приходится трудно и они часто уходят на больничный отпуск. Также очень большие трудности с заменой отсутствующих преподавателей, так как свои учителя уже сильно загружены, и найти замену тоже не просто. Многие отказываются замещать, так как школы находятся в неблагополучных районах с высокой концентрацией трудных учеников. В связи с таким положением дел, совсем недавно разгорелся скандал: в одном колледже ученики остались без уроков математики в течение месяца. Колледж никак не мог найти замену. Подключили родителей для поиска по знакомым. Давали объявления. Даже пожаловались на телевидении, чтобы дело получило еще большую оглазку.

Такого рода проблемы встречаются как правило в государственных школах. Частные школы, имея более высокий бюджет в своем распоряжении, находятся в лучшем положении.
Также нередки и забастовки. Как учителей, так и учеников. Да, это кажется шуткой, но ученики лицея бастуют время от времени. Конечно, поводом для их забастовки не служит нелюбовь к профессорам или желание уменьшить количество занятий. Поводом служат политические сюжеты, касающиеся молодежи и школы в целом, такие как сокращение учительского штаба или трагическая смерть молодого человека в стычке с полицией. Они не только не ходят на занятия, но и баррикадируют вход в лицей. Забастовка- это давняя французская традиция.

Школьное образование во Франции является бесплатным, если речь идет о государственном учреждении. Более престижное образование в частных школах, в своем большинстве католических (также есть еврейские и протестанские), стоит от 250€/год до 600€/год. Стоимость сильно зависит от региона, в котором находится частная школа. Например, в Парижском регионе такие школы как правило стоят дороже.
Ниже статистика на 2013 год по Франции:

Начальная школа стоит в среднем 260€/год.

Частный колледж 450€/год.

Частный лицей 580€/год.

Престижная — это значит нет «лишних детей»: как правило из бедных семей, учебный план будучи тем же самым, что и в государственной школе. Основным отличием, помимо оплаты является изучение религии (католическими эти школы названы не просто так), а также предложение по углубленному изучению иностранных языков за отдельную плату. Но нужно добавить, что в гос. школах не все является бесплатным: продленка и столовая в гос. учреждении тоже платное удовольствие. Правда, если у семьи доход маленький, то цена может существенно снизиться. Стоимость обеда варьируется от 0,15€ до 7€ в зависимости от дохода семьи.

Все дети обязаны учиться в школах до 16 лет, если школа исключает ученика по каким- либо причинам, она обязана его записать в другое учебное заведение.


12 лет образования, разделены на 3 части.

Начальная школа с 6 лет, 5 классов.

Двери школы открываются как правило 45 минут до начала занятий, чтобы родители, которые начинают работать рано, не опаздывали. Территория школы огорожена, никто туда зайти не может. Детей привозят и отвозят родители или няни. Очень редко можно увидеть детей,идущих в школу самостоятельно, также и по окончании занятий, за воротами школы собирается приличная толпа забирающих.

  • Для начальной школы предусмотрено 24 часа занятий в неделю.
  • Понедельник,вторник, пятница: полный учебный день, то есть 5ч30мин занятий. Обычно начало занятий в 8:30, конец занятий в 16:00.
  • Среда, четверг длительность занятий 3ч30, с 8:30 до 12:30. Детей забирают из школы рано.
  • 1ч30 мин на обед. Перемены по 15 минут между уроками.

Колледж, 4 класса.

Переход из школы в колледж без экзаменов. На последнем году колледжа все проходят государственный экзамен. Колледж не находится в одном и том же здании, что и начальная школа. Подростки и дети не пересекаются.

В первый год колледжа : 25 часов занятий в неделю. Ученики начинают учить английский, которому уделяется столько же часов, что и математике(4 часа).

На втором году колледжа : 25ч30мин занятий в неделю. Начинается изучение латыни, а также физики и химии. Предлагается 2 факультатива на выбор, как правило изучение местного диалекта, или еще один иностранный язык.

На третьем году : 28ч30 мин занятий в неделю. Начинается изучение второго иностранного языка. Предлагается следующие факультативы на выбор: изучение местного диалекта, или еще один иностранный язык, или мертвый язык(греческий, латынь), а также профессиональная подготовка. Все ученики должны пройти обязательную стажировку на предприятии длительностью в 1 неделю.

Организация учебного дня:

  • Начало занятий в 8:30, конец в 16:45 или 18:15 для старших классов колледжа.Перемены 15мин, обед 1ч. Длительность урока 55мин.
  • Разделения на первую/вторую смену не существует.

Лицей, 3 класса.
Специализация.
Есть 3 разных типа лицея

Технологический лицей.

Лаборатория: наука и технология;

Устойчивое развитие и индустрия;

Дизайн и прикладное исскуство;

Менеджмент;

Здоровье и социальная сфера;

Музыка и танцы;

Гостиничное дело;

Агрономия.
После этого направления абитуриенты идут на инженерные профессии или сдают диплом за 2/3 года и начинают работать.

Профессиональный лицей.
2 или 3 года обучения в зависимости от специализации.
75 направлений.
40-50% занятий уделяется профессиональному направлению: занятия в ателье, лаборатории или на стройке. Остальное время посвящено математике, французскому, истории, географии, физике, химии, биологии и английскому.
Выпускается высококвалифицированный специалист, готовый работать или можно продолжать образование по специальности.

Общее направление.
(Литературный уклон, экономический уклон, уклон на точные науки, или простое, в зависимости от будущей профессии). После этого предусматривается поступление в высшее учебное заведение.

На сто учащихся 50 идут на Общее направление, 23 на технологическое и 27 на профессиональное.

Расписание пон, втор, четв,пятн с 8:30 до 17:30 , перерыв на обед 1 час. Среда с 8:30 до 12:30.


В конце лицея проводится гос. экзамен, который многие проваливают. В 2013 году лишь 86,8% смогли пройти этот экзамен. Сессия состоит в зависимости от направления от 9 до 10 экзаменов, письменных и устных. Как правило во всех направлениях присутствуют французский, математика, философия, науки, история и география.

Нередко во Франции остаются на второй год, или перескакивают через класс.
По состоянию на 2013 в начальной школе осталось на второй год 18% учащихся, в колледже 23,5%. Нет статистики для лицеев. Все больше и больше правительство думает о том какие принять меры, чтобы снизить уровень второгодников, так как Франция является европейским чемпионом в этом направлении.

Оценки ставятся по 20 бальной шкале. Считается, что ученик справился с заданием, если у него 10 или более баллов. Оценки начинают ставить уже в начальной школе. Но сейчас ведутся дебаты о том, чтобы отменить систему оценок до перехода в колледж, так как у многих детей это развивает повышенную тревожность и нежелание ходить в школу.

Все школьники учатся с сентября по конец июня.
Каникулы 2 недели в конце октября, 2 недели в конце декабря на зимние праздники, 2 недели в феврале –это зимние каникулы, 2 недели в апреле. И, конечно летние каникулы. Начало занятий 1 сентября.

Для иностранцев, для кого французский язык не является родным, предусмотрены спедующая процедура:

  • Ученик проходит тест по французскому, чтобы определить какой у него уровень; также в силу различий программ между 2 странами, ученик проходит тест на уровень знаний, чтобы определить в какой класс он должен пойти. Этот тест проводится на родном языке. Также проводится тест на уровень знаний иностранного языка (например, английского).
  • Ученик записывается в специальную группу с интенсивным изучением французского, но он также регулярно посещает обыкновенный класс, чтобы привыкнуть к изучению предметов на французском. Делаются тесты, чтобы определить успехи в изучении языка. По истечении года ученик должен перейти в обыкновенный класс, но дополнительно ему предоставляются уроки усовершенствования французского.

Надеюсь, что я смогла подробно рассказать о школьном образовании во Франции.

Если у вас есть комментарии или вопросы, пишите.

Школьное образование во Франции считается одним из лучших в Европейском Союзе. Если раньше россиян редко интересовал вопрос получения среднего французского образования, то сейчас для многих он приобрёл актуальность. В благополучную европейскую страну ежегодно переезжают сотни российских семей. Чтобы не прервать образование детей, их отдают во французские учебные заведения.

Получив детсадовскую базу, дети в дальнейшем легко привыкают к школе. Тем более что на базе «материнской школы» они получают основу подготовки к письму и азы обучения языку.

В детских садах малышей разделяют на 3–4 группы образовательных циклов. Уровень GS – это два начальных класса общеобразовательной школы.

Ecole élémentaire – начало образовательного процесса

Первые шаги в начальной школе также начинаются с подготовки детей. Шестилетки попадают в СР – подготовительный курс. До 11 лет образование идёт по 7 направлениям:

  1. Художественное.
  2. Математическое.
  3. Родной язык.
  4. Родная речь.
  5. Познание мира.
  6. Жизнь вместе.

Помимо как такового образования, детям прививается социальная грамотность, позволяющая в дальнейшем адаптироваться в многонациональном обществе и создать семью.

После первого подготовительного года обучения дети проходят несколько этапов: от Cours élémentaire до Cours moyen 2, каждый последующий этап сложнее предыдущего.

В результате в возрасте 11 лет они готовы переходить на следующий уровень с более усложнённой программой – колледж. После 5 классов начальной школы дети переходят на уровень среднего образования.

Французский collège

Этот этап протекает 4 года. В результате ученики получают brevet – аттестат о том, что они получили неполное среднее образование.

Так выглядит аттестат-brevet об окончании французского колледжа

Четырёхлетнее обучение разделяется на 3 этапа:

  1. Адаптационный. В 6 классе 11-летние французы сводят воедино всё знания, которые были получены до колледжа. На этом этапе школьники учатся заниматься самостоятельно, выбирают свой первый иностранный язык.
  2. Центральный этап включает 2 года обучения в 5–4 классах. На 5-м году обучения добавляются новые предметы. Детям предлагается изучение физики и химии. В зависимости от своих способностей, ученикам предлагается выбор дополнительных предметов, к примеру, факультативного латинского языка. На 4 году обучения ребёнок может выбрать ещё один иностранный язык. Цель данного этапа состоит в подготовке к выбору профессии. От результатов этого уровня зависит дальнейшее обучение детей.
  3. Профориентация. Последний 3-й класс можно условно считать первой ступенью взрослого обучения. Ученик получает возможность выбора между тремя направлениями:
  • профобразование;
  • техническое;
  • общее.

На этом этапе можно начать изучение древнегреческого языка. Ребёнок по окончании перечисленных этапов сдаёт экзамен. И, вне зависимости от его результатов, переходит в лицей, где углубляет навыки и знания, которые даёт средняя школа во Франции.

Обратите внимание на видео: учеба в колледже Франции.

Окончив 3-й класс, ученик выбирает тип лицея, в зависимости от ранее определённого направления. Для русских будет понятнее назначение французских колледжей, если провести аналогию с отечественным образованием, они представляют собой аналог наших ПТУ, где человек получает профессию.

Лицейское образование во Франции

Образовательная система страны предусматривает 3 типа лицейского образования в 2019 году:

  1. Профессиональное.
  2. Технологическое.
  3. Общее.

Первый тип требует от ученика ещё двух лет обучения какой-то определённой специальности. Пройдя 2 курса, подросток получает два документа: сертификат о профпригодности и свидетельство о полученном профобразовании.

Ни один из документов не даёт права продолжить обучение в вузе в 2019 году. Чтобы стать студентом, следует продолжать лицейское образование и уже после третьего года учёбы получить профессиональный бакалавриат. Такое стало возможным после 2005 года.

Два других типа: технологический и общий, рассчитаны на трёхлетнее обучение. В течение этого периода французская молодёжь получает образование в определённом направлении. У тех, кто выбрал общий тип – это общее образование.

Диплом бакалавра, который они получают после сдачи экзаменов, будет общего типа и позволит поступить в вуз. В результате обучения в технологических лицеях, ученики получают технологический бакалавриат. Он также даёт право поступить в высшее учебное заведение, но только в рамках выбранной специализации.

Несколько слов о высшей школе Франции

Высшее образование в стране предоставляется на бесплатной основе. Фундаментом для его получения служит лицейский аттестат (степень бакалавра) или иностранный диплом с правом получения университетского образования.

Разнообразно. Можно учиться от 2 до 8 лет. На последнем этапе присваивается звание доктора. Самыми престижными являются Grandes Écoles – Высшие Школы. Для того чтобы в них поступить, нужно сначала пройти двухлетнее обучение на специальных курсах, уделяя каждому предмету, из необходимых для дальнейшего обучения, много времени.

Особенности французского обучения

В среднем учебный год во Франции начинается в начале сентября. Некоторые школы, особенно частные, могут перенести 1 сентября на другие дни. Обучение длится до июля.

Многие учреждения среднего образования (начального) не работают в среду, субботу и воскресенье. Некоторые проводят уроки по пятидневке или шестидневке. Чаще всего на распорядок влияет регион, в котором функционирует учебное заведение.

Школьная неделя в среднем длится 24 часа. Как правило, уроки начинаются в 8.30. Заканчиваться они могут в различное время, в зависимости от количества дней обучения, но не позднее 16.30. В этом случае предусмотрены две крупные перемены, чтобы школьники могли отдохнуть и принять пищу.

Обеденный перерыв может длиться полтора или два часа. Таким образом, у детей есть возможность выбора: обедать в школьной столовой или отправиться домой.

Смотрите в видео: меню в школах Франции.

В некоторых регионах, если родители не работают, их детям запрещается питаться в детсадовских столовых. Чтобы получить разрешение, нужно обращаться в муниципалитет.

Хотя государственное образование в стране и бесплатное, родители обязаны брать на себя затраты на обеспечение своих отпрысков канцелярскими товарами, а также оплачивать экскурсии, организуемые школой. Большинство учебных заведений обязуют родителей страховать здоровье и жизнь детей.

Прекрасная Франция - страна великих мыслителей и художников, родина таких понятий, как «права человека» и «толерантность», а также восхитительного по своей красоте языка, на котором разговаривает десятая часть населения планеты. Школа этого государства не может не иметь безупречной репутации.

Французские школы традиционно считаются достаточно строгими из-за требовательности учителей и насыщенности программы. Но в то же время в них царит свободная, удивительно непринужденная атмосфера, так что даже иностранцы очень быстро начинают чувствовать себя легко и комфортно.

В этой стране существует единая централизованная система школьного образования. Окончательно она сложилась к 60-м годам XX века, правда, формироваться начала еще в эпоху Просвещения. С 1967 года во Франции законодательно установлена обязательность среднего образования. За тем, чтобы все дети учились, строго следит государство.

Французская специфика

Власти также регулируют образовательную политику, ведают вопросами оплаты труда преподавателей, их подготовкой и наймом. Кроме того, ежегодно Министерство образования утверждает учебный план, единый для всех начальных и средних школ. Его публикуют в официальном издании Министерства - Государственном бюллетене по образованию.

Как во многих странах, учебные заведения Франции подразделяют на государственные и частные. Однако и те, и другие находятся под патронажем министерства. Большинство, естественно, составляют государственные бесплатные школы, но количество частных постоянно растет. Сейчас в них получают образование около 15 % всех учеников начальных классов и около 20 % детей, проходящих подготовку в средних учебных заведениях.

Интересно, что частные школы могут подписывать или не подписывать «контракт» с государством. При наличии такого соглашения преподаватели частных учреждений получают жалованье из казны, соответственно, стоимость обучения там на порядок ниже, чем в аналогичных заведениях, не имеющих «контракта». Еще одна особенность: родители не вправе выбирать для своих чад государственные учреждения - детям приходится посещать школы по месту жительства. Многие французы считают эту систему несправедливой, ведь школы не совсем благополучных районов, в частности иммигрантских кварталов, переполнены и не способны дать хорошего образования. Впрочем, взрослые могут послать ребенка в частное заведение, где он точно получит высококачественное образование, но за большие деньги.

У французской и российской школ есть общие черты. Например, нерадивого ученика там тоже могут оставить на второй год. Решение о том, переводить или не переводить его в следующий класс, принимает комитет, состоящий из педагогов, административного персонала и родителей. Впрочем, мать и отец ребенка имеют право оспорить вердикт. Необходимо отметить, что в каждом образовательном учреждении работает специалист, помогающий преподавателям, детям и родителям решать не только административные, но и психологические проблемы.

Учебный год во Франции начинается в сентябре и длится до середины июня. Время каникул устанавливает опять же Министерство образования, в каждом регионе эти периоды отличаются.

В первый раз в 12-й класс

Начальное образование во Франции является обязательным и бесплатным. Уже в два-три года малыши посещают так называемые материнские школы (ecoles maternelles) - аналог наших детских садов. Здесь в течение трех-четырех лет опытные педагоги и психологи готовят ребят к поступлению в начальную школу. Но настоящими учениками дети становятся в возрасте шести лет. Причем русское выражение «первый раз в первый класс» по отношению к Франции не работает, потому что классы здесь нумеруют, начиная с 12-го, то есть первый класс заканчивают выпускники. Начальное образование занимает пять лет и состоит из трех этапов: подготовительный класс, два «элементарных» и два «средних» класса.

В 11 лет французский ребенок поступает в низшую среднюю школу, или, как у нас она называлась раньше, школу 1-й ступени. Во Франции этот уровень называется гораздо более солидно - колледж (Сollege). Здесь занимаются четыре года, отсчет классов, как уже отмечалось, ведут в обратном порядке: первый год именуют шестым классом, последний - третьим.

Четырехлетний период в колледже разбит на три цикла. Первый - адаптационный год, в течение которого ребенок привыкает к новым формам обучения и новым предметам - математике, французскому языку, истории и прочим. Следующий цикл - пятый и четвертый классы. Здесь к указанным дисциплинам добавляют физику, химию, латынь и иностранный язык. В третьем классе школьники приступают к завершающей, ориентационной фазе: на данном этапе учащийся выбирает специализацию, по которой будет получать образование в лицее.

Времена лицейские

Учебные заведения высшей средней школы во Франции называются лицеями (Lycee). Только их выпускники имеют право поступать в университеты, а потому стать лицеистом не так уж просто.

Для зачисления необходимо выполнение следующих условий:

    единодушное решение ученика и родителей о выборе лицея, дальнейшей специализации и выбора квалификации; наличие рекомендации группового собрания педагогов колледжа, где учился ребенок, о зачислении его в лицей. Документ рассматривает комиссия при академическом инспекторе региона (Inspecteur d’Academie), которая учитывает также наличие мест в региональных лицеях.

Итак, как правило, в 14–15 лет ученики колледжа становятся лицеистами. В данном образовательном учреждении обычно проходят подготовку в течение трех лет, заканчивая второй класс (Seconde), первый (Premiere) и выпускной (Terminale). Лицеи во Франции бывают нескольких категорий. Те, кто хочет быстрее начать работать, идут в профессиональный лицей (Lycee professionel, Lycee vocationnel) или в центр подготовки подмастерьев (CFA), чтобы получить знания, умения и навыки по определенной профессии. Здесь даже можно выбрать продолжительность курса: два или четыре года. Так как до 16 лет образование является обязательным, все равно как минимум два года отучиться необходимо. После этого в профессиональном лицее выдают Сертификат профессиональной квалификации (Vocationnel aptitude certificate - CAP) или Профессиональный диплом (Vocationnel - BEP). Оба эти документа дают право работать по специальности. После четырехлетнего обучения вручают Диплом профессионального бакалавра (Vocationnel baccalaureate - BAC). Имея его, можно поступать в вуз.

Однако за BAC в профессиональный лицей, практически являющийся эквивалентом нашего ПТУ или техникума, обычно не идут. Туда подают документы ребята, собирающиеся начать работать. Чтобы получить ВАС, поступают либо в общеобразовательный (General lycee), либо в технологический (Technologique lycee) лицей, где получают соответственно звания General baccalaureate (бакалавр общих наук) или Technologique baccalaureate (бакалавр технических наук).

В лицеях общеобразовательного направления наибольшее внимание уделяют филологии, экономике и естественным наукам. «Корочки», которые выдают выпускникам таких учебных заведений, различаются в зависимости от специализации: BAC-ES (экономика и социальные науки), BAC-L (литература и языки) и BAC-S (естественные науки). В техническом лицее можно специализироваться на точных науках и промышленных технологиях (диплом STI), сервисе (STT), лабораторных исследованиях (STL) либо медицинском и социальном обслуживании (SMS).

Во втором классе (15–16 лет) в общеобразовательных лицеях происходит разделение на два потока. Одни школьники изучают естественные науки и математику, другие - гуманитарные науки. В первом классе (16–17 лет) гуманитарный класс подразделяется еще на два направления: первое - «литература и языки», второе - «экономика и социология».

Основными предметами на курсе «Естественные науки и математика» являются физика и математика; на потоке «Литература и языки» - французский язык, письменная и устная речь, основы информатики и математики, философия, литература. Те, кто выбрал программу «Экономика и социология», постигают экономику, математику, французский и английский языки. Кроме того, в качестве дополнительных предметов можно изучать историю искусства, биологию, предпринимательство, химию, информатику, французскую литературу, французский и иностранные языки - английский, итальянский, немецкий и испанский, а также географию, историю, право, математику, музыку, физику, психологию. Уроки продолжаются с 8:00 до 15:00, а факультативные занятия - с 15:00 до 18:00. Во многих лицеях каждую пятницу проводят контроль знаний, устраивая устный или письменный экзамен, а раз в две недели родителям отправляют отчет об успеваемости их чада.

Между прочим, сам факт обучения в лицее отнюдь не гарантирует автоматического получения диплома BAC. Его выдают только тем, кто набрал не меньше десяти баллов по итогам нескольких устных и письменных испытаний. Если оценка окажется ниже, придется сдавать вторую серию экзаменов или проходить переэкзаменовку. Тем, кому и тогда не удалось набрать проходной балл, просто выдают свидетельство об окончании средней школы. Разумеется, это очень плохо - и в вуз не поступить, да и на хорошую работу не возьмут.

Учеба в государственном лицее

Для французов бесплатна, дети иностранцев, не проживающих во Франции, имеют право учиться в частных лицеях-интернатах, а также в пяти достаточно престижных государственных лицеях. Они расположены в парижском предместье Сен-Жермен-ан-Ле, местечке Ферней-Вольтер (недалеко от швейцарской границы), в Ницце, Лионе и Страсбурге. Качество преподавания в каждом из этих образовательных учреждений отвечает самым высоким требованиям. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что 94 % выпускников Lycee-College international de Strasbourg успешно сдают экзамены на BAC.

В страсбургском лицее наравне с французами проходят подготовку школьники из 52 стран, в том числе россияне. Для тех из них, кто недостаточно хорошо говорит по-французски, предусмотрен специальный курс интенсивного обучения языку (семь-восемь часов в неделю). Кстати, в группы набирают всего от двух до пяти человек.

В лицее практикуют индивидуальный подход. Каждую дисциплину разбивают на три уровня, и ученик нередко, скажем, по французскому языку находится на первом уровне, а по математике - на третьем. Он также способен, например, поступить в четвертый класс, но по итогам года ему разрешат перейти сразу во второй.

Для зачисления в государственный лицей иностранец должен прислать мотивационное письмо. Если администрация сочтет кандидатуру подходящей, его вызовут на собеседование. Затем придется пройти сложные отборочные тесты - надо показать хорошие знания в области французского и профильных предметов. Подготовка в государственных лицеях для иностранцев тоже бесплатна, однако за проживание, питание, а также книги и методические пособия нужно платить. Проживание в интернате при лицее с трехразовым питанием стоит примерно 6000 евро в год.

Учеба в частном лицее

Безусловно, дороже. Она обойдется примерно в 21 000–23 000 евро в год. Но частные школы - это, как правило, элитные и очень престижные заведения.

Например, Ecole des Roches просто уникальна. Она появилась более 100 лет назад как школа-пансион для детей аристократии и крупной буржуазии (в ней учились юные князья Голицыны). Сегодня Ecole des Roches - крупный международный образовательный центр, состоящий из трех структур:

1) международного интерната в Нормандии для детей от 11 до 18 лет;
2) начальной школы Ecole des Petites Roches - la Tournelle в Версале для детей 7–11 лет;
3) школы по изучению французского языка Perl в Париже для взрослых.

Еще одна знаменитая частная школа-пансион - Ecole Privee de Tersac, которая находится в окрестностях города Мейлан-на-Гаронне, между Бордо и Тулузой. Школа расположена в усадьбе XIX века на берегу Гароннского канала. Тут учатся французы и иностранцы в возрасте 12–18 лет. Заведение имеет отличные академические показатели, что объясняется высоким качеством подготовки, небольшими классами (максимум 15 человек) и современным техническим оснащением. С 12 лет все дети в обязательном порядке осваивают три иностранных языка. Главный принцип школы - гармоничное воспитание личности.

Следует упомянуть еще школу-пансион Institut Bois-Robert близ Анжера, которая стоит посреди живописного парка. Кстати, один из корпусов находится в настоящем замке. Максимальное число детей в классе тоже 15 человек. Помимо обязательного французского языка детям преподают английский, испанский, немецкий и латинский, а также изучают французскую культуру, живопись, математику.