Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Электрическая схема включения генератора. Схема подключения генератора

Электрическая схема включения генератора. Схема подключения генератора

Генератор — неотъемлемая часть каждого автомобиля. С помощью данного устройства, мы получаем электрическую энергию в автомобиле. Рассмотрим его составляющие и способ функционирования. Каждый автомобиль оснащен генератором, для функционирования всего электрооборудования. Генератор — изменяет энергию движка машины в электро — энергию, необходимую устройствам машины и питает потребителей. Генератор, неразрывно связан с стабилизатором тока. Данная схема, имеет название — устройство генерирования электричества. Наиболее популярными, стали генераторы изменяющие заряд тока. Они хорошо справляются с поставленной задачей и отвечают необходимым техническим требованиям.

Технические характеристики генератора. Подключение автомобильного генератора в электрическую цепь автомобиля.

Вывод генератора, предотвращает снижение заряда АКБ, в различных режимах работы автомобиля. Генератор, обеспечивает постоянное напряжение, при различных нагрузках.

Аккумуляторная батарея, является наиболее чувствительной к изменению напряжения. Именно по этому, подключение автомобильного генератора — берет на себя роль стабилизатора напряжения. Если напряжение понижается, батарея может разрядиться. Данные последствия, не позволили бы автомобилю свободно запускаться. В случае превышенного заряда, батарея, может в скором времени нарушить правильное функционирование.

В основном, генераторы отличаются качеством изготовления и соответственно схемой. Принципы функционирования и устройство, аналогичны на всех автомобилях. В зависимости от производителя, могут изменяться габариты, схема и выходы генератора (способы подключения автомобильного генератора).

Схема устройства генератора.

Генератор, включает в себя следующие составные части:

— Шкив. Данное устройство отвечает за подачу силы двигателя к установке генерации. Передача происходит при помощи ременного привода.

— Оболочка генератора. Cхема оболочки, состоит из двух частей: торцевая (смотрящая на шкив) и тыловая (в сторону контактов). Оболочка генерирующего устройства, необходима для монтажа генератора и сопутствующих составляющих на движок машины. Тыловая часть, содержит выпрямитель, щеточный механизм, штатный стабилизатор напряжения и выход, для подключения электрического оборудования.

— Ротор. Схема Данного устройства, имеет вид вала с двумя металлическими втулками. Между ними, находиться рабочая обмотка. Выводы к обмотке, соединяют ее с контактами. На большинстве генераторов, контакты представлены в виде колец из меди.

— Статор. Представляет собой небольшую трубку, созданной из стальных составляющих. В обмотке стартера, формируется необходимая сила генератора.

— Узел, с диодами. В узле, расположены 6 диодов. В каждом тепло отводе, находятся по три свето — диоды.

— Регулятор. Стабилизирует напряжение в сети, предотвращает перепад нагрузок электричества.

— Щеточный механизм. Представляет собой небольшую конструкцию из пластика. На съемном механизме, имеется ряд щеток, взаимодействующие с контактами ротора.

— Крышка защиты диодов.

Система функционирования генератора и отдельных его частей.

Генератор, функционирует согласно методу индукции. Когда, катушку пронизывает магнитный ток, во время его изменения — на выходе катушки появляется электрическое напряжение. Напряжение, напрямую зависит от скорости изменения передаваемого тока. Таким же образом, принцип действует в обратном порядке. Для получения магнитного потока, необходимо пустить на катушку электрический ток. Выходит, для того, чтобы получить электрический ток, необходим источник (с переменным магнитным полем) и катушка (для снятия переменного напряжения).
Источником переменного тока, является вращающаяся часть рабочей обмотки. Обмотка с системой полюсов, в совокупности представляют ротор.

На полюсах ротора, находиться магнитный поток. Даже, если ток отсутствует в обмотке, на полюсах сохраняются его остатки. Ток остается в незначительном количестве и способен запустить генератор, только при высоких оборотах.
Для получения первичного магнитного импульса ротором, АКБ подает небольшую часть тока, через обмотку ротора. Данный процесс осуществляется через контакты лампочки подтверждающей правильную работу генератора. Оптимальный поток тока, позволяет запустить холостой генератор. При этом, ток не должен быть высоким, в противном случае произойдет полный разряд батареи. В связи с этим, мощность сигнальной лампочки около двух с половиной Вт. Когда на обмотках набирается необходимое количество напряжения, сигнальная лампочка тухнет. В дальнейшем, обмотка получает питание уже от самого генератора. В данном случае, генератор функционирует автономно.

Обмотки статора, подают выходящее напряжение. Когда ротор вращается, со стороны катушек, сменно появляются плюсовую и минусовую полярность ротора. По этому, изменение движения магнитного импульса, проходит через катушку, образуя переменный импульс. Напряжение в катушке, зависит от скорости движения генератора и количества полюсов. Дело в том, что ротор может быть оснащен несколькими парами полюсов.
Статор, имеет обмотку с тремя фазами. Обмотка состоит из нескольких частей, намотанных по специальной методике.

Для подведения потока к трех фазовой обмотки статера, катушки размещены в специальных пазах магнито — провода. Данная конструкция, не позволяет магнитному потоку рассеиваться. МП, находиться в катушках и магнито — проводе. Таким образом, появляется побочный ток, который занижает уровень тока и способны нагревать статор. Именно поэтому, магнито — провод, собирают из стальных частей.

Электрическая сеть машины, требует стабильного и бесперебойного напряжения. Обмотка генератора, питает части машины, через специальный стабилизатор. В стабилизатор, встроены диоды, имеющих по три выхода с определенной полярностью. Диоды открыты и не замедляют движение тока по цепи.
Часть производителей, наиболее заботливы об электрических приборах автомобиля. Таковые, заменяют диоды специальными стабилизирующими устройствами. Привычная схема диодов, заменяется на стабилизатор. Отличие данного устройства от классических диодов, заключается в пропускании тока, только необходимой величины. Обычно, данное напряжение не превышает предела в тридцать Вт. При увеличении данного показателя, стабилизаторы, направляют ток в обратном порядке. При этом, на выводах, напряжение остается стабильным. Тем самым, стабилизаторы, не допускают ток, нарушающий работу электронных приборов в автомобиле.
Стабилизатор, поддерживает постоянство напряжения на выходе и используется как регулятор.

Регуляторы напряжения.

Не зависимо от конструкции регуляторов, принцип действия у них аналогичен. Электрические регуляторы, включают и выключают подачу тока с катушки, тем самым стабилизирую напряжение. При необходимости снизить заряд тока, время подачи тока с катушки уменьшается. В случае, необходимости большего заряда тока, время подачи с катушки — увеличивается.
Модернизированная схема стабилизатора.

Часть регуляторов, обладают свойствами компенсации. Они адаптируют заряд, подходящий к аккумулятору автомобиля. Данное регулирование, осуществляется в связи с изменением температур под капотом авто. В случае снижения температура, на АКБ, подается большее количество тока.

Генератор, одна из важнейших составляющий автомобиля. Схема генератора, позволит подробно изучить его элементы и принцип функционирования. Изучение устройства, поможет вам правильно диагностировать неисправность. От правильной работу рассматриваемого устройства, зависит функционирование всех электронных устройств и срок эксплуатации аккумуляторной батареи. При возникновении ошибок в работе генератора, необходимо оперативно приступить к его диагностике и устранению неисправностей. Своевременно обслуживайте и проверяйте генератор, во избежание масштабных неполадок. Для снятия и замены электрического генератора, пользуйтесь советами производителя, указанных в комплектующей инструкции. Удачи в изучении генератора!

Очень многие думают, что самое сложное в педальном генераторе — это электрические схемы подключения генератора, но на самом деле схемы управления генератором простые.

При разработке электрической схемы важно исключить возможность неправильного подключения аккумулятора, при котором мгновенно повреждается автомобильный генератор. На всех наших педальных генераторах и солнечных панелях мы используем полярные штекеры и сокеты, подключающиеся одним и тем же способом. Другая важная деталь — предохранитель правильного номинала, близко расположенный к положительной клемме аккумулятора, который перегорает раньше, чем сгорят провода. В идеальном случае электропроводка от генератора к аккумулятору должна быть рассчитана не меньше, чем на 20 Ампер, иметь сечение от 2.5 мм 2 и защищена предохранителем на 10 А. Старайтесь использовать гибкий кабель. Не пытайтесь использовать кабель со сплошной металлической жилой, так как он всё время гнётся и в какой-то момент сломается, что может привести к удару электрическим током. Вольтметр на руле можно подсоединить с помощью тонкого провода и защитить маленьким предохранителем на один или два ампера.

Это самая простая версия принципиальной электрической схемы подключения автомобильного генератора. Вот так выглядит её демонстрационная версия.



В таблице представлен список основных компонентов с шифрами Maplin и Farnell. Maplin прекратили продавать некоторые 25 Вт резисторы, включая используемый в исходной схеме резистор на 0.47 Ом 25 Вт и многие другие компоненты.

Возможно вам самостоятельно придется , чтобы она соответствовала генератору. Если лампочка включается на слишком низких оборотах, то потребуется лампочка, работающая на низком токе. В принципиальной схеме отсутствуют критически важные компоненты, так что можно использовать даже бывшие в употреблении лампочки. Люди, хорошо разбирающиеся в электротехнике, могут заметить, что значение 25 Вт для резистора слишком завышено. Это сделано на случай протекания очень высоких токов в аварийных ситуациях до момента сгорания предохранителя. Если планируется использовать генератор для публичных демонстраций, то в целях обеспечения дополнительной безопасности неплохо будет прикрепить его к металлической плите или радиатору. К тому же радиатор производит впечатление — с ним генератор кажется более мощным.

Датчик мощности.



Хороший вольтметр достаточно важная часть генератора. Он нужен для оценки результата затрачиваемых сил и для демонстрации аудитории. Генератор может работать и без него, но всё же нужно как-то оценивать свои результаты. Подходят только аналоговые вольтметры, так как цифровые не подходят для измерения постоянно меняющегося напряжения. По этой причине в автомобильных спидометрах и датчиках по прежнему используются аналоговые приборы. Мы используем аналоговый вольтметр со смещённым нулём, который может показывать только напряжение больше 12 вольт. Если напряжение опустилось ниже 12 вольт, то это может произойти только при неисправном аккумуляторе. У вольтметра со смещённым нулём при запуске генератора резко дёргается стрелка — это смотрится достаточно эффектно. Обычно я использую схему, основанную на самом дешёвом измерительном приборе из каталога Maplin, но вы можете купить более серьёзные измерительные приборы.



Схема измерительного прибора довольно простая. Опорный диод не проводит ток ниже 11 В, то есть можно сказать, что он вычитает 11 В напряжения. С помощью резистора мы превратили вольтметр с диапазоном измерения 0 - 4 вольт в измерительный прибор с диапазоном от 11 до 15 вольт. У вольтметров, установленных на наших генераторах, в действительности даже ещё более узкий диапазон, с опорным диодом на 12 В и диапазоном 2,5 В. В схему управляющего модуля добавили дополнительный резистор и переключатель на три позиции, распределив сопротивление между аккумулятором и генератором и тем самым мы адаптировав генератор для людей с любой

Генератор Г-222 используется на большинстве отечественных автомобилей. Он способен выдать максимальную силу тока 55 Ампер при напряжении 13 Вольт и 5000 оборотов в минуту. Передаточное соотношение между коленчатым валом двигателя и 1 к 2,04. При этом ротор может вращаться с максимальной скоростью 13000 оборотов в минуту. Регулировка напряжения производится в интервале от 13,6 до 14,6 Вольт.

Конструктивные особенности

На автомобилях ВАЗ-2105 и других моделях генератор необходим для питания при работе двигателя. От него также производится зарядка аккумуляторной батареи. Практически до конца восьмидесятых на всех автомобилях устанавливали генератор Г-222.

Начиная с модели ВАЗ-2108, устанавливали генераторы 37.3701. Его конструкция абсолютно такая же, как и у генератора Г-222, характеристики отличаются совсем немного. Имеются отличия в намоточных данных статора и ротора, немного иной тип регулятора напряжения и Позднее 37.3701 начали устанавливаться и на автомобили ВАЗ-2105.

Где установлен генератор?

Если присмотреться внимательно, то окажется, что автомобильный генератор вырабатывает трехфазное напряжение. Это синхронные электрические машины, возбуждение обмоток производится при помощи электромагнита. Чтобы преобразовать переменный ток в постоянный, в задней части генератора устанавливается выпрямитель, который состоит из кремниевых диодов. Благодаря такой схеме подключения получается преобразовать трехфазное переменное напряжение в постоянное однополярное.

Монтаж генераторной установки производится возле блока двигателя, с правой стороны. Крутящий момент от шкива коленвала передается при помощи клинообразного ремня. На крышках генераторной установки имеются проушины, при помощи которых устройство закрепляется на кронштейнах. Внутри этих проушин установлены резиновые втулки, они позволяют сберечь их от повреждения при чрезмерной затяжке. Сверху генератор Г-222, схема подключения которого приведена на фото в статье, крепится к натяжной планке при помощи шпильки и гайки.

Основные компоненты генератора

Можно выделить четыре основных элемента, из которых состоит генератор Г-222:

  1. Подвижный ротор, на котором имеется обмотка возбуждения.
  2. Статор - неподвижная часть, в которой вырабатывается электрический ток.
  3. Передняя и задняя крышки, изготавливаются они из сплава алюминия. Благодаря этому они имеют очень маленький вес, а самое главное - прекрасно охлаждаются.
  4. Ротор представляет собой вал с рифленой поверхностью. На нём запрессованы стальные полюса, имеющие форму клюва. Вместе с сердечником вал образует электромагнит. Внутри клювообразных полюсов находится пластиковый каркас, на котором имеется обмотка возбуждения. Края обмоток подключены к контактным кольцам с задней стороны ротора. Эти кольца смонтированы на пластиковой втулке.

Подшипники ротора

Чтобы облегчить вращение ротора, в передней и задней крышках устанавливаются подшипники. Они имеют закрытый тип, смазка заложена непосредственно во время изготовления устройства. Когда происходит эксплуатация, нет необходимости дополнительно закладывать туда смазочные материалы. При Г-222, связанной с подшипниками, необходимо заменять ролики, ремонту они не подлежат.

Внутренняя часть подшипника, расположенного сзади, запрессована непосредственно на валу ротора. При помощи резинового кольца зажимается наружная часть подшипника. Внутренняя часть подшипника, расположенного в передней крышке, свободно установлена на роторе. Также там имеется дистанционное кольцо. Наружная обойма зажата при помощи двух шайб, зафиксированных четырьмя болтами.

В передней части вала ротора при помощи установлен шкив и вентилятор, которым происходит охлаждение выпрямительного блока и внутренней части генератора. Поток воздуха поступает в окна, расположенные в передней крышке, свободно проходит по статору и ротору, после чего, охлаждая выпрямительный блок, вырывается наружу.

Статор генератора

Для изготовления статора используется Множество пластин соединяются при помощи электрической сварки. Изнутри в статоре есть 36 пазов. Они изолированы при помощи лака или картона. В эти базы плотно укладывается три обмотки, которые позволяют вырабатывать трехфазное напряжение.

Чтобы эти обмотки не выпадали, они закрепляются при помощи пластиковых трубок либо же деревянных клиньев. Одна обмотка содержит в себе шесть катушек. Все три обмотки соединяются по схеме «звезда». Другими словами, один конец каждой из них соединяется с корпусом генератора Г-222. Ремонт статорной обмотки нецелесообразен, намного проще заменить ее полностью.

В задней крышке расположены следующие компоненты:

  1. Полупроводниковый выпрямительный блок.
  2. Регулятор напряжения и щеткодержатель в едином корпусе.
  3. Конденсатор.
  4. Подшипник.
  5. Силовые контакты.

Блок выпрямителя

На задней крышке находится выпрямительный блок. Он собран по мостовой схеме, содержит в себе шесть силовых полупроводниковых диодов. Если проводить диагностику этих устройств, то необходимо знать, что они пропускают электрический ток лишь в одну сторону. Диоды расположены на специальных алюминиевых держателях. Чтобы упростить крепеж, половина полупроводников соединяется с одной частью подковообразной пластины, другие со второй.

Отрицательные полупроводники, которые имеются в схеме выпрямительного блока, установлены в специальном держателе. Положительные соединяются с выводом «36» генераторной установки. Благодаря тому, что диоды прочно установлены в соответствующих держателях, обеспечивается эффективное охлаждение. Блок выпрямителя закреплен на крышке при помощи трех болтов.

Положительные диоды, изолированные при помощи пластмассовых втулок, тоже надежно фиксируются в алюминиевой пластине. Гайки на болтах крепления пластин к задней крышке одновременно зажимают не только выводы полупроводников, но и обмоток. Минусовой вывод генератора - это его корпус. Плюсовой - это контакт «30», установленный на задней крышке.

Регулятор напряжения

Благодаря этому прибору на выходе статорных обмоток удерживается оптимальное значение напряжения, независимо от того, с какой частотой вращается ротор. Причем значение напряжения будет удерживаться в диапазоне 13,6-14,6 Вольт, невзирая на то, какая нагрузка воздействует на двигатель и систему электроснабжения. Генератор Г-222, устройство которого такое же, как и у его последователя 37.3701, имеет малогабаритный регулятор напряжения.

Конструктивно реле-регулятор и щеткодержатель выполнены в одном корпусе. По щеткам, которые прижимаются к контактным кольцам на роторе, поступает напряжение питания обмотки возбуждения. Одна щётка соединяется контактом "В" регулятора напряжения, вторая с выводом "Ш".

Если бы не было регулятора

В том случае, если бы не было этого прибора, напряжение на выходе генератора могло бы изменяться в огромном диапазоне - от 9 В до 25-30 В. Конечно, это сразу бы вывело из строя все потребители электричества. Основные условия работы любого генератора - это наличие постоянного магнитного поля, причем подвижного. Именно регулятор и позволяет создать постоянное поле. Чтобы скорректировать напряжение на выходе установки, в выпрямительный блок устанавливаются менее мощные дополнительные диоды. С их помощью можно немного увеличить напряжение на выходе.

Как работает генераторная установка?

После того как включается зажигание, срабатывает реле, которое подает напряжение от положительной клеммы аккумулятора на регулятор. При этом регулятор напряжения переходит в открытое состояние, подает ток на обмотку возбуждения ротора. Питание от плюса аккумулятора поступает на регулятор, через обмотку возбуждения, на массу, то есть минусовой вывод АКБ.


При этом вокруг ротора создается магнитное поле, причём оно постоянное. Как только начинает вращаться коленчатый вал, раскручивается и ротор генераторной установки. При этом под зубцами статора проходит то северный полюс, то южный. Магнитное поле движется, в результате этого на статорных обмотках вырабатывается электрический ток. После этого переменное напряжение, которое снимается с трех выводов статорной обмотки, поступает на блок выпрямителя.

В том случае, если частота вращения ротора увеличивается, на выходе генератора напряжение превышает значение в 14,6 Вольт, регулятор переходит в закрытое состояние. При этом ток на обмотку возбуждения не подаётся. И тогда резко уменьшается напряжение на выходе генератора, после этого регулятор открывается. Количество переходов в открытое и закрытое состояние может составлять до 250 раз за одну секунду. А на выходе генераторной установки изменения напряжения незаметны. Чтобы максимально сгладить пульсации электрического тока, а самое главное - избавиться от переменной составляющей, установлен электролитический конденсатор.


Как разобрать генератор?

Чтобы разобрать генератор, необходимо сначала его снять. Для этого выкручивается гайка, расположенная на верхней планке. Снизу выкручивается болт, которым произведено крепление к блоку двигателя. Желательно перед началом разборки очистить и продуть устройство. После чего можно выкрутить гайку, при помощи которой крепится шкив. Дальнейшие действия:

  1. Съемником необходимо демонтировать шкив, аккуратно снять шпонку и шайбу.
  2. Теперь нужно отключить вывод регулятора. Регулятор напряжения закреплен на задней части генератора при помощи двух болтов. Выкрутите их.
  3. Аккуратно извлеките устройство вместе с щеткодержателем. После этого отсоедините конденсатор.
  4. Далее необходимо выкрутить гайки, которыми произведена стяжка крышек генераторной установки. Выкрутить винты, которые соединяют выводы диодов и обмоток статора.
  5. Выкрутите гайку на контактном выводе.
  6. Демонтируйте блок выпрямителя.

После этого можно полностью вынуть ротор и заняться диагностикой всех компонентов генератора. Отличия генераторов Г-221 от Г-222 незначительные, поэтому можно проводить разборку по вышеизложенной инструкции.

Бесперебойное энергоснабжение и наличие в сети стабильного напряжения является необходимым условием для правильной работы домашних электроприборов. От электричества зависит комфорт обитателей дома, сохранность продуктов в холодильнике, возможность работать за компьютером. Но наиболее уязвимыми к отключению электричества являются системы отопления на базе котлов, имеющих электронное управление и циркуляционные насосы. В случае отключения электроэнергии, чтобы в лютый мороз не повредить систему отопления и не замерзнуть самим, нужно подключить аварийный электрогенератор к домашней сети.

Подавляющее большинство бытовых электрических генераторов работает на бензине (бензогенератор), но встречаются маломощные дизельные или даже газовые электрогенераторы, пригодные для использования в качестве резервного источника питания электроприборов, включенных в домашнюю сеть. Наиболее популярными являются электрогенераторы мощностью 3-5 кВт – данного объема электроэнергии хватит для функционирования наиболее важного домашнего оборудования.


Бензиновый генератор мощностью 3 кВт

Возможные способы подключения генератора

Если на момент отключения электричества самым важным критерием является время, то бензогенератор можно аварийно подключить к домашней сети двумя достаточно быстрыми способами:

  1. подключение генератора через розетку, предварительно отключив вводный автомат на щитке;
  2. подключить на ввод щитка электрогенератор вместо выводов от электросчетчика.

Для первого способа потребуется кабель с двумя подключенными штепсельными вилками на обоих концах. Линия розетки должна выдерживать максимальную мощность (ток) генератора. Как правило, электрогенераторы имеют автоматический выключатель для защиты от перегрузки, но наличие автомата с соответствующим номиналом на линии розетки не повредит. Схема подключения резервного электрогенератора к домашней сети показана на рисунке ниже:


Схема подключения автономного электрогенератора через розетку

При возобновлении подачи электроэнергии необходимо сначала заглушить генератор, вынуть вилки из розеток на генераторе и от домашней сети, затем включить вводный автомат на щитке.

Включение сетевого напряжения при включенном в домашнюю сеть электрогенераторе приведет к его выходу из строя

Кабель с двумя вилками также не является безопасным, так как при оставлении одного из концов включенным, возможно поражение при прикосновении к оголенным штырькам в момент возобновления электроснабжения или тестового запуска электрогенератора. Частое применение такой схемы может усыпить бдительность, поэтому возникает риск аварийной ситуации при одновременном включении генератора и вводного автомата.


Небезопасный кабель с двумя вилками, используемый исключительно для экстренного подключения генератора

Перекидной рубильник

Второй способ, с отключением одного источника питания (выводы от счетчика) и подключением резерва (бензогенератор) является более безопасным в плане исключения одновременного их включения, но требует частой манипуляции с проводами и клеммами при повторяющейся ситуации с исчезновением электричества. К тому же, выводы от счетчика при возобновлении внешнего энергоснабжения могут оказаться под напряжением, если ввод электричества в дом осуществлен напрямую, без вводного автомата.

Чтобы исключить манипуляции с проводами и клеммами и сделать все правильно, подобную схему подключения можно воссоздать при помощи перекидного рубильника, который переключает домашнюю сеть с основного на резервный источник питания. Для исключения всех возможных аварийных ситуаций, перекидной рубильник должен быть двухполюсным для однофазной сети, или четырехполюсным для включения в трехфазную систему.


Применение перекидного рубильника для подключения электрогенератора к сети

В данном случае рабочий ноль домашней электросети также отсоединяется от линии электроснабжения, получается система с изолированной нейтралью (IT). При существующем в домашней сети защитном проводнике заземления провод PE нужно подключить к корпусу генератора. Если домашняя сеть двухпроводная, то бензогенератор нужно заземлить при помощи заземлителей.

Алгоритм включения и выключения резервного электропитания будет следующим:

  • запуск и прогрев генератора при отключении света;
  • переключение перекидного рубильника на резерв;
  • перевод рубильника на основное питание при возобновлении энергоснабжения;
  • остановка электрогенератора.

На видео ниже показаны технические нюансы запуска и обслуживания генератора:

Автоматическое переключение на генератор

Описанное выше подключение генератора к дому имеет существенный недостаток – при исчезновении электричества нужно вмешательство человека для перевода домашней сети на резервное питание. Данная схема не разбудит пользователя и никак не уведомит хозяина о том, что электричество пропало, и система отопления начнет замерзать.

Нужна электрическая схема, отслеживающая напряжение электроснабжения, которая запустит генератор, выведет его на нужные обороты и переключит рубильник. Подобные устройства, осуществляющие автоматический ввод резерва (сокращенно АВР ) выпускаются промышленностью. Подробная схема подключения прилагается к устройству, но принцип подключения можно понять, изучив рисунок ниже:


Подключение системы автоматического запуска генератора

От АВР (системы автозапуска) к генератору кроме силовых проводов подключается также кабель управления. Электрогенератор должен иметь функцию автозапуска для подключения к АВР. Управление и подзарядка аккумулятора генератора осуществляется напряжением 12 В. В инструкции к генератору должно быть подробное описание процесса подключения с указанием предназначения клемм.

Самодельная система автозапуска

Решать вопрос о том, как подключить генератор в качестве бесперебойного снабжения электроэнергией должен пользователь исходя из своих финансовых возможностей – АВР и электрогенератор, поддерживающий функцию автозапуска, обойдутся намного дороже. Поэтому многие домашние мастера стараются придумать свою схему подключения, используя систему контакторов с нормально открытыми и закрытыми контактами.


Контактор, работающий как перекидной рубильник

Принцип действия подобного переключателя таков – напряжение сети электроснабжения удерживает нормально разомкнутые контакты замкнутыми. В этом случае домашняя сеть подключена к электрической линии снабжения. Как только напряжение пропадает, катушка контактора перестает втягивать якорь, и замыкаются нормально замкнутые контакты, к которым подключен генератор.

Один из примеров подобных схем представлен ниже. Трехфазный контактор переключатель используется также для коммутации напряжения 12 В, включение которого заменяет поворот ключа генератора. То есть, при исчезновении напряжения сети таймер начинает запускать стартер с некоторыми промежутками, которые можно настроить.


Пример самодельной схемы для автоматического запуска генератора

Как только двигатель генератора запустится на его выходе появится напряжение, которое заставить сработать контактор К2, и таймер перестанет запускать двигатель. Как только появится напряжение на линии, включится контактор К1, и цепь ключа генератора разомкнется и двигатель заглушится.

Данная схема приводится как идея, и требует доработки, модернизации и добавления дополнительных элементов защиты, соответственно модели генератора. Народные умельцы модернизируют обычные генераторы, переделывая под автозапуск, добавляя исполнительные устройства для управления заслонкой и топливным вентилем, как показано на видео:


Если нет желания внедряться в схему и устройство электрогенератора, то коммутацию 12В можно использовать для включения сигнализации (будильника) и для подсветки места установки электрогенератора.

Безопасность подключения генератора

Бензогенератор, работающий на легко воспламеняемом бензине, не должен сам стать источником искры или короткого замыкания, особенно в непосредственной близости к емкости с запасом топлива. Поэтому следует уделить особое внимание качественному подключению генератора к сети.

Пожарная безопасность подробно описана в инструкции, поэтому во избежание возгорания и несчастных случаев, следует подключение и установку электрогенератора произвести правильно, согласно требованиям. Категорически запрещается устанавливать работающий генератор в закрытом помещении – выхлопные газы ядовиты.


Помещение под генератор должно очень хорошо вентилироваться

Устанавливают генератор на свежем воздухе под навесом, защищающим от дождя и прямых солнечных лучей. Следует позаботиться о защите клемм подключения от коррозии при чрезмерной влажности. Также необходимо следить, чтобы аккумулятор был заряжен. Современные АВР также имеют функции оповещения о включении резервного питания: